мастер франшиза что это
Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки
Мастер-франшиза – возможность для предпринимателя открыть бизнес под известным брендом и продавать франшизу другим предприятиям, зарабатывая не только на своих предприятиях, но и платежах от субфранчайзи. Правообладателю же мастер-франшиза позволяет расширить бизнес, улучшить узнаваемость бренда и получить дополнительный доход при минимальных затратах.
Определение понятия и приобретение бизнеса
Мастер-франчайзинг – одна из форм франчайзинга, основанная на взаимодействии 3 сторон. В отличие от франчайзинга, когда ответственность по всем заключенным франчайзи договорам несет правообладатель, мастер-франчайзи имеет право на самостоятельное открытие торговых точек и передачу прав субфранчайзи. При этом его полномочия ограничены заранее оговоренной территорией – страной или регионом.
Чаще всего такую форму ведения бизнеса выбирают международные компании, чтобы продвинуть свой бренд на новом рынке. Однако есть примеры успешного использования «золотых» франшиз и отечественными компаниями.
Чтобы приобрести мастер-франшизу, необходимо заключить договор с правообладателем выбранной компании, в котором будут четко указаны права и обязанности предпринимателя, а также все условия сотрудничества. Некоторые бренды практикуют открытие экспериментального образца – это помогает им увидеть картину развития бизнеса и обезопасить себя от провала.
Основная рекомендация перед покупкой «золотой» франшизы – оценка собственных сил и возможностей. Важно учесть, что при данной форме ведения этого бизнеса вся работа по его развитию и поддержанию деятельности в стране или регионе ложится на мастера-франчайзи.
Поиск партнера осуществляется на международных торговых площадках и выставках или специализированных сайтах, продвигающих такие проекты.
Почему «золотая»?
«Золотая» или мастер-франшиза – трехстороннее сотрудничество, которое заключается в передаче франчайзером (правообладателем) мастеру-франчайзи прав на открытие единого представительства, представление бренда и продажу товарного знака и франчайзинговых пакетов от лица головного офиса на территории определенного региона или страны.
Документальным подкреплением мастер-франшизы служит договор коммерческой концессии, в котором четко ограничено время и территория сотрудничества.
Подобный принцип работы удобен для крупного бизнеса, когда у головной компании нет возможности уделять необходимое количество времени и сил на управление партнерами за пределами страны или региона. Продажа мастер-франшизы позволяет переложить ответственность на франчайзи и только время от времени проверять свои точки.
Выгода мастера-франчайзи заключается в возможности заработка на продаже франшизы и получении части паушального взноса и роялти за операционное управление.
Условия зависят от конкретного случая и договора, но общие принципы именно такие.
Преимущества и недостатки
Работа по мастер-франшизе начинается с заключения ряда договоров, в которых четко указаны условия сотрудничества, не позволяющие представителю выйти за рамки установленной правообладателем политики.
Преимущества такого формата сотрудничества для мастера-франчайзи:
При всех достоинствах такого сотрудничества у него есть и недостатки:
Важно! В сфере общепита могут возникнуть трудности со ввозом продуктов из-за границы, что приведет к серьезным для партнера затруднениям, в том числе потере денежных средств и времени.
Развитие в России
Франчайзинг актуален в любой стране мира. Рынок франшиз в России постоянно развивается – множество регионов позволяет развить любой бизнес, поэтому и отечественные компании предлагают мастер-франшизы.
За рубежом
Рынок мастер-франшиз на Западе развит гораздо лучше. Многие зарубежные бренды давно представлены во всем мире, их имена известны, а продукция пользуется большим спросом.
Справка. По «золотой» франшизе в России работают и такие компании как, например, Subway, Helen Doron и Coca-Cola.
Еще не представленные в России
Тренинги, курсы и семинары, которые начали активно проводиться в России с начала XXI в., помогли и молодым, и уже опытным бизнесменам существенно повысить профессиональный уровень. Предприниматели осознали преимущества покупки франшиз и открыты для сотрудничества. Все это обуславливает интерес многих зарубежных компаний к развитию своего бизнеса в России.
Так, чешская компания BodyBody, которая сейчас имеет 6 точек, дает возможность открыть фитнес-клуб и обеспечивает всю необходимую помощь в поиске клиентов, а испанский бренд Double Agent, под которым работают более 40 магазинов в Мадриде и Барселоне, предлагает открыть магазин молодежной одежды и гарантирует бесперебойные поставки товара и сопутствующую консультационную помощь.
В развитии бизнеса в России также заинтересованы:
Многим зарубежным компаниям интересно продвигать бренд именно в России по мастер-франшизе.
Показатель успешного сотрудничества
Неудачного сотрудничества
Наряду с примерами успешного сотрудничества по мастер-франшизам, бывают и случаи неудач. Так произошло, например, с американской сетью ресторанов быстрого питания Subway.
Компания появилась в 1965 г. и сегодня ее представительства есть в 112 странах мира – только в России компания работает с 1994 г. и имеет более 650 точек.
На первый взгляд кажется, что все складывается благополучно, но многие предприниматели со временем перестают сотрудничать с компанией.
Так, в 2014 г. в Subway Russia пришло письмо от партнеров, владеющих 80 ресторанами, в котором говорилось, что им были навязаны невыгодные закупочные цены. В результате этого инцидента выплата роялти была на некоторое время заморожена. Несмотря на то, что владельцы не хотели, чтобы информация о проблеме стала общеизвестной, она была быстро растиражирована в СМИ.
В мае 2019 г. на сайте avito.ru было опубликовано объявление о продаже пермского ресторана Subway в связи с переездом владельца, а в апреле 2019 г. в Перми было закрыто еще 2 кафе Subway, что объяснили высокой стоимостью аренды.
Даже у уже легендарной компании «Пепси», которая существует с 1898 г., в 90-е гг. XX в. были проблемы с развитием в России, обусловленные кризисом и несостоятельностью отечественных предпринимателей.
К сожалению, бывают случаи, когда покупатели мастер-франшизы не могут контролировать бизнес, что ведет к закрытию некоторых точек и оказывает негативное влияние на репутацию бренда.
Что делать перед покупкой?
Покупка мастер-франшизы требует серьезной подготовки:
Важно! Оптимальный подход – использовать помощь аналитиков, которые изучат целесообразность проекта, сделают подробный анализ рынка и оценят все ключевые факторы.
Зачем нужна правообладателю?
В первую очередь франчайзер получает доход, сопоставимый с продажей нескольких франшиз, сэкономив при этом время и сократив затраты.
Мастер-франшиза позволяет масштабировать бизнес, увеличить общую прибыль и распространить сеть в странах и регионах, в которых правообладатель не может или не хочет работать или не имеет опыта и знаний о работе рынка. Все это достигается посредством делегирования прав на управление бизнесом франчайзи с опытом работы на конкретной территории и способному максимально эффективно внедрить бренд на ней.
В теории у правообладателя может даже не быть солидного капитала – при условии интереса к бизнесу все вложения в его развитие будут идти от франчайзи. Это говорит о том, что мастер-франшиза позволяет заметно сэкономить за счет снижения издержек и финансовых рисков.
Как подготовить к продаже?
Процесс практически полностью совпадает с продажей франшизы. Правообладатель может предлагать такой же пакет услуг, дополнительно включив в него возможность эксклюзивного представительства компании в конкретной стране или регионе.
Основной и самый сложный этап – выбор франчайзи, у которого должен быть не только достаточный для развития бизнеса капитал, но и опыт в соответствующей сфере.
Если франчайзер доверит развитие своего бизнеса профессионалу, заранее просчитает риски и грамотно заключит договор, ему можно будет принимать минимальное участие в развитии компании, не боясь возможных трудностей.
Мастер-франшиза – один из способов развития бизнеса. Сегодня в России представлены в основном зарубежные мастер-франшизы, а вот отечественных брендов за рубежом практически нет – конкурировать с европейскими и американскими брендами, известными еще с XX в., непросто. Но франчайзинговый рынок активно развивается и уже прослеживается тенденция продаж мастер-франшиз в регионы.
Преимущества «золотой» франшизы
Мастер франчайзи – это, прежде всего, франчайзер и франчайзи в одном лице. Это обладатель мастер франшизы. Ее еще называют золотая франшиза. Обычно такой договор заключается для представителей целого государства. Они становятся франчайзерами для более мелких структур.
Золотая франшиза
Золотая франшиза – это договор, который предполагает передачу прав и дает возможность не просто открыть региональное представительство, а заниматься перепродажей бренда в конкретном государстве.
Один из ярких примеров такой франшизы в России – Baskin Robbins и Coca-Cola. Мастер франшиза – связующее звено между головной компанией, находящейся за рубежом, и франчайзи. Обладатель золотой франшизы называется мастером франчайзи.
Условия для мастера франчайзи
Для того чтобы стать «золотым» франчайзи, нужно заключить договор мастер франшизы с центральным офисом. Этот документ предусматривает выплату роялти и выполнение некоторых условий главного франчайзера. При этом предприниматель получает уникальное право развивать сеть франчайзинга в своей стране, по всей территории.
Для уверенности в успехе договор обговаривает открытие экспериментального образца. На его примере франчайзер видит картину развития будущего бизнеса. Также условием может быть покупка товара у поставщиков центрального франчайзера. Это, обычно, иностранные компании, поэтому обладателю франшизы необходимо будет четко наладить поставки.
Для успешного развития франчайзинговой сети франчайзи должен иметь:
Преимущества и недостатки системы
Преимущества мастер франчайзинга очевидны:
При этом следует учитывать, что Центральная компания, при работе с «золотым» франчайзи, как бы отходит от дел. То есть перед местными предпринимателями несет ответственность уже сам мастер франчайзи.
Для Центральной компании есть также свои плюсы. Они продают бренд и свои технологии, тем самым распространяя свое имя в прочих странах. При этом развитием бизнеса занимается опытный франчайзи, который имеет опыт и знает условия ведения дел конкретной страны.
Даже самый талантливый американский предприниматель столкнется в России с трудностями ведения бизнеса. Поэтому крупные заграничные компании предпочитают найти толковых дельцов для развития их дела. Они являются связующими звеньями между центральным франчайзером и мелкими предпринимателями на месте.
Главным недостатком золотого франчайзинга является множество требований к кандидатам. Такие проекты продаются опытным предпринимателям с большим успешным опытом ведения бизнеса. Если по договору открывается заведение общепита, например, ресторан, то франчайзи должен сам искать поставщиков. Но все кандидатуры поставщиков обязательно согласовываются с центральной фирмой. Только с их согласия можно подписывать договор поставок.
Примеры
В России успешно действует несколько сетей, открытых по золотой франшизе:
Поиск иностранных партнеров
Если предприниматель решил приобрести эксклюзивные права на какой-либо бренд, стоит провести очень серьезную подготовку.
Во-первых, следует реально оценить свои силы. Головной франчайзер может в итоге только собирать процент и более или менее часто приезжать с проверками. При этом развитие и поддержание деятельности в регионе осуществляется мастером франчайзи.
Во-вторых, нужно правильно выбрать направление. Опытный бизнесмен знает, в какой отрасли он является хорошим предпринимателем. И франшизу он будет искать соответственно своей квалификации.
В-третьих, внимательно изучить предложения на рынке. У какого-либо интересного вида деятельности больше шансов прижиться в России или в конкретном регионе. Для этого следует обратиться к аналитикам, которые смогут предсказать рентабельность проекта.
После проведения всех манипуляций можно искать конкретных партнеров. Делается это на международных торговых площадках и выставках. Также в интернете существуют специализированные сайты для продвижения таких проектов.
Следующим этапом идут переговоры. Это очень длительный процесс. Нужно внимательно обсудить все условия договора, чтобы развитие регионального бизнеса происходило без помех и проблем.
Переговоры должны заинтересовать потенциальных партнеров. А предприниматели, продающие золотую франшизу, могут быть очень придирчивыми. Они прекрасно понимают, что от их выбора зависит успех всего бренда в данном регионе. Но при этом «золотой» франчайзи должен четко объяснить иностранным партнерам разницу ведения бизнеса у них и у нас. Тогда можно в договоре сбалансировать условия, и он станет рентабельным для всех.
Франшиза и франчайзинг становятся все более популярным видом ведения деловой деятельности в России. Но недостаточное количество грамотных предпринимателей и огромное число мифов о российском бизнесе держат зарубежных инвесторов на расстоянии.
Поэтому только опытный предприниматель, который провел качественный анализ рынка, может рассчитывать на получение выгодного франчайзинга. При этом важно не просто убедить, но и доказать на деле, что реалии нашей страны куда более перспективны, чем кажутся. Ознакомиться с опытом таких бизнесменов можно в нашей статей «Отзывы владельцев франшиз»
Что такое франчайзинг: какие есть франшизы
Продолжаем серию статей, в которых рассказываем о том, что такое франчайзинг, и отвечаем на самые часто задаваемые вопросы о франчайзинговой бизнес-модели. Мы уже писали об истории франшизы и рассмотрели правовую сторону франчайзинга, ответив на вопросы о правах и обязанностях франчайзера и франчайзи. В этот раз мы ответим на вопросы о том, какие есть франшизы, какие из них реально работают, и на другие вопросы, которые волнует тех, кто задумывается о том, чтобы купить франшизу.
Какие есть франшизы?
Для тех кто выбирает, какая франшиза выгодна лично ему, предлагаем сразу две классификации, основанных на видах франшиз (по объекту передачи прав) и формам существующих договоров (предмету договора и объему переданных прав).
Франшизы по объекту передачи прав
Товарные занимаются перепродажей продукции франчайзера. Производственные — изготовлением товаров по технологиям бренда. В сервисных объектом договора становятся услуги, оказываемые по разработанным франчайзером стандартам (сферы обучения, доставки, проведения мероприятий и так далее).
Франшизы по формам договоров
В прямых франшизах франчайзер передает права конкретному франчайзи на ведение бизнеса на ограниченной территории. При субфранчайзинге франчайзер передает дополнительные права открывать свои предприятия и продавать франчайзинговые права третьим лицам, а в мастер-франшизе франчайзи получает полные и эксклюзивные полномочия от франчайзера.
Что такое международный франчайзинг?
Это отличный способ крупным иностранным брендам открывать свои предприятия на территории другой страны, не вникая самостоятельно в национальные особенности, природу местного рынка и возникающие нюансы. Большинство известных в России брендов пришли именно по такой схеме.
Самый говорящий пример успешного международного франчайзинга — Макдоналдс. Не менее известны имена брендов Subway, сети пиццерий «Папа Джонс», Burger King, KFC, многих парфюмерных, образовательных и одежных брендов. Спрос на них высок, как и уровень технологичности.
Международный франчайзинг зачастую самый простой шанс выйти на мировой рынок с наименьшими рисками.
Бывают ли франшизы без инвестиций?
Франшизы без инвестиций, безусловно, бывают, но не стоит рассматривать это понятие как синоним слова «бесплатно». Речь идет о нулевых паушальных взносах или отсутствии роялти. Существуют варианты франшиз с минимальным паушальным взносом, с возможностью рассрочки, а также получение франшизы после наемной работы у франчайзера. Франшизы без вложений предполагают низкие стартовые затраты. Однако, как бы невысоки они были, не существуют бизнеса, созданного из воздуха.
Совет. Ориентируясь, какую франшизу для себя выбрать, пользуйтесь рекомендациями специалистов. Будьте бдительны, проверяйте всю предоставленную информацию по предложенным нами алгоритмам проверки, о которых мы писали в статье.
Бывают ли франшизы для маленьких городов?
Франшизы для маленьких городов бывают и даже специально разрабатываются для такого формата. Рынок и покупательные особенности сильно различаются в зависимости от масштабов городов. Потому франшизы для небольших городов учитывают меньший формат крупных брендов, более низкий объем инвестиций, упрощают требования к стандартам и помещениям, а также отличаются более практичным выбором сфер бизнеса.
Совет. Во всем многообразии того, какие есть франшизы в каталоге Topfranchise.ru, ищите те, что подходят конкретному региону. Ответ на вопрос «Какая франшиза лучше» начинается с анализа рынка определенного города.
Какие франшизы пользуются большим спросом?
Каждый год дополняет обычный список предпочтений новыми критериями. Люди ищут популярные бренды, успешных франчайзеров с множеством действующих точек, рентабельные и хорошо окупаемые франшизы. Традиционно в России постоянным спросом пользуются франшизы ресторанов, бренды по продаже одежды, обуви, косметики, продуктов и гостиничного бизнеса. 2020 год выдвинул вперед службы доставки, ремонтные мастерские всех видов, мини-маркеты разливного пива, магазины продуктовой розницы, франшизы аптек и медицинских лабораторий.
Какую франшизу купить начинающему предпринимателю?
Начинающему предпринимателю, собирающемуся купить франшизу, советуем ориентироваться на практичные, родственные собственному опыту варианты. Хорошо зарекомендовали себя франшизы кофеен, популярных пиццерий, пекарен, розничной торговли, образовательные франшизы и службы доставки. Выбирать лучше крупные, проверенные сети, с множеством положительных отзывов, с внимательным отношением к франчайзи.
Какие франшизы выгодные?
В ответе на вопрос, какие франшизы выгодные, главным критерием является средняя выручка франчайзи и окупаемость, то есть годовое соотношение его прибыли к стартовым затратам. Под ними понимается не только стоимость паушального взноса и размеры роялти, но и закупка партии товара, аренда, ремонт, реклама, оплата труда сотрудников.
Важно. Выгодными считаются не только прибыльные франшизы, но и быстро окупаемые. Реальными профессионалы называют сроки от 4 месяцев отбивки первых вложений.
Какие франшизы правильные?
Правильная франшиза облегчает новичку старт, минимизирует его вопросы и риски, помогает на этапах становления, дарит опыт и страхует от неудачи. Все это обеспечивает развернутый, надежный договор, продуманные работающие инструкции и алгоритмы, понятные схемы и реальный финансовый план. Бизнес-модель правильной франшизы реалистична, учитывает особенности региона, быстро окупается и приносит доход.
Какие франшизы проблемные?
Важно. От проблемных франшиз и мошенников может защитить только крайне внимательная проверка репутации бренда, большое количество реалистичных отзывов и помощь профессионалов в области права и финансов.
Где можно посмотреть разные франшизы?
Для определения, какую франшизу купить, существуют профессиональные сервисы, каталоги франшиз и сайт Topfranchise.ru. Кроме этого проводятся специальные выставки, многие крупные бренды добавляют на своих сайтах раздел для франчайзинга. Еще один источник информации — рейтинги франшиз. Они помогают разобраться, например, какую франшизу стремились купить франчайзи в актуальном, 2020 году.
ТОП-20 франшиз 2020 по версии журнала Entrepreneur
Новинка на рынке франшиз: «Быстрый старт» от студии дизайна интерьера за 50 тысяч рублей
Что такое франчайзинг: франчайзинговый договор в России
Как строить планы на 2021 год: несколько советов в непредсказуемых обстоятельствах
Франчайзинг в помощь: как владельцы франшиз поддерживают людей во время пандемии
Как проверить франшизу перед покупкой
Инвестиции
от 467 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 60 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
Следите за нами в социальных сетях:
topfranchise © 2012-2021. All Rights Reserved