магнит свежесть что это
«Магнит» развивает цепочки свежести и повышает точность прогнозирования поставок
Источник: «Магнит»
Для построения «цепочки свежести» в 2020 г. открыта первая фреш-платформа (кросс-докинг) на РЦ в Ставрополе, где организован быстрый цикл — доставка от поставщика до платформы, перекомплектация и доставка сегодняшнего товара в магазины. За счет запуска кросс–докинга удалось снизить потери товаров с ограниченным сроком годности на 1,8%, увеличить отгрузку фреш на 2,2 дня, увеличить продажи на 2,3 млн рублей. В 2021 г. будут запущены фреш-платформы в Петрозаводске, Пскове и Твери.
В цепочках поставок внедрено прогнозирование промо, что привело к росту доступности и продаж в недельных и сезонных акциях. Прирост продаж недельных акций в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 3%, а прирост продаж сезонных акций – 11%.
У поставщиков появилась возможность планировать логистику и производство за счет заказа на будущие акции. Портал «Магнит сервис» реализовал ряд инициатив, позволивших поставщику получать заказы по промо за 21 день до проведения акции. И эти сроки будут увеличиваться.
Достигнуто повышение точности прогноза регулярного спроса, что привело к росту продаж, повышению доступности товара и снижению потерь. Точность аналитики на уровне РЦ-SKU-неделя – повысилась на 2,3%.
Внедрены алгоритмы по улучшению прогнозирования промо-активности. На уровне РЦ точность прогнозов выросла на 6,5%, на уровне торговой точки – на 7,6%. Внедрены инструменты, позволяющие быстрее заводить новинки.
Кроме того, расширяется инфраструктура логистики: 29 октября 2020 г. завершено строительство распределительного центра в Воронеже, на подходе — РЦ Сургут.
До апреля 2023 г. вся сеть перейдет на новую WMS-систему, которая позволит сократить себестоимость складских операций, увеличить пропускную способность склада, повысить уровень услуг.
Ранее сообщалось, что «Магнит» начнет выпускать журнал для покупателей.
«Магнит» тестирует проект «Свежесть»
В рамках новой концепции доставки свежих продуктов в торговые точки компания разделила все магазины «у дома», которых насчитывается более 14 000, на три геозоны и дифференцировала для них доставку такой продукции.
В первую геозону вошли около 40% точек «у дома». Они расположены на расстоянии ближе 100 км от распределительных центров (РЦ) и находятся в крупных городах и городах-спутниках. Вторая геозона — это точки «у дома» на расстоянии свыше 100 км от РЦ, близкие друг к другу. Они расположены в городах и региональных центрах с населением от 100 тыс. человек. Таких магазинов у «Магнита» около 40%. Третья геозона — объекты в удаленных и северных регионах с большим расстоянием между собой.
В первых двух геозонах компания изменит подход к дистрибуции «фреш» (овощи и фрукты) и «ультрафреш» (молочная и мясная продукция). Для магазинов третьей геозоны и точек крупных форматов доставка останется прежней: большегрузные машины сети будут возить свежие товары вместе с остальными.
Тестовый проект «Свежесть» стартовал в Волгограде и Пензе почти в 100 точках «у дома». Планируется, что в следующем году он охватит все объекты первой геозоны, а затем и второй. Товары сроком годности до 15 суток теперь доставляются отдельно от остальной продукции среднетоннажным транспортом (до 10 тонн) и ежедневно поступают в точки до 14 часов, а не в течение всего дня, как раньше. За счет этого перед пиком покупательского трафика на полках в необходимом объеме всегда есть самые свежие молоко, мясо, хлеб, а «срок жизни» продукции продлевается на 1-2 дня. Пилот длится несколько месяцев и уже дал первые результаты: прирост продаж в свежем ассортименте составил 5,5%, объем списаний снизился на 1%.
Вторую геозону компания планирует «покрыть» кросс-докинговыми площадками (фреш-платформами) — это компактные склады между магазинами и РЦ для быстрого оборота свежей продукции. Туда будут отгружать свои товары локальные поставщики. Решение позволит сократить «плечо» доставки, минуя РЦ, время передвижения продуктов от поставщика до «полки» в среднем на один день, высвободить площади в распределительных центрах под новый ассортимент. Например, объемы товарных запасов на складах могут снизиться до 11 дней вместо 18, как сейчас. Первая фреш-платформа заработает рядом со Ставрополем в ближайшее время на базе арендного склада. На начальном этапе туда будет отгружаться молочная продукция.
Для оперативной дистрибуции компания также планирует внедрить новые технологии работы в логистических центрах. Предполагается, что все РЦ постепенно перейдут на круглосуточный режим, что позволит доставлять товары в магазины до часа-пик, фрукты и овощи будут разгружаться по принципу FIFO (сначала отправляется продукция, которая пришла первой), на складах будут использовать технологии pick-by-line (сортировка товара на момент прибытия) и голосовое управление складскими операциями pick-by-voice (тестируется), доверительная приемка, система управления складским двором (комплекс по управлению транспортом на территории склада при погрузочно-разгрузочных работах).
«Свежие продукты — это то, за чем в первую очередь приходят покупатели в наши магазины. Мощная логистика всегда была одним из главных преимуществ «Магнита». Компания развивается, оптимизирует форматы, открывает новые магазины, увеличивает число сервисов, поэтому важно, чтобы доставка продукции была «на одной волне» с постоянно расширяющимся предложением. Мы планируем, что в скором времени порядка 80% торговых точек в первой и второй геозонах будут обслуживать через кросс-докинговые площадки с наемным среднетоннажным транспортом и доставкой свежей продукции до 14 часов дня. Таким образом, мы хотим, чтобы на наших полках были максимально свежие товары», — прокомментировала директор по цепочкам поставок розничной сети «Магнит» Марья Дей.
Ранее «Магнит» сообщал, что начинает привлекать наемный среднетоннажный транспорт для доставки продукции в магазины. Грузовики будут поставлены на «короткое плечо» (где расстояние от распределительного центра до магазина составляет до 100 км) в городах с большой плотностью точек, чтобы несколько раз в день доставлять продукцию покупателям. За счет этого компания планирует повысить доступность и свежесть товаров на полках, а также снизить транспортные расходы. До конца года «Магнит» предполагает привлечь около 500 среднетоннажных грузовиков по всей географии сети.
Стресс-тест для томата: 10 вопросов, которые вы стеснялись задать в магазине
Отвечают на них специалисты сети «Магнит»
В продуктовой сети рассказали, кто отвечает за скидки, ценники и сроки годности в магазинах
Фото: Денис Яковлев
Вокруг работы крупных сетевых магазинов ходит масса домыслов и заблуждений. Чем больше компания, тем интереснее она для покупателя. Откуда берутся скидки, что делают с продукцией, у которой вышел срок годности, и почему только Галя может совершить отмену? Из подобных вопросов мы отобрали 10 самых популярных. Ответить на них согласились в сети «Магнит».
Супермаркеты специально фасуют овощи и фрукты в готовые наборы, чтобы скрыть некрасивые и помятые?
Фото: Денис Яковлев
Нет, овощи и фрукты собирают в наборы для удобства покупателей, поскольку не у всех есть время и желание выбирать самостоятельно. Многим удобно сразу взять один, два или пять килограммов картофеля, яблок или мандаринов. Как правило, продукцию фасуют в прозрачные пакеты или сетки, через которые легко оценить качество продукции.
Охлажденную курицу, которую никто не купил, замораживают по несколько раз. Это так?
Фото: Денис Яковлев
Если вы как покупатель сомневаетесь в качестве продукции, смело говорите об этом администратору или директору и просите документы на товар.
А когда срок годности курицы вышел, из нее делают гриль и пускают на салат. Да?
Фото: Денис Яковлев
Нет. Если срок годности истек, любая продукция — не важно, охлажденное это мясо, салаты, консервы или крупы — в обязательном порядке снимается с реализации. Для этого сотрудники ежедневно отслеживают сроки годности и осматривают товары, есть специальные журналы и другие документы, куда заносят все списания, данные уходят в головную компанию. Кроме того, сроки годности отслеживают специальные информационные системы.
Что происходит с готовой едой, которую не распродали за день? Каков шанс купить вчерашний салат?
Фото: Денис Яковлев
Шансы равны нулю, поскольку компания производит готовые блюда, исходя из анализа спроса в конкретном супермаркете: мы знаем, сколько и чего в день съедают в конкретной локации. Таким образом, риск «перевыпуска» отсутствует. Кроме того, после 20 часов во всех крупных форматах магазинов действуют скидки на кулинарию, часть покупателей после работы приходят за салатами, мясными, рыбными блюдами, выпечкой. Высокий спрос на продукцию обеспечивает ее реализацию день в день. Если же салат все-таки не был продан, он автоматически списывается.
Могут ли сотрудники магазина переклеивать ценники, чтобы поставить более свежую дату изготовления?
Фото: Денис Яковлев
Дата изготовления указана не на ценниках, а на упаковке самой продукции. Информацию об этом, а также о составе, месте выпуска и другие данные печатает сам изготовитель, поэтому сотрудники физически не могут «переклеить» другую дату производства, плюс у них нет для этого необходимого оборудования.
Большие скидки делают на товары, чей срок годности подходит к концу, чтобы быстрее распродать?
Фото: Денис Яковлев
Скидки устанавливает не розничная сеть, а конкретные производители — на свои товары, причем эти акции обычно планируют очень заранее: за несколько месяцев. Скидки устанавливаются по нескольким причинам:
— при запуске нового продукта, чтобы привлечь внимание покупателей;
— чтобы повысить лояльность клиентов, например перед различными праздниками;
— чтобы увеличить продажи;
— чтобы освободить склад перед запуском нового ассортимента.
Покупатели в нашей сети могут убедиться, что все товары со скидками реализуются в рамках сроков годности, проверив данные на упаковке.
Собственные торговые марки — это продукты других брендов, которые не сумели продать и переупаковали?
Фото: Денис Яковлев
Собственные торговые марки — это совершенно отдельные позиции и бренды, которые специально для розничной сети выпускают производители или сам «Магнит». Вы можете увидеть их на полках в разных ценовых сегментах — это бренды «Моя цена», «Магнит», «Магнит Свежесть» и другие. За счет собственных производств и эксклюзивных партнерств мы предлагаем товары СТМ, которых нет у других сетей. Товары под СТМ стоят дешевле для покупателей главным образом за счет отсутствия затрат на рекламу продукции, кроме того, у компании «Магнит» свои производственные мощности, своя логистика, то есть производство и дистрибуция — одни из главных составляющих цены — обходятся гораздо дешевле, что в итоге снижает себестоимость товаров.
Товары без ценника на полке — это способ скрыть его высокую стоимость?
Фото: Денис Яковлев
Работники магазинов ежедневно оперируют сотнями ценников, поскольку стоимость товаров меняется по целому комплексу причин, не всегда зависящих от торговых сетей. Обычно изменения происходят в регламентированное время и сотрудники заранее готовятся обновлять ценники, но иногда изменения бывают внеплановыми и требуется время, поэтому иногда товары стоят на полке «без стоимости» или ценник не соответствует реальному.
Покупатели всегда могут обратиться к персоналу или администрации магазина, чтобы узнать цену продуктов. Кроме того, в части торговых точек, например в супермаркетах, есть специальные устройства — прайс-чекеры: при самостоятельном сканировании штрихкода посетителями экран показывает актуальную цену продукта.
Очереди на кассе создают специально, чтобы мы от скуки брали конфеты и жвачки?
Фото: Денис Яковлев
Очереди невыгодны прежде всего самим сетям — мы теряем лояльность покупателей, клиенты отказываются от покупок, снижается выручка. Мы стремимся минимизировать возникновение очередей, для чего внедряем различные технологии (видеоаналитика, современные кассы самообслуживания и другое), но порой в высокий сезон — перед самым Новым годом или другими праздниками — избежать их очень трудно.
Для отмены на кассе надо обязательно звать Галю? Обычный кассир не может справиться с этой задачей?
Фото: Денис Яковлев
В любом современном кассовом оборудовании установлена стандартная система верификации, или, проще говоря, система, которая проверяет корректность действий. При отмене кассиром покупки какого-либо товара всплывает окно, которое «просит» согласовать эту операцию со старшим коллегой (администратором или директором), чтобы избежать ошибок, поэтому нужно звать условную «Галю».
Стресс-тест для томата: 10 вопросов, которые вы стеснялись задать в магазине
Отвечают на них специалисты сети «Магнит»
В продуктовой сети рассказали, кто отвечает за скидки, ценники и сроки годности в магазинах
Фото: Денис Яковлев
Вокруг работы крупных сетевых магазинов ходит масса домыслов и заблуждений. Чем больше компания, тем интереснее она для покупателя. Откуда берутся скидки, что делают с продукцией, у которой вышел срок годности, и почему только Галя может совершить отмену? Из подобных вопросов мы отобрали 10 самых популярных. Ответить на них согласились в сети «Магнит».
Супермаркеты специально фасуют овощи и фрукты в готовые наборы, чтобы скрыть некрасивые и помятые?
Фото: Денис Яковлев
Нет, овощи и фрукты собирают в наборы для удобства покупателей, поскольку не у всех есть время и желание выбирать самостоятельно. Многим удобно сразу взять один, два или пять килограммов картофеля, яблок или мандаринов. Как правило, продукцию фасуют в прозрачные пакеты или сетки, через которые легко оценить качество продукции.
Охлажденную курицу, которую никто не купил, замораживают по несколько раз. Это так?
Фото: Денис Яковлев
Если вы как покупатель сомневаетесь в качестве продукции, смело говорите об этом администратору или директору и просите документы на товар.
А когда срок годности курицы вышел, из нее делают гриль и пускают на салат. Да?
Фото: Денис Яковлев
Нет. Если срок годности истек, любая продукция — не важно, охлажденное это мясо, салаты, консервы или крупы — в обязательном порядке снимается с реализации. Для этого сотрудники ежедневно отслеживают сроки годности и осматривают товары, есть специальные журналы и другие документы, куда заносят все списания, данные уходят в головную компанию. Кроме того, сроки годности отслеживают специальные информационные системы.
Что происходит с готовой едой, которую не распродали за день? Каков шанс купить вчерашний салат?
Фото: Денис Яковлев
Шансы равны нулю, поскольку компания производит готовые блюда, исходя из анализа спроса в конкретном супермаркете: мы знаем, сколько и чего в день съедают в конкретной локации. Таким образом, риск «перевыпуска» отсутствует. Кроме того, после 20 часов во всех крупных форматах магазинов действуют скидки на кулинарию, часть покупателей после работы приходят за салатами, мясными, рыбными блюдами, выпечкой. Высокий спрос на продукцию обеспечивает ее реализацию день в день. Если же салат все-таки не был продан, он автоматически списывается.
Могут ли сотрудники магазина переклеивать ценники, чтобы поставить более свежую дату изготовления?
Фото: Денис Яковлев
Дата изготовления указана не на ценниках, а на упаковке самой продукции. Информацию об этом, а также о составе, месте выпуска и другие данные печатает сам изготовитель, поэтому сотрудники физически не могут «переклеить» другую дату производства, плюс у них нет для этого необходимого оборудования.
Большие скидки делают на товары, чей срок годности подходит к концу, чтобы быстрее распродать?
Фото: Денис Яковлев
Скидки устанавливает не розничная сеть, а конкретные производители — на свои товары, причем эти акции обычно планируют очень заранее: за несколько месяцев. Скидки устанавливаются по нескольким причинам:
— при запуске нового продукта, чтобы привлечь внимание покупателей;
— чтобы повысить лояльность клиентов, например перед различными праздниками;
— чтобы увеличить продажи;
— чтобы освободить склад перед запуском нового ассортимента.
Покупатели в нашей сети могут убедиться, что все товары со скидками реализуются в рамках сроков годности, проверив данные на упаковке.
Собственные торговые марки — это продукты других брендов, которые не сумели продать и переупаковали?
Фото: Денис Яковлев
Собственные торговые марки — это совершенно отдельные позиции и бренды, которые специально для розничной сети выпускают производители или сам «Магнит». Вы можете увидеть их на полках в разных ценовых сегментах — это бренды «Моя цена», «Магнит», «Магнит Свежесть» и другие. За счет собственных производств и эксклюзивных партнерств мы предлагаем товары СТМ, которых нет у других сетей. Товары под СТМ стоят дешевле для покупателей главным образом за счет отсутствия затрат на рекламу продукции, кроме того, у компании «Магнит» свои производственные мощности, своя логистика, то есть производство и дистрибуция — одни из главных составляющих цены — обходятся гораздо дешевле, что в итоге снижает себестоимость товаров.
Товары без ценника на полке — это способ скрыть его высокую стоимость?
Фото: Денис Яковлев
Работники магазинов ежедневно оперируют сотнями ценников, поскольку стоимость товаров меняется по целому комплексу причин, не всегда зависящих от торговых сетей. Обычно изменения происходят в регламентированное время и сотрудники заранее готовятся обновлять ценники, но иногда изменения бывают внеплановыми и требуется время, поэтому иногда товары стоят на полке «без стоимости» или ценник не соответствует реальному.
Покупатели всегда могут обратиться к персоналу или администрации магазина, чтобы узнать цену продуктов. Кроме того, в части торговых точек, например в супермаркетах, есть специальные устройства — прайс-чекеры: при самостоятельном сканировании штрихкода посетителями экран показывает актуальную цену продукта.
Очереди на кассе создают специально, чтобы мы от скуки брали конфеты и жвачки?
Фото: Денис Яковлев
Очереди невыгодны прежде всего самим сетям — мы теряем лояльность покупателей, клиенты отказываются от покупок, снижается выручка. Мы стремимся минимизировать возникновение очередей, для чего внедряем различные технологии (видеоаналитика, современные кассы самообслуживания и другое), но порой в высокий сезон — перед самым Новым годом или другими праздниками — избежать их очень трудно.
Для отмены на кассе надо обязательно звать Галю? Обычный кассир не может справиться с этой задачей?
Фото: Денис Яковлев
В любом современном кассовом оборудовании установлена стандартная система верификации, или, проще говоря, система, которая проверяет корректность действий. При отмене кассиром покупки какого-либо товара всплывает окно, которое «просит» согласовать эту операцию со старшим коллегой (администратором или директором), чтобы избежать ошибок, поэтому нужно звать условную «Галю».
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Свежие фрукты и овощи – якорная категория магазинов всех форматов. Продажи ФРОВ год от года стабильно увеличивались, но пандемия сильно ускорила тренд роста. Покупатели с обостренным вниманием относятся к здоровью, повышают требования к полезным свойствам продукта и ищут положительные эмоции. Ритейлерам приходится прокачивать свои компетенции в работе с поставщиками, формировании ассортимента и искусстве мерчандайзинга. Об этом рассказали специалисты сетей «Командор», «Магнит» и «Ашан» на конференции в рамках выставки WorldFood Moscow 2020.
Фото: MNStudio/shutterstock
Несмотря на то что фрукты и овощи занимают прочное место в корзине российских потребителей, у этой категории еще есть хороший потенциал роста. По оценке генерального директора InfoLine Ивана Федякова, потребление свежих фруктов и овощей в России до сих пор не дотягивает до рекомендации ВОЗ – 400 г свежих фруктов и овощей в день на человека, – примерно на 10%. И при том рекомендации врачей – только минимальный показатель. Один из благоприятных трендов российского рынка – развитие крупных тепличных хозяйств: за последние 9 лет площадь теплиц увеличилась в 2,5 раза.
Главные потребительские тренды – упакованные фрукты и овощи, готовые решения (салаты, миксы), органическая продукция. «В прошлом году принят закон об органической продукции, внедрена маркировка и разработаны требования, обеспечивающие регулирование отрасли, – рассказывает Иван Федяков. – Но пока никто из российских производителей не воспользовался маркировкой «Органик», не заработали лаборатории и системы сертификации. При том что крупные европейские сети активно пользуются знаками органической продукции в своих private label, что позволяет выводить их в более высокие ценовые категории».
Драйвер среднего чека
По данным исследовательского холдинга «Ромир», фрукты и овощи входят в десятку самых популярных товаров категории FMCG food и занимают в корзине потребителя 26,3 и 23,4% соответственно. В 2020 году средние траты на категорию выросли: за прошедший год (март–август 2020 к марту-августу 2019) домохозяйство в среднем приобретало фрукты и овощи 85 раз, что на 5,3% выше, чем год назад. Средний чек категории – 128 руб., это +7,9% – год к году.
По словам заместителя директора по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасии Сидориной, свежие фрукты и овощи являются значимой категорией для ритейлеров: доля чеков с фруктами и овощами от всех чеков FMCG food составляет 29%, доля чеков с фруктами и овощами в денежном выражении от всех чеков FMCG food – 42%.
Средний чек, в котором есть фрукты и овощи, составляет 581 руб., чек без этой категории значительно ниже – 322 руб. Таким образом присутствие категории позволяет наращивать размер среднего чека.
В пандемию динамика категории увеличилась. «Ожидался стабильный рост категории «свежие фрукты и овощи», однако пандемия усилила положительный тренд, – говорит Анастасия Сидорина. – В период COVID’19 продажи ФРОВ выросли: в 1 квартале – на 4% больше прогнозируемого показателя, во II квартале – на 17%».
Категория получила свое развитие и в интернет-пространстве: 13,4% домохозяйств за прошедший год приобретали fresh в онлайне. За год – в марте 2020 к марту 2019 – пенетрация ФРОВ в e-commerce составила 9,4% (+ 3 пп), частота покупок – 3,1 раза (+4,9%), средний чек 564 руб. (+21,5%). Около 38% покупателей при выборе магазина отдают предпочтение тому, в котором есть фрукты и овощи.
«Витрины с фруктами и овощами – первое, что видит покупатель в магазине, поэтому надо впечатлять у самого входа, делать доминантный акцент, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Сегодня ритейл борется за обедневшего покупателя, который при этом не хочет чувствовать себя обездоленным, стремится хорошо питаться, ищет вдохновения и развлечения. Чтобы удовлетворять его запросам, ритейлерам надо прокачивать свои компетенции в поиске правильных поставщиков и мерчандайзинге».
В отделах фруктов и овощей важно качественно подсвечивать продукты, использовать разные типы оборудования, оригинальные мобильные коммуникации.
«Командор»: ФРОВ-стратегия для каждого формата
«Командор» – мультиформатная сеть, включающая супермаркеты, суперсторы и дискаунтеры. Как рассказала коммерческий директор направления fresh-food сети «Командор» Светлана Колтуновская, для каждого формата разработана отдельная стратегия развития категории ФРОВ.
Для суперстора важны эффектная широкая выкладка, присутствие всех ценовых категорий, экзотические товары.
В супермаркетах акцент делается на премиальный сегмент и различные виды экзотических плодов.
«Экзотика обеспечивается в обязательном порядке, несмотря на сложную логистику, – говорит Светлана Колтуновская. – Возможна даже доставка самолетами. Это дорого, но необходимо».
Дискаунтер закрывает базовые потребности и делает сезонные предложения.
Главные векторы развития ФРОВ в сети:
широкий ассортимент – преимущество и отличие от других игроков;
презентабельная выкладка – выбран формат фермерского рынка;
свежесть и качество – работает система контроля;
стабильность поставок – долгосрочное партнерство с поставщиками и внешнеэкономическая деятельность;
конкурентная цена – еженедельный мониторинг цен конкурентов, по товарам-индикаторам цена подстраивается вровень с рынком.
Для обеспечения разнообразного ценового предложения выстраиваются «ценовые шаги» – от нижней границы рынка. Например, ассортимент может включать до 12 SKU яблок c шагом удорожания 10 руб. Верхняя цена на премиум устанавливается сетью, это могут быть яблоки за 250 руб. Чтобы уйти от прямой ценовой конкуренции, вводятся уникальные позиции: «Все знают цену обычного банана, поэтому мы организовали поставки более редких сортов – mini и red. Это собственный импорт, поэтому товары всегда есть в наличии, что очень важно для позиционирования», – поясняет Светлана Колтуновская.
Стабильность поставок ФРОВ достигаются несколькими основными решениями. Централизация поставок – эффективная логистическая цепочка от производителя до покупателя. В 2016 году запустили собственные камеры газации бананов. С 2017 года налажен собственный импорт бананов. В январе 2020 года поставки ФРОВ централизованы на 90% (остальные 10% приходятся на отдаленные магазины и очень сложные в транспортировке категории).
Долгосрочное партнерство с производителями. Производится плановая закладка овощей – картофеля, моркови, свеклы и других корнеплодов – под объемы, прогнозируемые на следующий год, что обеспечивает стабильное наличие востребованных товаров. В 2020 году впервые произведена целевая закладка яблок в садах Краснодарского края. Оказывается содействие развитию местных производителей. «Сеть входит в ассоциацию переработчиков и торговли Красноярского края «Енисейский стандарт», – рассказывает Светлана Колтуновская. – В общении с производителями мы обсуждаем возможности рынка, требования сетей и покупателей, предлагаем ниши и перспективные направления для производства». Ведется работа с тепличными комбинатами близлежащего региона по поставкам помидоров и огурцов.
Развитие внешнеэкономической деятельности. Налажен прямой импорт из Турции, Эквадора, Египта, Молдовы, Сербии, Узбекистана. В планах – поставки из Китая и Марокко.
Для увеличения доли ФРОВ и удовлетворения потребности покупателя, сеть исследует тренды, ищет незанятые ниши, изучает драйверы роста категории. Например, вводятся такие редкие категории, как «голубика свежая», строятся собственные камеры газации для набирающего популярность авокадо. В сентябре 2020 года доля категории ФРОВ в товарообороте сети составила 11%.
«Магнит» обеспечивает собственную «свежесть»
«Магнит» продолжает развивать СТМ «Магнит свежесть», производя продукцию на четырех собственных агропредприятиях. Бренд «Магнит Свежесть» запущен в конце 2019 года, к сентябрю 2020 включал 44 товарные позиции, до конца года планируется расширить линейку до 84 позиций. Под маркой производится около 70 тыс. тонн продукции в год. Как рассказала директор департамента фрукты и овощи сети «Магнит» Юлия Крымова, собственные предприятия закрывают потребности сети: на 25% – в огурцах, на 13% – в томатах, на 85% – в шампиньонах.
Кроме собственной агропромышленной площадки развивается партнерство с сельхозпроизводителями и наращивается собственный импорт.
«Магнит сотрудничает с сельхозпроизводителями по схеме фьючерсных контрактов. Запускаются кобрендинговые проекты на условиях контрактации объемов поставки и совместного контроля качества. За 8 месяцев 2020 года законтрактовано 40 позиций (зелень, корнеплоды, фрукты), заключено более 20 контрактов.
Согласно контракту, агроспециалисты сети «Магнит» сопровождают высадку семян и сбор урожая, осуществляют контроль качества выращенных плодов. На сезон 2020-2021 года заключены контракты на 53 позиции, в основном, это корнеплоды. За сезон планируется реализовать 234 тыс. тонн корнеплодов.
«Одна из самых сложных категорий – зелень, – говорит Юлия Крымова. – На собственных площадках производим салаты, остальной ассортимент также обеспечивают партнерские контракты».
Динамично растет категория бахчевых за счет предложения сортовых арбузов. За последние 4 года продажи арбузов в сети выросли на 120%, из них 40% роста обеспечены вводом новых ассортиментных позиций. Доля контрактации по арбузам составляет 93%. На сезон 2020 года был заключен контракт с крупным российским производителем сортовой бахчи «Агросоюз «Романовский», который уходит от выращивания простых арбузов, тестирует новые сорта и создает уникальное ассортиментное предложение. Благодаря контракту, на полках «Магнит» появились такие сорта арбузов как «Оранжевое лето», «Подарок солнца». Планируется в кобрендинге выпустить арбуз с минимальным количеством косточек.
С 2020 года веден упрощенный прием товара, – контроль качества производится прямо при отгрузке, на площадке поставщика, чтобы можно было сразу заменить некачественные овощи или фрукты. Вывоз может осуществляться на собственном транспорте сети. «Магнит» готов к запуску эксклюзивного ассортимента с эксклюзивными брендами», – говорит Юлия Крымова.
В тренде фасованные фрукты и овощи. «Магнит» уделяет большое внимание упаковке как способу коммуникации с целевой аудиторией и наращивает объемы фасованной продукции среднего и высокого ценового сегментов по приемлемой цене. К концу 2020 года планируется запуск собственной линии фасовки на РЦ в Новороссийске, что позволит увеличить объем фасованного товара в 2 раза и нарастить долю с 3 до 6%.
«Ашан» вводит доверительную приемку
Сеть «Ашан» поставила перед собой задачу повысить качество продаваемых фруктов и овощей, обеспечить своим покупателям такое предложение, как на фермерском рынке.
«Решили, что единственно возможное решение – полностью доверять своим поставщикам ФРОВ, – рассказывает директор департамента «Овощи-фрукты» сети «Ашан» Александр Никитин. – Поэтому в апреле 2020 года запустили эксперимент «Доверительная приемка».
Фактически переложили ответственность за качество на поставщиков, понимая, что они хорошо знают свой товар, и самоконтроль лучше, чем контроль сотрудников на РЦ. Решили строить отношения с поставщиками как историю взаимной ответственности. И эта история сработала».
Поставщикам не выдвигались никакие дополнительные условия. Работа продолжалась в рамках прежних договоров. При этом поставщик сам обеспечивал контроль качества. На распределительных центрах «Ашан» сократили отдел контроля качества, оставив только одного специалиста, проверяющего сопроводительные документы и соблюдение температурного режима доставки. Товар поставляется в сеть и оценивается сотрудниками и покупателями в магазинах. Если качество не устроило, принимаются меры вплоть до возвращения всей партии товара. Поставщики стремятся привозить только качественный товар, полностью соответствующий заявленным требованиям. В результате уровень списания ФРОВ в сети снизился на 20%.
«Поставщики заинтересованы в долгосрочном прогнозируемом сотрудничестве с «Ашан», – поясняет Александр Никитин. – Товар расходится по всей сети, и покупатели сами видят качество товара. Оценка покупателя и является аргументом в пользу или против поставщика, становится ясно, что делается не так и что исправить».
Сеть сделала открытыми свои торги, теперь все поставщики видят предложения и цены. Поставщик, предложивший самую низкую цену, обеспечивает весь объем.