масло gf5 что означает
Новые стандарты моторных масел (API SN, ILSAC GF-5, GM dexos1™) или что означают эти загадочные буквы?
С 1 октября 2010 года Международная организация API начала лицензирование моторных масел по новому стандарту ILSAC GF-5 и новой классификации API SN.
Введены три новые спецификации качества моторных масел для легковых автомобилей 2011 модельного года:
API SN
ILSAC GF-5
GM dexos1™
API SN
Это последняя сервисная категория для автомобилей с бензиновыми двигателями. Этот новый североамериканский стандарт заменил предыдущую сервисную категорию SM, которая была введена в 2004 г.
Моторные масла, отвечающие API SN, могут использоваться в двигателях, которым предписаны категории API SM и более ранние категории S. Масла API SN улучшены по сравнению с API SM в областях окислительной стабильности и контроля отложений и шламов.
API также ввело новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» (Resource Conserving), которое может использоваться в связке с API SN. Обозначение «Сберегающее Ресурсы» заменило предыдущее обозначение «Сберегающее Энергию» (Energy Conserving). В то время как обозначение «Сберегающее Энергию» было сфокусировано только на экономии топлива, новое обозначение «Сберегающее Ресурсы» охватывает экономию топлива, защиту системы очистки выхлопных газов и турбонаддувов, а также совместимость с топливами, содержащими этанол (вплоть до Е85, т.е. с топливами, содержащими до 85 % биоэтанола).
ILSAC GF-5
ILSAC GF — это стандарт эксплуатационных характеристик масла, который подавляющее большинство производителей двигателей в Северной Америке и Азии предписывают для своих бензиновых транспортных средств.
Последняя версия этого стандарта — ILSAC GF-5, который заменил предыдущий ILSAC GF-4, введенный в 2004 г.
ILSAC GF-5 полностью заменяет все предыдущие версии стандартов ILSAC GF.
Стандарт ILSAC GF-5 требует, чтобы масла отвечали обоим новым стандартам API SN и API Resource Conserving. Вязкие масла, такие как SAE 10W-40 и 20W-50, имеющие API SN, не отвечают требованиям ILSAC GF-5.
Масла ILSAC GF-5 превосходят масла ILSAC GF-4 в трех областях:
экономия топлива сохраняется на всем протяжении интервала эксплуатации;
живучесть масла — контроль окисления, отложений и шламов;
защита систем контроля эмиссии.
Лицензированные API моторные масла, отвечающие ILSAC GF-5, обозначаются сертификационной маркой API «звездный взрыв» на переднем лейбле и сервисным символом API — «кольцо», на заднем.
GM dexos1™
Запроектированная в 2006 г. и разработанная в 2007 г. патентованная всемирная спецификация General Motors (GM) назва на dexos™. Подразделяется на dexos1™ — для искровых (бензиновых) двигателей, и dexos2™ — для дизельных двигателей легкого режима.
Спецификация dexos2™ была введена для дизельных транспортных средств легкого режима 2010 модельного года и заменила собой предыдущие спецификации GM-LL-B-025 и GM-LL-А-025. dexos2™ также может использоваться для сервисной заправки искровых бензиновых двигателей в Европе и России.
Спецификация dexos1™ вводится для бензиновых транспортных средств 2011 модельного года и заменит собой ранее действующие спецификации GM 6094M, GM 4718M и GM-LL-A-025.
Основной вязкостью при фабричной и сервисной заправке GM dexos1™ и dexos2™ является 5W-30.
Для того, чтобы отвечать требованиям dexos1™ моторные масла должны быть либо полностью синтетическими, либо представлять собой синтетическую смесь.
GM dexos1™ обеспечивает улучшенные характеристики над предыдущими спецификациями GM 6094M и ILSAC GF-4 в следующих областях:
контроль окисления, отложений и шламов;
контроль аэрации — важная характеристика для двигателей с регулируемыми фазами газораспределения;
низкотемпературная текучесть;
летучесть (угар) масла;
совместимость с уплотнениями.
Масла, лицензированные и сертифицированные по GM dexos1™ имеют логотип dexos1™ на лицевой этикетке и 11-значный буквенно-цифровой код лицензии на оборотной этикетке.
ILSAC GF-5 и GM dexos1™ — эксплуатационные спецификации моторных масел для двигателей легковых автомобилей, использующих искровое зажигание (питаемых бензином). Обе обладают существенными улучшениями над ILSAC GF-4. GM dexos1™ — мировая спецификация, принадлежащая GM, тогда как ILSAC GF-5 — основная спецификация индустрии, нацеленная на североамериканский и азиатский рынки.
Так как dexos1™ представляет индивидуальную мировую спецификацию моторного масла для искровых двигателей GM, она должна отвечать наиболее строгим эксплуатационным требованиям GM 6094M, GM 4718M и GM-LL-A-025. В силу этого она требует использования синтетических базовых масел.
В то время как большинство продуктов dexos1™ отвечают ILSAC GF-5, последняя не требует dexos1™. dexos1™ не синонимичен ILSAC GF-5.
Моторные масла для двигателей легковых автомобилей ILSAC GF-5, сформулированные из обычных базовых масел не отвечают dexos1™. Большинство синтетических продуктов ILSAC GF-5 предположительно отвечают dexos1™, но это не гарантия или требование ILSAC GF-5.
Стандарты ILSAC. Что это и почему такое масло лучше
Считается, что масло в двигателе в основном выполняет лишь две функции — уменьшает трение между движущимися деталями и отводит тепло во время работы двигателя. На самом деле это не так — масло играет важную роль при уменьшении расхода топлива, защиты деталей двигателя от коррозии и всевозможных налетов, а еще правильно подобранное масло уменьшает выбросы в атмосферу. Понять, насколько хорошо масло выполняет и основные, и эти — пускай и неочевидные — функции, помогают стандарты качества и спецификации. О них и поговорим в этой статье.
Любое масло состоит из двух компонентов: базовой основы и добавок. База составляет не менее 85% всего масла. Она изготовлена из нефти и отвечает за смазку двигателя и его охлаждение. Остальные 15% — это различные добавки и присадки, регулирующие ключевые параметры масла. Например, они защищают двигатель от износа и умеют разрушать отложения и нагар, гарантируя долговечную работу двигателя, и обеспечивают стабильность вязкости.
Состав присадок обычно зависит о того, где и как будет использоваться масло: но «на глазок» добавлять ничего нельзя — как и в любом производстве, здесь есть свои стандарты. Как правило, они скрываются за всеми теми непонятными кодами, указанными на канистрах — SAE, API, ILSAC, GF-5. Это и есть, либо название стандарта, как GF-5, либо стандарт и организация, которая контролирует его выполнение.
Кто отвечает за стандарты
В мире есть сразу несколько организаций, которые контролируют качества масла. Например, до 1992 за сертификацию и классификацию масла в мире отвечало объединение нескольких организация — API (American Petroleum Institute/Американский институт нефти), SAE (Society of Automobile Engineers/Общество инженеров автомобильной промышленности) и ASTM (American Society for Testing and Materials/ Американское общество испытательных материалов). Это объединение задавало общие стандарты, которых должны были придерживаться производители масел.
Такая система неплохо работала на заре автомобилестроения, но оказалась слишком неповоротливой в условиях бурного развития прогресса. Автопроизводители постоянно выводили на рынок новые двигатели, а стандарты на масла еще не были готовы. Чтобы все происходило вовремя, японские (JASO) и американские автопроизводители (AAMA) совместно организовали собственную систему качества, соответствие нормам которой контролирует Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел — ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee). От имени этого Комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Масла, сертифицированные ILSAC, часто сертифицируются совместно с API.
Как работает ILSAC
По сути, ILSAC — это еще один контролер качества масла, система менеджмента которого более современная, чем у своих предшественников. Требования к маслу жестче, а доверие потребителей, соответственно — выше. Краеугольные камни стандартов ILSAC — экономия топлива, производительность двигателя и контроль вредных выбросов в атмосферу.
Классификация масел по ILSAC похожа на те, что используют другие регуляторы. Отличительными особенностями масел, сертифицированных по ILSAC, являются энергосбережение и экономия топлива, достигаемая пониженным значением HTHS, малая испаряемость по методикам NOACK или ASTM, улучшенная фильтруемость в условиях низких температур, стойкость к вспениванию, высокая стабильность к сдвигу, защита систем снижения токсичности выхлопных газов путем ограничения содержания фосфора.
Правда, требования здесь жестче. Вот, основные стандарты масел:
— GF-1 — создан в 1990 году, стал минимальным требованием к маслу, используемому в американских и японских автомобилях, для защиты систем снижения токсичности выхлопных газов введено требование к содержанию фосфора, не превышающее 0,12%. Спецификация ILSAC GF-1 указывает, что масло соответствует API SH и дополнено требованиями по энергосбережению EC-II. На данный момент она является недействительной;
— GF-2 — заменил GF-1 в 1996 году, эта спецификация предъявляла более высокие требования для масел 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50. Содержание фосфора в таких маслах не должно превышать 0,1%. Они отличаются улучшенными низкотемпературными свойствами, повышенной стойкостью к образованию высокотемпературных отложений и к пенообразованию.
— GF-3 — появился в 2001 году, чтобы заменить предыдущие стандарты: в GF-3 появились более жесткие требования к содержанию фосфора и температурным характеристикам, увеличился интервал замены масла. От GF-2 и API SJ существенно отличаются лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Стандарт ILSAC GF-3 предъявляет повышенные требования к истощению пакета присадок, а также к нормам расхода на угар в течение всего срока службы масла. ILSAC GF-3 имеет более строгие параметры, касающиеся долгосрочных последствий влияния масла на современные системы нейтрализации токсичности выхлопа транспортных средств;
— GF-4 — разработан в 2004 году, регламентировал масла с вязкостью SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Для спецификации регламентированы классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Предъявляются еще более строгие требования к содержанию фосфора, его содержание не должно превышать 0,08%. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений, усиленными противоизносными характеристиками. Кроме того, улучшена топливная экономичность, снижена испаряемость, повышена стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
— GF-5 введен в октябре 2010 года, направлен на защиту двигателя от нагара, отложений и осадков, экономию топлива. Основные отличия ILSAC GF-5 от предыдущей классификации GF-4 — в возможности работы с биотопливом, улучшенной защите от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимости с уплотнительными материалами и улучшенной защите от шламообразования. Актуален по сей день;
— GF-6 — планируют ввести к 2020 году.
Зачем нужны стандарты
Стандарт ILSAC GF-5 дает покупателю гарантию сразу по нескольким позициям.
Автомобиль экономит топливо. Все масла, сертифицированные по стандарту GF-5, обеспечивают экономию топлива в 1-2%. Проверяют это так: в лабораторный двигатель заливается новое масло. Двигатель запускают и в течение шестнадцати часов следят за расходом топлива и масла — так называемый «тест на свежее масло». Затем двигатель работает еще около ста часов, и тест снова повторяется. В результате инженеры получают данные о том, как меняется расход, в зависимости от «возраста» масла.
Двигатель меньше изнашивается. Современное масло не только смазывает и охлаждает, но и защищает двигатель от отложений и, соответственно, износа. Отложения забивают масляный фильтр и влияют на работу поршней: закоксованные кольца и канавки автоматически снижают мощность двигателя, кроме того, увеличивается расход топлива.
Уменьшение выбросов. Один из главных загрязнителей атмосферы — диоксид серы. Но если содержание его в бензине контролируется довольно давно, то с маслом сложнее. Содержание серы в смазочных материалах отслеживают не все производители. «Приучить» к этому и призваны стандарты ILSAC. Кроме того, GF-5, ограничивает и содержание фосфора в масле, что не только положительно вне загрязняет окружающую среду, но и бережет выхлопную систему.
Как получить соответствие стандарту
Чтобы получить право наносить маркировку ILSAC на свою продукцию, производитель масла должен пройти несколько независимых экспертиз и испытаний, а также иметь сертифицированную лабораторию на производстве. Все оригинальные масла TAKAYAMA имеют сертификацию ILSAC.
Все без исключения предприятия, выпускающие масло TAKAYAMA, работают по принципу «KANRI KENSA». Это японская система контроля, которая позволяет гарантировать качество масла: на каждом этапе производственной цепочки продукт проверяет специальная аккредитованная лаборатория, работающая по стандартизованным методам ILSAC. Это, в свою очередь, позволяет отвечать за состояние и долговечность двигателей, где используется масло TAKAYAMA.
Классификация моторных масел ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Основные отличия масел категории ILSAC
Классификация ILSAC для бензиновых двигателей.
При разделении моторных масел на классы Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов в значительной степени опирается на классификацию по API. Так, здесь предусмотрено пять категорий для бензиновых двигателей, дизельные двигатели не вошли в классификацию ILSAC.
В наших магазинах представлены автомасла с классификацией ILSAC:
Продукция немецкого нефтеперерабатывающего завода AVISTA OIL – смазочные материалы ТМ MOTOR Gold.
Компания Автомаркет «КАР-ГО» является официальным представителем марки MOTOR GOLD концерна AVISTA OIL на территории России.
Всемирно известный бренд смазочных материалов Texaco® символизирует высокие стандарты качества, точность, стабильность, надежность и совершенные технологии.
Идемитсу заливают практически во все двигатели японских автомобилей при производстве. Японский бренд «Идемитсу» является известным во всем мире производителем.
Компания Автомаркет «КАР-ГО» является официальным дилером марки IDEMITSU на территории Ульяновской области.
Подробно о ILSAC GF-5. Сравнение с GF-4
GF-5 – это категория масел, принятая 1 октября 2010 г. Имеются множество статей, посвященных этой теме. Поэтому кроме основных понятий наша компания попытается осветить те данные, о которых написано на просторах российского интернета меньше всего.
Далее, говоря SN/GF-5, как о одном новом понятии, хотелось бы разграничить, так как каждое из них несет в себе немного различное содержание и требования (конкретнее, маркировка GF-5 подразумевает более жесткие требования)
Сравнительная диаграмма свойств масел по спецификации ILSAC
Основными моментами, претерпевшими изменения в процессе т.н. апгрейда GF-4 ⇒GF-5, являются следующие 3 пункта:
-Энергосберегающие свойства а также акцент на увеличении срока этих свойств.
-Усиленные противоизносные свойства (масла для лучшей защиты) двигателя
-Совместимость с системами по контролю эмиссии вредных веществ.
Разберемся подробнее в ILSAC_GF-5. Самое основное изменение – это усиленные энергосберегающие свойства, о наличии которых свидетельствует отметка GL-5. Конечно не самый большой прорыв в технологиях (на около 0,5% больше чем GF-4), поэтому на сколько стало лучше судить не легко.
Изменился и метод лабораторных испытаний с Sequence VIB на Sequence VID 
То есть, обновлен вид двигателя, применяемого при испытаниях. До сегодняшнего дня в испытаниях применялся ДВС V8 4.6L марки ФОРД 1993 года выпуска. Он, будучи устаревшим, не в полной мере отвечал современным требованиям, присущим нынешним авто, а также имел определенные отклонения в расчетах, которые не давали необходимой точности. Теперь же было принято решение применять ДВС V6 3.6L марки GM 2008 года выпуска. Таким образом увеличена степень доверия к результатам испытаний.
Дополнительный метод термического испытания окислительной стойкости
Все масла категории SM в обязательном порядке проходят тест на окислительную стойкость TEOST MHT-4. В дополнение к этому категория GF-5 подразумевает доп.тест TEOST-33С.
Повторюсь, это не изменение, а дополнение еще одного метода. А именно, при проведении TEOST-33С наблюдают за степенью повторного появления осадка в турбине. Данный тест показывает, что масло может быть применено в турбодвигателях. Поэтому можно советовать масла категории SN/GF-5 владельцам таких авто.
Стоит также отметить, что категории GF-2 также проходили испытания TEOST-33С, по результатам которого было отмечено снижение образования осадка (лакового отложения на нагретых деталях)в 2 раза с 60 мг до менее 30 мг.
О содержании серы и фосфора
Также как и в случае с категорией SM/GF-4 содержание фосфора строго ограничено на уровне от 0,08 до 0,06%, поэтому показатели противоизносных свойств не снизятся, но при этом, введено ограничение на кол-во испаряемого фосфора. Это означает, что фосфорсодержащие присадки будут стабильнее и не будут терять своих свойств.
Что касается серы, то есть одно изменение только в части вязкости 10w-30, где ее содержание снижено с показателя 0,7% до 0,6%. Показатели остальных продуктов остались неизменны с GF-4 на уровне 0,5%. Снижение уровня серы достигается путем использования более совершенных базовых масел, концентрация серы в которых меньше.
Напомним, что повышенная концентрация серы и фосфора отрицательно влияет на эксплуатационные качества катализаторов дожига и нейтрализаторов, при этом данные компоненты в ходят в наиболее важные присадки. Поэтому сохранить баланс между одними свойствами масел, не допустив снижение других, является очень важным аспектом в свете последних требований к данному продукту.
Кстати, все вышеуказанные свойства соответствуют и иногда превосходят по своим показателям стандарты регламентируемые допусками автоконцернов. (MB 229.5: Сера 0,5% Фосфор 0,11%)
Основным аспектом данной категории являются выраженные свойства, препятствующие появлению отложений. Пожалуй, это самое ощутимое для автолюбителей изменение обусловленное повышением категории. Напомним, на что это влияет. Масла теряют свои свойства будучи использованными длительное время в жестких условиях.
Процесс т.н. старения масла выглядит следующим образом:
A : Горючее→углеводороды→сажа→шлам (нагар)→старение масла
B : Горючее→сера→производные серной кислоты→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
C : Масло→углеводороды→производные оксидантов→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла
D : Примеси→абразивные вещества, вода, пыль→шлам (нагар)→старение масла
В отличии от категории SM такие показатели, как образование шлама в двигателе, на крышке клапанов двигателя, на сетчатом фильтрующем элементе, стали более требовательны. Также ужесточены требования к образованию нагара на поршне, что привело к улучшению чистящих свойств применительно к этому узлу.
Изменения в классификации вязкости
Применительно к вязкостям 0W,5W,10W-40 этот показатель увеличен с 2.9 до 3.5 cp. Что касается вязкостей 15W и 20W, то показатель остался на прежнем уровне – 3.7cp. То есть, в рамках категории SN масла с верхним пределом вязкости 40 должны иметь показатель идентичный требованиям европейских автопроизводителей ACEA A3 (HTHS более 3.5 cp. При 150 градусах). Также, данные масла стали отвечать требованиям ACEA, в которых совместимость с сальниками – обязательна, что является несомненным преимуществом для владельцев европейских авто. Внесен пункт совместимости с биотопливом Е85
Вот только то небольшое описание основных изменений, связанных с появлением новой категории. Резюмируя, отмечу наличие преимуществ присущих GF-5 а также улучшенных качеств и совместимости с сальниками самой категории SN.
Сравнение ILSAC GF–5 и API SN
Требования
Специфическая вязкость SAE
ILSAC GF–5
API SN для ILSAC классов
API SN для прочих классов
API SN ресурсосбережение
Тест на пену метод А
1 мин
1 мин
10 мин
1 мин
Фосфор, мин %
0,06 мин
0,06 мин
0,06 мин
0,06 мин
Фосфор, макс. %
0,08 макс
0,08 макс
Удержание фосфора, %
79 мин
79 мин
Стенд TEOST MHT–4 мг
35 макс
35 макс
45 макс
35 макс
Стенд TEOST 33С, мг
Для 0W20
Совместимость с эластомерами
Индекс застывания (желирования)
12 макс
12 макс
12 макс
Стойкость к эмульгированию
Сера, % макс.
0W и 5W
0,5 макс
0,5 макс
Сера, % макс.
0,6 макс
0,6 макс
Стенд ROBO Seq.IIIGA
Seq.VID
2,6/1,2 мин
2,6/1,2 мин
Seq.VID
1,9/0,9 мин
1,9/0,9 мин
Seq.VID
10W–30
1,5/0,6 мин
1,5/0,6 мин
Испытания моторных масел ILSAC и API
Категория ILSAC
Категория API
Год введения
1992–93
1996
2001
2004–05
2010
Испытания и параметры
Защита от коррозии
Seq.lllD
Ball Rust
Ball Rust
Ball Rust
Коррозия подшипников, стабильность сдвига
Seq.Vlll
Vlll
Vlll
Износ и вязкостные присадки
Seq.lllE
lllE
lllF
lllG & lllA
lllG & ROBO
Износ клапанов
Seq.lVA
Низкотемпературные отложения
Seq.VE
Экономия топлива
Seq.VI
Вязкость
Sae J300
Sae J300
Sae J300
Sae J300
Sae J300
Содержание фосфора
0.12 макс
0.10 макс
0.10 макс
0.06–0.08
0.06–0.08
Способность удерживать фосфор