маржа и прибыль в чем разница простыми словами
Маржа и прибыль в чем разница
В любом бизнесе присутствуют понятия маржи и прибыли. Одни приравнивают их друг к другу, другие доказывают, что сравнивать их нельзя. Оба показателя имеют стратегическое значение для экономического успеха предприятия или банка.
Благодаря им, оценивается финансовый результат работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и общий результат. С определениями прибыли и маржи часто можно столкнуться при обсуждении вопросов работы Forex, в банковском бизнесе и иных занятиях, связанных с финансами и экономикой. Чтобы понять, какой из показателей что показывает, разберем каждый из них.
Что такое маржа?
Этот термин пришел из Европы В переводе с английского Margin или французского Marge маржа означает наценку. Маржа встречается в банковском и страховом бизнеса, коммерческих операциях и операциях с ценными бумагами и проч. Экономисты называют маржой разницу от полученного дохода компании и себестоимостью производимой продукции. Часто слова «маржа» заменяют «валовой прибылью». Принцип расчета маржи прост: из полученной суммы вычитается себестоимость. Полученное значение указывает, сколько реальных денег получает организация от продажи продукции без учета дополнительных затрат.
Важность маржи не стоит недооценивать. Она показывает, насколько эффективен тот или иной бизнес. С маржой напрямую связаны доходы компании и оценивается ее деятельность.
Банковские работники говорят о марже, когда сравнивают разницу ставок по кредитам и депозитам. Условно говоря, если банк хочет привлечь клиентов высокими ставками по вкладам, то он вынужден предлагать высокие ставки по кредитам.
Маржа играет большую роль в оценке эффективность работы компании. От ее размера будет прямо пропорционально зависеть чистая прибыль. Маржа лежит в основе формирования фондов развития. Процентное значение маржи (или процентная наценка) будет рассчитано отношением себестоимости к выручке. Если посчитать валовую «грязную» прибыль к выручке, то получится важный показатель – коэффициент маржи. В процентах получится рентабельность продаж, а это является главным индикатором работы любой организации.
Если взять понятие маржи на бирже, например, Форексе, то она означает временное залоговое сотрудничество. В ходе него участник получает необходимую сумму для проведения операции. Принцип маржинальных сделок состоит в том, что участнику не обязательно оплачивать всю стоимость контракта. Он пользуется предоставленными ему ресурсами и небольшой частью собственных денег. Как только сделка закроется, то полученный доход поступит на депозит, на котором они были размещены. Если сделка станет убыточной, то убыток покроется за счет заемных средств, которые потом все же придется возвращать.
Сейчас модными стали показатели «фронт-маржа» и «бэк-маржа», которые связаны друг с другом. Первый показатель отражает получение дохода с наценки, а второй – от акций и бонусов.
Таким образом, указанные показатели рассчитываются в процессе работы любой компании. Они сформировали отдельное направление управленческого учета – маржинальный анализ. Благодаря марже, компания манипулирует переменными издержками и затратами, тем самым влияя на итоговый финансовый результат.
Что такое прибыль?
Финальная цель любого бизнеса – это получение прибыли. Это положительный финансовый результат работы. Отрицательный будет называться убытком. Увидеть отличие маржи от прибыли можно в отчете о прибылях и убытках (форма №2). Чтобы получить прибыль, нужно очистить маржу от всех расходов. Формула расчета будет выглядеть так:
Полученная величина подлежит налогообложению, после чего образуется чистая прибыль. Далее она идет на выплату дивидендов, откладывается в резерв и инвестируется в развитие компании.
Если при расчете маржи учитываются только затраты на производство (себестоимость), то в расчете прибыли участвуют все виды доходов и расходов.
В процессе бизнеса рассчитывают несколько видов прибыли, но для руководства важна чистая прибыль, которая показывает разницу между выручкой и всеми затратами. Если выручка имеет больше номинальное значение и выражена в денежном выражении, то ко всем остальным затратам относятся и расходы на производство, и налоговые отчисления, акцизы и проч.
Валовая прибыль отражает разницу между полученной суммой и расходами на производство без учета налогов и иных отчислений. По своему расчету она схожа с маржинальной прибылью. В отличие от валового «грязного» дохода, маржинальный учитывает переменные расходы, например, на топливо, электричество, заработную плату, себестоимость материалов для производства и пр. Те компании, кто рассчитывает маржинальную прибыль, смотрят не только на ее сумму, но и на скорость обращения денег.
Чем отличается прибыль от маржи?
В отличие от прибыли, маржа учитывает только производственные затраты, из которых складывается только себестоимость продукции. Прибыль же учитывает все затраты, которые появляются в ходе ведения бизнеса. Анализ результатов показывает, что с увеличением маржи возрастает и прибыль компании. Чем больше маржа, тем выше будет прибыль. По размеру прибыль всегда меньше маржи.
Если прибыль показывает чистый результат бизнеса, то маржа относится к основополагающим факторам ценообразования, от которых зависит рентабельность затрат на маркетинг, анализ клиентопотока, а также прогноз дохода. В управленческом учете есть важная закономерность, что все изменения, которые происходят с выручкой, пропорциональны валовой марже. Маржа, в свою очередь, пропорциональна росту или снижению прибыли. Отношение валовой маржи к прибыли экономисты назвали эффектом операционного рычага. Он используется для оценки эффективности использования имеющихся ресурсов и общего результата.
Таким образом, все показатели финансового мира носят собственное значение. На их расчет будут влиять используемые методы анализа и правила учета. Правильная трактовка динамики всех показателей необходима для грамотного планирования деятельности бизнеса. И маржа, и прибыль многое говорят о работе организации.
Расчеты этих показателей рекомендуется проводить регулярно в установленные периоды, чтобы сравнить значения и выявлять закономерности. Видя ту или иную динамику, руководитель может проследить тенденции рынка и провести необходимые перестановки и корректировки в деятельности организации, ценовой политике и других аспектах, влияющих на успешность компании. Итог всей работы зависит от того, как вовремя и правильно будут рассчитаны и оценены показатели маржи и прибыли.
На что лучше ориентироваться: маржу или прибыль?
Это взаимозависимые показатели. Ориентироваться только на один из них нельзя. Если исходя из маржи рассчитывается предварительное значение прибыли, то и исходя из прибыли регулируются размеры маржи. Через маржу можно управлять многими составляющими бизнес-процессов, например, ценообразованием, что в конечном итоге скажется на прибыли. Исключать любой из этих показателей из финансовой цепочки нельзя. Итог может оказаться плачевным. Каждая компания, хоть и заявляет, что финальной целью является получения прибыль, но на нее они могли и не выйти, не рассчитав потенциальную маржу.
Маржа и прибыль. В чем разница на бирже» Форекс»
В разных коммерческих и финансовых структурах экономистами часто применяются понятия «прибыль» и «маржа». Рынок «Форекс» не является исключением.
Маржа на валютном рынке «Форекс»
На рынке «Форекс» маржа является своеобразным рычагом, с помощью которого существенно увеличивается торговая деятельность трейдера. Он помещает эту сумму на свой торговый счет и получает возможность совершать крупные сделки, намного превышающие его реальный капитал. Это помогает получать значительные прибыли. В чем разница маржи и прибыли ясно, если понять сущность проведения торгов на бирже.
Любая торговая операция на рынке состоит из двух шагов:
Для определения объема, который покупается или продается трейдером, используется лот, им он торгует. А так как обычно рядовые трейдеры не могут себе позволить торговать большими объемами, то брокеры приняли решение использовать кредитные плечи.
Как и в работе любого предприятия, «Форекс» тоже оперирует такими понятиями, как валовая прибыль и маржа. В чем разница между ними, нетрудно понять.
Маржа учитывает только торговые издержки, в то время как валовая прибыль подразумевает гораздо большее число показателей. Это сумма всех внесенных на счет средств и выведенных с него, которые производились за время торговли.
Кредитное плечо и маржа
Управлять довольно большими капиталами в той или иной валюте помогает в трейдинге именно кредитное плечо. Обозначается оно как соотношение внесенных трейдером средств к тем средствам, которые предоставил ему «в ответ» брокер. Например, 1:100 или 1:500.
Маржа тесно связана и с кредитным плечом, и с лотом. Собственно, маржа обратно пропорциональна лоту и кредитному плечу. То есть чем выше лот и кредитное плечо, тем меньше маржа. Кроме того, чем больше сделок открывает трейдер, не важно даже какими лотами, тем маржа будет меньше.
Минимальные суммы маржи назначает сама биржа, а брокер уже потом может увеличивать их по своему усмотрению. Исходя из величины кредитного плеча, рассчитываются и параметры маржи. В торговом терминале размер маржи указывается в разделе «Торговля».
По сути, маржа является гарантией сохранности депозита. При открытии нескольких сделок маржа уменьшается. Таким образом, чем успешней торговля, тем больше маржа. Это еще одна разница между прибылью и маржой.
Расчет уровня маржи
При расчете маржи важно, имеются ли у трейдера отложенные по данному инструменту ордера.
Для правильного расчета маржи следует учитывать следующее:
Работая с ордерами, кредитными плечами, пунктами и прочим, важно не только понимать, в чем разница. Маржа и прибыль являются такими же составляющими торговли, как и остальные биржевые понятия.
Для расчета маржи применяется формула:
Обычно валюта маржинальных требований и базовая валюта совпадают. Когда же маржинальная валюта отличается, то результат исчисляется в марже, а не в валюте.
Так, для покупки 1000€ по биржевому курсу 1,2550, пришлось бы заплатить 1255$. Если кредитное плечо 1:100, то открытие этой же сделки обойдется в 12,50$ (1/100). Эта сумма и представляет собой маржу (или залоговую маржу). Когда эта позиция будет закрыта, 12,50$ возвратятся обратно на счет трейдера. Когда торгуешь на «Форексе», в чем разница маржи и прибыли, становится ясно сразу, как только уменьшается счет. Также и в случае удачи трейдер сразу же видит, что маржа увеличилась. Следовательно, опасаться пока нечего, и угрозы для его средств нет.
Понятия прибыль и маржа: в чем разница
Свободная маржа вычисляется по формуле: Free Margin = Equity – Margin, где
Margin Call на рынке «Форекс»
Торгуя на «Форексе», не следует упускать из виду, в чем разница маржи и прибыли. Когда случается ситуация, получившая название Margin Call, трейдерский баланс становится ниже допустимого у брокера, и приходится либо закрывать позиции самостоятельно, либо пополнять торговый счет. Часто такое происходит при крупном снижении цены актива, которое не было предусмотрено трейдером. Иногда такое случается и при повышении минимального показателя маржи. При сильной волатильности на рынке маржа также может приблизиться к нулю.
Когда наступает лимит Margin Call Level, это означает, что трейдер уже не может открыть новые позиции, поскольку уровень маржи достиг 100 процентов. Но закрыть любые свои ордера он еще сможет.
Когда уровень маржи становится равен балансу счета, наступает случай, когда Margin Call Level становится 100 %. Например, трейдер еще не закрыл какие-то ордера, рынок идет против них, а на счету почти не осталось средств.
Stop Out на валютном рынке
Если отсутствует свободная маржа, то при наличии открытых у трейдера позиций или отложенных сделок отложенные ордера не смогут сработать. Брокер автоматически их отменит. Как только наступит Stop Out Level, когда величина минимальной маржи на счете станет равной 10 %, открытые ордера начнутся принудительно закрываться брокером. Сначала закроются проигрышные, самые убыточные из них.
Поскольку выданных ему взаймы средств не хватает, чтобы покрыть убыток по позициям, которые в данный момент открыты, брокер начинает закрывать убыточные ордера с самых проигрышных, увеличивая тем самым маржу на счете трейдера.
При принудительном закрытии только одного убыточного ордера часто уровень маржи повышается примерно на 10 процентов. Если и дальше средства на счету будут уменьшаться, а маржа снова окажется около 10 процентов, брокер снова начнет закрывать ордера, начиная снова с самого убыточного. И вновь уровень маржи увеличится на 10 %.
Для облегчения расчета маржи у многих брокеров на сайтах размещены калькуляторы, в них можно вычислить как маржу, так и стоимость одного пункта, размер залога СВОП и прочее.
Маржа — что это такое? Виды, формула, отличия от прибыли и наценки
Маржа – это разница, заключающаяся в стоимости покупки и стоимости продажи любого товара. Показатель маржи высчитывают как в денежном эквиваленте, так и в процентах.
Содержание
Что это такое
Маржа является одним из основных показателей, на которые обращают своё внимание эксперты. Показатели маржи позволяют сделать вывод относительно положения компании, оценить её рыночную стоимость и прочее.
Чаще всего понятие связывают с отраслью торговли, при этом каждая из отраслей на рынке имеет свою норму маржи. Для рыночной торговли показатель равен 30%. Если эксперты отмечают высокие показатели маржи, то можно смело делать заключение о том, что перед нами успешная компания с правильно выставленными ценами на товары или услуги.
Примечательно, что термин пришёл к нам из английского языка (Marge), и дословно переводится, как «поля страницы». На первый взгляд значение термина может показаться совершенно далёким от коммерции, но это не так. Представьте себе обыкновенную книгу, где на каждой из страниц текст находится между боковых полей. В этом случае, поля хоть являются частью страницы, но они выполняют совершенно другие обособленные функции.
Начинающие предприниматели, часто задаются вопросом: зачем нужна маржа, не является ли она обыкновенной наценкой на товар. Сразу скажем, что наценка и маржа — совершенно разные понятия. Маржа позволяет рассчитать показатель рентабельности конкретной компании.
Для определения эффективности ведения бизнеса необходимо учитывать показатель маржинальности. В том случае, если он находится на уровне ниже среднего – фирма испытывает кризисный период, получая маленький процент дохода.
Существует несколько направлений в экономике, где маржа является важным показателем.
Предлагаем рассмотреть основные виды маржи:
Формула
Торговля является основной отраслью, где понятие «маржа» имеет наиболее удельный вес. Ни один анализ и экспертное мнение относительно деятельности компании не обходится без маржи, соответственно, каждый предприниматель должен в обязательном порядке ознакомиться с формулой расчёта.
Формула выглядит следующим образом:
Цена товара*кол-во реализованного товара – затраты на товар*кол-во товара = маржа.
Чтобы формула была более понятной, приведём простой пример.
Компания, специализирующаяся на продаже бытовой техники, закупила 30 электрических чайников по 750 рублей. За месяц было продано 24 чайника, стоимость каждого из них составила 1000 рублей. Производим расчёт по формуле:
24*1000 – 30*750 = 1500 рублей. В данном случае относительная маржа составляет (24*1000 – 30*750)*100%= 15%
Отличия от прибыли и наценки
Мы уже говорили ранее о том, что маржа и прибыль – это разные понятия. В чём заключаются основные отличия? Прежде всего, маржа выражается в разнице начальной стоимости товара и его продаже. Иными словами, маржа – чистый доход компании.
Прибыль – результат совокупных операций. Маржу можно смело называть промежуточным результатом, её можно высчитать на разных стадиях ведения бизнеса, в то время, как прибыль является окончательным, суммарным результатом. Маржа может быть высчитана с разных видов деятельности одной фирмы, в то время как прибыль считается общим показателем.
Кроме того, молодые предприниматели часто путают показатели маржи с наценкой. Наценкой принято считать отношение начальной цены к цене с учётом «накрутки». Маржа представляет собой отношение дохода к начальной цене товара.
Давайте рассмотрим простой пример, где в числах видна разница между маржой и наценкой.
Мы приобретаем товар стоимостью 200 рублей, а реализуем его за 400 рублей. В этом случае наценка составит 100%, а маржа определяется следующим способом: (400-200)/400= 50%. Примечателен тот факт, что наценка на разные группы товаров может колебаться от 100% до 300%, а вот маржа никогда не превысит показатели в 100%.
Советы
Вывод
Маржа – важнейший показатель, позволяющий определить эффективность работы компании, выявить системные ошибки, приводящие к понижению уровня прибыли. Как правило, повышение уровня маржинальности свидетельствует о том, что компания движется в верном направлении, обеспечивая постоянный приток денежных средств. Используйте простые расчёты показателя маржи в своей деятельности, и вы сможете оптимизировать расходы и увеличить прибыль компании.
«Как вы считаете, является ли маржа важным показателем деятельности компании? Возможно, игнорирование простой формулы приводит многих неопытных предпринимателей к ряду системных ошибок и пора это исправлять?».
Разница между выручкой, доходом, прибылью и маржой
Периодически, в комментариях и в переписке с авторами различных программных творений и даже некоторыми клиентами, натыкаюсь на то, что они не знают разницу между выручкой, доходом, прибылью и маржой. Из-за чего порой тратиться лишнее время на уточнение требований.
Поэтому далее я приведу простым языком и в общем виде определения данных терминов, а так же снабжу их примерами. Но, сразу бы хотелось отметить, что существуют различные подвиды и их схемы расчета, так что всегда стоит уточнять. Однако, даже этих общих и базовых знаний, порой, достаточно, чтобы не попасть впросак.
И начну с определений в порядке их следования.
Выручка — это все те финансы, которые были получены в рамках продаж или оказания услуг. Простыми словами, это сколько денег вам дали все ваши клиенты.
Пример. Продали 100 товаров по 100 рублей, значит ваша выручка составила 100 * 100 = 10 000 рублей.
Доход — это разница между выручкой и себестоимостью. То есть, именно та часть, которая расположена сверху после покрытия ваших затрат на получение товара. Если еще проще, то сколько получили сверх того, что потратили.
Пример. Закупочная цена товара 50 рублей. Доставка этого товара еще 20 рублей на единицу. Стоимость товара для своих клиентов определили 100 рублей. Продали так же 100 товаров. Получили 100 * (100 — 20 — 50) = 3 000 рублей. Это и есть доход.
Прибыль — это разница между доходом и всеми издержками. То есть именно то, что вы действительно сможете положить к себе в карман.
Пример. Доход от продажи 100 товаров составил 3 000 рублей. Однако, при продаже вам так же пришлось дополнительно потратить 500 рублей из своего кармана, плюс, к примеру, есть процент вывода средств, допустим 10%. Получаем (3 000 * (100 — 10) / 100) — 500 = 2 200 рублей. Немного поясню расчет. Вначале рассчитываем средства, которые получатся после вывода (то есть 10%), а уже затем из них вычитается 500 потраченных рублей. Стоит отметить, что если бы эти 500 рублей были потрачены именно из дохода, то доход был бы 2 250 рублей (так как не пришлось бы вычитать процент).
И самое, пожалуй, непростая характеристика это маржа. Вот ее видов существует немало, плюс от места к месту она может рассчитываться по разному. Однако, приведу общий смысл.
Маржа — это процентное соотношение между различными показателями, которое позволяет быстро оценить эффективность.
Пример. Рассмотрим один из видов маржи — соотношение от прибыли к выручке. Как мы уже посчитали в предыдущих примерах, выручка составила 10 000 рублей, а прибыль составила 2 200 рублей. Получим (2 200 / 10 000) * 100 = 22%. Это и будет маржа.
Так как маржа вызывает больше всего вопросов, расскажу немного о смысле этого процента. Если смотреть полученный процент из примера, то он, по сути, означает, что в среднем на каждый полученный вами 1 рубль приходится 22 копейки прибыли.
Этот расчет позволяет хоть и приблизительно, но оценить возможности роста и эффективности. К примеру, у вас есть три вида деятельности, каждый из которых имеет свою маржу и выручку за месяц.
1. Первый вид приносит 10 000 и имеет маржу 20%
2. Второй вид приносит 5 000 и имеет маржу 30%
3. Третий вид приносит 20 000, но имеет маржу 10%
В текущем месяце вы знаете, что можете увеличить общий объем только одной из видов деятельности.
1. Первый вид можете увеличить объемы выручки на 50%
2. Второй вид на 80%
3. Третий вид на 40%
Сразу хочу отметить, что в данном примере не рассматриваются перспективы и прочие параметры, а производится лишь расчет эффективности. Чтобы у вас не сложилось неверное впечатление.
1. Если вложиться в первый вид, то получим 15 000 выручки (+ 50%) и, соответственно из маржи, 3 000 рублей прибыли (20%), вместо 2 000 имеющихся. Разница в прибыли составит 1 000.
2. Если вложиться во второй вид, то получим 9 000 выручки (+ 80%) и 2 700 прибыли (30%), вместо 1 500. Разница в прибыли составит 1 200.
3. Если вложиться во третий вид, то получим 28 000 выручки (+ 40%) и 2 800 прибыли (10%), вместо 2 000. Разница составляет 800.
Как видите, самым эффективным является вложение именно во второй вид. Но, как уже и говорил, тут нужно подходить с умом. К примеру, рост выручки в третьем виде более выгоден в плане стабильности, так как прирост составил 8 000 рублей (больше всего). Или же если смотреть первый вид, то он представляет собой нечто среднее. Ну и если смотреть второй вид, то этот вид самый нестабильный, так как любые неожиданные события легко могут отразиться на его объеме выручки и, соответственно, прибыли.
Теперь, вы знаете что такое выручка, доход, прибыль и маржа в общем смысла, а так же чем они отличаются.
Что такое маржа и как её рассчитать? Подробный обзор понятия для новичков + формулы расчёта
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о таком известном экономическом термине, как маржа. Многие начинающие предприниматели, а также участники закупок понятия не имеют, что это такое и как она рассчитывается. Данный термин в зависимости от того, в какой сфере он используется, имеет различные значения. Поэтому в данной статье мы рассмотрим самые распространенные виды маржи и детально остановимся на марже в торговле, т.к. именно она представляет наибольший интерес для поставщиков, участвующих в государственных и коммерческих тендерах.
Содержание:
1. Что такое маржа простыми словами?
Термин “маржа” чаще всего встречается в таких сферах, как торговля, биржевая торговля, страхование и банковская деятельность. В зависимости от сферы деятельности, в которой этот термин используется, он может обладать своей спецификой.
Маржа (от англ. Margin — разница, преимущество) — разница между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и прочими показателями. Такая разница может выражаться, как в абсолютных величинах (например, рубль, доллар, евро), так и в процентах (%).
Простыми словами маржа в торговле — это разница между себестоимостью товара (стоимостью его изготовления или закупочной стоимостью) и его конечной (отпускной) ценой. Т.е. это некий показатель эффективности экономической деятельности конкретно взятой компании или предпринимателя.
В данном случае это относительная величина, которая выражается в % и определяется по следующей формуле:
П — прибыль, которая определяется по формуле:
П = отпускная цена — себестоимость
Д — доход (отпускная цена).
Однако хочу отметить, что маржа в нашем и западном понимании сильно отличается. У европейских коллег она представляет собой отношение прибыли от продажи товара к его отпускной цене. У нас же для расчета используется чистая прибыль, а именно (отпускная цена — себестоимость).
2. Виды маржи
В данном разделе статьи мы с вами рассмотрим самые распространенные виды маржи. Итак, давайте начнем…
2.1 Валовая (гросс) маржа
Валовая маржа (англ. gross margin) — это процент от общего объема выручки компании, который она сохраняет после понесенных прямых расходов, связанных с производством своих товаров и услуг.
Валовая маржа рассчитывается по следующей формуле:
ВП — валовая прибыль, которая определяется как:
ОП — объем продаж (выручка);
СС — себестоимость проданных товаров;
Таким образом, чем выше у компании показатель ВМ, тем больше средств сохраняет компания на каждый рубль продаж для обслуживания прочих своих расходов и обязательств.
Отношение ВМ к сумме выручки от реализации товара называется коэффициентом валовой маржи.
2.2 Маржа прибыли
2.3 Вариационная маржа
Вариационная маржа — сумма, уплачиваемая/получаемая банком или участником торгов на бирже в связи с изменением денежного обязательства по одной позиции в результате её корректировки по рынку.
Данный термин используется в биржевой деятельности. Вообще для биржевиков существует масса калькуляторов для расчета маржи. Вы без труда их найдете в интернете по данному поисковому запросу.
2.4 Чистая процентная маржа (банковская процентная маржа)
Чистая процентная маржа — один из ключевых показателей оценки эффективности банковской деятельности. ЧПМ определяется как отношение разницы между процентными (комиссионными) доходами и процентными (комиссионными) расходами к активам финансовой организации.
Формула для расчета чистой процентной маржи выглядит следующим образом:
ДП — процентные (комиссионные) доходы;
РП — процентные (комиссионные) расходы;
АД — активы, приносящие доход.
Как правило, показатели ЧПМ финансовых учреждений можно найти в открытых источниках. Этот показатель очень важен для оценки устойчивости финансовой организации при открытии в ней счета.
2.5 Гарантийная маржа
Гарантийная маржа — это разница между стоимостью залога и величиной выданного кредита.
2.6 Кредитная маржа
Кредитная маржа — разница между оценочной стоимостью товара и размером кредита (займа), выданного финансовой организацией для покупки этого товара.
2.7 Банковская маржа
Банковская маржа (bank margin) — это разница между ставками кредитного и депозитного процента, кредитными ставками для отдельных заемщиков, либо процентными ставками по активным и пассивным операциям.
На показатель БМ оказывают влияние сроки выдаваемых кредитов, сроки хранения депозитов (вкладов), а также проценты по этим кредитам или депозитам.
2.8 Фронт и бэк маржа
Эти два термина следует рассматривать вместе, т.к. они связаны между собой,
Фронт маржа – это прибыль с наценки, а бэк маржа – это прибыль, полученная компанией от скидок, акций и бонусов.
3. Маржа и прибыль: в чем разница?
Некоторые специалисты склоняются к тому, что маржа и прибыль являются равнозначными понятиями. Однако на практике эти понятия отличаются друг от друга.
Маржа — это разница между показателями, а прибыль — конечный финансовый результат. Формула расчёта прибыли приведена ниже:
Прибыль = В – СП – КИ – УЗ – ПУ + ПП – ВР + ВД – ПР + ПД
В — выручка;
СП — себестоимость продукции;
КИ — коммерческие издержки;
УЗ — управленческие затраты;
ПУ — проценты уплаченные;
ПП — проценты полученные;
ВР — внереализованные расходы;
ВД — внереализованные доходы;
ПР — прочие расходы;
ПД — прочие доходы.
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что при расчете маржи учитывается только один тип издержек — переменные затраты, которые закладываются в себестоимость производства продукции. А при расчете прибыли учитываются все расходы и доходы, которые несет компания при производстве своей продукции (или оказании услуг).
4. Чем отличается маржа от наценки?
Очень часто маржу ошибочно путают с торговой наценкой. Наценка — отношение прибыли от продажи товара к его себестоимости. Для того чтобы у вас больше не возникало путаницы, запомните одно простое правило:
Маржа это отношение прибыли к цене, а наценка это отношение прибыли к себестоимости.
Давайте на конкретном примере попробуем определить разницу.
Предположим, вы приобрели товар за 1000 рублей, а продали его за 1500 рублей. Т.е. размер наценки в нашем случае составил:
Н = (1500-1000)/1000 * 100% = 50%
Теперь давайте определим размер маржи:
М = (1500-1000)/1500 * 100% = 33,3%
Соотношение между показателями маржи и наценки для наглядности приведено в таблице ниже:
Важный момент: Торговая наценка очень часто бывает больше 100% (200, 300, 500 и даже 1000%), а вот маржа не может превышать 100%.
Для того чтобы лучше понять разницу между двумя этими понятиями, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:
5. Заключение
Как вы уже смогли понять, маржа это аналитический инструмент для оценки эффективности компании (за исключением биржевой торговли). И прежде чем наращивать производство, выводить на рынок новый товар или услугу необходимо оценить начальное значение маржи. Если вы увеличиваете отпускную стоимость товара, а размер маржи при этом не увеличивается, то это говорит лишь о том, что размер издержек на его производство также растет. И при такой динамике существует риск оказаться в убытке.
На этом, пожалуй, все. Надеюсь, что теперь вы имеете необходимое представление о том, что такое маржа и каким образом она рассчитывается.