маз 535 и маз 537 чем отличается

МАЗ-537

Тягач МАЗ-537 представляет собой военный тягач оригинальной компоновки. Многие в детстве восторгались, видя эти огромные военные машины, своим дизайном напоминающие космические луноходы. Мало кто знал, что это были тягачи МАЗ-537, которые выпускались на Минском автомобильном заводе с 1959 по 1965 годы.

В 1963 году производство было освоено Курганским заводом колёсных тягачей, где они продолжали выпускаться вплоть до 1989 года. Тягач МАЗ-537 обладает грузоподъёмностью до 50 тонн, поэтому в советское время их использовали для транспортировки тяжёлых танков, огромных бульдозеров и для перемещения тяжёлых крупногабаритных грузов, которые нельзя было перевести с помощью стандартной грузовой техники.

История 537-й серии

Первый курганский транспорт был собран в 1963 году. Тогда сборка осуществлялась по «белорусской» технологии из полученных деталей. Отсутствие необходимого оборудования и опыта массового производства не позволили начать выпуск 537-х в срок, старт был дан только в 1965 году. Первые экземпляры были полной копией минских моделей. Такой же двигатель, коробка, тормоза и подвеска.

Кабина была цельнометаллической и вмещала четырёх человек. На потолке есть люк для дополнительного проветривания салона. В ночное время суток можно включить прожектор, размещённый на крыше. Водитель может регулировать своё кресло и вертикально и горизонтальной плоскостях. Стандартная версия тягача МАЗ-537 — двухфарная. Модель с тремя фонарями производилась по заказу. Перевозка грузов осуществлялась на прицепах, выдерживающих 50-52 тонны.

На протяжении 15 лет в техническом плане различные версии 537-го имели небольшие различия. Они сводились к перестановке конструкций, их модернизации или полному упразднению. Определить ту или иную модификацию можно было по отделке кабины. С каждой новой моделью она становилась проще. На эксплуатацию это никак не влияло.

Первое поколение

История насчитывает 6 версий с индексами А, Г, Д, В, Е, К. Первые три собирались в Минске, остальные разрабатывались на СКБ-1, но производство осуществлялось в Кургане. Курганские версии унаследовали от минских некоторые черты внешнего вида, которые не заметишь с первого взгляда.

К ним относятся вертикальные воздухозаборники, благодаря которым в моторный отсек поступал дополнительный воздух и охлаждал двигатель. Вентиляционные отсеки, через которые в салон попадал воздух, размещались рядом с круглыми фарами. Схожими были зеркала заднего вида.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Второе поколение

В 70-х годах появилось второе поколение. Воздухозаборник стал коробчатым, под ним находились простые щели. Обзор дороги был улучшен за счёт увеличения зеркал заднего вида. Крылья стали плоскими и были продлены до средних мостов. Добраться до сцепки и лебёдки можно было по лестнице. Некоторые экземпляры оснащались экспериментальными декоративными элементами, но широкого распространения они не получили.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Третье поколение

В конце 70-х годов появилось третье поколение тягачей МАЗ-537. Изменения в устройстве были незначительными, зато в плане дизайна автомобиль стал «суровым» — он был лишён всех декоративных элементов. Некоторые изменения коснулись воздухозаборника и подфарников.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Четвёртое поколение

Четвёртое поколение появилось в 80х годах. Основным отличием было отсутствие защитных кожухов на топливных баках.

После насыщения тягачами этого типа Советской Армии был налажен экспорт машины в дружественные страны: Африка, Азия, Ближний и Средний Восток. За многие годы сборки авто было выпущено 8-10 тысячи экземпляров. Многие из них продолжают нести службу в наши дни.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Применение транспорта в армии

Для армии Советского Союза производилось несколько основных модификаций МАЗ-537.

Выпускалась с 1964 по 1969 года. Цельнометаллическая платформа была укороченной, грузоподъёмность составляла 15 тысяч килограмм. Лебёдка находилась между кузовом и моторным отсеком, могла тянуть грузы до 15 тонн.

Машину использовали на аэродромах и в ракетных войсках. Она легко перевозила самолёты по взлётным полосам, а также транспортировала тяжёлые баллистические ракеты. С помощью гидравлического толкающего бруса водитель мог помогать передвигаться тяжёлым транспортным средствам.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Производилась с 1965 по 1985 годы. Модификация представляла собой седельный тягач, который мог перевозить автопоезд весом до 62 тонн. Максимальная нагрузка на сцепное устройство была понижена до 18 тонн из-за некоторых конструкционных изменений. Седельное устройство было передвинуто назад. Такое изменение дало возможность перевозить грузы с нестандартной формой корпуса.

С помощью этого транспорта перевозили полуприцепы с ракетным оборудованием для различных подразделений ракетных войск. Также была возможность перевозить топливные цистерны, которые вмещали в себя до 30 тысяч литров горючего.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Производилась с 1964 по 1969 года. Данная модификация из Минска была получена в недоделанном виде. Кое-что в ее конструкции пришлось изменить, но никаких глобальных нововведений не было. Тягач МАЗ-537Г применялся для разрешения разных стратегических задач.

С помощью него перевозили бронированную технику весом до 68 тонн, а также была возможность двигаться в составе автопоезда весом до 91 тонны. Ещё одна функция стала возможна за счёт использования прочной лебёдки: на низкорамные прицепы можно загружать грузы массой до 15 тонн.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Ввод грузовиков в эксплуатацию был проблематичным из-за проблем в чертежах, полученных из Минска. Первые контрольные тесты выявили более 100 недочётов различной степени. После доработки конструкции количество недочётов снизилось на 30, но всё равно оставалось значительным. Пока инженеры занимались исправлением недостатков, в Кургане приступили к поштучной сборке тягачей, так как Советской Армии срочно нужна была подобная техника.

С третьего раза этой версии удалось пройти все испытания, никаких недоработок выявлено не было. В итоге авто стало самым востребованным у наших военных: его использовали для перевозки гусеничной бронированной техники по асфальтированной дороге, грунту и бездорожью. Появление автомобиля позволило отказаться от медленной и стратегически ненадёжной транспортировки тяжёлой техникой поездами.

Выпускалась с 1965 по 1986 годы. Главной особенностью грузовика стало наличие автоматической электронной системы, которая управляла рабочими и буксировочными механизмами. Максимальная масса автопоезда составляла 88 тонн. За моторным отсеком установили генератор мощностью 75 кВт.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Выпускалась с 1966 по 1989 годы. Данная модель представляет собой симбиоз несколько версий. Она была оснащёна сдвинутой назад кабиной, но имела возможность перевозить прицепы. Также был установлен генератор с защитным кожухом. Он позволял передавать энергию на различные системы управления полуприцепом.

В армии машину использовали как источник жизнеобеспечения ракетных комплексов и механизмов запуска. Он также выполнял роль тягача, буксируя различную бронированную технику. На время мог стать источником питания для другого транспорта.

Производилась с 1965 по 1969 годы. Использовалась в качестве автокрана. Гидравлический кран выдерживал груз до 16 тонн, устанавливался на заднюю часть шасси. Для устойчивости во время работы крана использовались четыре аутригера.

После начала производства был выявлен ряд недостатков, который не позволил стать автокрану распространённой моделью. Его конструкция имела лишнюю массу, из-за чего проходимость машины была низкой. Главным недостатком была высокая вероятность бокового падения в процессе работы. Единственным применением модели стала погрузка зарядов на ракетные установки.

Данная модель получила несколько опытных образцов. Её планировали экспортировать в страны с жарким климатом и повышенной влажностью. Для этого кузов, кабина и все технические узлы были покрыты изолирующими материалами, которые должны были защищать их от влаги. Итоговая себестоимость оказалась высокой, поэтому от серийного производства отказались.

Технические характеристики

Тягач МАЗ-537 имеет большие колёса на литых дисках с уникальным рисунком протектора, благодаря чему обладает высокой проходимостью.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Описание конструкции

От модели «535» тягач МАЗ-537 отличался незначительно. Правда, колёсную базу тягача увеличили, а раму усилили. Четырёхместная кабина, установленная на переднем свесе рамы, осталась неизменной. Первоначально на ней сохранялись два лючка для вентиляции и инфракрасная фара в центре. Позже их упразднили.

В «салоне» грузовика имелась не только обычная «печка», но и независимый бензиновый отопитель.

За кабиной размещался двигатель Д-12А-525, 12-цилиндровый дизель, выпускающийся в Барнауле на базе конструкции легендарного танкового мотора В-2. С таким двигателем контрольный расход топлива МАЗ-537 на 100 км составлял 125 литров. Форсированный мотор потребовал изменить системы охлаждения и смазки, пришлось перенести подогреватель.

Коробка передач – трёхступенчатая гидромеханическая, с блокируемым гидротрансформатором. Третья передача – прямая, повышающая отсутствует. Раздаточная коробка с двумя передачами – механическая. Межосевые дифференциалы с включаемой блокировкой, межколёсные – самоблокирующиеся. Передаточные числа из-за возросшего крутящего момента изменились.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Передние пары колёс тягача МАЗ-537 имели независимую торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами, задние пары упругих элементов в подвеске не имели. Торсионы по сравнению с МАЗ-535, стали длиннее и больше в диаметре. Карданный привод компрессора заменили на ременной.

Систему изменения давления в шинах решили не использовать, а 16-слойные шины заменили новыми, с 24 слоями.

Источник

Система охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗ

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Пожалуй, именно МАЗ в годы Холодной войны выпускал наиболее совершенные отечественные автомобили-тягачи и специальные многоосные шасси для несения и запуска баллистических межконтинентальных ракет, одно упоминание о которых остужало воспаленные умы высших военных чинов НАТО, обеспечивая надежный военный паритет и устойчивый мир во всем мире.

На заглавном фото — разведывательный комплекс «Ястреб» (из архива Альфреда Матусевича).

В июне этого года мы завершили публикацию первой части из 14 статей, посвященных уникальным секретным военным автомобилям СССР – мы писали и о брянских ракетных тягачах БАЗ, и об экспериментальных ЗИЛах, КрАЗах и Уралах. Не будем перечислять их все, интересующимся порекомендуем открыть в отдельной вкладке профиль автора. Теперь же, когда ареал таинственности с такой автотехники давно снят, мы продолжим этот захватывающий сериал и введем вас в святая святых советского военно-автомобильного комплекса.

Бесспорно, самым прогрессивным, эффективным и важнейшим опытно-конструкторским и производственным центром СССР являлся Минский автозавод, где проектировали и выпускали почти всю тяжелую многоосную автотехнику для Вооруженных сил страны. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 25 июня 1954 года на заводе было образовано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) или секретное подразделение п/я Р-6131. Его возглавил известный автоконструктор Борис Львович Шапошник, в будущем лауреат Государственной и Ленинской премий. Благодаря ему, в СССР появились принципиально новые более надежные виды военных автомобилей с колесной формулой 8х8 для буксировки артиллерийских систем и несения ракетных комплексов. Для их сборки при МАЗе был образован секретный цех опытного производства.

Первоначально к первому семейству минских четырехосок относились два балластных тягача МАЗ-535 и МАЗ-536. С появлением в мире ракетного вооружения Министерство обороны приняло решение о перевооружении Советской армии более тяжелыми седельными тягачами, к которым относился третий вариант МАЗ-537.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Балластный тягач МАЗ-535А с трехфарной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

МАЗ-535В со штатным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 (из архива СКБ-1 МАЗ)

В отличие от разработок СКБ ЗИЛ эти автомобили представляли собой более простые и экономичные конструкции классической компоновки с вынесенной на передний свес рамы цельнометаллической кабиной с люком в крыше. За ней в моторном отсеке помещался наиболее совершенный на то время 39-литровый дизель Д-12А V12 Барнаульского завода «Трансмаш» — транспортная модификация известного танкового мотора В-2.

Другими особенностями минской автотехники были гидромеханическая трансмиссия, самоблокирующиеся дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес, централизованная система изменения внутреннего давления в шинах и ряд других решений, до тех пор не получивших широкого применения. Однако все эти сложные и тяжелые агрегаты вдвое увеличили массу автомобилей, зато на практике они оказалась наиболее прочными, надежными и жизнеспособными, которым доверили буксировку первых советских баллистических ракет.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

На военном параде в Москве тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14 (из архива СКБ-1 МАЗ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Балластный тягач МАЗ-535А с тележкой для баллистической ракеты ГР-1

Предшественники?

До сих пор не утихают споры о происхождении четырехосных военных МАЗов. Даже свидетели тех давних событий, сподвижники и последователи Шапошника, не могли в точности сказать, что же послужило идейной базой первых машин.

Вряд ли их прообразами могли стать уже упоминавшиеся конструкции Георгия Зимелева с электрической трансмиссией и тем более – разработки Виталия Грачева. Вероятно, в основе изначальных работ Шапошника лежало трофейное шасси четырехосного бронеавтомобиля Bussing-NAG ARK. Вполне возможно, что после его тщательного изучения у Бориса Львовича родились идеи о применении дизельного двигателя V12, блокируемых дифференциалов в трансмиссии, индивидуальной независимой подвески и сварного несущего основания вместо обычной лонжеронной рамы.

Наиболее реальным источником свежих конструктивных решений могли стать секретные разработки Детройтского арсенала, где в 1950 году собрали 540-сильные армейские автомобили Т-57 и Т-58 грузоподъемностью 10 и 12 т, странным образом внешне очень похожие на будущие тягачи МАЗ-535/537.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Машины, которые считаются предшественниками четырехосных тягачей МАЗ
Немецкий бронеавтомобиль Bussing-NAG ARKАрмейский грузовик Т-57 Детройтского арсеналаАмериканский опытный седельный тягач Т-58

Сам Шапошник никогда не раскрывал истоки своего творчества и любые заимствования подвергал существенным преобразованиям. Эта преемственность позволила выиграть драгоценное время и сохранить огромные финансовые средства на самостоятельные изыски, изготовление и долгие испытания многочисленных прототипов, а буквально на пустом месте в кратчайшие сроки из отечественных агрегатов и узлов создать собственные достаточно совершенные и отлаженные машины.

МАЗ-535 (1956–1961/1964 гг.)

Первым в СССР тяжелым четырехосным полноприводным автомобилем военного назначения стал МАЗ-535, заложивший основу большинства последовавших за ним многоосных машин и специальных шасси повышенной грузоподъемности. Формально эта эпохальная машина являлась семитонным бортовым балластным тягачом для буксировки орудийных систем массой до 10 т и работы в составе автопоездов, весивших с полной нагрузкой до 75,4 т.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Прототип тягача МАЗ-535 с низким моторным отсеком. 1956 год (из архива СКБ-1 МАЗ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Испытания опытного балластного тягача МАЗ-535 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Первые два прототипа МАЗ-535 были собраны в мае и июне 1956 года и считались скрытой от посторонних глаз «секретной научно-технической революцией» в отечественном автомобилестроении. Их кабина снабжалась тремя наклонными лобовыми стеклами и третьей фарой в центре передней панели для инфракрасной подсветки дороги, а моторный отсек имел пониженное расположение крыши.

Характерными внешними чертами последующих машин МАЗ-535 стали два плоских лобовых стекла и повышенное расположение моторного отсека. В низкобортной металлической грузовой платформе помещались два ряда продольных или поперечных скамеек для боевого расчета.

На автомобилях МАЗ-535 впервые появились 375-сильный вариант дизеля Д12А с дублированной системой запуска электростартером или сжатым воздухом и новая трансмиссия собственной конструкции с одноступенчатым гидротрансформатором и планетарной трехступенчатой коробкой передач с дистанционным управлением. Она обеспечивала плавное изменение крутящего момента без прерывания потока мощности на колеса, сглаживала удары на двигатель и предотвращала его останову при перегрузках.

Во время испытаний первых образцов выявилась недостаточная прочность их рамы, поэтому в 1957 году был создан модернизированный вариант МАЗ-535А с усиленными рамой и кузовом. В 1958-м его начали собирать мелкими партиями в еще недостроенном опытном цеху.

На тягачах позднего выпуска обычно имелись только две лобовые светомаскировочные фары и увеличенное количество щелей моторного отсека. При полной массе 25,4 т на шоссе одиночный автомобиль развивал скорость 60 км/ч, в составе автопоезда — до 40 км/ч.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Усиленный тягач МАЗ-535А для буксировки 10-тонных артсистем. 1957 год (из архива СКБ-1 МАЗ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Поздний двухфарный вариант автомобиля МАЗ-535А (из архива J. Vollert)

В июле 1962 года МАЗ-535А был принят на вооружение и впоследствии состоял на вооружении только Советской армии. Впервые он появился на параде в Москве 7 ноября 1961 года в сцепе со специальной транспортной тележкой, на которой помещалась баллистическая ракета Р-14.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Балластный тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с ракетой Р-14

Выпуск МАЗ-535 продолжался в Минске до 1961 года, а затем его перевели на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), где мелкосерийная сборка продолжалась до конца 1964-го.

Варианты и применение тягачей МАЗ-535

Тягачи 535-й серии применяли для буксировки 152-мм пушек, инженерных машин и другой тяжелой военной техники. Их главной задачей стала работа со специальными низкопрофильными транспортными тележками для вывоза на стартовую позицию межконтинентальных ракет, способных нести ядерные заряды.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

На параде в Минске тягачи МАЗ-535А с 152-мм пушками М-47 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Наиболее эффектными и тяжелыми «прицепными агрегатами» стали глобальные (орбитальные) ракеты ГР-1 со стартовой массой около 120 т, которые вместе с тягачами МАЗ-535А впервые прошли по Красной площади 9 мая 1965 года.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Тягачи МАЗ-535А с орбитальными ракетами ГР-1 на тележках 8Т139. 1965 год

В 1959 году экспериментальное шасси МАЗ-535Б с подъемным механизмом артиллерийской части послужило базой пробной пусковой установки тактического комплекса «Онега» и оперативно-тактической системы «Ладога» с фронтовой баллистической ракетой. Первые испытания, проведенные в апреле 1961-го, завершились разрушением ракеты, а ее шасси признали слишком слабым и маломощным для таких целей.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Пусковая установка «Ладога» на опытном шасси МАЗ-535Б. 1960 год

Самым востребованным автомобилем этой серии оказался седельный вариант МАЗ-535В без упругих элементов в задней подвеске, применявшийся в сцепе с 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 для транспортировки гусеничной техники и ракетных систем.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Седельный тягач МАЗ-535В с трехфарной кабиной. 1959 год (из архива А. Новикова)

В 1959–1960 годах тягач применялся в ходе испытаний межконтинентального беспилотного ударного самолета-снаряда Ту-121. Для его сборки и запуска служила уникальная пусковая установка на четырехосном полуприцепе. Стартовая масса всей системы установки достигала 28 т.

В августе 1960-го началась разработка системы дальней беспилотной разведки «Ястреб» с новым самолетом-разведчиком Ту-123, способным осуществлять фоторазведку на полосе полета шириной до 80 км и дальности до 2,7 тыс. км. Его запуск производился с пусковой установки на двухосном полуприцепе, который буксировал МАЗ-535В с бронезащитой кабины и моторного отсека. Испытания комплекса проходили до декабря 1963 года, на вооружение эту систему приняли в мае 1964-го.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Разведывательный комплекс «Ястреб» на стартовой позиции (из архива J. Vollert)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Пусковая установка СТА-30 в транспортном положении (из архива А. Матусевича)

МАЗ-536 (1957–1958 гг.)

В 1957 году появился единственный образец девятитонного балластного тягача МАЗ-536 для буксировки артиллерийских систем массой до 15 т, впервые оборудованный наиболее мощным 525-сильным вариантом дизеля Д-12А. Он успешно прошел приемочные испытания на бронницком полигоне НИИАП, но Министерство обороны изменило свои требования в сторону повышения полной массы буксируемой техники, и в результате все дальнейшие разработки этой машины были прекращены и заменены на проектирование седельного тягача МАЗ-537.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Опытный тягач МАЗ-536 весовой категории 15 т. 1957 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ-537 (1958–1964 гг.)

С самого начала разработки 525-сильный седельный тягач МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 т предполагалось использовать для буксировки низкорамных 65-тонных полуприцепов для перевозки по шоссе и местности гусеничной техники и воинских грузов. После переориентации на более тяжелые ракетные системы все работы по этой теме приобрели особый приоритет и были активизированы.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Седельный тягач МАЗ-537 с ракетой Р-26 на трехосной тележке. 1964 год

Конструктивно МАЗ-537 с усиленной задней балансирной подвеской являлся развитием модели МАЗ-535В и экстраполированием промежуточной версии МАЗ-536. Его особенностями были мощная клепано-сварная рама с лонжеронами швеллерного сечения и характерная V-образная рабочая площадка между средними мостами для оператора-сцепщика. На первых выпусках на передней стенке кабины также помещались три фары, но на серийных версиях оставили только две. В составе автопоезда массой 87 т тягач развивал максимальную скорость 55 км/ч.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Тягач МАЗ-537 из состава комплекса противоракетной обороны А-35

Прототипы МАЗ-537 были собраны в конце 1958 года, мелкосерийное изготовление тягача началось в марте 1959-го. Оно продолжалось только до 1964 года, когда производство всех машин 537-й серии окончательно перевели в Курган. МАЗ-537 был принят на вооружение 30 июля 1962 года, и до сих пор его многочисленные версии остаются в составе Российской армии.

Варианты и применение тягачей МАЗ-537

Первоначально тягач МАЗ-537 планировали использовать в сцепе с низкорамным полуприцепом МАЗ-5248 для перевозки гусеничной бронетехники. Его 15-тонный балластный вариант МАЗ-537А с бортовой платформой и лебедкой служил для буксировки артиллерийских орудий, прицепов и транспортных тележек с баллистическими ракетами.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Тягачи МАЗ-537А с баллистическими ракетами Р-36 на Красной площади

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Проект берегового противолодочного комплекса «Тайфун». 1959 год (из архива завода «Баррикады»)Пусковая установка 2П20 на шасси МАЗ-537Б. 1961 год (из архива А. Широкорада)

В 1958-м в производство поступил усиленный седельный тягач МАЗ-537Г с увеличенной до 27 т нагрузкой на сцепное устройство и 15-тонной лебедкой собственной конструкции, рассчитанный на работу с полуприцепами МАЗ-796 и МАЗ-5247Г для транспортировки по шоссе тяжелой техники и ракетного вооружения. В 1959-м появился опытный образец МАЗ-537Д с генераторной станцией переменного тока для питания оборудования буксируемых крупных ракетных комплексов.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Опытный 525-сильный тягач МАЗ-537Г с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Тягач МАЗ-537Г со штатным полуприцепом МАЗ-5247Г (из архива НИИЦ АТ)

Одна из первых ракетных систем на полуприцепах с тягачами 537-й серии появилась в апреле 1960 года, когда на заводе «Баррикады» был завершен эскизный проект пусковой установки комплекса «Темп». В конце 1961-го ее смонтировали на двухосном полуприцепе МАЗ-5248. Затем она проходила полигонные испытания, но к тому времени стало ясно, что ее ракета обладает недостаточной дальностью полета, а сама установка получилась слишком тяжелой и неповоротливой. С мая 1963 года завод «Баррикады» разрабатывал прицепную пусковую установку для нового ракетного комплекса «Темп-С», но ее единственный образец по всем параметрам проигрывал аналогичной конструкции на одиночном шасси МАЗ-543А.

маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть фото маз 535 и маз 537 чем отличается. Смотреть картинку маз 535 и маз 537 чем отличается. Картинка про маз 535 и маз 537 чем отличается. Фото маз 535 и маз 537 чем отличается

Проект комплекса «Темп» на полуприцепе МАЗ-5248. 1960 год (из архива А. Широкорада)

В Минске этот тягач собирали до 1964 года, а впоследствии его долгое время строили на КЗКТ. Тем временем Минский автозавод перешел на серийный выпуск четырехосного семейства МАЗ-543, а автомобилю МАЗ-537Г впоследствии довелось стать самым востребованным седельным тягачом и новой базовой машиной всего 537-го семейства. О нем читайте в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *