менеджмент по отраслям и областям применения что это за профессия
Специальность «Менеджмент»: срок обучения и образовательные цели
Немного странное для уха русского человека слово «менеджер» довольно прочно вошло в нашу жизнь. Менеджеры у нас повсюду — в офисах и банках, магазинах и складах. На самом деле многие люди совершенно не понимают истинного значения этого слова, и даже студенты, выбравшие для себя специальность «Менеджмент», не всегда способны пояснить кто же это такой и в чем заключается его работа. Итак, менеджер. Кто он? Чем занимается и как можно им стать? Давайте разбираться.
Кто такой менеджер
Специальность «Менеджмент» — одна из наиболее популярных не только в России, но и во всем мире. В переводе с английского это слово означает «управлять», то есть менеджер — это человек, способный наладить эффективную работу других людей, организовать бесперебойный качественный процесс. Проще говоря, менеджер — это человек, который получает деньги за то, что люди, находящиеся в его подчинении, работают хорошо.
В нынешнее время слово «менеджер» почему-то утратило свой первоначальный смысл. Так стали называть всех подряд, вплоть до уборщицы, вероятно, с целью поднятия личной мотивации работников. Ну согласитесь: уборщица — звучит как-то не очень, а вот клининг-менеджер — это же другое дело!
Вот несколько профессий, наиболее часто ассоциируемых с этой специальностью:
Любая из этих вакансий, кроме соответствующего образования, предполагает наличие у претендента определенных качеств:
Функции менеджера любого направления
Специальность «Менеджмент» — понятие довольно обширное и может быть разделено на несколько ключевых отраслей. Тем не менее функции такого сотрудника в любой организации довольно сходны:
«Менеджмент» — специальность, дисциплины
Сегодня «управленцев» готовит каждое второе учебное заведение. Что же будут изучать студенты, избравшие для себя специальность «Менеджмент»? Вузы предлагают довольно обширный перечень дисциплин, которые в общем случае можно разделить на три основных блока:
К первым относятся, например:
Цикл ЕН обычно включает в себя математику, информатику и естествознание. И только со второго, а то и третьего курса студенты начинают постигать профессиональные дисциплины:
В зависимости от узкой специализации, которую студенты выбирают на последних курсах обучения, в учебный план включаются дополнительные дисциплины:
Если выбор абитуриента пал на более узкоспециальный менеджмент, то дополнительно придется изучать, например:
Будущим финансистам также придется дополнительно изучить много специальных дисциплин.
Менеджеры организации
Одной из самых популярных и обобщающих является специальность «Менеджмент организации». Это направление занимает одно из первых мест среди приоритетов российских абитуриентов. Программа обучения на таком факультете чаще всего позволяет получить знания, достаточные для работы практически в любой сфере менеджмента.
Обучение по этой специальности сертифицировано Министерством образования РФ с марта 2000 года. Через 5 лет обучения выпускники получают квалификацию «менеджер». За этот срок они должны овладеть обширными экономическими знаниями как теоретическими, так и практическими, что дает основания претендовать на довольно престижную работу.
Многие выпускники, прослушавшие курс «Менеджмент организации», в дальнейшем становятся успешными директорами предприятий или ведущими руководителями отдельных направлений. Некоторые из них успешно открывают свое дело.
Экономическое направление
Специальность «Экономика и менеджмент» предполагает углубленное изучение таких дисциплин, как:
Все студенты, выбравшие это направление, изучают английский язык, а те, кто выбрал специальность «Менеджер по туризму», в обязательном порядке изучают хотя бы еще один иностранный язык на выбор.
Чаще всего выпускники вузов, получившие знания в области экономики и менеджмента, становятся менеджерами по продажам или менеджерами по экономическому планированию. Обычно в обязанности такого специалиста входит:
Финансисты
Если вы предполагаете в будущем обеспечивать бесперебойную финансовую деятельность предприятия, то «Финансовый менеджмент» — специальность как раз для вас. Скорее всего, выпускника вуза, получившего такое образование, в банк работать не возьмут, там предпочтительнее специальность «Финансы и кредит» или что-либо подобное. Но вот на предприятии финансовый менеджер — это одна из ключевых фигур в управлении. Такой специалист отвечает за анализ финансового рынка, выбор стратегии развития предприятия, анализ целесообразности принятия тех или иных решений.
Обучение финансовых менеджеров заключается в предоставлении теоретических и практических знаний в области управления финансами, страхового и банковского дела.
Будущие финансисты предприятий изучают:
Управление персоналом
Специальность «Менеджмент и управление» — еще одна грань более общего направления. Абитуриенты, выбравшие для себя это направление, чаще всего претендуют на работу менеджера по работе с персоналом, проще говоря «кадровика». Получение такого образования также позволяет претендовать на место менеджера по страхованию, недвижимости, охране труда и так далее.
Здесь также присутствует несколько узкопрофильных дисциплин, которым уделяется большое внимание:
Карьерный рост
Работа по специальности «Менеджмент» — одна из наиболее востребованных позиций на рынке труда. При поиске работы главное — разграничивать предложения и убедиться, что под названием «менеджер» не имеется в виду кладовщик или продавец.
На сегодняшний день рынок менеджеров среднего звена довольно текуч, поэтому найти работу не составит труда. Дальнейшее движение по карьерной лестнице будет зависеть только от личных качеств, знаний и навыков сотрудника.
Выбирая для себя подобную специальность, стоит помнить, что на первых порах оплата труда менеджера среднего звена не слишком велика, а обязанностей ему вменяется довольно много. Но если вам удастся проявить себя и стать ТОП-специалистом, ваша мотивация возрастет многократно, ведь хорошие управленцы ценятся на вес золота.
Заключение
Как видите, специальность «Менеджмент» многогранна и позволяет получить довольно широкий спектр знаний. Кроме того, это идеальное образование, которое позволит вам руководить собственным бизнесом. Ведь тот, кто знает, как управлять предприятием, вполне способен организовать его самостоятельно.
Что такое Менеджмент (по отраслям)?
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с. 5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить, что целеполагание, т. е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [4, с. 12].
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Менеджмент (по отраслям)
Министерство образования Российской Федерации
Первый заместитель Министра образования Российской Федерации
Регистрационный номер № Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников но специальности
0602 Менеджмент (по отраслям)
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
1. Общая характеристика специальности
0602 Менеджмент (по отраслям)
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям):
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
— аттестат о среднем (полном) общем образовании;
— аттестат об основном общем образовании;
— диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
— документ об образовании более высокого уровня.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению и решению технико-экономических, организационных, кадровых вопросов в качестве менеджера в различных организациях независимо от их организационно-правовых форм.
организационно-управленческая – участие в управлении предпринимательской или коммерческой деятельностью организации; формирование целей организации; решение стратегических задач; использование эффективных методов управления в работе коллектива; участие в решении организационно-технических, экономических, кадровых и других проблем организации; подбор и расстановка кадров, мотивация их профессионального развития; стимулирование качества труда; разработка эффективной системы контроля; работа с консультантами и экспертами по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и т. д.); связь с деловыми партнерами; использование компьютерной техники в сфере управленческой деятельности;
информационно-аналитическая – сбор и обработка необходимой информации для принятия управленческих решений; распространение информации; прогнозирование развития социально-экономических процессов в объектах управления; анализ рыночной среды на микроэкономическом уровне и создание условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг; использование данных о платежеспособности и финансовой устойчивости организации для улучшения показателей ее работы; оценка степени возможного риска; анализ и перспективное обоснование программ экономического роста; использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Выпускник должен уметь: направлять усилия членов организации для достижения общих целей; участвовать в решении организационно-стратегических задач, стоящих перед коллективом; создавать оптимальную структуру организации; подбирать сотрудников для конкретной деятельности, организовывать их работу; мотивировать членов организации к эффективному выполнению работ в соответствии с делегированными им полномочиями; использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения; формировать пути повышения конкурентоспособности продукции или услуг; проводить аналитическую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления; разрабатывать программы нововведений и мероприятия по реализации этих программ; использовать финансовые показатели для прогнозирования возможностей развития организации; использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности.
Выпускник должен знать: законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность; рыночные методы хозяйствования; сущность денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; методы получения статистической информации; документационное обеспечение управления; экономику организации (предприятия); организацию труда и управления; методологические и организационно-правовые аспекты, технологию и экономический механизм менеджмента; цикл менеджмента; этику делового и управленческого общения; методы оценки деловых качеств работников; психологические особенности взаимодействия личности и коллектива; принципы маркетинга; сущность стратегического планирования; методику анализа и планирования финансов; формы делового внешнеэкономического сотрудничества; методы обработки информации с использованием современных технических средств.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям), подготовлен:
— к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент (по отраслям) в организации в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям)
2.1. Общие требования к образованности выпускника
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
— знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
— обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
— обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
— быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
— быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
— быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
— быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
— быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
— быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
— обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
— знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
— иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
в области философии:
— иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
— иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
— иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
— знать основные положения Конституции Российской Федерации;
— иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
— знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
— уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
– знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
— знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
— уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
— уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
— уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
— владеть лексическим ( лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
— обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
— иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
— уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
— знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
— уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
— иметь представление об основных категориях этики;
— знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;
— уметь поддерживать деловую репутацию;
— иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
— иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
— иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
— иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
в области математики:
— иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
— знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;
в области информатики:
— иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
— иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
— знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
— знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
— уметь использовать изученные прикладные программные средства.
— иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
— иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
— иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
— иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
— о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;
— об основных аспектах развития отрасли, организации ( предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
— о характерных чертах современного менеджмента;
— об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;
— о принципах маркетинга;
— основные микро и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
— состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
— основные технико-экономические показатели деятельности организации;
— процесс принятия и реализации управленческих решений;
— формы делового и управленческого общения в коллективе;
— методы управления конфликтами;
— особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
— экономико-статистические методы обработки информации;
— товарную, ценовую и сбытовую политику организации;
— методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации учета и отчетности в организации;
— основы денежно-кредитной и налоговой системы;
— валютно-финансовый механизм внешнеэкономической деятельности;
– ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;
– рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
— применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
— принимать эффективные решения;
— применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач;
— пользоваться данными маркетинговых исследований;
— оформлять документацию в соответствии с требованиями ДОУ, используя электронные системы документооборота;
— использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в практической деятельности;
— находить оптимальный вариант инвестиций;
— рассчитывать доходы по ценным бумагам;
— обеспечивать конкурентоспособность продукции и услуг на внешнем рынке;
— осуществлять контроль за разработкой и выполнением бизнес-плана организации и ее отдельных подразделений;
— использовать компьютерную технику в режиме пользователя;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
— иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере хозяйственной деятельности;
— знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
— знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие взаимоотношения физических и юридических лиц в процессе хозяйственной деятельности;
— уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
— знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
— уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
— знать основы военной службы и обороны государства;
— иметь представление о медицинских знаниях.
По специальным дисциплинам
— стили руководства и условия их применения;
— социально-психологические основы деятельности руководителя;
— психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
— принципы организации кадровой работы, методы обучения и контроля за деятельностью кадров;
— функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;
— показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организации;
— сущность и функции налогообложения, виды налогов и методику их расчета;
— состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности менеджера;
— решать организационные задачи, стоящие перед коллективом;
— создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
— владеть приемами самоменеджмента;
— эффективно управлять трудовыми ресурсами;
— осуществлять контроль за деятельностью кадров;
— вырабатывать стратегию организации;
— использовать данные о платежеспособности и финансовой устойчивости организации для составления прогнозов;
— оценивать степень возможного риска;
— рассчитывать финансово-хозяйственные показатели деятельности организации;
— использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей работе;
— использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям) выпускник должен быть готов к выполнению организационно-управленческой, и информационно-аналитической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной
профессиональной образовательной программы
по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям)