маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Маржа в бизнесе что это такое простыми словами

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами5 МИН

Чтобы оценить эффективность и рентабельность бизнеса, нужно разобраться, насколько он маржинальный. Объясняем, как считать маржинальность, чем она отличается от прибыли и наценки.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Что такое маржа и маржинальность

Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. В себестоимость входят все издержки на производство, закупку, упаковку и логистику товара, в том числе траты на сырьё, газ, свет и зарплату сотрудников.

Маржинальность можно считать по разным формулам. Если хотите узнать маржу в деньгах (в абсолютной величине), используйте эту:

МАРЖ = Ц − СТ

Ц — цена
СТ — себестоимость
МАРЖ — маржинальность бизнеса

Если нужна маржинальность в процентах — эту:

МАРЖ = (Ц − СТ) / ОП × 100 %

Зачем считать маржинальность

Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?

Наценка не то же самое, что и маржа. Путаница возникает потому, что для наценки и маржи нужна одна и та же формула, если считать в деньгах. Поэтому считайте в процентах.

Маржинальность = (Цена — Себестоимость) / Цена × 100 %

Наценка = (Цена — Себестоимость) / Себестоимость × 100 %

При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Наценка неограниченна и может быть любой в зависимости от расходов продавца и востребованности на рынке. Маржинальность же имеет верхнюю планку и не может быть выше 100 %.

Прибыль — это доход бизнеса за вычетом обязательных расходов, но до налогов. Чистая прибыль — это доход после налоговых выплат.

Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров − Управленческие и коммерческие расходы − Прочие расходы − Налоги

Виды маржинальности для разных товаров

К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20 %.

Все расчёты проведены на примере ИП, работающих по УСН 6 %.

Пример

К среднемаржинальным товарам относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50 %. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.

Пример

Высокомаржинальные товары — это продукты, спрос на которые стабильно высокий. Они окупаются благодаря высокой наценке, достигающей 300–500 % и более.

Пример

Компания продаёт воздушные шарики с гелием.

Источник

Маржа – что это такое в торговле и бизнесе

Маржа – это экономический показатель, отражающий разницу между валовой выручкой и себестоимостью товаров. Маржа может быть выражена как в денежном выражении, так и в процентном.

Маржа – это не прибыль от продажи чего-либо и не торговая наценка. Не следует путать эти понятия. В данной статье мы разберем, чем они отличаются друг от друга, приведем формулы и на примерах рассчитаем маржу для торговли, банковской и биржевой деятельности.

Что такое маржа

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Кто-то скажет, что маржа – это и есть торговая наценка. Однако эти два понятия совершенно разные, и вот почему.

В бизнесе, будь то торговля, строительство или другая отрасль, понятие «себестоимость» включает в себя не только закупочную цену товаров (материалов, комплектующих и др.). К затратам относятся также сопутствующие расходы: аренда производственного помещения и офиса, зарплата сотрудников и налоговые отчисления, расходы на доставку, амортизация оборудования и многое другое.

Иными словами, если говорить о торговле, себестоимость равна закупочной цене товара плюс издержки. Разница между конечной ценой и себестоимостью – это валовая прибыль.

Маржа – это отношение разницы между валовой прибылью к объему реализации. В торговле чаще всего используется процентная маржа.

Что касается торговой наценки, то для этого примера она составит 45%:

Простыми словами, маржа – это показатель, рассчитываемый аналогично валовой прибыли в денежном или процентном отношении. Напомню, что существует 3 вида прибыли:

Но вернемся к марже. Мы выяснили, что маржа и валовая прибыль – это родственные понятия: маржинальность определяется удельным весом валовой прибыли в выручке от продаж.

Что показывает маржа

Маржа – это один из основных индикаторов экономической эффективности бизнеса. С помощью этого показателя определяется рентабельность продаж, доходность сделки и динамика прибыли компании.

Что же показывает маржа? Рост или падение показателя свидетельствует об изменении доли прибыли в объеме продаж. При снижении маржи следует предпринять шаги по увеличению прибыли: оптимизировать расходы, расширить зону охвата рынка и др.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Рассмотрим виды маржи.

Какая должна быть маржа

Для разных отраслей существуют различные маржинальные нормы. Приведем средние показатели маржинальности в таблице.

Наименование отраслиСредний показатель маржи
Торговля30%
Производство и строительство15%
Банковский сектор6%
Биржевая торговля4%

В торговле процент маржи колеблется в пределах 20-40%. Если этот процент меньше, высока вероятность получения убытка, т.к. в торговых организациях, как правило, много косвенных расходов, которые не относятся напрямую к торговой деятельности, но являются необходимыми для успешных результатов сделок. К таким расходам можно отнести акции, бонусы, представительские расходы, рекламу и др.

В производственной сфере косвенных расходов меньше, поэтому показатель в размере 15-20% считается нормой. А в биржевой торговле маржа может составлять 3-5% и менее.

Вероятно, возникнет вопрос: может ли маржа быть больше 100 процентов? Нет, не может. Обратившись к формуле, приведенной выше, это легко проверить: если подставить в формулу показатель маржи, равный 101%, и рассчитать отпускную цену, то результат принимает отрицательное значение. Это говорит о том, что решение неверно, т.к. цена не может быть отрицательной.

Как рассчитать маржу

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

​ \( ОР \) ​ – объем реализации;
​ \( С \) ​ – себестоимость.

​ \( ЧП \) ​ – чистая прибыль.

​ \( ПД \) ​ – процентный доход;
​ \( ПР \) ​ – процентный расход;
​ \( А \) ​ – стоимость активов.

Как рассчитать маржу с помощью Excel

Рассчитаем валовую (ВМ) и чистую маржу (ЧМ) для торговли по нескольким периодам, используя таблицу Excel.

ПериодВыручка без НДСПокупная цена товаровСопутствующие издержкиВал. прибыльВМ, %Операц.доходыОперац. расходыВнереал. доходыВнереал. расходыЧистая прибыль, тыс.$ЧМ,%
I кв. 2019300190506020,002015125317,67
II кв. 2019360220509025,001415117821,67
III кв. 201932024060206,251715913185,63
IV кв. 2019410300654510,981816415368,78
I кв. 202033024060309,091016511185,45
II кв. 2020370250606016,2211163154311,62
III кв. 20204903107011022,451317101610020,41

Как видно из таблицы, в периоды с III квартала 2019 г. по I квартал 2020 г. компания работала с минимальной прибылью. Это обусловлено увеличением закупочных цен и сопутствующих расходов. Начиная со II квартала 2020 г. ситуация улучшилась: вырос объем продаж и процент торговой наценки, что способствовало росту валовой и чистой маржи.

Зачем считать маржинальность

Показатели маржинальности рассчитываются владельцами бизнеса, финансовыми аналитиками, инвесторами. Расчеты нужны для определения эффективности работы компании или рентабельности сделки. Простыми словами, маржа показывает, насколько оптимально соотношение между доходами и расходами, и как будет изменяться чистая прибыль.

Чистую прибыль можно использовать, например, выплатить дивиденды участникам. Оставшаяся после выплаты доходов сумма называется нераспределенной прибылью и учитывается на одноименном счете бухгалтерского баланса.

Если чистая прибыль уменьшается до распределения – это говорит о том, что растут издержки. Возможно, какие-то направления деятельности компании являются убыточными. А может, это просто временное явление, и вложения, сделанные на данном этапе, окупятся в дальнейшем.

Зная, какая должна быть маржа для отрасли в благополучные годы, следует проанализировать маржинальность за несколько периодов, как показано в примере выше. Таким образом, несложно определить причину падения прибыли и предпринять шаги по оптимизации расходов.

Для некоторых видов бизнеса следует учитывать такой фактор, как сезонность. В рассмотренном нами примере от сезонов вряд ли многое зависит, т.к. прибыль снизилась в III и I кварталах. Возможно, в этих периодах были закуплены товары по более высокой стоимости или издержки остались на прежнем уровне при падении продаж.

Применение

Попытаюсь объяснить простым языком, как применяется маржа в различных сферах.

В экономике

Маржинальность рассчитывается в отдельных сегментах:

Например, можно рассчитать маржинальность по экспорту продукции в отдельные страны мира или по реализации какой-либо категории товаров на внутреннем рынке.

Таким образом, маржа в экономике показывает рентабельность продукции, товаров, работ или услуг на внутреннем и мировом рынках.

В банковской сфере

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Рентабельность кредитного учреждения определяется показателем процентной маржи, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами:

В биржевой деятельности

Доход трейдера определяется показателем вариационной (или плавающей) маржи. Здесь нужно разобраться, что значит использовать маржу. Открывая позицию, трейдер вносит на свой депозит некую сумму, которая является гарантийным обеспечением сделки. При росте цены актива эта сумма увеличивается на разницу котировок, при падении цены – уменьшается. Таким образом, размер вариационной маржи должен укладываться в сумму гарантийного обеспечения сделки. Если эта сумма полностью использована и счет не будет пополнен, позиция закрывается. Ситуация, при которой деньги на счете израсходованы полностью, носит название Margin Call.

Форекс

Большинство сделок на Форекс совершается с использованием кредитного плеча – заемных средств, предоставляемых трейдеру брокером. Без кредитного плеча большинство трейдеров работать не смогут – далеко не все располагают суммами в десятки, а то и сотни тысяч долларов.

Маржа на Форекс – это, по сути, залоговое обеспечение для брокера. В случае неудачного исхода сделки на депозите остается некая сумма, которая нужна в целях:

Маржа на Форекс считается по формуле:

​ \( V \) ​ – объем сделки (контракта);

​ \( L \) ​ – размер кредитного плеча (левериджа);

​ \( R \) ​ – текущий обменный курс.

Чем больше размер кредитного плеча, тем большая сумма залога потребуется для обеспечения сделки.

Примеры

Зная, как рассчитывается маржа в теории, приведем примеры расчета в цифрах.

Заключение

Итак, краткое определение термина «маржа» можно озвучить так: это величина, характеризующая рентабельность. Рассмотренный нами показатель используется во всех сферах экономики: производство, торговля, страхование, банковское дело, биржевая торговля.

В бизнесе полезно рассчитывать не только валовую, но и чистую маржу, т.к. помимо прямых издержек существуют косвенные, а также процентные доходы и расходы. Отслеживание показателя маржинальности позволит своевременно внести корректировки: пересмотреть расходы, провести сравнительный анализ цен с конкурентами и др.

Источник

Маржинальность бизнеса простыми словами

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Маржа и маржинальность — два экономических показателя, без которых невозможно осуществлять продажи. Только грамотно определив их, руководитель может принять решение — какое направление в развитии предпринимательства является правильным, верным.

Маржинальность и маржа — что это?

Понятие «маржа» в переводе с английского margin означает «прибыль». Поэтому, если говорить о том, что такое маржинальность бизнеса простыми словами, то под этим термином специалисты понимают запас в стоимости товара или предлагаемых услугах. Именно он позволяет бизнесмену не только покрыть расходы, которые несет руководитель фирмы, но и получить маржинальную прибыль.

Другими словами, маржинальность — показатель рентабельности реализуемой продукции, который определяется числовым выражением — маржой.

Что показывает маржинальность?

Маржинальность услуги, товара или иного проекта — это разница между стоимостью готовой продукции и себестоимостью, то есть затратами на их производство. Кроме того, она показывает прибыль, полученную при реализации единицы товара, и коэффициент прибыли. Показатель определяет, как работает компания: эффективно или нет.

Товары можно разделить на три крупные категории:

Каждый руководитель должен вести постоянный мониторинг маржинальности. Это позволит оценить — успешна ли предпринимательская деятельность. Ведь если из года в год подтверждается высокая маржинальность, то это является лучшим подтверждением эффективности бизнес-стратегии.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Как рассчитать?

Подсчет маржи — это способ получить актуальную информацию о том, как работает компания. Если руководитель будет знать этот показатель, то не возникнет сложностей, чтобы оценить размер чистой прибыли с реализации товаров или услуг.

Расчет маржинального показателя важен для тех бизнесменов, которые открывают предприятие или продвигают на рынок новый продукт. Благодаря этой информации можно сделать прогноз реальной выручки при реализации товаров.

Чтобы рассчитать маржинальность, можно использовать разные формулы. Чтобы оценить маржу в денежном эквиваленте, подходит следующая формула:

М — маржинальность;
Ц — стоимость продукции;
СТ — себестоимость.

Для расчета маржи в процентном соотношении применяется следующая формула:

При расшифровке показателей следует учитывать следующие элементы:

ОП — объем продаж;
● М — маржинальность;
● Ц — стоимость продукции;
● СТ — себестоимость.

Абсолютную маржу можно рассчитать, если применять формулу:

МА — абсолютная маржа;
РС — цена реализации товара в розницу;
ЗЦ — закупочная цена.

Существуют и прочие формулы, которые позволяют рассчитать относительную, валовую маржу, которые необходимо знать каждому предпринимателю.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Анализ показателей

Полученные данные руководитель компании может использовать, чтобы сформировать грамотную и высокоэффективную маркетинговую стратегию. Это нужно для того, чтобы увеличить товарооборот за счет увеличения уровня продаж.

Анализ маржи способствует подбору оптимальной ценовой политики, а также сделать прогноз возможных рисков. Эффективен этот метод и в том плане, что позволяет найти разницу между переменными и постоянными затратами фирмы, а также рассчитать последствия для компании, если будет скорректирован объем производства продукции.

Маржинальный анализ — инструмент, который позволяет совершать финансовое планирование. Главная цель его применения — увеличение стоимости предприятия.

С помощью анализа можно установить:

Какую рентабельность можно считать хорошей? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как в российской практике нет точных результатов исследований. Зарубежные исследования, напротив, указывают на то, что этот показатель должен равняться 20−25%. Но оптимальным размером маржи будет считаться 10% рентабельность.

Анализ маржи проходит в 3 этапа:

Можно ли контролировать показатели рентабельности? Очень сложно, однако каждый предприниматель может автоматизировать процесс контроля, что упростит анализ.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Какие товары имеют самую высокую маржу?

Продукция, пользующаяся у потребителей повышенным спросом и представлена на рынке в ограниченном количестве, будет обеспечивать продавцу максимальную прибыль. Такие изделия не залеживаются на складе, так как реализуются в краткие сроки. Очень часто при повышенном спросе образуется дефицит, поэтому такие категории можно причислить к «высокомаржинальным».

Максимальная стоимость продукта, если учитывать современные реалии рынка, устанавливается продавцом. Однако не стоит преднамеренно завышать стоимость — она будет нивелировать покупательский спрос.

Товар, если он характеризуется как высокомаржинальный, — изделия, без которых простой человек не может обойтись в повседневной жизни, несмотря на социальный статус, доходы, прочие финансовые показатели. Тоже самое можно говорить о сфере услуг — еда пользуется спросом независимо от времени года, экономической ситуации, поэтому общепиты работают даже при тяжелых ситуациях.

Сюда относятся следующие позиции:

Маржинальность бизнеса — показатель, позволяющий предпринимателю отслеживать динамичные изменения прибыльности компании. Поэтому так важно анализировать ситуацию, чтобы не допустить ухода маржи ниже среднего.

Источник

Что такое маржа. Объясняем простыми словами

Маржа — разница между выручкой и переменными расходами.

Например, у вас есть сервис доставки продуктов онлайн. Здесь переменными расходами будут закупочная цена продуктов, стоимость упаковки заказа и доставки, а также банковская комиссия за онлайн-оплату. В этом случае формула будет выглядеть так:

Маржа = стоимость заказа — (цена продуктов + цена упаковки + цена доставки + банковская комиссия в рублях)

Если наш магазин продал товаров в июне на 100 000 рублей, а переменные расходы составили 60 000 рублей, то маржа составит 40 000 рублей. В июле выручка выросла и составила уже 120 000 рублей, выросли и переменные расходы, они составили 75 000 рублей. Маржа в этом случае будет уже 45 000 рублей — на 5000 больше, чем месяцем ранее.

Чтобы сравнить маржу за разные месяцы, считают маржинальность, то есть переводят показатель из абсолютных цифр в проценты.

Маржинальность = маржа/выручку × 100%

В нашем примере получается, что маржинальность сервиса онлайн-доставки в июне составила 40% (40 000/100 000 × 100%), а в июле — 37,5% (45 000/12 000 × 100%).

Пример употребления на «Секрете»

«Маржа дилера учитывается в рекомендованной дистрибьютором цене, которую покупатели видят на сайте производителя. Она складывается из двух частей. Первая часть для российских машин составляет 3%, для иномарок — около 6% (в премиум-сегменте — 6–10%). Этот процент дилер закладывает сразу и ещё 2–6% — потом, в качестве годового бонуса».

(Гендиректор онлайн-аукциона новых автомобилей GoodCar.ru Игорь Кравченко — о структуре маржи автодилеров.)

Ошибки в использовании

Часто маржу путают с рентабельностью. Это показатель экономической эффективности компании; отражает, с какой отдачей используются ресурсы компании, и показывает отношение между прибылью и ресурсами, вложенными для её получения.

Также не стоит путать маржу с наценкой — разницей между себестоимостью и конечной ценой товара. В идеале она должна покрыть затраты на производство, доставку, хранение и реализацию. Для расчёта наценки берут разницу между себестоимостью и ценой закупки. Для маржи — разницу между выручкой фирмы после реализации и расходами.

У наценки нет ограничений по размеру. Она может быть и 100%, и 200%, а маржа — в пределах 100%.

Нюансы

В некоторых сегментах экономики понятие маржи используют по-своему. Например, банковская маржа — разница между процентными ставками по кредитам и депозитам.

А в биржевой торговле используют термин «вариационная маржа». Это разница между текущей ценой договора (фьючерса) о поставке базового актива (например, нефти, леса, газа) и его расчётной ценой на момент последнего безналичного расчёта (клиринга). Она может быть как положительной (когда участник торгов получает доход), так и отрицательной (когда участник торгов несёт убытки).

Термин «маржа» произошёл от французского слова marge, которое переводится как «наценка», «доход».

Источник

Что такое маржа и как ее рассчитать

Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Лариса Баневич

Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.

Говорим только о марже в бизнесе

Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.

В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.

Что такое маржа и маржинальность

В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.

Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.

Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.

Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:

— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.

Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:

Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)

Теперь пример из другой сферы.

Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:

Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях

Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.

Маржу считают в рублях. Давайте на примере.

В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.

В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽

Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.

Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.

Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.

Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.

Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.

Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.

Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.

Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.

По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.

Иногда маржинальность может быть отрицательной.

ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.

Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.

Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.

Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.

Отличие маржинальности от наценки

Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%

Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.

Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.

Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.

Для чего нужен расчет маржинальности

Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.

Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.

Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.

Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.

Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.

Например, в структуру переменных расходов входят:

При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:

Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.

Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.

Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.

Компания определяет план продаж на февраль.

Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.

Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:

ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%

ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.

То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.

Как рассчитать и контролировать маржинальность

Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.

Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.

Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.

Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Смотреть картинку маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Картинка про маржа в бизнесе что это такое простыми словами. Фото маржа в бизнесе что это такое простыми словами

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *