метавселенная что это такое
Между двумя мирами: когда мы будем жить в метавселенной
Откуда появилась идея метавселенной
Первое представление о метавселенной появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». По сюжету книги в XXI веке на Земле царствует корпоратократия — вся власть принадлежит крупным корпорациям — и помимо реального мира, который окутан хаосом и расколот на несколько государств-корпораций, существует другой — виртуальный. Там люди точно также взаимодействуют друг с другом. Реальный и виртуальный миры переплетены: события в одном могут влиять на то, что происходит в другом. Эта же книга стала источником термина «аватар».
Сейчас метавселенной можно дать вполне четкое объяснение — это конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. Пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться».
Как устроена метавселенная
Прообраз Матрицы в реальном мире — это интернет. Крупные игроки из мира всемирной паутины и технологий уже строят планы созданию метавселенной. Например, в 2021 году Марк Цукерберг анонсировал старт работ над «трехмерным интернетом», которые полностью поменяет наше представление о взаимодействии с контентом — мы будем не потреблять информацию, а находиться внутри нее.
Концепций метавселенной много, но самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Болу. В своем представлении Бол приводит семь характеристик другого мира.
Проектирование метавселенной актуально в образовательной и корпоративной среде, в сфере коммуникаций.
Первые шаги к метавселенной
Недавно компания Facebook выпустила новое приложение для шлема виртуальной реальности Oculus Quest 2. Horizon Workrooms — это виртуальное пространство для всех, кто работает удаленно. Подключиться к такой встрече можно без использования VR-очков или шлема, достаточно компьютера. У каждого участника есть свой аватар. На сегодняшний день Horizon Workrooms не выглядит как метавселенная, пока что это больше похоже на тестирование технологии: приложение поддерживает функцию отслеживания рук, стриминг видео с удаленного рабочего стола, пространственное аудио, а также может синхронизироваться с календарями Outlook и Google. Внутри есть трекер глаз, лица, частей тела, что помогает аватарам двигаться плавно. Система может даже контролировать мимику владельца. Одновременно на виртуальной планерке могут собраться не более 50 человек.
На самом деле, технология не совсем новая: Apple еще в 2020 году представил мемоджи: там эмоции копирует не только аватар, похожий на человека, но и те, что изображают животных, и даже единорог.
Еще один проект Facebook — Infinite Office, который создан для работы из дома через те же Oculus Quest. На что-то более технологичное компания пока не решилась. Недавно Facebook совместно с Ray-Ban выпустили умные очки, которые изначально должны были обладать инструментов для распознавания лиц. Но позже от этой задумки отказались, побоявшись, что такая технология может стать инструментом для вторжения в частную жизнь.
Microsoft тоже не осталась в стороне. Глава компании Сатья Наделла считает, что набор облачных сервисов Microsoft Azure — это в каком-то смысле корпоративная метавселенная. Одно правило матрицы в ней точно действует: она смешивает два мира, создавая цифровые копии предметов и позволяя работать удаленно в смешанной реальности.
Помимо этого у Microsoft есть платформа Mesh, к которой можно подключиться с помощью VR-гарнитуры, планшета, смартфона или ПК. Все люди внутри Mesh существуют как виртуальные аватары из социальной сети Altspace VR, однако компания хочет перейти к «голопортации» — тогда люди будут появляться в виртуальной среде в виде самих себя.
Метавселенной заинтересовались и на телевидении. Телеканал Fox выпустит шоу музыкальных талантов «Альтер эго», в котором на сцене вместо участников будут выступать их цифровые аватары с «образами мечты», в то время как в жюри будут реальные люди.
Как зарабатывать в метавселенной
Метавселенная вполне может принести доход. Например, рекламой: внутри Fortnite проходят мероприятия, совмещенные с тем, что происходит в реальном мире. То есть, рекламодатели могут получить виртуальный мир, созданный специально под них. А творческий режим дает почти безграничные возможности для кастомизации костюмов, игровых сюжетов и даже отдельных внутриигровых миров. Здесь хорошим подспорьем станет технология блокчейна. Защитить права на цифровое имущество, виртуальную недвижимость и землю может NTF.
Тем не менее, к полному переходу в метавселенную никто пока не готов. Инфраструктуры всемирной сети пока недостаточно, чтобы полностью перенести пользователь внутрь платформ. В одиночку никому не под силу понять механику работы метавселенной, но и делиться эксклюзивным контентом, если вдруг у кого-то получится, технологические гиганты не готовы.
Что нужно знать о метавселенных прямо сейчас
Всё началось в июле 2021 года, когда Цукерберг заговорил о метавселенных. В конце октября мы узнали о переименовании Facebook. Цукерберг анонсировал виртуальную вселенную Meta, а вместе с ней и объяснил, что это вообще такое. Но мы всё равно не поняли. Поэтому закопались в аналитические статьи, подробно изучили тему… и всё равно не поняли. А потом поговорили с криптоинвестором Михаилом Некрасовым и сооснователем студии разработки игр «Мастерская 15» на платформе Roblox Ярославом Кравцовым. И тогда стало немного понятнее.
Появилась Meta, и нас поставили перед фактом: мы теперь не просто ищем квартиру на фб, переписываемся по работе в ватсапе и постим сторис в инсту — теперь мы обитатели одной метавселенной.
Логотип Meta Цукерберга / bbc.com
Мир содрогнулся, узнав новое имя Facebook, и дошла эта новость даже до нашего президента. Не всегда Владимир Владимирович поддерживает западные нововведения, например, с трансформерами президенту разобраться так и не удалось. Но здесь другая ситуация.
Государство должно заниматься защитой россиян и их виртуальных двойников-аватаров, формирующихся сейчас в метавселенной.
Да, это правда сказал наш президент.
Постепенно всё становится похожим на фильмы о будущем, когда вместе с виртуальной, появляются ещё и технологии дополненной реальности, а выходить из дома становится совсем бессмысленным занятием. Сидишь на кухне за столом с ноутом, надеваешь специальные очки, и вот ты уже в офисе. А мимо проходит реалистичный эмоциональный аватар твоего коллеги, и вы вместе обсуждаете надвигающийся на виртуальной платформе корпоратив. Вечером после работы идёшь на концерт, не вставая с кровати, потом в специальных очках смотришь фильм для взрослых, будучи единственным взрослым в комнате и ложишься спать. Это всё метавселенные, в которых мы живём уже сейчас, но давайте разбираться, что это вообще такое.
Что есть уже сейчас
Условия метавселенной мы обозначили — должны объединяться две реальности. Дальше каждая компания креативит по-своему. И разнообразия уже хватает, так что давайте посмотрим, что можно потрогать уже сейчас.
Meta
Заслуг у Meta много, например, компания активно создаёт приложения для удалённой работы. С помощью Horizon Worlds и продвинутой VR-системы Oculus Quest 2, вы можете подарить своему аватару в сети не только собственное лицо, но и жесты, движения глаз и мимику.
Fortnite
Да, эта игра давно стала метавселенной, а мы и не заметили. Здесь своя валюта (хоть и не крипто) и 350 миллионов пользователей в месяц, которые одновременно выполняют задания и квесты. В Fortnite проходят концерты реальных музыкальных исполнителей, показывают настоящие фильмы и проводятся модные показы существующих брендов. Так что все условия соблюдены.
Roblox
То, о чём все дети давно знают лучше, чем вы. Это многопользовательская платформа, на которой можно играть и создавать свои игры. Roblox Corp. — уже самая дорогая игровая компания США. Больше половины американских детей играют в Roblox, а пиковый онлайн пользователей однажды дошёл до шести миллионов.
Одна из последних новостей — коллаборация Roblox и Nike для создания Nikeland. Игру уже посетили почти семь миллионов человек. И понятно почему: здесь можно одевать и обувать своих цифровых двойников в одежду компании, соревноваться с игроками на стадионах и спортивных аренах, заниматься спортом (ну, чтобы хоть где-то).
Nieland / roblox.com
Ярослав Кравцов — сооснователь студии разработки игр и онлайн ивентов «Мастерская 15» на платформе Roblox. И мы не могли не спросить у него про метавселенные:
В моих глазах Nikeland — один из примеров интеграции брендов в метавселенные. Скоро уже стыдно будет, если у твоей компании нет своего представительства в Roblox.
Decentraland
Decentraland / nbcnews.com
Платформа с открытым маркетплейсом, виртуальный мир и сообщество на базе блокчейн от компании Decentral Games. Здесь можно создавать персонажей, покупать земельные участки, строить дома и приобретать то самое NFT-искусство. Виртуальная недвижимость в этой среде — это и есть NFT, и покупается она за криптовалюту MANA.
На этой платформе уже даже есть посольство настоящего государства. Барбадос открыл свои двери для пользователей этой метавселенной
So proud today to welcome the Government of Barbados to Decentraland, establishing the world’s first metaverse embassy.https://t.co/Xu5RjAwhv4
Михаил Некрасов, криптоэксперт, автор «Энциклопедии начинающего криптоинвестора»:
Такие метаверс-проекты, как Decentraland или Sandbox, на данном этапе остаются «демонстраторами технологий». Они сложны в освоении и использовании и рассчитаны в основном на криптоэнтузиастов, то есть людей, готовых терпеть неудобный интерфейс, сильно устаревшую графику ради высоких идей децентрализации и владения цифровыми активами
Первый в мире город-метавселенная Metaverse Seoul
Эту вселенную пощупать пока нельзя, но на связи Сеул, поэтому развиваться всё будет, скорее всего, очень стремительно. Создатели говорят, что внутри платформы будет целая коммуникационная экосистема для всех сфер городской жизни.
И это уже не развлекательный проект, а часть южнокорейского плана по реорганизации экономики из-за пандемии. В планах создать виртуальную мэрию, лабораторию для новых финансовых технологий, копию инвестиционного фонда, а также кампусный город Сеула. Все структуры будут работать на государственном уровне, и жители смогут обратиться к политикам по беспокоящим их вопросам и решить их, не выходя из дома.
Системы смешанной реальности (XR) помогут людям с ограниченными возможностями получать медицинские и психологические консультации, а также позволят попасть в те места, которые раньше были недоступны для инвалидов.
Как это вообще работает
А теперь, когда никто не сомневается в том, что тема популярная и развивающаяся, закопаемся поглубже.
Что нужно для того, чтобы работала метавселенная:
1. Программное обеспечение. При помощи 3D-движков создаются проекты виртуального мира. Самые известные платформы — Unreal Engine (разрабатывает и поддерживает Epic Games) и Unity.
2. Оборудование. Это проводники пользователя в метавселенную. VR-очки, AR и XR-гаджеты и вообще всё, что поможет взаимодействовать с платформой. Очки виртуальной и дополненной реальности — необязательное условие, вспоминаем Roblox и Fortnite. Главное, чтобы объединялись две вселенные, так что это может быть даже звуковая реальность без визуализации.
Сейчас самая массовая VR-архитектура у Meta — Oculus VR. Существуют Oculus Rift (очки) и Oculus Quest (шлем и контроллеры). Также несколько лет назад Meta поглотила The Eye Tribe — технологию, позволяющую считывать движения глаз.
Весь хайп идёт от Цукерберга и Facebook. Им важно занять свою нишу. У Apple, Google есть свои устройства, у Microsoft есть своё железо. А Facebook постоянно приходится ютиться на чужих устройствах, поэтому они хотят пересадить всех на собственные шлемы виртуальной реальности для того, чтобы полностью замкнуть цикл и не зависеть от конкурентов.
3. Дата-центры. Это облачные хранилища для данных метавселенной, тут размещают серверное и сетевое оборудование, и происходит соединение с интернетом. Основные поставщики — известные компании, например, Amazon, Google и Microsoft.
4. Блокчейн. Эта штука прикрепляет данные и деньги каждого пользователя к его цифровому аккаунту и позволяет пользоваться купленными продуктами во всей метавселенной.
Вроде разобрались с устройством, но всё равно не до конца понятно, что с этим делать. Ну, это ненадолго — поехали дальше!
Зачем это вообще нужно
Все сейчас думают о том, где завтра будут лежать заработанные деньги: как их не просто класть в стол, а постоянно преумножать. Все хотят запрыгнуть в поезд раньше других, и неважно, что совсем непонятно, куда этот поезд идёт. В этом мотивы простых пользователей и корпораций сходятся, но есть и различия.
В огромном несущемся поезде под названием «технологический прогресс» куча вагонов. В локомотиве сидят и тащат весь состав корпорации, которые понимают, что оставшись в стороне, гигантами им никогда не стать. Нужно вкладывать огромные деньги, чтобы конкурировать с лидерами, а компанию потерять нельзя. Это вопрос уже сохранения бизнеса. Мир быстро и сильно меняется, и если не подстроишься, то будешь, как ЖЖ или Nokia, и станешь ностальгией, но не трендом.
Сумка Gucci в Roblox / thefashionlaw.com
Конкретно: плюсы и минусы
В метавселенных живут люди буквально из разных реальностей. Кто-то из реальности обывателя, кто-то из мира инвестиций, а кто-то из вселенной крупных компаний. Зачем последним вступать в это в целом понятно — ради денег и власти. Но зачем столько денег вкладывают инвесторы, если тема новая и не слишком изученная? Зачем этим интересоваться обычным людям, далёким от мира технологий? Начнём с нас — с простых обывателей.
В 21 веке иногда становится страшно за свою профессию — а вдруг её заменит компьютер или какой-то новый робот? И вероятность этого только растёт. Но взамен приходит пул других, «новых» профессий, за которыми остаётся только следить.
Михаил Некрасов — криптоэксперт и не самый простой обыватель, но объясняет выгоду для нас так:
Мы, обыватели, вполне можем обойтись без NFT-предметов и общения в виртуальной реальности — в нашем мире уже и так множество инструментов для развлечений и общения. Но уже в перспективе нескольких лет лавинообразно начнут расти вакансии в сфере метавселенных, причём появятся такие профессии, которых пока не существует. Например, дизайнеры и кастомизаторы аватаров, таргетологи и маркетологи в виртуальных пространствах, мерчендайзеры, ответственные за выкладку цифровых товаров в виртуальных магазинах.
Это из неочевидных плюсов, которые мы можем извлечь для себя. Очевидные — удобство в повседневной жизни. Удалённую работу из дома мы уже оценили, но без эмоций и личного общения как-то грустно. AR и VR-технологии стремятся к тому, чтобы заменить живую коммуникацию. Действительно ли это хорошо — вопрос открытый.
Но заслужили ли мы весь этот киберпанк? Не всё так гладко, ведь встаёт вопрос о конфиденциальности. Теперь компании видят не только нашу личную информацию и читают наши сообщения. Станут доступны наши действия, мимика, движения глаз и голос. Не каждый захочет доверять всё это, но выбора может не быть.
Создание метавселенной подразумевает объединение, а значит монополизацию. Помимо проблем с отсутствием выбора появляется ещё как минимум одна. Технические неполадки в крупной компании потянут за собой сразу много сервисов, а значит пользователи становятся зависимыми.
А если я не просто играю в Fortnite, но ещё и хочу собрать инвестиционный портфельчик, приумножать свои деньги, вкладываться? Мы не зря поговорили с криптоинвестором, ведь невероятно интересно, чем обусловлены огромные риски инвестирования.
Михаил Некрасов рассказывает, что с начала 2021 года токен MANA от Decentralend (это где домик с видом за сотни тысяч долларов купить можно) вырос в 54 раза, а токен SAND от SandBox в 190 раз. Для сравнения, биткоин за это же время поднялся в 2 раза. Так что мы видим огромный рост, даже для криптовалютной отрасли.
График роста MANA от Decentralend / coinmarketcap.com
Если вам кажется, что всё как-то мутно, и что люди в конце концов прогорят из-за безрассудных инвестиций в такой масштабный иллюзорный проект, то вы процитируете китайское государственное издание Securities Times. Но так думало правительство Китая ещё пару месяцев назад, а теперь даже они поворачиваются в сторону нового тренда.
Теперь в Китае считают, что это не просто новомодное веяние, а важная тенденция, которой КНР надо воспользоваться, чтобы конкурировать с другими странами. Руководство страны теперь видит возможность в интеграции реальной и виртуальной экономик. Доходы, полученные при помощи метавселенных, можно перенаправлять в реальный мир, развив хорошую экономическую систему.
Но появляется другой логический вопрос: а не лопнет ли всё это, как пузырь? Не могут же цифры расти бесконечно. И тут однозначного ответа нет. Если мы говорим о конкретной криптовалюте, компании, то да, лопнуть может. Но виртуальное пространство не лопнет никогда. Про метавселенные говорят давно, а активно применять их начинают только сейчас, так что покупаем NFT-картины, собираем портфельчики из токенов разных метавселенных и надеемся, что кто-то из них выстрелит.
Автор: Beeple Crap
Неважно, в каких вагонах летящего поезда технологического прогресса вы едете: в передних или задних. Главное, что вы вообще в этот поезд запрыгнули, а значит точно двигаетесь в правильном направлении.
Родился — зумер (вы находитесь здесь) — бумер — умер.
Хайп-проект или будущее интернета? Кому и зачем нужна метавселенная Цукерберга
Вам мало обычного интернета! Нет? А вас не спрашивали! По мнению мастодонтов Кремниевой долины обычный интернет устарел, и его нужно обновить.
Превратить Facebook в «метавселенную» Цукерберг рассчитывает «в ближайшие 5-7 лет или около того». Но кому это нужно?
Что такое «метавселенная». С примерами
IT-гиганты и инвесторы Кремниевой долины считают метавселенную главным преемником мобильного интернета. Где вместо того, чтобы только просматривать контент, вы находитесь внутри него. Этот новый трехмерный интернет объединит цифровые миры, в которых можно будет «тусоваться» в виртуальной реальности.
Элементы метавселенной уже можно встретить в популярных играх, включая Animal Crossing, Fortnite и Roblox (руководитель Fortnite, кстати, тоже два года назад выступил за создание метавселенной). За время пандемии появилась платформа для презентаций Areena Virtual Space, позволяющая создавать трехмерную площадку для встреч или представлений. Здесь есть и ведущий, и посетители. Последние могут создавать аватаров и общаться друг с другом, наблюдая за презентацией — что, по идее, должно делать впечатления от нее более позитивными.
Хорошим примером зачатков метавселенной также может стать платформа Virbela. Она позволяет командам, например, кататься вместе на катере в виртуальном мире или играть в футбол. Некоторые компании полностью воссоздают внутри свой офис, чтобы удаленные сотрудники могли сидеть-ходить, общаться, знакомиться с коллегами, пусть и виртуально. Люди могут просто собраться в случайном месте и о чём-то поговорить. Причем это не игра, а просто отдельный виртуальный мир, в котором приятнее общаться тем, кто уже устал от Zoom-звонков.
Всё это может стать частью метавселенной. Если объединить все платформы и сделать перехож между ними незаметным для пользователя. Тим Суини, основатель Epic Games, говорит:
Нам необходимо перейти из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других, в общее пространство. Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении, и в конце концов откроем свою экономику. И другие игры сделают то же самое. Надеюсь, через 10 лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями.
Для метавселенной потребуется новая модель программирования. Это будет живая и открытая развивающаяся платформа, где миллионы пользователей могут бесшовно переходить из одного мира в другой. Пока такой модели не существует.
Пример зачатков метавселенной со стороны железа, а не софта — презентованный в мае этого года Project Starline от Google. Кабина, созданная для того, чтобы во время видеосвязи казалось, что вы находитесь в одной комнате с другим участником.
О том, что будущее может быть за таким «интернетом с личным присутствием», думают не только Google и Epic. Сатья Наделла 25 мая на конференции Ignite заявил, что Microsoft тоже создаёт «корпоративную метавселенную» благодаря облачным услугам Azure.
С помощью Azure Digital Twins вы можете моделировать объекты, с помощью Azure IoT — виртуальное пространство, а также поддерживать и синхронизировать своего цифрового двойника. Power Platform позволит разработчикам расширять информацию о цифровых двойниках и взаимодействовать с данными через lowcode- и nocode-сервисы. А Microsoft Mesh и Hololens обеспечат совместную работу в режиме реального времени.
VRChat — бесплатный многопользовательский мир, совместимый с Oculus, где каждый может стать 3D-моделью
Из интервью Цукерберга журналу The Verge:
Метавселенная — это не просто виртуальная реальность. Она будет доступна на всех ваших платформах. В VR и AR, на ПК, а также на мобильных устройствах и игровых консолях. Кстати, там будут далеко не только игры.
Я думаю, что это будет действительно следующая глава для индустрии высоких технологий. Мы все к этому стремимся.
Зачем нужна метавселенная?
Фейсбуку метавселенная очень нужна!
В успешное будущее Facebook инвесторы верят не так активно, и это понятно. Пока другие компании пытаются лететь в космос, развивают облачные сервисы и делают беспилотные автомобили, Facebook сидит на своей социальной сети. До последнего времени единственным проектом компании, ориентированным в будущее, был Oculus с его очками виртуальной реальности.
Цукерберг так и говорит в своем интервью для The Verge:
Одна из причин, по которой мы так много инвестируем в дополненную и виртуальную реальность, заключается в том, что смартфоны появились примерно в то же время, что и Facebook. Поэтому нам не удалось сыграть большую роль в формировании этих платформ. Так что, с моей точки зрения, развивались они не очень естественным образом.
Люди не предназначены для навигации по плиткам приложений. Я думаю, что мы будем намного естественнее и лучше, если при взаимодействии нам будет казаться, что мы находимся рядом с другими людьми. Если мы станем чувствовать больше связи, мне кажется, это будет очень позитивным моментом.
Я думаю, что в течение десяти лет люди перестанут считать нас в первую очередь компанией социальных сетей. И начнут говорить о Facebook как в основном о компании метавселенной.
То есть, Цукербергу метавселенная нужна, чтобы было над чем работать, причем не выбиваясь из своей «социальной» специализации. Но нужна ли его метавселенная нам?
В чем польза метавселенной для нас
1. Виртуальное пространство
Одним из применений метавселенной, о котором в интервью говорит Цукерберг, будет возможность виртуально прыгнуть в трехмерное пространство — после первоначального просмотра этого места на экране мобильного телефона. Внутри Facebook они уже тестируют такие идеи — например, несколько дней назад в VR прошло комедийное шоу, с комиками на сцене и «живой» аудиторией, состоящей из сотрудников социальной сети.
«Вы будете чувствовать, что находитесь рядом с другими людьми так, если бы вы были на месте реальных событий. Эти ощущения нельзя получить, используя 2D-приложения или просматривая веб-страницу», — говорит Цукерберг.
«В будущем, вместо того, чтобы просто разговаривать по телефону, вы сможете сидеть в виде голограммы на моем диване. А я буду сидеть как голограмма на вашем. И это действительно будет ощущаться так, как будто мы находимся в одном пространстве. Я думаю, что это действительно сильно».
Вы сможете, щелкнув пальцами, создать свою идеальную рабочую обстановку, куда бы вы ни пошли. Можно зайти в обычную кафешку с интернетом, сесть, заказать кофе — и работать, видя перед собой столько мониторов, сколько нужно. Любого размера, настроенных специально под вас, с вашими папками и ярлыками. Всё так же, как если бы вы работали дома или в супер-обустроенном офисе.
Марк Цукерберг приводит еще один вариант use case, который они тестируют. «Если вы хотите с кем-то поговорить, чтобы решить проблему, вместо того, чтобы звонить им по телефону, они могут просто телепортироваться в ваш уголок метавселенной. И сразу увидеть весь контекст, который у вас есть. Они могут видеть ваши пять мониторов, документы или все окна кода. Или 3D-модель, над которой вы работаете. И они могут стоять рядом с вами, общаться, помогать, взаимодействовать. А затем в мгновение ока перенестись обратно туда, где они были».
Вместо Zoom уже сейчас в Кремниевой долине, по словам Марка, многие проводят коллективные встречи в VR. А в дальнейшем, если получится, — будут в метавселенной. Аватарами, способными перемещаться, ходить, выбирать, где и рядом с кем им сидеть.
Главная проблема видеоконференций — они все со временем сливаются воедино. Сложно вспомнить, кто и что когда сказал. Людям требуется хоть какое-то визуальное разнообразие.
В Facebook Metaverse™ каждое совещание будет слегка отличаться от остальных. Люди будут в разной одежде, в разном пространстве. Можно будет запомнить, кто сидел справа от тебя, а кто слева. Можно вместе рассматривать сразу несколько документов, а не только один. Открывать столько экранов, сколько захочешь, и делиться всем доступным контекстом во время встречи. С одной стороны виртуального зала может стоять доска, на которой люди могут рисовать, с другой — проектор со слайдами, с третьей — телевизор с наглядной демонстрацией.
Как видим, дело пока что негусто. До «Интернета 3.0» с безграничным потенциалом тут еще далеко.
Но в Facebook говорят, что это только начало — то, что пока придумали и тестируют внутри компании. Как и с играми внутри Facebook, вокруг метавселенной Марк хочет создать большую индустрию. Чтобы люди могли разрабатывать дизайн мест, где люди могут общаться, придумывать идеи, добавлять свои сервисы. Концерты, шутеры, гонки, платформеры, фитнес-залы, эскейп-румы, виртуальные миры. По его словам, «это будет огромная часть экономики». Если, конечно, люди действительно будут таким пользоваться.
Метавселенная по задумке должна служить функциональным «преемником» интернета — только на этот раз с еще большим потенциалом для убийства времени и большей коммерческой активностью. Она должна предоставить такое же разнообразие возможностей, какое мы видели на заре Сети. Появятся новые компании, продукты и услуги, которые будут делать всё, от обработки платежей до проверки личности, найма, доставки рекламы, создания контента, безопасности и так далее. Кто-то из читающих эту статью может быть числе тех, кто станет работать на эту индустрию. Примерно как в конце 2000-х внезапно появились разработчики под iOS и Android.
Текущий план
Хотя перспективе Цукерберг хочет, чтобы его технология была доступна на любых девайсах: AR- и VR-хедсеты, компьютеры, планшеты, смартфоны. Они хотят делать софт, который будет доступен под любое железо. Примерно как с Instagram и Facebook, которые работают на девайсах, построенных кем-то другим. А с разработкой общих стандартов будет помогать XR Consortium, в котором уже сейчас состоят Microsoft, Google, Sony, HTC, Facebook и другие.
Метавселенная — еще и одна из причин того, почему в Instagram была введена нелюбимая многими авторизация через Facebook. Это тоже способ проверить механизмы объединения пользователей, сосредоточить всех людей, компании и услуги на одной платформе. Компания агрессивно переводит аудиторию Instagram, WhatsApp и Oculus на платформу Facebook. И на основе этой аудитории будет создаваться метавселенная.
Данные пользователей по-прежнему будут играть роль, но Facebook сосредоточится на продаже виртуальных товаров. Цукерберг говорит, что реклама станет «важной частью» стратегии Facebook по извлечению прибыли из метавселенной, но он очень оптимистичен в отношении коммерции в этом цифровом мире.
О перспективе на 10-20 лет миллиардер говорит так:
Надеюсь, что если мы вместе добьемся успеха в построении системы, которая будет более функционально совместимой и в которой вы сможете свободно переходить между мирами, все это будет метавселенной, но у каждой компании не будет своей собственной метавселенной. Надеюсь, что в будущем вопрос о том, создает ли компания метавселенную, будет звучать так же нелепо, как спросить компанию, как продвигается работа над их интернетом.
Но пока что большого хайпа вокруг идеи Цукерберга не видно. И даже сам Oculus считается довольно сырой технологией. Экосистемы приложений для VR вокруг него не образовалось. Но СЕО Кремниевой долины надеятся, что это временно: сначала пусть оформится технология, а потом пользователи найдутся. Так уже было со смартфонами и интернетом. Создать огромный спрос с нуля — вполне реально. Главное, чтобы это не был очередной тупик, как операционная система Facebook Home, умная колонка Facebook Portal или язык FBML.
Кстати, почитать в деталях о метавселенной, о необходимом софте, железе и скорости интернета, можно у Мэтью Болла, инвестора в стартапы и одного из главных её пропонентов: тут.