мастером изображения чего считается китайский художник ци байши
Ци Байши
Ци Байши (齐白石 ) Qi Baishi
Ци Байши начал свою деятельность в период глубочайшего упадка Китая, экономического и политического. И тем не менее, ряд художников, творческий путь которых пришелся частично на трудные годы конца XIX и первой трети XX веков, достигли исключительных успехов в творчестве. Среди них Ци Байши.
Ци Байши уподоблял себя растениям и считал, что только слива мэйхуа способна понять его до конца. Художник, по его словам, «купается в орхидеевой воде, моет волосы ароматом цветов».
Ци Байши один из крупнейших художников XX века. За свою жизнь он создал несколько тысяч работ.
Творчество Мастера (1863-1957) трогательно и проникновенно. Художник родился в бедной семье. Он начал работать очень рано. В мастерской столяра он научился работать с деревом. В дальнейшем он встретил профессионального художника, который заметил его талант и стал его учить. Ци Байши копировал учебник живописи эпохи Цин и, одновременно с усвоением правил и традиционной техники, он экспериментировал. Он создал свой совершенно неповторимый уникальный стиль. Его лист никогда не спутаешь с листом другого художника. Стремление передать дух, суть того, что он изображал постоянно владело его творческим поиском.
Ци Байши было уже около 30 лет, когда он начал учиться живописи. Помимо этого он нигде не учился. Создавая свои маленькие шедевры, он познает природу красоты мира и учит видеть ее всех зрителей его произведений. В традициях конфуцианства, которое определяло искусство Китая, проявляются влияния буддизма и даосизма на живопись Ци Байши. Эзотеризм этих духовных систем пронизывает произведения автора. Предметы, которые он изображал, имеют определенный подтекст. Чтобы его читать, нужно быть осведомленным в культурных реалиях и религиозном символизме многовековой китайской цивилизации. И в то же время это предметы или явления природы: цветы, насекомые, деревья. Они изображены искусно и артистично. Непринужденность и наивная свежесть взгляда привлекает в изображениях самых непритязательных моделей автора: жуков, комаров или сломанных веток, так же как и увядших цветов. Крупными энергичными мазками большой кисти Ци Байши предает настроение и то, что китайцы называют «ли»-суть. Наполненная неповторимой мощью индивидуальности автора, эта «суть» превращается в гениальное произведение искусства.
Ци Байши Шиповник, 1955
Ци Байши был крупной личностью. В своей общественной деятельности он стремился к реализации идеалов гуманизма. Его не останавливали предрассудки политического или религиозного характера. Он служил Миру.
В 1952 году появилась картина художника «Мир», в которой он показывал, что счастье людей заключается в мирной созидательной жизни.
В период потепления взаимоотношений между СССР и КНР укрепились и советско-китайские культурные связи. На Украине был создан памятник Художнику. Советские художники и скульпторы встречались с китайскими.
Знаменательными были встречи советских культурных делегаций с Ци Байши. За свои многочисленные заслуги он стал Главой Китайской академии художеств.
В 1956 году Ци Байши стал лауреатом Международной Премии Мира.
Цы Байши Пеон. 1956
В настоящее время искусство Ци Байши очень популярно в Китае. Его имя его и работы ассоциируются с национальным духом Китая, национальной живописью «гохуа» «цветы и птицы» («国画山水»).
Искусствоведы о Ци Байши
«Ци Байши был приверженцем «живописи интеллектуалов». В его творчестве отразилась классическая традиция китайского искусства и экспериментальные поиски. Его живопись содержит примеры весьма деликатной адаптации приемов западного искусства – таких, как светотеневая моделировка; прием пространственных построений на основе наложения плоских планов, подобно меткам на карте, обозначающих «глубину»; способ использования низкой линии горизонта и очень осторожная передача среды вокруг главных объектов картины («Ноктюрн с горящей свечой»). По легенде, Пабло Пикассо как-то сказал: «Я не осмелюсь поехать в Китай, так как там есть Ци Байши. Он – величайший художник Азии». Ци Байши создал свой уникальный стиль «Красные цветы, черные листья» – на основе изучения работ старых мастеров. Он одним из первых начал работать с натуры, использовал чистые цвет».
ПУТИ ПОДНЕБЕСНОЙ
Сборник научных трудов
Выпуск III
В двух частях
Часть 1
http://www.rci.bsu.by/_DB_news/p31.pdf
Ци Байши. Сливы
О цветах сливы, изображенных Ци Байши поэт эпохи Сун Лю Мэйпо писал
Снег и цветущая слива
Слива со снегом сразились весною, но побежденного нет.
Кисть отложив, отодвинув бумагу, смотрит на битву поэт.
Снег превосходит цветущую сливу чистой своей белизной,
Но побеждает зато ароматом сливы заснеженный цвет!
Перевод Бориса Мещерякова
Ци Байши. Бальзамин и мотылек
Ци Байши. Райские птицы. 1940
Ци Байши был поэтом. Во вступлении к одному из сборников стихов он писал:«Я был беден в юности, будучи сначала пастушонком, затем плотником. Я часто отправлялся работать, не имея с собой даже скромной пищи. Я был чрезвычайно предан литературе и искусству. Я провел более восьмидесяти лет моей жизни, близящейся к столетию, в занятиях ими, результатом чего явились тысячи моих картин и стихов, а также более тысячи печатей. Мои картины высоко ценятся и на родине и за рубежом. Я удивляюсь, что они в них видят, но сравнительно мало знают мои стихи и печати. Я не уверен, что те, кто утверждает, что знает их, действительно о них что-нибудь знает; с другой стороны, я не удивлюсь, если те, кто признается в своем незнании, на самом деле знают часть истины. Надо ждать суждения от мира и последующих поколений. Ци Байши. Хризантемы
Я стар и бессилен, моего сына Ляна призвал я и, посоветовавшись с господином Ли Шаоси, напечатал несколько произведений, которые нравились мне, но редко показывались другим. На этом мое искусство завершается. Это все, на что я могу надеяться. Тот, кто хочет знать правду о Ци Байши, возможно, она здесь! Возможно, она здесь! Посмотрите на меня здесь!
О проблеме цены и ценности в искусстве писал в своем стихотворении Ци Байши.
Ци-Бай-Ши — поэт штриха кисти
«РАСТЕРЯННОСТЬ НА АРТ РЫНКЕ
люди имея капиталы
— не знают что покупать и почем
ну покупают… почем прочитали продается
— наобум
это же такое дело что ни взвесить
и ни измерить…
правда есть искусствоведы…
правда есть арт-дилеры …
правда есть еще кто-то… — но кому верить?
и можно ли?
если люди хотят заработать они часто пускаются на обман
и чем больше хотят тем больше обмана
гений вообще не интересует рынок
и это всегда было
— так Ван-Гог не покупался а покупались профессора
о которых все забыли
хотя был — и рынок! и спрос! и продажа! и рейтинги!
и статьи!… и чего только не было — и все в пустую
забыли всю эту модную профессуру
и деньги богатых полетели — в трубу
а вот то что не покупалось
— оказывается стоило вложений…»
Большое место в творчестве Ци Байши занимал жанр хуаняо — живопись цветов и птиц. На развитие живописи в Китае большое влияние оказало неоконфуцианство.
«Субстанцией мира в неоконфуцианстве считалось общее непостижимое начало — Тайцзи, во многом аналогичное дао в даосизме. При этом соотношение отдельных вещей регулировалось материальной частицей «ци». По неоконфуцианскому учению, ли наделяет вещи сущностью, а ци облачает их в материальную форму. Познать тайцзи данного объекта — значит выявить его принцип «ли».» Познать же сущность можно только интуитивно. Путем собственно самосовершенствования.
У каждой вещи есть предопределенное значение, которое определяет художественный символ. В трактате «Сюаньхэ хуапу» («Каталог живописи коллекции [периода] Сюань-хэ»): «Духовное значение жанра «цветы и птицы» в живописи то же, что и в поэзии. Так, например, разные сорта пиона и породы птиц, подобные фениксу и зимородку, символизируют богатство и благородство, тогда как сосна, бамбук, хризантемы, гуси воплощают уединение и праздность».
Лотос одна из любимейших тем Ци Байши.
Пруд с лотосами, 1924
вертикальный свиток, бумага, тушь и чернила
182 x 96 см
Шанхайский музей
«Известный историк Чжао Янься 赵艳霞 пишет: «Понятие神 «души, сути» в китайской классической эстетике является фундаментальной эстетической категорией, тщательная работа кисти — характерная особенность художественных достижений Ци Байши. Теория Гу Кайчжи 写神传照 «писать душу, передавать образ» в творчестве Ци Байши воплотилась в Понятие 妙 «совершенной красоты» является важной эстетической категорией традиционной китайской культуры. Так называемая «совершенная красота» — тонкий секрет и непостижимый закон изменения и развития явлений. Потому что «совершенная красота» не устанавливается, не ограничивается, что позволяет ей выходить за пределы ограниченных образов предметов, не привязана к красивому и великолепному, а более тесно связана с道 «дао», 无 «отсутствием», 自然 «естественным», и поэтому связана с творением и жизнью субстанции Вселенной. «Совершенная красота» 妙часто относится к красоте, связанной с神 «душой, сутью». Ци Байши говорил: «Совершенная красота картины находится между схожим и несхожим. Слишком похожее является вульгарным, не похожее становится обманом».
Обезьяны Ци Байши:
Ци Байши Обезьяна зодиак
Ци Байши Обезьяна белая с персиком
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Мастером изображения чего считается китайский художник ци байши
Общепризнанным является мнение о том, что Ци Бай-ши достиг вершины мастерства именно в искусстве изображения креветок. Интересным фактом представляется то, что только в возрасте 55-60 лет художник обращается непосредственно к живым объектам природы, а до этого времени он исходил только из классической живописи.
Основная часть текста взята из книги Е.В. Завадской «Ци Бай-ши», издательство «Искусство», 1982г.
До этого периода Ци Бай-ши работал в жанре «цветы и птицы» только в стиле гунби (тщательная/ прилежная кисть).
Рисовал креветок великий мастер часто и много, но, по воспоминаниям его современников, художник огорчался, что некоторые видят в нем лишь мастера изображения креветок и не более того. На одном из свитков Ци Бай-ши сделал надпись «Мне уже 78 лет, но я слышу часто, как люди говорят, что я умею только рисовать креветок. Как это несправедливо!»
Ци Бай-ши любил изображать не экзотических морских креветок, а обычных речных, которых называют «креветки с длинными лапками». Они бывают двух видов – белые и зеленые. В ранний период творчества художник чаще писал зеленые, а позже любил изображать белые креветки, так как их блеклый тон требует большей изощренности в работе тушью.
Речные креветки относительно небольшие по размеру. Особым изяществом отличается лист «Маленькая зеленая креветка», созданный восьмидесятилетним мастером.
Ци Бай-ши, естественно, основывался на изображении креветок на опыте традиционной живописи. Нередко к этому объекту обращались, например, минские и цинские художники, однако они трактовали этот мотив орнаментально, жестко и не глубоко. Лишь Чэнь Бань-цяо, Чжу Да и Ли Фу-тан представлялись Ци Бай-ши подлинными мастерами в искусстве изображать креветок.
До шестидесятилетнего возраста художник ограничивал себя лишь изучением образцов классического искусства, но не стремился при этом к слепому копированию, а старался творчески переосмыслить общепринятые нормы. На одном из своих свитков Ци Бай-ши написал: «Чжу Сюэ-гэ ( т.е.ЧжуДа) изображает креветок, но в них нет духа древности и простоты».
Когда Ци Бай-ши переехал жить в Пекин, ему представилась возможность изучать, наблюдать своего «излюбленного героя» в речках, озерах и прудах парков столицы.
Ци Бай-ши почти каждый день пристально наблюдал за ними, стараясь уловить и передать на бумаге своеобразие их движений, взаимосвязь друг с другом, изменения цвета в разной воде, полупрозрачность их тел, различные комбинации ракурсов.
Когда Ци Бай-ши спросили, как ему удается передавать с такой точностью все детали в строении креветки, он ответил так: «Я рисую каждый день. Нельзя пропускать ни одного дня».
Однако свитки, созданные мастером в последние двадцать лет жизни, качественно отличаются от прежних работ и большей полнотой структурной сложности объекта, и колористической тонкостью, и поразительной точностью композиционного построения картины.
Китайские исследователи, прежде всего Ху Пэй-хэн, подробно описывают каждый штрих, каждое движение кистью, которые использует Ци Бай-ши, рисуя креветок.
Сначала наносится штрих более светлой тушью кончиком кисти, потом поперечный центральной частью прямостоящей кисти (сверху он острый, снизу – округлый), затем делается сильный поворот кисти – так тремя штрихами передается тулово креветки. Затем наклонной кистью делаются два штриха по бокам тулова. Для изображения усиков креветки применяются другие кисти, меньшего размера, каждая из трех пар усиков пишется по-своему, исходя из прописанных правил. Глаза креветок Ци Бай-ши пишет двумя горизонтальными короткими штрихами, тушь темная, сухая.
Красоту и совершенство произведений Ци Бай-ши с изображением креветок китайский зритель нередко видит именно в этих горизонтальных штрихах: они считаются наиболее трудными в каллиграфическом отношении.
Ниже приведено поэтапное написание креветок из учебного пособия по живописи.
Действительно, монохромная живопись креветок требует от художника филигранного мастерства, знания свойств бумаги и туши, умения передать живой, движущийся объект, без права на малейшую неточность, которую рисовая бумага не простит – картина будет попросту испорчена.
Различные оттенки серого, вариации мокрой и сухой кисти, умение провести линию тушью по еще непросохшей бумаге, добившись эффекта частичного перехода и наплыва туши, при этом полный контроль над тем, насколько просохла бумага в нужном месте, правильные композиционные решения в согласии с размером листа – задача не из простых.
И хотя написание самой картины занимает несколько минут времени – это подобно исполнению сложнейшей музыкальной партии, где ценится неповторимое мастерство и виртуозное владение инструментом, кистью, причем самим инструментом становится и тушь, и бумага, а сам человек – определенным проводником, дирижером этой неповторимой симфонии оттенков туши.
На праздновании 93-лентия Ци Бай-ши китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Бай-ши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».
Ци Бай-ши создал два основных типа живописно-графической композиции в изображении креветок. Традиции написания в альбомных листах и небольших по размеру свитках продолжены Ци Бай-ши, где он изображал обычно одну или две-три креветки.
Написанные монохромно, лишь черной тушью, но во всей полноте ее оттенков – от блекло-серого тельца, полупрозрачного в воде, до глубокой черноты в написании глаз – креветки Ци Бай-ши стали высочайшим эталоном живописного искусства работы тушью.
До Ци Бай-ши, столь неприметный, случайный и почти недостойный внимания художников мотив под кистью мастера превратился едва ли не в центральный образ в этом жанре.
Изобразив две креветки во всем их непритязательном естестве и причудливой, даже странноватой грации, восьмидесятипятилетний художник стал очень известным, благодаря тому, что большая типография отпечатала множество копий с этой работы, его работы стали доступны и известны в самых широких массах.
Другой подход к написанию креветок – свитки значительных размеров (200х70см, например). Стая креветок, словно поток, изливается сверху вниз. Неповторимость каждой и вместе с тем органичная связь со всеми, динамизм в сочетании с простотой, разнообразие выходят на первый план.
Креветки, написанные Ци Бай-ши, могут быть восприняты как абстрактная иероглифическая письменность, но в отличие от самой каллиграфии – здесь мы видим язык и письменность самой природы, который понял великий художник и смог перевести для зрителя и показать на бумаге.
Язык природы становится более понятным для многих, особенно воспитанных на музейных эталонах красоты. Действительно, с точки зрения принятых шедевров красоты и совершенства, что, например, живописного в обыкновенных головастиках или тех же креветках?
В девяносто лет, опытный мастер снова и снова возвращается к этому мотиву – пишет головастиков, гоняющихся за отражением лотоса в воде. Обостренное чувство фальши в искусстве и в жизни, к фальши расхожих понятий прекрасного и возвышенного во вкусе академических ремесленников толкает Ци Бай-ши к заостренной неброскости, некрасивости изображаемого, он как бы делает вызов, показывая истинную жизнь во всей ее неяркой красоте.
Известный китайский художник Пань Тянь-шоу писал, что «пока людям дороги мир, солнце, красота Земли, искусство Ци Бай-ши будет нужно людям».
Талант художника был оценен на его Родине, и он в 1953 году получил звание народного художника КНР.
Ци Бай-ши избирается председателем Всекитайского Союза художников, он был депутатом народного собрания.
Ци Бай-ши и Чжоу Эньлай, премьер Госсовета и министр иностранных дел КНР.
В 1956 году Всемирный Совет Мира присудил Ци Бай-ши Международную премию мира.
Несмотря на преклонный возраст и недуги, Ци Бай-ши только за последние годы жизни создал около 400 произведений, его последние годы отмечены огромным творческим подъемом и мировым признанием.
В 50-е годы им были созданы шедевры каллиграфического и живописного искусства, вырезано множество печатей, сформулированы в стихах важнейшие суждения о природе художественного творчества вообще и своем искусстве в частности.
Ци Бай-ши умер 16 сентября 1957 года, прожив 98 лет.
Ци
Байши
На одном из свитков великий Ци Байши (齐白石, 1864 – 1957) в сердцах написал:
«Мне уже 78 лет, но я слышу часто, как люди говорят, что я умею только рисовать креветок. Как это несправедливо!»
И, правда, когда спустя годы можно увидеть одновременно уже все работы, созданные художником за долгие годы плодотворной деятельности, уместившиеся в десяти томах, креветки кажутся незначительной мелочью в творчестве мастера. С другой стороны, что же дурного в том, что если бы он всю жизнь посвятил лишь этим созданиям? Истинное искусство принимает столь необычные формы и так разнообразно, что каждая несущественная в обычной жизни былинка может послужить основой для шедевра.
А речные креветки, столь интересовавшие Ци Байши, не были такими уж простыми существами. Каждый панцирь – соединение сложных мазков, чередование тени и света, матовое мерцание слоев туши на тонкой белизне бумаги. Именно внимание к столь незамысловатым созданиям, стремление придать их изображению выразительную точность и перенести собственное восхищение сложностью живой природы на бумагу свидетельствуют о непревзойденном мастерстве и приближении к истинной мудрости.
Они словно говорят, что красота может таиться не только в приятных глазу изгибах античных статуй и не в многообразии красок. Порой она скрыта в мягких однотонных штрихах рисунков тушью с их обманчивой простотой.
В 15 лет, чтобы иметь хоть какой-то заработок, Ци Байши пошел в ученики к столяру, где начал осваивать азы профессии. Вскоре у него появилось новое увлечение – резьба по дереву, в котором он с небывалым упорством старался превзойти своих учителей. И вскоре талантливый подмастерье начал создавать не отдельные фигурки, а целые композиции.
В 1889 году известный художник Ху Циньюань пришел в восторг, увидев живописные картины юноши, и предложил Ци Байши учиться в его мастерской. Именно там он овладел искусством стихосложения, необыкновенно точно дополняя каллиграфическими строками свои рисунки. И там же, продолжая развивать навыки в живописи, стал обозначать работы собственноручно вырезанными именными печатями.
Спустя несколько лет Ци Байши распрощался с учителем, а вместе с тем и с карьерой резчика по дереву. Он отправился в путешествие по стране, окончательно решив посвятить себя живописи. Странствие дало новый импульс работам, изображавшим природу. Окружающие пейзажи манили, они отличались от знакомых с детства, и каждое новое впечатление находило отражение в работах того периода.
Багряное рассветное солнце над морем, хрупкие белые ветви вишен на фоне пробуждающейся от зимнего сна земли – все это послужило толчком для создания новых полотен. Они были исполнены настоящей гармонией и чувством единения с миром – но без излишней натуралистичности.
«Мастерство находится на грани сходства и несходства; полное сходство — вульгарно, несходство — обман», – так его видел сам художник.
После окончания войны, в 1946 году, Ци Байши стал преподавателем, а затем и главой Академии изящных искусств в Пекине, не оставляя при этом своего основного занятия. В тот период из-под его кисти выходило невероятное количество работ. Одной из них стала написанная в соавторстве картина «Гимн миру», преподнесенная в 1953 году Всемирной ассамблее сторонников мира. Именно она является одной из самых завораживающих и впечатляющих в его творчестве. А в 1956 году, за несколько месяцев до своей смерти, Ци Байши стал обладателем премии Мира.
Известно не только множество работ Ци Байши, но и его личных печатей с псевдонимами. Порой установить их авторство весьма непросто, но в тех случаях, когда оно доказано, можно заключить, что помимо недюжинного таланта мастер обладал завидным чувством юмора.
«Во всей Поднебесной много моих картин, но большинство из них – подделки»
Становление художника, учитывая условия, в которых он родился и вырос, было необычным. Не имея даже базового образования, Ци Байши сумел достигнуть небывалых высот, благодаря собственному острому уму, трудолюбию и определенной доле везения.
Не столько природные данные, сколько терпение и любовь к совершенству подняли работы мастера на тот уровень, когда их ценность и глубина видения художника становятся очевидными. Большую часть жизни Ци Байши работал в технике гохуа, а любимыми его жанрами были «цветы-птицы» и «травы-насекомые».
Однако каждый год и каждое новое впечатление привносили иные черты в знакомые сюжеты. Даже самая маленькая деталь приобретала собственное значение и максимальную выразительность. Так в неустанной работе рождалось совершенство.