месса что это в религии
Месса
Содержание
Этимология
Этимология слова «месса» остаётся спорной. Согласно одной версии оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст», а затем распространилось на всю литургическую службу. Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».
История
Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 заметил:
Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V |
После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «Cum sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал.
В 1969 была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). Главными нововведениями Novus Ordo стали:
В 1975 и 2000 годах Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.
7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть тридентской (в редакции 1962 года).
Ординарный чин мессы
Экстраординарный (Тридентский) чин
По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.
МЕССА
Полезное
Смотреть что такое «МЕССА» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Месса
Полезное
Смотреть что такое «Месса» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МЕССА — центральное богослужение Римско католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса … Энциклопедия Кольера
745,Римская месса — изучаем все нюансы
У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (значения).
Ме́сса (лат. Missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Римско-католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
История и особенности мессы
Церемониальная последовательность Римской мессы складывалась в самом начале нашей эры. Тогда же были установлено, что принимать участие в мессе, может любой член общины, но вести литургию и вершить евхаристические таинства могут только епископ или получивший благословение священник. Им, как правило, помогают мальчики-аколуфы, имеющие доступ в алтарь.
В римской мессе отдельные богослужебные тексты читает представитель общины, он же и управляет действиями паствы во время священнодействий. До 1965 года все тексты во время мессы читались на латинском языке, установленным официальным языком Римской Католической церкви. Лишь после II Ватиканского собора было разрешено чтение некоторых священных текстов на местных языках.
Разрешается использовать «Миссал», содержащий тексты и разъяснения порядка богослужебных действий. Непременным условием для проведения римской мессы является наличие алтаря с мощами. Жертвенник следует покрыть тремя слоями специальных покровов. Должно быть, распятие и свечи, изготовленные из пчелиного воска. Для исполнения евхаристических таинств берут пресные хлебцы и виноградное вино, немного разбавленное водой.
Первые христианские общины проводили мессы в пещерах и катакомбах, где хоронили святых мучеников. Современную римскую мессу в основном совершают в соборах. Бывают исключения, когда епископ благословляет священнодействие вне церковного помещения. Служба обычно начинается по утрам, но допустимы мессы днем и вечером по особым случаям. Продолжительность римской мессы, около сорока минут.
В обычаях Католической церкви всем прихожанам сознательного возраста предписано непременное участие в мессах, приходящихся на дни главных христианских праздников и по воскресеньям, если нет каких-то особых ограничений. Есть моменты одобрения церковью принятие ограниченной денежной платы за оглашение частных прошений во время мессы. Но также есть правило обязывающее приходских священнослужителей проводить бесплатные мессы 88 дней в году, определенных специальной энцикликой.
История
Епископ служит мессу. Средневековая миниатюра
Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» ). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 заметил:
Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V |
После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «Cum sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал.
В 1969 была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). Главными нововведениями Novus Ordo стали:
В 1975 и 2000 годах Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.
7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть тридентской (в редакции 1962 года).
Виды и порядок проведения мессы
Существует несколько видов римской мессы. Они различаются по тому, как совершаются, если богослужение сопровождается песнопением, то это «высокая месса», если просто чтение, то соответственно «низкая». Есть разница, связанная с иерархией, так месса, проводимая Папой Римским, называется «папской». Если мессу служит епископ, то она будет «понтификальная». Священники служат торжественные мессы. Есть богослужения по сугубым случаям: брачные на обряде венчания и реквием на похоронах, такие мессы называют «обетными».
Порядок богослужения строго определен. Месса начинается с литургии слова. Входит священник в сопровождении клира, состоящего из чтеца и алтарников, их встречает паства пением «гимна входа». Далее, все под началом чтеца читают указанные псалмы. После этого предстоятель в приветственном слове, обращенном к прихожанам, называет тему начинаемой мессы. За этим следуют специальные молитвы.
После молитв чтец оглашает специально подобранный для данной мессы отрывок из Нового Завета. Следом к чтению текстов подключается сам предстоятель. Прихожане отзываются возгласами, предусмотренными чином богослужения. Молитвой прошений заканчивается первый этап мессы.
Во второй части – евхаристии служитель мессы демонстрирует приношение Даров Всевышнему, проводит обряды их освящения, отдельно для хлеба и вина. В этот момент алтарник звоном колокольчика оглашает о свершившемся таинстве, священник читает положенные молитвы над Дарами. После чего все желающие могут принять участие в причащении. В заключение предстоятель, произнеся молитву, благословляет паству и распускает ее. Месса завершена.
Значение слова месса
Словарь Ушакова
м е сса, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.).
| Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.).
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(от лат. missa — отпускание) — главное ежедневное богослужение в католичестве; обедня. Сама церемония формировалась с IV по VIII в.
Католическая Энциклопедия
(фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V».
После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.
Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвящённые покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поётся «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.
Современный чин мессы
o начальные обряды;
o обряд покаяния («Confiteor»);
o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);
o Первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, во время Пасхи — из «Деяний апостолов»);
o респонсориальный псалом;
o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);
o чтение Евангелия;
o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);
o воскурение ладана;
o приготовление алтаря и даров (офферторий);
o молитва над дарами;
o евхаристическая молитва (анафора):
+ «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);
o молитва «Отче наш»;
o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);
* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).
В Тридентской мессе используются 2 чина — для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих её отправление.
* приготовление и акты покаяния:
o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);
o крестное знамение у подножия алтаря;
o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;
o обряд покаяния («Confiteor»);
o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 [3] Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник [2 Пар.], 3:8, Иез., 41:4 и др.);
o чтение посланий святого Павла;
o чтение градуала и «Аллелуйя»;
o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;
* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
o молитва святейшей Троице;
o молитва «Orate fratres» и секрет;
* консекрация и акты благодарения и надежды:
o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;
o приготовление к консекрации;
o собственно консекрация;
o приношение символической жертвы;
o напоминание о воскрешении мёртвых;
o «аминь», завершающий вторую часть;
o молитва «Libera nos»;
o преломление хлеба на 3 части;
o молитва за мир («pax»);
o приготовление к причащению;
o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;
o играние антифона;
o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
o кантика на основе Дан., 3.
Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.
Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.
алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.
алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.
алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.
амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.
вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).
дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.
исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово «исповедальня».
кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.
кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).
крещальня – помещение для крещения.
молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.
неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.
предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).
пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.
притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.
реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также «мощехранительницей».
ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским «сакристия», которое вдобавок нередко искажается «закристия», «закристье» и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как «закрестье» и даже «захристье» – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).
сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).
святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.
сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой («кропильницей» называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).
трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).
хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.
храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: «верхний храм», «нижний храм». Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: «крипта».
часовня, капелла – обособленное помещение в храме, а также в некультовом здании (семинария, монашеский и даже частный дом) для богослужений или молитвы.
Словарь музыкальных терминов
Основные разделы мессы:
4. Санктус и Бенедиктус.
Другие разделы включались в зависимости от того или иного церковного дня. Мессы создавали Д. Палестрина, О. Лассо, Ж. Депре, К. Монтеверди, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер, И. Стравинский, Л. Яначек, Ф. Пуленк и др. Их произведения по содержанию значительно шире канонического литературного текста. Католическая месса по значению родственна литургии православной церкви.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
2. Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Mass)
(лат. missa от mittere распускать)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МЕССА, ы, ж.
1. В католической церкви: литургия.
2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии.