мессенджеры что к ним относится
Мессенджеры: что это такое и как ими пользоваться
Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! В современном смартфоне есть место для многих мессенджеров, сервисов быстрого и бесплатного общения с другими пользователями. На слуху лишь несколько названий, таких как Телеграмм, Ватсап или Вайбер, хотя на самом деле программ гораздо больше. Что такое мессенджеры простыми словами и для чего они нужны, расскажем в нашей сегодняшней статье.
Что такое мессенджер
Мессенджер – это специальная бесплатная программа для общения, звонков и быстрого обмена сообщениями. Можно отправить другому человеку текстовое письмо, видео, голосовую запись, фото и прочее. Большинство сервисов поддерживают отправку файлов любого формата. В отличие от электронной почты, мессенджер всегда под рукой. Письма приходят мгновенно, а оповещения не позволят пропустить важное сообщение.
Для работы мессенджеру требуется доступ в интернет. Некоторые мобильные операторы даже выделяют общение в сервисах в отдельный раздел и не берут плату за потребленный трафик или устанавливают символическую стоимость. Это значительно повышает лояльность абонентов, ведь современный человек практически круглосуточно сидит в мессенджерах.
Программы позволяют делать голосовые и видеозвонки. Главное, чтобы у обоих собеседников был хороший интернет-сигнал. Беседовать и переписываться можно сколь угодно долго, плата взимается только оператором мобильной сети. В памяти сервиса сохраняется вся история переписок и даты разговоров. Также здесь можно увидеть, в сети ли находится пользователь или когда он был здесь в последний раз. Информация хранится на собственных серверах программы.
Важной особенностью мессенджеров является их несовместимость между собой. Так, вы не сможете отправить сообщение из Телеграмм пользователю Viber. Нужно, чтобы у обоих собеседников был установлен один и тот же сервис. Именно по этой причине у многих на смартфоне стоят сразу несколько программ для общения.
Есть разные форматы мессенджеров:
Хотя мессенджеры и не требуют оплаты, могут быть отдельные платные опции, к примеру, наборы стикеров. Также в них иногда присутствует реклама, может приходить рассылка от различных компаний. Конечно, это объяснимо, ведь основное общение между пользователями происходит бесплатно. Должны ведь разработчики на чем-то зарабатывать, поэтому небольшие неудобства можно и потерпеть.
Возможности программ для общения
Какие опции обычно доступны в мессенджере:
Функционал каждой программы отличается от аналогичных сервисов. Но в целом набор опций выглядит именно так. Часто возможности мессенджера используют представители бизнеса для общения со своими клиентами. Любая уважающая себя компания использует сообщества, рассылает сообщения об акциях и распродажах, напоминает о поступлении заказа и т.д. Это гораздо удобнее, чем просто позвонить с уведомлением, и повышает лояльность покупателей.
Получить доступ к сервису пользователь сможет после установки мобильного или десктопного приложения и регистрации в нем при помощи своего постоянного номера. Телефон придется подтвердить, введя код подтверждения из СМС. Все мессенджеры привязываются к смартфону человека, и после авторизации из памяти гаджета автоматически подгружаются контакты. Иногда приходится запрашивать синхронизацию данных, но, как правило, программа делает все сама.
Популярные мессенджеры
Какие сервисы мгновенного обмена сообщения наиболее востребованы? Самыми популярными считаются следующие программы:
Конечно, список онлайн-сервисов на этом не ограничивается, и в каждой стране свои предпочтения. Выбор, каким именно мессенджером пользоваться, обычно зависит от окружения. К примеру, на работе может быть принято общение в Телеграмм, а звонки родным удобнее делать через WhatsApp или Viber. Так у человека появляется сразу несколько программ на смартфоне и компьютере.
По статистике на первом месте по скачиванию в России находится Ватсап, хотя он очень распространен во всем мире, в том числе США и Европе. По последним данным, мессенджером пользуются более миллиарда человек. За ним следуют Facebook Messenger, Вайбер, Skype и Телеграмм. Хотя объективно самыми широкими бесплатными возможностями обладает именно последний – Telegram.
Благодаря мессенджерам пользователь может серьезно сэкономить на связи. Закономерно сотовые операторы терпят огромные убытки из-за того, что люди предпочитают бесплатно разговаривать и переписываться в перечисленных сервисах. Приложения и программы для онлайн-общения расширяют границы возможностей современного человека, позволяя ему быстро получать сообщения, отправлять важную информацию, узнавать новости и даже зарабатывать.
Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!
Что такое мессенджеры и как их использовать для бизнеса
Простыми словами объясняю, что такое мессенджер и каковы его преимущества перед соцсетями.
Рассмотрим самые популярные приложения.
Покажу, каких видов они бывают и как ими пользоваться для продвижения бизнеса.
Что такое мессенджер простыми словами
Как правило, такой софт распространяется бесплатно. Причем, он уже изначально может быть установлен на телефоне или компьютере. Для его работы необходимо подключение к интернету.
Если подключитесь к Wi-Fi, то совершать звонки можно бесплатно и без лимитов.
Какие бывают мессенджеры:
Достоинства
Ниже рассмотрим основные достоинства использования таких приложений в повседневном общении.
Мессенджеры для общения
Очень часто люди люди используют мессенджеры для общения с близкими, родственниками и коллегами по работе. И это не случайно.
В последнее время из-за глобализации интернета, люди становятся менее социально активными в плане живого общения. Они больше стесняются звонить кому-то.
Это такой психологический барьер. Поэтому роль общения в текстовом формате тут выигрывает. Людям сегодня так проще.
По почте общаться не совсем удобно. Нужно дополнительно переходить и долго ждать письма. А в мессенджере можно сразу перейти, написать и спокойно ждать ответа в нем.
Раньше между такими мгновенными сообщениями и звонками по телефону были социальные сети. Это было проще, чем написать на почту. Поэтому был такой бум на эти социалки.
Рассылка в мессенджерах
Можно без проблем сделать рассылку в мессенджерах по базе телефонных номеров. Просто вводите номер. Если этот человек есть на данной платформе, то он найдется.
Как это сделать массово?
Для этого можно использовать дополнительные сервисы. Однако это серый способ продвижения. Ведь по сути человек не соглашался на то, чтобы что-то ему присылали.
Правильнее будет, если он подпишется на ваш канал. А далее вы потом отсылаете ему новые сообщения.
Персональность
Еще одно достоинство, это персональность. Некоторые поговаривают, что мессенджеры скоро убьют email маркетинг. Если так и будет, то не очень скоро.
Однако уже открываемость тут стремится к 100%. Даже перфекционисты, которые не любят сообщения, хотя бы их откроют чтобы не было уведомления.
Понятно, открываемость будет падать, когда больше людей и компаний такую коммуникацию будут использовать. Однако с открываемостью в email рассылке он никак не сравнится.
Все же почта подразумевает более деловое общение. Messenger тоже используем для работы. Однако часто люди используют его для общения с друзьями и родственниками.
Puch-уведомления
Еще одно преимущество, это мгновенные puch-уведомления. На почту они тоже приходят, если приложение установлено в смартфоне. Однако у первого все же открываемость будет больше.
Такие уведомления появляются в виде сигнала с высвечивающимся сообщением.
Разнообразный контент
Также здесь можно давать разнообразный контент. Это если говорить, как о конкуренте sms рассылки.
Все же через sms как правило, отправляют что-то личное. Например, сообщить о состоянии заказа. Тут тоже открываемость большая.
Однако если вы что-то будете продавать через смс, то это будет негативно сказываться. Пользователи такое не одобряют.
Мессенджер-маркетинг
С появлением подобного тренда, в бизнесе появилось такое понятие, как мессенджер-маркетинг. Это продвижение бренда, товаров и услуг на данной платформе.
Поскольку люди чаще стали использовать такие программы и приложения, маркетологи тоже начали действовать в этом направлении. Поэтому ниже поговорим о том, как пользоваться мессенджером чтобы увеличить продажи.
Клиентская поддержка
Для начала организуйте клиентскую поддержку. Ведь у человека может быть к вам куча вопросов. Он захочет получить на это ответы.
Поэтому проще написать в мессенджере для пк или телефона и там отвечать на вопросы. Это можно делать самому или с помощью отдельного менеджера.
Крупные компании используют CRM систему. Она позволяет всю эту клиентскую поддержку держать в одном месте. Программа сразу запитывает все сообщения. Менеджер видит, что пришло новое сообщение и откуда.
Далее сотрудник компании общается в рамках конкретной площадки.
К примеру, один человек в Вайбере написал вопрос про доставку. Другой в Ватсапе написал еще один вопрос.
Менеджер с помощью CRM системы отвечает таким пользователям. Причем сообщения приходят им прямо туда, откуда люди писали свои вопросы.
Поэтому для продуктивности лучше использовать такую CRM. Иначе придется мониторить все сообщения вручную.
Чат боты в мессенджерах
К примеру, можно задать алгоритм ответов на определенные вопросы. Если человек спросит нечто подобное, то бот автоматически даст ответ по заданному сценарию.
Вы должны понимать, что тут не будет отвечать специалист. Это делает сама программа. Поэтому важно все правильно настроить.
Тематический групповой чат
При необходимости можно создать как открытый, так и закрытый тематический групповой чат. Можно состоять в различных тематических чатах по интересам. Например, по маркетингу. Также есть и по копирайтингу, где обсуждается написание статей.
Такие закрытые чаты хорошо использовать во время каких-то мероприятий или конференций.
Очень хорошо использовать тематические чаты. Можно создать какой-то чат специалистов по медицине. Если вы создадите хотя бы небольшое комьюнити, то потом его можно использовать в продажах.
Например, продавать таким людям или попросить их что-то сделать. То есть, вы сможете ими управлять.
Допустим, у вас есть тренажерный зал. В чате вы сможете со своими клиентами обсуждать вопросы развития зала. Также сами люди могут общаться с тренерами и другими клиентами.
Они будут обсуждать работу вашего персонала и сами услуги зала. Будут давать какие-то советы и оставлять отзывы о работе.
Все это полезно для вас.
Также такие люди более вовлечены в ваш процесс. Поэтому как правило, они часто будут продлевать абонемент.
Создание канала
Можно создать канал в Telegram или паблик-чат в Viber. А уже потом делиться новостями, акциями, предложениями и полезными материалами.
Основная особенность контента в мессенджерах, это короткий текст. Длинные посты тут плохо заходят. Ведь это динамичная площадка. Люди могут читать на остановке или в машине перед светофором. Поэтому промежуток времени на чтение тут очень мал.
Если продвигаете большие статьи с сайтов, то лучше давать краткий анонс со ссылкой на запись.
Еще неплохо добавлять больше визуальной информации. Например, картинки и инфографика. Такой контент будет восприниматься быстрее и легче.
Если у вас есть большая статья из блога, то лучше создать инфографику по этой записи. А ниже написать призыв к действию и ссылку на блог с полной информацией.
И главное, на надоедать!
Не нужно постить столько записей, сколько это делают в социальных сетях. Публикуйте только самое интересное. Постоянными новостями и акциями лучше не надоедать.
И самое главное, не делать больших перерывов. Если долго не будете публиковать, то люди начнут отписываться.
Также не малое значение имеет чередование типа контента. Не выкладывайте только новости и акции. Лучше все это дело чередовать. Так у ваших читателей не пропадет интерес.
Популярные мессенджеры
Ниже разберем самые популярные мессенджеры и их сравнение. Затронем их функционал и особенности в работе. Перечислю только лучшие варианты, которые используют многие пользователи.
Основным преимуществом WhatsApp является простой интерфейс и небольшой вес приложения. По умолчанию здесь нет анимированных смайлов и многих других ненужных функций.
Это приложение многих людей подкупает своей простотой.
С его помощью можно легко и быстро переписываться. Отправлять документы, фото и аудио. Также можно общаться по голосовой и видео связи.
Само приложение работает довольно шустро даже на слабых смартфонах. Есть поддержка групповых чатов.
Viber
Viber является вторым популярным мессенджером. По функционалу он похож на WhatsApp. Однако тут есть некоторые дополнительные возможности.
К примеру, можно звонить на любые стационарные и мобильные номера. Но это при условии пополнения счета в Viber Out. Тарифы не то, чтобы слишком доступные для пользователей. Однако конкурировать с мобильными операторами они могут.
Тут тоже есть групповые чаты. Имеется возможность в каждой переписке поставить свой фон.
Также по запросу можно создавать паблик чаты и подписываться уже на существующие группы. Еще Вайбер способен предложить огромное разнообразие стикеров, анимаций и прочих атрибутов для выражения эмоций.
Skype
Skype — это более старое messenger приложение. Оно изначально создавалось для голосовой и видео связи. Поэтому он уже может предложить вам видео и голосовые конференции.
Для звонков вне приложения нужно также пополнять счет. Но есть пробные бесплатные подписки на месяц.
Позволяет передавать любые файл размером до 300 Mb. В наличие есть анимированные смайлики и разнообразные эмоджи.
Мобильная версия Скайпа работает не так быстро, как конкуренты. Особенно это заметно на слабых устройствах. Приложение потребляет больше трафика и довольно активно расходует заряд аккумулятора.
Telegram
Telegram довольно известный мессенджер Павла Дурова. Приложение было создано в 2013 году. Но за это время оно собрало довольно большую аудиторию.
Не смотря на русскоязычного основателя, по умолчанию тут русский язык не поддерживается.
Данное приложение в отличие от конкурентов не может осуществлять голосовые и видео звонки. Здесь работает только переписка.
Зато в нем есть массовые и групповые чаты. Имеется поддержка передачи любых файлов большого размера и хорошая скорость работы.
В Telegram messenger акцент сделан на безопасности. Общение хорошо зашифровано. А для самых конфиденциальных переписок можно воспользоваться секретным чатом.
Также есть уникальная особенность по поддержке ботов. Это специальные аккаунты, которыми можно управлять посредством команд в чатах.
Они могут выполнять массу самых разнообразных задач. К примеру, искать картинки в интернете и информацию о погоде. Также могут отправлять вам файлы для русификации программы.
Facebook Messenger
Facebook Messenger не требует аккаунта у одноименной социальной сети. Однако его наличие будет предпочтительным для пользователей.
Приложение предлагает различные стикеры, смайлы и гифки. Есть голосовая и видео связь. Также имеется возможность отправить свое местоположение.
Хоть задача у мессенджеров одна (помогать в общении), каждый делает ее по-своему. Поэтому в любом приложении можно найти что-то для себя. А какой выбрать, решать вам.
К примеру, он позволит вам с легкостью переключаться с разных аккаунтов. Также не нужно устанавливать каждое приложение по отдельности. Такие агрегаторы могут уже содержать все необходимое. Еще у них очень удобный интерфейс.
Мессенджеры и соцсети
Напоследок хочу немного упомянуть про мессенджеры и соцсети. В последнее время люди все чаще пользуются такими приложениями. При этом они все меньше обращают внимание на социальные сети.
Стоит сказать, что от социалок люди сейчас устают. Им надоело большое количество рекламы. Также начинают мозолить глаза большое количество информации от групп, на которые они подписаны.
Человек просто не успевает отслеживать все сообщения.
Онлайн мессенджером в этом плане очень удобно пользоваться. Пока там ограниченное количество групп и каналов. Поэтому это свежее пространство, которое интересно людям.
Пользоваться тут можно прямо с телефона. Тогда, как соцсети не у всех установлены в телефоне и кроме того, они много весят.
Установить web messenger ни составит труда. Там очень просто добавлять друзей, так как идет список ваших контактов в телефоне. Он потом автоматом перемещается в приложение.
В социалках искать друзей немного сложнее.
То, что человеку приходят сообщения прямо на телефон, дает прямое воздействие на людей. По реакции это сравнимо с SMS.
Вы уже знаете, что такое мессенджеры и как их использовать в телефоне и на компьютере. Обязательно используйте этот канал для дополнительного привлечения трафика и увеличения продаж.
Популярные мессенджеры: список российских и мировых сервисов. Обзор 2021
Развивая в агентстве мессенджер-маркетинг, мы не можем не обратиться к матчасти. Разберёмся, что такое мессенджер, как появился и какими мессенджерами предпочитают пользоваться в России и в мире.
Мессенджер (от англ. message — сообщение) — приложение или онлайн-система, позволяющие мгновенно обмениваться информацией через интернет. А ещё мессенджер — неотъемлемый атрибут жизни почти каждого из нас.
Всё началось в 1996 году, когда в мир пришла ICQ. Она же аська, она же I seek you.
Мессенджеры плотно вошли в нашу жизнь в начале десятых, когда рынок смартфонов перевернул сенсорный бум, а мобильный интернет перестал быть чем-то немыслимо дорогим и недоступным.
Помните бесплатные звонки по три секунды из нулевых? Изначально цель мессенджеров была сделать общение доступным и убрать ограничения. Мессенджеры берегут личное пространство: по данным опроса, проведённого «Лабораторией Касперского» летом 2019 года, 51% российских пользователей предпочитает не брать трубку с незнакомого номера и держат телефон в режиме «Не беспокоить». Мессенджеры позволяют написать короткое сообщение, текст которого однозначно дойдёт пользователю.
С каждым годом растёт потребность в защите данных, и пользователи всё чаще предпочитают мессенджеры, использующие сквозное шифрование. Например, Telegram гарантирует, что вся информация поступает на сервер уже зашифрованной.
Сейчас мессенджеры выполняют кучу ролей и давно ушли от базовой отправки сообщений. С помощью мессенджеров можно писать текстовые сообщения, отправлять фотографии, аудио, видео, документы, делиться геолокацией, создавать публичные каналы и обсуждения, а бизнесу — общаться с клиентами.
Прародителем всех мессенджеров по праву может считаться ICQ (I Seek You, я ищу тебя).
Запуск: 1996 год.Численность: 42 млн пользователей.
Придуманная компанией израильских студентов в 1996 году, ICQ стала первым приложением, позволяющим обмениваться сообщениями мгновенно. Стартовав как приложение для друзей и друзей друзей, которые, в свою очередь, позвали своих, ICQ с помощью сарафанного радио разлетелась по миру и существует до сих пор.
За первые два года число пользователей ICQ выросло с нескольких человек до 9 млн к началу 1998 года.
Параллельно в 1997 году был зарегистрирован мессенджер AOL Instant Messenger (AIM), ставший популярным в Северной Америке. Мессенджер принадлежал одноимённому американскому интернет-провайдеру AOL. Мессенджер был встроен в браузер Netscape Navigator и был доступен каждому клиенту AOL автоматически.
Особенностью ICQ был недостаток приватности: каждый раз, когда пользователь заходил в онлайн, всем, кто был в друзьях, поступало уведомление.
Сейчас это звучит странно, но в правилах приватности ICQ прямым текстом было указано, что печатая что угодно в клиенте, пользователь отказывается от авторских прав и разрешает перепубликацию:
Почему мессенджеры стали популярнее соцсетей и какое будущее их ждет
Что такое мессенджер
Мессенджер (от англ. messenger — курьер, посланник) — это программа для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа. Приложения устанавливаются на компьютер, смартфон, планшет и работают через интернет.
Первым мессенджером в мире стал EMISARI (Emergency Management Information Systems and Reference Index — Информационные системы управления чрезвычайными ситуациями и cправочный индекс). Его создал физик и математик Мюррей Турофф для правительства США в 1971 году. С помощью EMISARI государственные служащие могли быстро связываться друг с другом. Они подключались к сети по междугородним телефонным линиям через телетайпы — электромеханические печатные машины. Так власти США могли быстро реагировать на кризисные ситуации в стране, но обычные граждане EMISARI не использовали.
Первым мессенджером, доступным для гражданских лиц, стал Internet Relay Chat. Его разработал финский программист Яркко Ойкаринен в 1988 году. Программа была популярна в Европе и Северной Америке — в 2009 году на серверах общалось более 500 тыс. пользователей.
В 1996 году израильская компания Mirabilis разработала мессенджер ICQ. Через него общались пользователи из России и других стран — к началу 2010 года количество активных учетных записей составляло 47,9 млн. С развитием социальных сетей популярность ICQ снизилась — в 2012 году аудитория сократилась на 30,9%.
Крупные компании стали разрабатывать свои мессенджеры. В 1997 году появился AIM, который был популярен в США. В 1998-м — Yahoo! Messenger, в 2002-м — iChat от Apple, Talk от Google.
Чем мессенджер отличается от социальной сети
Социальные сети, как и мессенджеры, предназначены для коммуникации. Однако у первых более широкий набор функций: они сочетают в себе чат, сервис знакомств, новостную ленту и личный блог в одном приложении. В соцсетях можно общаться через открытые сообщества, публиковать записи, выкладывать фото и видео, слушать музыку.
Некоторые социальные сети выпускают отдельные приложения-мессенджеры, связанные с основным сайтом. Например, так поступили Facebook и »ВКонтакте».
Мессенджеры предназначены для приватного общения между несколькими людьми. Эти приложения не перегружены другими функциями, поэтому их часто используют для работы, чтобы не отвлекаться на новостную ленту и развлекательный контент. Однако в популярных мессенджерах тоже есть сообщество. В Telegram и WhatsApp любой пользователь может создать канал и публиковать в нем записи, которые прочтут другие.
В 2020 году сервисы для обмена сообщениями стали на 20% популярнее, чем соцсети. По данным исследования креативного агентства ZAK, пользователи предпочитают мессенджеры, так как это более закрытое пространство. 43% опрошенных в возрасте от 16 до 30 лет считают, что в Instagram и Facebook «слишком много людей»: любой пользователь может зайти на твою страницу и увидеть личные фотографии, записи. А вот в мессенджерах можно выбирать, какой информацией делиться и с кем.
Популярные мессенджеры
В WhatsApp можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, редактировать фото и видео перед отправкой, создавать беседы до 256 пользователей. Есть режим исчезающих сообщений.
Для владельцев малого бизнеса доступен сервис WhatsApp Business. С ним можно создать в профиле каталог товаров и услуг, отслеживать заказы, настроить автоматические ответы на часто задаваемые вопросы клиентов.
Facebook Messenger
Messenger — это отдельный сервис Facebook для обмена сообщениями. Приложение и социальная сеть связаны: в них отображаются одни и те же диалоги. Можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, создавать беседы до 250 пользователей, общаться в секретных чатах.
В 2019 году основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что планирует объединить Instagram, WhatsApp и Messenger. В 2020-м компания начала делать первые шаги в этом направлении: некоторые функции Messenger (например, возможность выбрать оформление чата) были добавлены в Instagram.
Мессенджер WeChat разработан китайской компанией Tencent. Он не так известен в России, но популярен на родине. В 2020 году WeChat был заблокирован в США из-за того, что сервис нарушает конфиденциальность данных: действия пользователей в приложении отслеживаются. В 2021-м запрет сняли с условием, что на китайских серверах не будет персональной информации американцев.
В приложении можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, обрабатывать фото, переводить тексты на другие языки и оплачивать покупки через внутреннюю платежную систему.
Viber
В Viber можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, создавать беседы до 250 пользователей. Есть тариф Viber Out, который позволяет совершать международные звонки дешевле, чем по телефону.
Telegram
Telegram разработали основатели «ВКонтакте» Павел и Николай Дуровы. В 2017 году доступ к мессенджеру в России был ограничен из-за того, что создатели отказались предоставить Федеральной службе безопасности ключи шифрования. Но сервис продолжал работать. В июне 2020 года запрет был официально снят благодаря готовности компании помочь в борьбе с терроризмом и экстремизмом. После глобального сбоя, произошедшего с Facebook 4 октября 2021 года, в Telegram зарегистрировалось 70 млн новых пользователей.
В Telegram можно отправлять текстовые и голосовые сообщения, вторые прослушивать замедленно или ускоренно. Максимальное количество участников в беседе — 200 тыс. Есть режим секретного чата, доступного только через устройство, на котором начали переписку.
Пользователи могут создавать ботов — виртуальных помощников, которые реагируют на команды. Их часто используют в бизнесе, чтобы автоматизировать выполнение простых рутинных задач.
Как мессенджеры изменили общение
Согласно статистике за 2019 год, с появлением мессенджеров люди стали реже звонить: 41% опрошенных предпочитают писать сообщения, а не говорить по телефону. По данным OpenMarket, причина в том, что во время звонка можно упустить информацию, а в чате текст сохранится. Кроме того, телефонные разговоры отнимают больше времени: на них необходимо концентрироваться, а в переписке можно отвечать, параллельно занимаясь другими делами.
Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, сертифицированный гештальт-терапевт:
«Мессенджеры изменили наше общение, это факт. С одной стороны, мы всегда на связи. Раньше мы могли забыть о существовании некоторых знакомых и дальних родственников. Сейчас WhatsApp и Viber регулярно напоминают о том, что тот или иной человек появился в сети.
Обратная сторона медали в том, что мы лишаем наши контакты естественной энергии человеческого общения. Мы не прикладываем усилий, чтобы проявить любовь и внимание к близким. Скачивая картинку с поздравлением, мы делаем это автоматически, без эмоций. Вспомните, как вы поздравляли учителя с профессиональным праздником, коллегу — с Новым годом, троюродного брата — с днем рождения. Не случалось ли так, что вы копировали поздравление из интернета, либо скачивали стандартную картинку с пожеланиями?»
Viber изучил психологические модели поведения людей в мессенджерах, опросив 2,8 тыс. респондентов. Подавляющее большинство (88%) отметили, что общаться в переписке легче, чем по телефону или в реальной жизни, так как собеседники не видят друга, над ответом можно подумать, а для выражения эмоций есть стикеры и эмодзи.
Также 45% опрошенных считают удобными общие чаты, утверждая, что так проще оставаться на связи со всеми близкими людьми, а 33% предпочитают общаться с собеседником в приватном диалоге.
Елена Барабанова:
«Использование мессенджеров — не хорошо и не плохо. Они экономят время, позволяя быть на связи с теми, с кем мы раньше не могли разговаривать так часто. С другой стороны, они лишают общение трепета, предвкушения, интимности. Во время самоизоляции мессенджеры позволяли помогать старшему поколению, проявлять заботу, информировать близких о нововведениях. Но мы становились одинокими, часами глядя в телефон.
С точки зрения психологического здоровья я отмечаю важность живого общения, объятий, проявления телесности. Мессенджеры скорее должны быть нам помощниками. Когда нет другой возможности, мы делаем звонок в WhatsApp или Viber. Созваниваемся с теми, кто по тем или иным причинам далеко, — коллегами, заграничными родственниками и друзьями. Но если есть возможность встретиться, обнять, прикоснуться, поговорить по душам, лучше сделать это».
Мессенджеры стали новым инструментом в бизнесе. С помощью них удобно организовывать коммуникацию с покупателями, которые могут задать вопросы о товаре или услуге, и моментально получить ответ от менеджера или чат-бота. Согласно исследованию «Яндекс.Кассы», 62,5% компаний выставляют клиентам счета через сервисы обмена сообщениями.
Кристина Констандаке, коммерческий директор Rakuten Viber, считает, что мессенджер-маркетинг поможет бизнесу увеличить продажи. Например, сервис доставки еды Elementaree из мессенджеров получает миллионную выручку за пару часов.
Куда будут развиваться мессенджеры
Согласно статистике скачивания программ для смартфонов за 2020 год, мессенджеры — самые популярные приложения. Каждый день ими пользуются миллионы, и в будущем это число вырастет.
В бизнесе через мессенджер покупатель сможет приобретать товары, услуги и управлять заказами — для этого не нужно будет переходить на отдельный сайт. Сейчас эта функция есть в китайском WeChat, через который можно забронировать авиабилет, оформить доставку еды и не только.
С режимом дополненной реальности можно будет примерять одежду в онлайн-магазинах и сразу же советоваться с близкими по поводу покупки. Facebook Messenger тестировал этот режим.
Еще в 2019 году основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что скоро интернет-общение будет в основном приватным. Прямой обмен сообщениями между пользователями в мессенджерах затмит публичные дискуссии в социальных сетях.