менторинг что это такое
Менторинг. Что это?
Национальная федерация профессиональных менторов и коучей
Менторинг – процесс развития, который в некоторых формах может включать передачу навыков или знаний от более опытного человека к менее опытному посредством обучения, диалога и ролевого моделирования. В других формах может представлять собой партнёрство для взаимного обучения между равными профессионалами или имеющими различия по возрасту, расе или дисциплине.
Менторинг описывает отношения, в которых более опытный коллега делится своими большими знаниями, чтобы поддержать развитие неопытного сотрудника. Это требует навыков опроса, слушания, уточнения и рефрейминга, которые связаны с коучингом.
Это ряд задач, которые должны выполнять эффективные менторы, чтобы способствовать профессиональному развитию других.
Это интенсивные, доверительные, поддерживающие, позитивные, конфиденциальные отношения с низким уровнем риска, в рамках которых партнёры могут пробовать новые способы работы и общения, совершать ошибки, получать обратную связь, принимать вызовы и учиться друг у друга.
Это сложный процесс развития, который менторы используют, чтобы поддержать и направить своего клиента через необходимые карьерные переходы, которые являются частью обучения тому, как быть эффективным, думающим профессионалом и поддерживать непрерывное развитие в течение карьеры.
Модели менторинга
В русскоязычной литературе «менторинг» часто переводят как «наставничество». Однако в европейском понимании наставничество и менторинг – совершенно разные варианты поддержки и обучения.
Модель№1
спонсорский менторинг, патронаж или традиционное наставничество – это способ профессиональной адаптации молодых специалистов путём обучения у более старших и опытных коллег, основанный на подражании и копировании навыков.
Модель тяготеет к директивности. В роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт.
Модель№2
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы – каждая из них хороша для решения определённого круга задач. В России широко практикуется наставничество спонсорской модели. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.
Для каких задач применяется менторинг в компаниях
Когда речь идёт об адаптации сотрудника, профессиональное обучение часто направлено на то, чтобы помочь новичкам узнать об их конкретной роли в компании. С помощью менторинга можно провести всестороннюю подготовку. Этот тип обучения помогает новым сотрудникам развить полезные привычки.
Менторинг развивает позитивные отношения между сотрудниками, что оказывает положительное влияние на остальную часть организации. Внедрение менторинга помогает создать более позитивную атмосферу на рабочем месте.
Ментор помогает выявить дополнительные навыки менти, которые могут быть потенциальным преимуществом сотрудника в компании. К ним относятся таланты и способности, которые не могут быть активом для текущей роли сотрудника, но помогут сотруднику преуспеть на будущих должностях в компании. Менторинг помогает работникам понять общую картину того, как функционирует организация и как их навыки могут применяться к различным ролям, проектам или отделам в будущем.
Организация, которая инвестирует в сотрудников через программы менторинга, демонстрирует, что она заинтересована в успехе персонала. Это способствует хорошей репутации компании внутри компании и за ее пределами. Это также может быть важно для привлечения квалифицированных кадров на вакантные должности.
Менторинг культивирует лояльность участников в отношении компании, что приводит к снижению текучести кадров.
Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании
Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.
Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.
Программа менторинга помогает менти (наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.
У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.
На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.
Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:
Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.
Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.
Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:
Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.
Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.
Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.
Для начала определились с концепцией и организационными моментами:
Установили единый процесс работы для всех пар.
В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.
Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.
Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.
Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:
Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.
Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.
Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.
Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.
Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.
Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.
За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.
На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «в полях».
Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.
Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое менторинг, в чем сходство и различия с коучингом? Как стать ментором (mentor)?
Понятие «менторинг» вроде бы и новое, но на самом деле это наставничество. Поэтому всем знакомо это понятие с самого раннего детства, поскольку наставники нас окружали везде. Менторинг и менторство были всегда, только назывались они всегда по-разному.
Что такое менторинг
Сейчас многие проходят тренинги личностного роста с коучем, это тоже своего рода наставничество. И оно полезное. Можно, конечно, по книгам освоить весь материал. Но у вас ведь не возникает желания учиться по книгам кататься на коньках, или играть в теннис. Вы берете тренера.
Так и в вопросах личностного и духовного роста лучше всего пользоваться услугами людей, которые являются экспертами в этом деле. Да, и английский язык лучше изучать с преподавателем, чем самостоятельно.
И самое важное, что, пройдя путь с ментором (наставником) можно быстрее научиться тому, что он вам дает и быстрее получить результаты. Будет очень существенная экономия времени. А в наше время самым ценным ресурсом является время.
Почему необходим ментор и какое менторство сейчас существует?
Ментором (mentor) может быть ваш начальник на работе, в какой-то мере и до определенного периода менторами для нас являются родители, наши учителя в школе и на дополнительных занятиях. Кто учится постоянно чему-то новому всегда окружен разными менторами.
Менторство может быть:
Менторинг в компании, где вы работаете крайне важен для вашего как личностного роста, так и профессионального. Более опытные и старшие коллеги делятся опытом, своими наработками, они консультируют и эмоционально поддерживают более «молодых» сотрудников.
Менторинг является основным из факторов, благодаря которому сотрудник растет, и это его удерживает на этом рабочем месте, особенно если менторы являются очень хорошими наставниками и позволяют расти материальному благополучию самого сотрудника.
Благодаря очень хорошему обучению в самой компании, где я работала и занималась продвижением фармацевтических препаратов, я получила очень большой багаж знаний. Весь руководящий состав компании вел постоянный мониторинг знаний и осуществлял обучение не только своими силами, но и нанимал компании, чтобы поднять уровень подготовки своих сотрудников.
Причем это не был метод «устрашения» и штрафов, это было очень хорошее наставничество, которое позволяло в разы повысить свой уровень знаний и практических навыков.
Результатом всегда были выполненные планы продаж и до сих пор происходит общение с теми клиентами, с кем давно уже не работаем. И это тоже хороший результат правильно организованного процесса менторинга.
Какая польза ментору и протеже от менторинга
Ментор (mentor) поможет переосмыслить свой профессиональный опыт, сгруппировать важные знания, одновременно провести и свой аудит знаний по каким-то конкретным темам, обязательно и свой кругозор расширить в силу того, что он сам занимается по этой теме и получает более глубокие знания. Тем самым он повышает свою экспертность в каких-то важных вопросах, а это все положительным образом влияет и на личный бренд.
Протеже тоже получает гораздо быстрее наработанный опыт от ментора, что позволяет минимизировать ошибки и негативные моменты особенно при адаптации новых сотрудников, но и старые сотрудники тоже повышают свой KPI и повышают свою деловую репутацию.
Менторинг позволяет повысить протеже свои профессиональные результаты за более короткий период времени, если это обучение проводит ментор.
Итак, из вышенаписанного становится понятно, что:
Менторство – это наставничество вместе с консультированием, коучингом и психологической поддержкой.
Как осуществляется менторство, по какой схеме?
Функции, которые возложены на ментора в процессе обучения:
Поэтому в процессе обучения ментору приходится быть для своего протеже: психологическим консультантом, наставником, мотиватором, терпеливым учителем, тренером. коучем и экспертом в своем деле. Функций, как видите, много приходится совмещать ментору в процессе менторинга.
В чем сходство и различия менторинга и коучинга?
И менторинг, и коучинг имеют конечный итог научить своего подопечного достигать свои цели. Но вот методы достижения цели разные. Коуч, как правило, разъясняет как правильно раскрыть свой потенциал, определить какие скрытые таланты есть у подопечного, все это помогает обучаемому найти свой собственный путь к достижению своих целей.
А вот менторинг, коренным образом отличается от коучинга тем, что в этом случае ментор на собственном примере ведет своего подопечного к цели. Подопечный и ментор действуют в одном ключе и ментор, благодаря своему опыту быстрее помогает прийти своему подопечному к цели, идя с ним рядом «шаг в шаг».
И менторинг, и коучинг помогают человеку коренным образом поменять свою жизнь, получить новые навыки, которые и ведут его к цели и осуществляют личностный рост.
История названия «ментор»
Слово «ментор» обозначает, что человек является профессионалом в своей области. А пришло оно из греческой мифологии. Одиссей ушел в поход на Трою и оставил вместо себя своего друга Ментора, чтобы тот управлял хозяйством и помогал его жене, воспитывал сына его Телемаха.
Есть даже в русском языке выражение «говорить менторским тоном», то есть назидательным.
Ментор должен привести своего протеже от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Задача ментора повысить как осознанность, так и компетентность.
Как стать ментором?
Многие считают, что ментором можно стать, получив образование. Но это большое заблуждение. Ментор должен обладать хорошими навыками и иметь профессиональную подготовку в той области, в которой он является признанным экспертом. Но при этом ментор должен всегда повышать свою компетентность, чтобы помогать своему протеже.
Став ментором, вы можете сами себе обеспечить не только профессиональный, но и личностный рост. А значит, и вырастить свой личный бренд.
Ментор – это высокооплачиваемая профессия. Наставник всегда помогает на предприятии в деле повышения рентабельности в целом, и получения дополнительной прибыли. Потому так высоко и ценятся сами менторы.
Многие успешные люди пользуются услугами менторов:
Сейчас очень развито менторство. В Европе, например, более 75% компаний предлагают своим сотрудникам такого типа обучение/наставничество. При этом и более 75% сотрудников не попадают под сокращение, потому что они представляют для компании ценность вследствие того, что им помогали менторы.
Более 60% сотрудников интересуются при поступлении на новое место работы, есть ли там менторство. И те, кому помогал ментор, получают на 30% больше зарплату после обучения. Так как растет их профессионализм.
Однако стоит отметить, что ментор должен иметь и авторитет в коллективе, или в компании. Отзывы о его методах обучения должны быть отражены в отзывах, или среди сотрудников как «сарафанное радио». Высокий авторитет помогает не только повысить профессионализм у протеже, но и лучше адаптироваться к новым условиям после обучения у ментора.
Доверие между ментором и протеже – это высокий шанс протеже быстрее прийти к целям и стать самому экспертом в своем деле, а может в дальнейшем, и ментором.