метанавыки что это определение
Метанавыки: что это такое и зачем их учить?
В последнее время все говорят о метанавыках. При этом до сих пор не ясно, какое у них определение и в чём польза. Мы поговорили с экспертами и выяснили, что такое метанавыки и на какие стоит обратить внимание. А также узнали чем они отличаются от всего, что мы тренировали раньше.
Что такое метанавыки?
Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.
Впервые термин «метанавыки» сформулировала американский психотерапевт, доктор психологии Эми Минделл, обозначив их как «умения духа». Они являются основополагающими. По сути, это то, что раньше люди воспринимали как черты характера и не видели возможности изменить. Сейчас метанавыки стали инструментом для работы с нашим характером и духом. Фактически этот термин помогает логически выстроить иерархию навыков современного специалиста: hard, soft, meta.
Специалист по отбору и развитию персонала, основатель карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru
Существование метанавыков – спорный момент. Впервые о них заговорили в 70-х годах прошлого века. Но до сих пор нет ни научной теории их формирования, ни чёткой классификации. В моём понимании, метанавык – это то, как мы живём, как взаимодействуем с миром, насколько осознанно принимаем решения и реагируем на внешние раздражители.
Раньше метанавыки относили к врождённым компетенциям. Сейчас всё больше идут разговоры о том, что их можно сформировать в любом возрасте. И взрослый человек способен научиться выстраивать образовательный путь, отслеживать прогресс в обучении, управлять мышлением.
Что входит в метанавыки?
Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.
Осознанность: способность осознавать свои действия, мысли, чувства и не жить на автопилоте. Благодаря осознанности человек начинает понимать, что окружающий мир — это результат его действий, что каждую секунду человек выбирает свой путь, совершая те или иные поступки, принимая или не принимая то или иное решение. Овладев этим навыком, нам проще развивать ответственность и другие soft skills.
Планирование не в плане ежедневной рутины, а как способность человека стратегически видеть свою жизнь: составлять глобальный план, правильно рассчитывать ресурсы, анализировать происходящее и корректировать действия.
Личная продуктивность объединяет два предыдущих навыка и позволяет человеку в определённый момент осознанно концентрироваться на приоритизации — решении задачи, выборе лучшего способа и планировании своих действий на перспективу. Это очень важный навык в современном мире. Мы тонем в изобилии информации, задач и дел. А с развитием цивилизации этот поток увеличивается в геометрической прогрессии. И только личная продуктивность позволяет нам не утонуть в нём.
Навыки «4К», которые часто относят к soft skills: креативное и критическое мышление, коммуникация и коллаборация. В их основе лежат именно метанавыки, которые формируют дух и сознание человека. Они позволяют воспринимать всё происходящее сквозь призму этих «4К» — например, не просто создавать новый продукт с применением фреймворков критического мышления, а выстраивать всю свою жизнь в ключе такого мышления.
Постоянное развитие (обучаемость и адаптивность) и проактивность очень важны в контексте постоянной гонки за hard skills, так как позволяют смотреть на мир с позиции первооткрывателя и изобретателя, раздвигая границы уже обретённых навыков. Человек сам выбирает, что произойдёт в его жизни дальше, и у каждого выбора есть свои плюсы и минусы.
Следствием навыков из предыдущего пункта становится отсутствие боязни совершить ошибку. Жизнь — это удивительное приключение, где нет правильных ответов, а есть лишь возможность действовать и делать то, чего никто до тебя не пробовал.
В чём разница между метанавыками и soft skills?
Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.
Soft skills — это более узкие и конкретные навыки, которые многократным повторением можно довести до автоматизма и не задумываться при их использовании в дальнейшем. Например, целеполагание, умение презентовать, командная работа — это soft skills. Прокачивать их можно при помощи конкретных фреймворков и инструментов, по которым, как по шаблонам, можно действовать в той или иной ситуации.
Метанавыки лежат намного глубже и не видны сразу, но именно они — ключевые и определяющие. Люди, достигнувшие определённых успехов, покорившие те или иные вершины, обладают сильно развитыми метанавыками в одной или нескольких важных для себя областях.
Чем отличается тренировка метанавыков от тренировки soft skills?
Специалист по отбору и развитию персонала, основатель карьерных онлайн-сервисов TestOnJob.ru и MyResume.ru
После пандемии поднялась волна хайпа на эту тему. Маркетологи активировались и стали предлагать прокачать силу воли или научить учиться всего за неделю. Но надо понимать, эти предложения — рекламный ход, не более. Первый вопрос, который у вас должен возникнуть: как я пойму, что у меня прокачался метанавык? Есть ли какие-то маркеры, которые позволят оценить уровень его развития.
Soft skills можно прокачать на краткосрочных курсах. И на практике мы видим результат от тренировки, хотя оцифровать его тоже сложно. Развитие метанавыков — постоянная работа. Это то, что нельзя прокачать напрямую, как, например, лидерство или управление временем. Метанавыки развиваются в деятельности, при этом есть ряд нюансов:
Руководитель отдела разработки и product owner платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum.
Отличие в тренировке метанавыков от тренировки soft skills состоит в том, что первые мы применяем на практике буквально каждую минуту в своей повседневной жизни. Чтобы понять в деталях, как с этим работать, стоит сходить на обучение по метанавыкам нужной компетенции. Но чтобы освоить их и развить, нужно всего лишь постоянно обращать внимание на них в повседневных ситуациях. Это 100% lifelong learning. Начинайте с малого, хвалите себя за небольшие шаги к осознанности и не останавливайтесь на достигнутом.
Мetaskills vs Soft skills: что важнее?
«Хочешь жить – умей вертеться». Эту поговорку из далеких 80-х прошлого столетия слышали практически все. Она была актуальна в эпоху, когда частная предпринимательская инициатива находилась под запретом. Но еще более актуальна эта поговорка сейчас, когда формально можно заняться любым бизнесом и сделать любую карьеру, однако далеко не у всех это получается.
Почему? Самые просвещенные знают, что тут нужны так называемые метанавыки (metaskills), и они даже важнее, чем hard и soft skills, вместе взятые. Если вы сейчас не вполне понимаете, о чем речь, вам стоит обратить внимание на наш курс «Самообразование».
А если вы не хотите пропустить момент, когда вам потребуется все вышеперечисленное, вас ждет наша программа «Лучшие техники самообразования», после которой вы сами будете в состоянии адекватно воспринимать, какие знания и навыки вам требуются и зачем именно они вам нужны.
К слову, умение правильно спланировать собственное самообразование является производным хорошо развитых метанавыков. Но сначала давайте разберемся, что такое метанавыки и что означают прочие связанные с ними понятия, в частности hard и soft skills. Однако прежде предлагаем вам проверить свои знания по теме статьи на текущий момент:
Теперь же давайте приступим к чтению.
Что такое hard и soft skills?
Итак, что такое hard и soft skills? Во всей деловой литературе и книгах по психологии под hard skills подразумеваются профессиональные навыки, которые нужно получить, чтобы работать по выбранной профессии: инженер, программист, учитель, врач, переводчик и т.д.
Но, где бы и кем бы вы ни работали, вам, помимо профессиональных, понадобятся надпрофессиональные навыки, они же soft skills (софт скиллз). Термином soft skills называют универсальные навыки, такие как умение работать в команде и коммуницировать с людьми, умение правильно распоряжаться своим временем и доводить начатое до конца, прочие полезные скиллы.
Традиционно считается, что развитие софт скиллз открывает путь к вершинам карьерной лестницы, причем даже тем, у кого хард скиллз не на самом высоком уровне. Это отчасти верно, а отчасти не совсем, потому что многое зависит от сферы приложения усилий.
Так, если сфера обслуживания почти полностью построена на общении и для успешного бизнеса по продаже бытовой техники вряд ли нужно досконально понимать, как она работает, в IT-сфере непонимание ключевых моментов разработки закроет путь наверх обладателю даже самых развитых пробивных способностей и прочих soft skills.
Для регулярно читающих бизнес-литературу это все, в целом, и так понятно. Однако сегодня, в свете произошедших в 2020 году изменений, на повестку дня встал вопрос о том, что хорошо развитые hard и soft skills не дают гарантию успеха.
Многие профессии изменились до неузнаваемости, и hard skills стали наполняться новым, доселе неведомым смыслом. Количество живых коммуникаций и живого взаимодействия в командной работе сократилось, а в удаленном режиме всегда больше времени на раздумье и исправление ошибок, если вдруг вы до сих пор не прокачали свои софт скиллз.
И оказалось, что для успеха, да даже для простого выживания в режиме полной неопределенности важно нечто другое, чем то, к чему мы успели привыкнуть до сих пор. И это «нечто» как раз и есть те самые метанавыки или metaskills, о которых мы уже начали говорить. Теперь побеседуем подробнее.
Метанавыки: что это такое?
Метанавыки – это общие способности или данные человека, на основе которых развиваются любые другие навыки. Приставка meta подразумевает значение «за пределами», «за границами», «сверх» и, таким образом, понятие метанавыка гораздо шире, чем любого другого.
Впервые термин метанавыки или metaskills ввела в научный оборот американский психотерапевт Эми Минделл. Она достаточно подробно рассказала и описала, что это такое, в своей книге Metaskills: The Spiritual Art of Therapy («Метанавыки: духовное искусство терапии») [A. Mindell, 2001]. Эми Минделл поясняет, что метанавыки – это своего рода «умения духа».
Затрагивается тема метанавыков и в ее книге Alternative to Therapy: A Creative Lecture Series on Process Work («Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе»), написанной в соавторстве с ее супругом Арнольдом Минделлом, тоже известным американским психотерапевтом [А. Mindell, A. Mindell, 2006].
С учетом специфики их профессии, супругов Минделл интересует, прежде всего, прикладной психотерапевтический аспект метанавыков. Мы так углубляться не будем, а рассмотрим тему в общем и целом. Мы остановились на том, что метанавыки – это общие способности или данные человека, на основе которых развиваются любые другие навыки.
Разумеется, чем прочнее основа, тем лучше развиваются и впоследствии работают развитые на этой основе умения. Другими словами, hard и soft skills, о которых так модно много говорить, это надстраиваемые умения, а их прочность и эффективность зависят от базы, т.е. от метанавыков. Тут, конечно же, не обойтись без более конкретных и наглядных пояснений, чем мы сейчас и займемся.
Для начала перечислим все основные метанавыки, которые выделяют современные психологи. Определение того или иного метанавыка может у разных специалистов отличаться. Мы возьмем за основу классификацию, предложенную Институтом коучинга [М. Данилова, 2018]. Итак, какие бывают метанавыки:
Теперь подробнее рассмотрим каждый из метанавыков:
Для лучшего понимания последнего пункта можно посоветовать книгу Стивена Кови The 8th Habit: From Effectiveness to Greatness («Восьмой навык. От эффективности к величию»), в которой автор рассуждает, как важно найти свой голос и помочь обрести его другим людям, с которыми вы взаимодействуете [С. Кови, 2013].
Эта книга является логическим продолжением предыдущей работы The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic («7 навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности»), посвященной навыкам, которые, кстати, возможны лишь тогда, когда у человека хорошо развиты метанавыки [С. Кови, 2009].
Теперь, когда мы имеем общее представление о том, что такое метанавыки, мы можем попытаться понять, как они работают.
Как работают метанавыки?
Итак, как же работают метанавыки или сверхнавыки? В случае если они развиты у человека достаточно хорошо, они способны помочь ему выйти за пределы привычного и даже за границы возможного. Если метанавыки развиты слабо, человек рискует прожить всю жизнь, что называется, «не приходя в сознание», и слабо понимая, как он, в принципе, мог бы влиять на свои жизненные обстоятельства.
Традиционно считается, что развитые метанавыки нужны лидерам и руководителям всех рангов, собственникам бизнеса и всем, кто намерен воплощать в жизнь свой собственный жизненный проект, будь то традиционная карьера или фриланс, творчество или дауншифтинг. Собственно, без метанавыков или, по терминологии Эми Минделл, «умений духа» невозможно взять на себя ответственность за собственную жизнь, не говоря уже об ответственности за других людей.
Поэтому точно так же справедливо и обратное: лидер или руководитель не состоится в этом качестве, если не обладает метанавыками. Да и творческому человеку, решившему писать в уединении книги или картины, тоже вряд ли удастся долго сохранять фокус на своих целях, если он не будет понимать, зачем они ему в принципе. Для этого нужна, как минимум, осознанность, т.е. первый из перечня метанавыков. И теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы увидеть, как работает каждый из метанавыков.
Осознанность
Осознание того, что и зачем вы делаете, какова ваша цель и насколько то или другое действие вас к ней приближает, позволит правильно распределить силы и ресурсы для движения вперед.
В то же время, осознанность собственных действий и понимание стратегической цели помогут стойко переносить неудачи, которые неизбежны на любом пути. Особенно, если вы движетесь в ранее неизведанном вами направлении (стартап, новая работа, должность, новая страна, новая профессия), пусть даже продумав заранее все нюансы.
Осознанность поможет сохранить понимание самого себя, своих ощущений и переживаний, целей и задач и вовремя остановиться, если что-то идет не так или вы поняли, что ситуация изменилась и нужно думать над другим вариантом решения.
Эмпатия
Умение поставить себя на место другого человека, понять его мысли и чувства – это обязательный навык для руководителя любого ранга, без которого взаимодействие с людьми попросту невозможно.
Но и для творца-одиночки эмпатия – не менее важный навык. В любом случае, картины и книги пишутся для людей, и важно научиться представлять, какой отклик или какие эмоции вызовет предложенный шедевр.
А чтобы представить реакцию других людей, нужно уметь выйти за пределы своего «Я» и посмотреть на свой проект со стороны. Мало кто работает исключительно для себя с намерением создать конечный продукт, который будет нравиться лишь самому себе. Поэтому эмпатия – общий метанавык для всех, кто принял стратегическое решение идти своим путем.
Непредвзятость
Если вы хотите руководить людьми, вы не обойдетесь без этого навыка. Это рядовой сотрудник может позволить взять чью-то сторону только из личных симпатий. На руководителе лежит ответственность за общее дело, поэтому любую ситуацию нужно оценивать так, как она есть, даже если это не очень нравится и не очень комфортно.
Впрочем, точно так следует оценивать новаторскую идею – творческую, технологическую, любую другую. Того, что идея нравится лично вам, не всегда достаточно для успеха. К сожалению, это пока что так.
Адаптивность мышления и поведения
Ушедший 2020 год показал, что умение адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам сегодня нужно всем и каждому, от руководителя до домохозяйки. Разница лишь в масштабах изменений. Кому-то придется поднимать бизнес «с нуля», а кому-то – просто научиться жить по средствам, а не с таким размахом, как раньше.
Терпимость к различиям
Этот метанавык может существенно облегчить жизнь в быстро меняющихся обстоятельствах и необходимости адаптироваться к изменениям. Раньше термин «терпимость» или «толерантность» чаще применяли к восприятию различий между людьми – национальных, расовых, религиозных.
Сейчас этот метанавык вышел за пределы межличностных отношений. Важно научиться воспринимать как норму, то, что сегодняшний день не похож на вчерашний, а завтрашний будет совсем непохож на сегодняшний. И при этом не потерять уверенность в завтрашнем дне и не впасть в пессимизм на тему «каким оно будет, это завтрашнее дно».
Интегральное восприятие и мышление
Все вышеперечисленное будет затруднено, если у человека нет навыков интегрального мышления, умения анализировать и синтезировать информацию, видеть самое главное находить неочевидные взаимосвязи. В этом мире все больше необычного и неочевидного, и с этим тоже нужно уметь работать.
Внимательность
У человека будет больше материала для осмысления, а значит, больше шансов найти верное решение, если у него будет достаточно информации. Для этого нужно развивать внимательность и наблюдательность, тогда в вашем распоряжении окажется не только официальная информация или данные, лежащие на поверхности, но и их возможные последствия, неочевидные взаимосвязи и взаимное влияние процессов.
Креативность
Креатив ценится всегда, когда дело касается чего-то нового, и не приветствовался никогда, если из человека пытались сделать послушный «винтик» общего механизма. Если метанавыки сбалансированы, человек всегда сможет распознать, где и когда уместен креатив, а где нужно побыть «винтиком», чтобы не сломать общий хорошо работающий механизм.
Однако, если вы намерены создавать нечто свое, идти неизведанными путями, кретивность вам нужна как никому другому, и ее тоже нужно развивать.
Аутентичность и проявленность
И, наконец, самое главное. Во всей этой катавасии целей и задач, неоднозначности и неопределенности, постоянных изменений и стрессов очень важно сохранить себя и помочь сохранить свое «Я» другим. Если вернуться к работам Стивена Кови, о которых мы упоминали ранее, важно сохранить свой голос в прямом и переносном смысле, и помочь найти свой голос людям, которые идут рядом с вами и за вами к вашим общим целям.
Возможно, самым проницательным и хорошо образованным читателям успело показаться, что тут очень много от soft skills или так называемых «мягких навыков». Действительно, а чем так уж отличается эмпатия от эмоционального интеллекта, осознанность от целеустремленности, интегральное мышление от аналитических способностей?
Общего на самом деле много, даже очень. Но мы с самого начала обратили внимание на то, что сам термин «метанавыки» и приставка «мета» предполагают выход за пределы и границы. А значит, нечто большее, чем ограниченный круг компетенций, пусть даже самых универсальных.
Мetaskills vs Soft skills: основные различия
Для удобства восприятия в этом разделе мы рассмотрим конкретные пары примеров metaskills и soft skills, и тогда разница станет понятной и не требующей дополнительных объяснений.
Так, умение ставить и достигать цели традиционно относится к soft skills. А вот понимание, зачем вам нужны эти цели, это уже осознанность, которая относится к metaskills.
Умение планировать – это тоже soft skills, и тонны литературы по теме планирования позволяют обучиться этому всем и каждому. А вот вовремя почувствовать изменения и необходимость корректировки плана – это метанавык на стыке внимательности, эмпатии и адаптивности мышления.
Умение находить нужную информацию и структурировать ее с целью дальнейшего использования – это софт скиллз. А чтобы увидеть неочевидные взаимосвязи и последствия применения этой информации, нужно развитое интегральное восприятие и мышление, т.е. метанавык.
Еще одна популярная группа софт скиллз – это коммуникативные навыки, навыки устной и письменной коммуникации, взаимодействия с аудиторией и т.д. Но лишь настоящий лидер, обладающий развитым метанавыком аутентичности и проявленности, может повести за собой людей, вдохновить их на решительные шаги и действия, и при этом помочь им раскрыть свой потенциал.
Больше таких примеров можно найти в статье «Мета-навыки для жизни и бизнеса» [И. Рунов, 2017]. А мы подытожим основное отличие metaskills от soft skills. Если soft skills – это, так или иначе, умение решать задачи, то metaskills – это умение создавать возможности.
Метанавыки позволят создать то, чего не было раньше. Причем не только для себя, но и для многих людей, которые на самом деле нуждаются в новых возможностях, но не осознают этого, потому что не обладают метанавыками в достаточном объеме.
И старая добрая поговорка «хочешь жить – умей вертеться» заиграет тогда новыми гранями. Пресловутое «уметь вертеться» как раз и подразумевает поиск неочевидных возможностей и создание новых шансов для процветания. А поскольку процветание человека или проекта невозможно без хотя бы минимального участия других людей, обладатель развитых метанавыков может заставить поверить себе и повести за собой в лучшее будущее очень многих, кто окажется рядом с ним.
И, наконец, открытым остался, пожалуй, лишь один вопрос: а можно ли как-то развить метанавыки? Или, коль скоро они изначально являются чем-то «сверх», находящимся за границами привычного восприятия, то придется довольствоваться тем набором общих способностей и характеристик, что у вас есть изначально?
Начнем с того, что и общие способности как таковые у нас все-таки не врожденные, а во многом натренированные и приобретенные. Конечно, у кого-то могут быть лучшие физические данные для большого спорта, чем у других. Но если этот человек так и не дойдет до спортивной секции, он об этом просто никогда не узнает.
В контексте обсуждаемой нами темы это означает, что метанавыки можно тренировать, как и любые другие. Для начала можем предложить наш курс «Самообразование», а в продолжение вашего развития – программу «Лучшие техники самообразования».
Вообще, тема lifelong learning или, по-нашему, «век живи – век учись» становится все более актуальной. Это способствует развитию mindfulness или наполненности разума в контексте метанавыков или сверхнавыков, потому что учимся мы, не только сидя за компьютером и читая книги, но и общаясь, воспринимая окружающий мир и проживая эту жизнь.
Мы желаем, чтобы этот мир наполнил ваш разум нужным и полезным, и предлагаем пройти проверочный тест по основным пунктам обсуждавшейся сегодня темы.
Метанавыки — что это и зачем нужны детям?
В последние годы в сфере образования и центрах творческого развития все настойчивее говорят о развитии метанавыков у детей и взрослых. путает их с «гибкими навыками», но это не одно и то же. Предлагаю разобраться, что эксперты понимают под термином metaskills и почему важно развивать их у детей.
Что такое метанавыки?
Метанавыки (или как их еще называют метакомпетенции) — это некая база, фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие человека, накапливаются профессиональные и междисциплинарные знания. Приставка «meta» указывает именно на такое «сверх»-положение этой группы умений и компетенций. К основным метанавыкам относятся:
Как видите, эти навыки (или качества личности) больше сфокусированным на внутреннем, нежели на внешнем.
Чем мета отличаются от софт?
«Гибкие» навыки больше ориентированы на профессиональную деятельность, а метанавыки носят смыслообразующий характер. Они расширяют и формируют софт скиллс. Например, «гибкое» умение ставить цели, проходя через призму метанавыка «осознанность», становится шире — человек понимает, зачем ему эти цели нужны. А соединяя «принятие особенностей других людей» с коммуникабельностью, мы получаем идеального лидера.
Метанавыки, как и «гибкие» навыки, не привязаны к конкретной сфере деятельности. Они носят наддисциплинарный характер и помогают добиваться успеха в любой области — будь то наука, актерское мастерство или занятия по вокалу. Однако осваивая эти навыки, важно сразу примерять их на свою деятельность, изучать их в ее контексте.
Какие метанавыки развивать у детей?
В современном мире мало просто обладать знаниями, чтобы добиться успеха. Поэтому совет «хорошо учиться и больше читать» (то есть развитие hard skills), который был актуален в нашем детстве, сейчас не работает. Важно дополнять его развитием meta и soft skills в центре комплексного развития и дома. Как это сделать?
Осознанность. Умение чувствовать свои истинные желания, видеть сильные и слабые стороны и осознавать себя частью большого мира — это важные качества, которые необходимы современному человеку. Осознанность поможет сохранить опору под ногами, даже если не получается или цель в данный момент оказывается недостижимой. Для развития осознанности необходимо обращать внимание детей на жизнь в моменте. Спрашивайте, о чем они думают, что чувствуют в настоящий момент? И акцентируйте их внимание на этих ощущениях.
Принятие других. Все люди отличаются друг от друга, и важно с детства заложить эту мысль в детскую голову, как норму. Внешность, социальное и материальное положение не должны быть критерием оценки личности. Я советую, посещать с детьми благотворительные мероприятия и помогать тем, кому меньше повезло в жизни. В благотворительности у детей формируется принятие слабостей и неудач другого человека (и своих собственных), развивается способность видеть в человеке прежде всего человека, а не статус или внешность.
Адаптивность. Гибкость мышления и умение быстро подстраиваться под меняющиеся обстоятельства необходима современном мире. Ситуация с пандемией выявила это особенно ясно. Я советую развивать у детей критическое мышление, стрессоустойчивость и способность нестандартно мыслить. Тогда неожиданные перемены не вызовут стресса, а будут восприняты, как возможность проверить свои силы и проявить себя.
Стратегическое планирование и фокусировка на главном. Планирование через призму метанавыков — это способность видеть свою жизнь в перспективе, осознавать ее общую направленность и высшую цель. Человек может ставить цели и достигать их, но если он не знает, зачем это делает и куда идет, развитие будет хаотичным. Учите детей регулярно проводить самоанализ и задавать себе вопросы: Для чего я это делаю? Что хочу получить в итоге? Как это связанно с моими ценностями?
Аутентичность. Это возможность строить гармоничные отношения с окружающими, не изменяя себя и свою истинную природу.
Важно понимать, что в отличии от жестких и гибких навыков meta skills невозможно «освоить» за несколько месяцев. Их тренировка — это постоянный процесс личностного роста, внимания к своим чувствам и эмоциям, выбор в конкретных ситуациях. Они развиваются в бытовых и профессиональных ситуациях, с которыми ежедневно сталкивается ребенок. Задача родителей в этом процессе — познакомить ребенка с его чувствами, научить его обращать на них внимание и осознанно действовать в любой ситуации.