маркетолог это кто и чем занимается простыми словами зарплата
Кто такой маркетолог, чем он занимается, сколько зарабатывает и как стать маркетологом
Современный бизнес немыслим без маркетинга. Поэтому «правит бал» не изобретатель или технолог, а маркетолог. Кто такой маркетолог, какие задачи он выполняет, сколько зарабатывает, как стать маркетологом и где найти работу — узнайте из этой статьи.
Маркетолог — кто это?
Кто такой маркетолог? Говоря простыми словами: это специалист, который исследует спрос и предложение на рынке товаров или услуг, а также занимается сбытом продукции компании.
Вспоминая Остапа Бендера, можно сказать, что маркетинг — это» один из способов относительно честного отъёма денег».
Отсюда задача маркетолога — заставить клиента купить товар (или услугу), который ему на самом деле не нужен.
В современном обществе потребления главная задача бизнеса — не произвести товар, а найти на него покупателя.
История маркетинга
Считается, что впервые практические основы маркетинга начал применять в 1690 году японский торговец Мицуи. В своём магазине он не стал продавать товары, имеющиеся в наличии, как это делали все его конкуренты. Сначала он расспросил покупателей, что они хотели бы купить и именно этими товарами наполнил свой магазин. Кроме того, господин Мицуи предоставлял на свой товар гарантию и с завидной регулярностью расширял ассортимент, основываясь на пожеланиях и опросах покупателей.
Первые маркетологи – это посыльные, которых торговцы отправляли в города и сёла с целью разузнать, какие товары необходимы населению. Так обычные работники занимались анализом рынка и покупательского спроса.
Российские предприниматели начали использовать маркетинговые инструменты только с 1880 года. Маркетологами в то время выступали сами владельцы предприятий. Они продвигали свою продукцию с помощью выпуска печатной и настенной рекламы, а также участвовали в выставках и ярмарках.
Из истории маркетинга
Впервые профессии маркетолога стали обучать в 1901 году. Поэтому принято считать, что маркетинг зародился в США в начале XX века.
В советское время маркетинг заменила плановая система производства и распределения товаров, когда предложение формировалось не на основе спроса, а на основе умозаключений членов КПСС из министерств и ведомств. Это и стало причиной всеобщего дефицита.
С переходом на рыночную экономику росло количество товаров, и предприниматели начали борьбу за внимание потребителей.
Специалисты изучали спрос на товар, конкурентов, ценовую политику. Затем, исходя из этих данных, составляли план по сбыту продукции. С ростом экономики профессия оказалась крайне востребованной и стала стремительно развиваться. Если в 1998 году всего 20% предприятий имели в штате маркетолога, то к началу 2001 года – уже 60%.
Чем занимается маркетолог?
Профессия маркетолог подразумевает решение очень широкого круга задач, в том числе:
В более широком смысле в основные обязанности маркетолога в современных компаниях входит:
Достаточно обширный перечень обязанностей маркетолога требует от человека хороших аналитических навыков, критического мышления, умения творчески мыслить, а также иметь организаторские способности.
Видео: Маркетолог 80 уровня — Начало: что делает маркетолог?
Сколько зарабатывает маркетолог?
Заработок маркетолога зависит от того, как и на кого он работает. Наёмный маркетолог увеличивает прибыль компании и получает долю этой прибыли. Но работать он может и на себя, получая все 100% прибыли. Есть по меньшей мере 9 способов заработка маркетолога.
Варианты заработка маркетолога
1. Штатный маркетолог компании
Работая в штате, маркетолог может рассчитывать на заработок 50 — 100 тысяч рублей плюс премии.
Пример заработка штатного маркетолога по данным hh.ru
Однако, работая на одну компанию, маркетолог ограничен в заработке и велик риск остаться без работы.
2. Работа в агентстве
От маркетолога в агентстве требуются те же способности, но обычно приходится вести сразу несколько проектов.
Пример возможного заработка маркетолога в агентстве по данным hh.ru
Маркетологу в агентстве проще совмещать работу с несколькими клиентами, особенно если проекты похожи. Его заработок зависит от активности, а риск остаться без работы ниже.
3. Продажа отдельных услуг
Малый бизнес не всегда может позволить себе маркетолога на полный день. Поэтому он может продавать отдельные услуги, например:
Каждая из этих услуг может стоить от 5 000 до 30 000 рублей, а доход за месяц может составить 50 тысяч рублей и выше.
4. Арбитраж трафика
Арбитражник — это маркетолог, работающий на себя или в составе небольшой команды. Основан арбитраж трафика на процентах с продаж (лидов). Заработок арбитражника может превышать сто тысяч рублей в месяц и выше.
Однако этот вид заработка требует немалых вложений в закупку трафика и несёт риск «уйти в минус».
5. Консультирование
Заработок на консультациях бизнесменов и начинающих маркетологов основан на личном бренде, создание которого требует немало времени и сил.
«Раскрученный» консультант-маркетолог может брать более 20 тысяч рублей за часовую консультацию в Skype или Zoom. Менее «звёздные» специалисты берут 3-5 тысяч в час.
Заработок маркетолога на консультациях зависит от количества клиентов — это тоже работа маркетолога.
6. Обучение других специалистов
Набравшись опыта на консультациях, маркетолог может продавать обучение в виде видеокурсов, тренингов, организовать свою Школу маркетинга и т.д.
Доход с одной продажи обучения может быть невелик, но продаж может быть много. Например, курс за 5 000 рублей грамотный маркетолог может продать 500 раз в месяц, получив доход до 2,5 млн. рублей. Накладные расходы в инфобизнесе невелики и можно привлечь большое количество партнёров, работающих за процент с продаж.
7. Проведение живых мероприятий
«Живые» мероприятия (конференции, мастер-классы, корпоративные тренинги) — ещё один достойный способ заработка маркетолога. «Раскрутив» личный бренд, специалист пользуется доверием большого количества клиентов, готовых оплатить его труд.
Например, Дмитрий Румянцев, организатор и спикер конференций, собрал на Sold Out около 1500 участников, заплативших за входной билет по 10 000 рублей.
8. Создание собственного агентства
Развив навыки руководителя, маркетолог может открыть собственное агентство, перейдя от личного выполнения заданий к управлению командой специалистов.
Открытие агентства требует немалых вложений, в том числе в рекламу. А доход сильно зависит как от личных качеств руководителя, так и навыков его подчинённых.
9. Открытие собственного бизнеса
Рано или поздно у опытного маркетолога возникает вопрос: «А зачем работать на других, получая только чать дохода, который я им приношу, если можно работать на себя?»
Следующим шагом может стать открытие собственного бизнеса, в который маркетолог вкладывает все свои знания, опыт и сбережения.
Конечно, получается не у всех, но из маркетологов иногда вырастают владельцы крупных компаний и успешных стартапов.
Назвать даже примерный доход от собственного бизнеса невозможно, но в качестве примера стоит привести успехи Илона Маска.
Как стать интернет маркетологом?
Есть два способа стать маркетологом: путём самообразования или получить специальное образование.
Самообразование
Первый способ дешевле и быстрее. Необходимо прочитать десятка два книжек по разным областям маркетинга, посмотреть обучающие ролики на Ютубе, пройди бесплатный курс в Яндекс.Практикуме и т.д.
Однако нельзя забывать, что любые «бесплатности» (пробники) — это одна из маркетинговых стратегий продажи платных товаров и услуг.
Самообразование через книги по маркетингу
ТОП25 книг по маркетингу
Минус этого способа обучения маркетингу в том, что мало кто доверит самоучке маркетинговые процессы своего бизнеса — уж очень велики могут быть убытки от работы человека, не имеющего практики.
Где учиться на маркетолога?
Второй способ — получить профессию маркетолога в ВУЗе очно или онлайн.
ВУЗы, где можно получить профессию маркетолога очно:
Заочно, не выходя из дома, можно получить профессию маркетолога, например, в Онлайн-университете востребованных профессий Skillbox.
Где получить профессию маркетолога
Здесь можно получить 24 профессии (на начало 2021 года) по различным областям маркетинга:
Кроме дипломов и сертификатов Университет помогает выпускникам в трудоустройстве через свой Центр карьеры.
Как правило, первые 3 месяца обучение — бесплатно.
В Университете можно пройти 42 курса, чтобы быстро «подтянуть» свои знания, освоить конкретный навык или инструмент.
Кроме того, Университет ежедневно проводит множество бесплатных вебинаров, расписание которых можно посмотреть здесь.
Видео: Как стать маркетологом? | Профессия маркетолог
Вакансии маркетолога
Найти работу маркетологом можно на многочисленных сайтах, публикующих вакансии:
Найти как единичные заказы, так и постоянных клиентов маркетолог может на сайтах фрилансеров, например:
Пример сайта фрилансеров с задачами для маркетолога
Опытный маркетолог может зарабатывать как минимум девятью разными способами, но новичку лучше начинать с малого — обучения основам профессии. Заложить надёжный фундамент профессии маркетолог поможет курс «Профессия Performance-маркетолог»
Кто такой маркетолог и чем он занимается: обязанности и зарплата маркетолога в 2021 году
Маркетинг — динамично развивающееся направление, привлекающее молодых и зрелых специалистов своим потенциалом, возможностью развития и высокой заработной платой. Ниже рассмотрим, кто такой маркетолог и чем он занимается, разберем требования к претендентам и потенциальный доход представителей такой профессии.
Особенности и виды маркетологов
Маркетинг — сравнительно молодое направление, изначально являющееся частью рекламной сферы, а впоследствии получившее отдельное направление развития.
Первые маркетологи появились в начале XX века в США, а в середине 1930-х сформировались первые ассоциации маркетинга. В дальнейшем направление получило популярность в Европе и других странах. В Советском Союзе эта сфера стала популярна позже — в 1970-х годах.
Маркетолог, простыми словами — эксперт в сфере розничных и оптовых продаж, умеющий преподнести товар и найти на него покупателей. В его функции входит изучение всех видов продукции с выделением оптимального рынка для их продвижения.
Задача маркетолога в том, чтобы продать товар работодателя, сделать его востребованным и тем самым поднять прибыль.
Условно маркетологи делятся на два типа:
Маркетологи-креативщики разделяются на несколько подвидов по направлению деятельности. Кратко рассмотрим особенности каждого их них:
Приведенные выше направления — часть современного маркетинга. Понимания их особенностей достаточно для получения информации о перспективах и многогранности направления.
Обучение
Для трудоустройства в сфере маркетинга претендент должен получить образование по специальности. Спектр вариантов достаточно широк:
Что касается ВУЗов для маркетологов, здесь выбор достаточно широк:
Выше приведены далеко не все действующие в России ВУЗы, которые готовят маркетологов. Цены ориентировочные, а более точные расценки нужно уточнять при поступлении.
Функции маркетолога
Будущих специалистов, планирующих окунуться в сферу маркетинга, интересуют функциональные обязанности маркетологов, и чем они занимаются.
Главной функцией таких работников является управление процессами продаж и ответственность за реализацию идей в сфере продвижения. Основной объем работы связан с аналитикой, анализом конкурентов, изучением вариантов рекламы и иными действиями.
Вне зависимости от ответвления в задачи маркетолога входит:
Как отмечалось, задачи специалиста могут различаться в зависимости от вида маркетолога. В крупных компаниях каждой сферой занимается определенный специалист.
Небольшие предприятия не могут себе позволить разделения, поэтому они нанимают одного специалиста, который занимается решением всех вопросов.
Для аналитиков направление деятельности немного отличается. В их обязанности входит:
Как правило, обязательства маркетолога указываются в должностной инструкции и оговариваются во время приема на работу. Специалист вправе проявлять креатив в том случае, если это направлено на повышение узнаваемости бренда и рост продаж.
Требования к маркетологам
Для работы сфере маркетинга желательно, но не обязательно наличие диплома ВУЗа. Работодатели чаще смотрят на практические навыки специалиста, опыт его работы по направлению и достижения на прошлом месте.
По статистики руководители компаний предпочитают работать с маркетологами, имеющими за плечами от 3-5 лет опыта. Такой специалист владеет необходимым набором знаний, умеет общаться с людьми, знает тонкости продвижения разных товаров и не нуждается в дополнительном обучении.
Анализ требований к соискателям в сфере маркетинга показывает следующие требования со стороны работодателей:
Существует также пакет программ, которые обязательно должен знать маркетолог. В эту группу входит Офис, Фотошоп, Гугл Аналитикс и другие.
Иногда требуется умение создавать рассылки по почте. Отдельное внимание уделяется умению общаться с другими людьми, находить точки соприкосновения, убеждать в важности совершения покупки. На этом вопросе мы еще остановимся ниже.
Личностные качества
При анализе претендента учитываются и индивидуальные характеристики человека. Здесь учитываются следующие критерии:
Если подытожить сказанное выше, хороший маркетологи должен быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, внимательным и имеющим аналитический склад ума.
Где можно работать, и как устроиться
Много вопросов касается потенциального места для трудоустройства. Здесь в распоряжении специалистов большой выбор вариантов.
Такие эксперты пригодятся в любых компаниях, которые что-то изготавливают или продают. Сфера деятельности, объемы продаж, регион и прочие особенности не имеют значения. Работники сферы маркетинга отвечают за продвижение товара работодателя и выполняют общие задачи.
Для получения работы необходимо выбрать работодателя и явиться на собеседование в установленное время. Иногда приходится пройти несколько собеседований, чтобы доказать способность выполнять возложенные задачи.
Представитель компании изучает прошлый опыт деятельности и пытается отобрать наиболее перспективных сотрудников (не только с позиции знаний, но и человеческих качеств).
На начальном этапе приходится поработать в качестве стажера с перспективой дальнейшего роста. Такие специалисты выполняют рутинную работу и более простые задачи.
На следующем этапе работник, который хорошо себя проявил, может рассчитывать на должность маркетолога с увеличением заработной платы и расширением функциональных обязанностей. В дальнейшем необходимо показывать таланты для карьерного роста и получения более выгодных предложений по зарплате.
Получение должности начальника отдела маркетинга — не предел, ведь в дальнейшем можно дослужиться до партнера или более высоких постов, к примеру, заместителя директора по рекламе.
Сколько получает маркетолог
Много вопросов касается заработка специалистов, а именно, сколько получает работник сферы маркетинга. Размер ежемесячного дохода зависит от нескольких факторов:
Сразу после выпуска из ВУЗа можно рассчитывать на должность стажера и заработную плату размером 25-30 тысяч рублей. Через несколько лет работы реально увеличение заработка в два-три раза. Доход опытных маркетологов достигает 100-150 тысяч рублей и выше.
При рассмотрении вопроса, сколько получают такие специалисты, необходимо учитывать и регион проживания. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге средний заработок специалистов-маркетологов находится на уровне 70-80 тысяч рублей.
В других регионах доход ниже и составляет в среднем 30-50 тысяч рублей. Особенность в том, что верхнего порога в вопросе заработка почти нет, ведь все зависит от навыков и опыта.
Плюсы и минусы профессии маркетолог
В завершение статьи можно повести итог по профессии, выделить ее преимущества и недостатки. Для большей наглядности сведем информацию в таблицу.
Маркетолог: кто это такой, чем занимается и сколько зарабатывает
Маркетолог – специалист, который помогает компании зарабатывать деньги (простыми словами). Он оценивает рынок, понимает слабые и сильные стороны конкурентов, продвигает товар на рынок посредством различных методов и инструментов.
Хороший маркетолог ценится на вес золота, поскольку его эффективность на прямую влияет на доходность бизнеса.
И далее о том, кто такой маркетолог, какие функции и задачи он выполняет.
Задачи и обязанности маркетолога
Есть ошибочное мнение, что главная задача маркетолога – это разработка рекламы и ее реализация в СМИ, интернете. Это не совсем так. Рекламная деятельность – одна из основных функций такого специалиста. Но для достижения основной цели – увеличения продаж, прибыли, этого недостаточно.
Какие основные функции выполняет маркетолог:
Конечно, функциональные обязанности маркетолога в каждой компании могут отличаться. Все зависит от того, какое количество таких специалистов находится в штате. Например, один специалист может отвечать только за рекламную кампанию, другой за контентный план.
И далее рассмотрим классификацию маркетологов в зависимости от функциональных обязанностей.
SMM-маркетолог
Пожалуй, сейчас один из самых востребованных специалистов. Продвигает конкретный товар или бренд через социальные сети, в частности, Инстаграмм. Блоги, реклама, сторис, прямые эфиры в социальных сетях – все это работы SMM-маркетолога.
Это не значит, что сотрудник делает все самостоятельно. Как правило, контент пишет копирайтер, фотографии делает фотограф и т.п. Но маркетолог руководит процессом, утверждает план контента, график его публикаций.
Интернет-маркетолог
Здесь работа нацелена на рекламу, в частности, контекстную, таргетированную. Также ведется аналитическая работа, сколько людей посетили сайт, сколько откликнулись на заявку, на рекламное предложение. По каким каналам необходимо продвигать товар, какие сведения на каких площадках размещать и т.п. Обычно такой специалист также руководит обшей программой, раздавая подзадачи другим штатным сотрудникам.
Маркетолог-аналитик
Достаточно сложная специализация. Нужно понимать и основы рекламы, и работы социальных сетей, сайтов. Но при этом идеально работать с цифрами, массивами данных. Задача – выстраивать тренды, выявлять зависимости, корректно и точно интерпретировать данные. Все это позволяет менять политику продаж, поведенческую стратегию бизнеса.
Email маркетолог
Такой специалист работает с электронными адресами пользователей, потенциальных покупателей. Он рассылает рекламу, приглашения, другие сведения. Как правило, отдельно такого специалиста нет в штате компании. Просто такие функции выполняет интернет маркетолог.
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Компетентный профессиональный маркетолог ценится компанией. Правда, при условии, что работа такого сотрудника приносит результат – увеличивает продажи и прибыль. Но любая профессия не состоит только из одних преимуществ. Везде есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь.
Плюсы:
Но есть и минусы:
В целом для хорошего заработка необходим опыт, наработка клиентов, навыков, умений. Идти в профессию стоит реально тем, кому нравится подобная деятельность. Потому что на старте заработки могут быть небольшими, а объем работы огромным.
Навыки маркетолога
Работа маркетолога требует от специалиста определенных навыков. Конечно, чем большими умениями обладает претендент на должность, тем лучше для работодателя.
Но есть базовый набор навыков, которыми необходимо владеть уже на старте:
Конечно, приветствуется знание иностранного языка, социологии, психологии. Здесь важна гибкость мышления, ума, коммуникабельность. Но это уже более личностные качества, чем навыки.
На должность маркетолога выбирают того претендента, который прошел достаточно внушительный кастинг, отбор. Оценивают претендента не только по творческим направлениям и знаниям, но еще и принципу психологической устойчивости.
Зарплата маркетолога
Зарплата маркетолога зависит от многих факторов: опыт, навыки, спектр выполняемых функций, регион и т.п. Конечно, зарплата в столице будет выше, чем в другой области.
Заработная плата по открытым вакансиям маркетолога по состоянию на июль 2021 года:
Где учиться на маркетолога
В университетах есть специализация маркетолог. Кстати, сейчас получить такую профессию не проблема, почти каждый ВУЗ, даже не профильный, предлагает такой диплом. Можно обучаться на дневной форме 4 года и получить диплом бакалавра.
Можно пройти обучение за 5,5 лет и получить диплом магистра. Идеальный вариант: дневной бакалавр и заочная магистратура. Поскольку с 4-5 курса нужно активно искать работу. Плюс в том, что в институтах готовят специалистов широкого профиля.
Как найти работу
Найти работу можно через друзей, знакомых. Часто работодатели сами ищут талантливых специалистов, и еще в период обучения отбирают себе лучших. Представители крупных компаний всегда есть на защитах диплома.
Если же человек желает найти работу самостоятельно, то можно подбирать вакансии через определённые сайты. Например, на 15 июля 2021 только в Москве открыто 2929 вакансий на должность маркетолога. В целом по России – 9148 вакансий. У всех у них разная оплата труда, требования, критерии и условия труда.
ТОП-10 книг для маркетологов
И далее список лучших книг для тех, кто уже работает или только начинает свой путь в сфере маркетинга:
Выводы
Маркетолог – современная пользующаяся спросом профессия. Заработная плата в крупной компании может достигать 100-140 тыс. рублей. Но есть много вакансий и с зарплатой в 40-50 тыс. рублей. Поэтому идти в профессию ради денег точно не стоит. На старте оплата труда будет не большой.
Маркетолог – это сочетание творчества, аналитики и коммуникабельности. Помимо креативного создания рекламы, постов, необходимо обрабатывать большие объемы информации, делать выводы, выявлять причины конкретных ситуаций. Это требует психической устойчивости, выносливости, коммуникабельности.
Профессия маркетолог. Или зачем люди покупают iphone
Кто такой маркетолог и какие они бывают? Где учиться маркетингу? И чем заняться в школе, чтобы вырасти в директора по маркетинговым коммуникациям?
Кто такой маркетолог
Маркетинг от Apple
Компания Стива Джобса стала символом хорошей маркетинговой стратегии. Apple никогда не участвует в ценовых войнах, не привлекает клиентов крикливой рекламой и при этом их ноутбуки и смартфоны остаются самыми привлекательными для покупателей. Почему?
Какие задачи решает маркетолог
«Вместо того, чтобы заполнять бумаги с описанием вымышленного среднестатистического представителя вашей целевой аудитории, выйдите из офиса и пообщайтесь с вашими реальными клиентами. Ничто не заменит опыт живого взаимодействия»
Doug Kessler, Velocity Partners
«Создайте то, что полюбят 100 человек, а не то, что будет «вроде как нравиться» миллиону людей».
Направление маркетинга в организациях настолько разрослось, что классический маркетолог стал большой редкостью, обычно его заменяет команда специалистов с разными профилями. Специалиста общего профиля называют маркетологом или менеджером по маркетингу. Если он фокусируется на конкретной сфере, то может называться трейд-маркетологом (работает с торговыми точками и супермаркетами), маркетологом в спорте или в гостиничном бизнесе. В зависимости от каналов коммуникации с клиентом и конкретных задач в маркетинговом отделе ему помогают другие маркетологи: digital/интернет-маркетолог, SMM-специалист, e-mail маркетолог, маркетолог-аналитик, маркетолог-экономист.
К маркетологам в широком смысле можно отнести и PR-специалистов и бренд-менеджеров, потому что они тоже работают над коммуникацией с клиентом. И, в конечном счете, их работа тоже влияет на прибыль компании. Еще вы можете узнать о таком актуальном направлении, как нейромаркетинг >>
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Положительные моменты в работе маркетолога:
✔ Востребованная профессия
✔ Широкие возможности карьерного роста
✔ Зарплата часто зависит от трудоспособности и креативности самого специалиста и почти не имеет «потолка»
✔ Гибкий график
Какими качествами должен обладать маркетолог
✎ Организованность
✎ Аналитический склад ума
✎ Системное мышление
✎ Многозадачность
✎ Умение планировать и действовать по этому плану
✎ Креативность
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Гибкость
✎ Обучаемость
✎ Коммуникабельность
✎ Умение выступать на публике
Где учиться
Где работать
Карьера маркетолога
Зарплата маркетолога
Профессия маркетолога занимает 14-е место в мире по уровню зарплат. Скорее всего, зарплаты российских маркетологов будут только расти.
В 2019 году зарплаты ассистентов и начинающих маркетологов стартуют от 35 000 рублей.
А профессионалы своего дела, которые могут работать на позиции директора по маркетинговым коммуникациям и за которыми охотятся HR-специалисты, зарабатывают 250 000 рублей в месяц и больше.
Как развиваться, чтобы работать в маркетинге
Если вас интересует профессия маркетолога, то начать развиваться в этом направлении можно уже сейчас:
- ✔ В школе уделяйте больше внимания математике, экономике, информатике и английскому языку.
✔ Играйте в «Монополию» и другие бизнес-игры.
✔ Читайте книги по маркетингу. Вы удивитесь, но они написаны очень простым и интересным языком. Филип Котлер «Основы маркетинга», Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро», Барден Фил «Взлом маркетинга», Нир Эяль, Райан Хувер «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки».
✔ Осваивайте интернет-маркетинг на онлайн-курсах.
Чтобы понять, подходит ли вам профессия маркетолога, пройдите наши бесплатные тесты:
✎Финансово-экономический профиль
✎Профессия «Экономист»
✎Профессия «Менеджер по продажам»
Попробовать профессию маркетолога на практике вы можете на BizСмене, в нашей выездной программе «Профессионалы будущего».
Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.