мемфис музыка что это
Как возник фонк и почему его слушают все больше и больше
Как и многие культовые жанры, в момент своего появления фонк был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами
Как и многие культовые жанры вроде трип-хопа или пост-панка, в момент своего появления фонк (phonk) был скорее локальным течением, связанным с конкретными музыкантами.
Только некоторое время назад он стал восприниматься как жанр, не привязанный к географии и определенной тусовке. Но с такой экстраполяцией термина «фонк» согласны далеко не все – хардкорные фанаты жанра считают его целой идеологией и используют это слово исключительно в отношении рэпера SpaceGhostPurrp и его последователей. Именно SpaceGhostPurrp, рэпер и битмейкер из Флориды, в начале 2010-х разработал и популяризировал основы звучания, которое сегодня связывают с фонком.
Многие считают фонк переработкой мемфис-рэпа, андеграундного поджанра хип-хопа, который культивировался с начала 1990-х в штате Теннесси. Для мемфис-рэпа характерно использование 808-х хэтов и коубеллов (звуки драм-машины Roland TR-808), оккультная тематика и эстетика гангста-рэпа. Запитченный вокал (с пониженной тональностью для создания эффекта «демонического» голоса) и общая мрачность звучания также относятся к характерным чертам мемфис-рэпа.
Все эти атрибуты SpaceGhostPurrp действительно использовал в своем рэпе, ставшем реактуализированной пересборкой южного звука 1990-х. Но правда в том, что он использовал не один только мемфис-рэп, а весь олдскульный хип-хоп: west coast, east coast и даже g-funk. Из искаженного funk, кстати, и происходит слово phonk – сэмплы фанковых записей заложили основу звучания хип-хопа 1980-х и первой половины 1990-х.
Возведя переработку старого хип-хопа в метод, SpaceGhostPurrp оказал огромное влияние на звучание и эстетику популярного рэпа 2010-х. Достаточно вспомнить, что первый микстейп A$AP Rocky, одного из главных трендсеттеров последних 10 лет, был написан под сильнейшим влиянием музыки SpaceGhostPurrp, с которым Flacko в то время плотно общался (его продакшен и куплеты также есть на микстейпе). В дальнейшем Роки, как и многие последователи SGP тех лет, в оформлении своей музыки использовал иероглифическое написание, также придуманное SpaceGhostPurrp. Однако, в отличие от SGP, у Роки получилось вывести свою музыку в мейнстрим.
Что касается фонка, то это звучание на многие годы стало маргинальным. Главные представители жанра первой волны – это эмси из тусовки Raider Klan, некоторые из которых стали в дальнейшем важными для хип-хоп-сцены артистами: Xavier Wulf, Chris Travis, Denzel Curry, Key Nyata, Amber London, Nell, Yung Simmie и другие.
Если говорить о важных исполнителях за пределами Raider Klan, можно выделить Dj Smokey. Его музыка – характерный пример дальнейшего развития жанра, ставшего в большей степени битмейкерским, чем рэперским. Среди популярных исполнителей жанра фонк немало битмейкеров, многие – из России и СНГ. Например, белорусский музыкант LXST CXNTURY. По итогам прошлого года он попал в топ исполнителей российского Spotify Wrapped. Он занял 122 место, а его трек ODIUM был в списке лучших треков года с миллионом прослушиваний – сейчас эта цифра приближается к 16 миллионам. До запуска Spotify в России и Беларуси у LXST CXNTURY было 10–11 тысяч слушателей в месяц, а сейчас их число составляет более 600 тысяч. Другой известный представитель жанра – российский битмейкер Kaito Shoma. Интересно, что обоим удалось посотрудничать с легендами вышеупомянутой мемфис-сцены, ставшей основным вдохновением для фонк-музыкантов второй волны. У Kaito Shoma недавно вышел трек с Dj Paul из легендарной Three 6 Mafia и Kingpin Skinny Pimp, с которым и LXST CXNTURY успел выпустить официальный трек.
Если говорить о других популярных исполнителях, близких к фонку, можно выделить Pharmacist, RHODAMINE, Ghostface Playa, Freddie Dredd. Последний – выходец из Канады, на раннем этапе карьеры активно продвигавший свои треки во «ВКонтакте». Интересно, что фонк и близкий к нему клауд всегда пользовались особенной популярностью в России, о причинах этого можно только гадать. Возможно, тут замешан национальный менталитет и наша любовь к печальной, драматичной и мрачной музыке.
В России фонк-звучание медленно развивается уже много лет. Сейчас запрос phonk на 78-м месте по России, за минувшую неделю его искали около 3000 раз, а за неделю до этого – 2983. Фонк не покидает топ-100 запросов по России. В данный момент в Spotify можно найти более 1000 пользовательских плейлистов со словом phonk в названии и 889 – со словом «фонк».
Группа XIII, созданная бывшими участники культового андеграунд-коллектива the Chemodan clan, тоже использует фонк-эстетику, а бывший участник другой русской андер-группы УННВ недавно выпустил трек под бит фонк-битмейкера Dj SACRED.
Глядя на то, как олдскульные рэп-группы начала 2010-х осваивают фонк-звучание, кажется, что аудитория андерграунд-рэпа того времени частично перетекает на русскую фонк-рэп-сцену. А учитывая, что фонк все активнее используют молодые исполнители, вроде тех же Cakeboy и Клоукомы, можно практически с уверенностью сказать, что фонк в России в самое ближайшее время получит серьезное развитие.
Об этом же свидетельствует статистика Spotify. До запуска стримингового сервиса в России (15 июля 2020 года) у Pharmacist было около 2–3 тысяч прослушиваний. Сейчас их среднее количество выросло до 73–75 тысяч слушателей. У RHODAMINE была тысяча слушателей на старте, сейчас их более чем в 15 раз больше. Популярность Freddie Dredd также существенно выросла за последние полгода: 7–8 тысяч слушателей в день в начале 2021 года против 300–310 тысяч слушателей сейчас.
Фонк набирает популярность в России. Отвечая на запрос слушателей, Spotify запустил редакторский плейлист, посвященный этому жанру:
музыка Memphis rap
Three 6 Mafia
830 440 слушателей
Juicy J
Juicy J – это сценический псевдоним американского рэппера, полное имя которого звучит как Jordan Michael Houston. Он появился на свет 5…
Project Pat
282 810 слушателей
Patrick Rasheed Houston родился в 1972 году в Мемфисе, Теннесси. В начале 90х DJ Paul & Juicy J (кстати брат Project Pat’a) создают группу…
Lil Ugly Mane
Undertaker throwing Mankind off the top of the Hell in the Cell ’98 is Lil Ugly Mane. When you turn off your downstairs lights and run upstairs…
Koopsta Knicca
Koopsta Knicca родился в 1976 году в Мемфисе. В составе Мафии выделялся своими скоростными куплетами. Koop без проблем меняет скорость своей…
Kingpin Skinny Pimp
Вики-статьи пока нет.
Tommy Wright III
Вики-статьи пока нет.
Lord Infamous
DJ Paul
113 835 слушателей
DJ Paul начал свою карьеру в начале 1990-х годов как диджей, продюсер и рэпер. Он был участником дуэта Serial Killaz, вместе со своим старшим…
Evil Pimp
Frayser Boy
Вики-статьи пока нет.
Blackout
С подобным названием существует более 40-ка групп:
1)
Страна: USA, New York
Стиль: Post-Metal / Stoner Doom / Psychedelic Doom …
DJ Smokey
Вики-статьи пока нет.
Denzel Curry
554 998 слушателей
Denzel родился 16 февраля 1995 года. Всю свою жизнь провел в солнечной Флориде, а именно в городе Карол Сити. Любовь к хип-хопу родилась еще…
Prophet Posse
Вики-статьи пока нет.
Gangsta Pat
Вики-статьи пока нет.
Gangsta Blac
Вики-статьи пока нет.
Indo G
Вики-статьи пока нет.
Playa Fly
Вики-статьи пока нет.
Da Mafia 6ix
In 2013, it was announced that five of the six original members of Three 6 Mafia, DJ Paul, Crunchy Black, Koopsta Knicca, Lord Infamous and Gangsta…
Взгляд со стороны: почему Мемфис воспринял хип-хоп по своему
Geto Boys, 2 Live Crew — пример очень известных групп из южных штатов конца 80-х, начала 90-х. Но их звук был совсем не таким, как у независимых подпольных артистов, которые на протяжении 90-х годов, если и были известны, то в пределах своих городов или регионов. Первые из них, вообще напоминают звучание западного побережья, но в более хорроркорной версии. За это время артисты из разных южных штатов, реально работают над созданием чего-то нового и уникального. Почему так происходит? Потому что к ним хип-хоп приходит с задержкой. Самое главное, рэп был повсюду. И уже были известные рэп имена с юга, но они делали, что-то более похожее на привычные в тот момент стили с востока и запада. Просто тот устоявшийся хип-хоп уклад из Нью-Йорка на новом месте заново строился в новом виде. И речь, все-таки, про хип-хоп в целом, как молодежного уличного стиля жизни. Вот представьте. Как до России доходил рэп, вот примерно так хип-хоп и доходил до другого штата, при этом видоизменяясь и подстраиваясь под местную самобытность и сплоченность. Другие города, другие пригороды, другой вайб, другой звук.
Слушайте Pop That Pussy — The 2 Live Crew на Яндекс.Музыке
Быстрее, конечно и условия другие. К тому же, есть определенные возможности. Всего этого было достаточно для того, чтобы обрести понимание того, куда двигаться и начать придумывать своё с определенной планки, но не достаточно для того, чтобы уделывать друг друга в интелликтуальном флоу и технике с тем же мастерством, как опытные МС с востока. Но, короче говоря, чтобы выделиться из массы рэперов того времени с востока и запада, нужно быть особенными. А ребята уже чутка опаздывали. Нужно отличаться. Все это влияло на локальную сцену, которая состязалась в звучании внутри коммьюнити. Это давало плоды для зарождения чего-то уникального.
Казалось бы, что рэп община должна быть очень плотной, густой, насыщенной для того, чтобы не просто подключиться к большой игре, а начать играть в нее по своим правилам. И у запада это получается. Благодаря уникальным стилям танца, и граффити в Калифорнии, а так же Ice-T, N.W.A. и далее по классическому списку.
Опять, предлагаю представить Вам такую ситуацию, когда на восточном побережье хип-хоп уже обрастает различными направлениями, успевает делиться на районы, которые, в свою очередь, обретают самобытное звучание, а такое понятие, как «new school» к концу восьмидесятых, успевает применяться несколько раз к исполнителям разных лет. Заметьте, cейчас нет такого разделения на районы в плане звучания. Конечно! Ведь в начале 90-х хип-хоп уже не просто какая-то молодежная субкультура, а музыкальное движение федерального масштаба. Конечно же между соседними районами NYC звучание ассимилируется довольно быстро и теряется в общем направлении, которое позже можно будет обобщенно назвать «boom bap».
Именно оно, спустя время, будет характеризовать классический Нью-Йоркский саунд. Но по началу Ньй-Йорк звучал иначе… Что касается других ветвей хип-хоп движения, таких как брейк дэнс или граффити, то они, так же, развивались и двигались своим чередом, но с точки зрения индустрии, мало соприкасались напрямую с музыкой и поп культурой. По крайней мере, не в таких масштабах, как рэп и диджеинг. Это тоже важный момент. Потому что брэйк на востоке занимал важнейшую позицию в субкультуре. По началу, конечно. Вообще — это был самый зрелищный элемент в направлении. Только представьте себе: вторая половина 70-х годов. Рэпер не называется рэпером, он — «emcee». Как вариант, МС — мастер церемоний. Он вообще занимает крайнее место из тех, кто устраивает какой-то перфоманс на вечеринке. Потому что диск-жокей ставит музло. Окей, тут все понятно, художники рисуют. Это всегда зрелищно. Граффитчики баттлились между собой, делили территорию — кто где будет рисовать, портили рисунки друг друга. Но рисунок долго рисовать и можно, относительно, быстро разглядеть. А вот брейк-дэнс! Это мощь! Это онлайн зрелище баталий танцоров прямо перед тобой. Это твои друзья, которых ты поддерживаешь, это и сам ты… Это состязание, борьба, схватка район на район и так далее. А МС — это просто чел, который фоном ко всему этому веселил толпу и помогал диджею раскачать ее. Все верно. Профаны часто скажут, что рэп всегда и изначально был музыкой протеста и всякое такое.
Для начала, скажу, что рэп — это не музыка. Рэп, изначально — это способ подачи голосом. Поэтому рэп можно читать под любую музыку. Но, другое дело, что рэп сам становится музыкальным направлением в основе которого лежит… рэп, как речитатив. Ну, и, как я уже сказал — хип-хоп и рэп, как его составляющая не были никаким протестом. Это все было для веселья и развлечения на тусовке. Поэтому, многие, кто ругает современных артистов за то, что они делают свою музыку ради тупого развлечения, могут оказаться неправы в том, что обвинят их в отдалении от корней. Скорее, это своеобразное возвращение к ним.
Хип-хоп, с самого начала имел другой социальный аспект. И это не то, что рэперы читали про гетто и жизнь в бедных районах.
Об этом всем, опять же, можно долго рассказывать, но если коротко, то в танце, граффити и рэп баттлах жители Южного Бронкса и близлежащих районов находили спасение от уличных разборок. Такие личности, как Afrika Bambaata, Grandmaster Flash, Dj Kool Herc пропагандировали новый способ решения конфликтов уличных банд и простой молодежи. А надо напомнить, что тогда Бронкс горел в буквальном смысле и на улицах очень сильно была развита преступность. Намного сильнее того, что было пару десятков лет ранее или позже. Как пример — фильм «The Warriors». Если хип-хоп, в начале и был протестом, то только протестом против насилия во имя соревнования. Но, по сути, народ нашел свой способ развлекаться на улицах независимо ни от кого.
Кстати говоря, к концу 80-х, одной из причин подъема гангста рэпа в LA станет то, что на востоке его появление оттягивалось за счет особой философии, которая рассматривала хип-хоп, как способ решения внутренних проблем в коммьюнити и отдаление от самоистязания общества.
Поэтому у MC из Нью-Йорка не было принято рассказывать о THUG LIFE. Бандитский посыл совершенно другой и он не только ставит Калифорнию на карту рэп индустрии, но и косвенно сподвигает Нью-Йорк стать более жестким
Взгляд со стороны: почему Мемфис воспринял хип-хоп по своему?
Вернемся в Теннеси. Мемфис. Конец 80-х годов. Конечно, люди слушали рэп. Конечно, кто-то танцует брейк дэнс. Но сам город, не такой большой и количество этих танцоров можно сравнить с количеством таких же, где-нибудь, в Москве. Хотя, думаю, что и до Москвы не дотягивало. Теннесси — сильно развитый штат в плане музыкального достояния. В Нэшвилле и Мемфисе писались и выпускались известнейшие музыканты до эпохи хип-хопа и во время нее.
Город в штатах, как и многие другие, назван в честь другого известного города, в данном случае — из древнего Египта. И здесь присутствует чуть-ли не мифологическая взаимосвязь. Спортивная арена в виде египетской пирамиды, открытая в 91-ом году становится, не только, видным символом всего города, но и одним из главных ассоциативных деталей, связывающих с местной культурой, в частности, музыкой. Позже, она будет часто появляться, на обложках релизов местных рэперов и их будущих последователей.
Вот на западном побережье есть свои стили танцев, со своими движениями, истоки которых лежат еще в середине века. Они подстраиваются под местное звучание, которое, в свою очередь, продолжает звучать так, как музыка под которую те танцы и придумывались. Это, не имело прямого отношения к тому же брейку. Но это был некий симметричный ответ Нью-Йорку. На юге и, в частности, небольшом городе на Миссисипи — Мемфисе такой темы не было. А это значит, что здесь быстрее и более явно оказывается музыкальная составляющая хип-хопа. Это значит, что здесь, изначально, не закладывается идея того, что это какое-то соревнование, что надо с кем-то состязаться, тем более в команде и бэттлится за репутацию в том понимание, которое было привычно на востоке. Понимание того, что ты можешь рисовать или танцевать и привлечь достойное внимание или дать отпор в конфликте… Нет! Всем интересно сделать свою музыку и сделать это любым способом, как всегда, даже из любых подручных средств. Ну кому — всем? Тем нескольким людям, которые раньше всех увидели в этом перспективу или обратили свой особый интерес.
Был Gangsta walk — это своеобразный танец по типу c-walk и b-walk, в котором основные движения делаются ногами. Такие танцы были распространены по штатам. Именно он и будет сопровождать в клубах будущий мемфисский хип-хоп. В 1991ом году был даже локальный хит местного рэпера SMK — Gangsta Walk, под который занимались именно этим. Сам танец просто беспощадно поработил город. Но, важный момент, что это было уже к концу 80-х.
Даже в начале и середине девяностых в NYC будет много известных рэперов, которые начинали свою карьеру с танцев или которые, если и не танцевали — были в теме и росли среди этого. На юге — это никого не интересовало в той степени и, можно сказать, восприятие хип-хопа, в чем-то, ближе к тому, которое присуще сейчас повсеместно. А именно такому, что хип-хоп — это и есть рэп музыка. Тот ветхозаветный культурологический аспект отходит на задний план и местные творцы видят это все в другом свете и сразу начинают идти на несколько шагов впереди. Но, при этом, начинают с самого начала. Получится так, что это все выльется в глобальное масштабное явление только к 2010-ым, ну или середине 2000-х, в то время, как East coast и West coast к этому моменту уже являются классикой, как в андерграунде, так и в мейнстриме.
Тут можно рассмотреть на примере истории государств. Вот в 18-19-х веках США — были колониями, которые уже были прогрессивными, но играли роль второго плана на геополитической карте мира. Это позволило им, независимо от того же европейского котла цивилизаций, в течении пары столетий не только догнать в развитии передовые страны, но и, в некотором роде, обогнать их, занимая лидирующие мировые позиции. Тут так же. По началу то, что будут делать местные MC, в поисках чего-то нового — напоминает простые считалочки, под элементарный ритм. Но это будет сразу же звучать иначе, по другому. Останется только доводить до ума.
Я не смог найти сами записи, но нашел интересную статью про южный хип-хоп, где рассказывается, что первой рэп записью города можно считать Cool k — «I Need Money» (1986), а первой записью, которая играла на радио W-Def — «Ain’t Nothing like the Bass» (1989).
Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)
Если вы любите вызывающе смелые цвета и узоры, то будете очень рады услышать, что стиль Мемфиса, стиль дизайна, созданный в 1980-х годах в Memphis Group, снова в моде.
Обратимся к Memphis Group и посмотрим, как вы можете применить стиль Memphis в своей собственной дизайнерской работе.
Чем был Memphis Group?
В 1981 году итальянский дизайнер Ettore Sottsass собрал группу из художников и дизайнеров под названием Memphis. Это имя появилось потому, что во время первого собрания группы звучала песня Bob Dylan ‘Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again’.
После учредительной встречи группа решила, что они снова соберутся в феврале 1981 года. Они принесли с собой 100 рисунков, представляя множество смелых, красочных проектов, различных по стилям.
Группа Мемфис продолжала создавать мебель, ткани, узоры, керамику и другие изделия в отчетливо постмодернистском стиле, сочетающем стилистические черты китча 1950-х годов, арт-деко и поп-арт.
Комната с мебелью и предметами в стиле Мемфис, в рамках коллекции дизайна в Мемфисе-Милане. CC Wikipedia.
Первоначально критика на произведения Memphis Group была отрицательной. Использование ими пластика «плохого вкуса» и конфликтных цветов не вызвало резонанса с более широко принятыми стандартами дизайна того времени.
Однако теперь мы можем признать, что проекты Memphis Group были новаторскими. Они отличались от тёмных, слишком стильных и серьёзных стилей дизайна 1970-х годов.
Свежий подход Мемфиса к дизайну, который характеризовался творчеством и юмором, стал прочным стилистическим признаком 1980-х годов.
После шести лет творческой деятельности, в 1987 году, группа Memphis распалась. То, что в своё время было описано как причуда, теперь переживает второе рождение.
How to Create a Retro 3D Displaced Text Effect in Adobe Photoshop
Один из членов группы Memphis Nathalie Du Pasquier недавно сотрудничала с датской дизайнерской компанией HAY для создания продуктов, вдохновленных Мемфис. Мир моды, такие дома, как Dior и Missoni, быстро отреагировал, чтобы оживить стиль, создав коллекции и шоу-наборы, вдохновлённые Memfis Group.
Какой он, стиль Memphis?
Какую бы оценку вы не давали, вы не можете отрицать влияние группы Memphis на графический дизайн и дизайн интерьера сегодня.
‘Casablanca Cabinet’, designed by Ettore Sottsass in 1982. CC Wikipedia.
Графический дизайн позволил воссоздать стиль Memphis для современной аудитории, дизайнеры создают шаблоны, текстуры, цветные шрифты и плакаты, используя геометрические фигуры своей торговой марки и смелые цвета.
Как применить стиль Memphis в своей работе?
Если стиль мебели Memphis годится не для каждой чашки чая, к счастью, возрождение стиля в графическом дизайне и иллюстрации радует больше.
Хорошей отправной точкой является создание векторного рисунка из повторяющихся фигур, таких как треугольники, круги и волнистые линии, чтобы придать любому фону привкус Memphis.
Попробуйте смягчить цветовую палитру вашего рисунка до более приглушенных тонов, чтобы стиль выглядел свежим, а не атавизмом.
Такой фон подойдёт для печати визитных карточек или приглашений. Соедините его с простой, без засечек типографикой, чтобы стиль смотрелся слегка забавно.
Вам не нужно быть знатоком в Мемфисе, чтобы извлечь лучшие элементы стиля. Смешение влияния Мемфиса с другими признаками ретро-дизайна придаст узорам привлекательный вид в соответствии с сегодняшними предпочтениями. В этих retro-style patterns заметно влияние дизайна 1970-х годов и стиля Мемфиса в виде смешения пастели и неона.
Попытайтесь добавить современный взгляд, чтобы ваши работы были в тренде. В этом уроке стилю Memphis добавлено 3D и свежая пастельная палитра.
How to Create an Abstract Pastel 3D Text Effect in Adobe Photoshop
В этом учебнике влияние стиля Мемфиса разделено на основы, с минимальными линиями, богатой цветовой палитрой и плоским дизайном.
How to Create a Bold 90s Text Effect in Adobe InDesign
Заключение
Несмотря на плохое отношение критики в своё время, стиль Memphis доказал свою актуальность для дизайнеров, которые имеют смелый, юмористический подход к своим творениям.
Что делает стиль Мемфис таким увлекательным, так это отсутствие правил, связанных с ним. Это действительно стиль, который охватывает эклектичный и по-настоящему креативный дизайн. По своей сути это оптимистичный стиль дизайна, возможно, поэтому дизайнеры и иллюстраторы открывают его новую актуальность сегодня.
Хотя стиль Мемфис имел расцвет в 1980-х годах, его влияние также отфильтровывалось и в эпоху 90-х годов. Ознакомьтесь с этими учебниками для знакомства с ярким, оптимистичным стилем 1990-х годов: