мехмат что это за профессия
Карьера в МГУ
Практика и трудоустройство
Практика – важнейшая часть обучения в любом вузе. Возможность применить свои знания появляется у студентов мехмата на 6 курсе.
Разновидностей практики – три: производственная (сентябрь 6 курса), педагогическая (февраль 6 курса) и преддипломная.
Производственная практика проходит в той или иной научной организации или компании; место будушей практики может выбрать сам студент, либо его может направить факультет. Как правило, эта практика проходит в ведущих российских или международных компаниях, связанных со сферами экономики, аналитики, финансов, IT, в наукоемких производствах.
Вот лишь несколько компаний, с которыми постоянно сотрудничает мехмат: «Boeing», «Сухой», «Huawei», «Аэропорт Домодедово», «Яндекс», «Тинькофф». Студенты мехмата востребованы на предприятиях, которые занимаются вычислительными задачами для нефтяников, в промышленном производстве.
Преддипломная практика тесно связана с темой диплома; она проходит в научно-исследовательских институтах. Это возможность пообщаться со многими специалистами, посмотреть на свою научную работу с другой стороны. Многие студенты проходят практику в Институте им. В.А.Стеклова: участвуют в семинарах, проводят совместные исследования.
Возможности трудоустройства у выпускников мехмата невероятно разнообразны. Это может быть как преподавательская деятельность, в нашей стране и за рубежом, так и работа в известных компаниях, занимающихся прикладными задачами в тех или иных областях промышленности, сельского хозяйства; математическим обеспечением разведки нефтяных месторождений; в финансовой сфере. Кстати, на мехмате есть экономический поток, который сотрудничает с факультетом Московской школы экономики и поддерживается банком «ВТБ».
Уже начиная с 3 курса у студентов есть возможность публиковать свои исследования в профильных изданиях: «Вестнике Московского Университета» (серия «Математика и механика»), в центральных математических журналах России, большая часть которых издается Академией наук и Институтом Стеклова, в зарубежных специализированных журналах.
Виктор Харламов, студент мехмата
«Я стажировался со средних курсов и работаю сейчас бизнес-аналитиком в Тинькофф. Параллельно тому, как я набирался опыта на работе, на мехмате шли вероятностные и статистические курсы. Так как я не забросил учёбу в угоду работе, и вообще был на кафедре теории вероятностей и случайных процессов, по каждому из курсов у меня сформировалась хорошая теоретическая база. Поэтому я смог хорошо прочувствовать то, как овладение теоретическим материалом способствовало тому, чтобы я смотрел на данные всё более правильно, мог грамотно делать выводы. Сейчас это образование помогает мне как консультировать коллег на работе, так и самому изучать новые для себя работы и области, заниматься научной деятельностью».
Станислав Самойлов, студент мехмата
Обзор факультетов МГУ: механико-математический факультет
Высокий конкурс, математика, физика и физкультура, современное общежитие и красивые девушки. ☺
Где расположен
Мехмат располагается в первом корпусе главного здания МГУ по адресу Ленинские горы, д. 1. Факультет занимает 12–16 этажи, отдельные занятия проходят во втором учебном корпусе на 1-м и 4-м этажах.
Добираться до факультета удобнее всего от станции метро «Университет» автобусами №№ 1, 113, 119, 661 до остановки «Дом Культуры МГУ». Пешая прогулка занимает около 15 минут.
Общежитие
Иногородним, имеющим постоянную регистрацию за пределами 5-й зоны Московской железной дороги (это примерно 40–50 км от Москвы в зависимости от направления), предоставляется общежитие. Бюджетникам место в общежитии выделяется бесплатно, студенты, которые учатся на коммерческой основе, могут заселиться за плату при условии наличия свободных мест.
Как правило, первокурсников мехмата заселяют в «Дом студентов на Ломоносовском» по адресу Ломоносовский проспект, дом 27, корпус 11. Это современный многоэтажный жилой корпус, рассчитанный на 2700 студентов, в нём есть столовая, прачечная, тренажёрный и актовый залы, зоны отдыха и медицинский кабинет. Комнаты в общежитии двух-трёхместные, с отдельными кухнями и санузлами. От метро «Университет» до общежития ходит автобус 447, а до главного здания — 15 минут пешком по территории МГУ.
Направления обучения, экзамены, проходные баллы
На факультете два основных направления — математика и механика. Обучение ведётся по программе специалитета и длится 6 лет. Специалитет охватывает программу бакалавриата и магистратуры (4+2 года).
Экзамены на оба направления совпадают. Потребуется предоставить результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку, а также сдать дополнительное вступительное испытание по математике.
ДВИ по математике — общее для всех факультетов, это письменная работа, которая оценивается точно так же, как ЕГЭ, по 100-балльной системе. Образцы ДВИ прошлых лет выложены на сайте факультета.
Количество бюджетных мест на математике — 268, на механике — 112. На платной основе зачисляют 60 и 30 студентов соответственно.
Проходной балл для поступления на мехмат колеблется год от года в пределах 300–335 баллов. В 2018 году на математику проходной балл был 333, на механику — 328. Это означает, что средний балл за ЕГЭ для поступления — 83.
Направление можно выбрать уже после окончания вступительных испытаний: если не хватает баллов для поступления на математику, можно подать заявление на механику.
Конкурс
Как видно из таблицы, опубликованной на сайте МГУ, с конца 1990-хх годов конкурс на мехмат неуклонно растёт. В новом тысячелетии лишь в 2005, 2010 и 2011 он опускался ниже 5 человек на место. В 2017 году на мехмат было подано более 4 тысяч заявлений, в 2018 году — 3,2 тысячи.
Льготы при поступлении
Направление | Бюджетные места для поступающих на основные конкурсные места | Бюджетные места, выделенные для поступающих по особой квоте |
---|---|---|
Математика | 241 | 27 |
Механика | 100 | 12 |
По особой квоте поступают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Полный список льготных категорий можно найти на сайте МГУ.
Дополнительные баллы при поступлении на мехмат начисляются:
Кроме того, льготы при поступлении предоставляются победителям и призёрам олимпиад, входящих в перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы.
Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике поступают на мехмат без экзаменов, им достаточно представить в приёмную комиссию аттестат и диплом олимпиады.
Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, получают 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, но только в случае, если с момента проведения олимпиады прошло не более четырёх лет.
Также льготы предоставляются победителям и призёрам олимпиад из перечня олимпиад школьников 2018/2019 по математике, физике и комплексу предметов, включающих математику и физику. В зависимости от конкретной олимпиады и профиля это либо зачисление без экзаменов, либо 100 баллов за ДВИ по математике/ ЕГЭ по физике. С подробным списком также можно ознакомиться на сайте МГУ.
Оплата обучения
В 2018 году обучение на мехмате стоило 310 500 рублей за семестр. Информацию о текущей стоимости необходимо уточнять в приёмной комиссии МГУ.
Немного истории
В нынешнем виде механико-математический факультет был создан 1 мая 1933 года. В этот день в МГУ была восстановлена факультетская система. Однако традиции математических исследований и преподавания математики в Московском университете уходят корнями в середину XVIII века. Фактически, нынешний мехмат вырос из одной-единственной кафедры, на которой читались курсы элементарной алгебры и геометрии, тригонометрии, основ механики, астрономии, оптики и гидравлики.
На протяжении XIX века уровень преподавания математики неуклонно рос, и к 1917 году в МГУ сложилась своя математическая школа. После революции 1917 года научная работа не остановилась. В 1921 г. в университете был создан Научно-исследовательский институт математики и механики. Продолжались исследования теории функций и теории тригонометрических рядов, теории вероятностей и теории чисел, были заложены основы советской топологической школы. Параллельно развивались исследования в области физики. Учёные из мехмата принимали участие в передовых оборонных и космических исследованиях.
На момент создания в 1933 году на механико-математическом факультете было девять кафедр — две кафедры математического анализа, дифференциальной и высшей геометрии, высшей алгебры, теоретической механики, гидромеханики, аэромеханики и теории упругости. С тех пор их количество увеличилось почти в три раза — на современном мехмате 25 кафедр. За почти 90 лет существования факультета он стал центром фундаментальных исследований в области теоретической и прикладной математики, механики и информатики.
О студенческой жизни
Студенты мехмата — дружный коллектив, на факультете есть свой студенческий профсоюз, который постоянно организует концерты, встречи, розыгрыши призов, спортивные соревнования. На факультете проходят самые разные мероприятия, от турниров по интеллектуальным играм до конкурсов красоты.
Кстати, вопреки предубеждению, на факультете учатся и девушки — их примерно 20% от всего числа студентов.
Что говорят, что пишут
О том, зачем поступать на мехмат
«На мехмате из-за большого масштаба факультета есть возможность более широкого выбора в науке и появляется больше возможностей для реализации себя не в науке». Сергей Морозов
Об учёбе
«По сути, первый семестр — попытка рассказать всю школьную программу нормальным языком. На этом этапе ребята из матшкол отдыхают, ребята из прочих ботают. Потом ботать приходится всем. А без любви к математике я вообще не знаю, что делать на мехмате. Сначала в неделю примерно 20 пар, из них 17 — разные сорта математики, 2 — физкультура и один английский. Без любви к математике заставить себя всё это выучить будет сложновато». Александр Рогачёв
«Не выдерживают в основном те, кто недостаточно уделяют времени учёбе. Я не встречал ни одного человека на мехмате, кто старался, но не выдерживал нагрузки». Глеб Фёдоров
«Первые два курса жизнь подчинена расписанию, потрёпанный листочек с которым висит на такой же потрёпанной стене. Большая часть жизни — лекции, нескончаемые лекции. Ты их пока не можешь позволить себе пропускать, потому что ещё зелёный, боишься вылететь и начать побираться. Этот адок переписанных тобой формул становится терпимее после семинаров. К третьему курсу мгла отходит и ты начинаешь врубаться». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».
О преподавателях
«Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции». ©
О физкультуре
«Мехмат — уникальный факультет, где физкультура обязательна до конца 4-го курса! Ни на одном другом факультете такого нет. Сделано это с исключительно благой целью — чтобы студенты отвлекались от учёбы и не сходили с ума». ©
О физике
«У механиков два семестра общей физики, семестра четыре теоретической и аналитической механики, три семестра механики сплошных сред и физ-мех практикумы (аэродинамические трубы, пластичности, упругости, гидродинамика) (более чем много, и это я не всё вспомнил + спецкурсы, а их можно набрать любое количество)». Александр Рогачёв
О программировании
«Прогу освоить придётся по меньшей мере в объёме, достаточном для быстрого написания кода. Ну а если попадутся хорошие преподаватели, типа К.Ю.Богачёва, то освоить придётся гораздо больше и весьма крепко, это факт». © Александр Гаргянц
О студенческой жизни
«Скрюченных ботаников в очках на мехмате мало. В основном — нормальные парни с высоким мнением о себе. У многих — нотка высокомерия. Почти все уходят в иронию, чтобы не сойти с ума. Абсолютно все заводят хобби, отличное от специальности, зачастую это интенсивный спорт. На мехмате обязательная физкультура сохраняется до 4 курса, поэтому под серыми футболками у мехматян кубики. А в общаге вообще принято качаться. Футбол — прямо-таки факультетский спорт, бег и гандбол — новое местное увлечение, потихоньку накрывающее всех». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».
О трудоустройстве
«С трудоустройством проблем нет, в Москве мехмат очень ценится. Но главное — вы сами будете чувствовать себе цену после мехмата!» Глеб Фёдоров
«После мехмата большинство выпускников выбирают коммерцию. Идут в банковскую сферу, IT, финансовый сектор, консалтинг, всевозможными аналитиками». Глеб Фёдоров
«Достаточно зайти на любой ресурс с размещением объявлений о вакансиях и поискать по ключевым словам „хорошее знание математики“, „математик“, „теория вероятностей“, „статистика“. Выпускники мехмата работают во всех возможных крупных и не очень компаниях по всему миру». Александр Шкляев
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Как поступить на мехмат МГУ?
На 1 и 2 курсе студенты изучают общие основные предметы учебной программы. На 3-м курсе они выбирают направления и кафедру, где их исследовательскую работу направляет консультант.
Механико-математический факультет совместно с Институтом механики МГУ организовали студенческие конкурсы по робототехнике. Участники соревнований могут реализовать свои математические модели на практике, пройдя весь путь от постановки теоретической задачи до конструирования робота.
Мехмат имеет два подразделения:
Зачем нужна математика?
Математика как наука представляет собой совокупность отраслей. Студенты направления «Математика» изучают:
Зачем поступать на Механику?
Механика является основой техники. Механики исследуют и разрабатывают математические модели движения и взаимодействия тел и частиц, а также взаимодействия масс, изучают механические характеристики различных сред. Не имея дело с конкретной конструкцией, специалисты по механике создают теоретическую основу для применения в других науках, в машиностроении и в промышленности. Достижения школы механики МГУ признаны во всем мире, они повлияли на развитие современного машиностроения. Для современной механики характерны разнообразные приложения математических знаний, в том числе наиболее недавно разработанные разделы теоретической и вычислительной математики. Численный эксперимент стал одним из наиболее эффективных методов для инженеров-механиков. Связь между механикой и математикой заметна. Механика стимулирует развитие многочисленных отраслей математики, формулируя задачи, которые математике предстоит решать. Это плодотворное взаимодействие объясняет преподавание этих наук на том же факультете МГУ.
Университет предлагает 6-летние программы специалиста по механике и математике.
Механика и Математическое моделирование
Ученые кафедры разработали уникальные курсы по механике твердого тела, аэромеханике и гидромеханике, механическому и компьютерному моделированию, нанотехнологиям, чтобы обеспечить студентов передовыми знаниями и навыками, необходимыми для разработки инженерных решений. Механики каждый год имеют право туда записаться.
Кем бывают после мехмата?
Встречает мастер своего преподавателя по вышке лет через восемь после
окончания вуза, разговорились, вспомнили время былое. Профессор
— Вот я вам читал три года высшую математику, скажи, в жизни тебе мои
знания когда-нибудь пригодились?
— А ведь был один случай.
— Очень интересно, расскажите, я его буду на лекциях рассказывать, что
высшая математика не такая абстрактная наука и в жизни бывает нужна.
— Шел я как-то по улице, и мне шляпу ветром в лужу сдуло. Так я взял
кусок проволоки, загнул его в форме интеграла и шляпу достал!
Сижу я как-то в батутном центре, жду пока дочь отпрыгается. Рядом сидит мадам и разговаривает по телефону. Я сижу, втыкаю в телефон, а она всё разговаривает и разговаривает. Волей неволей прислушиваюсь. Обсуждает она с кем-то то ли какого-то родственника, то ли общего знакомого. И вот она заявляет:
— Да не надо ему на мехмат поступать. Кем он после него будет? Учителем математики? Вот то ли дело.
Даже от телефона оторвался. Она это сейчас на полном серьёзе сказала.
Итак, поскольку в обществе зафиксирована такая средневековая дикость и невежество, то их необходимо развенчать самым решительным образом!
Сначала кратко пробежимся по предметам, которые преподаются на механико-математическом факультете. В основном это, конечно, всякие разные математики: теория множеств, математический анализ, алгебра, дифференциальное исчисление, топология, функциональный анализ, логика и дискретная математика, теория вероятностей и математическая статистика и тому подобная дребедень.
Изредка встречаются общеобразовательные предметы типа культурологии, истории, физики, экономики и программирования на уровне «а давайте запрограммируем на паскале такой-то численный метод. «
То есть, действительно, выпускник ММФ не знает о жизни и мире вокруг вообще ничего и не имеет каких-то полезных для общества навыков. Ни картошку сажать, ни атомные станции строить.
А что же он умеет? Его вообще чему-то полезному дрессировали или он там штаны за казённый счёт просиживал в своё удовольствие?
Для этого нужно немножко рассказать про математику в целом. Каждая математическая дисциплина строится примерно одинаково. Аксиомы, определения, следствия из этих аксиом и определений, леммы, которые построены на этих следствиях и теоремы, которые построены на всём предыдущем.
Если чему на ММФ и дрессируют, так это именно тому, что ты должен ПОНИМАТЬ что откуда следует. И если преподаватель на экзамене тебя спросит: «А это почему так?», а ты ответишь: «Мы так на практике делали», то тебя подвергнут психологическому насилию. Эту простую мысль вдалбливают тебе в тупую башку пять лет к ряду. Ты сопротивляешься, но это не помогает. Рано или поздно появляется озарение: «Так вон оно чё, Михалыч!» Но даже если этого озарения и не происходит, то в подкорке на уровне рефлексов остаётся навык. Каждое утверждение можно размотать до элементарных определений и неопределимых понятий. И построить логическую цепочку. И либо подтвердить утверждение, либо опровергнуть. И точно также из каких-то базовых постулатов вывести некоторые более сложные утверждения.
Он выходит в реальный мир и говорит: «И чё дальше?»
Вокруг ходят люди, куда-то спешат. По слухам сейчас надо как-то работу найти. А как?
Итак, наш выпускник ничего не знает об окружающем мире и устраивается куда-нибудь на работу. Входит в социум и начинает коммуницировать. И тут он с удивлением осознаёт, что очень легко вникает в совершенно новую для него область знаний. Ибо всё вокруг есть элементы, которые слагаются в множества, а каждое действие это всего лишь отображение из множества N в множество M. И надо только выбрать тот или иной раздел математики, который с достаточной погрешностью описывает конкретно эту область знаний.
Поначалу это его затягивает, он начинает понимать неофициальный лозунг ММФ «Мы Можем Фсё!».
Однако после нескольких игр в реальность приличная часть выпускников попадает в следующую ситуацию:
— Ну если поллитру выпью, то могу.
— Ну так а почему ничего не делаешь?
Итак, кем может стать выпускник ММФ? Я сейчас подберу несколько разных вариантов со своего потока.
1. Заместитель директора Новосибирского отделения Сбербанка.
3. Главный бухгалтер крупной ООО-шки.
5. Преподаватель ВУЗа. (Преподаёт более десятка различных дисциплин. Эдакий человек-оркестр.)
А зачем я это пишу?
Ибо если вы это скажете, то будете выглядеть полнейшим идиотом )
Ребят, я с этим и согласен и не согласен одновременно.
Не должно высшее образование «только развивать голову». Хотя, конечно, это, основное. Но голова и сама развивается в течении жизни, если ей пользоваться. Дополнительно можно использовать различные интеллектуальные игры. А логические цепочки, в виде причин и следствий, повсеместно присутствуют в нашей жизни, нужно только научиться их замечать 🙂
Но всё-таки развитие головы, должно происходить, с интеграцией этой головы куда-то. И этот процесс должен быть органичен.
Поэтому, конечно, я считаю математику и логику важнейшими аспектами нашей жизни, но именно встроенность этих процессов в нашу повседневную (рабочую в том числе) деятельность, я считаю ключевым, для понимания не только зачем нужны «все эти методы», но и раскрытия самих методов. По-идее, ПОСЛЕ того, как мы понимаем задачу, нужно обращаться к математике и искать «математический аппарат», который позволит отразить нужные нам процессы наиболее адекватно.
Но учителем математики он сможет работать?
А еще бесят типа «пролетарии», которые думают, что выпускники вузов гвоздя вбить не могут, а сами розетку поменять нанимают электрика.
И их намного больше зарубежом, чем в России.
С тем же успехом они могли окончить и другую специальность, не сильно повлиял бы мех мат на то кем, после ВУза будут. Важней личностные качества.
Автор тот самый таксист?))
А если серьезно, сам чем занимаешься?
Религиозное воспитание
Кто выключил свет?
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
О наслаждении
Мышеловка
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Ответ на пост «Спалилась»
Мэр Краснодара, задержанный днем за взятку, вернулся на рабочее место
Глава Краснодара Андрей Алексеенко, задержанный днём 22 декабря по подозрению в получении взятки, вернулся в мэрию и снова продолжает исполнять обязанности.
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Моя твоя не понимать
Вот так раз и за несколько секунд выучил русский язык. Гений просто.)
Никто да?!
Цензура
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.