масляная живопись что это такое

Живопись маслом: техники и преимущества

Главная » Статьи » Живопись маслом: техники и преимущества

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Живопись маслом – одна из самых таинственных и волшебных техник, которая завораживает с первого взгляда. Не зря именно ее выбирали для своих работ такие великие творцы, как Леонардо да Винчи, Пикассо, Ван Гог, Дега, Моне, Дали, Тициан, Рубенс, Рафаэль, Айвазовский, Микеланджело, Рембрандт, Веласкес, Ренуар и многие другие, чьи произведения и имена вошли в историю. Не скроем, начинающего художника может испугать соседство с такими виртуозными мастерами своего дела, но спешим вас успокоить: масляная живопись одна из самых простых для понимания и воспроизведения.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Преимущества живописи маслом:

Техники масляной живописи

Начиная с XV века, когда впервые были изобретены масляные краски, стала видоизменяться и техника самой живописи. Так, одной из самых старых и сложных техник стало наслоение светлых оттенков на темные.

Антонелло да Мессина – итальянский художник эпохи раннего Возрождения – стал добавлять в масляные краски окись свинца для придания картине блеска.

Инновацией Яна ван Эйка было использование в качестве связующего вещества в красках терпентинных масел, что придавало сочность цветам и ускоряло высыхание полотна.

Техника лессировки подразумевает работу тонкими слоями, прозрачными красками, когда можно увидеть сразу два цвета, при этом краска обычно разбавляется растворителем.

В технике сграффито наносятся два или более слоев краски, затем счищаются, чтобы получить ровную четкую текстуру или контуры.

Техника импасто предполагает нанесение на полотно грубых мазков мастихином или кистями с жесткой щетиной, что придает картинам экспрессию, энергичность и невероятную драматургию.

Еще одна техника – жирным по тонкому – позволяет писать картину долго и без трещин. Суть ее в том, что нижние слои картины выполняются сильно разбавленными красками, затем накладываются слои в примерно равной комбинации растворителя и масла, постепенно двигаясь к более жирным слоям с использованием красок с большим содержанием масла, они и составят верхнее покрытие полотна.

Наконец, техника алла прима позволяет выполнить работу по-сырому, за один сеанс, что идеально для новичков, поскольку не нужно ждать месяцами, пока высохнет все полотно или слой краски, а можно сразу увидеть готовый результат.

Традиционная же техника подразумевает работу слоями на грунтованном холсте, дожидаясь полного высыхания предыдущего слоя.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Приглашаем Вас посетить наши курсы по масляной живописи.

Источник

Масляная живопись: история, плюсы, минусы и особенности техники написания

Масляная живопись подарила человечеству множество великих шедевров изобразительного искусства и до сих пор востребована в профессиональной художественной среде. Картины маслом, написанные художниками в разные исторические эпохи, сегодня можно встретить во всех музеях мира. Интересные факты о различных тонкостях и исторических подробностях написания картин маслом представлены в нашей статье.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Особенности техники написания картин маслом в живописи

Картины маслом создаются с помощью разноцветных красок, изготовленных из сухих красящих пигментов, наполнителей и легко высыхающих в обычных условиях растительных масел. С точки зрения химической науки масляная краска представляет собой стандартную суспензию, в которой твердые частички пигмента находятся во взвешенном состоянии в жидком веществе.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Картины, написанные маслом старинными мастерами живописи, по химическому составу красок несколько отличаются от произведений современных авторов. Основным связующим веществом для производства художественных красок традиционно служит масло, изготовленное по технологии холодной выжимки из семян льна с добавками орехового, макового и других высыхающих экстрактов. Красящие пигменты различных цветов обычно получают из природных минералов, содержащих соединения железа, свинца, цинка и других металлов.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Главное отличие современных масляных красок от исторических аналогов — наличие в их составе большого количества вспомогательных компонентов. Эти вещества используются для улучшения свойств красок, главным образом для ускорения их высыхания и предотвращения расслоения при хранении.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

В качестве основы для картин маслом изначально служили деревянные панели, а льняные и хлопчатобумажные холсты для этих целей живописцы начали использовать на несколько столетий позже. Чтобы краска не впитывалась в основу, на поверхность холста или доски наносили слой грунта, изготовленного на основе мела или гипса. В наши дни мастера используют более практичный акриловый грунт, который быстро сохнет и легко окрашивается в разные цвета.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Основным инструментом для написания картин маслом были и остаются кисти разных типоразмеров с деревянной ручкой и ворса из шерсти (щетины) различных животных. Кроме них, живописцы также используют мастихины — особые мастерки с металлической фигурной лопаткой. А знаменитый Тициан (Tiziano), кроме прочего, отличался от своих коллег тем, что предпочитал наносить краску на холст кончиками пальцев.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

На финишном этапе картины маслом нередко покрывают специальным лаком, чтобы дополнительно защитить изображение от разрушения под воздействием влаги, солнечных лучей, перепадов влажности и температуры.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Плюсы и минусы создания картин маслом

В профессиональной художественной среде масляная живопись по праву считается одной из наиболее удобной техник. Основные плюсы написания картин маслом:

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Главный минус масляной живописи — относительная сложность для начинающих художников подбора нужного цвета при смешивании красок. Но этот недостаток преодолевается путем повышения мастерства на практических занятиях.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

История развития масляной живописи

Самые ранние образцы масляной живописи археологи обнаружили в горах Афганистана, в Бамианской долине. Здесь, вокруг высеченных из камня статуй Будды, древние художники еще в VII веке расписали стены масляными красками. Буддийские живописцы уже тогда умели не только досконально смешивать разные пигменты, но и научились покрывать их специальным защитным лаком.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

В Европе масляная живопись появилась значительно позже. Вплоть до XV века здесь господствовали темперные краски и техника энкаустики. Только в эпоху Раннего Возрождения ситуация начала постепенно меняться. Длительное время считалось, что первооткрывателем масляной живописи в Европе был Ян ван Эйк (Jan van Eyck). Но в наши дни ученые все же пришли к выводу, что гениальный голландец не был пионером этой техники, а только усовершенствовал методики работы с удобными красками и всячески способствовал их популяризации.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Из Голландии масляная живопись распространилась на остальные страны Европы и уже к середине XVI века заняла лидирующее положение среди всех используемых техник. Эта тенденция только усилилась в начале XIX столетия, когда начался массовый выпуск масляных красок в тюбиках. Художники наконец-то получили возможность с комфортом творить не только в своей мастерской, но и на открытом воздухе.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Бурное развитие химической промышленности в начале ХХ столетия способствовало появлению всевозможных разновидностей синтетических красок. Несмотря на это, масляная живопись и в наши дни остается одной из наиболее востребованных техник как среди профессионалов, так и среди начинающих художников.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести картины маслом, написанные как современными художниками так и старыми мастерами.

Источник

Масляная живопись

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.

Содержание

Технология масляной живописи

Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны.

Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в слое краски. Укрывистые непрозрачны и пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины все равно не получается. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют — если смешать достаточно разные цвета. Старые мастера как правило предпочитали прозрачные краски, а на палитрах импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.

Лучшие краски содержат всего один пигмент в максимальной концентрации. Но иногда, чтобы заменить токсичный, неустойчивый или дорогой пигмент, краску смешивают из нескольких пигментов. Часто такие краски смешиваются для того, чтобы придать красочному слою прозрачность там, где оригинал укрывист. Хотя большинство красок, полученных подобным способом, уступают оригиналу в чистоте и яркости, случается, что грамотно подобранная смесь ярче и чище оригинала. Единственное — в таких красках ни в коем случае не должно быть белил, так как краска будет абсолютно непригодна для темных глубоких смесей.

Для производства масляных красок наиболее популярно льняное масло. Лучшим маслом считается масло холодной выжимки. Качественное льняное масло имеет золотистый цвет и не имеет запаха. Для белой и холодных красок часто используется маковое масло, так как оно почти бесцветно, но основанные на нём краски дольше сохнут и могут потрескаться.

На свету и в присутствии воздуха масло «окисляется» и затвердевает, образуя прозрачную водоустойчивую пленку, удерживающую пигменты. Этот процесс не прекращается в течение 2-3 лет, за которые картина сначала существенно прибавляет в весе, а затем снова его теряет, но «подсохнуть» масло успевает за 4-12 дней. Полностью сухое масло очень хрупко и легко трескается при малейшем изгибе.

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

масляная живопись что это такое. Смотреть фото масляная живопись что это такое. Смотреть картинку масляная живопись что это такое. Картинка про масляная живопись что это такое. Фото масляная живопись что это такое

Льняное масло желтеет без света. Поэтому картина, долго пролежавшая в шкафу, обязательно пожелтеет. Если выставить пожелтевшую картину на пару недель на солнце, она вернет свой изначальный цвет. Рафинированное льняное масло устойчивее к пожелтению, но более хрупко. Некоторые пигменты боятся солнца поэтому картину не следует держать на ярком свету слишком долго.

Чаще всего масляными красками пишут на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели. Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определенную фактуру и цвет.

Отдельной техникой живописи является гласография, когда масляные краски наносятся на стекло с заранее подготовленным рисунком. В этом случае грунт не наносится и процедура письма осуществляется прямо по прозрачной поверхности стекла, но только с обратной, изнаночной стороны. Процесс высыхания красочного слоя на стекле более длительный, нежели на холсте, однако, в результате краски становятся с поверхностью практически одним целым.

Наиболее популярными являются акриловые грунты как наиболее простые в применении и легкодоступные. Акриловый грунт наносится в 4-5 тонких слоев на растянутый холст или другую поверхность и полностью высыхает в течение одного дня. Акриловый грунт легко окрашивается в любой цвет с помощью добавления к нему акриловых красок или сухих пигментов. Чтобы воспрепятствовать впитыванию масла в грунт, его покрывают тонким слоем льняного масла или специально предназначенным для этого клеем. От качества грунта напрямую зависят яркость красок и долговечность работы. При использовании прозрачных и полупрозрачных красок цвет грунта может определять общий колорит картины, а также, до некоторой степени, может облегчать и ускорять работу над ней (см. Имприматура). Старые мастера умели пользоваться этим.

Для письма масляными красками наиболее популярны кисточки из свиной щетины, использующиеся для грубой работы, и красный соболь для тонких деталей. Но рисовать можно не только кисточками. Например, можно рисовать мастихином, губкой или тряпкой — всем, кроме пальцев, так как многие пигменты токсичны и легко проникают сквозь кожу. Синтетические кисточки для рисования маслом практически непригодны, они легко портятся под воздействием лаков и растворителей и удерживают мало краски. Хорошая синтетика, близкая по качеству к натуральному волосу, зачастую намного его дороже. Важно отметить, что для живописи качество кисточек важнее качества красок (субъективное мнение).

Краски смешивают на палитре кистью или мастихином (специальный «нож» или «мастерок»). Мастихины делают из нержавеющего металла или пластика. Металлические мастихины более надежны и удобны, но могут изменить цвет некоторых пигментов или послужить катализатором для реакции некоторых пигментов в краске. В случае подобного риска обычно используют пластиковый мастихин. Чтобы избежать химических реакций пигментов и сохранить яркость красок, не следует смешивать более трёх пигментов сразу — к оттенку надо идти кратчайшим путем.

Палитрой может служить деревянная дощечка, вощеная бумага, керамическая плитка или кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как оно не впитывает масло, не реагирует с пигментами, легко очищается скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт, что существенно облегчает подбор и смешивание цветов. Так же часто используются профессиональные палитры из промасленного дерева, пластика или оргстекла.

Чтобы разбавить краску или сполоснуть кисточку, используют скипидар или любой другой растворитель — достаточно чистый, чтобы полностью испариться, не оставляя жирных пятен или других загрязнителей, способных испортить краску. Сильно разбавлять краску нельзя, так как она может не прилипнуть к предыдущему слою, если в ней не содержится достаточно масла. Минеральные растворители могут способствовать выцветанию краски. В верхних слоях картины для разжижения краски лучше использовать небольшое количество льняного масла.

Растворитель для мытья кисточки не выливают, а держат в специальной баночке с двойным дном — второе дно с отверстиями. Пигменты постепенно оседают на дно сквозь отверстия, и растворитель можно использовать снова, не боясь побеспокоить осевшую на дно грязь. Кисточку перед мытьем тщательно вытирают тряпкой. После мытья растворителем кисточки моют теплой водой с шампунем и тщательно вытирают, перед тем как убрать. Хранят кисточки обычно ставя вертикально в стакане, головой вверх, чтобы они быстрее высыхали и не теряли форму.

Для придания масляным краскам блеска к ним подмешивают специальные лаки и смолы, например даммарную смолу, растворённую во французском терпентине с добавлением сгущенного на солнце льняного масла. Краски могут потрескаться от избытка лака, поэтому лаков и смол не рекомендуется добавлять более десяти процентов от объема краски.

При работе с лаком, следует использовать растворитель способный данный лак полностью растворить. Если растворитель недостаточно сильный, то некоторые компоненты лака могут не раствориться и выпасть в осадок. Если такой лак смешать с краской, то она скорее всего потеряет свой блеск. Иногда этот эффект используют для получения более прозрачного, но в то же время более хрупкого лака.

В современные краски так же часто добавляют вещества ускоряющие высыхание, так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью высохнет. Иногда, напротив, используют специальные краски, которые сохнут медленнее; это нашло применение в технике алла прима, подразумевающей выполнение картины за один сеанс.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов и в то же время существенно легче стальных.

Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков — кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности.

История

Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя изобретателем масляной живописи (как считалось ранее) он всё же не был. Подробнее см. Ранняя нидерландская живопись.

Как выяснилось после разрушения Бамианских статуй Будды, масляная живопись была в ходу уже в VII веке до н. э. [1]

В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби, чему способствовало появление техник в стиле «сделай сам», как, например, техника рисования Боба Росса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *