массовая миграция в европу с чего все началось
Мигранты в Европе: миграционный кризис в 2021 году
Миграционные потоки способны изменить национальную, религиозную и демографическую ситуацию в мире. Человечество знает множество примеров массового переселения людей, вызванного историческими, экономическими и военно-политическими событиями. К ним можно отнести и испанскую реконкисту, и освоение американских земель, и революцию в России, и Вторую мировую войну. 21 век не стал исключением. Напряженная ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, в Азии и Африке вызвала европейский миграционный кризис, последствия которого отразятся на экономике и социальной стабильности многих государств.
Причины миграционного кризиса в Европе
Благодаря развитию информационных технологий современные мигранты хорошо осведомлены о расстановке политических и экономических сил в мире. Именно поэтому стабильность, развитость и социальная защищенность европейских стран сделала их весьма привлекательными для переселенцев из неблагополучных регионов.
Выходцы с Востока, Азии и Африканского континента бегут в благополучные страны Европейского союза, спасаясь от:
Миграцию в ЕС нельзя назвать исключительным явлением. За все время своего существования Евросоюз принял сотни тысяч мигрантов из разных стран мира. Однако ему удавалось контролировать потоки приезжих, решая за их счет свои внутренние проблемы, вызванные:
Военные события в Сирии послужили толчком к развитию новой неконтролируемой миграционной волны, захлестнувшей страны в Западной Европе. Воспользовавшись ситуацией, в них хлынул поток не только сирийских беженцев, спасающих свои жизни, но и тех, кто решил улучшить свой материальный и социальный статус за счет гарантий европейских стран.
Германия, открыв перед мигрантами двери Евросоюза, спровоцировала миграционный кризис, который вылился в неконтролируемое движение людей с Востока на Запад. Наплыв беженцев превысил все расчетные показатели и уже давно переступил порог в два миллиона человек. Большинство из них проходит через Европу транзитом, стремясь добраться именно до благополучной Германии, где их ждет социальная и финансовая поддержка.
Кроме того, усвоив уроки Второй мировой войны, Германия изо всех сил стремится избежать обвинений в нацизме. В результате немцы проявляют чудеса лояльности, принимая на своей территории до 40% всех беженцев.
Последствия европейского миграционного кризиса
Многие политики сегодня характеризуют миграционный кризис, как начало заката Европы. Слабо регулируемые миграционные потоки из мусульманских стран способны снести европейские ценности. Последствия кризиса не смогут обойти ни одну из стран Союза.
Многие государства оказались не готовыми принять на своей территории многочисленных беженцев из Сирии и других регионов Африки и Азии. Они закрыли свои границы перед переселенцами, вызвав недовольство Германии. Понять политику этих стран несложно. Таким жестким образом они пытаются оградиться от тех негативных последствий, которые несут в себе проблемы миграции.
В первую очередь нужно отметить очевидное ухудшение общей ситуации в Евросоюзе, связанное со следующими причинами:
Объяснение причин миграционных процессов в Европе
Последствия транснациональной миграции западной Европы могут оказаться для нее весьма плачевными. Но почему же люди, бегущие от войны и экономических проблем, не оседают в соседних государствах, не довольствуются жизнью в Турции или Иордании, а стремятся любым способом добраться до благополучной Германии, Англии или Швеции?
Главными причинами интереса со стороны беженцев к европейским странам являются:
После того, как мигранты ступили на землю одной из стран Евросоюза, сдержать их движение практически невозможно. Именно поэтому некоторые из стран внесли предложение об отмене или сокращении зоны Шенген. Так, например, в Австрии, Словении, Италии правительство приняло решение о временном закрытии границ и отмене свободного въезда.
Причинами же, по которым люди решились на переезд из родных мест, превратившись в беженцев, стали:
Основные маршруты миграции беженцев в Европе
По сведениям европейских миграционных служб, переселенцы во время кризиса прибывали в ЕС различными способами:
При этом основным направлением миграционных потоков эмигрантов оставалась Германия. Расположение этой страны в центре Европы заставляло беженцев создавать миграционные пути, идущие через несколько государств. В результате сложилось несколько устойчивых маршрутов движения:
Морские пути, которыми пользовались нелегальные переселенцы, оказались небезопасными. По данным статистики в 2015 году, когда кризис беженцев достиг своего количественного пика, в Средиземных водах утонуло свыше 3 тысяч человек.
Конечным пунктом массового движения мигрантов являлись Германия, Австрия и Швеция. Столкнувшись с неконтролируемым наплывом беженцев, Германия попробовала вернуть их часть в страны ЕС, ставшие первыми на пути движения мигрантов, пообещав им выплатить средства на содержание лагерей. Однако Италия отказалась принимать беженцев обратно на свою территорию, заявив, что закроет не только морские, но и воздушные ворота страны.
В результате на сегодняшний день наибольшее количество беженцев оказалось сосредоточено в Турции и Греции, что вызвало большое недовольство со стороны местных жителей, особенно после того, как Еврокомиссия существенно урезала средства на содержание лагерей для беженцев.
Миграция в западной Европе
Традиционно миграция в Западной Европе вызывалась желанием переселенцев повысить свой материально-экономический статус. Широкий рынок труда, высокие зарплаты и социальные льготы привлекали специалистов из других регионов. Мигранты легко ассимилировались с местным населением, перенимали язык и культуру приютившей их страны.
Ситуация изменилась во время событий 2015 года, когда в ЕС хлынул поток переселенцев из африканских и азиатских стран. Политика лояльности и открытости вызвала миграционный кризис в Германии, что не могло не отразиться на экономической ситуации и в других странах Западной Европы.
Карта беженцев наглядно показывает, что миграционные потоки устремляются из слаборазвитых, переживающих экономический и социальный спад государств, в благополучные европейские регионы. В результате происходит:
Сегодняшняя миграция в Западной Европе отличается объединением сразу нескольких потоков в единое мощное движение. Основу его составляют:
Такой состав объясняет пестрый этнический и национальный состав мигрантов. Европу наводнили сирийцы, афганцы, ливийцы, египтяне, албанцы и пакистанцы. При этом, важно, что основная часть переселенцев изначально нацелена на въезд в страны Западной Европы, поскольку, в отличие от своих предков, бегущих от опасности, куда глаза глядят, хорошо проинформированы со стороны СМИ и этнических диаспор о расстановке сил и сложившейся ситуации в Европе.
Миграция в Восточной Европе
Движение населения в Восточноевропейских странах носит, в основном, характер внутренней миграции. Чаще всего она связана со временным перемещением трудовых кадров из одного региона в другой с целью заработка. При этом мигранты не стремятся обрывать свою связь с родиной.
Миграция из Восточной Европы нередко носит этнический характер. Так, после распада Советского Союза и открытия границ, из стран СНГ массово уезжали этнические немцы и евреи, на территорию Крыма вернулись выселенные во время Второй мировой войны татары. Большое количество переселенцев из Средней Азии и Казахстана приняла Россия.
И сегодня поток мигрантов с постсоветского пространства не ослабевает, а набирает силу. В последние годы к нему присоединились беженцы из Украины, которых с Россией и Польшей сближают языковые, религиозные и родственные связи.
Обычным для Восточной Европы стал выезд жителей на работу к западным соседям:
Миграция в Восточной Европе имеет свои отличительные черты:
Многие страны Восточной Европы, такие как Прибалтийские Литва, Латвия и Эстония, очень благосклонно относятся к наплыву мигрантов из Украины, считая, что они помогут поддержать экономику и сдвинуть демографический баланс в этих стремительно стареющих странах.
Количество мигрантов в Европе по странам
По сведениям Организации Объединенных наций, международные миграционные процессы достигли такого уровня, что сегодня вряд ли в мире найдется страна, в которой нет приезжих жителей. Наибольшее количество переселенцев приходится на развитые европейские страны и Россию:
Страна | Количество мигрантов, млн.чел | Отношение к общему населению, % |
Германия | 12 | 14,5 |
Россия | 11,6 | 14,9 |
Великобритания | 8,2 | 13,5 |
Франция | 7,8 | 12,1 |
Испания | 5,8 | 12,7 |
Италия | 5,7 | 9,7 |
Украина | 4,8 | 9,8 |
Казахстан | 3,5 | 20 |
Швеция | 1,6 | 16,8 |
Бельгия | 1,4 | 16,3 |
Греция | 1,2 | 11,3 |
Белоруссия | 1,0 | 11,0 |
Страны ЕС традиционно привлекают переселенцев своими экономическими благами, уровнем образования и медицины, высокими пенсионными пособиями. В России же мигранты ищут политической стабильности и мирной обстановки.
Где в Европе меньше всего мигрантов
В отличие от высоких показателей, которых достигла миграция в Средней Европе, страны Восточной ее части, в силу разных причин, приняли на своих территориях минимальное количество переселенцев.
Достаточно жесткой миграционной политики придерживаются Латвия, Литва и Эстония. Не могут похвастаться наплывом переселенцев Молдова, Болгария, Словакия, Финляндия и Кипр. В каждой из этих стран живут от 100 до 200 тысяч мигрантов.
Не стремятся беженцы попасть в небогатые страны с неразвитой инфраструктурой Балканского полуострова. По данным на 2018 год на их территории нашли приют:
На сегодняшний день именно эта четверка противостоит большинству либерально настроенных европейских собратьев. Брюссель неоднократно угрожал им введением санкций, но лидеры этих стран отвергают обвинения в нацизме и открыто заявляют, что не желают видеть на своей территории беженцев-мусульман. Они опасаются, что имеют дело не с людьми, бежавшими от личных жизненных трагедий, а с продуманной политикой бесшумного захвата территорий и образования на них мусульманского общества.
Участники Вишеградской группы подчеркивают, что готовы принимать у себя мигрантов, но только если они придерживаются христианской веры и близки их народам по духу, культуре, традициям и крови.
Несмотря на свою анти-либеральную позицию во время кризиса 2015 года эти страны приютили в своих границах:
На сегодняшний день к мнению стран-оппозиционеров начинают склоняться Греция, Италия, Дания, Австрия. Столкнувшись с последствиями от наплыва новых жителей, они начинают осознавать ту опасность, которую несут с собой мигранты из мусульманских стран в отношении безопасности и экономической стабильности Европы.
Следует подчеркнуть, что миграционные процессы носят повсеместный исторический характер. Их невозможно искусственно остановить. Изменение политической и экономической ситуации в мире всегда будет заставлять людей покидать родных места и перевозить семьи в более благополучные для жизни регионы. Главное, чтобы новые жители в приютивших их странах не разрушали экономику и не подрывали общественные основы, а способствовали росту уровня жизни и стабилизации политической ситуации в мире.
5 миграционных кризисов последних лет
Миграция населения является отражением экономических и геополитических процессов, которые происходят в регионе и в отдельной стране.
Люди покидают свое место жительства по самым разным причинам – это могут быть как вооруженные конфликты, так и экономическая нестабильность в стране.
Зачастую массовая миграция приводит к настоящим кризисам, когда принимающая сторона не может справиться с наплывом мигрантов в страну.
Ниже мы расскажем о 5 миграционных кризисах последних лет.
Миграционный кризис ЕС
Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. С января по сентябрь 2015 года в государствах — членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище.
Всего за 2015 год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов. Для сравнения, в 2014 году их было зарегистрировано около 280 000. Термин «кризис» по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 года, когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф.
В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. За 2015 год в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, всего с 2000 года число погибших составило около 22 000 человек.
Причиной миграции эксперты называли войну в Сирии и нестабильность в Южном Средиземноморье и на Большом Ближнем Востоке.
Большая часть мигрантов приходилась на Германию, что вызывало обеспокоенность политиков и экспертов относительно того, что миграционный кризис приведет к ухудшению отношений между странами внутри Европы. Мнения относительно беженцев разделились. Кто-то призывал оказывать им посильную помощь, кто-то настаивал на том, чтобы решать вопрос более радикально – не допускать въезда или высылать из страны уже прибывших мигрантов.
Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строила заборы на границе с Хорватией и Сербией.
В Болгарии появились нелегальные «народные дружины», которые устраивали охоту на мигрантов. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза.
В конце 2015 году вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём.
Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории. Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приёма беженцев в африканских странах.
Сумма затрат на такое решение, по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны.
Украина и Россия
По данным Росстата, с начала вооруженного конфликта в Донбассе с Украины в Россию переехало более 600 тыс. человек. Самая большая волна миграции пришлась на 2015–2016 годы.
Украина лидирует по показателю международной миграции в РФ с 2014 года.
По данным Росстата, с 2014 по 2017 год общее число прибывших в Россию украинцев составило 638,2 тыс. человек. При этом речь идет именно о долгосрочной миграции.
Первое место Украина занимает и по уровню миграционного прироста (абсолютная разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших с нее за определенное время).
Миграционный прирост населения Российской Федерации за счет жителей соседнего государства за 2014–2017 годы составил около 400 тыс. человек. Самые высокие показатели можно было наблюдать в 2015 и 2016 годах (146,1 и 118,8 тыс. человек соответственно).
По данным ООН, только с апреля 2014 года по конец марта 2015-го в результате боевых действий в Донбассе было убито свыше 6 тыс. человек. В общей сложности за всё время конфликта погибло более 10 тыс. человек.
В связи с этим, именно вооруженный конфликт является основной причиной миграции населения в Россию.
Однако это не единственная причина. Социально-экономические проблемы в стране также оказывают влияние на миграцию. Экономика Украины переживает не лучшие времена, промышленность находится в состоянии упадка.
С 2014 года страна потеряла 38% ВВП. При этом, по данным Международного валютного фонда, размер теневого сектора в структуре экономики Украины сейчас достигает 45% ВВП. В стране растет безработица, что тоже подталкивает население искать лучшей жизни в соседних странах.
К слову, украинцы едут за лучшей жизнью не только в нашу страну, но также в Польшу, Чехию и страны ЕС.
Рохинджа и Мьянма
Почти все, кто бежал, отправились в страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд, на шатких лодках через воды Малаккского пролива и Андаманского моря.
По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 25000 человек были переправлены торговцами людьми на лодках с января по март 2015 года.
Согласно заявлениям, во время переправы, примерно 100 человек погибли в Индонезии, 200 в Малайзии и 10 в Таиланде, после того, как работорговцы оставили их в море.
В октябре 2015 года исследователи из Международной Инициативы по Борьбе с Преступностью Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчёт, составленный на основе раскрытых правительственных документов, свидетельствующий об увеличении «изоляции, случайной резни, ограничений на передвижение» по отношению к народу рохинджа.
Исследователи предполагают, что правительство Мьянмы является заключительной стадией организованного геноцида рохинджа, и призывают международное сообщество исправить ситуацию как таковую.
Народ рохинджа — это мусульманское меньшинство, проживающее в штате Ракхайн, ранее известном как Аракан. Люди рохинджа считаются «лицами без гражданства», так как правительство Мьянмы отказывается признавать их в качестве одной из этнических групп страны.
По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеш и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире.
Чтобы избежать тяжёлой ситуации в Мьянме, рохинджа пытаются незаконно въехать в страны Юго-Восточной Азии, прося гуманитарную поддержку со стороны потенциальных принимающих стран.
Ограничения на народ рохинджа налагаются на брак, планирование семьи, трудоустройство, образование, выбор вероисповедования и свободу передвижения.
Такая дискриминация объясняется их этническим происхождением. Население Мьянмы вынуждено терпеть все растущую нищету: более 78 % семей живут за чертой бедности. Это также послужило тому, что напряжённость между рохинджа и другими религиозными группами вылилась в конфликт.
США и мигранты из Мексики
Одним из первых шагов Дональда Трампа после инаугурации стал указ об охране государственной границы. Отгородиться стеной от соседнего государства было одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа.
Количество пограничников на рубеже с Мексикой при Обаме увеличилось на 14 процентов. Сегодня на мексиканско-американской границе служит более 17,6 тысячи из 20,5 тысячи пограничников США.
Поток нелегалов из Мексики уменьшился в четыре раза. Но полностью перекрыть границу не удается.
Мексиканские беженцы едут в США по экономическим соображениям. На родине они могут заработать существенно меньше, чем в США, даже работая нелегально. Однако нелегально пересекают границу с США не только мигранты из Мексики. Значительная часть беженцев – выходцы из бедных латиноамериканских стран, которые едут не только за лучшей жизнью, но и бегут от политических репрессий и насилия в своих странах.
Караваны состоят из людей, которые бежали от бандитского насилия, бедности и политических репрессий из Северного треугольника Центральной Америки, из караванов от границы Гватемала-Мексика до границы Мексики-США.
В предыдущие годы также было мелкие несвязанные караваны и большой неофициальный караван в конце 2018 года.
По некоторым оценкам, нелегально границу между Мексикой и США пересекает порядка 500 тысяч человек ежегодно.
Турция и мигранты из Сирии
Беженцы из Сирии стремились уехать из страны в поисках более спокойной и безопасной жизни. А вот отношения между ЕС и Турцией оказались под угрозой.
Согласно данным ООН, Турция приняла 2 900 000 беженцев. По данным самой Турции, это число значительно выше – 3 500 000 человек.
При этом на протяжении всего действия соглашения с ЕС Турция не раз угрожала разорвать соглашение, так как ЕС не платит оговоренную сумму денег на содержание беженцев. Кроме того, соглашение о визовом режиме для граждан Турции так и не было выполнено, несмотря на обещания ЕС. Важный вопрос, по которому ЕС и Турция не могли достичь соглашения, заключался в том, что стороны по-разному видели то, как должны использоваться деньги, выделяемые ЕС.
Турция не раз оказывала давление на ЕС, при этом планируя направить деньги на нужды беженцев, в то время как Европа задерживала денежные переводы, так как все финансы стран-участниц блока строго мониторятся властями ЕС.
По мнению некоторых экспертов, значительная часть денег была потрачена на международные организации по правам человека, соответственно, меньше денег ушло на непосредственные нужды беженцев.
В рамках соглашения Турции пообещали финансовую помощь в размере 6 млрд евро на финансирование проектов для сирийских беженцев. Согласно данным Еврокомиссии, 3 млрд были переведены Турции на покрытие затрат на образование полумиллиона сирийских детей.
При этом, Турция заявила, что получила лишь 1.86 млрд евро.
Начиная с 2016 года, благодаря соглашению с Турцией, число нелегальных мигрантов в Европе резко сократилось.
Согласно данным Еврокомиссии, число беженцев, прибывающих в Европу из Турции через Грецию, упало на 97%.
При этом, нелегальных мигрантов из Греции отправляют назад в Турцию, а легальные мигранты остаются.
При этом, отмечается, что беженцы в Турции не имеют официального статуса беженцев, в связи с чем условия их жизни не соответствуют международным стандартам. Согласно некоторым данным, в Турции под защитой находятся 3,5 млн сирийских беженцев, что дает им право на доступ к медицине и образованию.
Семьи получают денежную помочь в случае, если отправляют детей в школу.
Одной из важных проблем для сирийских беженцев остается проблема получения работы. Около 20 000 имеют разрешение на работу, в то время как по меньшей мере 800 000 работают нелегально, среди них есть также несовершеннолетние.
Свой — чужой. Европа приняла миллионы беженцев. Почему теперь их ненавидят, считают террористами и хотят выгнать?
Добро пожаловать на борт
«Я буду краткой: Германия — сильная страна. Мы справимся», — такими словами канцлер ФРГ Ангела Меркель в августе 2015 года пыталась успокоить жителей Германии, столкнувшейся со страшнейшим со времен Второй мировой миграционным кризисом.
Его началом принято считать лето 2015-го, когда количество беженцев, прибывающих в европейские страны всеми возможными путями, увеличилось в десятки раз. Искать убежища и лучшей доли в Европе кинулись жители охваченных войной Сирии, Афганистана и Ирака. Основным маршрутом миграции стал морской путь от побережья Северной Африки (Ливии, Туниса, Алжира) в средиземноморские страны Европы. Добраться до Италии, Греции и Мальты беженцам помогали контрабандисты — стоимость одного билета на рыболовецкий баркас или надувную лодку с мотором варьировалась от 2,5 до 3,8 тысячи евро.
Несмотря на дороговизну, маршрут по водам Средиземного моря был смертельно опасным: лодки, не приспособленные для плавания в открытом море, часто переворачивались во время шторма, и все, кто был на борту, гибли. Нередко пассажиры умирали от жары и обезвоживания. Тем не менее до сих пор десятки тысяч искателей лучшей жизни выбирают именно этот маршрут.
Не обсудив это с членами парламента, Меркель открыла въезд в страну для всех сирийских беженцев — вне зависимости от того, в какой стране ЕС они изначально оказались. Так Германия стала первым членом Евросоюза, нарушившим Дублинскую конвенцию 1990 года, согласно которой беженцы могли просить убежища только в той стране ЕС, границу которой пересекли первой.
Результат не заставил себя ждать: только за 2015 год по всей Германии было зарегистрировано более 442 тысяч беженцев из стран Ближнего Востока. Заявки на получение убежища в ЕС тогда подали более 1,2 миллиона человек. Сколько мигрантов предпочли не уповать на милость европейских властей и остались на нелегальном положении, остается только догадываться.
Из-за колоссального наплыва беженцев страны Евросоюза столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, мигрантов нужно было где-то разместить, и если не интегрировать их в общество, то хотя бы обеспечить минимально комфортные, по европейским стандартам, условия жизни. Во-вторых, европейцам пришлось патрулировать Средиземноморье и спасать мигрантов от верной гибели.
К решению этих проблем европейцы приступили с энтузиазмом. Летом 2015-го страны ЕС договорились разместить у себя по 40 тысяч беженцев немедленно и приняли рассчитанный на два года план расселения еще 120 тысяч человек, скопившихся к тому времени в лагерях беженцев в Италии и Греции. Тогда же стартовала военно-морская операция «София», благодаря которой в Средиземноморье за год удалось спасти около 25 тысяч мигрантов. Всех их тоже разместили в Европе.
И тогда европейское единство пошатнулось. Страны так и не смогли договориться, сколько беженцев, помимо уже прибывших 40 тысяч, должна принять каждая из них. Мигранты между тем продолжали прибывать, и вскоре несколько государств, в том числе Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия, отказались их принимать. Что неудивительно. Выяснилось, к примеру, что в 2015-м на каждые 100 тысяч венгров приходилось 1170 мигрантов, тогда как на каждые 100 тысяч британцев — всего 60.
С этого момента миграционный кризис постепенно начал превращаться в кризис европейского единства. Оказалось, что далеко не все европейцы готовы принимать искателей лучшей жизни и оплачивать им эту жизнь своими налогами. Раскол, наметившийся по вопросу о квотах, становился все глубже. Очень скоро прозвучали весьма радикальные предложения: объявить мораторий на иммиграцию в ЕС и разворачивать лодки с беженцами прямо в Средиземном море.
Пороховая бочка
Между тем именно Германии, на долю которой пришелся максимальный приток беженцев, удалось лучше других стран выйти из этой непростой ситуации. По данным The Guardian, более 10 тысяч человек, прибывших в Германию с 2015 года, за пять лет овладели языком настолько, чтобы поступить в учебные заведения. За тот же период более половины прибывших мигрантов устроились на работу и начали платить налоги.
Для Германии это решение стало идеальным примером того, как символический жест [помощи мигрантам] может сочетаться с реальными экономическими мерами. С одной стороны, миграционный кризис стал испытанием для ЕС, а с другой — Германия нашла способ принять беженцев и интегрировать их в свою экономику
Как заявил сооснователь аналитической платформы Geopolitical Cyprus Яннис Иоанну, германская модель интеграции оказалась наиболее удачной, поскольку она была ориентирована прежде всего на образование. «Включение в общество — это не про культурную апроприацию или религию… Вопрос интеграции зависит от особенностей каждой страны», — пояснил эксперт.
Несмотря на позитивные результаты, далеко не все в Германии разделяют оптимизм в отношении миграционной политики Берлина. Тино Хрупалла, сопредседатель одной из крупнейших оппозиционных сил в бундестаге — партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) раскритиковал решение Меркель открыть границы и впустить в страну миллионы беженцев. АдГ традиционно выступает за ограничение миграционного потока и введение более жестких законов, которые могли бы ограничить прибытие выходцев из стран Ближнего Востока и Африки.
Хрупалла заявил, что Германия — это фактически страна с открытыми границами, в которую за последние несколько лет въехали уже два миллиона мигрантов. Политик напомнил и о многочисленных преступлениях, вина за которые, по его словам, лежит на приезжих. Он привел статистику: мигранты составляют всего 2 процента населения Германии, при этом 13 процентов подозреваемых в насильственных преступлениях — именно мигранты.
Только в Германии в полицию обратились более 1200 пострадавших. В других странах Европы также наблюдался рост преступности. Эксперты из Финляндии, Норвегии и Швеции сообщали о том, что большая часть арестованных преступников — мигранты.
Однако самые трагические события, заставившие европейцев всерьез задуматься о своем отношении к беженцам, произошли в 2016 году. Тогда мигранты из Сирии, Ирака и Афганистана, причастные к радикальным исламистским группировкам, совершили несколько терактов в городах Германии, в результате которых пострадали десятки человек.
И если уличная преступность усилиями полиции со временем пошла на спад, то тема террористических атак, совершенных джихадистами, по-прежнему остается наиболее болезненной для Европы. По данным Европола, с 2015 по 2020 год выходцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки совершили в странах ЕС 118 терактов. В результате этих акций погибли 382 человека. Большая часть арестованных за подготовку терактов и пособничество террористам оказались сторонниками радикальных исламских организаций.
Террористическая угроза оказалась еще одним камнем преткновения для жителей Евросоюза. Пожалуй, самым ярким примером стала Франция, пострадавшая больше всех: с 2015 года в результате атак джихадистов там погиб 291 человек. Это заставило французские власти пересмотреть свою политику в отношении религиозных общин — главным образом мусульманских.
Прежде Париж всегда настаивал на том, что невмешательство в религиозную жизнь граждан — одна из главных ценностей республики. Но теперь государство собирается контролировать эту сферу: жестко отслеживать иностранное финансирование мусульманских общин и организаций, ввести запрет на выдачу справок о девственности и «выгнать» в школы ранее остававшихся на домашнем обучении детей из мусульманских семей. Такие решения, при всем их прагматизме, не могут не провоцировать раскол в обществе, где с каждым годом увеличивается доля исповедующих ислам. И если часть французов ратует за то, чтобы еще больше ограничить деятельность религиозных общин, другие называют такие законы антиконституционными и вредными.
Разногласия на фоне террористических угроз наблюдаются не только в обществе, но и среди политиков. Ангела Меркель пыталась убедить европейцев в том, что теракты и нападения — всего лишь попытка запугать их. По мнению канцлера, ЕС должен и дальше принимать мигрантов и помогать им. Однако ее коллеги из других стран считают иначе. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще в 2016 году заявил, что для работы венгерской экономики мигранты не нужны, тем более что каждый из них может представлять террористическую угрозу.
Венгрия не нуждается ни в одном мигранте, чтобы экономика [страны] работала. Кому нужны мигранты, тот может их взять себе, но не принуждайте нас — нам они не нужны
Борьба с этой угрозой стала дополнительной статьей расходов для европейцев. Если в 2015-м ЕС тратил около двух миллиардов евро на обеспечение безопасности, то к 2019-му эта сумма выросла почти вдвое, превысив 3,5 миллиарда евро.
Провал за провалом
В 2020 году Евросоюз был вынужден в очередной раз окунуться в миграционные проблемы: пандемия COVID-19 спровоцировала экономический кризис, который еще сильнее ударил по странам Ближнего Востока и Африки. Поток беженцев усилился, мигранты продолжали гибнуть в водах Средиземного моря, европейские лагеря беженцев вновь оказались переполнены.
На этот раз четкого плана действий составить не удалось. Средиземноморские страны, такие как Италия, Греция, Мальта и Кипр, которые ввиду своего географического положения принимают основной поток беженцев, испугались, что им по-прежнему придется нести бремя принимающей стороны, и потребовали справедливого распределения приезжих по всем странам ЕС. Швеция потребовала точнее зафиксировать финансовые обязательства всех членов Евросоюза, а Венгрия и вовсе предложила полностью остановить миграцию.
Таким образом, за несколько лет европейские политики серьезно переосмыслили свое отношение к беженцам и миграции в целом. В августе 2021-го преемник Меркель на посту председателя партии Христианско-демократический союз Армин Лашет заявил, что 2015 год «ни в коем случае не должен повториться». Его поддержал бывший министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини.
Открывать двери тысячам потенциальных террористов категорически недопустимо
Такие заявления говорят о том, что даже те европейские страны, которые готовы помогать беженцам, относятся к ним как к угрозе. Об этом рассказал исследователь Берлинского института эмпирической интеграции и исследований миграции (BIM) доктор Надер Талеби.
«У государств Европы есть долгая и печальная история, связанная со странами Африки и Ближнего Востока, когда те были колониями. И в Евросоюзе так и не избавились от колониального мышления, в соответствии с которым мигранты — население колонизированных стран — это угроза», — полагает Талеби.
Теперь Евросоюз готов платить колоссальные суммы другим странам, лишь бы не пускать к себе тех, кто бежит из охваченных войной регионов. Еще в 2016 году ЕС заключил соглашение с Турцией — именно там скапливался основной поток беженцев, стремящихся попасть в Европу сухопутным маршрутом, через Грецию и Балканы. Договор предусматривал обмен задержанных в Евросоюзе нелегалов на сирийцев, получивших статус беженцев в Турции, по принципу один на одного: «европейских» нелегалов принимала Анкара, а сирийских беженцев с официальным статусом — Брюссель. Нелегалов Турция должна была возвращать в их родные страны. Соглашение предполагало, что Турция получит компенсацию в размере шести миллиардов евро за то, что станет буфером между Европой и Ближним Востоком.
Вместе с этим Европа решила сэкономить на спасении беженцев в море. Уже в марте 2019-го морское патрулирование в рамках программы «София» было приостановлено. Причиной стала принципиальная позиция главы итальянского МВД Маттео Сальвини, недовольного тем, что спасенные оставались в Италии, а не распределялись по странам ЕС.
«”София” предназначалась для того, чтобы бороться с контрабандистами и торговцами людьми, а в итоге сама перевезла 45 тысяч человек в Италию. В таких условиях мы не можем контролировать нашу границу, нам нужна общеевропейская система распределения беженцев», — заявил он.
Прогнать нельзя оставить
Какие меры по решению миграционного кризиса ни предпринимали бы власти ЕС начиная с 2015 года, они не принесли желаемого результата: к 2018 году более половины (51 процент) жителей Евросоюза заявили, что хотят существенного сокращения количества мигрантов — или выдворения всех без исключения.
А в 2021 году перед Западом встала еще одна задача: остановить поток беженцев, пересекающих границу ЕС с восточного направления, со стороны Белоруссии. Очередной миграционный кризис грянул в мае, когда большие группы нелегалов из стран Африки и Ближнего Востока, прилетевшие в Минск, начали штурмовать границы Литвы, Польши и Латвии в надежде получить убежище в Евросоюзе. Только за последние два месяца Польша сообщила о 8,5 тысячи попыток мигрантов пересечь границу.
Еще одно событие, которое грозит очередной волной миграционного кризиса, — приход талибов к власти в Афганистане. Афганцы начали покидать страну вскоре после того, как президент США Джо Байден объявил о завершении 20-летней афганской операции НАТО и начале вывода войск.
Большая часть афганской молодежи, говорившая на английском, работала на иностранных военных базах, а с полным выводом американских войск этих вакансий не стало — в стране началась массовая безработица, объяснил профессор антропологии и социологии Женевского центра гуманитарных исследований Алессандро Монсутти. Отчасти именно этим можно объяснить всплеск миграции, начавшийся весной 2021 года.
Пытаясь избежать кризиса, аналогичного 2015 году, и не провоцировать еще большее недовольство населения, многие страны Евросоюза решили действовать решительно и жестко. Если в 2015-м Брюссель заявлял о готовности впустить практически всех беженцев, то в 2021-м риторика изменилась: союз готов пойти на все, лишь бы границы Европы осаждали как можно меньше чужестранцев. 15 сентября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен напомнила, что ЕС намерен реформировать Шенгенское соглашение в части миграционной политики, чтобы блокировать бесконтрольную миграцию.
Работая над реформированием Шенгена, мы должны найти новые пути, чтобы отвечать на эту агрессию и обеспечить единство и сплоченность в защите наших внешних границ
По мнению доктора Талеби, подобные заявления от тех, кто фактически сам подвел Афганистан к нынешнему кризису, звучат странно. Эксперт указывает, что европейские страны наравне с США участвовали в 20-летней военной кампании в Афганистане, которая так и не дала стране ни мира, ни демократии. То же относится и к другим ближневосточным конфликтам, участницей которых так или иначе была Европа.
«Неважно, что люди умирают в Йемене и Судане… До тех пор, пока это не касается европейских границ, этого не существует», — обозначил позицию европейцев Талеби.
Великий раскол
К 2021 году Европа так и не смогла справиться с миграционным кризисом, как обещала Меркель в 2015-м. Европейцы не договорились о единых правилах размещения беженцев, а регулярные теракты громко напоминают о проблемах в системе безопасности и неудачных попытках интегрировать в европейское общество всех приезжих.
Ожидаемой реакцией на распространение радикального ислама и преступлений на религиозной почве стал рост ксенофобии: жители западных стран все чаще проявляют агрессию в отношении мигрантов. К 2019 году в Великобритании, например, число преступлений, совершенных на почве расовой ненависти, выросло на десять процентов. Власти ЕС хоть и не приводят точных данных, но также говорят об участившихся нападениях на приезжих.
Но, пожалуй, главное последствие кризиса — раскол в европейском сообществе. Президент благотворительной организации Diakonie Ульрих Лилие признал, что сейчас правительства стран Европы не могут достичь единства в миграционной политике.
Если пять лет назад между странами ЕС царило взаимопонимание в этом вопросе, то сейчас многие из них выступают категорически против приема новых мигрантов
Основатель фонда «Инициатива по продвижению демократии и предотвращению экстремизма» (MIND prevention) Ахмад Мансур заявил, что странам Евросоюза следует всерьез пересмотреть свою политику в отношении мигрантов, чтобы остановить раскол в обществе. Мансур опасается, что если Брюссель не начнет жестко регулировать приток приезжих, Европу ожидают новые теракты.
«Германии и дальше следует помогать людям, покидающим свою далекую родину из-за войн и социальных кризисов. Однако есть вещи, которые не должны больше происходить, — считает Мансур. — Например, миграция должна жестко контролироваться, убежище не должны получать люди, которые приехали только из экономических соображений. Тем более к нам не должны попасть те, чью личность невозможно установить».
Существует и еще одна проблема, закрыть глаза на которую европейцам не позволяет историческая память. С 2015 года в странах ЕС растет число преступлений, связанных с антисемитизмом — болезненной для Европы темой, оставшейся в наследство от Второй мировой войны. Но теперь стремление европейцев к свободе и равенству сталкивается с убеждениями приезжих, многие из которых крайне враждебно относятся к евреям. Сотрудница Берлинского института эмпирических исследований миграции и интеграции Зина Арнольд рассказала, что почти все опрошенные ею мигранты критически высказались о государстве Израиль и практически ничего не знали о Холокосте, Второй мировой войне и Адольфе Гитлере.
Европейские власти не могут не осознавать вышеперечисленных угроз, и это осознание поставило их в крайне неудобное положение, выйти из которого без потерь едва ли возможно. С одной стороны, европейские лидеры обязаны сохранять либеральные и гуманистические ценности, которые отстаивали с момента образования Евросоюза. С другой — им приходится выбирать между толерантностью к приезжим и безопасностью собственных граждан в ситуации, когда эти понятия все чаще противоречат друг другу. Что же касается граждан, то свое отношение к политике властей они наглядно демонстрируют на выборах, все чаще голосуя за правых популистов, обещающих остановить приток беженцев.
Миграционный кризис сильно ударил по европейскому обществу, расколов его на тех, кто по-прежнему считает своим долгом помогать гонимым, и тех, кто считает, что этот долг уже оплачен сполна. Бороться с этим расколом становится все сложнее, а быть может, уже и бессмысленно. Европейское гостеприимство закончилось в тот момент, когда европейцы осознали, что гости не собираются покидать их дом, но и не готовы жить по правилам хозяев. А когда твой дом осаждают толпы незваных гостей, о защите либеральных ценностей думаешь в последнюю очередь.