макомы узбекские что это
Маком
Издания : Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924, Шашмаком, т. 1-5, M., 1950-67 (со вступит. статьей В. М. Беляева), Хоразм макомлари, Таш., 1958; Шашмаком, т. 1-5, Ташкент, 1966-73 (изд. продолжается).
И. Р. Раджабов.
Полезное
Смотреть что такое «Маком» в других словарях:
маком — музыка, жанр Словарь русских синонимов. маком см. нет 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
МАКОМ — в узбекской и таджикской музыке большой вокально инструментальный цикл (сюита); единый комплекс из 6 маком образует шашмаком. В широком значении родствен макаму … Большой Энциклопедический словарь
маком — узбекская и таджикская разновидности макама. * * * МАКОМ МАКОМ, в узбекской и таджикской музыке большой вокально инструментальный цикл (сюита (см. СЮИТА) ); единый комплекс из 6 маком образует шашмаком. В широком значении родствен макаму (см.… … Энциклопедический словарь
Маком — в узбекской и таджикской музыке основа мелодий а песен. В узбекской и таджикской народно профессиональной классической музыке устной традиции большой цикл (сюита) из законченных музыкальных произведений … Музыкальный словарь
маком — а, ч. 1) Одне з понять в узбецькій і таджицькій професіональній музиці усної традиції; регіональний різновид макама. 2) Сюїтний цикл із завершених музичних творів узбецької і таджицької класичної традиції, об єднаних спільністю тонічної опори або … Український тлумачний словник
Маком сидеть — Макомъ сидѣть (иноск.) о дѣвицѣ засидѣвшейся (красующейся) въ дѣвкахъ. Дѣвка не макъ, въ одинъ день не облетитъ. Ср. Тетушки и бабушки. стали загадывать всѣмъ непонятныя, изстари по Руси ходячія загадки: Не вѣкъ де Лизаветѣ Зиновьевнѣ макомъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов
Дата публикации: 18.09.2018 2018-09-18
Статья просмотрена: 696 раз
Библиографическое описание:
Матёкубов, Матрасул. Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов / Матрасул Матёкубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52674/ (дата обращения: 17.12.2021).
В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на друг друга, но и имеют различия. В чём появляется это сходство и отличия, — об этом говорится в данной статье.
Ключевые слова: Бухара, Хорезм, Шашмаком, маком, Юнус Ражаби, «Авесто», Алишер Навои, мушкулот, тани маком, айти йули, чертим йули, тасниф, таржеъ, сакил, сарахбор, тарона.
В 1958 году под руководством Юнуса Раджаби был создан специальный ансамбль Маком. Первая цель команды состояла в том, чтобы записать шесть частей для всего звукового фонда радио Узбекистана. Эта работа была настоящей творческой лабораторией и в ходе всех научных и практических работ были улучшены тексты и ноты макомов. В результате макомы были перезаписаны и превращены в шесть книг под названием Шашмаком. В книгах Шашмаком были саундтреки, и они были напечатаны в виде аудиозаписей объемом двадцать четыре тома. Благодаря широкому спектру работ Юнуса Раджаби, Шашмаком стал важным историческим документом, определяющим определенный период развития.
После Юнуса Раджаби ансамбль Маком возглавляли различные музыканты, макомисты. Огромный вклад в это внес также Фахриддин Содиков, который работал музыкальным директором в ансамбле Маком. Ансамбль Юнуса Раджаби работал под руководством Шавката Мирзаева, Абдухошима Исмаилова, Исроилхона Вахобова которые прошли подготовку в Государственной Консерватории Узбекистана. После работ Юнуса Ражаби Абдухашим Исмаилов, осмелился обновить Шашмаком. У него были разные интерпретации частей Сарахбора, и добавил новые мелодии которые были основаны на Ферганские усули.
Кафедра восточной музыки, факультет народного творчества, открылась в 1972 году в Государственной консерватории Узбекистана в качестве важного события в развитии узбекского музыкального наследия. Его деятельность заключалась в подготовке квалифицированных специалистов по двум основным направлениям: традиционным вокальным и музыкальным исполнительством.
Научное и практическое освоение макомов также было внедрено во вторичном и начальном образовании. Таким образом, была заложена важная основа обеспечения непрерывности преемственности и традиции в развитии макома. Другим важным аспектом этого процесса является уделение внимания изучению исторически сложившихся методов исполнения таких мест как в музыкальных школах Хорезма, Бухары, Самарканда, Ферганы и Ташкента, которые являются центрами старинного макома.
Хорезм является одним из старейших культурных центров и оказал большое влияние на развитие мировой культуры. В истории народов Центральной Азии хорезмская культура во многом была важной. История Хорезма относится к семи тысячам лет. Создание книги «Авесто», академии Маъмуна в территории Хорезма и многие из культурного богатства этой страны, по-видимому, является источником самых древних культур как китайской, византийской, египетской истории. Хорезм стал одним из сильнейших политических государств в IX-XII веках, когда уровень материальной и духовной культуры достиг высокого уровня. В то время величие дворцовых музыкантов, было представлено во многих исторических источниках. Многие литературные источники указывают на то, что музыка в Хорезме была высокоразвитой. Например, великий узбекский поэт Алишер Навои доставляет известности Хорезма в его стихотворении «Бахром и Дилором». Хорезмские народные мелодии характеризуются своей оригинальностью. Макомы — знаменитые памятники хорезмской музыки. Как Бухарский Шашмаком Хорезмские макомы тоже являются очень старинными и до сих пор сохранилась в традиции народа.
Существует много сходства между Хорезмийскими макомами и Бухарской Шашмакомами. Каждый маком делится на две основные части: музыкальные и вокальные. Музыканты из Бухары называют первую часть — «мушкулот», а Хорезмские называют — «чертим йули». Вокальный раздел Бухарского Шашмакома называется «наср», а Хорезм — «айтим йули».
Разница между условиями этих двух типов макомов не ограничивается этим. Например, музыкальную часть Бухарского Шашмакома ёще называют «тасниф», а Хорезмского макома «танимаком». В вокальном разделе макома Бухары после каждого большого раздела начинается тарона. Тарона может быть иногда несколько, иногда одна. Это зависит от темы песни. В макоме Хорезма тарона исполняется после большой части, но тоже называется «маком».
В музыкальной части хорезмских макомов обычно содержат более крупные «нагма», чем макомы Бухары. Трудно сказать, когда были созданы некоторые части макомов, но есть некоторые факты что в середине 19-го века в Хорезме появились некоторые макомы а именно из инструментальной части. Хорошо известно, что в то время популярные музыканты и певцы делали много дополнений к самим макомам. Например, Пахлавон Нияз Мирзабоши Комил добавил «Мураббаи Комил» в маком «Рост». Его сын Мухаммад Расул Мирзабаши добавил «Мураббай Рост Мирза». Другие музыканты-исполнители также включали «Сакили Ислимханий», «Сакили Ниёзхужа», «Сакили Феруз», «Чор усули Феруз» и другие.
Каждая основная часть отдела макома состоит из нескольких частей. Количество этих частей постоянно меняется. Среди макомов Бухары, таких как тасниф, сақил, сараҳбор, муҳаммас, а также пешрав, муҳаммас и сақил в Хорезмских макомов являются постоянными, то есть они не меняются. Эти части являются обязательными для всех позиций, являются основой макомов, а остальные создались позже и исполняются по желанию музыкантов.
Неизвестно точно, когда это направление зародилось, но уже к ХVIII веку маком стал одним из крупнейших ответвлений центральноазиатской классической музыки. В ХIХ-ХХ столетиях достиг пика расцвета в виде трех стилевых традиций: бухарский шашмаком, хорезмский и фергано-ташкентский макомы. Каждый носит название лада, в котором звучит, и отражает разные эмоции, переживания.
Маком внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Труд исполнителя макомов сложен, а путь становления тернист. Здесь нужны не только талант, музыкальный слух, звонкий и чистый голос, но и огромные усилия. Следует быть терпеливым мастером, искусным музыкантом, чтобы, понимая и чувствуя мелодию, превратить свой голос в одну из составных частей произведения. Важно и умение полностью контролировать каждый жест, ведь сопровождаются все действия истории мимикой и пластикой.
Один маком может звучать два-три часа и более. Импровизационное развертывание композиции осуществляется на строго канонической ладовой и ритмической основе. Богатство приемов мелодико-интонационного развития, ритмической организации формы позволяет музыкантам создавать всякий раз неповторимую композицию.
Государство уделяет жанру особое внимание, подписываются документы, в соответствии с которыми в стране ведется масштабная работа по популяризации и поддержке древнего вида народного музыкального творчества. Только за последние годы вышли постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» от 17 ноября 2017-го, «О проведении Международного форума искусства макома» от 6 апреля 2018-го и постановления Кабинета Министров «Об организации деятельности «Маком музейи» в городе Шахрисабзе Кашкадарьинской области» от 6 августа 2018-го, «Об организации специализированных школ-интернатов искусства маком» от 21 ноября 2019-го.
В соответствии с постановлением правительства от 21 ноября 2019 года таких учреждений всего по Узбекистану четыре: Республиканская специализированная школа-интернат искусства макома в столице и по одной школе-интернату в Ферганской, Хорезмской и Бухарской областях. Здесь готовят молодые кадры, владеющие знаниями искусства маком, историческими и национальными традициями.
Стоит подчеркнуть, что и Маргилан может похвастать искусными мастерами. Неспроста город получил статус музыкальной столицы, и не только в Узбекистане, но и Центральной Азии.
Сегодня благодаря открытию театра сокровищница искусства маком пополнилась широким спектром произведений. Так, за относительно короткий период времени здесь состоялся ряд премьер спектаклей и крупных концертных программ, в числе которых «Навои», «Шашмаком», «Мухаббат бустони» («Сад любви»), «Фаргонача кулгу» («Ферганский смех») и многие другие, которые уже вошли в историю современного макома.
Важно и то, что при поддержке руководства Ферганской области прилагаются определенные усилия по созданию современных условий для творческой общественности и реализации ряда благих инициатив по укреплению материально-технической базы театра.
Традиционный национальный музыкальный жанр, раскрывая новые грани, набирает популярность, получает заслуженное внимание благодаря совместным усилиям талантливых исполнителей, государства и почитателей макома. Узбекистанцы гордятся великим богатым наследием предков.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».