медуза новости это что такое
4 года русофобской пропаганды: почему «Медуза» ещё до сих пор работает в РФ?
Русофобская помойка, именующая себя оппозиционным изданием, вот уже 4 года льёт грязь на Россию и её граждан за деньги беглого олигарха Ходорковского и гранты от фондов Сороса и других американо-европейских спонсоров. При этом «Медуза» предусмотрительно расположилась в Латвии, дабы издалека заниматься антироссийской деятельностью и максимально упростить себе финансирование.
Не гнушалась «Медуза» и откровенной пляской на костях, то есть пиаром на массовых убийствах и терактах. Так журналисты даже умудрились оскорбить жителей Санкт-Петербурга, вышедших почтить память погибших при теракте в метро, утверждая, что соболезнующих питерцев «сгоняли» на акции чиновники.
За четыре года «Медуза» умудрилась отличиться сотни раз подобным образом, и даже заслужила от читателей неформальный лозунг – ни дня без фейка. При этом издание даже особо не скрывает, на кого работает. Открылось издание в 2014 году исключительно на деньги Ходорковского. Беглый олигарх сам признавал, что вложил только в открытие как минимум 250 тысяч долларов и с тех пор регулярно выделял крупные суммы на содержание «Медузы». Также издание активно подпитывается грантами ряда иностранных фондов и организаций.
Последняя финансовая отчётность фиксирует получение грантов как минимум от двух крупных антироссийских фондов, один из которых связан с разжигателем «цветных революций» Джорджем Соросом. Несмотря на это, издание до сих пор не признали иноагентом, и оно работает на территории РФ на общих правах, что просто неприемлемо со всех точек зрения и даже по всем нормам международного права.
В честь своего мини-юбилея русофобское издание запустило опрос среди читателей: «Как «Медуза» изменила вашу жизнь?». После всех «подвигов» пропагандистов под вывеской оппозиционной газетки, неудивительно, что многие пользователи сети отвечали вопросом на вопрос, интересуясь, почему эту инфопомойку ещё не закрыли и советуя «Медузе» убираться из медиапространства РФ, и чем скорее, тем лучше. Эта пародия на СМИ давно заслужила сурового наказания, а не только блокировки и закрытия.
Кого агрегирует Meduza?
Гегель считал, что общество становится современным, когда новости заменяют религию.
The News: A User’s Manual, Alain de Botton
Читать все новости стало разительно невозможно. И дело не только в том, что пишет их Стивен Бушеми в перерывах между боулингом с Лебовски, а скорее в том, что их стало слишком много. Тут нам на помощь приходят агрегаторы новостей и естественным образом встаёт вопрос: а кого и как они агрегируют?
Заметив пару интересных статей на Хабре про API и сбор данных популярного новостного сайта Meduza, решил расчехлить щит Персея и продолжить славное дело. Meduza мониторит множество различных новостных сайтов, и сегодня разберемся какие источники в ней преобладают, можно ли их осмысленно сгруппировать и есть ли здесь ядро, составляющее костяк новостной ленты.
Краткое определение того, что такое Meduza:
«Помните, как неумные люди все время называли «Ленту»? Говорили, что «Лента» — агрегатор. А давайте мы и в самом деле сделаем агрегатор» (интервью Forbes)
(это не просто КДПВ, а топ-35 медиа по числу новостей указанных в качестве источника на сайте Meduza, включая её саму)
Конкретизируем и формализуем вопросы:
Иначе говоря, можем ли мы выбрать небольшое число источников достаточно покрывающих всю ленту новостей?
Проще говоря, можем ли мы кластеризовать источники в осмысленные группы?
Под общими параметрами здесь понимаются такие величины, как количество новостей во времени
Что такое источник?
У каждой новости на сайте есть указанный источник, в качестве примера помеченный ниже красным.
Именно этот параметр нас сегодня и будет особенно интересовать. Для анализа нам нужно собрать мета-данные по всем новостям. Для этого у Meduza имеется внутренний API, который можно использовать для своих нужд — запрос ниже вернет 10 последних русскоязычных новостей:
На основе вот этой Хабра-статьи с кратким описание API и подобных запросов, мы получаем код для скачивания данных
Пример того, как выглядят данные для изучения:
Данные для статьи были собраны в середине июля 2016 и доступны здесь
Типы документов и надежность источника
Начнем со следующего простого вопроса: какова доля новостей среди всех имеющихся документов и какой вид имеет распределение типов документов?
Из этого распределение видно (для удобства здесь же табличное представление этого распределения ниже), что новости составляют порядка 74% всех документов.
Далее мы сфокусируемся на новостях и в качестве иллюстрации рассмотрим параметр «надежность источника», применимый только к новостям:
Как мы видим фактически все новости попадают в категории «надежный источник» или «требует подтверждения».
Анализ и кластеризация источников
На самом первом графике (в начале статьи) мы видим, что существенный вклад вносят несколько топовых источников. Возьмем источники, на которые приходится порядка
100 ссылок и попробуем найти на них структуру.
(размеры вершины и дуг пропорциональны количеству ссылок)
Безусловно количество кластеров и само разбиение может быть иным и во многом здесь субъективно.
Из графика выше мы видим, что самый большой вклад вносят российские информагентства
30% всех новостей, за ним следуют бизнес-медиа с
11.5%, далее переводы англоязычных медиа
8.5% и мировые информагентства
3.5%. Совокупно эти четыре кластера покрывают бо́льшую часть новостей (50%+). У остальных кластеров Также сайты и журналы
Выводы и ссылка на данные
Тезисно, выводы по рассматриваемым вопросам:
Q1: Топ 10-15 новостных источников составляющих большинство новостей: российские информагентства и бизнес-медиа, а также переводы известных международных информагентств и медиа (более половины всех новостей) — см. первый график.
Q2: На топовых источниках выделено семь кластеров: причем четыре ключевых перечисленных выше (Q1) покрывают большинство топовых источников и большинство самих новостей — см. график в разделе «Анализ и кластеризация источников».
Данные (актуальность — середина июля 2016) доступны в git репозитории.
Основательница «Медузы» анонсировала закрытие проекта
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Генеральный директор и основательница новостного издания «Медуза» (внесено Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) Галина Тимченко анонсировала закрытие проекта. Об этом сообщает «Голос Америки» (внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) со ссылкой на выступление Тимченко на виртуальной встрече в Институте Кеннана.
Тимченко отметила, что в мае издание потеряло более двух миллионов евро доходов из-за того, что попало в список иностранных агентов. Это решение Минюста привело к негативным для «Медузы» последствиям, считает учредительница.
«Проект будет закрыт, существующая бизнес-модель рухнула», — сказала Тимченко. Она подчеркнула, что даже во время запуска «Медузы» в 2014 году создатели проекта были готовы к такому исходу.
По словам Тимченко, самым серьезным ударом для издания стало то, что люди стали бояться общаться с журналистами «Медузы».
«Получить комментарий от российских правоохранительных органов и вовсе стало невозможно: им запретили общаться с «иноагентами», что вступает в противоречие с правом журналиста на получение информации», — заявила она, добавив, что за месяц издание потеряло восемь журналистов.
23 апреля министерство юстиции внесло «Медузу» в список иностранных агентов. Из-за этого решения издание столкнулось с финансовыми трудностями, так как лишилось рекламодателей. Официальный представитель МИД России Захарова заявила, что для ведомства данное издание «не стало меньшим или большим СМИ», и «она [«Медуза»] осталась иностранным средством массовой информации».
В сети говорят о закрытии «Медузы»*. Объясняем, что произошло
Издание «Голос Америки» пересказало речь генерального директора «Медузы»* Галины Тимченко во время виртуальной встречи в Институте Кеннана. Согласно этой статье, с момента внесения СМИ в список иноагентов убытки проекта составили более 2 млн евро, из‑за чего он может закрыться.
«Проект будет закрыт, существующая бизнес-модель рухнула, — цитирует «Голос Америки» Тимченко. Она отметила, что еще с момента запуска «Медузы» в 2014 году такой исход событий предполагался.
«Самое болезненное, что нас стали избегать не только рекламодатели, но и ньюсмейкеры: люди боятся с нами разговаривать. Получить комментарий от российских правоохранительных органов и вовсе стало невозможно: им запретили общаться с «иноагентами», что вступает в противоречие с правом журналиста на получение информации», — рассказывает гендиректор.
Журналисты издания также подвергаются риску, так как «все они лично должны также признать себя «иноагентами» и сдавать в российский Минюст отчеты». Галина Тимченко отмечает, что отчеты включают «84 страницы ежемесячно», так как сотрудники «буквально обязаны отчитаться о том сорте чая, который вы пьете на работе, расписав, куда идет каждый рубль». При этом если журналист уволится, в дальнейшем его будут упоминать как «бывшего иностранного агента».
Информацию о закрытии проекта опроверг главред «Медузы» Иван Колпаков. «Продолжаем выходить», — сказал он.
Позже Галина Тимченко подтвердила слова Колпакова:
В список СМИ-иноагентов «Медуза» попала 23 апреля. Гендиректор издания Галина Тимченко отметила, что Минюст не уведомил редакцию о внесении в перечень иноагентов. Редакция обжаловала решение министерства, однако иск был отклонен.
Источник «Открытых медиа» в администрации президента отметил, что такое решение может быть ответом на действия Латвии (там находится главный офис издания). Страна «последовательно блокирует вещание и сайты российских государственных каналов». В числе заблокированных каналов оказались RT и другие телеканалы холдинга МИА «Россия сегодня».
Позднее главред «Медузы» Иван Колпаков заявил, что «Медуза» может закрыться из‑за статуса иноагента, так как издание, вероятно, лишится большей части рекламодателей, источников и экспертов. Кроме того, авторы «Медузы» могут также быть признаны иностранными агентами. Они должны будут отчитываться перед Минюстом о доходах и расходах, а при нарушении в отчетности им грозят штрафы и даже уголовные дела.
* «Медуза» включена Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
«Медуза» заявила о потере доходов из-за признания иноагентом
Зарегистрированное в Латвии, но ориентированное на русскоязычную аудиторию издание «Медуза» предупредило о финансовых проблемах, возникших из-за признания проекта в России иноагентом.
Минюст внес юрлицо «Медузы» — SIA «Medusa Project» — в список иностранных СМИ, выполняющих функцию иностранного агента, 23 апреля 2021 года. Из-за этого «Медуза» уже потеряла рекламодателей, сообщается в обращении редакции на сайте издания.
«Мы резко снизили расходы. У нас больше нет офиса — ни в Риге, ни в Москве. Мы практически отказались от сотрудничества с внештатными авторами. Мы урезали зарплаты: сокращения составили от 30 до 50%», перечисляет редакция «Медузы» о последствиях потери рекламодателей. Но даже эти меры не позволят изданию, по собственной оценке, существовать дальше самостоятельно, поэтому «Медуза» попросила своих читателей оформить разовый или регулярный платеж на любую сумму.
Ежемесячно «Медуза» зарабатывала на размещении рекламы в среднем 20 млн руб., сообщил РБК главный редактор издания Иван Колпаков. Эти данные соответствуют финансовым результатам российского ООО «Редакция», на которое оформлено контент-бюро «Продано!» — оно, как указано на его сайте, с 2019 года продает, производит и размещает всю рекламу на «Медузе». В 2020 году выручка ООО «Редакция» по РСБУ составила 210 млн руб., чистая прибыль — 551 тыс. руб.
«Медуза» в цифрах
«Медуза» стала для рекламодателей «токсичной» компанией из-за обязательной пометки «сообщение распространено иноагентом» крупным шрифтом на любой публикации, включая рекламу, признает само издание.
Безусловно, в качестве приоритета рекламодатели ориентируются на качество площадки и на ее контент, где будет потенциально размещаться реклама, констатирует Юлия Грейс, директор по развитию бизнеса рекламной группы PHD (Media Direction Group). Но, учитывая российские реалии, мало кто из рекламодателей предпочитает работать с теми СМИ, которые находятся под вниманием органов государственной власти, объясняет Грейс. По ее прогнозу, «Медузу» может потенциально ожидать судьба телеканала «Дождь», которому потребовалось очень много времени, чтобы вернуть хотя бы часть рекламодателей после возникновения проблем с госорганами (в феврале 2014 года провайдеры начали отключать в своих сетях телеканал «Дождь», объясняя это скандальным опросом телеканала о блокаде Ленинграда).
Значительные бюджеты «Медуза» привлекает в том числе и от иностранных рекламодателей, и логики их отказа нет, констатирует Грейс. Однако есть исключительно желание рекламодателей оптимизировать будущие риски даже на этапе их потенциального объявления, указывает эксперт. В России рекламодатели не хотят получать дополнительные проблемы, если будут сотрудничать с компаниями, имеющими статус иностранного агента, согласен исполнительный директор компании DigitalBudget Александр Степанов.
Спустя две недели после вступления закона в силу Минюст признал иноагентами «Голос Америки» и телеканал «Настоящее время». В 2018 году государственный телеканал RT указывал, что в отчетности юрлица «Медузы» за 2017 год есть гранты от западных организаций — благотворительного фонда OAK Foundation, который основал британский миллиардер Алан Паркер (головной офис в Женеве), и шведского правительственного агентства SIDA.