массаж по райху что это
7 упражнений Райха: избавляемся от телесных блоков
Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции
Телесно-ориентированная терапия: упражнения
Вильгельм Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты, приводящие человека к невротическим расстройствам.
Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.
7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:
Телесно-ориентированная психотерапия — упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов
1. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов — расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем — расслабьтесь еще больше.
Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).
Проделайте это несколько раз.
Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов — расслабьтесь.
Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).
И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз — несколько раз.
Закончите первое упражнение телесноориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.
Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы, приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ — Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).
2. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра — подбородок, горло, затылок.
Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.
Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничанием, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты.
Уделите этому упражнению несколько минут.
Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.
3. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками
Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами. Изобразить рвоту и вопли (цель — не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).
Можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.
Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).
4. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки
Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.
Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом, в отличие от обычного, грудного дыхания.
Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.
При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).
5. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание, как и в предыдущем упражнении.
Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.
Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).
6. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы — неосознанный страх нападения, злость, неприязнь.
Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.
Следует помнить, что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти.
7. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область — область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.
Эта группа мышц — крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин — так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) — отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.
Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.
Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.
Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия — согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, притом, к которому есть полное доверие.
Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.
Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы, разработанные Арнольдом Кегелем.
Суть упражнений Кегеля проста — нужно в течении дня, по нескольку раз (за день 150 и более) сокращать и расслаблять лонно-копчиковую мышцу — это очень просто и незаметно для окружающих.
В субъективных ощущениях это как бы напрягаться для испражнения (мочевого, кишечного), потом расслабляться, затем напрягаться как бы для сдерживания испражнения. И так несколько повторов за раз. И несколько раз за день. Главное здесь — иметь пустой мочевой пузырь и кишечник.
Для взрослых, влюбленных или супружеских пар, при проблемах в постели, подойдут даосские сексуальные практики древнего Китая («сексуальное кунг-фу»), направленные на общее оздоровление, продление жизни, духовное развитие и, конечно, искусство любви и удовольствия. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Вегетотерапия Райха
Что из себя являет человек? Согласно науке, человек — это всего лишь существо, некий живой организм, наделенный разумом, способностью думать и анализировать. Однако если копнуть глубже, то каждый из нас, помимо элементарного мышления, обладает чем-то большим, а именно — чувствами, эмоциями, желаниями и привычками. Все эти составляющие заключены в биологическую оболочку — тело, и вместе представляют собой единый и неповторимый организм.
При этом тело способно рассказать о человеке в разы больше, чем он сам. Причиной тому тот факт, что сознание и подсознание человека в 90% выражаются именно языком тела. На этом заключении и основана Вегетотерапия Райха, но обо всем по порядку.
Личность Вильгельма Райха
Перенесемся в двадцатые годы ХХ века, где господствует учение Фрейда. В клинике в Вене в это время работает его ученик по имени Вильгельм Райх, который собирается в ближайшем будущем явить свету новую теорию и продвигать ее как отдельное учение.
Райх родился 24 марта 1897 года. Ему довелось побывать на линии фронта в ходе Первой мировой войны, вернуться, выучиться на психоаналитика и в итоге стать ассистентом самого Фрейда. В студенческие годы Райх был самым настоящим бунтарем и усиленно увлекался марксистскими идеями, поскольку они соответствовали его характеру. Зачастую этот самый характер становился причиной ссор с учителем — по мнению Райха, теории Фрейда были незавершенными и несамодостаточными, а потому он пытался своими силами доработать их.
Юный психоаналитик сумел заметить, что люди, которые в детстве столкнулись с психотравмами, обладают похожим строением тела, характером и психодинамикой. Найденная взаимосвязь заставила Вильгельма Райха проводить исследования в данном направлении, в ходе которых выяснилось, что реакцией на стрессовую ситуацию у большинства людей является мышечное напряжение.
Он начинает отступать от постулатов Фрейда и приходит к выводу, что тело и психику нужно рассматривать вкупе, а не по отдельности, поскольку они тесно взаимосвязаны. Эту связь Райх назвал вегетативной.
Что такое вегетативная терапия?
По мнению Райха, на здоровье человеческого организма в целом оказывает влияние наличия препятствий в виде мышечных зажимов, не позволяющие энергии свободно «плыть» по телу. Если эмоция закрывается внутри организма психикой, в теле создается ее физический аналог — некий застой энергии.
На основе этих умозаключений Райх создал новую вегетотерапию. С ее помощью пациенты могут научиться восстанавливать свободное течение энергии по телу посредством воздействия непосредственно на сами мышечные зажимы и области их распространения.
Дабы помочь с правильным воплощением терапии, Райх создает спец.методику дыхания. «Мышечный панцирь» условно делится на семь частей:
В рамках вегетотерапии над этими сегментами производится работа в виде массажных действий. Важно, чтобы во время вегетотерапии осуществлялась совместная работа специалиста и человека с «мышечным панцирем». Пациенту необходимо прочувствовать, как именно реагирует его тело на скрытые эмоции и желания, осознать имеющуюся связь между моральным и физическим состоянием и упорно вести работу над собой по освобождению эмоций, которые были заблокированы сознанием.
К сожалению, вегетотерапия Райха не воспринимается наукой, как нечто серьезное. В свое время Райху пришлось бежать в Данию, затем в Норвегию, позднее в Швейцарию. В результате, ему удалось перебраться в Америку, но поддержки он там так и не сыскал. Создав собственный Институт вегетативной энергии, он продолжает работу над изучением созданной теории и применением ее на практике.
Итогом его работ стала система, способная аккумулировать вегетативную энергию, а также позволяющая высвободить ее посредством сексуального удовлетворения. Все эти новшества не вызвали доверия у властей, а потому Райх попал в заключение, где и умер в возрасте 60 лет, так и не отказавшись от своих идей. Его вегетотерапия стала основой для развития психоанализа в новом направлении и для создания телесно-ориентированной психотерапии. Он по праву считается её отцом — основателем.
«Мышечный панцирь», мышечный зажим — что это?
Мышечный зажим, как было описано выше, — это постоянное нахождение мышцы в состоянии напряжения. Такой синдром может стать причиной больших и тяжело решаемых проблем со здоровьем. Чем больше их образовалось в теле, тем оно слабее, тем быстрее устает и тем хуже себя чувствует.
Считается, что спазмы и зажимы, с которыми все чаще и чаще сталкиваются специалисты, работающие в данной сфере, — это спазмы «первой степени запущенности». То есть мозг отдает не совсем корректные команды для управления участком, схваченного спазмом, однако мышцы и нервные окончания работают адекватно и спазмы не сопровождаются значительными изменениями мышечной ткани. В таких ситуациях достаточно качественного психологического сеанса, который позволит расставить все по своим местам.
Существует также и «вторая степень запущенности». В ее рамках нарушается иннервация затронутого участка, и атрофируются мышечные волокна. Психологи в таком случае беспомощны и бесполезны, а потому стоит обращаться к врачам.
Семь сегментов мышечного панциря
Как было отмечено ранее, основные зажимы приходятся на семь основных областей человеческого тела: глаза/голова, рот, шея/горло, грудь, диафрагма, живот и таз. Броня этих сегментов может запросто привести к нарушению дыхания, плохому кровообращению, ограничению подвижности и спазмам. Рассмотрим каждый сегмент поподробнее, и начнем с самой интимной области.
Напряжение мышц в тазовой области появляется при подавлении возбуждения и удовольствия. Именно тут накапливаются обиды по отношению к собственному «я», запреты на чувства и пр.
Зажимы в интимной области массируются руками в позе лежа на спине. Все мышцы в области таза и их зажимы отвечают за половое возбуждение и подавление оного как такового. После массажа можно махать ногами, лежа на полу и сопровождать удары криками.
Живот помимо спазмов из-за болезней внутренних органов может иметь напряжение, вызванное страхом нападения и подавленными злостью и неприязнью.
Речь идет об области, задействованной в осуществлении дыхания. Если человеку страшно или он находится в состоянии гнева, диафрагма сокращается и находится в напряжении, когда страх становится постоянным. Это создает проблемы при поступлении воздуха в легкие и провоцирует боязнь и тревогу. К тому же, такое напряжение нарушает приток крови.
Что есть основа жизни, как не дыхание? Более того, на нем основано и выражение эмоций. Если в теле нет напряжений и негатива, оно движется вместе с дыханием, но если необходимо проконтролировать свои эмоции и укротить их, приходится следить за дыханием.
Сигналом, оповещающим о напряжении в этой области, является изменение ритма дыхания: грудная клетка становится зажатой и не двигается. Подтекстом такой реакции организма является ощущение страха. Выпяченная грудь означает, что к человеку нежелательно даже подходить. Некоторые никогда не расправляют грудь полностью, что сигнализирует о подавленности и о нехватке чего-либо.
Исправить ситуацию можно, научившись правильно дышать. Для раскрепощения мышц нужно поработать над нанесением ударов и разрыванием руками предмета. Можно использовать подушку. Главное, при этом, ярко представлять жизненные ситуации, в которых сдерживался гнев, смех или страсть помимо вашей воли.
В данном сегменте человек хранит свою защиту от неприятной информации. Как правило, этот зажим вызывается чувствами, считаемые человеком неуместными.
Как правило, сжатие челюстей не дает голосу раскрыться, сигнализируя о стремлении человека всячески оградить себя от внешнего мира, о страхе подпустить кого-либо в свою зону комфорта. Подавленное желание укусить также становится причиной зажима. На деле такое желание означает сдерживание гневных порывов.
Основной человеческий способ общения — рот. Напряжение в данном сегменте появляется в случае, когда человек не позволяет себе выражать словами свое ощущение происходящего, накапливая обиды и ненависть. Такой зажим напоминает сдержанную улыбку, почти ухмылку.
Для снятия напряжения нужно «покривляться» перед зеркалом, плакать, реветь, гримасничать, вплоть до имитации рвоты.
Считается, что глаза — зеркало души. Райх считал, что они также отражают психологическое состояние. Выражение глаз может отразить состояние взаимоотношений в его семье и не только. Люди, которые не понаслышке знают о хроническом стрессе, зачастую страдают напряжением в области глаз. Если его проигнорировать, оно может перейти на лоб, голову и шею. Причиной ему Райх называл подавление плача, попытку спрятать страх и гнев, а также желание спрятаться.
Чтобы снять напряжение, необходимо устроиться поудобнее и расслабиться. Затем выбрать любую точку напротив себя и сфокусироваться на ней, после чего расширить глаза, словно эта точка вас испугала. Не забывайте при этом дышать.
Наконец, делайте круговые движения глазами и движения глазами влево-вправо по несколько раз.
Техники вегетотерапии для роспуска «мышечного панциря»
Вильгельм Райх утверждал, что для достижения должного результата между клиентом и непосредственно профессионалом в данной области, в обязательном порядке должен быть установлен глубокий и доверительный контакт. Это объясняется тем, что при расслаблении зажатого в хроническом режиме участка организма человек получает доступ к спрятанному нежелательному воспоминанию или переживанию. В такой момент важно не испугаться своих ощущений, а принять их как должные.
Упражнения Райха распускают «мышечный панцирь» при помощи двух вещей, а именно:
Также Райх считал, что заставить энергию свободно течь по телу можно посредством техники глубокого дыхания, ведь вся вегетотерапия крутится вокруг проблемы беспрепятственного прохода энергии по всему телу и проблемы правильно поставленного дыхания.
Когда необходимая энергия накопилась, она сможет самостоятельно через все зажимы и блокировки проложить себе путь. Таким образом, Райх сочетал упражнения на основе дыхания с массажными, усиливая терапевтические усилия.
По мнению Райха, каждый человек дышит слегка — не до конца, и должен дышать полной грудью. Чтобы достичь результатов, нужно следовать упражнению Райха:
Возвращаясь к вопросу техник вегетотерапии Райха, стоит вспомнить, что цель данной науки заключается в разрушении «мышечного панциря» и улучшении функционирования человеческого организма. Она должна разрешить психологическую проблему, с которой клиент в принципе обратился к терапевту.
Телесно-ориентированный психотерапевт всегда обратит внимание на наличие проблем у клиента, даже если еще не вступал с ним во взаимодействие. Все дело в том, что большинство телесных зажимов легко замечаются невооруженным взглядом. Даже по походке и движениям при входе в кабинет можно определить, как клиент себя чувствует, и какие проблемы его терзают.
В рамках сеанса терапевт оказывает воздействие на зажатые мышцы: сдавливает, щипает, крутит и сжимает. По сути. Он делает пациенту глубокий массаж. Для проработки внутренних мышц, клиента даже могут попросить кричать или же плакать. Также в рамках терапии пациента могут заставить сымитировать рвоту, бить и рвать подушку, и так далее.
Конечно, в большинстве своем, клиенты не понимают, чего от них хотят и даже не замечают, что страдают мышечными зажимами. В таком случае у терапевта также имеется способ заставить клиента их заметить — он доводит обстоятельства до абсурда, пытаясь сделать так, чтобы они бросились клиенту в глаза. Так, в случае, если клиент быстро и нервно дергает ногой, терапевт вместо того, чтобы остановить его, просить дергать ею быстрее и интенсивнее. Это заставляет клиента осознать, что что-то пошло не по плану.
Уже в дальнейшем терапевт объяснит клиенту, что движения такого плана очень похожи на избиение ногами, а потому за зажимом скрывается агрессия и злоба.
Психоаналитическая техника и оргонная энергия
Как только мышцы достигают расслабления, наконец-то происходит высвобождение оргонной энергии, а сам человек начинает правильно реагировать на раздражители, не скрывать эмоции, многое понимать с первого раза, читать мысли с полуслова и вспоминает значимые, но некогда забытые события из жизни.
В такой момент максимально важен психоанализ и методы его проведения. Терапевту следует побеседовать с клиентом и помочь ему разобраться в тех эмоциях, чувствах и моральных переживаниях, которые у него появились. По мере того, как будут разблокированы сегменты мышечного панциря, начиная сверху от глаз и заканчивая областью таза, вспоминаются наиболее травмирующие и негативные события. Обычно это ситуации, ограничивающие свободу быть собой — зачастую ими становятся воспоминания из детства.
Обычно вегетотерапевт сочетает в своем лечении несколько методов и техник, пытаясь достичь тем самым лучшего результата. Конечно, без желания клиента разобраться в себе и понять свой организм ничего не получится.
После прохождения прописанного курса вегетотерапии, жизнь клиента меняется к лучшему:
Расслабление «мышечного панциря», по сути, возвращает человека к его первичной природе. При испытании состояния искреннего удовольствия, он наполняется жизненной силой и становится более свободным. Такого человека нельзя назвать бесхарактерным — он будто бы существует вне характера и реагирует творчески, а не стереотипно.
Почему же последователи Райха так активно борются с мышечными зажимами? Все дело в том, что они не позволяют оргонной энергии спокойно «плыть» внутри человеческого тела. Используя глубокое дыхание, можно расправить зажимы без «надавливания» на них. В идеале и вовсе сочетать обе практики.
Райх уделил особое внимание тому, что оргонная энергия находится не только внутри, но и снаружи. Райх планировал аккумулировать оргонную энергию извне и направлять внутрь организма для непосредственного оздоровления. Естественно, у него это получалось, ведь факт существования оргонной энергии в принципе опроверг все базовые законы физики.
Массаж по райху что это
Каждый человек учится выражать свои чувства, прежде всего с помощью движений, мимики и жестов, а уже потом – словами. Его язык тела принадлежит той культурной общности и той семье, в которой он вырос. Не исключено, что если человек по каким-то причинам потеряет связь со своими корнями, то это может привести к некоему неблагополучию, результатом которого могут явиться расколотые телесные картины [1]. Об этом факте не следует забывать специалистам, работающим с психологическими проблемами других людей, в частности – психотерапевтам, психологам, психиатрам.
Мы знаем, что психиатрия является медицинской наукой, изучающей диагностику и лечение, этиологию, патогенез, распространенность психических заболеваний и организацию психиатрической помощи населению. Важной особенностью психических заболеваний является длительность их течения (психические расстройства могут продолжаться годами). В связи с этим особенно важной остается проблемы рациональной терапии и профилактики данных состояний. Способы лечения психических расстройств принято разделять на биологические и психотерапевтические. Психотерапией называют лечение посредством воздействия различными психическими факторами – словом, обстановкой, определенными занятиями, невербальными условными раздражителями. Социотерапия является частью психотерапии, использующей факторы социально-психологические: воздействие окружающей социальной среды, различные формы социальной активности (такие как клубы бывших пациентов) или различную коллективную деятельность. Психотерапия особенно важна при заболеваниях, в развитии которых ведущую роль играет психологический (неврозы и другие реактивные состояния, психосоматические заболевания). При неврозах основным методом лечения является именно различные психотерапевтические способы, но при этом они используются практически при любых психических расстройствах [4].
С каждым годом, как в повседневной жизни, так и в рамках медицины, всё чаще мы встречаемся с термином «арт-терапия». Как правило, в большинстве случаев под этим понимают художественное творчество как способ излечения.
Между тем, арт-терапия представляет собой более широкое понятие и включает в себя: музыкальную терапию; танцевальную терапию; телесно-двигательную терапию; художественную терапию (рисунок и живопись); драма-терапию; игровую и песочную терапию. [1] Отечественные психологи и психотерапевты давно используют эти виды экспрессивной терапии как вспомогательный инструмент в консультировании. Однако экспрессивные формы психотерапии продолжают оставаться на этапе становления.
Именно поэтому мы сочли нужным внести дополнительные техники в работе с пациентами психотерапевтического профиля. Мы решили предложить телесно-ориентированную оздоровительную программу, сочетающую в себе элементы лечебной физкультуры и танцевально-двигательной терапии.
Элементы физической реабилитации в форме лечебной физической культуры (ЛФК) являются довольно привлекательными [6]. Особенно показано их использование в комплексной терапии неврозов. Так, С.Н. Попов классифицирует методы ЛФК в зависимости от вида невроза: задачи ЛФК при неврастении он определяет в тренировке процесса активного торможения; нормализации (укреплении) возбудительного процесса. По его мнению, пациентам с неврастенией весьма полезны легкие физические упражнения, способствующие разгрузке нервно-психической сферы, обеспечивающие переключение пациентов с повседневной деятельности на другие занятия, оказывающие тренирующее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. Автор указывает, что занятия лечебной физкультурой лучше проводить под музыкальное сопровождение, в качестве которого рекомендуется использовать мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Задачи ЛФК при истерических неврозах С.Н. Попов определяет в снижении эмоциональной возбудимости; развитии в коре головного мозга тормозного процесса и в создании устойчивого спокойного настроения; а при психастении они заключаются в активизации процессов жизнедеятельности; «расшатывании» патологической инертности корковых процессов; выведении больного из угнетенного морально-психического состояния, облегчении его общения с окружающими [3].
В последнее время отмечаются существенные изменения в деятельности учреждений психиатрического профиля, которые связаны с развитием биопсихосоциального подхода к терапии психических заболеваний, работой полипрофессиональных бригад специалистов, совершенствованием внебольничной помощи пациентам психиатрического профиля, усилением использования ресурсов местных сообществ, повышением внимания к качеству жизни пациентов и преодолению их стигматизации [5]. В данных условиях виды терапии искусством становятся более разнообразными, учитывающими полипрофессиональный контекст деятельности учреждений психиатрического профиля и направленными на получение наилучшего лечебно-реабилитационного эффекта и успешную интеграцию пациентов в социум. Но, несмотря на увеличение роли арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений, современный этап ее развития сопровождается наличием ряда определённых проблем. Данные относительно применения различных организационных форм и моделей терапии искусством с психически больными людьми весьма противоречивы.
Довольно большая часть зарубежных источников характеризуется преимущественным вниманием авторов к групповой и внутриличностной динамике и недостаточным учетом особенностей клиники и взаимодействия разных факторов биопсихосоциогенеза расстройств психики. Методы арт-терапии продолжают оставаться довольно слабо дифференцированными относительно различных психических заболеваний. Показания и противопоказания к назначению различных методик и типов терапии искусством при разных видах психической патологии пока четко не определены [2].
Выбор конкретного метода определяется практикой конкретного психотерапевта и его пониманием лечебной задачи. В большинстве своем это будут авторские интегральные методики, мозаично вобравшие элементы несколько методик и решающие конкретную лечебную задачу. В ходе арт-терапии они могут видоизменяться, пополняться новыми составляющими и пластично подстраиваться под изменение цели.
Вместе с тем в комплексе складывается определенная модель психотерапевтического воздействия, которая будет целостной по своей методике и готовой к использованию на сходной группе пациентов.
Довольно важным инструментом, который может использоваться как средство терапии расстройств психики, метод реабилитации и психопрофилактики, является танцевально-двигательная терапия. Её надо рассматривать и как метод физической реабилитации, важный при астенических, депрессивных и эмоционально-лабильных расстройствах [6] и как эффективный метод психотерапевтического воздействия.
Следует учесть плюсы танцевальной терапии и не отождествлять терапию с обычной танцевальной педагогикой.
Цель, которую преследует танцевальная терапия – достичь изменений внутри личности, а не изучение хореографии, танцевальных направлений и форм, специальных техник. Главное – освободиться от сопротивления, внутренних и внешних напряжений. Очень важно для пациента – развить телесные возможности для осознания своего тела и интеграции тела и души. По мнению Оганесян, развитие понимания самого себя, исцеляющего процесса, ведущего к катарсису, чувственному развитию и толкованию и понимание собственных проблем – это и есть главная ценность танцевальной терапии.
Если в танцевальной педагогике акцентируют внимание на эстетической форме выражения в танце, то в терапии развитие эстетической формы не имеет большого значения. Совсем не важно, как выглядит человек в танце, главным является раскрытие чувств посредством танцевальных движений [1].
Задание, которое дается на занятии, является общим для всех пациентов, но сверхзадача для каждого в группе должна быть уникальна, при её постановке требуется учитывать психологические особенности и проблемы каждого. Важно мотивировать пациента на творчество, одновременно не мотивируя его на создание продукта этого творчества. Важно воспитывать коллективный дух и развивать социализацию каждого участника группы. Танцевальный терапевт ставит перед собой и пациентами иные цели и задачи, чем танцевальный педагог. Цель танцевальной терапии связана не с обучением хореографическим техникам, а с открытием собственных движенческих выражений. Танцевальный терапевт не обучает тем или иным двигательным навыкам, а только сопровождает пациента, который, выполняя танцевальные движения, намечает пути для разрешения собственных проблем [1].
Пациент нуждается в помощи, чтобы разрешить свои личные проблемы: как внутренние, так и внешние. Терапевт диагностирует психические напряжения через движения пациента. При этом пациенту стоит объяснить, что не следует ожидать быстрых результатов от занятий.
Чувственные отношения между терапевтом и пациентом обязательны, поскольку процесс терапии основан на понимании и выражении собственных эмоций и ощущений пациента.
Танцевальная терапия может быть, как групповой, так и индивидуальной.
В нашей работе мы предлагаем обратиться именно к групповой терапии, так как она позволяет решить большее количество задач.
По мнению танцевальных терапевтов Грёнлюнд и Оганесян, именно проблемы пациента по сути должны формировать танцевальную программу, которая определяет структуру терапии. Внимательные, вежливые и бережные вербальные инструкции часто сопровождаются свободным диалогом и являются важной частью терапевтического процесса [1]. Терапевту следует помочь пациенту научиться жить в гармонии и с миром, и самим собой.
Чрезвычайно важна роль ритма и музыки, которые являются не просто помощниками танцевального терапевта – они являются инструментами для развития и раскрытия чувств пациента и его собственного ритма.
Музыка стимулирует фантазию и создает настроение, она помогает отыграть свои собственные эмоции через эмоции. Музыка придает движениям темп, силу и динамику. В терапии могут быть использованы любые типы музыки – классическая, народная, африканская, джаз, поп-музыка и др. Сам пациент может определить, какую музыку он хотел бы слышать во время занятий. Музыка должна подходить пациенту и быть именно той, в которой пациент нуждается [1]. По мнению танцевального терапевта Эспенак, только чувственная музыка открывает радость, меланхолию, страх, грусть. Однако Эспенак считает, что каждый танцевальный терапевт должен подбирать сам музыкальное сопровождение, которое он считает необходимым для структуры его сессии [7]. Именно для решения этой задачи терапевты используют разнообразные композиции во время танцевальной сессии. Благодаря этому ведущий сессии может проследить за реакцией на музыку каждого участника, а после использовать эту информацию для формирования музыкального фона последующих занятий – фона, который будет способствовать раскрытию внутреннего «Я» пациентов и создавать более комфортную обстановку на занятии.
Теоретически танцевальные терапевты могут работать в одиночку. Но совместная работа с «вербальным», музыкальным или художественным терапевтом поможет достичь более эффективного результата и быстрой положительной динамики в состоянии пациента. Заблаговременно, до начала танцевальной сессии, терапевту необходимо собрать анамнез пациента, быть в курсе его проблемы. Как и другие специалисты, танцевальный терапевт не должен разглашать проблемы пациента.
Танцевальную терапию условно можно разделить на два направления, имеющих одинаковый вес: терапия и танец. Танец устанавливает контакт и может направлять весь терапевтический эффект. Танец сам по себе может иметь исцеляющий эффект для тех, кто танцует, и в данном случае мы не можем назвать это непосредственной терапией. Подобно терапевтам других направлений, танцевальный терапевт создает с пациентом контакт, который затем начинает определять рамки и границы для терапии. Танцевальная терапия развила целое направление в искусстве – художественный танец – до реальных психологических теорий и психотерапевтических методов, которые теперь имеют одно из центральных мест в работе танцевального терапевта (иными словами – это и есть основа работы) [1].
И на данный момент танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов: это и психоаналитические теории, и психодинамическая терапия, элементы поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
Зигмунд Фрейд: «Тот, кто имеет глаза-увидит, и уши-услышит и убедится сам, что никакой смертный не может сохранить тайну. Если губы молчат, то сплетничают его пальцы. Каждая часть тела выдаёт его» (Freud, 1905). Использование тела в психотерапии – это заслуга Фрейда [11]. Как известно, основные методы Фрейда – вербальный психоанализ и гипноз, но при этом он придавал немалое значение языку тела. Он описал способы того, как тело может отражать внутреннее «Я» человека. Изучая телесное самовыражение человека, можно понять его душу.
Вильгельм Райх принадлежал к последователям Фрейда. Райх имел много пациентов, которым было весьма трудно раскрывать и понимать свои внутренние ассоциации, – они не могли структурировать свои мысли и чувства. Он заметил, что им свойственны различные телесные и мышечные сопротивления, и поэтому начал их анализировать. Он интересовался не только тем, ЧТО сказал пациент, но и КАК он это сделал, придавая большое значение телесным проявлениям. Он рассуждал о том, что слова и язык тела могут иметь разное значение. Райх интенсивно изучал психосоматические особенности своих пациентов, которые часто представляли собой мускульные напряжения, проявляющиеся у них в качестве телесного ответа. Он отметил, что все невротики имели затрудненное дыхание и мышечные зажимы. Райх ввёл понятие телесного панциря и рассматривал его как способ защиты от сильных, не только отрицательных, но и положительных чувств, ограничивающий и искажающий их выражение. Впоследствии он начал применять массаж, и его терапия установила очень близкий контакт с пациентом и содержала два аспекта работы: физическую мускульную линию и вербальный психоанализ [9].
Александр Лоуэн, ученик Райха, создал систему, которая получила название биоэнергетики, она основана на телесной терапии, свободном чувственном выражении, психоанализе. Лоуэн указывал, что возможность внутреннего развития через дыхание и движения может привести людей к гармонии друг с другом [8].
Фриц Перлз, немецкий врач и психотерапевт, развил собственную терапевтическую линию. Он был основоположником гештальт-терапии, сфокусированной на движении (непосредственно во время терапии) согласно принципу «здесь и сейчас». События из прошлого, которые вспоминает пациент, могут являться материалом для терапии. Но цель гештальт-терапии – сделать пациента осознанным в своих мыслях и свободных ассоциациях в настоящем. Осознанное ощущение себя может происходить через осознание телесного языка и поведения, поступков. Здесь задача – помочь бессознательному клиента стать осознаваемым [10].
Таким образом, изучив теоретические аспекты применения танцевальной терапии как эффективного метода физической реабилитации и психотерапии и психокоррекции, мы разработали программу занятий для пациентов с пограничными психическими расстройствами. Эффективность программы была подтверждена практикой и в дальнейшем планируется её активное внедрение как элемент немедикаментозного воздействия у данной категории пациентов.