менеджмент или социология что выбрать
Что такое социология?
Николай Генрихович Скворцов
Декан факультета социологии СПбГУ
Доктор социологических наук, профессор кафедры сравнительной социологии
«Сегодня доверие общества к нашей науке становится все выше. Данными, которые дает социология, трудно манипулировать: это факты, полученные в результате глубокого изучения реально протекающих общественных процессов. Задача социологии проста: понимать, объяснять, предсказывать. Однако практическая польза от полученных результатов может быть огромной».
Социолог — профессия XXI века
Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что слово «социология» у многих ассоциируется сегодня главным образом с телевизионными передачами, страницами газет или сайтами Интернета, где сообщается о результатах проведенных социологических опросов по тем или иным проблемам. Темы опросов могут быть самыми разнообразными — от рейтинга политиков до степени удовлетворенности работой городского транспорта, — но, социолог представляется, прежде всего, человеком с анкетой в руках, который подходит к вам на улице или звонит в вашу квартиру со словами: «Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос на тему…»
Что же, социологические опросы, действительно, являются частью социологии. Более точно — это один из способов получения социологического знания. Однако социология как наука отнюдь не сводится только к ним.
Что же такое современная социология и чем она занимается? По определению, социология есть наука об обществе. Но сказать лишь так — недостаточно: ведь общество изучают и другие науки — история, юриспруденция, демография и др. В отличие от них, социология рассматривает общество как целостную систему функционирования социальных общностей (к ним относятся, например, семья, население города, молодежь, человечество и т. д.), изучает отношения, существующие между этими общностями, а также исследует и объясняет поведение людей в обществе. Социология изучает социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем «социальной жизнью».
Интересно ли работать социологом? Да и еще раз да! Ведь социолог имеет совершенно уникальную возможность получать информацию, так сказать, из первых рук. В процессе проводимого исследования социолог непосредственно общается с людьми, собирает и обобщает полученные данные. На основании этих данных социолог получает новое знание. Представьте себе, что вы единственный обладатель этого нового знания, которое затем будет доведено до других людей — через статьи, книги, средства массовой информации и коммуникации.
Перспективно ли сегодня получить образование социолога? Уверен, что в XXI веке социология будет занимать особое место среди других социальных и гуманитарных дисциплин. Дело в том, что современное общество становится все более и более сложной системой. Наш мир глобален и взаимосвязан. Мы множество раз являлись свидетелями того, насколько события, случившиеся в одной части света, влияют на происходящие в другой. Объяснить и понять современное общество может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него. Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать «зеркалом». На социологию сегодня возлагается особая миссия — с одной стороны, помочь обществу… с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру.
«Социологи — … они вообще все знают. И знают точно лучше других».
Из беседы В.В. Путина с участниками 10 Всероссийского молодежного форума «Селигер — 2014»
«Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль». Винсент Ван Гог
«Фактов не существует — есть только интерпретации». Фридрих Ницше
Что такое «социология»
Анисья Хохлова, к.с.н., доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ, научный руководитель программы магистратуры «Международная социология» (International sociology)
Термин «социология» в последние десятилетия остается на слуху: на исследования социологов ссылаются политики, журналисты и бизнесмены; социологи выступают главными экспертами в изучении общественного мнения. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии?
Самое общее определение гласит, что социология — это наука об обществе. Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт — особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе. Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие (родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе) и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение.
Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению.
Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда — ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как должно поступать, думать и чувствовать.
Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, — все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии. При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов (от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях) и мн. др.
Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут — предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО. В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог — это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы.
Энтони Гидденс, Социология, «Введение в социологию»
«Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук.
Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения.
Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены».
Из аннотации Олимпиады школьников СПбГУ по профилю «Социология»
Социология — инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. «Видеть окружающий мир в фокусе социологии» — значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.
Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, — способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.
О социологии и современном обществе
Сергей Савин, к.с.н., доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ
Чтобы понять, что такое социология и чем она занимается, надо сначала сказать несколько слов о том, что такое общество.
Не углубляясь в философские вопросы сущности общества, в споры номиналистов и реалистов о том, существует ли вообще общество или есть только наши представления о нем, возьмем за основу научную точку зрения, что общество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, обладающую огромным количеством свойств и характеристик. Это система более сложная, чем биологический организм или какая-либо техническая система, и управлять ею как машиной не получится. Тем не менее, чем лучше мы знаем эти системные свойства и характеристики общества, социальные связи и взаимодействия, тем эффективнее происходит и развитие самого общества.
Каждая наука об обществе имеет свой предметный взгляд на этот сложный объект. Каждая изучает свою часть, элемент общественной жизни или специфические общественные отношения: экономические, политические, правовые, международные. И для профессионала в каждой из этих областей общество как бы преломляется через его предметный взгляд. Для экономиста весь мир — прежде всего, экономика, для политолога — политика и т. д. Зачастую это не дает возможности комплексно понять какую-либо социальную проблему, ведет к одностороннему взгляду. Грубо говоря, юристу все хочется ограничить законом, и он искренне удивляется, когда его благие правовые меры не действуют. Курить, пить, ругаться запретили, а все равно многие почему-то курят, пьют и ругаются. Значит, этого мало для решения проблемы. Надо подключать знания из области социологии права и других областей социологического знания.
Социологический взгляд на общество и его проблемы более широкий и в то же время достаточно конкретный.
Во-первых, социология отвечает на вопрос, что такое современное общество, в каком типе общества мы живем. От ответа на этот вопрос зависит понимание тех или иных социальных проблем, алгоритмы их решений.
К какому типу, например, отнести современное российское общество? Мы живем еще в индустриальном или уже в постиндустриальном обществе, или каком-то переходном? Что такое модернизация для России, о которой многие говорят, но вкладывают в это разные смыслы? Принимая общество как систему разных сфер общественной жизни, понимая его структуру, социология дает ответы и о путях, направлениях его развития.
Во-вторых, социология изучает социальную структуру: связи, взаимодействия между элементами общественной системы. Как взаимосвязаны политика и экономика, духовная и социальная сфера, как власть взаимодействует с гражданским обществом, как трудовые отношения влияют на экономическое развитие? Понимая, что каждый элемент общества обладает в нем определенной функцией, что все они взаимодействуют, влияют друг на друга, мы исключаем риск поддаться соблазну и сделать поспешные выводы о том, что все зависит только от экономики или только от политики.
Существуют разные виды социальных структур: институциональная, социально-классовая, социально-стратификационная, социально-демографическая, социально-территориальная, социально-профессиональная, этническая и др. Каждый индивид обладает в этих структурах определенной социальной ролью и социальным статусом. Социология изучает, с одной стороны, как эти социальные структуры определяют условия жизни людей, специфику социальных проблем, а с другой стороны — как ведут себя люди для реализации своих целей, интересов, потребностей. Она анализирует социальное поведение. Какие мотивы движут людьми, какие ценности формируют нашу личность, что такое группы интересов, их столкновения, конфликты? Все это в совокупности мы называем изучением социальных процессов.
И вот такого рода закономерности социолог выявляет и в экономической сфере, и в политической и в духовной (сфере культуры). Социологическое знание подразумевает знание основ политики, права, экономики, управления, культуры. Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. Через призму социологического знания каждое явление жизни этих сфер рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями, в многообразии факторов, влияющих на них, функций, которые выполняют социальные субъекты.
Профессия в вопросах и ответах: социология
— Никита Евгеньевич, какие мифы о профессии социолога существуют в обществе?
— Сейчас многие считают, что социологи — это те, кто проводят опросы: интересуются, где вы отдыхали, сколько вы зарабатываете, на какой машине ездите, верите ли в будущее России и так далее. На самом деле это всего лишь внешние признаки узкого сегмента профессии. Ведь никто не говорит, что врачи — это только те, кто берет кровь на анализ или снимает электрокардиограммы, и в этом вся медицина. Современная медицина подразумевает комплексную диагностику организма. Можно сказать, что в этом плане социологи близки к докторам, только мы диагностируем болезни общества, а не людей.
— Где сейчас востребованы социологи?
— Они востребованы как по своей узкой специальности — в компаниях, занимающихся исследованием общественного мнения, в социологических отделах государственных институтов, в маркетинговых отделах корпораций, — так и везде, где необходима социальная аналитика и консультирование.
Если рассматривать специальность более широко, то люди, получившие социологическое образование, как правило, обладают хорошими аналитическими способностями и востребованы в журналистике, политике, рекламе, на госслужбе и в других сферах жизни общества.
— Насколько привлекательна профессия социолога с точки зрения потенциального абитуриента?
— Подобные вопросы мне часто задают родители абитуриентов на дне открытых дверей нашего факультета. Но, на мой взгляд, говорить человеку при поступлении, где он будет работать и сколько зарабатывать после выпуска — это своего рода абсурд. Те, кто хорошо владеет своей профессией, хорошо зарабатывают и устраиваются в жизни, будь они социологи или геологи. Если бы мы готовили плохих специалистов, которые бы не были востребованы на рынке труда, нас бы уже давно закрыли.
Мало того, сейчас есть бесконечное множество разных источников информации и средств её поиска. Если наш будущий студент не может сам составить модель, хотя бы приблизительную, своего развития в профессии и ничего не знает о ней, он нам просто не интересен. Все равно многих таких потом придется отчислять.
На мой взгляд, проблемы трудоустройства как таковой нет вообще. Есть проблема студентов, которые не знают, чего хотят от жизни, а даже если и знают, не умеют этого добиваться. Наш факультет дает им возможность общаться с людьми, работающими, так сказать, на передовой в своей области. Кем же надо быть, чтобы упустить возможность с ними пообщаться и предложить сделать совместный проект или программу?
На факультете преподают все без исключения лидеры российской социологии всех поколений. У нас постоянно проводятся онлайн телеконференции с ведущими социологами России и других стран, у студентов есть все возможности выезжать за границу и изучать социологию и иностранные языки в лучших университетах мира. Что еще можно помыслить? По моим понятиям, это просто рай земной для формирования молодого профессионала. Так что все возможности для обучения и последующего трудоустройства есть, осталось ими с умом воспользоваться.
Не буду скрывать: многим студентам все это просто не нужно. В этом-то и вопрос. Их мысли направлены на что-то иное. И как столяр не может изготовить хорошую мебель из плохой древесины, так и вуз не может из плохого студента сделать хорошего в один присест — хотя небольшой шанс всегда есть. Надежда, как известно…
— Сейчас на позиции, где нужен социолог, работодатели часто берут людей без социологического образования. Почему так происходит?
— Многие из них выбирают сотрудников скорее по умению быстро учиться, приспосабливаться к новым условиям труда или выкручиваться из сложных ситуаций. И, увы, мало кому интересно, знает ли человек классику социологии и тонкости различных методик. На мой взгляд, это вызвано несколькими причинами.
Первая заключается в том, что сегодня в вузах по всей стране преподаются две совершенно разные социологии. Хотя одну из них назвать таковой можно только с натяжкой. Студенты вместе с преподавателями размышляют там о судьбах мира и России «вообще», о том, как все могло бы быть, если бы все было по-другому, чем есть. Но там не занимаются анализом реально существующей обстановки в стране и мире, не чувствуют дыхание реального социума. В результате после выпуска такой человек совершенно не готов к работе социолога: в него с университетской скамьи закладывались неправильные представления о профессии.
А вторая, другая, социология, которую преподают в вузах, старается соответствовать мировым стандартам и передовым достижениям социальной науки.
У работодателя от всех этих хитросплетений голова пухнет и складывается ощущение, что где бы человек ни учился, его все равно придется переучивать. В этом смысле борьба за научную репутацию факультета социологии — чрезвычайно важное дело.
Еще одна причина неясного положения профессии социолога на рынке труда связана с общей спецификой этого рынка в России. У рынка профессий довольно низкая требовательность к качеству. Сейчас компаниям в основном необходим «офисный планктон», потому что действительно креативной работой занимаются в небольшом числе мест. В областях, не связанных с отдельными специальностями, само качество образования уже не так востребовано, и многие идут на неплохо оплачиваемые места в офисах, где особое умственное напряжение и глубоко освоенная профессия не нужны. Работодателю в таком случае не важно, какой вуз и по какой специальности ты окончил.
— Может ли как-то повлиять на эту ситуацию изменение содержания образования?
— На данный момент, думаю, нет, потому что, по моему убеждению, изменения в образовании начинают происходить только тогда, когда происходят изменения в обществе, а не наоборот.
Сейчас общество вполне устраивает, что на конвейерах вузов серийно производятся тысячи выпускников, бОльшая часть которых заполняет офисы российских и иностранных компаний у нас в стране. И пример тому – работа десятков и сотен тысяч выпускников не по специальности. Что это за рынок труда, который заглатывает сотни тысяч выпускников, с легкостью помещая их на сугубо профессиональные места, но… но по другой специальности? Как все это понимать социологически?
Это не просто «временные трудности» роста и вялотекущего кризиса. Это новая реальность образования не только в России, но и в мире, где созданием по-настоящему нового занимаются всего лишь небольшие группы специалистов, а остальным хватает общего образования в любой области, чтобы заниматься чем угодно. В таких условиях вести высокопрофессиональную подготовку в вузе непросто. Не вполне ясно, чему учить. Согласитесь.
— Насколько в этом плане оправдано совмещение работы и учебы?
— По-моему, тут все ясно и так. С точки зрения подготовки высококлассных специалистов такое совмещение абсолютно не оправдано и просто невозможно. С точки зрения общего образования по общим предметам для общих целей с неопределенными задачами — вообще все возможно.
Несмотря на то, что около 90 процентов студентов дневных отделений вузов параллельно работают, это полностью противоречит принципам, заложенным в фундаментальном образовании.
Совмещать полноценную работу с полноценной учебой невозможно — как правило, работа идет в ущерб занятиям, потому что работодатели не будут платить своим сотрудникам, если они не выкладываются на 100-120 процентов. В результате студенты приходят на лекции после рабочего дня «на фирме» полностью выжатыми, как лимон, или как минимум невыспавшимися.
И это весьма парадоксальная ситуация: сначала молодые люди абитуриентами пытаются поступить, прикладывая для этого неимоверные усилия, в лучшие вузы страны, чтобы там учиться, а потом вместо того, чтобы впитывать знания, как губка, и брать от вуза все возможное и невозможное, отодвигают учебу в сторону и идут работать на очередную пресловутую «фирму». Это как раз прямая дорога к пополнению рядов «офисного планктона» после выпуска и ко всякого рода комплексам неполноценности, которые возникают потом («зачем я в этом мире?», «почему мир так несправедлив со мной?», «все вокруг не такое и неправильное» и так далее).
Фундаментальное образование, не полученное лет в 17-20, практически невозможно наверстать позднее. Последующая профессиональная подготовка с пропущенной фундаментальной стадией всегда будет отличаться неполноценностью. Таково, увы, правило.
Совмещение студентами работы и учебы сказывается и на жизни преподавателей, которые теперь вынуждены нередко работать по вечерам, делая вечерние занятия такими же полноценными и нагруженными. К примеру, у нас на факультете все аудитории часто заняты до половины одиннадцатого вечера, в том числе и студентами, магистрами дневных отделений, особенно на старших курсах.
Однако посмотрим на ситуацию несколько под другим углом зрения. Если несанкционированная и не предусмотренная учебным планом вуза «внешняя» занятость студентов приобрела прямо-таки обвальные масштабы, значит, за этим что-то стоит, это не просто так, «мелочи жизни». Значит, в этом скрыт какой-то весьма серьезный хронический процесс, который нельзя проигнорировать, сославшись на традицию «правильного» образования. И детский аргумент студентов «нам надо на что-то жить» меня лично не слишком убеждает.
Студентам всегда и во все времена надо было на что-то жить. Мне кажется, они не просто хотят жить и выживать – но сразу же включить на полные обороты машину личного потребления, «здесь и сейчас», еще будучи студентами. И тут действительно нужны иные доходы.
В итоге, думается, речь идет о серьезнейшем системном изменении не только самого образования, но и рынка труда и самих профессий. Образование волей-неволей должно вписываться в новую сетку ценностных ориентаций. Иного пути нет. Сегодня востребованы какие-то иные специалисты (не с точки зрения новых специальностей), а с другими навыками и по-другому настроенными мозгами.
На мой взгляд, мир меняется комплексно и по всем линиям. И в данный момент мы обсуждаем лишь одну из многих ипостасей этого изменения. Поэтому вопрос не ставится так, что студенты, мол, «пошли плохие». Скорее всего, не они плохие, а мир переустроился иным образом.
— Может ли бакалавриат стать решением проблемы «офисного планктона»?
— Частично появление бакалавриата смогло решить проблему офисной рабсилы. Но такой подход наносит урон профессиональному образованию. Особенно в точных, инженерных и медицинских специальностях. Ведь не стоит забывать, что помимо «офисного планктона» необходимо готовить и специалистов высокого уровня, которые будут запускать ракеты и внедрять пресловутые инновации.
Помимо этого стоит принимать во внимание, что бакалавриат и магистратура еще «не созрели». Сама идея разделения высшего образования на общее и более специализированное и фундаментальное совершенно правильна, но до сих пор она весьма спорно реализуется на практике.
Во многих случаях вузы просто «отрезают» последний год и перебрасывают его в магистратуру, растягивая на два года, хотя на самом деле должна происходить внутренняя перенастройка всего образовательного комплекса.
Необходимо не просто создавать другие, новые курсы, но и преподавать их по-другому. А такое сейчас происходит не всегда, и не по вине профессоров или заведующих кафедрами, а скорее по вине студентов, потому что они не знают, что за четыре года бакалавриата им надо быстро получить не только теоретические знания, но и овладеть практическими умениями и навыками. Они все это время ждут чего-то, томятся мечтами о том, как им на голову с неба свалятся выгодные предложения работы или хорошее замужество, на худой конец.
— Но многие из них могут потом пойти в магистратуру…
— Магистратура тоже не панацея. Сейчас магистранты — это в основном «перезревшие», но «недобродившие» бакалавры, у которых нет четкой мотивации и сформировавшегося представления, что они пришли получать высококачественное профессиональное образование. Это нередко по-прежнему взгляд и нечто, а не борьба за знания и место в профессии. Мобилизованность внутреннего Я минимальная. Таково мое впечатление.
Вторая часть контингента магистерских программ — это выпускники бакалавриата, которые поступают в магистратуру на другую специальность.
К нам «на социологию» приходит много выпускников: экономистов, журналистов, историков, политологов, пиарщиков. Зачем они это делают? Они не нашли себя в своей специальности и хотят ее сменить. Почему не нашли себя? Как правило, они не блестяще учились на своих прежних факультетах, и им кажется, что от перемены мест слагаемых сумма изменится, то есть, получив другую специальность, они сразу станут успешными.
Но проблема в том, что если человек не реализовал себя на своем месте, то в большинстве случаев он уже нигде себя не реализует. Скажем так: истина не вовне, а в тебе самом. Такие люди думают, что они решат свои жизненные проблемы внешними способами, и в этом их глубочайшая ошибка.
— Много ли тех, кто приходит в магистратуру, уже поработав какое-то время по специальности?
— Это скорее тренд стабильного западного общества, где человек может поработать, взять ипотеку, создать семью, остепениться и, находясь на новом уровне социальной лестницы, пойти в университет получать образование. В России такая схема не работает. У нас человек, который уходит из высшей школы, уходит обычно навсегда, потому что жизнь закручивает его таким образом, что ему становится не до учебы. К тому же способность получать знания — это своего рода спорт, где важны тренировки. Если не поучиться какое-то продолжительное время, мозг уже не может снова настроиться на полноценное обучение. Поэтому так важно развивать идею непрерывного образования, когда оно в разных формах идет в течение всей жизни.