магомаев за что сидел
Черные полосы в жизни баловня судьбы Муслима Магомаева: Из-за чего певца не выпускали за рубеж, и почему он решил уйти со сцены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В семье Муслима Магомаева почти все имели отношение к искусству – дед был известным азербайджанским композитором, отец – театральным художником, а мать – драматической актрисой. На музыкальную одаренность мальчика обратили внимание еще в детстве, и он занимался в музыкальной школе при Бакинской консерватории. Отец Муслима погиб на войне, мать вскоре снова вышла замуж, и он рос в семье своего дяди Джамала. В 1959 г. Магомаев закончил Бакинское музыкальное училище и начал выступать на сцене Дома культуры моряков.
Его музыкальная карьера развивалась стремительно и очень успешно. В 1962 г. его наградили золотой медалью на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, в том же году он успешно выступил в Кремлевском дворце, а в 1963 г. состоялся первый сольный концерт 21-летнего певца в концертном зале им. П. Чайковского. Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета, а в 1964 г. его направили на двухлетнюю стажировку в итальянский театр «Ла Скала». В 31 год Муслим Магомаев стал самым молодым певцом в СССР, получившим звание народного артиста.
У Магомаева было много завистников и недоброжелателей, которые ставили ему в вину то, что он ушел с оперной сцены на эстраду. Говорили, что, мол, другого выхода у него не было – почувствовал, что слишком слаб для оперы, потому и ушел. Артист очень болезненно реагировал на такие слухи. И после 10-летнего перерыва он снова решил выйти на сцену оперного театра, чтобы опровергнуть их. С триумфом исполнив «Севильского цирюльника», Магомаев уже навсегда ушел из оперы: « Я пел в ней достаточное время, но потом решил, что не стану таким уж великим оперным певцом. А по мне лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе ».
Его популярность была просто ошеломительной. Поклонники носили на руках не только самого певца, но и машину, в которой он находился – однажды после концерта они подхватили ее и пронесли до гостиницы. Говорили, что если бы он выступал за границей, то был бы не менее знаменит, чем Фрэнк Синатра. А самое интересное то, что у Муслима Магомаева была такая возможность: в конце 1960-х гг. во время гастролей артиста в Париже директор концертного зала «Олимпия» предложил ему заключить контракт на год. К сожалению, сам он решение принимать не мог, а в Министерстве культуры СССР на это предложение ответили категорическим отказом: мол, певец задействован в правительственных концертах и не может надолго уехать из страны. Очень часто письма с приглашением выступить на зарубежных сценах в Госконцерте оставались без ответа. Либо представители Госконцерта запрашивали такую сумму, что зарубежные коллеги сами отказывались от сотрудничества. Магомаев получал копии таких писем, поэтому знал, сколько раз упустил возможность дать концерт за границей.
Считалось, что Магомаев был обласкан властью – его любил Брежнев, его поддерживала Фурцева. Однако на самом деле не все было так гладко и безоблачно. В первый раз в 1966 г. его не хотели выпускать на гастроли во Францию местные власти: « Он азербайджанец, а в Азербайджане давно не был ». Только по звонку Фурцевой разрешение все же было дано. Но и потом, по признанию самого артиста, за границу его выпускали «через раз», и всегда очень неохотно – опасались, что он станет «невозвращенцем». Дело в том, что за рубежом у него были состоятельные родственники, и они вполне могли бы ему обеспечить побег из СССР, если бы он сам того захотел. Но у Магомаева таких планов никогда не было. Сам он объяснял это так: « Сейчас это странно звучит, но я люблю свою Родину и своих родителей. А мой дядя был партийным деятелем, если бы я уехал, его бы выгнали из партии, он потерял бы работу. Такой бяки я подсунуть ему не мог. Да и потом я бы не смог там жить, я другой человек. Не могу видеть эту расчетливость, разговоры только о деньгах и, простите, немного умственную ограниченность ».
Однажды в конце 1960-х гг. Магомаева попросили помочь ростовским артистам: они находились в бедственном положении, так как концерты Ростовской филармонии не давали сборов. И певца пригласили выступить на стадионе за тройную ставку – сборы с этого концерта покрыли все убытки филармонии за последние месяцы. А позже его обвинили в нетрудовых доходах – как оказалось, размер гонорара ни с кем не был согласован. В результате Магомаеву запретили выезжать с концертами за пределами Азербайджана, отменили выступления на радио и телевидении, и лишь через полгода, после личного вмешательства Андропова, ему вернули право гастролировать по стране. Интерес Андропова объяснялся просто: он хотел, чтобы Магомаев выступил на концерте, посвященном юбилею КГБ. Поэтому запрет на выезд пришлось снять.
Обвинения артиста в алчности звучали абсурдно еще и потому, что деньги никогда не были для Магомаева основным стимулом для выступлений. На своей свадьбе он 2 часа пел перед раскрытыми окнами ресторана для поклонников, которые собрались у входа, чтобы поздравить своего любимца (после чего 2 месяца пролежал с бронхитом – дело было зимой), а в другой раз несколько часов выступал на балконе гостиничного номера для тех людей, которые не смогли достать билетов на его концерт.
Публика действительно его боготворила. Роберт Рождественский говорил: « Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте ».
После перестройки, когда уже можно было выезжать за границу беспрепятственно, Магомаев все равно редко покидал пределы страны. И на сцене появлялся все реже и реже, а вскоре и вовсе решил прекратить концертную деятельность – не хотел, чтобы зрители видели, как он стареет и теряет голос. В 60 лет он признался в одном из интервью: « Каждому овощу свое время года. Я считаю, что мое время было тогда, в 70-е, когда я был молодым. И сейчас, встреться я с современными ребятами в нынешней тусовке, думаю, мы были бы скучны друг другу. Поэтому я стараюсь проводить время в своей компании. ».
В последние годы жизни певец часто болел, были проблемы с сердцем, и он даже говорил, что это время – расплата за былую популярность. Но он оставался любим в народе до конца своих дней. 25 октября 2008 г. его сердце перестало биться. За всю свою творческую жизнь Муслим Магомаев спел более 600 песен, написал 20 собственных композиций и смог уйти со сцены с достоинством, в который раз доказав публике, что заслуживает звания истинно народного артиста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 слухов из жизни Муслима Магомаева
1. Во времена разоблачений сталинского режима ходили слухи, что отец Магомаева был репрессирован
2. Муслим Магомаев ушел со сцены в 40 лет и больше никогда не выступал
Это не совсем так. Да, больших сольных концертов он не давал. Однако и настоящим затворником не был.
3. Судачили, что свою жену Тамару Синявскую певец фактически увел у ее первого мужа
Это не совсем так. Завязался роман, затем Тамара и Муслим разъехались по разным странам. А потом случайно встретились во Дворце съездов.
4. О буйной молодости Магомаева ходили легенды. Впрочем, он и сам охотно вспоминал свои похождения.
5. В прессе нередко Магомаева выставляли как ярого противника всяческих корпоративов.
На самом деле Муслим Магометович искренне полагал, что такова работа любого творческого человека.
6. Считалось, что Магомаев был подпольным миллионером: так шикарно всегда он жил
Действительно, многие были уверены в том, что Магомаев очень богатый человек, хотя он таковым не являлся. Все деньги тратил на друзей, на банкеты. Жил в «России» в шикарном пятикомнатном «люксе». За столом у него всегда сидели не менее тридцати человек. Многие друзья-товарищи приходили завтракать, обедать и ужинать. (Правда, как признавался певец, эти «друзья» потом куда-то подевались.) Для того чтобы быть щедрым хозяином, надо было зарабатывать. И он со своей женой Тамарой Синявской, как сам рассказывал, периодически ездил, что называется, вкалывать.
Тогда им приходилось давать по два концерта в день. А потом опять приемы и банкеты.
7. Многие полагали, что у Муслима Магомаева никогда не было проблем с советской властью
Оказывается, любили его не всегда. В свое время певец был сурово наказан советскими чиновниками за то, что получил, как считали в руководящих кругах, слишком большую сумму за концерт на стадионе. В итоге ему запретили полгода выходить на сцену. Между прочим, тогда его спас Юрий Андропов. Перед очередным юбилеем КГБ он позвонил Фурцевой и сказал: «Мои ребята на праздничном концерте хотят послушать Магомаева».
Она ответила, что сейчас он в запрете. Андропов, немного помолчав, произнес: «А у нас он абсолютно чист! Обеспечьте!»
Сам же певец говорил, что всегда держался подальше от политики. Именно по этой причине он никогда не вступал ни в какие партии.
8. Одно время Магомаев был невыездным
Говорят, Фурцева не согласилась отдать на год Магомаева на полный пансион директору парижской «Олимпии» Бруно Кокатрису. Но, как оказалось потом, она отказала не по своей воле. У Муслима Магометовича за границей жил брат. Да и сам певец был человеком непредсказуемым. Мог уйти от чиновника, хлопнув дверью. Поэтому власти решили не рисковать.
9. Магомаева любили криминальные авторитеты
Как-то в 70-х годах один популярный ВИА на гастролях в Баку был ограблен. Украли все микрофоны. Милиция бездействовала. Тогда музыканты не нашли ничего проще, чем пойти домой к Магомаеву. Выслушав ходоков, Муслим Магометович попросил их не беспокоиться и идти отдыхать в гостиницу. На следующий день микрофоны не просто вернули, их вернули с большими извинениями.
10. Периодически пресса сообщала, что Магомаев потерял голос. А после того, как певец не поехал на похороны экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева, появились слухи, что он при смерти
«По этой причине, из-за скакнувшего давления, я не поехал на похороны Гейдара Алиева. Врачи на время не рекомендуют перелеты. Только по этой причине. Просто получилось так, что мы заболели с ним одновременно. Это судьба. Конечно, настроение у меня плохое, это большая потеря для меня. Но что делать? Все-таки Гейдару Алиеву 80 лет было. Так что к этому мы были готовы. «
А вот к смерти маэстро Муслима Магомаева мы готовы не были. Он ушел от нас в 66 лет. Слишком рано. И слишком неожиданно.
Авторы: Виталий БРОДЗКИЙ, Наталья ДАРДЫКИНА.
Певец в опале (Муслим Магомаев)
За те годы, что прошли с тех пор, как распался СССР, об этой великой стране разного рода «исследователями» были написаны и рассказаны горы всевозможных небылиц. О том, что жизнь там была серая и унылая, что свободомыслящим людям там буквально нечем было дышать, а талантливые люди всячески затирались и преследовались. Короче, сплошная чернуха. На самом деле все это по большей части выдумки, имеющие к правде отдаленное отношение. На самом деле жизнь в СССР была достаточно разноцветная и насыщенная, а талантливых и выдающихся людей было в десятки раз больше, чем в сегодняшнее самое пресвободное капиталистическое время. Если, к примеру, задаться целью и начать перечислять имена этих людей (а сюда войдут не только представители литературы и искусства, но также видные ученые, спортсмены и т. д.), то этот список займет не одну страницу текста. Причем речь идет именно о талантливых и выдающихся людях, а не о раскрученных с помощью СМИ, чего в советские годы вообще не было. «Феномена Ксении Собчак» там никогда отродясь не могло быть по определению.
Сетования критиков на то, что талантливых людей в СССР власти мало ценили и не позволяли им зарабатывать столько, сколько им захочется, тоже притянуты за уши. Практически все советские знаменитости жили в десятки раз лучше рядовых граждан, но это абсолютно не сказывалось на отношении последних к ним – кумиров в СССР боготворили по-настоящему. Им прощали все, в том числе и более сытую жизнь, чем у народа. Один из таких ярких примеров – уже известный нам певец Муслим Магомаев, который во второй половине 60-х превратился чуть ли не в национального кумира (отметим, что он был азербайджанцем, жил в Москве, но кумиром являлся для всей многонациональной страны).
Популярность Магомаева была связана прежде всего с песнями другого интернационального кумира – армянского композитора Арно Бабаджаняна, который в 60-е годы считался «королем шлягера». В исполнении Магомаева огромным успехом пользовались его песни: «Песня о Москве» (кстати, запрещенная Н. Хрущевым как твист), «Королева красоты», «Чертово колесо», «Свадьба», «Не спеши» и др. Выступая с таким «звездным» репертуаром, Магомаев довольно быстро превратился в Советском Союзе в «гастролера № 1» – певца, за обладание которым боролись все филармонии страны. Вспоминает Ч. Садыхов:
«На гастролях я со своей супругой Джейран собирал магомаевские гонорары. За каждое выступление на стадионе Муслим получал по ведомости ровно 537 рублей (отметим, что средняя зарплата по стране тогда составляла 120 рублей. – Ф. Р.). Так вот, 37 рубликов мы ему оставляли, а 500 отнимали, на время, естественно. При этом я открыто заявил певцу: «Муся, я тебе их не дам!» За четырехмесячные гастроли, например, собрали таким образом 11 тысяч рублей. Джейран иногда с упреком говорила: «Берешь меня на гастроли отдохнуть, а не для того, чтобы я не спала, зная, что под подушкой лежат такие деньги».
Ажиотаж вокруг концертов Магомаева был фантастический. Представьте стадион тысяч на 40–60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает «уазик» с открытым верхом. Мы с Мусей встаем в него и делаем традиционный круг почета. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. «Уазик» поднимают и несут на руках. Клянусь! И мужики, и бабы – все несли. Однажды в Одессе так подняли «Волгу», в которой сидели я, Джейран, Муслим, его очередная пассия и водитель. И не просто подняли, а резво понесли до самой гостиницы «Красная», в которой мы тогда жили. Я не поленился, подсчитал, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра.
Потрясающий случай произошел в Молдавии, в Бендерах, кажется. Отработав концерт, возвращаемся в гостиницу часов в 11 вечера. Поднимаемся в номера. Вдруг – громкие крики. Выхожу на балкон. Гляжу, на соседнем стоит Муслим, а перед гостиницей огромная толпа. Люди кричали, что они не сумели попасть на концерт, и просили его спеть. Муся говорит: «Чина, сходи за аккордеоном, пожалуйста». И в течение часа с балкона 4-го этажа под мой «походный» аккомпанемент Магомаев давал бесплатный концерт…»
Между тем не всегда эти гастроли приносили певцу одно только удовлетворение, случались и неприятности. Об одном из таких случаев рассказывал Павел Леонидов, в 60-е годы известный в отечественной эстраде поэт-песенник («Тополиный пух», «Школьный вальс», «Звезды России» и др. песни) и администратор.
Эта история произошла в 1967 году. Леонидов решил организовать гастроли Магомаева в нескольких городах Союза: Ростове-на-Дону, Донецке, Краснодаре, Черновцах. При этом певцу было обещано за один сольный концерт на стадионе платить по 600 рублей (огромные деньги по тем временам). Магомаев согласился и с триумфом провел эти гастроли. Однако об этом стало известно чиновникам в Баку, и те немедленно телеграфировали в ЦК КПСС: «На каком основании Магомаев получает такие деньги?!» После этого за дело взялся заместитель министра культуры СССР Василий Кухарский. Он вызвал к себе Леонидова и Магомаева и устроил им настоящий разнос. «Это как изволите понимать? – кричал Кухарский на прибывших, не давая им опомниться. – Я, замминистра, получаю в месяц 700 рублей, а какой-то певец за один сольный концерт на сто рублей меньше! Вы что, охренели?! Да сам Шаляпин у царя столько не получал!»
Леонидов сделал попытку оправдаться, объяснив, что действовал согласно существующим правилам. «Вы же сами, Василий Феодосиевич, подписали приказ, что артисту, выступающему на стадионе, платить три ставки. Вот я взял и умножил двести на три. Получилось шестьсот рублей…»
Однако это объяснение еще больше распалило Кухарского (еще бы, ведь тогда выходило, что во всем виноват он сам), и он вынес свое суровое решение: Магомаеву в течение года запрещается концертировать по стране, ему разрешено петь только в составе труппы Бакинского театра оперы.
К счастью для певца, его опала продлилась всего лишь девять месяцев. Причем на помощь певцу пришел всемогущий КГБ. В те дни приближался его 50-летний юбилей, и на торжественном концерте должны были выступить «сливки» отечественной эстрады. Естественно, без Магомаева обойтись было никак нельзя. Однако когда ему позвонили домой и сообщили о приглашении, он ответил: «С превеликим удовольствием, но министерство культуры вряд ли разрешит». «Не волнуйтесь, Министерство мы возьмем на себя», – прозвучал в телефонной трубке важный баритон. И действительно – проблема была улажена в два счета, и опала Магомаева благополучно завершилась.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Даешь Муслима! (Муслим Магомаев)
Даешь Муслима! (Муслим Магомаев) Слава пришла к певцу Муслиму Магомаеву в 1962 году, когда он выступил в Кремлевском Дворце съездов в рамках фестиваля азербайджанской культуры и исполнил песню «Бухенвальдский набат» и каватину Фигаро. Худой 19-летний юноша в пиджаке с
Форвард в опале (Анатолий Кожемякин)
Форвард в опале (Анатолий Кожемякин) 17 октября 1972 года в «Комсомольской правде» была опубликована заметка В. Скорятина под названием «Форвард вне игры». Она была посвящена судьбе талантливого молодого футболиста столичного «Динамо» 19-летнего Анатолия Кожемякина.
Сериал в опале («Тени исчезают в полдень»)
Сериал в опале («Тени исчезают в полдень») 17–23 февраля 1975 года по ТВ был в очередной раз показан сериал «Тени исчезают в полдень». Премьера этого 7-серийного блокбастера состоялась ровно три года назад – в феврале 72-го, после чего практически каждый год сериал обязательно
Как «похоронили» артистов (Муслим Магомаев / Тамара Синявская)
Как «похоронили» артистов (Муслим Магомаев / Тамара Синявская) В феврале 1976 года в центре громкого скандала оказалась звездная пара в лице Муслима Магомаева и Тамары Синявской, которых народная молва… похоронила. В те дни буквально вся Москва полнилась страшными слухами
Глава III. «Алкогольная революция»: хлебное вино в опале
Глава III. «Алкогольная революция»: хлебное вино в опале «Казенная продажа питей» 1895–1914 гг.Акциз, несмотря на все очевидные успехи в производстве «высших питей», начиная с восьмидесятых годов стал вызывать в некоторых кругах российского общества все большее и большее
Молотов в опале
Каганович в опале
Каганович в опале Влияние Кагановича продолжало меняться в течение войны. Он выполнял важные задания, но общее руководство военной экономикой по линии Совета Министров и ГКО осуществлял в первую очередь Вознесенский, а по партийной линии – Маленков. Вознесенский в 1946
В опале
В опале Пирогов возвращается в Петербург. Власть не желает слышать от хирурга о проблемах русской армии, интриги коллег набирают новую силу, и Николай Иванович принимает решение покинуть Медико-хирургическую академию и посвятить себя просветительской деятельности.
Магомаев — большой ребенок
Магомаев — большой ребенок Муслим был, как большой ребенок. Очень искренний, очень честный, очень благородный. Нынешние звезды ему в подметки не годятся! Вот сегодня эти так называемые звезды продают свои концерты за полгода, чтобы у них был народ. И, как правило, одни не
Магомаев и футбол
Магомаев и футбол Как-то на стадионе «Юных пионеров» выбирали в футбольную секцию троих из ста мальчишек, — вспоминает Владимир Морозов. — Бил я только с правой, а тут тренер говорит: давай, мол, с левой. Набрался я наглости, ударил — и попал в этого самого тренера. Стал
Певец Кавказа
Певец Кавказа Тот 1841 год был омрачен еще одним событием, возбудившим в обществе неприязненное отношение к делам на Кавказе. Сосланный в ссылку «властитель дум», знаменитый поэт Михаил Лермонтов погиб 15 июля на дуэли в Пятигорске.Он знал Кавказ не понаслышке. Здесь он
Певец Кавказа
Певец Кавказа Тот 1841 год был омрачен еще одним событием, возбудившим в обществе неприязненное отношение к делам на Кавказе. Сосланный в ссылку «властитель дум», знаменитый поэт Михаил Лермонтов погиб 15 июля на дуэли в Пятигорске.Он знал Кавказ не понаслышке. Здесь он
Муслим Магометович Магомаев
Фото Все
Видео Все
Муслим Магомаев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2007)
Муслим Магомаев. Прощание
Муслим Магомаев. Король песни [Полная версия]
Муслим Магомаев — биография
Муслим Магомаев – прославленный эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, актер. В 1973 году получил звание Народного артиста СССР.
Разнообразный репертуар, творческое долголетие, невероятная популярность – все это было у известного певца Муслима Магомаева, и вызывало зависть не только отечественных, но и мировых звезд эстрады. Он выходил на сцену Ла-Скала, пел вместе с военным ансамблем, без него не обходился ни один «Голубой огонек» и торжественный концерт во Дворце съездов, его имя присвоено одной из малых планет, миллионная армия поклонниц не представляла своей жизни без его «Королевы красоты» и «Мелодии», гонялась за его фотографиями и автографами. Но судьба самого кумира 60-х-80-х не была такой безмятежной, как казалось. Он вырос без отца, много лет не видел свою мать, и попал в опалу власти даже несмотря на наличие многочисленных наград и регалий.
Детство
Родился Муслим Магомаев в столице Азербайджана – Баку 17 августа 1942 года. Отца будущего певца звали Магомет Магомаев, до войны он трудился в театре художником. Он ушел на фронт и не вернулся, погиб, когда до победы оставалось всего каких-то пятнадцать дней. Мама – Айшет Магомаева, служила в том же театре актрисой, выступала под псевдонимом Кинжалова. Ее предками были адыгейцы, турки и русские. Сам Муслим не уставал повторять, что считает Азербайджан своим отцом, а Россия для него всегда ассоциировалась с образом матери.
Дед по отцовской линии – композитор из Азербайджана Абдул-Муслим Магомаев, стоял у истоков зарождения национальной классической музыки.
Муслим Магомаев в детстве
После победы мама Муслима получила место в одном из театров Вышнего Волочка, и перевезла сына на новое место жительства. На протяжении года он посещал местную музыкальную школу, нашел себе новых друзей среди одноклассников. Муслим первым предложил создать школьный кукольный театр, и ровесники с радостью поддержали его идею. Все куклы, задействованные в постановках, были выполнены руками Муслима. Однако так продолжалось недолго, мама решила, что сыну нужно получать более качественное музыкальное образование, и отправила мальчика в Баку.
По приезде Магомаев поселился у родного дяди – Джамала Магомаева. Мама в это время перебралась в Мурманск, устроилась в местный драматический театр. Ей удалось снова устроить свою личную жизнь, женщина вышла замуж и во втором браке родила двух детей – сына Юрия и дочь Татьяну.
А Муслим упорно занимался музыкой, в свободное время засушивался «трофейными» пластинками, из которых звучали голоса прославленных певцов – Маттиа Баттистини, Энрико Карузо, Титты Руффо.
Муслим Магомаев в молодости
Соседом дяди был известный азербайджанский певец Бюльбюль, и парень каждое утро слушал, как он распевается. Вскоре он подружился с его сыном, ставшим впоследствии известным композитором – Поладом Бюль-бюль-оглы.
Муслим продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, однако похвастаться успехами мог только наполовину. Если занятия сольфеджио, фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике и математике он похвастаться не мог. Как говорил сам Муслим, во время этих занятий у него как будто бы происходило отключение мозга.
Зато Магомаев приглянулся профессору и виолончелисту Владимиру Аншелевичу, который и взял шефство над талантливым учеником. С помощью наставника Магомаев научился филировать голос. Благодаря этому умению начинающий певец справился с предложенной ему партией Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».
На протяжении всего времени, что Муслим учился в музыкальном училище, он занимался совершенствованием своего вокала. Он учился у концертмейстера Тамары Кретинген, которая занималась с талантливым учеником все свое свободное время, и у Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев получил диплом об окончании музыкального училища.
Музыка
Муслим очень рано начал свою творческую биографию. Ему было всего 15, когда он начал выходит на сцену Бакинского Дома культуры. Родные опасались, что подросток сорвет голос, и не разрешали ему петь в полную силу, но он продолжал выходить на сцену тайком от семьи, и срывал первые овации в своей жизни. Муслиму повезло, подростковая мутация голоса его не коснулась.
Муслим Магомаев выступает на сцене
Дебют Магомаева в качестве профессионала состоялся в 1961-м, когда он выступал вместе с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на сцену молодежного фестиваля в Хельсинки. Чуть позже, но в том же, 1962-м году, к певцу пришла всесоюзная слава. Это случилось после его участия в фестивале азербайджанского искусства, который проходил на сцене Кремлевского дворца.
Свой первый сольный концерт теперь уже известный певец, дал в 1963-м. Для дебютного выступления он выбрал концертный зал им.Чайковского. В то же время Магомаева принимают на службу в Азербайджанский театр оперы и балета им.Ахундова в качестве солиста. В 1964-м музыкант отправился в Италию, где на протяжении двух лет стажировался в миланском театре Ла-Скала.
В 60-е годы Муслим много гастролирует по СССР, участвует в музыкальных постановках «Тоска» и «Севильский цирюльник». Он получает приглашение от Большого театра, куда его зовут солистом, но певцу абсолютно не хочется ограничивать свой репертуар до оперы.
В середине 60-х у Магомаева состоялся гастрольный тур в Париж. Директора прославленной «Олимпии» так очаровал Магомаев, что он предложил певцу годичный контракт. Он говорил, что Муслима ждет в Париже мировая слава, и музыкант всерьез рассматривал это предложение. Однако окончательную точку в этом вопросе поставило Министерство культуры Советского Союза, азербайджанскому вокалисту недвусмысленно намекнули, что его присутствие обязательно во время всех правительственных концертов.
Итогом судебных разбирательств стал запрет на концерты вне пределов Азербайджана. У Магомаева появилось свободное время, и чтобы провести его с пользой, певец снова сел на студенческую скамью, на этот раз по классу вокала Бакинской консерватории. Опалу с прославленного певца сняли после того, как председатель КГБ Юрий Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой, занимавшей в те годы пост министра культуры. Вскоре после этого звонка Магомаев стал одним из участников юбилейного концерта их ведомства.
Международный фестиваль 1969 года в Сопоте принес музыканту первую премию, от каннского Международного фестиваля грамзаписи и музыкальных изданий Магомаев удостоился «Золотого диска». Таким образом были отмечены грампластинки, выходившие миллионными тиражами. Муслиму Магомаеву исполнился всего 31 год, когда ему присвоили звание Народного артиста Азербайджанской ССР и СССР.
В 1975 году музыкант стал руководителем созданного им же эстрадно-симфонического оркестра. Эту должность он занимал на протяжении четырнадцати лет. Вплоть до 1989-го Магомаев и его музыканты постоянно гастролировали как по Союзу, так и за рубежом. Певец занимался популяризацией в СССР современных западных музыкальных направлений, чем вызывал недовольство высшего партийного руководства страны. В его исполнении впервые в СССР прозвучала композиция Yesterday, из репертуара прославленных «битлов».
Магомаев тесно сотрудничал с композитором Арно Бабаджаняном, в его репертуаре было много песен на его музыку. Песни «Лучший город земли», «Свадьба», «Солнцем озаренный», «Чертово колесо», «Ноктюрн», стали лучшими в его репертуаре, а слушатели подхватывали их буквально на лету.
После состоявшегося в 60-х конкурса красоты в Ереване, Бабаджанян написал музыку, ставшую впоследствии одним из лучших хитов Магомаева – «Королева красоты». Композиция участвовала в конкурсе «Лучшая песня 1965 года» и стала победителем.
Поет Муслим Магомаев
Прекрасная композиция «Синяя вечность» получила не меньшую популярность в исполнении Магомаева. Автором стихов к ней был Геннадий Козловский, друг Муслима из Баку. Он переехал в Москву и в 1979 году возглавил Эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана.
У некоторых композиций из репертуара Магомаева тоже была непростая судьба, как и у их исполнителя. Хит «Лучший город Земли», который написали Леонид Дербенев и Арно Бабаджанян, звучал по радио на протяжении месяца, пока Никите Хрущеву не привиделось в нем тлетворное влияние запада, и он запретил выпускать песню в эфир. Композиция была «реабилитирована» только после того, как Хрущева отстранили от власти. В 2013-м, когда Москва отмечала свой 866-й год рождения, эта песня стал главным украшением праздника.
До сих пор в статусе хита находится композиция под названием «Нам не жить друг без друга», слова к которому написал Николай Добронравов, и непревзойденно исполнил Муслим Магомаев. Такие же эмоции вызывают и еще две песни из репертуара певца – «Луч солнца золотого» и «Падает снег». Первая из них звучит в исполнении мультипликационного героя Трубадура в мультфильме «Бременские музыканты».
Муслим Магомаев с Александрой Пахмутовой играют на пианино
В 60-70-х годах карьера музыканта находилась в своей пиковой точке. Во время концертов по городам Советского Союза и зарубежным гастролям, певец собирал тысячные стадионы, его приветствовали лучшие мировые оперные и концертные площадки мира.
С 1998 года Магомаев больше не выходил на сцену. Он придерживался мнения, что каждый талант должен быть реализован вовремя, и что злоупотреблять этим временем нельзя. В последние десять лет своей жизни Магомаев занимался живописью, жил в столице, создал собственный веб-сайт для общения с поклонниками его таланта.
Лучшим другом Муслима на протяжении десятков лет оставался Президент Азербайджана Гейдар Алиев. После того, как его не стало в 2003-м, артист замкнулся в себе. Он все чаще страдал от болезни легких и сердца, которые усугублялись его привычкой выкуривать до трех пачек сигарет в день. В те годы должность министра культуры в Азербайджане занял Полад Бюль-бюль-оглы, с которым у Муслима возникла ссора. Магомаев часто критиковал политику, которую внедрял новый министр в культурную жизнь страны.
Муслим Магомаев с Гейдаром Алиевым
В 2005-м Муслим Магомаев стал гражданином РФ, но не переставал считать себя азербайджанцем. Азербайджанская диаспора в России объединилась в общероссийскую общественную организацию, одним из руководителей которой был и Магомаев.
Последняя композиция Муслима Магомаева под названием «Прощай, Баку!», на стихи прославленного русского поэта Сергея Есенина, вышла в 2007 году.
Личная жизнь
Красавец Муслим привлекал к себе пристальное внимание всех юных студенток музыкального училища в Баку, но он остановил свой выбор на одной – Офелии. Влюбленные долго не раздумывали, вскоре сочетались законным браком, который потом сами же назвали ошибкой. Спустя год с момента регистрации брака они расстались. Даже рождение дочери Марины не спасло их брак от краха.
Муслим Магомаев с Тамарой Синявской
В 1972-м в личной жизни артиста появилась певица Тамара Синявская. Их знакомство произошло в Баку, во время декады русского искусства. На тот момент Тамара была замужем, но это не стало большим препятствием для двух влюбленных. Впереди их ждало еще одно испытание – разлукой. Тамара на целый год уезжала на стажировку в Италию, и они с честью выдержали и эту проверку своих чувств. После того, как она вернулась, влюбленные больше не расставались.
Официальное оформление отношений состоялось в ноябре 1974-го. Они не хотели привлекать внимание к этому событию, собирались расписаться тихо и скромно, но родственники решили, что для банкета лучше всего подходит один из столичных ресторанов, и заказали там зал.
Их семейную жизнь можно было сравнить с «американскими горками». Они оба были звездами, оба обладали сильными неуступчивыми характерами, поэтому процесс «притирки» шел долго и трудно. Но они любили друг руга, а любовь, как известно, способна творить чудеса. Он скрепила их брак навечно, поэтому за бурными ссорами всегда приходило примирение, короткие разлуки не омрачали семейное счастье, и в их жизни наступала новая страница отношений.
Супруги прожили вместе до самой смерти Муслима. Они любили отправляться на отдых в Баку, им нравилось готовить шашлыки на берегу Каспийского моря, любоваться закатами и восходами. Весной они переезжали на дачу под Москвой, где проводили и летние месяцы. С удовольствием занимались садоводством, вырастили прекрасный сад, настоящим украшением которого стала альпийская горка. Муслим увлекся живописью, писал музыку и аранжировки на популярные мелодии.
Муслим Магомаев с детьми
Дочь Муслима от первого брака – Марина, обладала музыкальным даром своего звездного отца. Она училась в музыкальной школе, овладела фортепиано, однако выбрала другой путь в жизни, не имеющий никакого отношения ни к музыке, ни к вокалу. Дочь продолжала общаться с отцом до самой его смерти, причем отношения их были очень теплыми, родственными. Она вышла замуж за Александра Козловского, сына Геннадия Козловского, автора стихов к композиции «Синяя вечность», которая пополнила репертуар Магомаева. Супруги живут в Штатах, там же родился и внук Муслима – Аллен, которого Магомаев успел увидеть.
Смерть
Муслим Магомаев оставил свою профессиональную деятельность в результате обострившихся проблем со здоровьем. Он уже не мог выходить на сцену и отправляться на бесконечные гастроли. Великий артист умер 25 октября 2008 года на руках у своей любимой жены Тамары. Муслим Магомаев скончался от атеросклероза и ишемической болезни сердца.
В Концертный зал им.Чайковского пришли те, кто хотел попрощаться с легендой советской эстрады — родные, близкие, поклонники. Артиста кремировали и, согласно его завещанию, похоронили в родном Баку. Местом его упокоения стала Аллея почетного захоронения, рядом со знаменитым дедом – Абдулом-Муслимом Магомаевым.
Память
Память о великом певце живет в названии малой планеты Солнечной системы, документальных и художественных картинах, снятых в разное время. Одной из последних стала лента под названием «Магомаев», которую зрители увидели в 2020 году. Роль Магомаева исполнил талантливый актер Милош Бикович, его супругу воплотила на экране актриса Ирина Антоненко. Роли других персонажей этой ленты достались Александру Нестерову, Светлане Устиновой, Алене Ивченко.