мертвые души о чем произведение основная мысль

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения

Содержание:

Основная тема произведения «Мертвые души» двоякая. Она раскрывается в самом названии пьесы. Автор рассказывает о продаже душ крепостных крестьян, их передаче другим владельцам. Герои – Плюшкин, Собакевич, Манилов символизируют отсутствие духовности, пошлость, аморальность, присущие людям того времени.

Гоголь воссоздал образ, сформированный на базе пороков, нравов русских людей, проживавших в девятнадцатом веке. Каждый помещик обладает определенными недостатками. Сюжет «Мертвых душ» близок для нашего времени. Автор сумел максимально точно передать черты характеров людей, провести исследование связи между отношением помещиков к жизни и последствиями их поступков.

Основной герой пьесы занимается скупкой умерших крестьян. Каждая душа приближает его к достижению материальных благ. Основная задача Чичикова – заработать больше денег, стать богатым. Поэма рассказывает о взаимодействии персонажей и основного действующего лица. Читая «Мертвые души», можно заметить, как проблемы произведения выделяются в истории общения Чичикова с каждым героем.

«Мертвые души» – тема и идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму. Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению. Можно выделить три главных идеи:

мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть фото мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть картинку мертвые души о чем произведение основная мысль. Картинка про мертвые души о чем произведение основная мысль. Фото мертвые души о чем произведение основная мысль

В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Проблематика произведения «Мертвые души»

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ.

Источник

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть фото мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть картинку мертвые души о чем произведение основная мысль. Картинка про мертвые души о чем произведение основная мысль. Фото мертвые души о чем произведение основная мысль

Всего получено оценок: 6651.

Всего получено оценок: 6651.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей XIX века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовиться к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. Анализ “Мёртвых душ” специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть фото мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть картинку мертвые души о чем произведение основная мысль. Картинка про мертвые души о чем произведение основная мысль. Фото мертвые души о чем произведение основная мысль

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835–1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов XIX века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы, поскольку в произведении помимо повествовательной части встречается много лирических отступлений. Некоторые литературоведы обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Направление – реализм.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но, по некоторым сведениям, он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников: будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Источник

«Мёртвые души» читательский дневник

мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть фото мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть картинку мертвые души о чем произведение основная мысль. Картинка про мертвые души о чем произведение основная мысль. Фото мертвые души о чем произведение основная мысль

Всего получено оценок: 8314.

Всего получено оценок: 8314.

«Мёртвые души» – одно из самых значимых произведений Н. В. Гоголя, над которым он трудился семнадцать лет. Это история о похождениях отставного чиновника и махинатора Павла Ивановича Чичикова, задумавшего аферу с умершими крепостными.

Краткое содержание «Мёртвые души» для читательского дневника

Название: Мёртвые души

Число страниц: 285. Гоголь Николай Васильевич. «Мёртвые души». Издательство «Азбука». 2009 год

Жанр: Поэма

Год написания: 1842 год

мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть фото мертвые души о чем произведение основная мысль. Смотреть картинку мертвые души о чем произведение основная мысль. Картинка про мертвые души о чем произведение основная мысль. Фото мертвые души о чем произведение основная мысль

Время и место действия

Действие поэмы разворачивается в 30-40 годах XIX века в России, в губернском городе NN и в окрестных имениях.

Главные герои

Павел Иванович Чичиков – коллежский советник, чиновник в отставке, опрятный, модный мужчина, большой авантюрист, способный быстро подстраиваться под любую обстановку.

Манилов – помещик, молчаливый, добрый, спокойный мечтатель.

Настасья Петровна Коробочка – мелкая помещица, одинокая вдова, бережливая хозяйка.

Ноздрёв – молодой, «буйный» помещик, любитель хорошо поесть и выпить, прожигатель жизни.

Михаил Семёнович Собакевич – зажиточный пожилой помещик, грубый, прямолинейный.

Степан Плюшкин – богатый, но невероятно скупой, жадный старик-помещик, который ради экономии ходит в обносках и недоедает.

Сюжет

В небольшой уездный город приехал Павел Иванович Чичиков. Поселившись в гостинице, он первым делом стал расспрашивать трактирщика о городе и его жителях. Спустя время он сам отправился с визитами к губернатору, помещикам, чиновникам, и сумел каждого из них расположить к себе. При этом Чичиков весьма уклончиво отвечал на вопросы и старался избегать разговоров о своей персоне.

Тем временем в городке со стремительной скоростью стали распространяться слухи о проворном дельце. Поговаривали, будто в банке у него хранятся миллионы, и девицы на выданье принялись страстно мечтать о знакомстве с ним.

Губернатор устроил бал, пригласив все сливки местного общества. Чичиков немедленно оказался в центре женского внимания, однако его интересовала только одна девушка – юная дочь губернатора, которая совсем недавно окончила институт. Внезапно на балу появился пьяный Ноздрёв, который устроил настоящий скандал, обсуждая скупленные мёртвые души. Напуганный Чичиков тут же поспешил к себе в гостиницу.

Постепенно в городе стали распространяться слухи о небывалой сделке Чичикова. Судачили, будто он хотел таким образом увести дочь губернатора. Другие были уверены, что он известный беглый разбойник Копейкин. А кто-то не сомневался, что Чичиков – сам Наполеон, тайно приехавший в Россию.

Местные жители, не сговариваясь, перестали принимать у себя Чичикова, и герою пришлось поспешно покинуть город. Из-за чрезмерного волнения губернатор скончался, и Чичиков, уезжая, стал свидетелем печальной похоронной процессии.

Главный герой с юности всеми способами пытался сколотить себе состояние. Устроившись на службу, он быстро продвинулся по служебной лестнице, не гнушаясь пользоваться своим положением. Покупка мёртвых душ ему была нужна для смелой аферы, которая в итоге так и не состоялась.

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор хотел показать суть общества царской России, и для этого ввёл разнообразные типажи российских помещиков и чиновников, в руках которых и была сосредоточена вся власть в стране. Ленивые, бездеятельные и невежественные господа, взяточники и воры, предприимчивые дельцы – всех этих персонажей писатель определил как «мёртвые души», которые не представляли никакой пользы для социума.

Главная мысль

Раскрытие пороков и нравов русского общества первой половины XIX века.

Авторские афоризмы

«…Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека…»

«…Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью. »

«…И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умён и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя…»

«…Легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком…»

Толкование непонятных слов

Губернский город – главный в губернии, относящийся ко всей губернии.

Бричка – лёгкая повозка для перевозки пассажиров.

Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

Канифасовые панталоны – брюки из льняной, прочной, рельефной полосатой ткани.

Половой – трактирный слуга.

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Новые слова

Фрак – мужской вечерний костюм особого покроя для официальных мероприятий.

Ларчик – небольшая шкатулка, маленький ларец.

Нимфа – это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение.

Вельможа – знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.

Источник

«Мёртвые души» (Н. Гоголь)

Цитата: «. Как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов.».

История создания

Роман-поэма «Мёртвые души» создавался на протяжении почти 17 лет. Сначала Гоголь собирался написать вещь исключительно комическую. И основой вновь-таки послужил бы анекдот из жизни, рассказанный Гоголю Пушкиным: некий предприимчивый молодой человек продавал мёртвые души в опекунский совет и нажил на этом приличное состояние.

Сюжет показался Гоголю весьма интересным, ведь он позволял описать в ходе путешествий главного героя всю Россию. Однако в процессе создания история усложнялась. Николай Васильевич стремился описать русскую душу со всеми её пороками и добродетелями. При этом он опирался на «Божественную комедию» Данте: «Мёртвые души» задумывались как трёхчастный роман (в «Божественной комедии» — «Ад», «Чистилище», «Рай»).

Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

Проблематика:

Смысл названия: Чичиков скупает «мёртвые души» (крепостных крестьян, которые фактически уже умерли, но по документам ещё живы), чтобы потом заложить их и получить приличную сумму денег. Но помещики, которые продают (или не продают) Павлу Ивановичу крестьян, сами фактически являются «мёртвыми душами», закостеневшими в своём маленьком мирке и почти утратившими человеческий облик. Великое и святое, бессмертная человеческая душа — эти понятия невозможны в мире Маниловых, Коробочек и Собакевичей.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет черты романа.

Жанровые особенности: неслучайно Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой: это лиро-эпическое произведение, в котором масштабная картина жизни переплетена с авторскими лирическими отступлениями и рассуждениями.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

Действующие лица

Краткое содержание

Глава 1

Чичиков приезжает в город и поселяется в гостинице. Во время обеда выясняет у трактирщика, какие помещики в городе самые влиятельные. На приёме у губернатора лично знакомится с Маниловым и Собакевичем, и они приглашают Чичикова в гости. Павел Иванович посещает руководство города и приобретает прекрасную репутацию.

Глава 2

Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мёртвых душ. Манилов крайне удивлён. Они договариваются заключить сделку в городе.

Глава 3

Чичиков едет к Собакевичу, но плохая погода заставляет его поискать ночлега. Павел Иванович останавливается у помещицы Коробочки. Ей Чичиков тоже предлагает продать мёртвых душ. Коробочка удивляется, но особенно печётся о том, как бы не продешевить.

Глава 4

По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва. Он навещает и его и также выступает с предложением продать мёртвых душ, но Ноздрёву это неинтересно — разве что сыграть на души в шашки. Но эта игра чуть не заканчивается потасовкой, и Чичиков уезжает, очень сожалея, что вообще связался с таким несерьёзным человеком.

Глава 5

Чичиков приезжает к Собакевичу, обедает у него. Продать мёртвые души Собакевич соглашается сразу — только торгуется. Для оформления сделки Чичиков и Собакевич также запланировали ближайшую встречу в городе.

Глава 6

После этого Чичиков приезжает к Плюшкину. Грязная полуразрушенная деревня, в которой живёт этот помещик, наводит тоску. На самого Плюшкина жалко смотреть: грязный, ободранный. Плюшкин охотно продаёт Чичикову мёртвые души (у него таких порядочно). Чичиков отправляется в гостиницу.

Главы 7-8

Чичиков оформляет сделки с Плюшкиным и Собакевичем. По всему городу распространяются известия о покупках Чичикова и его невиданном богатстве. Павла Ивановича везде охотно принимают. Но его тайну раскрывает Ноздрёв, громко сообщив на балу о мёртвых душах.

Глава 9

Коробочка, приехавшая в город, чтобы узнать уровень цен на мёртвых душ, тоже подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в связи с этим распространилась информация, что Чичиков хочет похитить дочку губернатора. Павлу Ивановичу запретили приближаться к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы всё о нём выяснить, помещики решили собраться у полицмейстера.

Главы 10—11

Но собрания ничего не дали: Чичиков остался загадкой. Сам же Павел Иванович, когда понял, что его нигде не принимают, и узнал, что он подозревается в изготовлении фальшивых денег и планах похищения губернаторской дочки, поспешил покинуть город NN.

В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до скупки мёртвых душ.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите жанр «Мёртвых душ».

Ответ. Николай Васильевич Гоголь определял «Мёртвые души» как поэму. Данное произведение обладает чертами романа: «Мёртвые души» — объёмное и сложное по структуре произведение. Многообразие представленных автором героев характеризует всю Россию того времени.

Сколько томов должен был включать роман «Мёртвые души» по замыслу автора?

Ответ. Гоголь планировал создать трёхтомный роман, который перекликался бы с «Божественной комедией» Данте Алигьери. К сожалению, до нас дошла только первая часть, задуманная как гоголевский вариант «Ада» из «Божественной комедии». Николай Васильевич написал часть, которая соответствовала «Чистилищу», но впоследствии сжёг её. Гоголевский вариант «Рая» создан не был.

К кому первому Чичиков обратился с просьбой продать мёртвые души?

Ответ. К Манилову. И Манилов обеспечил Чичикова «мёртвыми душами», но денег не взял, чему Чичиков был так рад, что «чуть не произвёл даже скачок по образцу козла».

Источник

Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Поэма «Мертвые души» у многих ассоциируется с мистикой, и не спроста. Гоголь был первым русским писателем, объединившим сверхъестественное с реальностью. Второй том «Мертвых душ», о причинах сожжения которого по сей день ведутся споры, стал синонимом нереализованного замысла. Первый том – пособие по жизни русского дворянства 1830-х годов, энциклопедия помещичьих и чиновничьих грехов. Запоминающиеся образы, наполненные глубокими размышлениями лирические отступления, тонкая сатира – все это вкупе с художественным талантом автора не только помогает понять специфические особенности эпохи, но и приносит истинное читательское наслаждение.

История создания

Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:

Жанр, направление

Главный вопрос – почему творение «Мертвые души» называют поэмой. Ответ прост: Гоголь сам так определил жанр (очевидно, что по структуре, языку и количеству персонажей, это эпическое произведение, точнее – роман). Возможно, он таким образом подчеркивал жанровое своеобразие: равенство эпического (собственно описание путешествия Чичикова, уклада жизни, характеров) и лирического (размышления автора) начал. По менее распространенной версии, так Гоголь сделал отсылку к Пушкину, либо поставил свое произведение в противовес «Евгению Онегину», который, наоборот, назван романом, хотя имеет все признаки поэмы.

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Смысл названия

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».

Композиция

Главная особенность композиции «Мертвых душ» – кольцевая динамика. Чичиков въезжает в город NN, совершает внутри него путешествие, в ходе которого завязывает необходимые ему знакомства и осуществляет задуманную аферу, заглядывает на бал, после которого уезжает – круг замыкается.

Кроме того, знакомства с помещиками происходят в порядке убывания: от наименее «мертвой души», Манилова, к погрязшему в долгах и проблемах Плюшкину. Повесть о капитане Копейкине, вплетенная автором в десятую главу как рассказ одного из служащих, призвана показать взаимовлияние человека и государства. Примечательно, что о биографии Чичикова рассказано в последней главе, после того, как его бричка покинула город.

Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.

Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.

Краткое содержание по главам, где точно и подробно описаны основные события из книги, Вы найдете по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Он действительно во всем усредненный персонаж: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Из одиннадцатой главы мы узнаем, что во многом его характер определило наставление отца во всем слушаться учителей и начальство, а также беречь копейку. Подхалимство, приторность в общении, лицемерие – все это средства для выполнения отцовского указа. Кроме того, герой обладает острым умом, ему свойственны хитрость и ловкость, без которых не могла быть реализована (а может быть и не пришла бы ему в голову) затея с мертвыми душами. Подробнее о герое Вы можете узнать из эссе и таблицы от Многомудрого Литрекона.

Образы помещиков описаны в соответствии с хронологией их появления в произведении.

Темы и проблемы

Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души». Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вывел следующую формулу, которую позже стали применять ко многим сферам жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Она удивительно точно подмечает особенность гоголевских персонажей. Хотя он показывает нам лишь одного положительного помещика (Костанжогло из второго тома), и мы не можем проверить первую часть формулы, вторая часть подтверждается. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.

В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Взяточничество и казнокрадство, подхалимство, невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось нашими предками долгое время.

Основная идея

Главная мысль поэмы кроется в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, какими могли быть все эти люди. «Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало?» — задается вопросом герой. Он задумывается о судьбах тех, кого раньше считал товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если это так, значит, каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением ее народа.

Кроме того, Гоголь показывает живость, духовную силу, чистоту каждого крестьянского характера. «Степан пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!», «Попов, дворовый человек, должен быть грамотей». Он не забывает отдать дань уважения работникам, крестьянам, хотя предмет его освещения – махинации Чичикова, его взаимодействие с прогнившим чиновничеством. Смысл этих описаний — не столько показать, сколько высмеять и осудить мертвые души, дабы поднять сознательного читателя на новую высоту понимания и помочь ему направить страну по нужному курсу.

Чему учит?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Художественные детали и язык

Гротеск – излюбленный прием Гоголя. Известный советский литературовед Борис Эйхенбаум в статье «Как сделана Шинель Гоголя» показал, что его гениальность проявляется не столько в содержании произведений, сколько в их форме. То же самое можно сказать и о «Мертвых душах». Играя разными стилевыми регистрами — патетическими, ироническими, сентиментальными — Гоголь создает настоящую комедию. Гротеск заключается в несоответствии серьезности и важности выбранной темы используемому языку. Писатель руководствовался принципом «чем дольше смотрим на смешное произведение, тем грустнее оно кажется». Сатирическим слогом он завлекал читателя, заставляя возвращаться к тексту и под юмором видеть страшную правду.

Яркий пример сатиры – использование говорящих фамилий. Некоторые из них описаны в разделе о характеристиках помещиков. О смысле некоторых (Неуважай-Корыто, Доезжай-не-доедешь, Воробей) можно спорить. Историзмы (бричка, козлы, облучок) делают детали сложными для понимания современного читателя.

Значение, своеобразие и особенности

«Мертвые души» занимают центральное место в творчестве Гоголя. Несмотря на то, что «все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по словам Эжена де Вогюэ), поэма о Чичикове также нуждается в тщательном изучении.

Существует множество трактовок текста. Самая популярная – преемственность по отношению к «Божественной комедии». Поэт, писатель и литературовед Дмитрий Быков считает, что Гоголь ориентировался на «Одиссею» Гомера. Он проводит следующие параллели: Манилов – Сирены, Коробочка – Цирцея, Собакевич – Полифем, Ноздрев – Эол, Плюшкин – Сцилла и Харибда, Чичиков – Одиссей.

Поэма интересна наличием множества особенностей, доступных только профессиональным исследователям, литераторам. Например, в начале первой главы читаем: «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания…». Зачем уточнять, что мужики именно русские, если понятно, что действие происходит в России? Это характерный для поэмы прием «фигуры фикции», когда что-то (нередко многое) сказано, но ничего не определено. То же самое видим в описании «усредненного» Чичикова.

Другой пример – пробуждение героя у Коробочки в следствие влетевшей в нос мухи. Муха и Чичиков на самом деле играют сходные роли – пробуждают ото сна. Первая будит самого героя, Чичиков же своим приездом будит омертвевший город и его жителей.

Критика

Герцен писал «Мертвые души потрясли Россию». Пушкин восклицал: «Боже, как грустна наша Россия!». Белинский ставил произведение выше всего, что было в русской литературе, однако сетовал на чрезвычайно напыщенный лиризм, не сочетающийся с тематикой и посылом (очевидно, он воспринимал лишь содержание, отбросив гениальную языковую игру). О.И. Сенковский считал, что «Мертвые души» — шутливое сравнение со всеми великими эпосами.

Высказываний критиков и любителей о поэме было множество, все они разные, но несомненно одно: произведение вызвало огромный резонанс в обществе, заставило глубже смотреть на мир, задавать серьезные вопросы. Вряд ли творение можно назвать великим, если оно нравится и угождает всем. Величие возникает позже, в жарких спорах и исследованиях. Должно пройти время, чтобы люди могли оценить по заслугам труды гениев, в число которых, несомненно, входит Николай Гоголь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *