маркетинговый сбор что это
Франчайзинговые сборы, роялти, лицензионный и маркетинговый сбор.
в Франшиза 04.04.2020 0 15,716 Просмотров
Чтобы купить франшизу, потенциальный франчайзи должен полностью понимать терминологию, используемую в этой отрасли. Зачастую новые франчайзи неправильно понимают термины «франчайзинговый сбор», «лицензионный сбор», «лицензия» и «маркетинговый сбор». После понимания потенциальный франчайзи может лучше договориться о соглашении и, кроме того, со временем сэкономить значительную сумму денег. Эта статья предназначена для обучения нового предпринимателя этим условиям и тому, как структурированы сборы или ставки.
Эту статью я написал для того, чтобы помочь потенциальному франчайзи в их стремлении стать успешным предпринимателем. Франчайзер вложил десятки тысяч долларов в юридические и лицензионные сборы, чтобы создать соглашение о франшизе. У франчайзи нет таких долларов, чтобы пересмотреть и договориться о справедливом деловом контракте. Чтобы сэкономить время и деньги предпринимателя, я написал серию статей о договоре франшизы. Прочитайте серию, а затем найдите адвоката, знакомого с законодательством о франшизе, и договоритесь с ним о том, как вам лучше всего договориться с франчайзером. НЕТ ЗАМЕНЫ ДЛЯ ХОРОШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО СОВЕТА. НАЙДИТЕ ХОРОШЕГО АДВОКАТА, КОТОРЫЙ ПОНИМАЕТ ЗАКОНЫ О ФРАНЧАЙЗИНГЕ.
Плата за франшизу
Когда потенциальный франчайзи хочет заключить соглашение с франчайзером, франчайзер взимает плату за франшизу. Как правило, это единовременный авансовый платеж, чтобы начать процесс отношений. Часто франчайзер пытается окупить первоначальные затраты, чтобы установить систему франшизы. Для франчайзи эта плата является дорогостоящим расходом, на восстановление которого потребуются годы. Часто эта предоплата составляет десятки тысяч долларов. Например, франчайзинговая система HAAGEN-DAZS® SHOP требует франшизы 30000$ при подписании соглашения. Задумайтесь об этом на мгновение. Это мороженое. Сколько времени потребуется, чтобы продать 300000 чашек мороженого, чтобы погасить эту сумму по 10 центов за чашку? Не каждый доллар от продажи – это чистая прибыль. Франчайзи все еще должен оплатить еду, предметы снабжения, рабочую силу, арендную плату, страховку, коммунальные услуги и т. д., Прежде чем оставить какие-либо средства, чтобы начать возмещение первоначального взноса за франшизу.
Отчисления
Это ежемесячная плата, обычно взимаемая с потока доходов за использование названия франшизы или товарного знака. Наиболее распространенная сумма составляет от 5 до 7% от продаж. Большинство франчайзеров требуют выплаты гонорара каждый месяц. Некоторые организации требуют предоплату ежемесячно на основе ожидаемых продаж на предстоящий месяц. Существуют и другие способы выплаты роялти, включая ежемесячную фиксированную ставку или фиксированную ставку плюс процент от продаж. Для франчайзи это может быть значительная часть как отношение прибыли (маржи) до роялти. В более чем трех четвертых (75%) всех соглашений о франшизе роялти превышает 50% от общей прибыли до уплаты роялти. Таким образом, франчайзи должны понимать, что их услуги на самом деле делают не намного больше, чем поддержка франчайзера за счет роялти. Помните о концепции вознаграждения за риск бизнеса.
По моему опыту бухгалтерского учета, наиболее распространенным результатом является то, что роялти – это больше, чем прибыль, оставляющая франчайзи только душевную боль от владения бизнесом.
Плата за лицензию
Плата за лицензию аналогична плате за франшизу, за исключением того, что она взимается для покрытия расходов, связанных с маркой продаваемых продуктов или используемой технологией. По сути, франчайзер является просто посредником по патенту или торговой марке. Поэтому франчайзер оплачивает использование этого бренда, товарного знака или патента, и он передает эту стоимость (а иногда и некоторую прибыль от использования лицензии) франчайзи, взимая плату за лицензию.
Лицензионный сбор, как правило, представляет собой ежегодную плату или фиксированную сумму в долларах. Во многих отношениях франчайзи должен покупать расходные материалы или товар у франчайзера, а лицензионный сбор является частью стоимости запасов. Хорошим примером является система метро. Франчайзи должен закупать все мясо, приправы и расходные материалы у Subway, и, таким образом, лицензионный элемент включается в расходы, связанные с этими продуктами.
Во многих соглашениях о франшизе стоимость лицензии включена в лицензионный сбор. Однако могут возникнуть ситуации, когда этот термин появится, и поэтому франчайзи должен понять, к чему он относится в соглашении.
Маркетинговый сбор
Это где это действительно становится подавляющим. Почти каждое соглашение о франшизе требует, чтобы франчайзи проводил маркетинг для распространения стоимости бренда или названия франшизы. Так часто включается плата за маркетинг, потому что франчайзер управляет маркетингом и рекламой франшиз. Во многих ситуациях плата делится на две части. Первый – это плата за национальную или региональную кампанию, а второй – плата за местный рынок. Например, Dairy Queen имеет процент продаж, связанный с национальной кампанией по защите своего имени и продуктов. Кроме того, в телевизионной зоне проводится кампания на местном рынке. Эти магазины в этой зоне должны вносить рекламный процент от продаж этой кампании. Национальная организация предоставляет коммерческие материалы, а местная телестанция добавляет в список местных магазинов, которые посетители могут посетить.
Эта структура вознаграждения варьируется от 2 до 5% в зависимости от характера отрасли и количества франчайзи. В некоторых соглашениях существует фиксированная ежемесячная плата и процент с продаж.
Большая картина
Для франчайзи ключевым является понимание всей ситуации. По моему опыту, совокупная сумма всего этого сокрушает франчайзи, и, в сущности, он теряет доход и лишается бизнеса. В итоге он становится “рабом” франчайзера. Основными причинами отношений являются следующие:
Совокупный эффект от платы за франшизу, лицензирования, процента роялти и затрат на маркетинг может легко превысить 20% от продаж. Во многих ситуациях общий эффект превышает 30% продаж. Поэтому, если вас интересуют отношения с франшизой, убедитесь, что вы понимаете четыре приведенных выше термина, и не только то, что они означают, но и их влияние на продажи и, в конечном счёте, на ваш личный доход.
Если у вас есть какие-либо комментарии или вопросы, пишите мне в комментариях ниже.
Маркетинговый платеж по договору аренды или франшизе: что это?
06.12.2020 2 Просмотры
Аренда или франшиза по праву считаются одними из самых интересных видов договорных отношений. Многие эксперты говорят о наличии многих нюансов, которые определяют не сложность, а даже в какой-то мере непредсказуемость таких сделок. Документ, включающий 7-10 страниц, в действительности может нести в себе больше рисков, чем более внушительный по толщине договор + изобилие формулировок определяющих всю суть. Далеко не все знают, что собой представляет маркетинговый платеж по договору аренды или франшизе.
Что это
Основная область применения маркетинговых платежей – стрит-ритейл. Арендатору выделяют специально выделенное обособленное помещение, где он вправе создавать условия для увеличения продаж и узнаваемости предприятия в целом или какой-то конкретной локации в частности. Следует отметить, что маркетинговые и эксплуатационные платежи, регулируются 39 главой Гражданского кодекса РФ.
Формулировка «маркетинговый платеж» используют в торговых центрах, где сосредоточено огромное количество объектов, одной из основных задач которых является «возмещение» затрат арендодателя на продвижение торгового центра с целью увеличения потока посетителей в точки досуга, общепита, покупателей в магазины.
Маркетинговые платежи независимо от того касается вопрос аренды или франшизы могут быть двух видов:
Любые издержки и расходы должны компенсироваться. Именно этот принцип лежит в основе маркетинговых платежей по договорам аренды или франшизы, главное, чтобы все условия юридически верно были изложены и согласованы заинтересованными сторонами.
Что такое франшиза
Сегодня мы поговорим о франчайзинге, рассмотрим терминологию, которую мы будем применять в этом блоге, и надеемся каждый кто прочтет эту статью хотя бы в общих чертах будет понимать, что же такое франшизы и франчайзинг.
Франчайзинг — способ масштабирования бизнеса, при котором представительства (филиалы) головной компании открываются в различных регионах под руководством сторонних предпринимателей-партнеров (франчайзи) под единым брендом, при использовании бизнес-модели, проверенной на опыте головной компании.
Франшиза — это сформированная документация, в которой отражены все стандарты работы главной компании и те правила, по которым ведется взаимодействие внутри сети представительств, а так же набор инструментов и поэтапная инструкция по запуску бизнеса с нуля под единым брендом при минимальных затратах времени при поддержке опытного партнера.
Франчайзер — продавец франшизы (головная компания сети), который передает франшизу покупателю, а так же оказывает постоянную поддержку своим франчайзи.
Франчайзи — лицо (физическое или юридическое), которое приобрело франшизу.
Паушальный взнос — единоразовая оплата для покупки права работы по франшизе. Паушальный взнос оплачивается либо 1 раз, либо платится 1 раз в 5-15 лет.
Роялти — регулярные (обычно ежемесячные) платежи от франчайзи к франчайзеру. Как правило роялти фиксированный, либо как процент с прибыли или оборота франчайзи.
Маркетинговый сбор — единоразовый сбор денег с франчайзи, направленный на совместную рекламу сети в регионе.
Приведем пример франчайзинга:
Предположим вы владелец пекарни в Москве, вы зарабатываете 300 000 руб./мес. и ваша бизнес-модель хорошо проработана, вы знаете много нюансов о бизнесе, но ваш регион развития бизнеса ограничен одним городом. Чтобы расшириться вы должны открывать новые точки и следить за ними. Следить за точками и управлять ими в пределах Москвы вы скорее всего сможете, а вот управлять пекарнями в других регионах уже трудно. К тому же потребовались бы большие вложения в открытие большого количества пекарен.
Вы решаете запускать франшизу, передаете свою бизнес-модель другим предпринимателям, и они запускают свои пекарни под вашим брендом за свой счёт, а вы не только зарабатываете с продажи франшизы (паушальные взносы), но и становитесь владельцем сети, и управляете уже сетью. Управление сетью складывается из регулярной поддержки франчайзи, предоставлении каких-либо бонусов (например у вас крутое мобильное приложение для пекарни и удобная CRM), помощью с продвижением бизнесов франчайзи, предоставления для франчайзи выгодных условий для ведения бизнеса (например, вы представляете для своих франчайзи скидки на поставки за счет больших совместных оптовых закупок), и за это франчайзи платят вам роялти, и вы регулярно зарабатываете!
Какие варианты франшиз бывают:
Самые распространенные варианты франшиз — это:
1) Стандартная бизнес-франшиза — ваш франчайзи после покупки франшизы открывает «копию» вашего бизнеса у себя в регионе.
2) Мастер-франшиза — вариант франшизы, когда франчайзи может не только открыть бизнес по франшизе в определенном регионе, но и имеет право продажи вашей франшизы другим предпринимателям в этом регионе.
На чем зарабатывает франчайзер:
Плюсы и минусы франчайзинга:
Для франчайзера:
+ Улучшение собственного бизнеса
За счет платежей от франчайзи Вы существенно увеличите свои оборотные средства, поэтому у вас всегда будут деньги на развитие своего бизнеса, и следовательно бизнеса своих франчайзи! Вы сможете зарабатывать больше с бизнеса, а так же поможете зарабатывать много своим франчайзи!
+ Сильная команда
Т.к. ваши франчайзи будут заниматься своим филиалом по большей части самостоятельно, то у них будут возникать свои идеи развития бизнеса, поэтому очень часто бывает, что франчайзи находит какую-то фишку в бизнесе, которая существенно увеличивает доход, и следовательно вы так же сможете увеличить прибыль своего бизнеса!
+ Пассивный доход
Вы будете пассивно зарабатывать за счет постоянных ежемесячных платежей от франчайзи, а так же, если Ваша франшиза будет качественной, то новые франчайзи будут появляться так же пассивно!
+ Известный бренд
Со временем Вы станете владельцем бренда, который известен по всей России и СНГ, а может быть и по всем Миру!
— Долгосроная перспектива
Возможно в долгосрочной перспективе вы захотите открыть бизнес в каком-либо регионе, а он уже будет занят вашими франчайзи.
Для франчайзи:
+ Отсутствие ошибок на старте
Когда вы начинаете любой бизнес, то у вас по-любому будут ошибки, и это нормально. Если вы начинаете бизнес по франшизе, то продавец франшизы оградит вас от этих ошибок, и следовательно вы не потеряете лишних денег и времени на эти ошибки.
+ Работающая бизнес-модель
Когда вы запускаете бизнес с нуля, то вы еще не знаете, какой способ привлечения клиентов работает, а какой нет. Так же со всеми остальными сторонами ведения бизнеса, вы не знаете что сработает, а что нет, поэтому приходится тестировать и тратить свое время. При покупке франшизы вам сразу же доступны все работающие способы, поэтому вы сможете достичь результата в кратчайшие сроки.
+ Работающий сайт и маркетинговые материалы
Когда вы покупаете франшизу, то обычно вам сразу же дают работающий продающий сайт и маркетинговые материалы(маркетинг-кит, презентации, КП, и др.), поэтому вы сразу же экономите деньги на расходах на маркетинг при старте бизнеса.
+ Поддержка от сильного партнера
Покупая франшизу вы получаете в партеры человека, который уже добился результатов в определенной нише, поэтому если у вас возникнет какой-то вопрос, то его вам поможет решить человек с опытом.
+ Решение юридических вопросов
Т.к. продавцы франшиз обычно долгое время в своих нишах, то они знают все о юридических нюансах бизнеса начиная от правильных договоров и до подачи отчетов в налоговую. Эти знания так же сэкономят вам кучу денег и времени.
— Действие в строгих рамках
Работая по франшизе вы должны действовать в рамках стандартов этой сети, в некоторых случаях это может бить минусом, но как вы видите плюсов гораздо больше.
Частые сомнения:
Кто же купит мою франшизу? Ежемесячно около 300 000 человек ищут франшизы только через Яндекс, это огромный рынок, который постоянно растет. Сейчас на рынке франшизы России и СНГ наибольшим спросом пользуются как раз франшизы неизвестных брендов, т.к. всемирно-известные франшизы стоят в среднем от 500 000$, а франшизы новичков рынка в среднем 300 000 рублей (около 95% суммы от паушального взноса — чистая прибыль). Так что с продажей франшизы проблем обычно не возникает.
Зачем мне франшиза, если я смогу сделать все сам? Тот опыт, который вы приобретете вместе с покупкой франшизы в 99% случаях будет в разы больше стоимости франшизы. Зачастую покупка франшизы значительно сокращает ненужные затраты на старт бизнеса, а так же многократно ускоряет запуск бизнеса, так что начинать бизнес по франшизе гораздо безопаснее, чем делать его самостоятельно, особенно, если у вас не много опыта в бизнесе.
Как разработать франшизу и прописать её монетизацию?
Друзья, а вот и новая статья по франчайзингу и масштабированию бизнеса. Сегодня познакомимся с типажем франшиз: на какие виды они подразделяются, в чем основные отличия и как правильно прописать монетизацию в каждом конкретном случае.
Для тех, кто только присоединился к нам, скажу, что основные понятия по франчайзингу (паушальный взнос, роялти и маркетинговый сбор) Вы найдете в предыдущей статье «Основные правила самостоятельного оформления пакета франшизы», а сегодня я расскажу по каким критериям следует назначать вышеперечисленные платежи. Какие же бывают типы франшиз?
Основополагающих три типа франшиз. Сегодня мы детализируем франшизу в торговле, что это такое?
Это означает, что Вы занимаетесь реализацией каких-либо товаров, не имеет значение каких, главное – Вы торгуете в розницу. В идеале, по своему опыту скажу, лучше иметь сеть магазинов, тогда Вы уже понимаете схему сетевой торговли. Возникает вопрос, каким образом назначать вступительный взнос, если Вы самостоятельно создаете франшизу?
Выделяем преимущества создания торговых франшиз
Сразу хочу отметить, самое значительное преимущество торговых франшиз – это эксклюзив! Эксклюзив в чем? В товаре и логистике поступления продукции. Создавая торговую франшизу, у вас пусть не на 100%, но хотя бы на 30% товар должен быть уникальным либо оформлены эксклюзивные контракты с производителями, чтобы партнер при составлении товарной матрицы, закупал этот объем продукции исключительно у Вас.
Мы уже обсуждали тему ноу-хау компании, насколько это важно во франчайзинге, так вот в торговой франшизе Ваше ноу-хау – это Ваши договоренности. Если партнер с легкостью получит аналогичные цены у другого поставщика – это узкое место и над этим стоит задуматься еще перед разработкой франшизы. Идеальным вариантом заработка в торговой франшизе будет производство товара под собственным брендом.
При работе с известными раскрученными торговыми марками Вы не можете влиять на размер скидки, репутация и известность бренда на рынке добавляет надбавку к цене.
Создав собственное производство, Вы элементарно, самостоятельно назначаете себестоимость, цену реализации, обязываете партнера закупать определенный объем брендированного товара, прописав все условия в договоре, и продаете высокомаржинальную продукцию.
Стратегия паушального взноса торговых франшиз
Соответственно, как назначать паушальный взнос? Я Вам скажу, что очень часто торговые франшизы не берут с партнера вступительный взнос. Почему? Открыть торговую точку и так дело затратное, плюс ко всему франчайзер зарабатывает на продаже товарных остатков, т.е. условием входа в бизнес будет не фиксированная сумма в 200 или 500 тыс. р., а выкуп товарной продукции.
Если все же Вы захотите обозначить четкий барьер входа в Вашу сеть, то как правило, паушальный взнос варьируется в средних пределах от 200-500 тыс. р., примерно 10-15% от договора франчайзинга.
Политика взимания роялти
Если Вы являетесь полноценным производителем, роялти как таковое Вам и не потребуется. Это в том случае, если Вы занимаетесь сопровождением партнера: отслеживаете соблюдение стандартов работы магазина по франшизе, обучаете продавцов, проводите тренинги по повышению квалификации и навыкам продаж, обучаете мерчандайзингу и выкладке товара – тогда Вы постоянно находитесь на связи с партнером и регулярно отгружаете ему полный ассортиментную линейку, Вы зарабатываете на поставках, а партнер получает качественный продаваемый товар и поддержку в придачу.
Роялти назначают в компаниях, где мало уникальных товаров, собственно Вы не заработаете на их отгрузке, тогда и назначается оплата за текущую поддержку.
Полезный профессиональный совет
Если есть возможность контролировать эффективность работы компании – берите процентную ставку, если нет возможности отследить реальное количество проданного товара, назначьте фиксированную сумму, примерно 5% от оборота, это справедливая цена за сопровождение.
Никто не застрахован от не добропорядочности и занижать реальные результаты любят многие, поэтому если у Вас есть косвенный контроль и Вы в централизованной системе можете отслеживать продажи, товарные остатки и т.д. – то Вы владеете информацией, какой товар продается лучше, Вы можете напрямую подсказывать партнеру как увеличить уровень продаж, таким образом повышая как его выручку, так и собственный заработок. Думаю, что с роялти все стало понятно.
Назначаем маркетинговый сбор франшизы
Последнее на сегодня – маркетинговый сбор. Чаще всего он составляет 5-10 тыс. руб., но в среднем не более 25 тыс. руб. Наиболее значимое в маркетинговом сборе – прозрачность платежа. Показывайте партнеру, какие действия были совершены на эти средства, и какая отдача поступила в результате. Маркетинговый сбор должен быть понятен Вашему партнеру.
В нынешних экономических условиях рынок торговых франшиз сокращается. Потому что неэффективные компании не выдерживают конкуренции и рыночной ситуации, которая сложилась в российской экономике.
Подводим итоги
Создавая франшизу в области ритейла, точками внимания станут:
Все вышеизложенные инструменты монетизации необходимо изложить будущему партнеру грамотно, доступно и развернуто. Потому что в противном случае со временем партнеры выйдут из состава сети и Вашей репутации наступит конец.
А на нашем портале о франшизах http://franshiza-master.ru/ представлено более 300 франшиз как производственного характера, так и франшизы в сфере услуг и ритейла.
Готовый бизнес-план фреш-бара на фудкорте
1,6 млн ₽
400 000 ₽
6 месяцев
Фреш-бар — это точка со свежевыжатыми соками и смузи без сиропов, сахара и воды. Такая точка может располагаться на фудкортах в торговых и развлекательных центрах. На фудкорт люди в основном приходят за едой, но есть и те, кто целенаправленно приходят за свежевыжатыми соками и смузи, потому что зож и натуральная еда — некий тренд.
Фреш-бар может располагаться и в отдельно стоящем здании, но в этой статье мы будем говорить именно о точке на фудкорте.
В плане мы приводим инвестиции, ежемесячные расходы и примерный срок окупаемости фреш-бара, но важно понимать несколько вещей:
Теперь, когда мы сняли с себя всю ответственность и переложили ее на вас, можем перейти к цифрам. Цифры будем давать на примере одного из фреш-баров на фудкорте на окраине Москвы.
1,6 млн ₽ — инвестиции для фреш-бара на фудкорте
Чтобы открыть фреш-бар на фудкорте, нужно учесть аренду за первый месяц и депозит, заказать барную стойку-остров и вывеску, купить оборудование и расходники, а еще сделать сайт и подготовить фотографии: для сайта, социальных сетей и служб доставки.
Аренда, депозит, маркетинговый сбор и эксплуатационные расходы. Какой будет аренда, зависит от города и торгового центра. Для примера мы будем считать по 7000 рублей за квадратный метр.
Фреш-бару хватит 6-10 квадратных метров, мы возьмем по минимуму — 6 м². Получается, за первый месяц аренды нужно заплатить 42 000 рублей.
Кроме аренды торговые центры берут:
Итого, чтобы арендовать точку на фудкорте, нужно будет заплатить 94 200 рублей.
Барная стойка-остров делается на заказ. У каждого торгового центра свои технические требования к дизайну, цвету и материалам. Например, в одних требованиях будет прописано, что стойка должна быть из дерева, а в других — из пластика.
Островок может стоить от 200 000 до 500 000 рублей. Для расчета мы возьмем среднее число — 350 000 рублей.
Проектные работы. При любых требованиях нужно предоставить проект, в котором будет описано, где располагаются розетки, лампы, мокрые точки: канализация, раковина, подвод воды. к Проект некоторые делают сами, но торговый центр может потребовать проект острова от компании, которая состоит в СРО, саморегулируемой организации.
Проект может стоить 50 000 — 60 000 рублей и дороже.
Вывеска и доска с меню. На вывеску точки и доску для меню в среднем уходит 40 000 рублей.
Оборудование. Для фреш-бара нужно купить:
Оборудование лучше брать новое. С подержанным неизвестно, как им пользовались и обслуживали, и есть риск, что оно сломается, а ремонт съест всю экономию.
Соковыжималку для твердых фруктов и блендеры лучше брать марки «Борк» — качество этой техники близко к промышленному оборудованию, и у них хороший сервис: если что-то сломается, можно отдать в ремонт и достаточно быстро заменить запчасти.
Для цитрусовых лучше выбирать марку «Сантас» — это промышленное оборудование, которое обычно используют в общепите.
На оборудование может уйти от 500 000 рублей до 1 млн рублей. Для расчета будем ориентироваться на 750 000 рублей.
Фрукты, овощи, ягоды. Чтобы готовить соки и смузи, нужно закупить фрукты, ягоды и овощи: апельсины, грейпфрут, яблоки, груши, манго, огурцы, сельдерей, гранаты — точный список зависит от меню точки.
В среднем на ингредиенты уходит 30% оборота точки. Затраты на ингредиенты в общепите называются фудкостом. Посчитаем фудкост для нашей точки с такими вводными:
Итого на ингредиенты — 216 000 рублей в месяц.
Расходники — это стаканчики, салфетки, тряпки, средства для мытья. На них обычно уходит не больше 10% от оборота точки. С вводными из нашего примера получается 7 200 рублей.
Зарплаты на первый месяц. На одной точке обычно работают двое сотрудников по сменам, например два через два. Зарплата зависит от региона и количества рабочих часов, но в среднем можно рассчитывать на 80 000 рублей за двоих сотрудников вместе с налогами.
Сайт и контент. Нужно сделать сайт, чтобы принимать заказы на доставку, и сфотографировать напитки — картинки понадобятся для сайта и работы со службами доставки.
Сайт можно сделать самим в конструкторе, а фотографа нанять не самого дорогого. Тогда получится уложиться примерно в 15 000 рублей.