мероприятие с чего начинается родина
Внеклассное мероприятие «С чего начинается Родина»
« С чего начинается Родина?»
Подготовила учитель начальных классов: Паршкова Т.С.
Тема диспута: С чего начинается Родина?
— Развить уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины;
— Научить учеников сотрудничать, высказывать свою точку зрения;
— Объяснить что такое Родина и Отечество, малая родина, культурные традиции, духовные ценности.
— Научить работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, отечество, государственная символика.
(Звучит песня «Гляжу в озера синие…» Л. Зыкина)
Живут в России разные народы с давних пор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Я думаю, ребята, вы поняли, что мы сегодня будем с вами говорить о нашей Великой стране, о нашей Родине.
(Записывают в тетради тему урока)
А что же такое Родина?
(Ребята отвечают на этот вопрос).
Учитель:
Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
Каждый из нас понимает, что Родина – это бесценно! А с чего же она начинается?
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» М. Бернес)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов своих.
Вы знаете, ребята, что у каждого государства есть своя символика. Это и отличает одно государство от другого. Что же отличает нашу страну от других?
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный).
(Работают со словарями в группах. Отвечают на вопрос: «Что же такое герб?»).
Запишем в тетради определение. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Музыку к Гимну нашей Родины написал Александр Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
Ребята, а вы знаете что символизирует белый, синий и красный цвета российского флага?
По одной версии, это единство моря, земли и неба.
По другой – это содружество трёх славянских народов.
По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.
А какие символы России вы еще знаете?
(Обсуждение в группах и объяснение. Примерные ответы: валенки, сарафан, каравай, берёза, матрёшка).
(показ видеоряда, где представлены символы РФ).
Нам не стоит забывать о том, что главной особенностью России является ее многонациональность. А что значит быть многонациональной страной?
(предлагают свои варианты)
Многонациональная страна — страна, на территории которой проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы (записывают определение в тетрадь).
На территории нашей страны проживает более 160 народов: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и многие другие! У каждой народности есть свои традиции и обычаи. Ребята, а что такое «традиция» и «обычай»? Какие обычаи и традиции знаете вы?
(предлагают свои варианты, рассказывают о традициях и обычаях).
Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.
(Звучит песня «Широка страна моя родная…»).
Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.
Без неё нам не жить.
Берегите её тишину и покой,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Этот хлеб на столе
Всею нашей судьбой
(показ видеоряда, где представлены достопримечательности России: музеи, памятники и т.д.)
— Что вам сегодня понравилось, что вы узнали?
(Желающие отвечают на вопрос).
(звучит песня «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»).
Внеклассное мероприятие на тему « С чего начинается Родина…»
МКОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
« С чего начинается Родина…»
учитель начальных классов
Данное внеклассное мероприятия помогает человеку узнавать историю своей Родины, любить её и гордиться ею. Акцент данного занятия ставится на воспитание чувств патриотизма посредством изучения краеведения, формирование гражданской позиции и утверждение человека, как полноправного гражданина своей страны.
Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов.
Цель: Воспитание любви к родному краю, к Родине.
1.Прививать интерес к родному краю, воспитывать чувство гордости
2.Способствовать развитию стремления больше узнать о своём крае,
Оформление: символика России, Кузбасса, Яи, гимн, выставка книг
кузбасских писателей «О Родине», портреты С. Михалкова, В.Фёдорова,
А. Тулеева, рисунки детей «Мой край родной!»
ТСО: караоке, магнитофон, телевизор.
Звучит песня « С чего начинается Родина». (приложение №1)
Ведущий: Ребята, вам знакома эта песня? Сегодня мы будем говорить с вами о Родине, о малой Родине. Как называется наша Родина? ( Россия )
Наша Родина – Россия. Могучая великая держава со своей историей и традициями. Много нового и интересного нам может поведать символика нашего государства. У нас в гостях школьный библиотекарь, который о ней нам расскажет.
Библиотекарь: Символика – это флаг и герб нашего государства.
Кто знает, что такое герб?
Герб в переводе с немецкого означает наследство. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода.
Посмотрите на российские монеты ( заранее детям раздаются монеты )
Ученик 1 класса: У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Библиотекарь: Днём рождения российского флага ( приложение №3) считается 20 января 1705г, когда по этому поводу вышел специальный царский указ Петра 1. Красный цвет символизирует отвагу, героизм.
Ученица 1 класса: Белый цвет – берёзка,
Учитель: Ребята, какое дерево считают символом России? (Берёза)
Ученица 4 класса : Мы вас всех приглашаем в гости к берёзке.
Ученик 4 класса: Берёзонька в платьице белом
Приветливо машет с холма.
Для нас она песенку спела –
И песенкой стала сама.
(под песню «Во поле берёза стояла» первоклассники водят хоровод )
Учитель: Ребята назовите столицу нашей родины. (хором Москва )
Ученик 1 класса: Есть на свете город
Встал он над рекой
( Звучит припев песни «Москва» в исполнении О. Газманова)
Учитель: Ребята, что вы знаете о Москве? (ответы детей)
(ответы детей сопровождаются слайдами
(На фоне мелодии « Песня о моей России» первоклассники
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу
Ученик 2: Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Ученик 3: Потом пшеничные поля
Ученик 4: Чем старше станешь и сильней
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Учитель: Как называется область, в которой мы живём? (Кемеровская)
А ещё наш край называют «Земля Кузнецкая», «Кузбасс».
(карта Кемеровской области)
Ведущий: Чем славится наш Кузбасс? Слово нашему библиотекарю
Библиотекарь: обратимся к гербу и флагу Кемеровской области: герб (приложение №5) представляет собой щит, зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Чёрный – символ угольной промышленности. Кузнечный молот и кирка знак индустриальной промышленности. Колосья символ сельского хозяйства. Красный цвет на щите символизирует раскалённый металл. Щит обрамлён дубовыми ветвями, скреплён лентой и увенчан короной – символом богатства Кузбасса.
Флаг (приложение №6) – прямоугольное полотно красного цвета с синей полосой вдоль древка.
Кузбассовцы гордятся своей малой родиной. Укрепляют её могущество, могущество России и безопасности нашего отечества.
(первоклассники читают стихи)
Ученик 1. У каждого листочка,
Есть главное на свете-
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
У каждого на свете
Ученик 4. А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Дети ( хором) Мы Родиной зовём.
Ведущий: Но у каждого человека есть ещё и своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос.
Как называется ваша малая Родина? (Яя) (приложение №8)
Ведущий: Ребята, почему наш посёлок называется Яя?
Ученица 4 класса: существует легенда в народе о возникновение названия.
В Омске находилась землеустроительная партия. Два искателя отправились на поиски новых селений. Шли они разным маршрутом. Дошли до Мариинска и вернулись обратно. На пути им снова встретилась река, названия она в то время не имела. Каждый из искателей думал, что он первый увидел реку. Когда их спросили, они наперебой кричали: «Я первый!» « Нет, я!» Тогда и решили назвать реку Яя, чтобы не обидеть обоих искателей.
Ведущий: У нашего посёлка тоже есть свой герб. (приложение №9)
Посмотрите, что на нём изображено.
Учитель: Отечество, родная страна, Родина – близкие по смыслу слова.
Отечеством мы называем Родину потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят родным языком и все в ней для нас родное, знакомое и любимое.
Это мой город или посёлок. Это имена замечательных людей:
Василий Фёдоров ( портрет, приложение № 10), наш земляк, поэт. В селе Марьевка находится дом-музей имени В. Фёдорова, его именем названа улица в селе, ежегодно в селе проводятся Фёдоровские чтения.
(четвероклассник читает стихотворение Фёдорова) (приложение №11)
А музыку написал А. В. Александров. Гимн есть и у Кемеровской области.
Когда звучит гимн все встают.
( Звучит гимн России и Кемеровской области. Все встают.)
Ведущий : Вот, оказывается, какие у нашей страны символы.
Ребята давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей Родине.
2.В своём доме и стены помогают.
3.Жить – Родине служить.
4.Всякому мила своя сторона.
5.Береги землю родимую, как мать любимую
Ведущий : Молодцы ребята, вы теперь много знаете о своёй Родине.
Закончить нашу встречу хочется словами
В сердце ты у каждого,
Белые берёзки, колос золотой….
Нет тебя привольней,
Нет другой на свете
Внеклассное мероприятие «С чего начинается Родина»
Внеклассное мероприятие для 5-8 классов
«С чего начинается Родина»
Цель мероприятия : Формирование у учащихся осознания, что такое Родина, патриотизм
систематизировать представления учащихся о своей большой и малой родине,
формировать умение воспринимать поэтические произведения;
формировать и развивать положительные мотивы познавательной деятельности;
формировать у учащихся понимание себя, своих близких как части родины;
развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
развивать творческие способности;
обогащать словарный запас;
воспитывать чувство любви и уважение к Родине, своему городу, близким людям;
воспитывать бережное, ответственное отношение к жизни своих близких, своей малой и большой родины.
1.На сцене участники 5-8 классов. Поют песню «С чего начинается Родина»1 куплет. Поют, расходятся по местам под фонограмму.
Появляются участники сценки « Что такое Родина».
2.Сценарий сценки « Что такое Родина»
Автор Дело было вечером,
Делать было нечего…
Коля пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Тут пришёл из дома Рома
Рома. «Здорово! Я немного опоздал,
Я измучился совсем
И не мог понять: зачем
Нам такую тему дали –
Друг. Родина для каждого,
Что-то очень важное:
Рома. Вот, спасибо, объяснил!
Я и так уже без сил.
Ты бы как-нибудь попроще,
А то дело уже к ночи…
Выходят шесть человек, у каждого буква слова «родина».
«Р». Родина – мой «РОД», «род»
Прадедами я горжусь своими
И победами их боевыми.
«О». Родина – ещё и знак на карте, «О»
Все, конечно знаете его.
Здесь, всего лишь, за одно столетье
В этом селе и я родился,
Здесь росли и мама и отец,
Хочется мне моим селом гордиться,
Пусть цветёт под синью он небес..
«Д». Родина – мой «ДОМ», где я родился. «дом»
«ДВОР» где рос, где все мои «ДРУЗЬЯ»!
Там берёза ветками в окно стучится,
Мокрая от снега и дождя.
«И». И ещё – страна моя большая,
Дорог сердцу каждый уголок..
Небо синее от края и до края,
Лес и степи, горные долины,
У холма журчащий родничок.
«Н». Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый двор.
«А». В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног.
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная.
Родина бывает разная,
Но у всех она «ОДНА»! «одна»
( Из букв строится слово «ОДНА») ___________________
И часть меня, и то, что не постиг…
Но понял я, что Родина дороже
Заморских стран, пусть тёплых, но чужих!
Из букв снова строится слово «РОДИНА».
Ведущий РОДИНА! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая:
Родина – это глаза моей мамы
Полные слёз или в искорках смеха
Родина – это закат над полями,
Холмов наших милых звонкое эхо.
Родина – слова не знаю чудесней,
В нём – наши сказки и славные были.
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина- это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими!
На сцене строится фраза : «Родина-мы»
Под фонограмму «С чего начинается Родина» дети садятся на места.
3.На сцену выходят ведущие.
Ведущий 1
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное.
Думая о Родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие Родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.
Каждое государство имеет свою символику- свою святыню.
Демонстрируются слайды с изображенными символами ДНР.
Государственная символика- честь и достоинство каждой державы. Донецкая народная республика стоит у истоков своей государственности, и потому очень важно знать и уважать ее символы, особое место среди которых занимает флаг. День флага по праву считается праздником, который обьединяет многих людей в единое общество, напоминая о важных и постоянных ценностях, среди которых вечными являются государственность и патриотизм населения.
Государственная символика Донецкой Народной Республики ( ДНР) регламентируется Конституцией и действующим законодательством.
По одной из версий историков черно-синий- красный флаг появился после октябрьской революции 1917-го года и стал символом Донецко- Криворожской Советской Республики. А ныне для жителей современного Донбасса-это символ новой жизни.
Черный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
« Флаг- символ Родины, гордость и ее честь!»
Празднование Дня флага способствует сплочению народа, воспитанию патриотизма и уважительного отношения к символам государственности. Флаг-это главный символ, который объединяет всех граждан нашей Республики.
Герб ДНР представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла- в червленом щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и черной приволоке (мантии),с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом.
Хор исполняет гимн ДНР.
Учитель:
Ребята, сегодня мы познакомимся со значениями слова патриотизм, патриот. Скажите, что вы знаете о значении этих слов.
На сцене появляются младшие участники праздника.
1.Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
2.Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень, с их кривыми избушками,
Где жива все еще старина.
3.Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
4.Начинается Родина с дали,
Что зовет и уводит туда,
Где горит горизонт и пылает
Человеческой жизни заря.
И с мечты начинается Родина,
Сокровенной в основе своей,
Окрыленной, восторженной, радужной,
Яркой жизни, твоей и моей!
5.Начинается Родина с песни
Про великую, Древнюю Русь,
С той земли, на которой живу я
И своею Родиной горжусь.
Фонограмма песни « То березка, то рябина»
На доске вывешивается значение слова патриотизм. Учитель активирует внимание на ключевых словах.
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отчеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя ( особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Моя Родина — это и родина моих родителей. Те места, где они родились, тоже бесконечно дороги мне. Часто мы всей семьей выезжаем в деревню, где прошло их детство. Там совсем не такая обстановка, как у нас в городе, совсем другая атмосфера. Тишину и спокойствие хранят стены дома, словно приглашая послушать какую-то историю, прикоснуться к какой-то тайне.
Думая об этой Родине, мы думаем о самом раннем детстве. И в эти минуты вспоминаем мамины руки, которые помогали нам крепче стоять на ногах, знакомый и неповторимый запах бабушкиных пирожков, только что вынутых из печки, колыбельные песни и загадочные и интересные детские сказки.
Каждому из вас есть что рассказать о своём родном крае…
Демонстрируются слайды села Кузнецово- Михайловка одновременно с информацией об истории села.
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о Родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это — наша история, все это — наша Родина.
Наша Родина — это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями.
Слово предоставляется гостям праздника, почетным людям.
Минута молчания ( метроном)
В известной песне «Наш край» Автор текста (слов):
Д.Б. Кабалевский есть такие слова:
То берёзка, то рябина,Куст ракиты над рекой.Край родной, навек любимый,Где найдёшь ещё такой!
У каждого из нас есть свой родной уголок, свой родной край — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.
Демонстрируются слайды природы села Кузнецово- Михайловка. Звучит стихотворение в исполнении выпускника.
Стихотворение « Скажи о Родине ты добрые слова».
Скажи о Pодине ты добрые слова,
Возьми все это из своих воспоминаний,
Пусть не вершатся там великие дела,
Зато о счастье много там напоминаний.
Там детство, мать, отец,
Там куча старых у тебя друзей осталось,
И там красивая природа наконец,
И там всегда частенько и легко мечталось.
Вот только тяжело все это осознать,
Все это вдалеке не сразу понимаешь,Сначала хочется о жизни о другой мечтать,
Ну а потом вдали ты просто таешь…Ведь Pодина заключена в тебе,
Она наполнила тебя, взрастила, научила,Теперь она во всей своей красе,
В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.
И ты вернешься, чтобы осознать,
– Тебя влечет родное с детства место,По телу пробежит и разольется благодать,
И промелькнет пред взором снова детство.
Скажи о Pодине слова добра,
О том, что скука по всему родному,Добавь побольше чуть тепла,
И с легкостью пройди к родному дому…
Родное село…Близкое,родное…Здесь когда-то с пышными бантами спешила в 1класс.Здесь летом утопает мое село в тополином пуху, осенью кружится багряный листопад…
А сколько стихов, песен, слов посвящено малой родине. Некоторые из них прозвучат сейчас. Это стихотворения начинающих поэтов нашей школы и уже зрелых односельчан.
Ученики школы читают стихи.
Слово предоставляется односельчанке Злобиной.
ВОСПОМИНАНИЕ Село родное близкое, теперь так далеко. Где родилась и выросла, где детство отцвело. Ты сохранила в памяти, счастливые деньки, Уютный дом родительский, тепло родной печи.
Весной сады цветущие, их праздничный наряд. Когда с бантами пышными спешила на парад. Как летом падал белый пух с высоких тополей, Журча водою чистою, манил к себе ручей.
А осенью багряною кружился листопад. И золотом сверкал в дали вновь опустевший сад. Как рисовал мороз зимой узоры на окне. И как с соседской детворой каталась на катке.
Так уходил за годом год, с собою унося, кусочек детства без хлопот, листок календаря. Но к сожаленью лишь теперь я сердцем поняла, Как я скучаю по тебе, Родная сторона!
Звучит песня «Деревенька».
Работа с детской аудиторией. Интерактивная игра:
— Метод незаконченного предложения.
Я люблю свою Родину, потому что…
Мне никогда не будет стыдно за мою Родину, потому что…
— Метод «Ассоциативный коллаж»
— любовь к Родине;
— уважение к людям;
— охрана родной природы;
— любить свой дом;
— любить свою школу;
-заботится о родном селе.
Нельзя не вспомнить о нашей теперь уже известной поэтессе Чехуте. Каким теплом, любовью проняты ее стихи о наших краях. Демонстрируется слайд-шоу с поэзиями Чехуты.
«Приезжайте в деревню на лето!»
Приезжайте в деревню на лето,Отыщите там свой уголок,Скромный домик, оставленный кем-то,В кухне печь, невысок потолок,Три окошка, крылечко простоеВас с любовью всегда приютят,К вам на дерево с кроной густоюВаши птицы весной прилетят.Вас под утро разбудят их трели,Сладкий воздух ворвётся в окно.Вы такой вкусной каши не ели,Так легко не дышали давно.Зачерпнуть из колодца водицы,Босиком постоять на траве,Тишиной можно тут исцелиться,В деревянной российской избе.
Все здесь тёплое, всё здесь простое,Сердце здесь не стучит, а поёт,Всё здесь русское, наше, родное,Наша Родина нас ещё ждёт
Заканчивается праздник песней «С чего начинается Родина».Поют все участники.