меня обманул юрист что делать
Меня дурит юрист, что делать?
Здравствуйте! Я живу и работаю в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад открыл интернет-магазин по продаже мобильной техники и пункт выдачи. Через полтора года один из поставщиков, получив предоплату под расписку, не поставил товар и ушел в отказ. Магазин пришлось закрыть.
Год назад я принял решение по этой расписке подать в суд на поставщика, как на физическое лицо. Обратился к юристу, оплатил его работу.
Зимой был суд, судья занял мою сторону. Со слов юриста, он подавал два отдельных иска: один непосредственно на сумму расписки и второй, включающий все накладные расходы, процент за пользование чужими деньгами и т. д.
После решения суда юрист должен был передать исполнительные листы судебным приставам и проконтролировать наложение ареста или возврат долга.
В конце апреля (когда прошло больше двух месяцев от решения суда) я позвонил юристу, чтобы узнать о ситуации, поскольку к этому времени ни денег, ни каких-либо звонков от приставов не получал.
Валентин (так зовут юриста) сказал, что была подана апелляция и поэтому исковые листы ему вернули на время ее рассмотрения. Еще через месяц сказал, что апелляция ничего не изменила и что возвращает листы приставам.
Дальше всё лето происходила какая-то ерунда. То Валентин говорил, что заболел, то в больнице, то уехал, то еще что-то. Каждый раз обещал, что вот завтра отвезет листы, и пропадал на неделю-две. Потом выходил на связь и ссылался на какие угодно свои проблемы, которые не позволили ему это сделать.
В августе мне это надоело и я попросил передать листы мне, после чего считать его работу оконченной. На это Валентин ответил, что вот завтра точно отвезет и отдаст, но, если нет, готов передать их мне.
После этого снова пропал на две недели.
Звонил ему сегодня: опять заявил, что в больнице и, пока оттуда не выйдет, ничего сделать не может. Сказал, что позвонит в понедельник.
Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации: что мне делать, как себя вести и как узнать, был ли на самом деле второй иск и второй лист?
Егор, ситуация странная. С самого начала действия вашего юриста были непоследовательны. Разберем их подробно.
Два иска — избыточно. В описанной вами ситуации лучше было подавать только один иск и сразу просить взыскать сумму основного долга и проценты, так как основание для подачи иска одно — непоставка товара после предоплаты. В итоге был бы лишь один исполнительный лист и одно исполнительное производство. Это сэкономило бы и ваше время, и время суда.
Есть даже такой принцип — принцип процессуальной экономии. Валентин, видимо, решил ему не следовать. Второй иск он мог и не подать.
Исполнительный лист почтой. Про исполнительные листы ваш юрист, кажется, фантазирует. Скорее всего, единственное, что он сделал, — только в августе подал заявление о выдаче листа по делу о возврате предоплаты по расписке. В заявлении Валентин просил суд прислать лист по почте на ваш адрес, иначе он бы вам просто не пришел. Странно, что Валентин говорит, что лист у него. Может, он забыл текст своего заявления.
Приставы и апелляция. Без оригинала исполнительного листа, который у вас на руках, исполнительное производство не возбудить. Кажется, ваш юрист ранее не обращался к приставам.
Исполнительный лист выдается только после вступления в силу решения, а это происходит после истечения срока на подачу апелляционной жалобы. На выдачу листа суду требуется около недели. Даже с учетом работы Почты России маловероятно, что Валентин смог получить лист до поступления в суд апелляционной жалобы, если только должник не просил восстановить срок на ее подачу.
На время апелляции исполнительные листы не возвращаются. Приставы просто приостанавливают производство.
Что вам делать сейчас
Разобраться, был ли второй иск. Первый иск явно был, раз у вас на руках исполнительный лист. Надо понять, был ли второй. Для этого спросите номер дела у Валентина.
Если Валентин уйдет от ответа, поищите дело на сайте того суда, который указан в вашем исполнительном листе. Искать можно не только по номеру дела, но и по наименованию сторон. Если не получится, позвоните в канцелярию суда, они подскажут.
Получить исполнительный лист по второму делу. Если второе дело существует, но лист по нему не выдавался, напишите заявление в суд о его выдаче. В заявлении укажите номер дела и дату вынесения решения по нему.
Проверить, была ли апелляция по основному делу (ради интереса). Номер дела у вас есть — просто позвоните в суд. Там же можете уточнить, сколько раз обращался Валентин за выдачей исполнительного листа.
Направить приставам заявления о возбуждении исполнительных производств. Обращайтесь самостоятельно к приставам по месту жительства должника. Сайт ФССП поможет определить отдел, в который нужно обращаться.
В заявлении укажите ваши данные, данные должника, номер исполнительного листа и решение суда, на основании которого он был выдан, а также сумму задолженности и ваши реквизиты для перечисления денег. К заявлению приложите исполнительный лист и направляйте его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или сдайте в канцелярию. Если дел было два, заявлений будет тоже два.
На сайте приставов по ФИО должника вы можете проверить, какие производства были возбуждены.
Разрывайте отношения с юристом
Валентин вам больше не помощник. Если вы заключали договор, посмотрите, можно ли с него что-то взыскать за некачественное выполнение юридических услуг.
Если по счастливой случайности Валентин адвокат, жалуйтесь на него в адвокатскую палату. Если он просто юрист, вы не сможете его наказать.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Наступление Мосгорсуда на «юристов-аферистов» и проблема доказывания доброй совести поверенного и исполнителя
Уважаемые коллеги! Изучив имеющуюся практику МГС по делам об отказе потребителей от договоров оказания юридических услуг (достаточно скопировать в поисковую страницу фразу «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время»), наблюдаем «настпуление» судей Мосгорсуда на мошенников-псевдоюристов: апелляция взыскивает плату за оказанные услуги по искам потребиетелей, только пыль столбом стоит. Даже акты оказанных услуг ответчикам не помогают.
Но, как часто бывает в нашей правоприменительной практике, суды пустились в другую крайность: суд оценивает РАЗУМНОСТЬ и соответствие СРЕДНИМ РЫНОЧНЫМ ЦЕНАМ договорной цены оказанных услуг.
Цитата из определения апелляционной инстанции: «Вместе с тем, суд учитывал, что из представленных ответчиком доказательств также следует, что по договору от * стоимостью * руб., ответчиком фактически оказаны услуги лишь по подготовке документов и предъявлению искового заявления в суд, в то время как уплаченная третьему лицу М* И.В. за указанные услуги сумма в размере * руб. явно превышает средние расценки аналогичных юридических услуг. В этой связи суд полагал необходимым уменьшить стоимость оказанных ответчиком в рамках договора от * услуг».
Коллеги, готовьтесь «отбиваться» от исков недовольных клиентов: штампуйте отчеты о средней рыночной стоимости оказанных услуг.
Что делать если вам оказали некачественную юридическую помощь?
Граждане, попав в ту или иную жизненную ситуацию, часто прибегают к квалифицированной помощи профессионалов. А уж с необходимостью воспользоваться услугами юриста сталкивался хоть раз в жизни каждый гражданин. Но как же понять, что Вам действительно была оказана качественная помощь? Ведь бывает так, что юрист некачественно оказал услуги. И что делать, если вы наткнулись на юриста, который оказал Вам неквалифицированную помощь? Как наказать мошенников юристов и как вернуть деньги? Все эти вопросы мы рассмотрим в нашем алгоритме борьбы с мошенниками юристами.
Какие услуги можно назвать некачественными?
При обращении за юридической помощью главный вопрос, который возникает: а как понять насколько качественно были оказаны юридические услуги? Ведь для того, чтобы знать, насколько эффективна была оказана услуга юристом, необходимо самому владеть азами юриспруденции. А если владеешь сам, то для чего тогда привлекать профессионального юриста? Да, можно (и даже нужно!) почерпнуть из интернета информацию по интересующей теме, но во всех тонкостях разобраться под силу, пожалуй, только профессионалам.
Рынок предложений в сфере юридических услуг избыточен, и гражданин легко найдёт фирму, где ему с готовностью рапортуют, что сделают всё в лучшем виде и только так, как хочет потенциальный клиент. Вот только договорчик сначала подпишите и акт об оказании услуг заодно на энную сумму, так, на будущее. А потом суперпрофессионалы будут рыть носом землю и вы, самый лучший клиент, получите всё, на что рассчитываете и даже чуточку больше. И воодушевлённый обещаниями гражданин вылетает из конторы, имея на руках подписанные документы, в ожидании всех благ. Однако время проходит, а дело с мёртвой точки не сдвигается, либо движется совсем не в ту сторону, куда обещали эти чудо-юристы. На звонки теперь они отвечают через раз и былой уверенности в скором успешном исходе дела не демонстрируют. И вот тут гражданин и начинает подозревать, что что-то пошло не так. Клиент идёт на консультации к другим юристам, которые говорят, что дело изначально было не такое простое, много неоднозначных нюансов, а сейчас что-либо исправить невозможно (пропущены процессуальные сроки, к примеру, или документы, составленные с грубыми ошибками, уже оценены судом), либо исправить возможно, но сложнее, дольше и дороже. Увы, такое случается с завидной регулярностью. И теперь перед клиентом встаёт новый вопрос: как взыскать, потраченные денежные средства, за оказанные некачественные услуги юристов? И можно ли взыскать компенсацию за испытанные страдания и как-то наказать нерадивых юристов? А теперь давайте рассмотрим, как это можно сделать и на что необходимо ссылаться.
На что распространяется действие закона о защите прав потребителя
Для начала стоит уяснить, что договор оказания юридических услуг между организацией/ индивидуальным предпринимателем как исполнителем и физическим лицом как получателем услуги попадает в сферу влияния Закона о защите прав потребителей. А это значит, что за некачественное оказание услуг с недобросовестного исполнителя может быть взыскана и неустойка, и компенсация морального вреда, и штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя. Закон о защите прав потребителей строго блюдёт интересы граждан. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, но обратились к юристам за разрешением личных проблем, не связанных с вашей профессиональной деятельностью, то при заключении договора вы являетесь физическим лицом, следовательно на вас распространяется Закон о защите прав потребителя. Главное уметь этим законом грамотно пользоваться. Имейте в виду, что деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательской, потому положения Закона о защите прав потребителей при спорах с адвокатами и нотариусами не действуют.
Отказ от исполнения договора
Помните, что в соответствии со статьёй 32 Закона о защите прав потребителя вы имеете право в любое время отказаться от исполнения договора оказания услуг, возместив исполнителю фактически понесённые им расходы. Для расторжения договора вам необходимо направить другой стороне уведомление о расторжении договора. Договор считается расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления о расторжении. В свою очередь вы должны возместить исполнителю понесённые им затраты. Как понять, что расходы исполнителя обоснованные? Вам следует сверить их с договором и проверить, что эти расходы документально обоснованы. Для этого потребуйте отчёт о проделанной от нанятых юристов, сверьте его с расценками и сроками, указанными в договоре.
В какой суд обращаться?
Иногда встаёт вопрос: как же быть, если договором установлено, что расторжение возможно только в судебном порядке? Тут следует внимательно проанализировать договор на предмет его соответствия действующему законодательству. Иногда недобросовестные юридические фирмы включают те положения, которые ставят потребителя в заведомо проигрышное положение, что в корне противоречит нормам Закона о защите прав потребителя!
Какие же положения ущемляют потребителя? Например, договорная подсудность. Если исполнители устанавливают, что в случае, если сторонам не удалось разрешить свои разногласия по взаимовыгодному соглашению, спор подлежит рассмотрению в определённом суде. И обычно в договоре указывают тот суд, который по тем или иным причинам удобен исполнителю: чаще всего выбирают удобство территориальное, тот суд, который ближе всего к месту нахождения исполнителя. Хотим сразу предупредить: такая конструкция не противоречит законодательству, НО! В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителя иск потребителем может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:
Для того чтобы воспользоваться своим правом потребителя по выбору подсудности, в своём исковом заявлении вам необходимо оспорить условие договора о договорной подсудности. Если в своем исковом заявлении вы не заявите об оспаривании договорной подсудности, то суд, в который вы обратитесь по вашему выбору как потребитель, может вернуть ваше исковое заявление с ссылкой на то, что договором установлен суд, в который вам следует обратиться.
Можно ли обращаться с той же проблемой к другим юристам?
Условие об эксклюзивности также является нарушением прав потребителя. Если недобросовестный юрист укажет в договоре, что вы не имеете право обращаться к другим юристам с тем вопросом, который вы решаете у него, знайте: это нарушение ваших прав. Вы имеете право консультироваться с иными юристами и пользоваться их услугами, даже если у вас подписан договор с юристом.
В том случае, если недобросовестная юридическая фирма отказывается расторгать договор либо требует с вас полной оплаты, предусмотренной договором, также следует обратиться в суд.
Что необходимо сделать до подачи иска в суд
Учтите, что досудебный порядок урегулирования споров по Закону о защите прав потребителя НЕ является обязательным. Вы можете сразу обратиться за разрешением спора в суд, не тратя время на отправку претензий и не ожидая, когда истечёт установленный претензией срок. Однако суды иногда действуют по накатанной и могут отказать в принятии искового заявления, ссылаясь на несоблюдение истцом порядка досудебного урегулирования спора. Имейте в виду, что эта позиция суда незаконна!
Вы можете написать претензию недобросовестному поставщику услуг, можете установить срок, в который ему следует вернуть потраченные вами денежные средства и можете пригрозить судом, в котором помимо уплаченных денег потребуете неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Но повторимся: это ваше право, а не обязанность!
Рассмотрение спора в суде.
Итак, вы дошли до спора в суде. Суд выбран вами в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителя. Имейте в виду, что по закону о защите прав потребителя гражданин не оплачивает госпошлину при подаче искового заявления в суд.
При составлении искового заявления вам необходимо ссылаться на конкретные факты нарушения исполнителем условий договора или законодательства. Также следует грамотно рассчитать неустойку.
Можно ли взыскать неустойку? И что вам положено ещё?
Давайте сразу определим, в каком случае вы можете требовать неустойку с исполнителя:
В вышеперечисленных случаях исполнитель вам обязан возместить неустойку. По общему правилу размер неустойки определяется исходя из цены оказания услуги: как правило, это три процента за каждый день. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки. Имейте в виду, что каждый случай уникален, потому неустойка также высчитывается, исходя из условий конкретного договора.
Какие документы необходимо направить в суд?
К исковому заявлению, помимо расчёта неустойки, вам необходимо приложить копию договора с исполнителем, копии документов, подтверждающих ваши расходы, копию требования о возврате денежных средств (если такое требование было с вашей стороны).
Необходимо направить копию искового заявления со всеми приложениями ответчику заказным письмом. Документы, подтверждающие отправку искового заявления в адрес ответчика, также необходимо приложить при подаче иска в суд.
Теперь дело за судом, который будет рассматривать ваш спор с недобросовестными юристами.
Если юрист не выиграл дело, можно ли получить деньги, потраченные на его услуги?
А как быть, если услуги юрист вам оказал, но вы не получили ожидаемого результата? То есть иск нанятый вами юрист составил, в суды ходил, но суд отказал в удовлетворении ваших требований. Можно ли в этом случае взыскать с исполнителя потраченные на его услуги денежные средства? Ответим: нет. Неполучение ожидаемого результата по договору оказания юридических услуг, не является нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей. Юристы, увы, не боги и иногда даже при очень большом старании и умении правда не всегда на стороне клиента. Либо суд займёт позицию, которая не совпадает с мнением юриста и его клиента. Хотя следует заметить, что когда решение суда для клиента является полной неожиданностью, то встаёт вопрос о компетенции нанятого им юристом. Профессиональные юристы всегда объясняют обратившимся к ним гражданам, что есть за и против, есть слабые места в позиции клиента, что по тем или иным основаниям суд может отказать, приводят примеры из судебной практики. Давать стопроцентную гарантии в успехе дела как минимум некорректно со стороны юристов. К тому же в процессе разбора дела иногда всплывают совершенно неожиданные детали, которые могут быть истолкованы судом не в пользу гражданина. А ведь многие юридические фирмы работают именно по такой схеме: гражданин приходит в контору, где его встречает юрист, который оформляет первичный приём и обещает самые радужные перспективы, лишь гражданин подписал договор. После подписания договора, дело попадает к другом юристу этой фирмы, который и будет заниматься разрешением спора. И вот этот юрист, при изучении документов, понимает, что не всё так однозначно, есть и существенные минусы, которые могут омрачить исход дела. Но клиенту на первичном приёме этого не объяснили и юрист, ведущий дело, попадает в сложную ситуацию: дело не стопроцентно беспроигрышное, но клиент ждёт, значит надо держать марку фирмы. Остерегайтесь таких юридических фирм!
Наш совет: при заключении договора необходимо внимательно вчитывайтесь во все пункты договора, чтобы не искать информацию о том как вернуть деньги от юристов мошенников. Зачастую договоры составляются на оказание информационных услуг, а не представление и защиту интересов потребителей в суде. В результате потребители оказываются наедине со своими проблемами, заплатив немалые деньги недобросовестным юристам. Но если уж вы попали к недобросовестным юристам, не отчаивайтесь и отстаивайте свои права. В сложившейся судебной практике в 80 процентах случаев суды встают на сторону потребителей.
Как я доверила наследственное дело юридической фирме
И потеряла деньги
После смерти мамы мне нужно было вступить в наследство. Я обратилась к юристам и заплатила им 27 тысяч рублей. В итоге они не сделали почти ничего.
В статье расскажу, какие ошибки я допустила и как нужно было поступить. Не повторяйте моих ошибок.
Зачем мне нужен был юрист
У меня был непростой случай: последние несколько лет перед смертью мама тяжело болела, утратила дееспособность, а я стала ее опекуном. Отец и остальные наследники исчезли на ранних стадиях болезни. Мы перестали с ними общаться: несколько лет не контактировали вообще, хотя формально мама с отцом так и остались в браке.
Передо мной стояла задача определить размер моего наследства. Я точно знала только то, что мне отойдет часть маминой квартиры. Я понимала, что совместно нажитое имущество матери и отца — это не только квартира: у родителей было две дачи, что-то еще. Как с этим разобраться самой без контакта с другими наследниками, я не представляла.
Я знала, что нотариус открывает наследственное дело, но сомневалась, что он станет дополнительно выяснять, где дачи и счета. Поэтому обратилась за консультацией в юридическую контору. Ничего полезного из этого не вышло.
Как я заключила договор
В теории было понятно, что открыть наследственное дело несложно. Но в моем случае нужно было выяснить объем наследства и распутать взаимоотношения с потенциальными наследниками. Я думала, что государство за небольшую пошлину предоставляет нотариуса, чтобы заверять подлинность документов и дееспособность людей. О том, что нотариусы решают сложные наследственные дела, не знала.
Юридическую фирму нашла в интернете, у нее были хорошие отзывы в Яндексе. Помню, по телефону я спросила сотрудницу фирмы, почему стоит обратиться именно к ним. Ответ был таким: «Мы были в топ-3 главного юридического портала два года подряд!» Это окончательно убедило меня обратиться в эту контору. Позже я поняла, что отзывы в Яндексе были заказные. А в топе юрфирма была по количеству сотрудников, а не по качеству работы.
Я приехала в большой офис в хорошем бизнес-центре. Сотрудники юрфирмы бегали из кабинета в кабинет с папками, клиенты дожидались своей очереди — было видно, что работы много и ее усердно выполняют. Меня принял сам директор в пиджаке и с дорогими часами — все говорило о его успешности. Окончательно поразило, что он записывал необходимые сведения на черной бумаге белыми чернилами. В общем, мне пустили пыль в глаза.
Меня «закрыли» по классической схеме: договор я подписала в тот же день, сразу после первичной консультации. Это было 12 декабря 2018 года. Все произошло очень быстро.
Предмет договора. По договору юристы должны были оказать мне услуги, «направленные на достижение цели, указанной в заявке к договору». Заявку юристы составили сами.
Целью договора было «юридическое сопровождение проведения процедуры установления объема наследственной массы и вступления в наследство». Юристы должны были установить, какое имущество принадлежало моей матери — недвижимость, счета и т. д. — и помочь мне вступить в наследство. По крайней мере, так думала я.
Оплата по договору. Юристы должны были приступить к работе только после того, как я переведу им всю сумму по договору — 27 000 Р — и деньги поступят на их счет. Оплачивать нужно было в два этапа. Я перевела два электронных платежа: 15 000 Р — 13 декабря и 12 000 Р — 24 декабря 2018 года.
Тогда я доверяла этой фирме и была уверена, что она поможет мне с наследством. Мыслей расторгнуть договор и не платить у меня не было.
Как юрфирма «работала» по моему делу
Никаких конкретных этапов работы и пунктов, которые юристы должны были выполнить, в договоре не было. Они сами должны были определить, как окажут услуги.
Сейчас я понимаю, что расплывчатые формулировки в договоре были не просто так: в случае неудобных вопросов с моей стороны или суда такие формулировки помогут юрфирме уйти от ответственности.
За время работы по договору юристы связывались со мной несколько раз: попросили уплатить одну пошлину, вторую — всего около 3 тысяч рублей. Еще понадобилось прислать скан свидетельства о праве собственности на квартиру. Все госпошлины я уплачивала отдельно, они не входили в стоимость договора с фирмой.
Иногда я спрашивала, как идут дела, а юристы либо не отвечали вообще, либо говорили, что все хорошо, работа в процессе. Никакой конкретики в письмах от них не было.
Определение долей в наследстве. На первой консультации директор конторы сказал, что доли будут равными между всеми наследниками: мужем, детьми и родителями. Но уже после заключения договора другой юрист фирмы сообщил, что распределение долей неравномерное: мой отец получит больше половины наследства. Это было правдой.
Либо директор фирмы плохо знает свое дело, либо думал, что при большей доле я охотнее подпишу договор.
Определение объема наследства. На первой консультации юристы обещали направить запросы в различные органы, чтобы установить объем наследства и определить, что в него входит. Но юристы упорно молчали и не говорили, в какие инстанции обращались, не присылали мне список своих задач по делу. В договоре все это тоже не было прописано.
Через месяц после заключения договора я пыталась узнать, что происходит с моим делом и какие шаги юристы планируют предпринять, чтобы определить размер наследства. Потом я стала писать и звонить им каждые несколько недель — они никогда не давали прямого ответа. Как я теперь понимаю, тянули время.
Так было все пять месяцев, пока они «работали» над моим делом.
Ошибка в доверенности. Чтобы юристы могли работать по моему делу, им нужна была нотариальная доверенность. Ее я подписала 31 января 2019 года, госпошлину за нотариальное удостоверение уплатила отдельно. В начале мая меня попросили прийти к нотариусу, чтобы исправить ошибку в доверенности. Тогда я заподозрила неладное, ведь без доверенности юристы не могли делать от моего лица вообще ничего.
Ошибка была в одном из десяти имен моих представителей, и именно этот человек почему-то был непременно нужен для моего дела. Позже я стала догадываться почему: такие конторы нанимают много студентов, и сотрудники полностью сменяются почти каждый месяц. Видимо, остальные мои представители в юрфирме больше не работали, а тот, кто должен был заниматься делом, ничего не мог сделать из-за ошибки в имени.
Когда я связалась с приемной нотариуса, они ничего не знали про ошибку. Мне пришлось самой выяснять, что нужно исправить. В юрфирме не любили отвечать на звонки, переводили на несуществующие номера. Исправление ошибки в доверенности заняло у меня полдня. Это стало последней каплей.
Открытие наследственного дела. В начале марта 2019 года юрфирма сообщила, что наследственное дело открыто. Когда именно это произошло, я не знаю: просто в какой-то момент юристы подали заявление нотариусу. Это единственное, что они сделали и что могли сделать по закону.
Результат пятимесячной работы юрфирмы
Я стала беспокоиться, открыли ли вообще наследственное дело, и отправилась к нотариусу. Выяснила, что наследственное дело все-таки открыли — направили заявление. А все те работы, за которые я заплатила юрфирме, делает сам нотариус.
Оказалось, что у юристов нет полномочий отправлять запросы в органы власти, чтобы выяснить объем наследства. Это может делать только адвокат или нотариус.
Я была в замешательстве и решила добиться объяснений от юристов — должны же они были сделать хоть что-то за пять месяцев работы. 14 мая я написала в юрфирму, что не стала исправлять ошибку в доверенности, а просто забрала ее, и задала вопросы о проделанной работе и планах по делу.
В ответ на мое письмо юристы сообщили, что они:
В этом ответе было много откровенного вранья. Запросы в банки по счетам моей мамы юрист сделать не может — даже я не могу, потому что есть банковская тайна. Это может делать только нотариус.
я заплатила юристам-шарлатанам
Переговоры с ЖСК — это фикция. Кооператив просто выдает нужную справку из реестра о праве собственности на квартиру. Позже я самостоятельно получила эту справку через МФЦ.
В итоге за пять месяцев работы и 27 тысяч рублей юристы просто направили стандартное заявление нотариусу на открытие наследственного дела, которое я и сама могла бы написать. Для этого нужно было один раз доехать до нотариуса и уплатить 1100 Р госпошлины.
На следующий день я направила юристам письмо-претензию, где по пунктам разобрала их работу, а точнее ее полное отсутствие. Написала, что переговоры с жилконторой, где нужно просто получить справку, — это не работа, а объем наследства юристы определить не могут. Даже если широко толковать предмет моего договора с фирмой, юристы не сделали ничего.
Я попросила вернуть мне деньги, но юристы сделали вид, что ничего не понимают. В тот же день они ответили мне по пунктам, что еще могут сделать по нашему договору.
После отказа вернуть деньги я наняла другого юриста. Он направил недобросовестной юрфирме официальную досудебную претензию и передал дело в суд.
Почему меня удалось обмануть
Я считала, что меня не так-то легко провести. Я умею пользоваться интернетом и, прежде чем предпринимать что-то важное, всегда провожу небольшое исследование. Но я все равно отдала 27 тысяч рублей за услугу, которая в принципе не могла быть оказана.
Произошло это по нескольким причинам.
Стресс. Наследственное дело надо открывать чем раньше, тем лучше. У наследника есть всего полгода, чтобы заявить о своих правах. Я обратилась к юристам спустя неделю после похорон мамы и все еще была в состоянии шока.
Хорошие отзывы в интернете. У юрфирмы и сейчас в интернете много рекламы, рейтинг в Яндексе — 4,9. Но хорошие отзывы можно заказать, а плохие — удалить. Впредь буду знать.
Я пыталась сама оставить в Яндексе отзыв про эту юридическую контору, но все мои отзывы отменялись. Я переписывала их разными словами, даже вставляла номер договора. В итоге Яндекс отклонил и мои предыдущие положительные отзывы, которые я писала о других компаниях. Почему так произошло — загадка.
Топ-3 на известном юридическом портале. Эта информация оказалась для меня решающей, ведь это сторонняя объективная оценка крупного веб-ресурса в юридической отрасли «Право-ру».
Что было не так с моим договором
Новый юрист объяснил, что мой договор с той юрфирмой содержал множество условий, которые ущемляют мои права как потребителя.
Информацию об оказанных услугах получить практически невозможно. Заказчик в моем договоре может узнать информацию о проделанной работе только после подписания акта оказанных услуг. Просто так проверить, что сделали юристы, не получится.
Срок претензий по акту ограничен двумя днями, хотя акт юристы направляют по электронной почте. Если потребитель не сможет зайти в почту в течение двух дней, он уже не сможет подать возражение. Обычно же стороны совместно согласуют порядок приемки услуг. Например, после оказания услуги исполнитель составляет акт, подписывает его и направляет заказчику по почте или вручает под подпись. Факт передачи акта фиксируется почтой или экземпляром акта с подписью заказчика.
Нельзя отказаться от договора или оспорить его условия. По моему договору с юрфирмой заказчик не может в одностороннем порядке отказаться от договора без объяснения причин. Это якобы является ненадлежащим исполнением обязательств заказчика и принесет фирме убытки. По закону же потребитель может отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время, если оплатит фактические расходы исполнителя.
Кроме того, по моему договору с юристами заказчик не вправе оспаривать условия договора, даже те, что ущемляют его права. Заказчик может письменно предложить изменить договор только в течение 10 дней с момента его заключения. За пределами этого срока предлагать изменения нельзя. Юристы объяснили это тем, что условия договора индивидуальные. Хотя на самом деле договор шаблонный — под отдельного заказчика его не меняют.
Претензии со стороны заказчика рассматривают долго и не всегда. Заказчик обязан направить претензии сразу на несколько адресов юрфирмы: юридический и несколько адресов электронной почты. Если заказчик направит претензию только на юридический адрес, юристы претензию не рассмотрят. Так юрфирма создает искусственные барьеры между собой и клиентом. Например, у заказчика могут быть проблемы с интернетом и он не сможет направить претензию. Это противоречит закону.
Заказчик обязан предложить в претензии процедуру медиации. Это альтернативная процедура разрешения споров с участием посредника, она не предусмотрена законом «О защите прав потребителей». Если такого предложения не будет в претензии, юристы также не будут ее рассматривать.
После того как юрфирма получит претензию от заказчика, юристы рассмотрят ее в течение 15—45 рабочих дней, а затем отправят ответ на претензию в течение 7 рабочих дней. Хотя по закону у исполнителя есть не более 10 календарных дней для рассмотрения претензии и ответа на нее.
Затем потребитель обязан прислать свои возражения на ответ юристов и ждать новый ответ более 50 рабочих дней. После этого заказчик обязан перейти к медиации.
Подсудность споров установлена не в пользу потребителя. По договору с юрфирмой споры рассматриваются в Санкт-Петербурге. Если ехать из Хабаровска — это огромные расходы.
По закону же потребитель сам может выбрать суд: по месту своего жительства или месту исполнения договора.
Расторгнуть договор очень сложно. В моем договоре с юристами указано, что договор считается расторгнутым только после подписания сторонами специального соглашения. Расторгнуть договор можно не ранее чем через месяц после заключения. Процедура подписания соглашения сложная — она аналогична процедуре направления претензии. Хотя по закону достаточно написать заявление об отказе от договора и направить его исполнителю — больше ничего подписывать не нужно.
Деньги по договору вернут не все и не сразу. Юристы готовы вернуть не отработанные по договору деньги, но это займет много времени. Если юрфирма невиновна в неисполнении условий договора, то только через 150 рабочих дней потребитель получит назад свои деньги. Если виновна — через 10 дней. По закону же исполнитель должен вернуть деньги потребителю в течение 10 календарных дней со дня такого требования, потом начисляется неустойка и штрафы.
При расторжении договора юристы вправе удержать 30% от общей суммы договора. Например, заключили договор сегодня, а завтра потребитель решил его расторгнуть. Из денег к возврату вычтут 30% просто в качестве упущенной выгоды. Хотя по закону, если исполнитель не успел ничего сделать, он обязан вернуть деньги в полном объеме.
Из суммы, которую юристы вернут, также вычтут 6% единого налога по упрощенной системе налогообложения. Это тоже якобы упущенная выгода юрфирмы.
Все эти условия противоречат закону и нарушают права потребителя. Они включены в договор с одной целью — чтобы заказчик, который недоволен качеством юридических услуг, просто сдался и забыл про свои деньги.
Чем закончилась моя история с юристами
Сейчас мой новый юрист ведет судебное разбирательство с той юрфирмой. Мы ждем, когда суд вынесет определение о принятии иска к производству и назначит дату судебного заседания. Планируем привлечь к участию в деле Роспотребнадзор.
Я доверяю новому юристу, потому что оплата у нас идет этапами за определенные услуги: подготовка претензии, присутствие в суде и т. д. В общей сложности я заплатила юристу около 15 тысяч рублей. К тому же он не сотрудник очередной юрфирмы, к которым у меня уже нет доверия, а работает сам на себя и сам отвечает за свою работу.
Когда мы начали работать с новым юристом, я выяснила, что юрфирма, в которую я обратилась изначально, регулярно становилась участником судебных споров — выступала ответчиком по искам недовольных клиентов. На них часто подавали в суд именно из-за лишних или не выполненных по договору услуг. В 70% случаев суды удовлетворяли иски или споры заканчивались мировым соглашением в пользу потребителей.
Посмотреть судебные дела с участием определенной фирмы можно на сайте «Судебныерешения-рф», для этого в поле «Участник дела» нужно ввести ее название. Список дел неполный: не все суды выкладывают информацию по делам.
Против юрфирмы, в которую обращалась я, на этом ресурсе отображается 60 дел за 2 года. Эта информация указывает на недобросовестность юристов. Если потребители подают на компанию в суд, значит, она нечиста на руку.
Как работают недобросовестные юристы
В современной российской юрконторе существует три специализации юристов: юрист-продажник, юрист-эксперт и юрист-представитель.
Юрист-продажник — это человек, который знает психологию, приемы маркетинга и технологии продаж. Выглядит он представительно и определяет себя серьезными статусными должностями: мировой судья в отставке, заместитель прокурора района на пенсии или следователь по особо важным делам, пострадавший в борьбе с коррупцией. Не каждый юрист-продажник — действительно практикующий юрист и вообще юрист по образованию.
В большинстве случаев человек мыслит так: сначала получу бесплатную юрконсультацию и посмотрю. Но во время консультации задача юриста-продажника — «закрыть» клиента на сделку, подписать с ним договор, который выгоден только юрфирме, с гигантской переплатой за услуги. Юрист-продажник обещает золотые горы, например возместить моральный ущерб в 10 млн рублей. Он говорит, что дело выигрышное и суд присудит возместить все затраты на юристов.
Компания существует исключительно за счет действий юристов-продажников. В их обязанности входит только оказание первичной консультации так, чтобы клиент заключил договор, прежде чем покинул офис компании. Каждый юрист-продажник получает определенный процент — в среднем 10—20% от стоимости договора, которую сам же и устанавливает. Иногда продажник применяет хитрый прием: согласовывает цену со своим руководителем и затем сообщает клиенту, что компания делает ему скидку. Так юрист-продажник убеждает заказчика в том, что компания добросовестная и будет действовать в его интересах.
После заключения договора у юриста-продажника чаще всего нет других обязательств перед клиентом. В некоторых компаниях юристы-продажники контролируют услуги, но не с целью оказать при необходимости помощь клиенту, а с целью продать дополнительные услуги.
Юрист-эксперт занимается подготовкой различных проектов документов, но не всегда. Зачастую он дает заключение о вероятности разрешения спора, составляет план конкретных действий. Клиенту обычно дается другое заключение — о том, что выигрыш будет в его пользу.
Юрист-представитель — это специалист, который представляет интересы клиентов в судах, на переговорах, в компаниях. Это самая несчастная категория специалистов с позиции совести. Именно им достается весь груз проблем, когда клиент уверен в победе, ведь его в этом убедили. Юрист-представитель видит, что победы не будет и с клиента взыщут судебные расходы. Он понимает, что расходы на юридическое сопровождение превысят сумму, присужденную судом по основному требованию, но вынужден молчать.
Основная масса юристов в подобных компаниях — чаще всего студенты или бывшие сотрудники государственных и муниципальных органов, которые вышли на пенсию или были уволены за нарушения. Есть немало специалистов, которые вообще не юристы по образованию. Мне, например, приходилось встречать слесаря и преподавателя истории и граждановедения в должности юриста-представителя.
В большинстве компаний штатные специалисты не оформлены по трудовому кодексу РФ и не получают официальную зарплату, у них нет трудовых прав и гарантий. Текучесть кадров в таких компаниях очень высокая. Адекватные реальные специалисты если и трудоустраиваются в такие компании, то исключительно из-за того, что потенциальные работодатели их вводят в заблуждение относительно условий труда и перспектив. Обман быстро раскрывается, и специалисты увольняются.
Примеры случаев, с которыми ко мне приходили обманутые граждане. Одна женщина потеряла ИНН и обратилась в юрконтору, чтобы выяснить, что делать. Ее пригласили на бесплатную консультацию и «закрыли» на 24 тысячи рублей.
Другого клиента пообещали избавить от кредитов. Взяли оплату, убедили больше не платить по кредитам и обратиться в суд с требованием расторгнуть кредитные договоры или признать их недействительными. Клиент проиграл суд, а задолженность по кредитам в итоге выросла в несколько раз — это вообще частая история. В Ютубе можно найти огромное количество видеороликов «юристов», которые учат, как не платить кредит и снять с себя требования по выплате долгов. Почти все подобное — обман.
Еще был случай, когда должника пообещали признать банкротом через суд. Клиент заплатил 250 тысяч рублей. Суд отказал в удовлетворении заявления, потому что размер задолженности оказался меньше 500 тысяч рублей, а официальный доход позволял клиенту погасить свои долги за пару лет.
Другой случай. Пожилую мать клиента обсчитала одна из ресурсоснабжающих компаний на 3000 рублей. Юрист-продажник уговорил клиента на досудебное урегулирование, которое стоило 37 тысяч рублей, а потом и на представление интересов в суде — еще 45 тысяч. Ресурсоснабжающая компания после претензии сделала перерасчет, фактически вернула 3000 рублей и готова была компенсировать стоимость претензии в размере 2000 рублей, но отказалась возмещать оставшуюся сумму расходов на юристов.
В итоге суд выиграли, общий размер компенсации морального вреда, административного штрафа и неустойки составил 5000 рублей. Суд возместил юридические расходы в размере 15 тысяч рублей. То есть всего — 20 тысяч. Остальные 62 тысячи рублей юррасходов взыскать не удалось.
Был случай, когда клиента убедили оплатить юруслуги по урегулированию трудового спора на претензионной стадии. Он заплатил 34 тысячи рублей. В итоге права клиента еще не были нарушены — ему подготовили пачку проектов ненужных документов.
Другому клиенту подготовили апелляционную жалобу на решение районного суда по делу о защите прав потребителей в споре с банком. Стоимость жалобы составила 25 тысяч рублей. Пока жалобу составляли, истекли процессуальные сроки на ее подачу.
Что в итоге. Очень многие крупные и средние юридические компании в России сейчас работают так же, как юрфирма, которая вела наследственное дело Алины. Такие фирмы оказывают услуги обычным людям.
Всегда внимательно читайте договор, перед тем как подписывать, и не верьте человеку в красивом костюме и с дорогими часами, который обещает вам золотые горы через 5 минут после знакомства.
В Т—Ж уже были статьи про похожие ситуации: