менторство с чего начать

Как начать менторить и не потерпеть фиаско

В данной статье приведены некоторые советы для тех, кто решил попробовать себя в роли наставника (ментора). Материал изложен максимально тезисно и на основе практического опыта. Разумеется, не всё из приведённого будет полезно для Вашего конкретного случая, но уверен, позволит избежать некоторых банальных ошибок.

Описание процесса обучения

В одной организации, занимающейся разработкой программного обеспечения (предположим, «Рога и копыта») были организованы внутренние курсы, где можно было бы обучать потенциальных сотрудников и/или повышать квалификацию действующих. Разумеется, весь преподавательский состав был сформирован на основе средних и старших разработчиков компании.

Процесс проходил итерациями по несколько месяцев. Один наставник (ментор) руководил небольшой группой студентов (3-5 человек). За итерацию нужно было изучить предметную область и сдать курсовой проект, как правило — программу, разработанную студентами.

При прочих равных, у ментора была достаточно большая свобода. Он мог сам ставить задачи, управлять расписанием занятий и даже определять критерии оценки успеваемости. Главное было только одно — научить.

Первые результаты

Как старший разработчик, я был уверен в своих знаниях, да и тематику курсов можно было выбирать «под себя» (в пределах общей программы). Однако (вот сюрприз!) после первой итерации обнаружилось, что студенты ничего не усвоили, а мне, если я хотел оставаться наставником, нужно было проводить работу над своими ошибками. Затем, прошла ещё итерация, а за ней другая… и, спустя, примерно, один год, Добби похвалили.

Проводя работу над ошибками, я собрал список тезисов, которые положительным образом отразились на результатах. и так.

Работа над ошибками

1. Литература

2. Комментирование

Часть смысла наставничества состоит в направлении студента на правильный ход рассуждения, а комментирование — хороший инструмент для этого. Комментировать можно (и нужно) всё, начиная от выбора инструментальных средств, заканчивая результатами работы. Не навязчиво. Это даёт студенту понимание того, что он делает и какие можно ожидать последствия.

Однако, комментарий комментарию — рознь. Реплика, высказанная как реакция на ответ, действие или работу студента не является полезной априори. По комментарию должно быть понятно, есть ли ошибка, где ошибка и почему это ошибка. Следует избегать отсылок в никуда.

Просто сравните два комментария:

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьПочувствуйте сами, как этот комментарий доминирует и ставит вас в тупик. менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьВозможно, это не самый лучший пример, но хотя бы понятно «откуда ноги растут».

Стоит помнить, что все ваши комментарии — это такой же учебник, как и любая другая книжка. Старайтесь, чтобы вас понимали и помните, что для ментора, технология превыше личных предпочтений.

3. Степень вмешательства

Был у меня такой инструктор по вождению, который заставил выучить все ямки, люки и столбики на маршруте, чтобы знать где-что объезжать и когда нужно включать поворотники. Экзамен в ГИБДД прошёл хорошо. Но когда я попытался выехать в город, то не смог сойти с заученного маршрута… там не было знакомых ямок. Всё же научиться чему-либо — это не зазубрить что-либо.

Опыт показал, что при организации процесса обучения, следует делать акцент на самостоятельную работу. Важно выработать навыки поиска решений. С другой стороны, классическое «ты же взрослый и это же в твоих интересах» сказывается негативно, ведь цель ментора — просвещать, а не разъяснять о правах и обязанностях. Так или иначе, такой дисбаланс ведёт к потере инициативности и, как следствие, к ухудшению результатов.

Что же предпринять? Вот некоторые советы:

Полезно:

Давать возможность студентам предлагать свои решения, реализовывать их и, если так случится, ошибаться. Недоработка — это только повод для новой беседы.

Разбирать ошибки, но требовать поправить их самостоятельно.

Давать ссылки на литературу с разъяснением связи между предметной областью и чтивом. Скорее всего студент уже провёл поиск самостоятельно и ему нужна помощь.
«Описание стандарта можно посмотреть тут, а реализацию здесь»

Вредно:

Что-либо, категорически, запрещать или требовать использовать. Таким образом студент попадает в «волшебную страну», где все работает (или не работает) магическим образом.

Самому писать правильный код для студентов. Возможно, это худшее, что может сделать ментор.

Давать ссылки на главные страницы мануалов, форумов или библиотек. Это бесполезно, ведь если студент не справился с поиском раньше, то и не справится вновь.
«www.manual.qwe, поищи там. »

4. График встреч

Стоит учесть, что наставничество приходилось совмещать с основной работой, и с работой студентов. Поэтому, попытка организовывать жёсткое расписание провалилась уже на первом месяце. Мы просто пропускали занятия по причине занятости. Как бы то ни было, целям обучения это не соответствовало.

С другой стороны, попытка встречаться лично отнимала очень много времени и приводило к тому, что одни студенты пользовались большим регламентом, поскольку могли обращаться в более удобное время, чем другие.

Решением проблемы организации расписания занятий выступили два фактора:

Акцент на системы контроля версий. Оказалось, их можно использовать не только для проверки работ, но и для постановки задач, не связанных с разработкой. Однако это требует иного подхода к подаче материала. Если решитесь на такое — запаситесь задачами типа «Hello World!» для всех технологий, представленных в программе обучения. Давайте их порционно, в качестве материала к изучению.

Собеседования. Да, именно те, что каждый из нас проходит при приёме на работу. Проводить их придётся несколько раз за курс, устно, но не обязательно очно (видеосвязь вам в помощь). Стоит отметить, что речь идёт не об экзамене, а о встрече, целью которой является не только проверка знаний, но и общение, чтобы узнать больше о трудностях в освоении материала. Это поможет и вам и студентам.

Как итог, можно сказать, что это некий баланс между тем временем, которым мы располагаем и пользой, с которой это время может быть потрачено.

5. Оценка результатов

Важно понимать, что при освоении материала не действует количественный принцип, т. е. нельзя что-то выучить наполовину. Либо знаешь и умеешь применять эти знания, либо всё остальное. В первом случае цель достигнута, во втором нет и давать этому половинные оценки — увы, бессмысленно. В противном случае, студент просто не сможет освоить следующую тему, а уж тем более, выполнить производственную задачу.

Выводы

Мы рассмотрели некоторые практические проблемы при организации работы наставника. Разумеется, всё из изложенного является проекцией субъективного опыта и не претендует на научность. Но если, вы узнали в этом «себя», то очень надеюсь, что данная статья окажется вам полезной.

Источник

Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию

И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса

Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.

Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.

Путь ментора

Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.

Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.

Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.

Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.

При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».

Какие качества важны для наставника

Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.

Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.

Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.

Как победить выгорание

Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.

Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.

Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.

С ментором и без: опыт студентов

По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.

Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.

Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.

По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.

До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.

Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.

В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».

А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.

Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.

После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.

Где найти ментора в ИТ

Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.

Еще можно искать наставников:

Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.

Менторство как элемент онлайн-курсов

Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу

Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.

Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.

Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.

Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.

Источник

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.

Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.

Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей

Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.

Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта

Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.

Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.

«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».

Стив Джобс о Майке Марккула

Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.

Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.

Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.

Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.

Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.

Где ментору и менти найти друг друга

Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.

На работе

Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.

В университете

Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.

В профессиональных интернет-сообществах

У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.

Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.

На специализированных порталах

Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.

Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.

Как выбрать ментора

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьОпределите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьСоберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьПодумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьОцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьНапишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьНе беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.

У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.

Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.

Как ментору проверить себя и как найти менти

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьПодумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьОцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьОбратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьЕсли HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатьВыберите подходящего подопечного и приступайте к работе.

«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».

Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика

Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.

Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.

Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.

менторство с чего начать. Смотреть фото менторство с чего начать. Смотреть картинку менторство с чего начать. Картинка про менторство с чего начать. Фото менторство с чего начатькурс

Эмоциональный интеллект

Принципы эффективного наставничества

Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.

Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.

Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.

Равенство и доверие

Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.

В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.

Самостоятельность

Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.

Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.

Обратная связь

Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.

Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.

Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.

Работа с прогрессом и ожиданиями

Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.

Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.

Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.

Что почитать на тему менторства

Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *