метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Метапредметность и межпредметность в современной школе

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Метапредметность и межпредметность в современной школе

ВЫВОДЫ
К сожалению, в настоящий момент существует путаница между терминами «метапредметность» и «межпредметность». Оба термина имеют довольно близкие корни, однако эти понятия отличаются, в значительной мере дополняя друг друга. Метапредметные знания находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин. Межпредметные знания – это проекция межнаучных связей на учебном процессе. Межпредметные связи получили
широкое распространение в учебном процессе; метапредметные связи с введением ФГОС второго поколения начинают играть важную роль в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
4. Типология эвристических заданий // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Элитполиграф, 2008. С. 122–128.
5. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758.

Источник

: ХРОНИКА БЫТИЯ

Заходите ко мне в гости:

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разницаметапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Чем метапредметность отличается от межпредметности

Получил вопрос от учителя

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва

Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о метапредметности от учителя английского языка:

Андрей Викторович, здравствуйте!

Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.

В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?

Структурно метапредметность выражается:

2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.

Теперь о связи предметного и метапредметного.

Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты.

Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf

Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/

Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не метапредметность?

А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.

Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:

1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.

Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их составителей) является отделение личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются личностными!

12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут и результаты.

Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться. Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.

Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» — именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной области дело

Александр Романов: «Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.» (А.В.Х)

Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →

Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →

Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →

Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему предметности и метапредметности более ос. Ещё

Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика сопровождающего обучения.

Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании напротив консерватории). Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная. Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в способности учиться и развиваться лежит в «области педагогики». Психологи-методологи порой плохо знают «практическую дидактику»?! Потом, начинается открытие «немецкого или иного опыта»?!

Для ссылок:

Хуторской А.В. Чем метапредметность отличается от межпредметности [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1202

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

Источник

Межпредметность и метапредметное обучение в школе

Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5-6 лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении, характерный для молодых людей, получивших образование в период последних 2-3 десятилетий.

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Недооценка фундаментальных знаний выпускниками говорит о серьезных упущениях прошлых лет: система дала сбой – нарушены главные дидактические принципы обучения и воспитания, которые помогают использовать накопленные знания и постоянно находить для них практическое применение.

Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.

Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия

Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.

Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: невозможно на уроке истории не рассказать о развитии искусства, литературы, о первых открытиях в астрономии, физике, математике, биологии или географии, как об определенном этапе исторического прошлого. Точно так же, рассказывая о творчестве писателя, учитель литературы углубляется в исторические факты, для понимания эпохи, в которой жил писатель. Без исторических деталей нет понимания произведения, не реализуется в полной мере его воспитательная цель.

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Снова обратимся, для примера, к истории и литературе:

В ходе подготовки к уроку, учитель литературы вынужден преподавать историю, в меру своей филологической компетентности (зачастую не имея представления о том, «что сейчас проходят по истории»). Вполне логично, что ученики 10 класса на уроке литературы ведут себя пассивно, если тема отечественной войны 1812 года пройдена и забыта в 8 классе. Не совпадает она и с программой по литературе в 6 классе, когда дети без эмоций и понимания исторической значимости сражения заучивают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Таких примеров в школьной программе много. Безусловно, по степени сложности поэтическое произведение Лермонтова не сопоставимо с романом-эпопеей Толстого, с его сложным переплетением сюжетных линий, глубоким психологизмом. Стоит даже заметить, что последнее произведение осмысленно воспринимается лишь в более зрелом возрасте.

В этом и заключается задача метапредметного обучения: раскрыть историческую тему, вызвать интерес к ней с помощью эмоционального восприятия, который пробуждают литературные образы, художественное слово, для лучшего запоминания. К теме уроков литературы и истории можно прибавить и просмотр одноименного художественного фильма Бондарчука, посещению художественного музея и знакомству с живописью художников, вдохновленных подвигом русского народа. Такая форма подачи материала запомнится наверняка, а в будущем станет и жизненным ориентиром, и зрелым размышлением о жизни, любви, патриотизме.

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь

ФГОС требует от современного образования формирования у школьников целостного представления о картине мира, природе вещей и явлений, умения логически соединять предметные знания воедино и использовать их. Этого можно достичь только при условии повсеместного внедрения метапредметного обучения и использования межпредметных связей. Но, к сожалению, даже среди педагогов иногда нет четкого понимания, в чем состоит сходство и различие межпредметных связей и метапредметности обучения.

Попробуем дать определение простыми словами, для непосвященных.

Межпредметные связи

Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации. Например, рассвет – явление, которое может рассматриваться географами и астрономами. Начальное представление о явлении дается детям еще в дошкольном возрасте, в пределах, доступных для понимания.

Объясняя, что такое рассвет, возникает необходимость выйти за рамки одного предмета, дать ребенку первоначальное представление о причине явления. Если ограничить тему объяснением, что рассвет – начало дня, сославшись на возрастные особенности младших школьников и сложную для их понимания природу физических и астрономических явлений, то первоначальное представление ребенка о рассвете останется размытым, и он не сможет воспользоваться полученным знанием, пока не овладеет дополнительной информацией по теме.

Безусловно, маленькие «почемучки» обязательно зададут наводящие вопросы воспитателю. И ему придется выйти за рамки конкретного и сжатого объяснения:

Но при этом, он должен сказать, что остальные знания дети получат в школе, когда подрастут. Таким образом, он сможет и любопытство воспитанников удовлетворить, и заинтересовать их обучением в школе.

Метапредметное обучение

Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще. Обозначенная и озвученная перспектива дальнейшего развития темы дает ребенку в раннем возрасте установку на запоминание, «включает» долгосрочную память. Такие «установки», при регулярном их использовании, развивают логику, а также способность выделять из всех предметных знаний необходимую информацию и самостоятельно ее анализировать.

Рассказывая малышу о том, почему наступает рассвет, невозможно не обратиться к астрономическим знаниям, которые, согласно учебной программе общеобразовательной школы, предстоит открывать только в старших классах. И здесь на помощь приходит метапредметная связь, которая учит ребенка пользоваться всеми полученными знаниями: самостоятельно выстраивать логические цепочки и находить решение.

Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.

Межпредметность и метапредметность – абстрактные понятия и четкой границы между ними не существует. Но, все же, объединенный учебный материал, структурированный на межпредметной основе, способствует реализации метапредметных задач, воплощению дидактических принципов обучения и воспитания.

То есть, образно говоря, метапредметность – домашнее задание, тема для самостоятельного изучения на будущее, когда учителем станет сама жизнь. Но реализация этой задачи возможна лишь на основе межпредметных связей в обучении.

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

Общеобразовательные программы требуют перемен

Начиная с 90-х годов прошлого века, неизменными, пожалуй, остались только программы по каждому предмету и содержание учебников.

Уровень развития детей в XXI веке заметно вырос (особенно в сравнении с их бабушками и дедушками), а школьные программы замерли, как и содержание материалов в учебниках. Поэтому старшее поколение безошибочно, не глядя в учебники внуков, знает, в каком классе дети учат наизусть стихотворение «Бородино», теорему Пифагора и т. д. Возросшие требования к знаниям и умениям современных школьников нуждаются в усовершенствовании школьных программ.

Возможно, вопрос о развивающих программах, межпредметных связях и метапредметном обучении пора поднимать даже на уровне занятий в детском саду. Сегодня дети приходят в первый класс, умея читать и писать, вполне уверенно владеют начальными навыками ПК, а их учат читать слоги по букварю. О каких дидактических принципах может идти речь, когда первое полугодие в первом классе проходит впустую! Здесь неплохо было бы взять на вооружение, например, систему образования в Индии, где уже давно и успешно детей трехлетнего возраста обучают трем языкам одновременно.

Непонимание молодых специалистов, для чего нужные фундаментальные знания, неумение ими воспользоваться – это отсутствие системного метапредметного обучения, «родом из детства», влияющего на уровень профессионализма, несмотря на отличные оценки в дипломе по отдельным дисциплинам.

Между тем, приведенные примеры демонстрируют, что для реализации в полной мере принципов метапредметности в школе необходимо уделить серьезное внимание структуре школьных программ, чтобы максимально привести в соответствие программы предметов, в которых одни и те же темы изучаются в разное время. Это поможет учащимся отыскать параллели и лучше усвоить материал, а учителям по разным предметам – организовать совместные уроки литературы и истории, географии, физики и астрономии, биологии и химии, со сходной темой.

Источник

Метапредметность и межпредметность

— метапредметность– направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования (например: метапредметы «Знание», «Технология», «Творчество»; метауроки «Порядок и Хаос», «Человек» и др.);

— межпредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции (например: предметы «Естествознание», «История науки», «Экология», «МХК»; модули или темы «Глобальные проблемы современности», «Психология здоровья» и др.).

Метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы XX века.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 г. и тогда называлось методом проектов. В 1932 г. метод проектов осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и о метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия– умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
— совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действийпроявляются в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Взаимосвязь с метапредметными результатами.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется
— мобильность;
— креативность;
— способность применять свои знания на практике;
— умение мыслить нестандартно.

Всё это требует качественных изменений в деятельности учителя. В связи с вышесказанным необходимо:
1. Изменить привычную структуру урока.
2. Уходить от традиционных педагогических технологий.
3. Создавать метапрограммы – программы совместной учебной деятельности учащихся, реализующиеся в процессе решения ситуационных заданий и направленные на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ:

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Новый ФГОС.

Метапредметные результаты освоения ООП общего образования должны отражать:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Смотреть картинку метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Картинка про метапредметные и межпредметные связи в чем разница. Фото метапредметные и межпредметные связи в чем разница

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Источник

Интегрированный, межпредметный и метапредметный урок.

Интегрированный, межпредметный и метапредметный урок.

Их суть и существенные отличия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б. Паскаль) В современном обществе повсюду идут интеграционные процессы. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от выпускников школ сформированной научной картины мира, то есть представления о действительности как о целостной и связной системе, а также применения сформированных умений в практической деятельности в будущем. Возросшие требования общества диктуют уровень качества образования как открытость его социальной среде, формирования неких установок, которые позволят личности существовать в быстро изменяющемся мире. Этому способствует применение деятельностного подхода, который направлен на развитие личности ребенка. Задача учителя не только дать определенный багаж знаний, но и обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, в общем научить учиться. В результате такой подготовки учащийся постоянно шлифует универсальные учебные действия, которые являются надпредметными, то есть применяемыми на всех предметах. Но реальность такова, что дифференцированная полипредметная система обучения предполагает получение знаний в процессе изучения отдельных предметов. В результате оказывается, что, приходя на другой урок ученик не может связать одни и те же понятия, которые изучались на разных уроках. Одна система понятий не соотносится с системой другого предмета, хотя часто говорится на них об одном и том же. У обучающихся не складывается целостная картина общества и мира, однако такая установка четко обозначена. Именно поэтому формирование общих способов деятельности учащихся, передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов работы со знанием, есть путь к складыванию фундамента для комплексного видения и решения сложных проблем реальной действительности. Этому могут помочь различные типы уроков общей целью которых является интегративность знаний и учет межпредметных связей, тем самым развивая ключевые компетенции (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная, коммуникативная, информационная и др.). Это такие уроки как межпредметный, интегрированный, и метапредметный. Причем именно в таком порядке, потому что они образуют единую цепь в практической деятельности дополняя друг друга. В этих уроках есть определенные отличия, о которых необходимо поговорить. Начать стоит с межпредметных связей. Они позволяют объединить материал или закрепить его с опорой на знания по другому предмету. Причем привлеченные знания дополняют содержание урока и позволяют изучить одну тему с точки зрения разных предметов, предполагая общий подход. Из этого вытекает особенность межпредметных связей – демонстрирует их сам учитель за счет своей эрудиции. Предполагаемые результаты такого урока могут быть существенными:  Повышается познавательный интерес школьников, который проявляется в активной работе и повышении уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации одного и того же объекта изучения, тем самым представляя смежные понятия человека, мир, культуру в более целостном виде.  Эмоциональное развитие ученика, основанное на привлечении дополнительных источников информации  В творческой деятельности, результатом которой могут быть различные виды самостоятельных работ. Именно поэтому межпредметные связи могут дать лишь закрепление и обобщение знаний, но не новое знание. Междисциплинарный урок базируется на взаимосогласованности учебных программ различных предметов, обусловленную системой наук и дидактическими целями. Интегрированный урок тесно связан с межпредметным. Слово интеграция означает объединение. За счет привлечения различных данных идет более глубокое усвоение содержания урока за счет обобщения, систематизации понятий, применения умений по нескольким предметным областям, реализуя межпредметные связи в виде бинарных уроков. Важная особенность: интегрированные уроки практически всегда проводятся несколькими преподавателями, которые взаимодополняют друг друга на уроке, тем самым представляя единую картину о каком-либо объекте изучения с опорой на знания учеников. Разумеется, то, ради чего затевается интегрированный урок – это прежде всего поиск ключевых понятий, символов, знаний, компетенций, смежных для нескольких дисциплин и их развитие. В процессе проведения интегрированного урока преследуются не только эти цели, но и объединяется результат этого поиска. Поэтому у школьников формируется убеждение, что все предметы связаны, целостны, взглянув один раз на один и тот же предмет с разных сторон у них складывается комплексный подход к учебным предметам. Учащиеся принимают нестандартные роли, часто такие занятия проводятся с помощью различных методик, в нестандартной обстановке, это учит действовать учеников нестандартно. Учителя же получают большой опыт подготовки таких мероприятий, повышая свой профессиональный уровень. Почему это работает? Примером может служить вузовское историческое образование. Благодаря собранности и совместимости предметов студенты, вышедшие из исторического факультета, обладают всем спектром гуманитарных компетенций. Можно подытожить, что межпредметные и интегрированные уроки имеют своей основой именно предметные результаты, повышая тем самым образовательный уровень учащихся, давая им понять, как связан этот мир, путем активного действия на уроках в виде поиска. Но в этом и заключается переход к более сложному варианту урока – метапредметному. Приставка мета- подразумевает значение «над», означающее, что есть универсальные знания о способах деятельности на любом предмете. Основа метапредметности – это развитие личности ребенка через его познавательную деятельность. Цель метапредметного подхода формирование целостного образа мира, преодоление разобщенности учебных предметов, овладение способами деятельности, применимых не только в рамках учебного процесса, но и при решении реальных жизненных проблем, обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Метапредметный подход ориентирован на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения. Словом, формируются универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Перспективная цель метапредметного урока – это применение универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов обучающегося в общении и познании. Обучение направлено не столько на изучение конкретных понятий, сколько осмысление, происхождение этого понятия. Обучающийся как бы заново открывает понятие, рефлексируя тем самым и сравнивая себя до урока и после урока. Учитель создает условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно двигался, когда изучал то или другое понятие. Метапредметность – это понимание учеником в каждый момент урока того, каким способом он получил те или иные знания, каких знаний ему не хватает и каким способом он может их получить. Суть деятельности на метапредметном уроке состоит в том, что усвоение материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Должны развиваться интерактивные методы. Чем сложнее и интереснее задача, тем выше личностный развивающий потенциал занятия. Структура метапредметного урока выглядит примерно следующим образом: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; 2. Актуализация и пробное учебное действие 3. Выявление места и причины затруднения 4. Целеполагание и построение проекта выхода их положения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с комментариями во внешней речи 7. Самостоятельная проверка по эталону 8. Включение в систему знаний 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Для обучающегося та же схема выглядит так: 1. Повторю 2. Выполню пробное задание 3. Подумаю и пойму, что я не знаю 4. Сам открою способ 5. Потренируюсь Таким образом, результатом метапредметного урока становится овладение универсальными методами познания, характерными для каждого предмета, универсальными умениями (целеполагания, планирования, работы с информацией), коммуникативных умений. Всё это требует постоянной рефлексией, так как обучающийся должен видеть, как он меняется. Межпредметный урок и интегрированный урок дополняют метапредметный, так как каждый из этих подходов позволяет широкие возможности для выбора системы ценностей, ориентировании в мире идей, образов, развития мышления. Важны лишь методы. На метапредметном уроке формируются универсальные учебные действия, которые необходимы для эффективного познания в принципе, а на межпредметном и интегрированном активизируется мыслительная и поисковая деятельность детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *