медианная сумма пожертвования что это

Медианная зарплата — что это такое простыми словами

медианная сумма пожертвования что это. Смотреть фото медианная сумма пожертвования что это. Смотреть картинку медианная сумма пожертвования что это. Картинка про медианная сумма пожертвования что это. Фото медианная сумма пожертвования что это

Какие виды зарплаты различают для целей статистики

Наверняка многие слышали такие понятия, как медианная зарплата, модальная зарплата, средняя зарплата, минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Что означают эти понятия и для чего они используются? В чем различия средней и медианной зарплаты? Как соотносятся медианная и модальная зарплаты?

Включаются ли доплаты и надбавки в размер МРОТ, мы писали в статье «Что не входит в МРОТ в 2021 году».

Любую из этих величин можно считать по региону, предприятию, отрасли. В общем, в любом разрезе, необходимом тому, кто данный расчет производит.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Расчет производит Росстат на основании официальных данных по заработной плате. При этом доход индивидуальных предпринимателей, самозанятых, зарплаты в конвертах учету не подвергаются. Модальная, средняя и медианная заплаты в России являются одними из основных социально-экономических показателей мониторинга уровня и качества жизни населения.

Дадим определения этим понятиям.

Для раскрытия понятия средней зарплаты обратимся к арифметике. Средняя зарплата считается как среднее арифметическое значение. То есть берем значения всех зарплат и делим на количество работников. Полученное значение — средняя зарплата.

Модальная зарплата — это наиболее часто встречающееся значение среди рассматриваемых видов зарплаты.

А вот на том, как рассчитывается медианная зарплата, остановимся подробнее. В конце статьи, после того как раскроем понятие медианной зарплаты в России, произведем расчет средней, медианной и модальной зарплат на примере.

Определение медианной зарплаты и медианного дохода

Медиана переводится с латыни как середина. Это значит, что медианная зарплата является серединой ряда всех исследуемых зарплат. Как считается медианная зарплата: все значения исследуемых зарплат выстраивают в ряд по возрастанию. Ряд делят пополам. Значение зарплаты, оказавшейся посередине, — медианная зарплата.

Если рассматриваемый ряд состоит из четного числа членов, то берут два средних значения и считают среднее арифметическое.

Медианный доход рассчитывают по аналогичной формуле.

Рассчитывает медианную зарплату Росстат по разработанной им методике. За основу статистика берет данные Пенсионного фонда.

Сравнение модальной, медианной и средней зарплат

Теперь покажем на примерах, чем медианная зарплата отличается от средней и модальной.

Будем делать расчет по условной организации.

Пусть в ООО «Предмет» работают 6 сотрудников, которые получают следующие зарплаты:

Рассчитываем среднюю зарплату:

(80 000 + 60 000 + 50 000 + 40 000 + 30 000 + 30 000) / 6 = 48 333 руб.

Рассчитываем модальную зарплату. Наибольшее количество работников (2 чел.) получают 30 000 руб.

Рассчитываем медианную зарплату: в ряду из представленных зарплат середина — это значения 50 000 руб. и 40 000 руб. Из них мы считаем среднее арифметическое:

(50 000 + 40 000) / 2 = 45 000 руб.

Как видно из примера, модальная, средняя и медианная зарплаты различаются, причем весомо. При достаточно плавном графике зарплат рассматриваемые параметры отражают действительность. Но если разброс выплат увеличить и положить, например, директору более 150 000 руб., то средняя зарплата необоснованно вырастет. При этом значения модальной и медианной зарплат не изменятся. Это показывает, что средняя зарплата — несколько далекий от реальности показатель или, как говорят статистики, холодный.

Как применяется медианная зарплата

Что означает медианная зарплата для бухгалтера, как он может использовать этот показатель в работе? Напрямую бухгалтер модальную, медианную и среднюю зарплаты не применяет в своей деятельности. Но мы упомянули еще об одном показателе в начале статьи — минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Вот его бухгалтер использует очень часто для определения среднего заработка при расчете отпускных и больничных, а также взносов на медицинское, пенсионное и социальное страхование.

Как применять МРОТ, мы писали в статьях:

Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» устанавливает с 2021 года прямую зависимость между МРОТ и медианной зарплатой.

С 2021 года коэффициент медианной зарплаты к МРОТ равен 42%. Медианная зарплата в России в 2020 году составила 30 457 руб. Напоминаем, о чем это говорит: 50% населения России получают больше данной суммы, а другая половина — меньше.

Таким образом, мы имеем МРОТ в 2021 году, равный 42% от 30 457 руб., то есть 12 792 руб.

Соотношение МРОТ и медианной зарплаты в России по годам полагается пересматривать каждые пять лет.

Здесь речь идет о федеральном МРОТ. Регионы самостоятельно могут поднимать у себя размер минимальной оплаты труда.

Чтобы не ошибиться в размере заработной платы, которую допустимо установить работнику, необходимо отслеживать свой региональный МРОТ. Оформите пробный бесплатный доступ к системе «КонсультантПлюс» и сверьте зарплаты своих работников с МРОТ вашего региона.

Сравнение значений медианной зарплаты

Интересным может быть сравнение значений медианной зарплаты по регионам и по отраслям.

Сравним медианную зарплату в Москве и медианную зарплату в Санкт-Петербурге:

Если выбирать наибольшую медианную зарплату в России по регионам, то это будет Ямало-Ненецкий автономный округ со значением медианной зарплаты, равным 77 542 руб.

Наименьшее значение медианной зарплаты в России в Кабардино-Балкарской республике — 17 976 руб.

Средняя медианная зарплата в России в 2020 году составила 34 335 руб., если считать по медианной зарплате регионов.

Если рассматривать разброс медианной зарплаты по отраслям, то самой доходной будет добыча полезных ископаемых — 64 800 руб., а самой низкодоходной — легкая промышленность с медианной зарплатой в размере 20 500 руб.

Итоги

Для целей статистики различают модальную, медианную и среднюю зарплаты. Считают эти показатели по-разному. Методику для расчета разрабатывает Росстат. Размер МРОТ привязан к значению медианной зарплаты и составляет в 2021 году 42 % от нее. Пересматривать данный коэффициент положено не реже, чем один раз в пять лет.

Источник

Медианная зарплата — что это такое простыми словами?

медианная сумма пожертвования что это. Смотреть фото медианная сумма пожертвования что это. Смотреть картинку медианная сумма пожертвования что это. Картинка про медианная сумма пожертвования что это. Фото медианная сумма пожертвования что это

С 1 января 2021 года методика расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) изменена. Теперь за основу берется не потребительская корзина, а среднедушевой доход.

Что такое медианная зарплата

Медианная зарплата — условный доход работающего населения. МРОТ в 2021 году исчисляется из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год (ст. 1 Закона от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ ).

Сейчас сумма МРОТ составляет 42% от медианной зарплаты. Однако процент будут пересматривать не реже, чем раз в 5 лет исходя из социально-экономических условий в России. Сумма МРОТ на 2021 год — 12 792 руб.

Правительство утвердило медианный способ расчета с целью улучшения уровня доходности населения. Поскольку сама медианная зарплата будет расти, то и МРОТ будет постоянно увеличиваться, а доходы малоимущих дотягиваться до средних показателей по стране.

Так считают «минималку» во многих зарубежных странах уже давно — с конца 20 века. При том, что в России процент соотношения медианной зарплаты и МРОТ ничуть не ниже: в Японии — 40%, в Америке — 35% и т. д.

Как считают медианную зарплату — формула, примеры

Медианная зарплата может рассчитываться как в масштабе государства, так и по регионам, населенным пунктам, в отдельных компаниях и структурных подразделениях.

Порядок расчета медианной зарплаты отличается от расчета среднего заработка. Среднюю зарплату на предприятии определяют путем деления фонда оплаты труда с учетом подоходного налога на численность работников в месяц.

Медианная же зарплата считается иначе — она как-бы разделяет зарплатную ведомость или общий список граждан пополам и будет равна тому значению, которое окажется посередине. Получится, что 50% работников получают больше медианной зарплаты, а остальные 50% — меньше.

Пример 1

В магазине «Ромашка» трудятся 5 человек. Директор получает 120 000 руб., бухгалтер — 70 000 руб., кассир — 30 000 руб., продавец — 25 000 руб., уборщица — 15 000 руб.

Медианная зарплата в данном случае составит 30 тыс. руб., потому что она делит всех работников на две части. Директор и бухгалтер получают больше медианной зарплаты, а продавец и уборщица — меньше. Не путайте ее со среднарифметической, которая равна 52 000 руб.

В нашем примере было 5 сотрудников, то есть нечетное количество. Если же в расчете участвует четное число человек, медианную зарплату рассчитывают как среднее арифметическое между двумя средними показателями.

Пример 2

Добавим в предыдущий пример еше одного сотрудника (всего будет 6 человек): директор получает 120 000 руб., бухгалтер — 70 000 руб., товаровед — 36 000 руб., кассир — 30 000 руб., продавец — 25 000 руб., уборщица — 15 000 руб.

Медианная зарплата по этой организации составит 33 000 руб. ((36 000 + 30 000) /2).

Для определения медианной зарплаты Росстату нужно собрать данные по доходам населения. В этот раз он использовал сведения из Пенсионного фонда, чтобы не обременять работодателей лишней отчетностью. В выборку включили официальный заработок всех застрахованных работников и разовые вознаграждения (типа авторских гонораров). По итогам расчетов размер медианной зарплаты на 2021 год составил 30 457 руб. Именно от этой суммы и рассчитали МРОТ — 12 792 руб., а, следовательно, и все государственные выплаты и соцпособия.

Медианная и модальная зарплата — отличия

Модальной заработной платой называют ту, которая наиболее распространена среди населения России (или в другой выборке — в отрасли, на конкретном предприятии).

Пример 3

В компании 10 работников получают по 20 тыс. рублей, 4 работника — по 25 тыс. рублей, 1 работник — 60 тыс. рублей.

Модальной будет считаться сумма 20 тыс. рублей.

Источник

Что такое медианная зарплата и каково её применение

В конце 20 века экономисты пришли к выводу, что широко известный и повсеместно используемый показатель средней заработной платы населения страны, регионов слабо отражает реальную картину доходов граждан. В обиход были введены другие, более точные, показатели. Одним из них является медианная заработная плата.

«Настоящая средняя зарплата»

Чтобы понять, чем показатель средней заработной платы «не угодил» специалистам и почему население не доверяет этим цифрам, вспомним, как он рассчитывается. Показатель средней зарплаты исчисляется сложением всех оплат, от самых крупных, до самых скромных, и делением этой суммы на число работников. Получается некая абстрактная величина, на практике имеющая отношение к реальным рабочим доходам отдельных граждан и групп населения лишь условно.

Вопрос: Почему заработная плата педагогического работника отличается от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации?
Посмотреть ответ

Медианная зарплата – одна из разновидностей среднего заработка россиян. Цифра медианной зарплатной выплаты означает, что 50% работников в стране получают меньше, а 50% — больше ее. Из этого ясно, почему многие специалисты называют медианную заработную плату настоящей средней заработной платой – она причитается среднестатистическому гражданину нашей страны и отражает экономические реалии гораздо лучше, чем среднеарифметическая зарплата.

Вопрос: Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?
Посмотреть ответ

Смысл медианной заработной платы ясно виден на простейшем примере. Штатный состав фирмы — 5 человек. Руководитель получает 60 тыс. рублей в месяц, зарплата других сотрудников: 45 тыс. руб., 20 тыс. руб., 15 тыс. руб., 17 тыс. руб. Здесь медианное значение заработной платы — 20 тыс. руб., поскольку два сотрудника получают больше (60 и 45 тыс. руб.), а у двух зарплата меньше (17 и 15 тыс. руб.). Предположим, работников 6. Еще один сотрудник получает 22 тыс. руб. в месяц. Медианное значение будет средним арифметическим 20 и 22 тыс. руб. (20 + 22) / 2 = 21 тыс. руб.

Подобная методика используется в статистических расчетах общенационального масштаба, сложных формулах, с привлечением больших информационных массивов. Используется она и в региональных расчетах.

Логично предположить, что медианная заработная плата будет ниже средней. Официальные статистические данные от апреля 2019 года (они собираются Росстатом раз в два года) это подтверждают: 34 335 руб. — медианное значение и 47 657 руб. — среднее. Разрыв составляет без малого 28%.

Ряд специалистов указывает на факт, что в статистических исследованиях практически не участвуют малые и микропредприятия. Если включить в расчет работников таких фирм, среднее и медианное значение еще более понизится за счет более низкого уровня зарплат в этом секторе рынка.

Попутно заметим, что, кроме медианной, в статистических выкладках участвует модальная заработная плата. Она представляет наиболее частое значение оплаты труда в стране или регионе. Модальная и медианная зарплаты, как правило, анализируются специалистами в комплексе.

Зачем рассчитывают медианную зарплату

Частично мы уже коснулись этого вопроса: в первую очередь медианная зарплата более реалистичный показатель, по сравнению со средней зарплатой. Развивая эту мысль, можно сказать, что показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам. Даже простое сравнение средней и медианной зарплаты дает экспертам пищу для размышлений. Затем это показатель, характеризующий уровень оплаты труда не абстрактного, а среднестатистического гражданина.

Указанные факторы позволяют оценивать и прогнозировать жизненный уровень населения, выявлять проблемы социальной сферы и рынка труда. Медианная заработная плата используется, в частности, в маркетинговых программах исследования покупательного спроса, развития бизнеса.

Медианное значение оплаты труда, исчисленное по регионам за определенный период, позволяет выявить наиболее «проблемные» из них, скорректировать региональную экономическую политику.

Кстати говоря! Медианную заработную плату можно рассчитывать и в масштабах отдельного предприятия, его структурных подразделений. Результаты анализа данных используются, как правило, при принятии управленческих решений внутри самой организации.

Источник

Что нужно учесть, оказывая благотворительную помощь

медианная сумма пожертвования что это. Смотреть фото медианная сумма пожертвования что это. Смотреть картинку медианная сумма пожертвования что это. Картинка про медианная сумма пожертвования что это. Фото медианная сумма пожертвования что это

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.

4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.

6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.

7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.

8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.

9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.

10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.

Источник

С сердцем, но без эмоций: как заниматься благотворительностью

Мы привыкли, что благотворительность идет «от сердца» и рациональным расчетам тут не место. Но исследования показывают: к добру нужно подходить с умом. Жертвовать можно по-разному: на конкретные или системные цели, регулярно или спонтанно. Вместе с социальным проектом Яндекса «Помощь рядом» разбираемся, чем отличаются эти способы и как научиться помогать с максимальной пользой.

Кому и как помогают сегодня в России

Исследования показывают, что благотворительностью в России занимаются всё активнее: по данным фонда развития филантропии CAF, 49% россиян в 2019 году совершали пожертвования (в 2014-м этот показатель составлял 40%). Медианная сумма пожертвования или спонсорского взноса в 2020 году составила 3000 рублей.

По данным исследований, самые распространенные формы помощи в России — милостыня на улице (64%), жертвование напрямую конкретным людям (36%), смс-пожертвования по короткому номеру (40%), деньги в ящики для пожертвований в магазинах и торговых центрах (45%). Ежемесячные автоматические пожертвования в пользу благотворительной организации — пока наименее распространенный способ помощи: им пользуются всего 3% опрошенных. Медленно, но верно растет популярность волонтерства в благотворительных организациях: с 11% в 2017 году до 14,5% в 2020-м.

К сожалению, от всего остального мира мы по-прежнему заметно отстаем: согласно исследованию CAF «Рейтинг мировой благотворительности», по уровню развития частной благотворительности Россия сегодня занимает лишь 117 место. Однако за последние годы наша страна всё же улучшила позиции в рейтинге (в 2009-м Россия занимала 138-е место).

медианная сумма пожертвования что это. Смотреть фото медианная сумма пожертвования что это. Смотреть картинку медианная сумма пожертвования что это. Картинка про медианная сумма пожертвования что это. Фото медианная сумма пожертвования что это

Почему мы помогаем…

Люди часто пытаются рационально объяснить свое желание помогать: говорят, что хотят сделать мир лучше, поддержать тех, кому повезло меньше, восстановить справедливость. Однако, по мнению психологов, истинные причины зачастую лежат глубже и основаны на эмоциях. Во-первых, помощь воздействует на нашу систему вознаграждения. Сделав пожертвование, мы ощущаем то, что психологи называют «чувством теплого свечения»: возбуждаются те же области мозга, что и, например, при получении подарка или поедании любимого блюда. Во-вторых, нам важно общественное одобрение: исследования показывают, что на Западе люди охотнее жертвуют на благотворительность, когда их действия видимы и могут произвести впечатление на других. (В России, впрочем, часто встречается обратная ситуация — когда люди стесняются публично рассказывать о своих добрых делах.)

В каком-то смысле благотворительность в последние годы была предметом моды, вернее, даже предметом доступной роскоши. Но с недавних пор, по мнению учредителя фонда «Вера» Нюты Федермессер, ситуация начинает меняться:

«Благотворительность становится не модой, а нормой. И здесь важно, что весь пафос уходит. Для нас всех благотворительность сейчас уже становится гигиеной. Вот как мы понимаем, что нельзя не почистить зубы утром, не посмотреть фильм „Лето“, так же понимаем, что нельзя не быть подписанным на рекуррентные платежи того или иного фонда».

…и что нас останавливает

Нам трудно помогать тем, кого мы не видим и не знаем. Психологи называют это эффектом опознаваемой жертвы: мы скорее поможем отдельному человеку, чья история нам известна, чем неопределенной группе людей с теми же проблемами. Почему? Потому что в этом случае нам проще отождествить себя с тем, кому нужна поддержка.

За конкретного человека с личной историей мы чувствуем бо́льшую ответственность и, как следствие, бо́льшую вину за свое бездействие. Именно поэтому так распространена адресная помощь: подавляющее большинство людей охотнее поучаствует в сборе денег конкретному ребенку, чем пожертвует фондам, которые занимаются паллиативной помощью. Помимо адресной существует системная благотворительность, когда фонд ставит перед собой задачу существенно повлиять на решение проблемы. Такой вид помощи сегодня гораздо менее популярен среди благотворителей именно потому, что редко дает результат здесь и сейчас (хотя и эффективен в долгосрочной перспективе).

Нам трудно помогать, когда проблема кажется слишком масштабной. Мы испытываем приятные эмоции, если можем увидеть результат своей помощи, а когда проблема кажется бесконечной и нерешаемой, у нас опускаются руки. Какой смысл жертвовать свои 100/500/1000 рублей, ведь нуждающихся так много, а мой вклад — лишь капля в море?

Мы менее активно помогаем, когда видим, что никто из наших знакомых не занимается благотворительностью. Возникает искаженное чувство справедливости: «Если никто больше не помогает, почему я-то должен?». Проблема усугубляется тем, что в России люди, которые занимается благотворительностью, не спешат рассказывать о своих добрых делах: мы так воспитаны, что это кажется хвастовством или личным пиаром (да и религия предписывает делать добрые дела тайно, а не напоказ). Между тем рассказывать очень важно: так вы становитесь ролевой моделью для окружения, показываете, что благотворительность на повседневной основе — норма. Чем больше люди видят благотворителей вокруг себя, тем охотнее сами будут помогать.

Следующая причина, казалось бы, противоречит предыдущей, но на самом деле они существуют параллельно. Речь о распылении ответственности — иллюзии, что «и без меня найдется кто-нибудь, кто поможет». Это известный феномен: если на улице человеку стало плохо, а вокруг собралась толпа, то каждый в ней будет думать, что скорую помощь вызовет кто-то другой. Примерно так же это работает и с благотворительностью.

В противопоставление эмоциональному подходу к благотворительности сегодня всё чаще говорят об эффективном альтруизме. Его основная идея в том, что существует множество способов помогать другим, но эти способы не равны между собой. Важно проанализировать ситуацию и выбрать те виды помощи, при которых каждый вложенный рубль принесет максимум пользы. На первый взгляд идея кажется слишком прагматичной — мы не привыкли подходить к добрым делам с калькулятором, — но она приносит больше пользы в долгосрочной перспективе.

Как помогать эффективнее?

Поддерживать благотворительные фонды

Да, эмоциональное желание помочь конкретному человеку вполне понятно и такая поддержка тоже очень важна, но не стоит забывать, что в стране еще тысячи людей с точно такими же проблемами. Поэтому часть средств стоит направлять и на поддержку фондов, которые занимаются решением проблемы в целом. Во-первых, благотворительные фонды могут решать ее более эффективно: у них есть информация, кому сейчас нужна помощь в первую очередь, есть эксперты и опыт. Во-вторых, переводя деньги в фонд с хорошей репутацией и открытой отчетностью, вы можете быть уверены, что средства будут использованы во благо, а не окажутся у мошенников.

Очень важно поддерживать работоспособность фондов. Обычно люди неохотно соглашаются часть пожертвования направлять на административные потребности благотворительных организаций, а ведь именно эти деньги позволяют им работать, нанимать сотрудников, платить зарплаты. Важно понимать, что главный «капитал» фондов — это люди: квалифицированные, часто уникальные специалисты в медицине, социальной сфере, экологии, которые должны получать достойную оплату за свой труд. Кроме того, нужны специалисты по маркетингу, пиару, SMM, финансам, и здесь фондам еще труднее соперничать с бизнесом за кандидатов с востребованными компетенциями.

медианная сумма пожертвования что это. Смотреть фото медианная сумма пожертвования что это. Смотреть картинку медианная сумма пожертвования что это. Картинка про медианная сумма пожертвования что это. Фото медианная сумма пожертвования что это

Оказывать помощь на регулярной основе

Зачастую мы отправляем деньги, откликнувшись на призыв, а потом забываем о благотворительности до следующего случая. Но регулярность важнее, чем сумма. Залог долгосрочного функционирования любого фонда — не разовые, а именно регулярные, или рекуррентные, пожертвования. Именно они позволяют фондам быть уверенными в завтрашнем дне, платить зарплату сотрудникам, снимать помещение, закупать оборудование, переживать периоды, когда поток разовых пожертвований сокращается. А главное — планировать и своевременно оказывать помощь своим подопечным. Поэтому важно помогать на ежемесячной основе, пусть и небольшими суммами: 50 рублей каждый месяц для фонда эффективнее, чем 600 рублей раз в год.

Определять, кому нужнее помощь

Последователи эффективного альтруизма считают, что результативность каждого пожертвования поддается количественному подсчету и анализу. Исследования показывают, что некоторые благотворительные программы эффективнее других даже не в полтора-два, а в десятки и сотни раз. Уильям Макаскилл, автор книги «Ум во благо. От добрых намерений — к эффективному альтруизму», предлагает при выборе, кому и как помочь, руководствоваться, во-первых, масштабом проблемы (каково ее значение, сильно ли она влияет на жизнь людей), а во-вторых, запущенностью (сколько ресурсов тратится на ее решение и насколько активно ею занимается государство или рынок).

Чтобы оценить, какие области в российской благотворительности имеют наибольший потенциал для вложения ресурсов, нужно выявить зоны роста — те проблемы, в решении которых Россия значительно отстает от других стран. Фонд «Друзья» попытался определить такие зоны роста, сравнивая показатель YLL (years of life lost, число потерянных лет жизни) в нашей стране и в государствах с сопоставимым уровнем развития экономики, образования и медицины. Согласно их исследованию, среди основных зон роста (областей, где разрыв с другими странами максимален) — ВИЧ, проблемы, связанные с употреблением алкоголя (кардиомиопатия, рак печени, желудка), туберкулез, инсульт и ишемическая болезнь сердца. А между тем эти сферы получают минимум средств: 76% фандрайзинговых сборов приходятся на фонды, занимающиеся поддержкой тяжелобольных детей, и только 24% — на все остальные НКО вместе взятые.

Это, конечно, не означает, что надо перестать помогать больным детям. Как не означает и того, что нужно полностью отказываться от эмоций, занимаясь благотворительностью. Эмоции — это отлично: они мотивируют нас на добрые дела. Но по-настоящему эффективной помощь станет тогда, когда добрые порывы будут сочетаться со здоровым расчетом.

Помогать на регулярной основе сегодня совсем несложно. Пользователи приложения Яндекс Go могут сделать доброе дело, просто используя такси. Для этого достаточно подписаться на округление стоимости поездок, и приложение будет округлять стоимость в большую сторону. К примеру, с 362 рублей до 370. Разница пойдет на оплату поездок для подопечных благотворительных организаций, с которыми сотрудничает проект Яндекса «Помощь рядом». Сервис предоставляет фондам доступ к бесплатным тарифам Яндекс Go, благодаря чему маломобильные люди, которые не могут передвигаться на общественном транспорте или самостоятельно оплачивать такси, получают возможность добираться на лечение, учебу или культурные мероприятия. До конца 2020 года Яндекс удваивал все пожертвования, а в этом году добавил еще 5 миллионов рублей в копилку проекта. Все вместе мы сможем помочь маломобильным людям стать полноправными участниками городской жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *