меморандум о сотрудничестве что это
Меморандум о взаимопонимании (MOU) 2021
Table of Contents:
Меморандумы MOU не являются юридически обязательными, но рассматриваются в качестве серьезных документов по закону. В Соединенных Штатах Меморандум о взаимопонимании совпадает с письмом о намерениях, которое вскоре станет обязательным соглашением, в котором указывается обязательное соглашение. Меморандумы о взаимопонимании чаще всего используются в рамках многонациональных международных отношений, поскольку, в отличие от договоров, они быстры и могут храниться в секрете. Однако Меморандумы о взаимопонимании также могут использоваться в качестве инструмента для изменения существующих договоров и внутри страны.
Меморандумы о взаимопонимании являются общими, как внутри страны, так и за рубежом. Они различаются по длине и сложности, но каждое понимание представляет собой взаимоприемлемые ожидания между людьми, организациями или правительствами. Другим ключевым сходством между всеми МОВ является то, что они не являются юридически обязательными и не связаны с обменом денег.
Правовые развязки MOU
Меморандум MOU сигнализирует о том, что юридический контракт неминуем. Однако сам меморандум не является юридически оправданным, но должен четко обозначать конкретные точки понимания. В Меморандуме о взаимопонимании следует описать, кем являются стороны, каков проект, о котором они согласны, объем документа, роли и обязанности каждой стороны и многое другое. Хотя Меморандум не является юридически обязательным, он может помочь двум сторонам двигаться в правильном направлении к соглашению.
Меморандум о взаимопонимании, хотя и не является документом, подлежащим исполнению, по-прежнему обладает большой властью из-за времени, энергии и ресурсов, необходимых для разработки эффективного и справедливого документа. Меморандум о взаимопонимании заставляет участвующие стороны достичь подобия взаимопонимания, и в этом процессе обе стороны, естественно, посредничают и выясняют, что наиболее важно в продвижении к возможному будущему соглашению, которое приносит пользу обеим сторонам.
Основной процесс составления MOU
Каждая сторона начинает с этапа планирования, где он решает, что нужно или хочет, что может быть предложено, что готово к переговорам и что не за столом. Затем записывается первоначальный проект, после которого представители каждой стороны собираются для обсуждения деталей. Меморандумы о взаимопонимании часто перечисляют ожидания в области коммуникации, чтобы помочь посредникам сторон.
Что такое меморандум — значение слова и примеры из различных областей его применения
Обновлено 1 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «меморандум» появилось в русском языке недавно и ещё не стало устоявшимся.
Термин используют для обозначения юридических документов, которые отличаются по целям и содержанию.
Поэтому человеку, далёкому от юриспруденции, не всегда понятно, чем, например, меморандум отличается от правового заключения или служебной записки. В этой статье вы глубже познакомитесь с понятием и узнаете, в каких сферах оно применяется.
Меморандум о сотрудничестве образец
МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
между Казахстанско-Французским центром FIDJIP-EUROTALENT CONCORDE (Казахстан), и Международным центром творчества
В целях исполнения настоящего Меморандума Стороны определяют следующие сферы взаимного сотрудничества:
В рамках настоящего Меморандума Стороны руководствуются законодательством Республики Казахстан, Конвенцией о правах ребенка, другими нормативно-правовыми актами и осуществляют взаимодействие на принципах равноправия, открытости и добропорядочности.
взаимодействуют друг с другом по вопросам выполнения пунктов настоящего Меморандума через уполномоченных представителей, делегируемых Сторонами для рассмотрения возникающих вопросов и проведения совместных действий.
Все изменения и дополнения по настоящему Меморандуму оформляются в письменной форме по согласованию со.
рассматривают данный Меморандум как декларацию о намерениях, не влекущую юридических и финансовых обязательств по совместной деятельности.
также исходят из того, что никакие действия в рамках данного Меморандума не должны ущемлять какие-либо полномочия и права ни одной из Сторон.
Изменения и дополнение к настоящему Меморандуму оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Меморандума.
Текст Меморандума составлен в 3 (трех экземплярах) на казахском, русском и французском языках, по 1 (одному) экземпляру для каждой.
Меморандум о сотрудничестве между юридическими лицами
2.3. согласились не реже, чем один раз в год, проводить встречи представителей Сторон для обсуждения выполнения настоящего Меморандума, внесения в него, при необходимости, изменений и дополнений.
«МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ АГЕНТСТВОМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ОБЪЕДИНЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ АССОЦИАЦИИ «ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА»»
взаимодействуют друг с другом по вопросам выполнения пунктов настоящего Меморандума через уполномоченных представителей, делегируемых Сторонами для рассмотрения возникающих вопросов и проведения совместных действий.
Любые изменения в План требуют одобрения Совета директоров.
Думаю, многие сталкивались с такими документами как «Меморандум о сотрудничестве» или «Меморандум о взаимопонимании» или вот еще есть «Письмо о намерениях» и прочее в таком же духе.
Однако, если такие документы не являются договорами, получается какой их смысл, то есть они только фиксируют намерения сторон, не порождая для сторон каких либо правовых последствий?
Однако, если такие документы не являются договорами, получается какой их смысл, то есть они только фиксируют намерения сторон, не порождая для сторон каких либо правовых последствий?
Закрепляться достигнутый уровень в переговорах сторон должен быть по правилам в письменной форме, а по желанию и в нотариальном порядке.
Все зависит от характера договора, который должен быть подписан на основании изложенных намерений.
Часто, для заключения сделки необходимо пройти подготовительные этапы, такие как наем помещения, взятие кредитных средств, получение лицензий.
Примерная форма соглашения о намерениях
г._______________________ «__»_______ 20__г.
________________________________ в лице __________________________,
(полное наименование) (должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ____________________________, с одной стороны и
(Устава, Положения, Доверенности или др.)
________________________________ в лице __________________________,
(полное наименование) (должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ____________________________, с другой стороны,
(Устава, Положения, Доверенности или др.)
а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследу-
1. руководствуются по существу настоящего Соглашения дейст-
вующим законодательством Российской Федерации, прямо или косвенно регла-
ментирующим отношения Сторон, учредительными и внутренними документами
Сторон, а также нормативно-правовыми актами, которые могут быть приняты
компетентными органами в период действия настоящего Соглашения.
Целью взаимного сотрудничества является ________________________
пришли к соглашению, что их производственный и финансо-
вый потенциал дает им основание установить долгосрочное и взаимовыгодное
сотрудничество в области ________________________________________________
Структурная организация
Как и остальные документы, меморандум имеет собственную структуру составления. Если речь идет не о заурядной бумажной корреспонденции, а о соглашении, потребуется конкретная форма составленного текста.
Составление меморандума происходит с использованием официально-делового стиля, а также детальным разъяснением специфических понятий и терминов, встречающихся в тексте.
Для создания такой бумаги понадобится учесть наличие возможности выполнения поставленных требований
Поэтому в процессе составления обращают внимание на особенности вероисповедания, экономического развития и исторически сложившиеся обычаи
Структура меморандума
В какой бы сфере деятельности данный документ не использовался, он должен соответствовать четкой структуре и общим требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.
Основные составляющие структуры данного документа – это:
Вводная часть (содержит информацию о фактической стороне вопроса, а также в общих чертах раскрывает суть документа ). Основная часть (указывается, о чем собственно документ, подробный правовой анализ и оценка проблемы и поставленных в водной части задач). Ссылки на конкретные законы и их статьи (конечно, лучше не пренебрегать важностью и необходимостью ссылаться на нормы законодательства, но в то же время текст, который перегружен бесконечными названиями законов и перечислением статей, будет сложен к восприятию). Оптимальным вариантом будет упоминание их в сносках, при наличии развернутого ответа или анализа, с указанием содержания статьи или конкретного ее пункта
Также лучше воздержаться от самостоятельной интерпретации статей законов и ограничиться только официальными комментариями. Предупреждение о последствиях решения (или же не решения) обозначенной в основной части проблемы или поставленной задачи. Эта часть документа ориентирована на доходчивое разъяснение последствий нерешения проблемы, а также вариантов и оптимальных способов ее решения. Здесь лучше будет воздержаться от субъективного (личного) восприятия проблемы и предоставить оптимальный вариант решения. Юрист, который работает над составлением меморандума должен предложить механизм решения задачи, который будет оптимальным для клиента в условиях сложившейся ситуации. Заключение (или тезисные выводы).
Цель меморандума и анализ аудитории
Обычно меморандум или информирует об изменениях, или предлагает принять участие в чем-либо.
Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов – тогда, как правило, проблемы и решаются.
Право писать меморандумы имеют все: от младших исполнителей до глав компаний.
Обычно меморандум пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте.
При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо донести.
История происхождения
«Меморандум», если переводить с латыни, буквально означает «то, о чем необходимо помнить». Данное определение является многозначным, его используют в различных сферах жизни: экономике, политике, торговле, страховании, искусстве. За время существования слово стало приобретать различные смысловые оттенки.
Memorandum – что это такое? Как правило, это определенный документ или бумага, где раньше фиксировались важные исторические события. Тем самым предки стремились запечатлеть ход истории, чтобы сохранить его в памяти. Сегодня определение частично сохранило свое назначение, так как составляется в виде бумаги. Но в тексте упоминаются не былые происшествия, а руководство на будущее, чаще условия сотрудничества сторон.
На международном уровне
Подобные соглашения могут быть подписаны не только между правительствами стран. Сторонами межгосударственного документа могут выступить отдельные ведомства или министерства, крупные корпорации, организации и объединения бюджетных сфер и т. д. Например, меморандум о сотрудничестве университетов нескольких стран может предполагать обмен научными исследованиями и работами, кадровым составом и студентами для получения опыта и расширения круга знаний с целью достижения наилучших результатов в какой-либо научной сфере.
Суть меморандума как юридического документа
Меморандум – это официальный юридический, чаще всего дипломатический, документ, в котором изложена суть вопроса или одна сторона напоминает другой стороне о выполнении какого-либо обещания и\ или требует выполнить что-либо. Чаще всего предметом меморандума служат важные государственные и политические вопросы в отношениях между странами, которые невозможно решить без согласия обоих сторон.
Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значении, само происхождение слова от латинского «memorandum» — означает то, о чём следует помнить.
Термин «меморандум» включает следующие значения:
Меморандум — чаще всего используется как приложение к ноте (нота — документ, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства). В нём подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны, меморандум-приложение пишется не на бланке, без номера, обычно (но не во всех странах) в нём указываются место и дата отправления. Если же меморандум послан отдельно (так называемый меморандум-экспресс) или с нарочным, он составляется на бланке, с указанием места и даты отправления, но всегда без подписи и печати.
Образец оформления факса
Протокол — это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях и других формах работы коллегиальных органов.
Чаще всего ведется краткая форма протокола без текстов докладов, хотя полная форма протокола предполагает приложение к протоколу стенограммы заседания. Протокол может оформляться как на общих бланках, так и на чистых стандартных листах бумаги формата А4 и содержит следующие реквизиты: наименование вида документа и его порядковый номер; дата; место составления протокола; заголовок к тексту; текст; подписи председателя и секретаря.
-Заседание ученого совета
-Совещание руководителей подразделений завода
-Заседание профсоюзного комитета
Текст протокола состоит из двух частей — вводной и основной. Во вводной части перечисляются присутствовавшие на собрании, в том числе указывается председатель и секретарь собрания. Для всех присутствовавших указывается наименование должности, если это протокол производственного совещания. Заканчивается вводная часть повесткой дня. Допускается также такая запись: Присутствовали … человек.
Основная часть протокола строится по схеме СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ) отдельно по каждому пункту повестки дня.
В разделе СЛУШАЛИ приводятся: инициалы и фамилия докладчика без указания должности (должность названа во вводной части), ставится тире и с прописной буквы — краткая запись содержания доклада, сообщения.
В разделе ВЫСТУПИЛИ схема изложения та же.
В разделе ПОСТАНОВИЛИ по пунктам излагаются принятые постановления.
Текст протокола подписывается председателем и секретарем.
Варианты построения меморандума
Существуют три варианта построения текста меморандума:
Прямое построение текста. То есть сначала описывается самое главное, а уже потом детали. Так обычно пишут о текущих делах или новостях.
Обратное построение текста. Сначала контекст, потом уже выводы. Так пишут о чем-то необычном, когда хотят сначала заинтересовать чем-то адресата и подвести его к нужным выводам.
Комбинированное построение текста. Так обычно извещают о плохих новостях.
Итак, главное в написании меморандумов:
Мы коротко рассмотрели меморандум, его суть и структуру, варианты построения, примеры и виды.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Понятие и нормативная регламентация
Когда у субъекта предпринимательства не хватает денег, его положение становится затруднительным. Для восстановления бизнеса и увеличения производственных мощностей требуется привлечение сторонних средств. Чаще всего это инвестиции.
В настоящее время почти каждая организация испытывает трудности финансового характера. Поэтому инвестиционного капитала недостает. Необходимо привлечение сторонних спонсоров. Для этого нужно доказать выгоду потенциального партнера и составить бизнес-план.
Под меморандумом принято понимать первый и базовый документ, используемый во взаимоотношениях с инвестором. Он его грамотного заполнения зависит принятие решения по инвестиционной деятельности со стороны потенциального инвестора.
В шаблоне содержится перечень актуальных сведений. Из него инвестор может получить ответы на следующие вопросы:
Структура и содержание этой бумаги в нормах российского законодательства ничем и никак не регулируется. Поэтому на практике заявитель часто опирается на свои собственные идеи. Однако есть несколько пунктов, которые способны заинтересовать потенциального спонсора:
Характерные черты документа заключается в том, что его выдача происходит строго ограниченному числу лиц. Эта бумага представляет собой взгляд на организацию со стороны потенциального инвестора. Т. е. основная задача заявителя заключается в том, чтобы поставить себя на его места и отметить важнейшие критерии благоприятности инвестиционного климата. В бланке должно содержаться подробное описание структуры организации и сети ее филиалов.
Инвестиционный меморандум – документ, предоставление которого происходит исключительно в адрес инвесторов. Для решения прочих задач он не предназначен. Важную роль играет не только описание положительных аспектов взаимодействия, но и учет вероятных рисков. Решение инвестора зависит от того, насколько выгодным он увидит свое положение. При возникновении сомнений есть большой риск поступления отказа с его стороны.
Наряду с этим в меморандуме описывается круг лиц, имеющих интерес в привлечении инвестиционных средств и развитии проекта. Желательно, чтобы инвестор смог увидеть в нем вероятную структуру взаимодействия. Чаще всего субъектами инвестирования составляется письмо. Делается это с использованием официального бланка организации. Декларация представляется в унифицированной форме.
Структура меморандума
Как уже упоминалось выше, этот документ может быть составлен в виде обычной служебной записки и делового письма, гордо озаглавленного словом «Меморандум». Что это за документ, если составлять его правильно, в качестве соглашения или договора, при этом придерживаясь основных правил и принципов? Прежде всего, он должен быть поделен на смысловые разделы:
Вводная часть. Она содержит краткое описание сути вопроса. Основная часть меморандума. Развернуто повествует о предмете обсуждения, дает правовой и экономический анализ вопроса, содержит аналитические обзоры, позицию стороны относительно предмета обсуждения. Эта часть должна быть максимально информативна, содержать факты и обоснованные выводы без абстрактных рассуждений и отклонений от темы. Предполагаемые результаты выполнения/невыполнения выдвинутых условий с четкой позицией того, кто предлагает такое соглашение
Заключая его, важно помнить: стороны после того, как подписали меморандум, уже не могут отказаться от его выполнения или расторгнуть его без последствий, излагаемых в данном разделе. Ссылки на нормативно-правовые акты, другие соглашения, договора или меморандумы и т. д. Заключительная часть, которая, как правило, состоит из тезисов.
Документ должен быть составлен грамотно, без ошибок и простонародных выражений, давать разъяснения к сложным или специфическим терминам. Меморандум также должен учитывать особенности сторон соглашения и наличие возможностей для его выполнения. Все зависит от рассматриваемого вопроса, поэтому учитываются тонкости экономического развития, религиозных предпочтений, сложившихся традиций. Таким образом, слово «меморандум» имеет много значений. И конкретный смысл оно приобретает в зависимости от сферы и цели использования.
Протокол Хоссбаха
Иначе его называют еще и меморандумом Хоссбаха. Это протокол заседания, которое состоялось 05.11.1937 при участии Адольфа Гитлера и представителей руководства Третьего рейха – военного и внешнеполитического. На нем Гитлером были изложены его агрессивные планы относительно Европы. Название документу было дано по имени графа Фридриха Хоссбаха, полковника, военного адъютанта Гитлера, который вел протокол.
Кроме двух указанных персон, в мероприятии принимали участие и министр иностранных дел, военный министр, трое главнокомандующих: сухопутными войсками, военно-морскими и военно-воздушными силами. На протоколе стоит дата – 10.11.1937, на Нюрнбергском процессе он использовался в качестве важнейшего вещественного доказательства.
Из данного документа следует, что в 1939 году Гитлер не строил планов, касающихся войны с Францией и Великобританией. Он имел намерения провести лишь малые войны, направленные на получение доступа к сырью, необходимому германской экономике. Крупномасштабная война с указанными государствами намечалась на период 1941 – 1944 или 1941 – 1945 годов.
Значение в политике
Первой ассоциацией с данным термином являются международные отношения. При решении различных экономических и политических вопросов на межгосударственном уровне представителю одной из сторон лично вручается дипломатический документ — меморандум. Что это такое? Такой документ, как правило, охватывает все имеющиеся факты по рассматриваемому вопросу, излагает анализ существующего положения дел и перспектив на будущее, содержит обоснование позиции стороны и возможные варианты решения с аналитическим или расчетным обзором всех возможных последствий выполнения или невыполнения второй стороной изложенных условий.
Говоря простым языком, в меморандуме на уровне международных отношениях одно государство обоснованно заявляет другому о своей позиции по какому-либо вопросу. И требует либо напоминает о необходимости выполнения определенных обязательств. Этот документ может быть передан как самостоятельно, так и в качестве приложения к дипломатической ноте. А вторая сторона, рассмотрев все аспекты, принимает решение, подписывать соглашение или нет.
Последствия, или каких результатов ждать адресату
Эта часть документа ориентирована на разъяснение последствий не решения проблемы, вариантов и способов ее решения.
Достоинств и невыгодных моментов каждого из представленных способов.
При работе над данной составляющей меморандума основная задача составителя воздержаться от субъективного восприятия проблемы и представления оптимального варианта решения по «его» мнению.
Составитель или юрист, работающий над документом должен предложить механизм решения задачи, оптимальный для клиента в условиях сложившейся ситуации.
Другие обозначения
Меморандум также встречается в страховании. Подобная документация описывает ряд случаев и обстоятельств, при которых не предусматривается возмещение по страховке. Термин применяется и в канцелярии разнообразных организаций.
В данном контексте термином «меморандум» обозначаются обыкновенные доклады, справочные документы и прочая зафиксированная в бумажном виде информация. Помимо этого, имеется инвестиционный меморандум. Что это такое: в упомянутой документации отражаются полезные либо нужные для потенциальных инвесторов сведения.
Очередная трактовка касается сферы киноиндустрии. Здесь под словом «memorandum» подразумеваются условия кинопроката, составленные дистрибьютором фильма. Указываются ограничения по акциям или скидкам для проката кинофильма.
Правила составления
Создание инвестиционного меморандума – процесс творческий. Не существует универсального образца для всех компаний. Как правило, некоторые организации сами разрабатывают ИМ, используя собственный опыт. Но здесь важно не перестараться – аналитики компании, к примеру, могут ненароком исказить цифры, приукрасить будущую прибыль и занизить влияние рисков.
Сторонние специалисты и различные консалтинговые компании могут помочь в составлении ИМ, им доступна обширная база норм, тарифов, схем и финансовых коэффициентов. Эти организации обладают наработанными шаблонами меморандумов и способны объединить большой объем информации, финансовой статистики в документ, интересный для инвесторов.
Но привлечение специалистов извне несет один недостаток. Незнание «внутренней кухни» компании, некоторых ключевых нюансов, характерных для организации, способно сделать будущий инвестиционный меморандум весьма неточным.
Грамотно составленный ИМ должен быть прозрачным, точным, максимально правдивым, отражающим возможные риски. Документ обязан ответить на все вопросы потенциального инвестора, разъяснить спорные моменты.
История происхождения слова
Прежде чем начать разбираться в значениях и стилистических вариантах, стоит понять смысловую нагрузку и буквальное лексическое значение. Memorandum в переводе с латинского языка обозначает «то, о чем нужно/следует помнить». В былые времена таким термином называли рукописи или книги, повествующие о исторических событиях, фактах из прошлого и даже некоторые описания потусторонних миров и сущностей за гранью человеческой жизни. Сегодня слово «меморандум» означает тоже документ, только составленный не для упоминания о прошлом, а в качестве напоминания или руководства к действию в будущем.
Этимология и синонимы
Понять, что такое меморандум, поможет знание его происхождения и синонимов. Первоначально в праиндоевропейском языке существовал корень «men» – «думать», от которого произошло латинское существительное «memoria», означающее «память». От него, в свою очередь, образовалось слово «memorandum» – «памятная записка». Из латинского оно перешло в английский, а затем и в русский язык.
К синонимам слова «меморандум» относятся: документ, циркуляр, директива, петиция, письмо, протокол, нота, ультиматум, акт, предписание.
Особенные и специфические трактовки
Очень часто можно встретить в договоре страхования или в виде приложения к нему меморандум. Что это такое, если речь идет об этой сфере экономики? В страховых полисах, чаще всего морских, таким понятием обозначают перечень случаев и обстоятельств, которые не подлежат компенсации по договору. В делопроизводстве различных организаций и учреждений также можно встретить документы с красноречивым названием «Меморандум». Значение таких бумаг сводится к банальным докладным запискам, служебным справкам и прочей бумажной корреспонденции.
Есть и специфические значения термина. Например, документ, содержащий перечень ограничений по различным акциям и скидкам, составленный дистрибьютором киноленты и направленный компаниям, занимающимся кинопрокатом. На фондовом рынке существует понятие «инвестиционный меморандум». В этом документе излагается информация, которая необходима или будет полезна потенциальным вкладчикам. Это касается как инвестиций на фондовом рынке, так и прямых вложений в компании и предприятия.