металлическая глина что это
Металлическая глина — 25 лет инноваций!
Если быть точным, то 25 лет не так давно исполнилось одному из первых и наиболее известному в мире бренду металлических глин, но никак не самой технологии. Ей уже без малого 30 лет. Истоки она берет от принципа промышленного спекания порошковых металлов, когда мелкий металлический порошок под воздействием температуры и давления спекается в цельное изделие.
Аналогия в разработанном Масаки Морикавой (металлургом Mitsubishi Materials) материале прямая — порошковая масса серебра под воздействием температуры начинает, подплавляясь, спекаться в цельное серебряное изделие.
Изначально серебряная глина (а далее, и все другие типы глин) состоят из трех основных составляющих:
Пока все три компонента вместе — материал мягкий и упругий как глина. Никакой глины, керамики или чего-то еще в материале нет ни грамма — тут только аналогия по свойству лепки. Metal Clay (металл) настолько же глина как и Polymer Clay (пластик). Просто английское слово «Clay» на русский язык кроме как «глина» или «пластилин» не переводится.
Материал в основном поставляется в двух видах — готовой к работе глине или в порошке для замешивания с дистиллятом. Однако некоторые производители выпускают отдельно пасту, шприцы, бумагу для оригами, ленту для квиллинга и пр.
Уникальность материала в его восстановимости — до обжига он может быть превращен обратно в исходную массу для очередной стадии лепки. И это можно сделать как день в день, так и месяцыгоды спустя! Поэтому все мельчайшие частицы надо собирать!
После обжига металл спекается и уже не может быть превращен обратно в глину.
После лепки наступает стадия сушки и сборки. Сухая заготовка хрупкая и с ней нужно обращаться бережно — металл еще не спечен! Сборка идет на тот же самый материал, только немного больше разбавленный водой — пасту (или шликер, как говорят керамисты). Паста липкая и сборка проходит на ура!
Можно использовать любые режущие инструменты, бормашину с насадками, шкурки, надфили, лобзики и прочие классические инструменты для придания заготовке идеальной формы!
После всех стадий работы перед нами прототип изделия. Он заметно крупнее того, что мы получим после обжига. Металл спечется за счет «вхождения» подплавляемых частиц друг в друга — это называется «Усадка». На данный момент в зависимости от металла и производителя глины усадка может быть от 5% до 30%. Среднее значение 8-16%.
Рекламные вывески предлагают обжиг на газу, горелкой, на сухом спирте «в горшочке», в микроволновой печи. Но если вы хотите добиться качества и прочности, нет альтернативы муфельной печи! После обжига металл приобретает все основные свойства своего литого «собрата». Обжиг производится при разной температуре в зависимости от металла и бренда-производителя и колеблется от 570 до 990 градусов Цельсия.
Однако, справедливо сравнение с литьем только при соблюдении всех требований работы с материалом — от упаковки (хранения, работы, восстановления) и до самого конца (обжиг, постобработка, шлифовкаполировка и пр.)
По состоянию на 2020 год в виде металлической глины производители из самых разных стран (от Австралии до Европы и США) выпускаются:
Самые известные и популярные в работе материалы — Серебряная глина, Бронзовая и Медная глины. Разница в цене между серебром и бронзой — более чем в 10 раз, и разрыв только растет по многим причинам (котировки драгметалла на бирже, увеличение пошлин, трансформация законодательства, валютные курсы). Именно поэтому серебро хоть и проще в обжиге и более благородное в имиджевом плане и эксплуатации, базовые металлы (та же бронза), активно набирают популярность.
Ввиду того, что материалы нового поколения, ставшие доступными во второй половине 2010х годов имеют кардинально иные механические, химические и эксплуатационные характеристики, нежели в начале 2000х, это сделало их беспроблемными для качественной работы с последующей пайкой, гальваникой, эмалированием и пр.
В сочетании стилей и техник — будущее!
Давайте посмотрим, что же получается из кусочка «глины»?
Авторство всех представленных выше работ, равно как и фото, принадлежат Студии Пластичных Металлов.
Что такое ювелирная или металлическая глина?
Эта статья про магию и её разоблачение. Мы сделали подборку основных вопросов и ответов, касающихся состава и свойств металлической глины.
Что за глина такая – металлическая?
Всё просто. Это материал, похожий на глину лишь по свойствам лепки, состоящий из:
1) мелкодисперсных металлических частиц;
2) органического связующего (нетоксичного пластификатора, как правило, на целлюлозной основе);
Во время обжига в муфельной печи при температуре около 800 градусов, пластификатор выгорает, частички металла сплавляются друг с другом – и в результате получается прочное и цельное металлическое изделие. То есть вся магия объясняется спеканием металла под воздействием высоких температур.
Есть и другие названия металлической глины: ювелирная глина или пластичный металл. Всё это один и тот же материал. Металлическую глину можно обрабатывать так же, как керамические глины — раскатывать, формовать, текстурировать и резать.
Какие бывают виды металлических глин?
Производители предлагают два варианта металлических глин: готовая к работе масса и порошковая глина для замешивания с водой. Мы работаем с готовыми серебряными и бронзовыми глинами турецкого производителя Prometheus.
Иначе говоря, комочек влажной глины, запакованный в вакуумный пакетик. Удобство в том, что сразу после вскрытия упаковки, можно брать и лепить. Глина в таком виде легко поддаётся любым манипуляциям: её можно раскатывать до нужной толщины, обрезать по форме, наносить на поверхность глины текстуру.
Просто добавляем воду – и лепим. Важно, чтобы масса получилась без комочков, в меру влажная и достаточно пластичная. Порошковые глины бывают только бронзовые, причём палитра цветов очень разнообразная.
Можно приобрести металлическую глину в шприце. Это уже готовая глина, разбавленная водой до более жидкого состояния.
Покупать отдельно глину в такой консистенции вовсе необязательно. Сделать её не представляет труда: просто берём несколько капель воды – и добавляем их в металлическую глину. Смешиваем до состояния густого йогурта – и паста готова. Также можно взять сухой кусочек металлической глины, раздавить его в порошок и замешать эту массу с водой. Паста незаменима в процессе всей работы, её можно использовать для устранения трещин и сглаживания поверхности изделия.
Заправляя пасту в шприц вы можете получать тоненькие «колбаски», с помощью которых можно, например, создавать разнообразные орнаменты. Такой вариант даёт дополнительные возможности в работе, позволяет реализовывать сложные дизайны с мелкой деталировкой и узорами. Работа со шприцем это отличный способ расширить диапазон своих идей.
Различие бронзовых глин.
Пластичные бронзы Prometheus различны по цвету, режиму обжига, финальному результату. Само собой, в работе они тоже неодинаковы. Прочувствовать можно только практически, то есть, слепив что-либо из всех видов бронз. На видео ниже можно посмотреть, как выглядят разные оттенки бронзовой глины до и после обжига.
С чего начать и чем закончить? Основные стадии работы с ювелирной глиной.
Этапы работы с ювелирной глиной связаны с трансформацией самого материала. На каждой стадии свои задачи и соответствующие им инструменты. Обозначим коротко весь путь от глиняного комочка – до металлического изделия, а подробному описанию каждой стадии посвятим отдельную статью.
Влажная стадия.
Если глина порошковая, начинаем с замеса. Если готовая – сразу приступаем к работе. Основные задачи: раскатать глину, придать её форму и сделать текстуру. Материал нужно увлажнять, если он подсыхает, и смазывать рабочие поверхности парафиновым маслом, чтобы металлическая глина не прилипала.
Сухая стадия.
Изделие должно высохнуть так, чтобы вода полностью испарилась. После сушки можно приклеивать детали друг к другу на пасту, шлифовать и сверлить изделие. На этом этапе металлическая глина твёрдая, но хрупкая – как гипсовая заготовка. Всё вмятины, царапины и шершавости желательно корректировать именно на этой стадии, после обжига это будет сделать значительно труднее, а в некоторых случаях невозможно.
Предобжиг.
Этот процесс нужен для выгорания пластификатора (связующего вещества) и производится на более низкой температуре, чем сам обжиг. В работе с серебряными глинами этого пункта нет, она обжигается в один этап. Вся бронза Prometheus обязательно проходит предобжиг на открытой полке в муфельной печи в течение 15-ти минут при t 500° С
Обжиг.
Абсолютно все пластичные металлы обжигаются по индивидуальному режиму. Нюансов много, их нельзя не учитывать, иначе магия может не произойти. Во время обжига происходит спекание частичек металла и соответствующая усадка — получается цельное металлическое изделие. Бронзовая глина Prometheus обжигается при t от 770° С – до 820° С, в зависимости от цвета глины. Серебряная глина обжигается при t 700° С.
Финальная обработка.
После обжига ювелирная глина, так же как привычный нам металл, подлежит пайке, полировке, чернению, патинированию и эмалированию. На последней стадии изделие доводится до совершенства и приобретает законченный вид.
Как хранить ювелирную глину?
Если это готовая для работы масса, можно хранить её в вакуумной упаковке от производителя. Также можно положить материал в плотно закрытый контейнер или пищевую плёнку (следить, чтобы не проникал воздух).
Если после прочтения статьи останутся вопросы – их нужно обязательно задать. Мы готовы добавлять в копилочку полезной информации новые вопросы и ответы, чтобы не допускать технических ошибок в процессе творчества и делиться опытом со всеми, кто вместе с нами заинтересовался металлической глиной.
Основные правила работы с металлоглиной
Работа на влажной стадии.
Набор инструментов для самостоятельной работы с ювелирной глиной можно легко собрать дома. Адаптировать под конкретные задачи те предметы, которые есть под рукой. На первых этапах много инструментов не понадобиться, только необходимое. Ниже будет список основных инструментов, используемых на влажной стадии работы с материалом. Сухую стадию рассмотрим в отдельной статье, там свои нюансы.
1. Рабочая поверхность.
Это то, на чём происходит весь процесс лепки изделия. Вообще, поверхностью может быть просто стол, главное, чтобы была ровная гладкая плоскость. Материал не должен прилипать и забиваться в мелкие выемки, трещинки и т.п. Классика жанра — тефлоновый коврик. Он идеален, потому что имеет гладкую поверхность. Со временем на нём появляются следы от ножа, стека и прочих инструментов; за этим надо следить и вовремя менять на новый. Купить такой коврик можно в любом хобби-магазине. Как правило, продаются разлинованные коврики, что супер-удобно для ориентации в размерах изделия.
Лист пластика формата А4 — тоже вариант рабочей поверхности. На него нельзя ставить горячие предметы, он не такой тонкий и гибкий, как тефлоновый коврик, но работать на нём можно. Так же, как, например, на небольшом куске стекла (простого или акрилового). Найти всё это тоже несложно.
2. Роллер и раскатка.
По сути, роллер — это небольшая труба, наподобие скалки для раскатки теста. Собственно, роллер нужен для того, чтобы раскатать комочек металлической глины — в лепёшку. Чем больше диаметр роллера, тем ровнее получается поверхность глины.
Стандартный вариант для тех, кто работает с пластичными металлами, — роллер из ПВХ. Остатки труб в хозяйственных и строительных магазинах — в помощь. На роллере не должно быть вмятин или выпуклостей, только гладкая поверхность. Если брать вариант «из того, что было», то для раскатки материала подойдет флакон от дезодоранта, обычная скалка или стеклянная бутылка.
Раскатка — это квадратик акрила, с помощью которого можно прижать глину к текстуре — для лучшего оттиска. Её поверхность должна быть гладкой и ровной, в идеале — прозрачной. Перед работой раскатку необходимо смазать антиприлипательным средством.
3. Ограничительные линейки.
Они нужны для равномерной раскатки металлической глины на нужную толщину. Ограничители ставятся с двух сторон параллельно друг другу, между ними кладут комочек глины и раскатывают его роллером. Вместо линеек можно использовать игральные карты. Для формирования полоски толщиной 2 мм достаточно 4 игральных карт, лежащих друг на друге.
4. Антиприлипательные материалы.
Металлическая глина может прилипать к поверхностям и рукам, об этом нужно помнить и заранее смазывать тефлоновый коврик и роллер. Мы работаем с парафиновым маслом, оно нам кажется наиболее подходящим. Можно использовать оливковое масло, которое тоже хорошо справляется с задачей. Главный закон работы с маслом гласит: его не должно быть много! Наносить на саму металлическую глину его не нужно, только на рабочие поверхности. Лучше всего использовать баночки для масла с дозаторами и не забывать про чувство меры.
5. Вода.
Нужно, чтобы под рукой всегда был небольшой флакончик с водой, во время работы он пригодится неоднократно. Рекомендуется дистиллированная, но, если такой нет, можно обычную, только не из-под крана. Добавлять воду в металлическую глину можно по разным причинам: замешать пасту, сгладить поверхность, избавиться от мелких трещин по краям и внутри изделия, если материал начал подсыхать. Слишком много воды приведёт к тому, что материал будет прилипать к рукам и не принимать нужную форму. Если жидкости недостаточно, металлическая глина будет распадаться на части. Короче говоря, и тут нужна мера.
6. Колюще-режущие предметы.
В случае, когда на влажной глине нужно сделать маленькое круглое отверстие для шнурка, например, поможет трубочка для сока подходящего диаметра. Либо решать эту задачу с помощью бор-машинки уже на сухой стадии.
7. Стеки.
Они же лопаточки, палочки с разными наконечниками и разнообразные стеки для керамистов. У них большой диапазон возможностей, подходящих и для металлической глины. Круглые и остроконечные помогут сделать выемки, узоры, а стеки-лопатки прекрасно справляются с замесом пасты.
Много стеков не нужно, во время лепки станет понятно, какими удобно пользоваться, их и нужно оставить. Остальные добирать по мере расширения творческих задач.
8. Кисти.
Без кисти нельзя работать на влажной стадии, это один из основных инструментов на этапе лепки. Хорошо бы иметь в запасе и круглую кисть и плоскую, обязательно – маленькую тоненькую кисточку. Кисть пригодится, когда нужно ровнять края изделия, замазывать швы, накладывать пасту на поверхности. На сухой стадии с её помощью легко избавиться от пыли во время шлифовки.
Если кисть начнет сыпаться, придется долго и упорно вылавливать щетинки из глины. Из этих соображений лучше использовать синтетическую щетину, она менее мягкая, чем натуральная, соответственно, проживёт дольше. Как и в любом другом творчестве, кисти требуют заботы. Их нужно тщательно промывать после каждого рабочего дня и стараться не забивать щетину слишком большим количеством ювелирной глины.
9. Каттеры.
Иначе говоря, это формочки для обрезки металлической глины. Собрать свой собственный набор можно дома. Найти круглые, квадратные и какие угодно по форме штуки, которыми можно, как формочкой для печенья, вырезать глину. Или прогуляться в магазин с хобби-товарами, там попадаются интересные варианты.
Каттеры удобны в нескольких случаях:
1) когда нужно сделать форму изделия идеально ровной;
2) когда нужно несколько одинаковых по форме деталей;
3) когда изделие делает ребёнок.
А ещё каттеры значительно ускоряют процесс и облегчают решение многих творческих задач.
10. Текстуры и молды.
Текстурирование — это один из основополагающих способов работы с ювелирной глиной. Он действительно очень прост и открывает непаханое поле для реализации идей. Текстура и молд — это готовые шаблоны, которые не сделает изделие банальным. Отличие в том, что молды, как правило, создаются для более объемных форм (ракушка, голова, панцирь черепахи и т.п.), а текстуры для более плоских (древесная кора, чешуя, геометрические узоры). Молд, как и текстура, — залог того, что линии будут ровными, узор внятным и выразительным. Не обязательно использовать всю поверхность, можно взять часть и включить её в свой дизайн. В работе с текстурными матами есть пункты, на которые стоит обратить внимание. Важна толщина раскатки. Серебряная глина мягче, поэтому нужен запас материала при нанесении текстуры. Бронзу можно раскатывать тоньше, она обладает более высокой плотностью. Текстура — это углубление в материале, она забирает часть толщины, особенно когда наносится на обе стороны изделия.
Поверхность текстуры нужно смазывать маслом, чтобы глина не прилипала и не забивалась в выемки. Наносить тонким слоем, пальцем или кисточкой (если рисунок слишком глубокий). Есть два способа нанести текстуру: положить раскатанную полоску глины сверху на текстуру и придавить сверху, или наоборот, отпечатать текстурный мат на поверхности глины. Кому как удобно, принципиальной разницы нет. Главное — равномерно продавить текстуру по всей площади и затем аккуратно снять металлическую глину. Влажный материал легко смазывается, поэтому чем деликатней, тем лучше.
Металлическая глина способна быстро и легко воспринимать любую текстуру. Почти всё можно использовать для текстурирования поверхности, нужно просто включить фантазию. Если приглядеться, под рукой всегда есть что-то, что может стать основой классного дизайна. Очень популярна и интересна в роли текстуры — органика:
Предметы из бабушкиного сундука:
Есть ещё бытовые предметы:
Также можно создать новые орнаменты самостоятельно: процарапать узор, слепить его из полимерки, вырезать из бумаги, наклеить на основу, после чего сделать силиконовый оттиск. Сделать текстуру или молд легко. Для этого сгодится силикон или обычная полимерная глина, которая продаётся в любом хобби-магазине.
Вопросы и ответы при работе с металлическими глинами Goldie Metals
С начала 2016 года в России официально представлен новый продукт, ранее не продававшийся и не знакомый широкому кругу российских мастеров. Речь сегодня пойдет о металлических глинах польского производителя, Goldie Metals.
Для мастеров, привыкших работать с металлическими глинами производства Японии (ArtClay от AIDA Chemical Industries, PMC от Mitsubishi materials), Турции (Prometheus), Америки (CopprClay, BronzClay производства Metal Adventures) и прочих, данный материал не известен, тогда как в Европе и Америке он очень популярен и пользуется заслуженным признанием.
Но сегодня мы поговорим не столько о базовых правилах работы с материалом (данная информация после перевода на русский язык будет доступна в блоге), сколько о маленьких секретах, ноу-хау позволяющих добиться идеальной консистенции глины, правильной сушки и обжига.
Итак, информация представлена в форме «Вопрос / Ответ»:
В. Моя печь может работать с температурными «полками» (RAMP), как мне их настраивать для обжига глин Goldie?
О. Всегда ставьте параметр RAMP в положение FULL (полный нагрев) и выставляйте необходимую температуру по таблицам.
В. Как мне лучше работать с силиконовыми (резиновыми) или пластиковыми формами (молдами) с глинами Goldie?
О. Немного смочите форму водой для достижения слегла влажной поверхности. Нет необходимости пользоваться для этих целей маслом, хотя этот способ смазки форм не запрещается.
В. Могу ли я смешивать разные типы глин для работы в технике Мокуме Гане (Mokume Gane)?
О. Конечно, только вам необходимо помнить про поправку температурного режима обжига. Например, при использовании глин медной (Goldie Copper) и снежной бронзы (Goldie Snow Bronze) вам нужно выбрать глину с наименьшей температурой обжига (в нашем случае 740°C/1370°F) и увеличить время обжига в полтора раза.
В. Как мне починить трещины в готовом изделии?
О. Вам необходимо приготовить пастообразный вариант металлической глины того типа, который у вас использован в изделии. Добейтесь пастообразной консистенции при помощи смешивания исходного порошка с добавлением воды в отдельной емкости. Можно использовать для этих целей стек или кисть. После того, как вы приготовите пасту, зачистите от патины и иных поверхностных слоев металл изделия и замажьте трещины и сколы пастой, соедините отвалившиеся элементы при необходимости. Дайте хорошо высохнуть изделию, добавьте немного пасты в случае её провала, если при нанесении образовалась пустота или воздушный пузырь. После высушивания изделия повторите двухстадийный обжиг!
В. Могу ли я при обжиге не накрывать контейнер с углем крышкой?
О. Да, конечно. Только расход угля в данном случае будет выше. Обжиг в контейнере без крышки возможен лишь в печах с малым объемом камеры ввиду их низкой теплоёмкости. В малых печах разогрев угля и изделий, а также, их обжиг в контейнере без крышки проходит быстрее.
В. Изделие не полностью обожглось, внутри него остался серый порошок. Почему?
О. Данная проблема может быть следствием следующих факторов:
Надеюсь, информация была вам полезна!