мера веса jin что это

— До Таллина далеко? — спросил меня древний китаец.

Из закромов Алексея Штрыкова

Эпиграф из сказки «Совет Лу Баня»:

Балка укоротилась: вместо семи чжанов, семи чи, семи цуней и семи фыней стало семь чжанов и шесть чи. Не хватало одного чи, семи цуней и семи фыней. Мастер не верил глазам, он все мерил и мерил, и каждый раз получалось семь чжанов и шесть чи. От волнения выступил у него на лбу холодный пот.

— Конец… Конец… — шептал он. — Всему конец…

Утром мастер Чжан спросил у подмастерья:

— Когда я отпиливал балку, ты был со мной. Помнишь, какую длину я отмерил?

— Как же не помнить! Было семь чжанов, семь чи, семь цуней и семь фыней!

— Удивительно! Удивительно! — забормотал мастер Чжан.

— Учитель! В чем дело?

— Вчера я снова измерил длину балки. Не хватает одного чи, семи цуней и семи фыней.

Трудно оценить масштаб этого бедствия без массы сносок в конце страницы. Забегая вперёд, сразу скажу, что балка мастера Чжана в результате диверсии укоротилась примерно на полметра. А наш рассказ пойдёт о китайской системе счисления.

Автор исторического (а подчас и фэнтезийного) произведения подчас сталкивается с вопросом о том, в чём измерять расстояние, площадь, объём, а самое страшное – время. Тем, кто с этим вопросом не сталкивался, скажу прямо: будет очень странно, если расстояние будут в километрах, а масса в килограммах. Заморские мили, фунты и совсем уж прекрасные лиги (вы, кстати, знаете, сколько это – лига?) иногда могут вас выручить, но тому, кто пишет по древней Азии, хорошо бы ознакомиться с исконными тамошними системами мер и весов.

Итак, если случайно встреченный на страницах книги древнекитайский разбойник настойчиво поинтересуется у вас, далеко ли до Таллина, или предложит на спор угадать длину его ножа, вам, скорее всего, понадобятся.

КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ

Цунь – «китайский дюйм». Как и любая анатомическая мера длины, фиксированного размера не имела. Более того, и мерили-то цуни по-разному. Бывало даже разделение на «мужские» цуни и «женские» (соответственно, по правой и левой руке человека). Приведу из «Википедии» несколько способов найти свой цунь.

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоСоединить концы согнутых среднего и большого пальцев левой руки так, чтобы они образовывали кольцо. За цунь принимается расстояние между внешними концами поперечных складок у 2-й фаланги среднего пальца.

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоШирина большого пальца левой руки по линии, проходящей через угол ногтевого ложа.

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоОбщая ширина 4-х сомкнутых пальцев выпрямленной ладони левой руки равна трём цуням.

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоРасстояние от локтевой складки до складки запястного сустава делится на 12,5 частей.

Точно можно сказать, что 10 цуней составляли 1 чи. Даже есть поговорка: «Получил цунь, а требует чи». Мол, палец в рот не клади – по локоть отхватит.

Чи – «китайский фут». Длина его варьировалась от 22 до 34 сантиметров. Между этими значениями дистанция огромного размера, учитывая, что в чи измеряли рост. Вот скажут: «богатырь ростом в семь чи». Считается, кстати, что это очень мощное телосложение! И действительно, если мерить по максимуму, то рост такого удальца составит 238 сантиметров. А если по минимуму? Всего 154! Разве ж богатырь? В примечаниях к русскому переводу «Троецарствия» чи – 32 сантиметра. Соответственно, цунь вдесятеро меньше, 3,2 см. А вдесятеро больше – 3,2 метра – чжан.

Чжан – «китайская сажень», основная мера для средних размеров и расстояний. К примеру, ширины или длины моста, величины тучи, разбега, который взял конь. В случаях особых (гипербола) чжанами измеряли и человеческий рост! Вот как «Троецарствие» описывает Утугу, правителя варварского государства Угэ:

«Правит этим государством великан в два чжана ростом. Питается он только живыми змеями и дикими зверями. Ничего другого он не ест. Все тело его покрыто чешуей, которую не пробивают ни меч, ни стрела».

Ли – «китайская верста», хоть и много короче нашенской. Примерно полкилометра.

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоТысяча ли или десять тысяч ли – образное обозначение очень долгого пути. Так, древние пословицы гласят: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» и «Птица Пэн может пролететь десять тысяч ли». Последняя означает, что, мол, большому кораблю большое плавание. А птица Пэн – это такая мифическая огромная птица, мы о ней как-нибудь ещё поговорим. Традиционное наименование Великой стены – «стена длиной десять тысяч ли» (тут уж поэты, видно, приуменьшили подвиг строителей – говорят, что стена едва не дотягивала до двадцати тысяч ли!). А о лучших скакунах говорили, что это «лошади тысячи ли». Так, например, знаменитый Красный заяц, конь богатырей Люй Бу и Гуань Юя, мог проделывать путь в 1000 ли за день и скакать по горам, как по ровному месту.

КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ПЛОЩАДИ

Меры площади так или иначе вытекают из мер длины.

Квадратный цунь – чуть больше 11 квадратных сантиметров. Соответственно, планомерно умножая на сто, получаем вначале квадратный чи, а затем квадратный чжан.

В Китае десятеричная система счисления удивительным образом сплетается с двенадцатеричной. Поэтому 60 квадратных чжанов – это му, то есть 667 квадратных метров. Стало быть, в нашем гектаре – ориентировочно 15 му. 10 му составляют ши, а 10 ши составляют цин (6,7 га).

Вот и весь сказ. Хотя очень вероятно, что квадратные цуни и даже цины вам в произведениях не понадобятся. Но мало ли.

КИТАЙСКИЕ МЕРЫ ВЕСА И ОБЪЁМА

Меры веса и объёма рождаются из бытовых и государственных нужд.

Взять, к примеру дань («мешок»). Это вес, который можно унести на плечах, и составлял он примерно 60 килограммов. Нужно сказать, что должностные оклады (да что там, престиж должностей!) измерялись «мешками зерна». Самые престижные из классифицируемых были должности по 10 тысяч даней в месяц. Естественно, оклады выдавались не натурой, но это характерный момент.

Цзинь – «китайский фунт» – в сто раз меньше даня и чуть побольше других фунтов. Он составляет около 600 граммов. И, собственно, счёт цзинями может вестись на сотни, тысячи и миллионы. Так, например, на священной мировой горе Куньлунь, по преданиям, обитала мышь величиной больше быка, а весом в тысячу цзиней. Вообще, как я понимаю, «тысяча цзиней» – это аналог выражения «огромный вес» (ну, как «тысяча ли» – «огромное расстояние»).

Естественно, мерили цзинями и золото (не знаю, может, это другой цзинь, но он значительно меньше – 224 грамма). Вот как поэт Синь Цицзи начинает цы «Бессонница» (перевод М. Басманова):

К слову, в Восточной и Юго-Восточной Азии цзинь (он же катти) в ходу до сих пор. Китайский электронный безмен, который есть у меня дома, например, предлагает его в числе единиц для измерения веса. Каждая страна стандартизировала свой цзинь. КНР присвоила ему значение в полкило. Тайвань, Япония и Тайланд добавили сто грамм. Самый большой цзинь – филиппинский, 632,5 грамма.

Для драгметаллов была мера и поскромнее. Лян – «китайская унция», как называет его архимандрит Иакинф (Бичурин), – 37,2 грамма. Любопытно, что ляны тоже исчисляли десятками тысяч. Но тут объяснение простое. Серебряный лян служил валютой. То есть речь шла скорее о десятках тысяч денежных единиц, нежели о мерах веса как таковых.

Из мер объёма нужно выделить следующие:

Шэн – около литра.

Доу – 10 литров.

Ху – чуть более 100 литров.

Шэнами вполне естественно мерить, например вино. А доу подходит для весьма объёмных партий. Вот строки об одном выпивохе из стихов Ду Фу (перевод Б. Мещерякова):

Жуян лишь три доу осушив на пиру,
на утренний смотр спешил ко двору;
Повозку с вином по дороге увидев,
вздохнул: «Дай хоть слюни утру!»

Ху более подобает для измерения зерна.

Сразу хочу оговориться, что в разное время единицы варьировались будь здоров! Если верить источникам, дань мог составлять и 30 кило, ху мог доходить и до 20 литров, а шэн – быть в десять раз меньше, чем я написал. Так что не всё ли равно, сколько в стихах намерить ху, раз всё равно гипербола?

КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТОЛЬКО ЧТО ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

мера веса jin что это. Смотреть фото мера веса jin что это. Смотреть картинку мера веса jin что это. Картинка про мера веса jin что это. Фото мера веса jin что этоПри всём выше сказанном я бы не стал пересаливать произведения китайскими мерами. Может быть, они когда-нибудь вам понадобятся. Но есть прекрасные анатомические (и не только) варианты, которые с лихвой заменят вам любые цуни и чи. Это, кстати, относится не только к китайским, но и вообще к любым стилизациям. Арабским, например. Ведь длину и ширину можно мерить пядями, ладонями, локтями, саженями. То, по чему можно пройти, можно измерить шагами, полётами стрелы и дневными переходами. Объём прекрасно укладывается в мешки, вёдра, чаши и чарки. Вес… Ну, разве что вес (да и то можно с чем-то сравнить; резонно же сказать: «весом со слона»). И ещё время – вот его как-то странно будет мерить нашими минутами и секундами, правда?

ВРЕМЯ

Исчисление времени – штука практическая. Жизнь человечества так или иначе связана со сменой сезонов и с необходимостью отмерять сроки. Важнейшими ориентирами для этого были небесные тела. Полное обращение Земли вокруг своей оси – вот вам и сутки; вокруг Солнца – вот вам и год; полная смена фаз Луны – вот вам и тридцатидневный месяц. Так же было и у древних китайцев.

Точно так же, как менялась по ходу времени китайская система мер, менялись и календарные понятия. Охватить их в небольшой заметке весьма сложно, поэтому ограничусь некоторыми практическими (на мой взгляд) выкладками, которые могут пригодиться при описании времени в стилизациях.

Месяц начинается новолунием и заканчивается соответственно новолунием же, длительность месяца колеблется от 29 до 30 дней. В обычном году 12 месяцев, в високосном – 13. Как таковое понятие недели варьировалось. При династии Хань неделя была пятидневной (соответственно – отдых раз в неделю), при династии Тан – десятидневной. В целом, деление месяца на декады – более или менее устойчивое.

Если потребуется иносказательно указать на какой-то день месяца, к вашим услугам фазы луны. Итак, примерно на седьмой-восьмой день наблюдается первая четверть; на пятнадцатый-шестнадцатый – полнолуние; на двадцать второй – двадцать третий убывающая луна в последней четверти.

Называть месяцы какими-то особыми названиями не обязательно. Их благополучно нумеруют – и дело с концом. Нужно лишь отметить, что начало нового года (Праздник весны) у китайцев приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния.

Есть, впрочем, и солнечный сельскохозяйственный календарь, не связанный с фазами луны. Название его периодов поэтически отражают состояние природы, и увязать их с нашим календарём можно следующим образом.

Китайские года объединялись в циклы – десятеричный (условно говоря, каждому году присваивалась одна из пяти стихий) и двенадцатеричный (известный календарь восточного гороскопа). На пересечении этих двух циклов появлялся цикл шестидесятилетний. Каждый такой цикл начинался с года деревянной мыши – «цзя-цзы». Поэтому и начало этого цикла, и сам цикл иногда назывался «цзя-цзы». К слову, известное восстание Жёлтых повязок началось именно в год «цзя-цзы» – лидеры восстания провозглашали его началом новой эры.

Вне зависимости от шестидесятилетнего цикла годы и попросту нумеровались. За точку отсчёта при этом принималось начала правления под определённым девизом. Новый девиз правления всегда провозглашался при вступлении на трон нового императора, но иногда император вводил новый девиз в середине своего правления.

Вот как выглядит описание даты в романе «Троецарствие» (в квадратных скобках – примечание, сделанное для русского читателя):

«Во втором лунном месяце четвертого года периода Цзянь-нин [171 г.] в Лояне произошло землетрясение».

Хорошо, когда государство одно! А если их несколько? То же «Троецарствие» – ближе к концу:

«В тринадцатом году периода Цзянь-син [235 г.] по летоисчислению династии Шу-Хань, что соответствует третьему году периода Цин-лун правления императора Цао Жуя, или в четвертом году периода Цзя-хэ правления императора Сунь Цюаня, между тремя царствами Шу, Вэй и У войн не было».

Но это крупные единицы. На что же делился день? На «двойные часы», в ночное время известные как стражи:

1-я стража — 7-9 ч. вечера,
2-я стража — 9-11 ч. вечера,
3-я стража — 11-1 ч. ночи,
4-я стража — 1-3 ч. ночи,
5-я стража — 3-5 ч. утра

Всего дневных и ночных «двойных часов» было 12. Но это для нас они «двойные». Для китайцев – скорее, наши ополовиненные. Иногда и двойные часы именовались по названию животных восточного гороскопа (начиная с крысы – 11-1 час ночи, и далее животное менялось каждые два часа).

Ко всему сказанному хочу добавить, что произведение едва ли потеряет шарм, если вместо двойных часов будут использоваться обычные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *