мета состояние что это
Что понимают под метасостояниями и как их использовать
Метасостояние (Meta-States) — это такое состояние, которе охватывает другое состояние. Еще его называют гештальт-состоянием, где накладывается состояния сознания-тела (страх, гнев, радость, познание) на другое состояние и относится к более высокому логическому уровню, чем исходное состояние. Само понятие разработал Майкл Холл.
Модель «состояний» сознания восходит к работам Альфреда Корзибского (1941-1994) и Грегори Бейтсона (1972-1979) о логических уровнях. Модель метасостояний открывает нам новую область навыков и методов как процессов с состояниями-о-состояниях (метасостояниями).
Граф Альфреда Корзибского в 1941 году предложил термин «нейролингвистический» и основал направление по «нейролингвистическому обучению». Позднее это направление подхватили разработчики нейролингвистического программирования (НЛП). Например, вместо «движения в мета позицию» он говорил «абстрагирование высокого уровня». Вместо «экологической проверки» он говорил о развитии «абстрактного сознания». Вместо «использования собственного мозга» он говорил о контроле или замедлении «семантических реакций».
Сам термин «мета» был заимствован у Грегори Бэйтсона и по существу это понятие относится к отходу в сторону для того, чтобы получить большую перспективу. Словно когда на электронной географической карте вы нажимаете плюс, чтобы получить укрупненное представление о территории, также вы поднимаетесь на один мета уровень выше, чтобы совершить концептуальное перемещению в место, находящееся выше и за пределами непосредственного контекста — так, чтобы можно было яснее думать об этом.
Метасостояния позволяют нам по-другому взглянуть на такие процессы, как проверка экологичности нашего поведения или размышления, создания шаблона Визуальной-Кинестетической диссоциации, перемещения по линии времени и т. д., ибо все эти процессы можно рассмотреть как функцию метасостояний, то есть как «оценку собственных оценок».
Например, вы в настоящее время читаете этот текст. И пока вы сейчас думаете о метасостояниях, позвольте мне использовать эти ваши мысли в качестве прототипа метасостояния. Поскольку вы сейчас находитесь в каком-то положении тела и читаете этот кусок текста, вы можете заметить своё состояние. Вы можете? И… если вы можете, то подумайте, как вы хотите назвать это состояние? Можете ли вы назвать его состоянием Познания? Обучения? Или Непонимания? Может быть Интересом? Или Скукой? Или как-то еще…
И подобно тому как вы исследуете это состояние, вы можете заметить, как текущие мысли о вашем состоянии могут рассекать, подобно воздуху, ваш мозг таким образом, что могли бы изменить или превратить во что-то другое это ваше состояние. А сейчас оцените ваше состояние. Полезное/Бесполезное? Ограничивающиее/Усиливающее? Продуктивное/Непродуктивное? Интенсивное/Слабое?
В нашем примере состоянием является «состоянием Познания? Обучения? Или Непонимания? Может быть Интересом? Или Скукой? Или как-то еще». А состояние-о-состоянии (метасостояние): «Полезное/Бесполезное? Ограничивающиее/Усиливающее? Продуктивное/Непродуктивное? Интенсивное/Слабое?».
А сейчас припомните, какие эмоции вы испытывали в состоянии. Где в вашем теле вы испытывали кинестетическое ощущение состояния? А теперь припомните когда вы испытывали местасостояние, где в вашем теле вы испытывали кинестетическое ощущение метасостояния? Какие визуальные, аудиальные и другие сенсорные ощущения проявляли себя в этом состоянии?
Я рискну предположить, что вы испытывали меньше сенсорных ощущений именно в метасостоянии. Более того, я рискну предположить, что вы испытывали в основном слова, язык, суждения, идеи, концептуальное понимание и т. д.
Потому что мы используем в основном сенсорные ощущения (или субмодальности ), когда достигаем усиления первичного состояния, и используем мета-репрезентативные модальности (слова, лозунги, поэмы, утверждения, вопросы, принципы, цифры в математике, ноты в музыке и т. д.), когда мы думаем о метасостоянии.
Метасостояния структурно отличаются от первичных состояний, потому что они имеют дело с метауровнями абстрагирования. Это делает их сложными, составными и слоистыми, менее управляемыми от модальностей и субмодальностей. Почему? Потому что метасостояния нуждаются в мета-репрезентативной системе (аудиально-знаковой) для движения на более высокий уровень абстрагирования от предыдущего уровня.
Это также объясняет устрашающую власть языка НЛП и метамодели, которые позволяют нам разрушать противоречия (или отклеивать) в непродуктивных метасостояниях (языковых конструкциях, которые ложны, ошибочны, неточны или нечетко воссоздают «действительность»), а также Милтон-модели гипнотического языка, которая позволяет нам конструировать (склеивать) мощные метасостояния.
Практическое применение метасостояний
Мы живем в наших метасостояниях бессознательно, потому что просто принимаем их за реальные. Вместе с экологической проверкой мы можем теперь запустить процесс проверки их качества в нашем сознании на более высоких уровнях. Теперь вы сможете проверить ваши суждения, чтобы удостовериться в том, что они действительно работают как обогащающие вас ресурсы.
Любая способность применять знания на деле представляется более высоким уровнем для этого знания. Просто подумайте, если бы у вас не было метосостояния (применение знаний) по отношению к знанию, вы бы попросту отупели. А теперь представьте если вы научитесь сознательно управлять своими метасостояниями, в которых вы сможете действовать из задачи нацеленности на желаемую цель. Тогда вы сможете покинуть рамки догматизма и старых суждений и начать применять любую информацию к сами себе сохраняя свою целостность, а также это поможет вам впитывать информацию и усваивать ее. Как только мы установим собственный фрейм инсталляции информации, мы обретем способность ее использовать и раз за разом достигать совершенства.
Примером использования этого феномена может служить техника «Принятия себе», которая содержится в моем бесплатном Сборнике лучших техник осознанности на каждый день. Она хорошо работает с изменением отношения к различным событиям, качествам и людям и действует очень быстро.
Вообще научившись работать с метосостояниями вы сможете брать новые знания, инсайты, процессы, паттерны, модели и встраивать их в себя, а они будут изменять то, как вы думаете, чувствуете, говорите, ведете себя и строите отношения с окружающими. Это откроет вам возможности внедрять даже невероятные идеи в жизнь и воплощать планы в реальность.
Майкл Холл. Межличностное использование МетаСостояний
Межличностное использование МетаСостояний
В НЛП мы думаем о «состоянии сознания » как о целостном, охватывающем тело и разум состоянии, включающем наши внутренние репрезентации (в том числе верования, ценности, решения и проч.) и физиологию (нейрологические ответы во всем теле, позу, дыхание, напряжение мускулов и т.д.). Такие первичные состояния имеют отношение к чемуто во внешнем мире. Я называю такие состояния первичными отчасти потому, что они обычно включают первичные эмоции: страх, гнев, радость, удовольствие, печаль/горе и т.д.
«Я чувствую удовольствия по поводу моего повышения. » «Я боюсь, что Джон может не выполнить своего обещания. » «Я чувствую гнев по поводу того, как Джоан разговаривает со мной. «
С Моделью МетаСостояний (MetaStates Model) (Холл, 1995) мы можем теперь рассматривать «состояниепоповодусостояния » (метасостояние).
«Я чувствую себя виноватым, когда сержусь. » «Я чувствую себя сбитым с толку, когда слишком спокоен; может быть, со мной что-то не так? » «Я чувствую себя понастоящему спокойным и сосредоточенным по поводу моего страха. » «Я горжусь нанесенным мне оскорблением! «
С помощью этой модели МетаСостояний вы можете узнать, проанализировать, и более эффективно работать с саморефлексирующим сознанием, когда оно замыкает петлю обратной связи на себя таким образом, что вы генерируете добавочные мыслиичувства (другое состояние) по поводу предыдущего состояния. Это дает вам возможность работать с моделью, которая позволяет находить различия относительно субъективности клиента, происходящей от периодического возвращения сознания к предыдущему состоянию (что не просто сделать со стратегической моделью).
Следующий шаг Относительные МетаСостояния
Сейчас пришло время использовать концепцию МетаСостояний не только на интраперсональной (или интрапсихической) арене, но и в интерперсональной области опыта. Интрапсихически, я могу интрапозиционировать себя в некие очень негативные, деструктивные, морбидные, и нересурсные «драконовские » состояния: страхапоповодустраха (паранойя), отвращенияпоповодурадости (реальный убийца радости!), отказа от негативных эмоций (что направляет мою психическую энергию против меня), страх гнева, беспокойствопоповодубеспокойства, и т.д. Я могу также метапозиционировать себя в некоторые мощные ресурсные состояния: спокойствиепоповодугнева, пониманиевотношениисовершенияошибок, смелостьвызваннуюлюбовью и т.д.
Сейчас, если я войду в определенное состояние, касающееся первичного состояния по отношению к самому себе это будет значить, что я поставлю себя в метасостояние; но если я войду в состояние, касающееся состояния другого человека, тогда интерперсонально, я ставлю себя в позицию метасостояния по отношению к этому человеку. Таким образом, если Джон сердится на меня, и демонстрирует мне свой гнев (договоримся, что он делает это соответствующим образом, любезно и заботливо) и я всетаки боюсь его гнева тогда в то время как я достиг первичного состояния страха, по отношению к Джону, я достиг мета состояния страхапоповодуегогнева.
Что дальше? Мой страх в этом отношении будет функционировать внутри меня в значительной мере таким же образом, как если бы я достиг похожего метасостояния внутри себя по отношению к своему собственному гневу. Если я боюсьсвоегогнева, значит мой гнев становится для меня невозможной эмоцией. Я отбрасываю его. Я закрываю себя для послания гнева. Я не хочу знать об этом. Я наложу на это табу, уничтожу это, убегу от этого, подавлю это и т.д. Я обращу мою психологическую энергию против себя.
То же самое происходит, когда я занимаю позицию метасостояния по отношению к гневу Джона. Когда я начинаю бояться (не вредных, угрожающих действий которые могли бы исходить от разумных и привычных объектов страха) его эмоции гнева, тогда я достигаю метасостояния страхапоповодугнева (гнева Джона). Таким образом, я отбрасываю тот явный факт, что он имеет эмоции. Я ничему не научусь в таком случае я не спрошу его о его гневе, я не исследую смысл или интенсивность его гнева. Я не вовлеку его в ситуацию, которая поможет реально проверить его гнев. Я буду избегать этого, бежать от этого, пытаться остановить это, табуировать это возможно, осуждая его за то, что он сердится на меня (другое интерперсональное метасостояние).
Метасостояние: страх страх
Первичное состояние мой гнев его гнев
Это значит, что я не только попадаю внутрь метасостояния по отношению к самому себе к своим собственным ментальнофункциональным состояниям и к своим собственным концептуализациям (генерализациям, верованиям, ментальным «категориям «), но я также достигаю позиций метасостояния по отношению к охватывающим разум и тело состояниям других.
Интерперсональные и Групповые МетаСостояния Майкла Гриндера
Майкл Гриндер предложил следующие примеры на своем семинареконференции «Искусство Презентации » в Ассоциации НЛП Горных Штатов (Апрель, 1996). Рассказывая о теме «осознавание сопротивления «, Майкл описал несколько лингвистических паттернов для прощупывания сопротивления в толпе до того, как сопротивление становится явным.
Например, во время введения в тему, презентатор может отступить на минуту в сторону и попросить аудиторию поднять руки в ответ на вопрос: «Как много из вас на самом деле не хотят быть здесь? » Тех участников презентации, которые поднимут руки, презентатор может похвалить, заметив: «Я ценю вашу честность «. Если провести некоторую тренировку дома, то можно осознанно воспринять и «легализовать » тех, кто «вынужден » был придти на тренинг.
Затем прощупывание некоторого аспекта предстоящего тренинга: «Некоторые из вас могут не любить х «. Или «Какойто частью вы можете не любить х! » Далее презентатор может сойти с этого места, и посмотреть назад на это место (пространственно якоря это состояние на сцене), и может проделать некоторый рефрейминг: «И, хотя данный аспект, возможно, несколько беспокоит вас, на долгом пути обучения это может помочь вам и развить новые навыки и способности, которые сделают вас более эффективными. » Подумаем о том, что это дает с позиций метасостояний. Докладчик, узнавая существование состояния сопротивления, и осознавая это, занимает метапозицию по отношению к этому. Далее одобрением этого с помощью привнесения своего собственного состояния понимания и принятия этого он создает метасостояние пониманияпоповодусопротивления, как если бы он сказал: «Я понимаю ваше сопротивление оно имеет ценность «.
Попробуйте это в интраперсональных взаимодействиях. Подумайте о времени, когда вы сопротивлялись чемулибо. Теперь позвольте себе испытать понимание вашей способности противостоять чемулибо. Стоп. Дышите глубоко. Достигните пониманияпоповодусопротивления. Как метасостояния сопротивления с принятием трансформирует это внутри вас? (Обычно это успокаивает и смягчает сопротивление, позволяя использовать его более эффективно.) Обратите внимание также на другой языковый трюк, предложенный Майклом Гриндером. «Я высоко ценю вашу честность. » Поднятие рук и присвоение состояния «сопротивления » теперь имеет другое название (честность). Это предполагает или подразумевает, что честность и аутентичность на самом деле управляют сопротивлением.
И еще один кусочек. «Какойто частью вы можете не любить х! » Если это приводит к тому, что человек начинает думать «Да, часть меня может действительно не любить х! «, то затем он может принять невысказанную пресуппозицию, что «Часть меня может любить х! » Это разделяет состояние. Это ослабляет его, делая его неконгруентным.
Суммируя, можно сказать, что модель МетаСостояний позволяет презентатору начать с занятия метапозиции (состояния) по отношению к состоянию индивидуума (сопротивлению). Он метапозиционирует это первичное состояние принятием. Далее он рефреймингует это как честность. В метапозиции мы имеем больше возможностей устанавливать рамки отношений и придавать новые и более мощные значения путем присвоения более значительных названий вещам!
Грегори Бейтсон (1972) сказал, что «метапослания всегда модифицируют послания более нижних уровней «. Тогда, с маневрами языковых трюков, он использует некоторые пресуппозиции, чтобы разделить и преодолеть состояние сопротивления таким образом, чтобы достичь тех частей личности, которые могут желать воспринимать и признавать.
В итоге, презентатор метаметапозиционирует сопротивление индивидуума/индивидуумов путем достижения состояния принятияпоповодусопротивления, он берет инициативу на себя и думаетчувствует и говорит о сопротивлении. С помощью пресуппозиции, это подразумевает, что он несет ответственность за сопротивление. Сказано очень много: «Поднимите ваши руки и сотрудничайте со мной целиком и полностью, если вы хотите сопротивляться мне, говоря, что вы не хотите быть здесь! » «Подобно парадоксу «Будь спонтанным «, это работает, если вы знаете как разобраться с логическим уровнем состояния и не смущаться, думая, что команда существует на том же самом логическом уровне, на котором существует содержание команды.
Разговор о (Подразумевается: сотрудничайте со мной полностью поднятием ваших рук и честным признанием вашего состояния сопротивления) Состоянии Сопротивления
Кажется, это работает таким же образом, как и парадокс, на который наткнулся Зигмунд Фрейд. (Я не думаю, что он понимал динамику этого, и по сути отнес это к другим факторам). Он хотел, чтобы его «пациенты » лежали на кушетке и затем инструктировал их «свободно ассоциировать » позволить их мыслям приходить и уходить и говорить что бы ни пришло в голову. Сидя позади и над пациентом (какой замечательный якорь для позиции металичности!), он затем отслеживал их ментальную продукцию и метапозиционировал ее с пониманием, принятием, разрешением, интересом, любопытством и т.д. «Да, и что еще? » «Ахах, это интересно. » Интерперсональное использование МетаСостояний Кажется, это открывает целую новую арену для исследований, не так ли? Это предлагает модель для обдумывания, анализа и работы с ментальноэмоциональными состояниями сознания, касающимися друг друга, которые мы можем взять, когда мы взаимодействуем и налаживаем связи. Какое состояние я беру в отношении тех людей, которых я люблю? Часто мы просто разделяем состояния. Я чувствую твою радость с тобой. Я чувствую твою печаль с тобой. Я чувствую твою потерю, надежду, ожидание и проч. с тобой.
Но иногда мы занимаем позицию метасостояния по отношению к другим: я рад твоей радости, я рад твоему горю, я рад твоему успеху; я высоко ценю твою чуткость; я боюсь твоей печали; я чувствую вину по поводу твоего огорчения и разочарования; я сержусь по поводу твоей глупости и т.д. (Комбинации метасостояний генерирует все типы диких и прекрасных и таинственных конфигураций) (Смотри предыдущую статью: Дикие и прекрасные вещи, которые ты можешь делать м метасостояниями).
Какие состояния вы обычно используете, когда вы попадаете в метасостояние по отношению к другим? Как кажется, некоторые люди занимают метапозицию негативизма и пессимизма по поводу любого и каждого состояния, которого достигают другие люди! Вы знаете таких? Другие впадают в состояние Мэри Поппинс, которая пребывала в нереалистичном оптимизме по поводу любого и каждого состояния других! А некоторые занимают диссоциированное состояние по поводу всех состояний других людей. Как много гибкости в метапозиционировании других имеете лично вы?
Когда Т.А. (Трансактный Анализ) принимает эгосостояние Родителя (т.е. распоряжающееся, созависимое, фиксированное положение), Взрослого (т.е., диссоциированное, рациональное, серьезное состояние) и Ребенка (игривое, хныкающее, зависимое, жертвенное, счастливое состояние), они имеют дело с девятью или около того наборами интерактивных взаимодействий а их модели.
С этой НЛП моделью для метапозиционирования других число комбинаций путей взаимодействия и генераций состоянийпоповодусостояний становятся бесконечными. Пора идти играть.
Я благодарю Майкла Гриндера за его проникновенную презентацию и разрешение цитировать его!
Статья:: Дикие и замечательные вещи, которые вы можете делать, используя метасостояния
Альфред Корзибский сказал, что наша человеческая абстрагирующая (или моделирующая) сила бесконечна (1941). Мы можем всегда сказать что-нибудь по поводу того, что мы только что сказали или абстрагировали по поводу нашего предыдущего состояния или абстракции. Таким образом, мы можем всегда думать-чувствовать (опыт состояния сознания) о других состояниях. Вышесказанное представляет собой основу метасостояний (состояний-по-поводу-состояний).
Начиная с этой точки, в НЛП есть много чего, что можно сказать по поводу состояний в терминах «запуска собственного мозга» и управления своими собственными состояниями. У нас есть технологии для прерывания состояний, изменения состояний, запуска состояний, достижения ресурсных состояний, осуществления контрастного анализа между состояниями, взлета в более усиленные состояния и т. д.
Сейчас, с помощью новой модели метасостояний можно применять все перечисленное и многое другое. Метасостояния добавляют больше сложностей, как это получается и при введении логических уровней и саморефлексивного сознания. Соответственно, смесь метасостояний может генерировать какие угодно дикие и иногда странные результаты. И каждый из этих результатов обеспечивает дополнительную обратную связь, которую мы можем получить от наших клиентов и покупателей. Это расширяет наши возможности и гибкость.
Состояния по поводу состояний
Манипулируя процессом трансформинга (как он называл) «эффектов первого порядка» в «эффекты второго порядка», Корзибский писал:
«. мы тогда имеем любопытство по поводу любопытства, внимание к вниманию, анализ анализа, рассуждение по поводу рассуждения (что представляет собой науку, психо-логику, эпистемологию и т.д.); выбор выбора (что представляет собой свободу, отсутствие психологических блокировок и показывает также семантический механизм элиминации этих блокировок); уважение по поводу уважения является важным культурным достижением; знание знания включает абстрагирование и структуру, становится «сознанием», по крайней мере, в некоторых отношениях — например, как сознательные абстрагирования; оценка оценки становится теорией здравомыслия» [Science & Sanity].
Но не все метасостояния порождают замечательные эффекты. Корзибский предостерегал о пути, с помощью которого некоторые состояния взаимодействуют и «репрезентируют морбидные семантические реакции«.
«Таким образом, беспокойство, нервозность, страх, сожаление и другие состояния первого порядка могут быть совершенно разумными и сравнительно безвредными. Но если это состояния более высокого порядка, и они идентифицируются с состояниями первого порядка таким образом, что имеет место беспокойство по поводу беспокойства, страх страха, они становятся морбидными».
Тогда мы имеем дело с негативными и обессиливающими метасостояниями!
«Сожаление сожаления находится в опасной близости к самосожалению. Такой эффект второго порядка, как убеждение в убеждении, приводит к фанатизму. Знать то, что мы знаем, осуждать осуждение, находиться в невежестве по поводу невежества и т. д. — показывает механизм догматизма; в то время как такие эффекты, как свободная воля свободной воли, или мотив мотива часто становятся заблуждениями и иллюзиями».
Таким образом, мы видим, как метасостояние усиливает первичное состояние, пока оно не становится большим искажением — «драконовским состоянием». Возможно, это объясняет, почему чистая технология первичных состояний обычно не затрагивает такие комплексные состояния, которые включают множественные уровни сознания в сознании.
Этот путь мышления про «состояния по поводу состояний» является индикатором сложности, которая может возникнуть в человеческом опыте, природе или сознании, когда одно или более состояний начинают взаимодействовать с другим состоянием. Результатом этого взаимодействия не является просто суммирование этих состояний. Мы не должны просто двигаться горизонтально (как когда мы имеем дело с работой со стратегиями в НЛП). Мы должны двигаться вертикально на более высокие логические уровни, более высокие рамки отношений, которые играют в странную «математику» с более низкими уровнями.
Например, иногда происходит противоположное. Корзибский пишет:
«Третья группа представлена такими эффектами первого порядка, как подавление, ненависть, сомнение, презрение, отвращение, гнев и похожие семантические состояния; эффекты второго порядка реверсируют и аннулируют эффекты первого порядка.
Таким образом, подавление подавления становится позитивным возбуждением или освобождением; ненависть ненависти почти близка к любви; сомнение сомнения становится научным критицизмом и передает научную тенденцию; другие очевидно реверсируют или аннулируют нежелательные семантические реакции первого порядка».
NLP: Now Lets Play. Игра с Метасостояниями
Джудит Делозье сказала, что, если бы она давала имя NLP, она бы расшифровала его как-нибудь иначе, например, «Now Lets Play». В этом духе игривости позвольте себе представить все дикие и сверхъестественные, полезные и вредные, придающие силы и обессиливающие метасостояния, которые мы можем генерировать так же, как и наблюдать взаимодействие состояний на логических уровнях.
Чтобы облегчить это, обратите внимание на следующие таблицы. В таблице 1 помещен набор состояний-по-поводу-состояний, которые мы нашли в работе Корзибского. Таблица 2 содержит некоторые добавочные примеры. Таблица 3 дает вам возможность придумать свой собственный напиток из колонок, которые я составил из случайных состояний. Например, если вы будете следовать верхней линии, вы можете начать с состояния стресса и хорошенько представить себе его. Затем достигнуть состояния собственной устойчивости по поводу вашего стресса, а затем — состояния веселья вашей устойчивости по поводу вашего стресса.
Таблица 1
любопытство к любопытству | >>> | сильное любопытство! |
внимание к вниманию | >>> | забота о внимании |
анализ анализа | >>> | изучение анализа |
объяснения по поводу объяснений | >>> | наука, эпистемология и т. д. |
выбор выбора | >>> | свобода, отсутствие блокировок |
уважение к уважению | >>> | важное культурное достижение |
знание знания | >>> | абстрагирование, сознание |
оценка оценки | >>> | теория здравого смысла |
мучение по поводу мучения | >>> | морбидное беспокойство |
страх страха | >>> | паранойя |
сожаление сожаления | >>> | самосожаление |
вера в веру | >>> | фанатизм |
убежденность в убежденности | >>> | догматизм |
неведение по поводу неведения | >>> | невинность |
подавление подавления | >>> | позитивное возбуждение, высвобождение |
ненависть к ненависти | >>> | любовь |
сомнение по поводу сомнения | >>> | научный критицизм |
Таблица 2
свободная воля свободной воли | >>> | усиленное чувство выбора |
гнев по поводу страха | >>> | гнев, обращенный на себя |
радость по поводу гнева | >>> | празднование новой свободы |
печаль по поводу гнева | >>> | осознание неуместного выражения гнева |
радость по поводу печали | >>> | понимание ценности печали |
боязнь печали | >>> | самопаранойя |
чувство вины по поводу чувства гнева | >>> | самоосуждение гнева |
чувство собственного достоинства по поводу гнева | >>> | уважительное использование гнева |
промедление промедления | >>> | совершение действия |
прерывание прерывания | >>> | смущение |
спокойное отношение к страху | >>> | присутствие разума перед лицом страха |
любовь по поводу любви | >>> | безрассудная страсть |
Таблица 3
радостный | сила | стресс |
юмористический | пришедший в восторг | озабоченный |
игривый | терпеливый | подавленный |
сострадание | надеющийся | печаль |
терпимость | доверие | нетерпеливый |
снисходительный | смелый | раздражительный |
согласованно действующий | способность восстанавливать силы | сердитый |
доброта | решительный | боящийся |
спокойствие | оптимистичный | промедление |
расслабление | страстный | непреклонный |
бдительность | вежливый | огорчение |
празднование | жестокий | разочарованный |
Работая методически с состояниями-по-поводу-состояний
В «Шагах в направлении экологии разума» Грегори Бэйтсон писал: «Метасообщения всегда модифицируют сообщения более низких уровней» (1972). Метасообщение всегда функционирует как рамка отношений или контекста более высокого уровня для сообщений или состояний, которые находятся ниже. И из-за его более значительного контекста метасообщение определяет, или предписывает, или управляет значением/значениями (семантикой) на более низких уровнях. Что нам дает это? Много всего. Это может иметь множество различных эффектов, как уже было отчасти показано.
1) Редукция. Некоторые метасостояния могут редуцировать первичные состояния. Это случается, когда имеет место невозмутимость по поводу гнева, сомнение по поводу сомнения, размышления по поводу импульсивности, спокойная расслабленность по поводу чувства страха.
2) Интенсификация. Некоторые метасостояния могут усиливать и повышать первичное состояние. Вы можете заметить такой эффект в мучении по поводу мучения, беспокойстве по поводу беспокойства (гипер-беспокойство), в спокойствии по поводу спокойствия, радости по поводу обучения, жестокости по поводу решительности.
4) Отрицание. Некоторые метасостояния фактически отрицают содержание эмоций и мыслей на более низком уровне. В сомнении по поводу моего сомнения я обычно чувствую себя более уверенно. В промедлении промедления я начинаю действие и откладываю откладывание.
5) Парадокс. Другие метасостояния могут привести к парадоксу, если они переносят опыт на более высокий уровень. Это дает множество возможностей для трансформации. С этим возможно анализировать такие мощные техники, как интервенцию, «парадоксальное намерение» в Логотерапии. Парадокс «Будь спонтанным сейчас!» существует потому, что мы обычно пытаемся действовать и понять коммуникацию на одном и том же логическом уровне. Сходная ситуация: «Никогда не говори “никогда”», «Никогда и всегда — это два слова, которые нужно всегда помнить, чтобы никогда не использовать», «Я абсолютно уверен, что ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным» — имеют смысл только тогда, когда мы распознаем утверждение как существующее на более высоком логическом уровне, чем его части. Это напоминает мне парадоксальное утверждение: «Все утверждения на этой странице являются ложью».
6) Прерывание. Иногда состояние (мысли-чувства-нейрология), которым мы влияем на другое состояние, так дисгармонирует с ним и так его изменяет, что фактически происходит прерывание первоначального состояния. Это случается, когда мы с юмором относимся к своему состоянию серьезности, волнуемся по поводу спокойствия, чувствуем успокоение по поводу тревоги, бываем похотливы, чувствуя очень сильное благоговение.
7) Юмор. Такие состояния-по-поводу-состояний, как те, которые прерывают состояния, часто приводят к тому, что возникает юмор — когнитивная дисгармония чего-то, что мы благополучно наблюдаем как неконгруэнтное «вне-здесь-и-сейчас».
8) Замешательство. Иногда некоторые «состояния-по-поводу-состояний», которые порождают прерывание, могут также генерировать замешательство. Здесь состояние, которым мы влияем на другое состояние, вмещает в себя различные мысли/чувства, которые сталкиваются и «сплавляются» друг с другом и оставляют нас в запутанном состоянии.
9) Диссоциация. Иногда метасостояние приводит человека к тому, что он диссоциируется от первичного состояния. Задавая вопрос об экологии (действительно ли это состояние служит мне хорошо, выявляет лучшее, на что я способен, делает возможным для меня функционирование в наиболее ресурсном состоянии?), часто приходится диссоциироваться от первичного состояния, как это происходит в состоянии-по-поводу-состояния.
Вывод
Итак, какой эффект вы хотите получить? С моделью метасостояний вы можете методически работать с сознанием не только последовательно и горизонтально (как с помощью стратегий) или целостно и системно (как с помощью состояний), но также на уровне абстракции и в согласии с саморефлексивным сознанием.