медиа сфера что это

Школа журналистики

Лучшие онлайн-курсы на русском языке

О новых медиа, медиасфере и пропаганде

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

Средства массовой информации давно стали неотъемлемой частью жизни общества. Появление новых медиа, таких как социальные сети, сделало авторами всех нас.

Выдержки из курса онлайн-лекций Открытого университета openu.kz Что такое медиа? И как мы это понимаем? Давайте рассмотрим такое понятие, как «общественная сфера» (Public Sphere), а точнее связь между медиа и обществом. Но в начале рекомендуем вам прочитать статью Медиаграмотность в современном мире.

Мы проводим большую часть своей жизни в окружении информации, в окружении огромного количества медийных каналов. К примеру, что вы делали сегодня? Может быть, вы посмотрели утренние новости? Потом слушали радио в машине или на смартфоне? Перелистывали журнал, одновременно слушая музыку? Сегодня вечером вы, возможно, пойдете в кино или посмотрите фильм в интернете. Или обсудите с друзьями серию «Игры Престолов» и главных героев сериала.

Кстати, об обсуждении. Саймон Фрис (британский социолог и бывший рок-критик, специализирующийся на популярной музыкальной культуре) называет обсуждение, то есть сам разговор между людьми о полученной где-то информации или о том же сериале, о явлениях поп-культуры «валютой дружбы» и считает его способом «флиртовать или даже вступать в своеобразный информационный поединок».

В нашей жизни мы взаимодействуем со средствами массовой информации каждый день. Именно медиа влияют на то, как мы говорим, как мы думаем и, собственно, влияют на наши жизненные ориентиры.

Важно отметить, что медиа не работают изолированно. Различные формы СМИ говорят друг с другом так же, как они говорят с аудиторией. Телевизионные драмы строятся на тех событиях, которые сначала появились в новостях. Музыкальные клипы пародируют фильмы. Журналы в деталях рассказывают о публичной и частной жизни знаменитостей. Все эти формы СМИ взаимодействуют друг с другом постоянно. И часто бывает, что они высмеивают друг друга. Авторы пособия «Медиа и Журналистика» приводят примеры таких сериалов, как «Симсоны» и «Южный Парк», где очень много шуток про медиа и индустрию, где смеются над телеведущими, музыкальными и голливудскими звездами. А зрители, слушая шутки, остаются в теме, понимают весь этот посыл, подстрочный текст. То есть они распознают ссылку на попкультуру.

Вспомним тот же КВН, где героями шуток становятся известные нам люди, политики, звезды. Мы считываем эти шутки, так как потребляем другие медиа. Такие знания и называют «культурной валютой» – это знания, которые мы получаем, потребляя медиа. Чем больше мы потребляем, тем больше культурной валюты мы приобретаем, и это позволяет нам быть в теме и понимать, в каком контексте работает тот или иной источник.

Поэтому можно говорить, что связь между различными медиа-формами – это диалог. Связь между СМИ и их аудиториями тоже построена в форме диалога. Зрителей и читателей постоянно побуждают вступать в диалог с медиа: задавать вопросы или отвечать на них самим, раскрывать мистические тайны в разных шоу, следовать каким-то инструкциям и так далее. Вспомните криминальные сериалы, которые побуждают зрителей разгадывать тайну вместе с детективами. Сериалы вроде «Остаться в живых», «Секретные материалы» в течение нескольких закрученных серий, а то и сезонов побуждают зрителей искать разрешение разных ситуаций. Мыльные сериалы не дают покоя их зрителям, которые пытаются понять, будет ли Хосе с Марией или уйдет к Анне? Задавая вопрос аудитории, медиа приглашают ее вступить в
диалог. Благодаря новым технологическим достижениям диалог между СМИ и их аудиториями
стал практически мгновенным. Спасибо соцсетям.

Итак, медиасфера – это тысячи медиаформ, связанных друг с другом. Но вопрос в том, что там, где есть связи между медиа, есть вероятность того, что кто-то контролирует все эти соединения. Это означает, что СМИ могут быть использованы для навязывания культурного доминирования. А это уже связано с властью и контролем. Существует два способа понимания власти в медиафере. Первый – это гегемония, которая в основном связана с культурным доминированием. Французский теоретик Луи Альтюссер считал, что культурные объекты, учреждения (школы, религиозные группы и семьи) помогли построить гегемонию, создав «культурную самобытность», которая убеждает других людей, что есть только один путь и схема, согласно которым они должны идти или вести себя.

СМИ – это еще одно культурное учреждение, которое функционирует аналогичным образом. Доминирующие группы используют их, чтобы убедить подчиненные группы в том, что именно они должны оставаться у власти. То есть гегемония на самом деле побуждает аудиторию согласиться с господством доминирующих элит власти. Доминирующие элиты власти могут включать в себя политиков (таких, как Ким Чен Ын в Северной Корее), диктаторов (таких, как покойный Муаммар Каддафи в Ливии) или медиабаронов
(таких, как Руперт Мердок), которые могут осуществлять контроль над СМИ через политическое давление или собственное долевое участие в медиа-структуре.

Доминирующие элиты власти требуют большого экономического или культурного капитала, потому что гегемония редко срабатывает только через один медиа-канал. Гегемония требует повторения одного и того же сообщения снова и снова, в разных формах. Поэтому часто доминирующая элита контролирует огромное количество СМИ для распространения своей власти.

Мы можем связать гегемонию с идеями пропаганды. Ведь гегемония – это коммуникация, предназначенная для убеждения, как и пропаганда. Но гегемония направлена на то, чтобы убедить нас мыслить определенным образом, и она работает на гораздо более скрытом уровне, в то время как пропаганда, как правило, бывает явной, эмоциональной, с использованием определенных призывов. Но есть и другой тип отношений власти и медиасферы. Он предлагает разнообразие и выбор – это такой плюралистический взгляд, который в своей основе связан с культурным сопротивлением. Плюрализм утверждает, что медиа-сфера отражает многообразие общества. У нас всегда есть выбор – игнорировать определенные СМИ, высмеивать их или искать альтернативные источники информации.

Могут ли эти взгляды сосуществовать?
– Большинство новостных сервисов (это большие информационные службы) работают гегемонически, усиливая идеи о том, каким именно образом нам следует понимать мир.
– Другая значительная часть медиасферы – драмы, мыльные оперы, комедии, журналы, альтернативная пресса, блоги и так далее – выступают плюралистами, предлагая нам целый ряд перспектив в мире.

Но вернемся к основной теме – о том, как общественная сфера взаимодействует с медийной. Разные группы всегда находятся в борьбе за контроль над властью. Поэтому она никогда не была защищена и всегда обсуждалась, оспаривалась и менялась. Поэтому если мы примем этот подход к СМИ, то мы увидим, что медиа постоянно борются за отношение своей аудитории к себе. Эта борьба проявляется в рейтинговых войнах, лоббировании правительственных интересов, цензуре, борьбе за права собственности и права на вещание.

Медиасфера – это часть общего пространства, в котором идеи могут обсуждаться, обмениваться и оспариваться. Хотя «общественная сфера» и «медиасфера» – это термины, которые используются, особенно
в прессе, довольно взаимозаменяемо, важно отметить, что общественная сфера больше. Она, безусловно, включает в себя медийную, но кроме того – беседы в баре, публикации на Facebook, блоги, дебаты за ужином, текстовые сообщения, доску объявлений в офисе, коробку с предложениями в ресторане или стикеры на холодильнике с надписью: «Суп стоит на второй полке».

Общественная сфера часто определяется в противостоянии частной сфере (личному и внутреннему пространству), но все чаще СМИ объединяют общественное и частное. В 1990-е – начале 2000-х годов такие программы, как шоу Опры и Джерри Спрингера, или знакомого нам Малахова, а также реалити-шоу «Большой брат», «Дом 2», смыли границы между общественным и частным. А сегодняшние сайты социальных сетей и приложений основываются также на идее создания частной общественности (или, по крайней мере, общедоступной). Это означает, что общественная сфера – это место, «где информация, идеи и дискуссии могут распространяться в обществе и где можно сформировать политическое мнение». Эксперты считают, что медиасфера фактически функционирует именно как общественная сфера для современных
народов.

Все чаще эти общественные пространства являются виртуальными, что позволяет мгновенно распространять и обсуждать идеи и собирать вместе обширные сообщества людей, независимо от их географического положения. В качестве примера виртуальной публичной сферы достаточно вспомнить фильм Дэвида
Финчера «Социальная сеть» об истории создания Facebook (и последующих судебных процессах). Этот фильм можно использовать в качестве метафоры для изучения того, как медиа стали нашими первичными инструментами общения, что делает нас практически неспособными общаться без них.

Почему все это важно для людей, занимающихся медиа и журналистикой? Понимание взаимосвязи между различными медиа-формами, а также между медийной и общественной сферами важно по трем причинам.
Во-первых, это напоминает нам о центральности средств массовой информации в современной культуре. Медиа предоставляют нам общие знания, показывают нам, что происходит в более крупных общественных группах, к которым мы принадлежим, и все чаще они являются одним из немногих способов взаимодействия с другими людьми в местном, национальном и международном масштабах.

Во-вторых, медиа – это первичные механизмы, посредством которых вопросы и идеи выражаются и обсуждаются. Поэтому медиа жизненно важны для поддержания нашего общества и образа жизни, поскольку они предоставляют нам ресурсы для активного гражданства.

В-третьих, понимание этих отношений дает нам основу для представления о том, как вопросы и идеи формулируются через медиасферу. Газеты, радио, онлайн – и телевизионные новости устанавливают повестку дня, «ломают» историю. Проблемы и идеи, выходящие из первичной истории, затем воспринимаются другими жанрами – они переносятся в сериалы, документальные фильмы, комиксы. Блоги, текстовые сообщения и сайты соцсетей также позволяют аудиториям публиковать, обсуждать и делиться своими идеями об историях, взятых из СМИ. Таким образом, медиасфера предоставляет ряд альтернативных перспектив, присоединяя к разговору большие аудитории и генерируя новые идеи и новые проблемы.

Тем не менее, с диджитализацией общественная сфера выходит из поля зрения. Так как наблюдается веб-персонализация. Это когда поисковые ленты типа Google или Yahoo, или персонализированная новостная лента Facebook начинают предполагать и угадывать, какую информацию вы хотели бы видеть на основе предыдущей истории поиска, кликов, лайков или вашего местоположения. В результате пользователи все чаще обращаются к информации, которая соответствует их непосредственным интересам, питает их только тем, что знакомо и комфортно, и, следовательно, все больше удаляет их от любых идей, которые противоречат их собственным. Получается некий фильтр, оболочка. И материал, который действительно имеет значение, выпадает из поля зрения. Таким образом, мы попадаем в вакуум и можем потерять из виду наши общие проблемы. В то время как они не упускают из виду нас. Об этой оболочке нужно помнить и
стараться не попадать в нее.

Итак, подведем итог.
– Все формы СМИ структурированы как диалог. Они разговаривают друг с другом и с аудиторией.
– Доминантные группы всегда стремятся контролировать СМИ, чтобы убеждать зрителей принять их взгляд на мир, но все-таки множество средств массовой информации также предлагает возможность сопротивления.
– Медиасфера становится все более важной частью более широкой общественной сферы.
– Однако технологические достижения в цифровых СМИ означают, что общественная
сфера раскалывается на несколько маленьких общественных сфер, основанных на разных
культурах и субкультурах.
– Риск такого сдвига состоит в том, что мы потеряем нашу общую культуру и будем менее информативными.

В завершении прочитайте статью Отличия пропаганды от информации и посмотрите видео о новых медиа:

Источник

Медиа-индустрия — профессии будущего? Что ждёт медиа-сферу в 2021 году и стоит ли идти в нее работать новичкам

Кто-то считает, что медиа-сфера сбавляет обороты. Кто-то — что у неё ещё всё впереди. Многие работники в медиа-индустрии уже переквалифицировались в смежные сферы. А между тем медиа продолжает своё развитие: в будущем профессии станут только сложнее и интереснее.

Что сейчас из себя представляет медиа-индустрия

Медиа-сфера претерпевает существенные изменения. Помимо журналистики и телевидения развивается и интернет с его множеством возможных форматов. Новые популярные площадки появляются каждые несколько месяцев. А узкие направления, с которыми раньше справлялись общие специалисты, выделяют в отдельные вакансии. Появились такие востребованные профессии, как PR-менеджер, гостевой редактор, специалист по антикризисным коммуникациям. Те IT-профессии, которые раньше считались простыми — копирайтер или SMM-специалист — переросли в полноценную профессию пиарщика, который определяет направление продвижения продукта или даже всей компании.

Неудивительно, что вчерашние студенты с дипломом из сферы коммуникаций просто не знают, какую профессию выбрать: выбор действительно широк. Кроме того, развивающиеся профессии из современной медиа-индустрии могут служить началом головокружительной карьере будущего, если сделать правильный выбор.

Профессии в коммуникациях: как в них прийти и что там ждёт

В зависимости от выбранной сферы вас ждут разные перспективы. В медиа-сферу традиционно идут или по призванию, или за хорошим заработком. Везде можно найти свою нишу, но в некоторых случаях путь будет тернистее и длиннее.

Телевидение

Хотя ТВ всё ещё достаточно популярно, оно переживает сложные времена, ищет новые форматы, чтобы и не терять прежнюю аудиторию, и завоевать новую. Однако сфера телевидения всё ещё достаточно большая, поэтому ей постоянно требуются новые специалисты в коммуникациях — продюсеры, редакторы и другие.

Но перспектив здесь, к сожалению, меньше всего. По крайней мере до тех пор, пока не будет произведена глобальная реформа всего телевидения, и оно не станет снова главным коммуникационным каналом страны. Сейчас ТВ всё ещё выполняет функции пропаганды и развлечения. Если вы готовы работать в этих направлениях, то возможностей для работы у вас хоть отбавляй.

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

Журналистика

Самый успешный журналист — тот, кто успел зарекомендовать себя, сделать себе имя. А значит, для успешной работы в будущем придётся очень постараться в начале пути. У вас есть несколько вариантов, как построить карьеру, связанную с журналистикой.

PR

А это уже реальная перспектива в медиа на хорошую карьеру и работу по душе. Сейчас в PR есть множество направлений: от работы с социальными сетями до общения с клиентами, от внутренних коммуникаций до управления проектами. Выбор будущей профессии зависит только от ваших предпочтений и гибких навыков. Конечно, здесь есть свои сложности:

Но на текущий момент это самая перспективная отрасль медиа. Конечно, со своими оговорками: в крупную IT-компанию вас сразу никто, разумеется, не возьмёт. Начинайте с небольших организаций, чтобы наработать опыт, или стать первым пиарщиком в известной фирме.

Что ждёт новичков в медиа-сфере

Если говорить о самом ближайшем будущем, то новичкам в медиа места ещё много. Судите сами:

Через десять лет ситуация, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Неизвестно, что станет с телевидением и классической журналистикой. Digital-рынок захватывают не только люди с профессией, но и обычные люди. Возможность ребятам из Архангельска работать в Москве, с одной стороны, позволяет им развиваться и больше зарабатывать. А с другой — понижает уровень заработной платы сразу для всех специалистов, ведь соискателей намного больше, чем предложений работы.

Зато впереди нас ждёт развитие технологий и появление новых потребностей и каналов связи. Не за горами вакансии «специалиста по рекламе в виртуальной реальности» или «менеджер по продвижению концепции умного дома». Осталось подождать совсем немного, и работа будущего станет работой настоящего.

Источник

Медиа сфера что это

Сочетание традиций и инновационных технологий

В своей деятельности редакции журналов опираются на Рекомендации по проведению, описанию, редактированию и публикации результатов научной работы в медицинских журналах Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE), рекомендации Комитета по научной этике публикаций (Committee on Publication Ethics, COPE) и рекомендации по этике для редакторов Elsevier (PERK).

Издательство «Медиа Сфера» — партнер Publons. Publons сотрудничает с мировыми издателями и ведущими отраслевыми организациями, чтобы признать вклад рецензентов и редакторов.

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

медиа сфера что это. Смотреть фото медиа сфера что это. Смотреть картинку медиа сфера что это. Картинка про медиа сфера что это. Фото медиа сфера что это

Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Уважаемые читатели! Все заказы на отдельные выпуски журналов, оформленные 24 декабря и позже, будут отправлены после новогодних праздников 11–12 января. 1–9 января интернет-магазин не работает.

Уважаемые коллеги!
В декабре 2020 года прекращена деятельность агентства «Роспечать», по каталогам которого осуществлялась подписка в отделениях связи «Почты России».
Все заказы на 2021 год, оформленные через каталог «Газеты. Журналы» на почте, аннулированы.
Более подробнее читайте здесь.

—> Уважаемые коллеги-врачи!
Профессиональный чат анестезиологов-реаниматологов Москвы открывает доступ к живой и непрерывно обновляемой библиотеке материалов, касающихся COVID-19. Библиотека ежедневно пополняется усилиями международного сообщества врачей, работающих сейчас в эпидемических зонах, и включает рабочие материалы по поддержке больных и организации работы лечебных учреждений. Материалы отбираются врачами и переводятся волонтерами-переводчиками.

Источник

Бизнес. Общество. Власть

КОНТАКТЫ

Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуни каций

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Адрес : 101000 г. Москва, Славянская площадь, 4 стр. 2, к. 306

Телефон : 8-(495) 624 93 50

Адрес электронной почты : LBC@hse.ru

Ним Е. Г.

МЕДИАПРОСТРАНСТВО: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В российской социологии массмедиа проблематика медиапространства только начинает становиться предметом серьезного теоретизирования. Довольно часто понятие медиапространства используется как самоочевидное, не требующее четких определений и развернутых интерпретаций. В различных дисциплинарных и теоретических контекстах актуализируются те или иные смысловые грани этого феномена. Среди таких подходов к пониманию медиапространства можно выделить:

а) текстоцентричный подход – медиапространство рассматривается как совокупность всех медийных текстов, «дискурсивное» пространство;

б) структурный подход – медиапространство понимается как институциональная сфера, социальное поле, система средств массовой коммуникации;

в) территориальный подход («рыночный») – медиапространство характеризуется как медийный рынок или информационное пространство региона (города, страны);

г) технологический подход – медиапространство наделяется особый статусом «виртуальной» реальности, поддерживаемой с помощью материальных технологий;

д) экологический подход – медиапространство мыслится как глобальная среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности.

Во многих случаях, определяя понятие медиапространства, российские исследователи явно или неявно задействует сразу несколько его аспектов или уровней. Однако, хотя мы наблюдаем отдельные, довольно плодотворные попытки концептуализации медиапространства, в целом, социологии медиапространства как «исследовательской программы» пока нет. Это вполне объяснимо: сама сфера медиаисследований («mediastudies» как междисциплинарное поле) в России только формируется.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть основные направления анализа медиапространства в западных медиаисследованиях, где эта проблематика стала актуальной в последнее десятилетие, а также предложить собственную теоретическую модель медиапространства.

Картографируя медиапространство: Ник Коулдри и Анна Маккарти

Во введении к коллективной монографии «Mediaspace: Place, ScaleandCultureinaMediaAge»(2004) Ник Коулдри и Анна Маккарти подчеркивают глубинную взаимосвязь медиа и пространства [5, pp. 1–15]. Поскольку электронные медиа все больше насыщают повседневную жизнь образами других мест и пространственных порядков (воображаемых или реальных), становится трудно говорить о пространстве, не говоря при этом о медиа – и наоборот.

По мнению авторов, медиапространство – это диалектическое понятие, отражающее, как медиаформы производят и одновременно сами производятся существующим социальным пространством. Кроме того, это понятие, имеющее несколько измерений. С одной стороны, медиапространство материально и состоит из объектов (приемников, дисплеев, кабелей, серверов, передатчиков), «встроенных» в географически конкретные структуры власти и сегменты экономики. С другой стороны, уже стало общим местом подчеркивать «виртуальность», «призрачность» и эфемерность медиапространства (особенно киберпространства) в противовес «реальности», его удаленность от материального плана существования. Однако эти фантазии бегства от проблемного материального мира воплощаются исключительно благодаря развитию материальных технологий. Банальное отключение света мгновенно разрушает грезы дигитального номадизма.

Медиапространство также – это своего рода пространство «между», это связи, виртуальные «тропинки» коммуникации, создаваемые медиа между различными пространствами и временами. Но они же могут быть линиями разделения, способом установить дистанцию между нами и другими (разговор по мобильному телефону на дружеской вечеринке на время исключает человека из общественного пространства и разделяемого всеми «настоящего»).

То есть, понятие медиапространства предполагает диалектику внешнего и внутреннего, присутствия и отсутствия, принадлежности и отчуждения, «системы» и актора, свободы и доминирования. Медиапространство может поддаваться идеологическому контролю, но, как и любые сложные системы, оно также обладает свойствами «текучести», спонтанности и хаотичности – что ограничивает чьи-либо возможности управлять им.

Ник Коулдри и Анна Маккарти подчеркивают междисциплинарный характер медиапространства как объекта исследования. Учитывая этот факт, они выделяют пять возможных уровней (направлений) анализа медиапространства [Ibid. Pp. 5–8]:

1) Изучение медиарепрезентаций социального пространства. Это, прежде всего, исследование медиаобразов локального, национального или глобального пространства. Оно является первой ступенью анализа медиапространства, поскольку сфокусировано большей частью на медийных нарративах, а не пространственном аспекте самого медиапроцесса. Текстуальные интерпретации пространства важны, однако медиапространство – это не простая совокупность сообщений; необходимо выходить за рамки текста и обращаться к его другим, недискурсивным измерениям.

2)Анализ роли медиа в изменении конфигурации социального пространства.Связывая одни определенные места с другими, медиаобразы, медиатексты и потоки данных могут трансформировать пространственный порядок этих мест, часто при этом разрушая их локальную культуру и сложившиеся пространственно-коммуникативные практики. Это излюбленный сюжет исследований культурных антропологов – как медиа меняют домашнее пространство, пространство города или сельской общины, колониальное пространство и т.д.

3) Изучение специфических пространств по обе стороны медиапроцесса – пространства потребления и пространства производства.Анализ этого рода предполагает выход за пределы медиадискурса в мир медиаинститутов и различных организаций. Он охватывает все, начиная от предварительных маркетинговых исследований аудитории и создания медиаобраза, например, в стенах телевизионной студии – до места восприятия этого образа (дома, в баре или аэропорту) посредством сети широкого вещания или Интернета.

4) Анализ многоуровневых эффектов «работы» медиа в пространстве. Сжатие пространства-времени позволило осуществлять коммуникацию людей друг с другом без их физического со-присутствия в одном и том же месте. Однако необходимость со-присутствия не потеряла своей актуальности: деловые люди летят через весь мир на встречу с партнерами по бизнесу, фанаты преодолевают большие расстояния, чтобы оказаться рядом со своим кумиром. И, напротив, люди, сидящие через стенку в одном офисе, общаются посредством «скайпа». Одни места стали «узлами» в глобальных сетях, другие оказались за их пределами и стали еще более разобщенными – под влиянием медиа социальное пространство приобретает сложную конфигурацию.

5) Изучение того, как вызванные медиа многоуровневые эффекты «переживаются» и понимаются в конкретных местах.Мы можем скрывать эти возникающие под влиянием медиа пространственные противоречия, притворяясь, что их не существует, или интегрировать их в повседневную жизнь как нечто самоочевидное и естественное (натурализовать их). Мы можем найти причины и дать объяснение той или иной организации пространства – или перевести наше восприятие этого явления в более формальные и менее рефлексивные модели ритуала и игры.

Многие из выделенных направлений анализа медиапространства могут органично дополнять друг друга. Ник Коулдри и Анна Маккарти обращают особое внимание на то, что исследование медиапространства требует рассмотрения макросоциального и микросоциального, структур и человеческих переживаний, глобального и локального в их взаимосвязи, а не оппозиции.

Новая теория медиа и география коммуникаций: Андре Янссон

Тема изучения медиапространства нашла продолжение в работе североевропейских медиаисследователей «GeographiesofCommunication: TheSpatialTurninMediaStudies» (2006). Редакторы этого коллективного труда, Джеспер Фолкхаймер и Андре Янсон, обосновывают актуальность развития географии медиакоммуникаций в качестве новой академической дисциплины [2, pp. 9–22].

Они отмечают, что прежние теории массовой информации и коммуникации (в частности, трансмиссионные модели), были порождением «массового общества» и предполагали существование четких границ между производителями медиасообщений и аудиторией, между текстом и контекстом и т.д. Но в эпоху «текучей модернити» (выражение Зигмунта Баумана) воплощается порядок пространственных «размытостей», «неопределенностей». К тому же, думать о коммуникации как о распространении сообщений в пространстве – это совсем не то, что думать о коммуникации как о производстве пространства.

По их мнению, новая теория медиа обязательно должна включать три категории, описывающие режим «гипер-пространственной» коммуникации в современном обществе: мобильность, конвергенцию и интерактивность.

Мобильностьпроявляется в двух взаимосвязанных формах: мобильности людей и мобильности медиатехнологий. Повседневная жизнь насыщена медиатекстами, и значительная их часть потребляется не только в конкретном контексте (дома или на работе), но и в движении, на ходу. Мобильность людей сопровождается все возрастающей мобильностью медиатехнологий. Стационарные, тяжелые медиа уступают место легким, портативным многофункциональным медиа, привязанным к движущемуся телу – таким как плеер, мобильный телефон, ноутбук, карманный компьютер и т.д. С точки зрения медиаисследований, пересечение мобильных людей и мобильных медиа создает проблемы при определении текста и контекста, поскольку они могут легко меняться местами. Например, человек едет в поезде, слушает на ноутбуке музыку и читает новостную ленту. Что здесь текст, а что контекст? Очевидно, возникают новые пространственно-коммуникативные практики, требующие изучения.

Технологическая и культурная конвергенциитакже характеризуют гипер-пространственную коммуникацию. Технологическая конвергенция проявляется в развитии мультимедийных технологий, позволяющих объединить в одном средстве коммуникации несколько форматов представления информации (графику, звук, видео, анимацию). Компьютеры, телефоны, плееры, камеры образуют локальные и глобальные мультимедийные сети. Пришествие мультимедиа, в свою очередь, стирает различия между аудиовизуальными и печатными СМИ, массовой и высокой культурой, информацией и развлечением, образованием и пропагандой. Этот процесс можно назвать культурной конвергенцией. Исчезают четкие границы между символическими и материальными артефактами, между медиа и сообщением, между «текстами» и «товарами». Товары теперь производятся для передачи значений – как «товары-знаки», а медиасообщения распространяются в качестве товаров.

Интерактивностьновых медиа дает возможности взаимодействия на расстоянии. Понятие интерактивности прежде всего ассоциируют с особенностями коммуникации в сети Интернет. Традиционные массмедиа, например, телевидение, также включают сегодня интерактивные компоненты (зрители принимают участие в голосованиях и конкурсах). Но аудиторию телевидения нельзя считать полноценным создателем медиаконтента, здесь линия демаркации между производителями и потребителями информации просматривается очень четко. Однако интерактивность может проявляться в другом – во взаимной повышенной «чувствительности» производителей товаров и их потребителей. Производство «товаров-знаков» становится все более персонализированным, направленным на конструирование индивидуальной идентичности потребителя. В той или иной форме, интерактивность меняет конфигурацию взаимосвязей между местами производства и потребления – и это также требует специального изучения.

Фолкхаймер и Янссон обозначили свое видение измерений географии коммуникации [Ibid. Pp. 17–19]. Во-первых, это идеологическое и политическое измерение, где наблюдаются процессы конвергенции публичной и приватной сферы, глобального и локального. Примерами исследований в этом духе может быть критический анализ геополитического медиадискурса или изучение того, как брендинг территорий и туристическая реклама культивируют определенные стереотипы и идеологические установки у аудитории.

Во-вторых, это технологическое измерение, где медиа понимаются, прежде всего, не в качестве культурной формы или инструмента политического влияния, а как технические средства связи, технологии опосредования опыта и социальных взаимодействий. Медиатехнологии играют ключевую роль в возникновении и развитии разных сообществ (прежде всего, в пространстве Интернета), новых культурных и социальных практик (связанных с мобильностью и интерактивностью медиа), организации диалога между «онлайновыми» и «оффлайновыми» местами и т.д.

Третье, текстуральное измерение описывает механизмы и процессы материализации пространства посредством культуры [3]. Концепт «текстура» введен Андре Янссоном под влиянием идей Анри Лефевра, Ирвина Гофмана и Энтони Гидденса. В частности, в основе лефевровской теории производства пространства лежит трехсторонняя диалектическая связь между пространственными практиками, репрезентациями пространства и пространствами репрезентации (диалектика материального, символического и воображаемого) [4].

Понятие текстуры относится к коммуникативным условиям и паттернам (предписаниям и конвенциям), связующим пространственные структуры и коммуникативные / пространственные практики. «Текстура – это медиатор не только между материальными и символическими аспектами пространства, но также между пространственной структурой и коммуникативным агентом; между правилами и импровизациями, между тогда и сейчас» [3, p. 91].

Согласно Янссону, изучение текстур предполагает не просто описание «коммуникативных перформансов» в конкретных социальных пространствах. Это также изучение самих пространственных структур и правил (формальных и неформальных), которые делают эти перформансы возможными, способствуя «регионализации» пространства (в понимании Гофмана и Гидденса).

Модифицируя теорию Лефевра применительно к задачам исследований медиа, Янссон выделяет три типа пространств: а) социо-материальное пространство, подвергшееся медиатизации; б) репрезентации пространства (его символические медиации через медиаобразы и медиатексты); в) пространства репрезентаций (медиатизированное восприятие места, «senseofplace»). Эти пространства предлагается изучать на трех уровнях: региональном; институциональном и глобальном (виртуальном). На каждом уровне возможен текстурный анализ пространства того или иного типа. Это, безусловно, интересная и продуктивная эпистемологическая модель пространственных исследований медиа.

Топология медиакоммуникаций Пауля Адамса

Американский географ Пауль Адамс предлагает несколько иную концепцию исследования топологии медиа в своей работе «GeographiesofMediaandCommunication» (2009). Он выделяет четыре направления пространственного изучения коммуникации [1,pp. 1–10]:

1)«Медиа в пространстве» («media in space»)– изучение географического расположения коммуникационных сетей, их технической инфраструктуры и геометрии «пространства потоков» (в понимании М. Кастельса), создаваемых путем передачи цифровых или иных сигналов. Это те материальные «русла», благодаря которым осуществляется всякая технически опосредованная коммуникация – например, разговор по мобильному телефону или передача данных в сети Интернет.

2)«Пространства в медиа» («spaces in media») – анализ уникальных пространств коммуникации, поддерживаемых с помощью медиа. Такие пространства не имеют географических координат, они отражает топологию потоков информации и идей. Их можно измерять персональными контактами: Адамс ссылается на теорию «шести рукопожатий», согласно которой все люди в мире находятся на расстоянии шести уровней связей («рубежей отдаления») друг от друга. В социальных сетях типа Facebook двух любых пользователей отделяет 4-5 уровней знакомств.

3) «Места в медиа» («places in media») – здесь исследуются механизмы, посредством которых конкретные места получают свое значение через медиа. В центре нашего внимания всегда находятся скорее определенные места, нежели пространства. Благодаря медиа формируются их образы, передаваемые как вербальными, так и невербальными средствами. Эти образы включают не только слова, картинки и движущиеся изображения, но и всевозможные гибриды, например, песни типа «Я люблю Париж».

4) «Медиа в местах» (media in place)– изучение того, какие виды медиакоммуникаций и в силу каких правил возможны или невозможны в данном месте. Например, если мобильный телефон вдруг зазвонит во время проповеди, лекции или концерта – это вызовет возмущение большинства присутствующих. Дело в том, что любое место всегда понимается как включающее одни виды коммуникации и исключающее другие, поэтому всегда важно знать явные или неявные правила поведения, действующие на данной «территории».

Адамс помещает эти четыре перспективы географического исследования коммуникации в квадрант, оси которого образуют две пары оппозиций: «пространство / место» и «пространственная организация / пространственная репрезентация».

Пространство более абстрактно и чаще ассоциируется географами со свободой (но и уязвимостью), возможностью движения от места к месту, то есть, преодолением расстояний. Место, напротив, имеет значение ограничения, защиты и владения, оно стабильно и конкретно, воспринимается скорее эмоционально, чем интеллектуально. Пространство выражает идею удаленности и протяженности, место – близости и локальности.

Пространственная организация («media in space», «media in place»)предполагает, что «пространства» и «места» могут рассматриваться в качестве «контейнеров», охватывающих, ограничивающих и придающих форму медийным коммуникациям. Пространственная репрезентация («spaces in media», «places in media») отражает процесс производства пространств и мест в коммуникациях посредством вербальных, визуальных и аудиальных репрезентаций.

Заметим, что, как и в предыдущих теоретических моделях, понятие медиа здесь трактуется расширительно: это не только средства массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет-СМИ), но и пользовательские «новые медиа» (блоги, социальные сети, сайты и порталы), а также все технические средства производства, передачи, восприятия и потребления информации (смартфоны, ноутбуки и т.д.). Статус последних как средств «межличностной коммуникации» размывается в силу технической конвергенции «массовых» и «персональных» медиа.

Социология медиапространства: авторская модель

Как видно из обзора ключевых зарубежных работ, медиапространство становится объектом междисциплинарных изысканий, позволяющих открыть новые грани этого сложного социокультурного феномена.

Принимая во внимание идеи западных коллег, мы разработали свою модель медиапространства, задающую основные направления анализа медиакоммуникаций в пространственном аспекте.

На наш взгляд, можно выделить три измерения медиапространства:

1) Медиированное пространство – это «переданное», репрезентированное посредством медиа пространство (как физическое, так и социальное). В этом случае мы имеем дело с медиаобразами и медиатекстами, как результатом медийного «картографирования» реальности. Массмедиа не просто отображают различные места: они приписывают им определенные значения и смыслы, побуждая аудиторию воспринимать эти места особым образом.

2) Медиатизированное пространство – это любой тип социального пространства, предполагающий использование медиа и/или испытывающий их значительное влияние. То есть, это среда распространения медийных технологий, меняющих природу и конфигурацию самих пространств. Именно в этом смысле можно говорить о медиатизации публичного и частного пространства, медиатизации политики, религии, работы, отдыха, шопинга, путешествий и т.д.

3) Пространство медиа(«старых», «новых», их конвергентных форм) – это, прежде всего, материальное пространство массмедийных сетей и потоков. Если медиированное пространство соотносится с контентом, медиатизированное – со средой его распространения и потребления, то медийному пространству соответствуют каналы производства и передачи информации, то есть сами медиа и система их взаимосвязей. Медийное пространство может иметь как физическую, так и «виртуальную» географию.

Сразу следует отметить, что границы между этими тремя измерениями весьма условны. В век симулякров медиа теряют свою автономность от общества и «распыляются» в социальной реальности, насыщая ее цифровыми образами и нарративами. Практически каждый Интернет-пользователь является не только потребителем, но и производителем, а также распространителем информации. Интернет воспринимается и как медиа (техническая форма), и как содержание (мир мультимедийных текстов), и как, собственно, уже повседневная жизнь – пространство медиатизированных, но от того не менее реальных социальных действий. Тем не менее, мы считаем предлагаемые нами различения эвристичными, особенно если учесть, что на практике исследователь обычно изучает не целое, а часть.

Кроме того, безотносительно к медиа, можно говорить о трех типах пространств: это пространства-территории(ландшафты, регионы, страны, районы, города); пространства социальности(«сферы», «поля», «измерения», «локалы») и воображаемые пространства(миры фантазий, игр, научных абстракций и т.д.). Множество гетерогенных пространств составляют пространственный порядок общества.

При наложении этих типологий возникает продуктивная теоретическая конструкция, отображающая структуру медиапространства и основные направления его исследования:

Медиапространство как объект исследования

Общество как «пространство пространств»

Медийные образы территорий

Медийные образы социальных «сфер», «полей», «локалов»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *