При формировании графика лизинговых платежей особое внимание уделяется отражению дохода лизинговой компании в расчете. Четкое понятие дохода лизингодателя в российской лизинговой практике пока до конца не устоялось. Различные лизинговые компании могут называть включаемый в расчеты доход по-разному. В лизинговой практике встречаются такие наименования дохода лизинговой компании, как маржа, вознаграждение, прибыль, чистая прибыль. Предлагается в дальнейшем в настоящем обзоре включаемый в расчет лизинговых платежей доход лизинговой компании называть маржой.
Можно выделить два основных подхода к формированию маржи лизинговой компании:
1) лизингодатель закладывает в расчеты чистую прибыль компании и прибавляет к ней налог на прибыль. Также лизинговая компания может отдельно выделить не всю сумму налога на прибыль, а только сумму так называемого обязательного налога на прибыль, рассчитанного исходя из затрат лизингодателя, выплачиваемых из чистой прибыли (например, такими затратами могут быть проценты по кредиту сверх норм, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ);
2) под маржой понимается “грязная” прибыль, из которой лизинговая компания выплачивает налог на прибыль, но данный налог отдельно не учитывается в расчетах, а “сидит” в марже.
Теоретически маржой лизинговой компании можно называть также всю сумму превышения лизинговых платежей над стоимостью имущества. Предполагается, что при таком подходе в маржу включаются проценты по заемным средствам, налоги, прочие расходы, а также собственно сам доход лизингодателя. Однако такая трактовка маржи лизинговой компании видится не корректной, так как при этом не отражается именно доходность лизинговой операции.
Для любого из вышеуказанных вариантов формирования маржи можно выделить следующие способы расчета общей суммы маржи:
1. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма не корректируется с учетом срока лизинга.
2. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма корректируется с учетом срока лизинга (обычно умножается на количество лет, в течение которых длится договор лизинга).
3. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остатка задолженности по кредиту. В этом случае к процентной ставке по кредиту прибавляется некое значение, которое и формирует маржу лизингодателя. В этом случае общую сумму процентов по кредиту и маржу иногда называют лизинговым процентом.
4. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остаточной стоимости лизингового имущества в каждый момент времени действия договора лизинга. В данном случае размер маржи зависит от срока лизинга и алгоритм расчета аналогичен алгоритму расчета налога на имущество.
5. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от суммы договора лизинга или от суммы всех затрат лизингодателя по договору лизинга.
6. Сумма маржи является фиксированной величиной. Такой алгоритм может применяться, например, при лизинге однотипных транспортных средств, а также недорогого оборудования, когда лизингодатель фиксирует минимальную сумму маржи.
При переговорах перед подписанием договора лизинга лизингодатель и лизингополучатель обычно обсуждают ставку маржи лизинговой компании. При этом сторонам стоит сразу обратить внимание на три аспекта при обсуждении данного вопроса:
— лизинговая компания указывает ставку маржи, которая уже включает НДС, или ставку без НДС;
— лизинговая компания указывает ставку маржи, к которой в расчетах прибавляется налог на прибыль, или ставку, уже включающую налог на прибыль;
— что является базой при расчете маржи.
Предположим, стороны договорились, что ставка маржи не включает НДС на маржу и включает налог на прибыль лизинговой компании. Рассмотрим, какую сумму составит маржа лизингодателя при одинаковой абсолютной ставке исходя из вышеуказанных способов ее расчета. Пусть ставка маржи равняется 4%, срок договора лизинга – 3 года, стоимость предмета лизинга составляет 118 000 единиц с НДС (балансовая стоимость — 100 000 ед.), ставка привлеченного лизингодателем кредита составляет 14% годовых, срок кредита – 3 года, погашение кредита производится ежемесячно равными частями (при этих условиях сумма процентов по кредиту составляет 25 468 ед.). Результаты расчетов маржи представлены в таблице №1.
Из таблицы №1 видно, что одна и та же ставка маржи может составлять разную абсолютную сумму дохода лизингодателя исходя из различных способов расчета маржи. Также можно заметить, что все способы расчета маржи, приведенные в таблице №1, кроме первого и пятого, фиксируют зависимость маржи от срока договора лизинга. Это можно считать корректной зависимостью, так как лизингодатель предоставляет услуги лизингополучателю в течение всего срока лизинга, а не в конкретный момент времени. Первый и пятый способы фактор времени не учитывает, при этом первый способ зачастую является более понятным и простым для лизингополучателя и поэтому широко используется на практике, пятый способ — несколько сложнее и используется реже.
Лизингополучатель всегда будет стремиться понять абсолютный размер маржи лизинговой компании и по возможности пытаться его уменьшить. Лизинговая компания наоборот всегда пытается увеличить размер собственного дохода. Таким образом, формируется определенный рыночный уровень доходности лизинговых операций, при котором данный финансовый инструмент становится взаимовыгодным для каждой стороны.
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽. Переменные расходы — 53 000 ₽. Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽. Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽. Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%. Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист, подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания