маевка что это в истории
Значение слова «маёвка»
1. Нелегальное собрание рабочих в день 1-го Мая в дореволюционной России.
2. Весенняя увеселительная прогулка за город. — И вот — однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник. Куприн, Гранатовый браслет.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАЁВКА, и, ж. 1. В дореволюц. России — нелегальное собрание рабочих, устраиваемое за городом в день 1-го мая. Маевки преследовались царской полицией. 2. Первомайская демонстрация рабочих.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
маёвка
1. истор. весенняя увеселительная прогулка за город ◆ И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маёвку или пикник. А. И. Куприн, «Гранатовый браслет», 1911 г. ◆ Маёвкой тогда называли выезд за город на природу, но не для политики, как было при царе, а для отдыха. Михаил Хайкин, «Уха из пескарей. Истории Гончарной улицы», 2003 г. // «Вестник США» (цитата из НКРЯ)
2. истор. в Российском государстве до 1917 г. — нелегальное собрание революционно настроенных рабочих, устраиваемое за городом в день 1 мая ◆ В 1890 году ему доносили о социал-демократической пропаганде на Путиловском заводе, в 1891 году ― о первой маевке под Петербургом, в 1893 году ― о забастовке на Хлудовской мануфактуре в Егорьевске Рязанской губернии, о беспорядках в железнодорожных мастерских в Ростове-на-Дону и, наконец, в последний год царствования ― о забастовках в Петербурге, в Москве, в Шуе, в Минске, в Вильнюсе, в Тифлисе. Г. И. Чулков, «Императоры: Психологические портреты», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова блюзмен (существительное):
Мир, труд, май: история маевок и 1 Мая
Маевка прочно связывается у нас с выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана, как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих, так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.
Месяц май был назван в честь древней богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит народу богиня. Собственно, подобные празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение.
История маевок до революции
С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I, заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая.
Маевкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».
Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать.
Из столичных городов маевка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных селах.
Маевка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в жизни трудового люда.
Маевка и политика
Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом. Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где собираются будущие революционеры-профессионалы. Фактически, эти маевки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов.
В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника рабочих. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. Почему именно эта дата была определена для празднования? В честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. Эти рабочие на забастовке в Чикаго 1 мая 1886 г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день.
Как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».»
После происшедшего в Москве революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то все было мирно и тихо. Конечно, маевка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.
Однако проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона!
Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917 году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать ее нерабочим днем.
Маевка и СССР
После Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маевке.
В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте. Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст.
Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.
«Первая маевка», Б. Владимирский, 1891 год. Плюс немного истории вопроса.
Мировая история маевок берет свое начало с событий 1 мая 1886 г. В тот день в Чикаго состоялись массовые митинги с демонстрациями рабочих, требовавших введения восьмичасового рабочего дня и других уступок. В июле 1889 г. на Парижском конгрессе II Интернационала в память о борьбе чикагского пролетариата было принято решение провести манифестации в поддержку трудящихся 1 мая 1890 г. Еще через год 1 мая было провозглашено ежегодным Днем международной солидарности трудящихся1. С тех пор рабочее движение охватывало все больше стран. К бастующему Западу в 1890 г. присоединились Львов и Варшава, в 1891 г. первая праздничная маевка прошла на окраинах Петербурга. Власти Российской империи вынуждены были заняться разработкой мер, направленных на пресечение нелегальных сборищ. Однако эти меры имели лишь временный результат.
Прокламации являлись неотъемлемой частью первомайской агитации. Их количество могло варьироваться от сотен до десятков тысяч экземпляров. Содержание сводилось к пересказу истории рабочего движения, примерам наиболее успешно организованных маевок и призыву продолжать настойчиво бороться за свои права. На протяжении многих лет одним из главных требований оставалось введение восьмичасового рабочего дня. Текст прокламаций строился с учетом эмоционального влияния на потенциальных слушателей. С.М. Бирюков, впоследствии участник революции, вспоминал о праздновании 1 мая 1914 г. в Москве: «Еще накануне праздника революционным огнем зажгла нас, рабочих, прокламация РСДРП (большевиков), которая распространялась на фабриках и заводах и в мастерских с боевыми лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует социализм!», «Да здравствует 8-часовой рабочий день!»
Неудивительно, что борьба с появлением и распространением прокламаций значилась как одна из первых мер. В случае обнаружения прокламаций следовало «лицо, у которого таковая окажется, задержать и, в порядке ст[атьи] 29-й Положения о Государственной Охране, произвести обыск, как личный, так и на квартире, а также и у того лица, на которого прямо укажет задержанный как на распространителя прокламаций»7. О появлении «Первомайских прокламаций» надлежало тотчас сообщать вышестоящему начальству для получения указаний о дальнейших действиях. С целью предупреждения разбрасывания и расклейки подобных прокламаций на городских улицах дежурили регулярные патрули. Принятие превентивных мер усложнялось тем, что европейский праздник солидарности трудящихся, приходившийся на 1 мая, в русском календаре соответствовал 18 апреля. Соответственно, праздновать его могли в разных местностях с середины апреля по начало мая. Весь этот период следовало быть наготове и ожидать возможных провокаций.
С теми, кто не подчинялся, могли провести разъяснительные беседы. Еще более эффективной мерой считался заблаговременный арест потенциальных провокаторов. Список таких лиц составлялся по ежегодным отчетам полиции о проведении майских сходок и сведениям, полученным через сыскное отделение.
Борьба с маевками 1911-1914 гг. в российских реалиях сводилась к попыткам показать несостоятельность «западного праздника», противопоставить ему «имперскую идею», не допустить распространения агитационной противоправительственной литературы и устранить наиболее активных зачинщиков беспорядков. Этих мер оказалось недостаточно прежде всего из-за отсутствия действенного механизма реализации диалога между властью и народом. Что же касается Первомая, то после революции он из альтернативного, антимонархического праздника превратился в одно из главных торжеств нового советского государства.
КРЕПЧЕ ОБНИМАЙ.
От революционных маёвок к Дню весны и труда
03 мая 2016, 12:30 1 269
Автор: Андрей Артёмов
История привычного нам Дня весны и труда уходит своими корнями в достаточно глубокую древность. Зародился он ещё задолго до революции и первоначально не имел к ней никакого отношения. ДГ рассказывает о том, как видоизменялся этот праздник.
Первоначально Первомай был праздником не столько труда, сколько весны. Люди просто-напросто встречали её, полностью вступившую в свои права. Начали праздновать этот день, как утверждают некоторые источники, ещё при Петре I, который, как всегда, подсмотрел этот обычай в Европе. Ведь там именно 1 мая был днём начала весеннего сева.
До революции 1 мая был «полупраздником», в этот день работали, но лишь до обеда. А после него горожане, взяв еду и выпивку, отправлялись на лоно природы, где в тёплой и дружеской атмосфере отдыхали вплоть до наступления темноты. В каждом городе для этого мероприятия было своё место.
А в Самаре даже несколько. Состоятельные горожане предпочитали Струковский сад, а люди попроще отправлялись куда подальше — в район Оврага подпольщиков, на Воронежские озёра, а то и вовсе на правый берег Волги.
Дело начало принимать несколько иной оборот в конце XIX века. Именно тогда этот праздник для своих нужд приспособили всевозможные революционеры и борцы за благополучие рабочего класса. Тем более появился повод — в 1889 году Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими привычными нам благами Трудового кодекса.
А уже через год его впервые отметили в Российской империи стачкой десяти тысяч рабочих заводов Варшавы. В 1891 году первая политическая маёвка состоялась в Петербурге, а спустя 4 года — в Москве. Отличий от простой маёвки было не так уж и много. Обычные песни заменялись на революционные, разворачивались кумачовые знамёна, работали с массами агитаторы. Но выпивка и еда всё так же занимали далеко не последнее место в этом празднике.
Первая маёвка в Самаре прошла в 1896 году. Вот как вспоминал её один из очевидцев событий:
Так как заядлые революционеры частенько оказывались в местах лишения свободы, были изобретены особые способы празднования Первомая в таких «стеснённых» условиях. Заключённые массово исполняли политические песни, в том числе и специально написанные ими к этому дню, а также вывешивали на окнах камер самодельные красные флаги. С последними в Самаре произошёл один небезынтересный случай. 1 мая 1907 года в одном из окон камеры городской тюрьмы появилось красное знамя. На требования снять его заключённые ответили отказом, после чего по окну дали ружейный залп, в результате один из находившихся в камере сидельцев был убит.
Есть ещё несколько мест в нашем городе, непосредственно связанных с политическими маёвками:
— Монастырские ворота на Осипенко. Собственно, они и уцелели только лишь потому, что подле них в 1905 году была устроена маёвка, притом многотысячная. После неё часть демонстрантов двинулась в город, и на пересечении современных улиц Куйбышева и Ленинградской они столкнулись с отрядом казаков. Случилась перестрелка, в ходе которой погиб один из участников маёвки, рабочий Карасев. Сей факт был отмечен в мемориальной доске, установленной на доме № 82 по улице Куйбышева.
— Овраг подпольщиков. Согласно одной из версий, именно из-за того, что здесь неоднократно устраивались нелегальные политические мёевки, он и получил в советские годы такое название.
— Красная Глинка. Гонимые жестоким царским режимом революционеры устремлялись подальше от города. Для увековечивания их памяти близ поселка в 1977 году был установлен монумент в честь самарских большевиков-подпольщиков. До наших дней он, изготовленный из цветного металла, увы, не дожил.
— Правый берег Волги. С этой локацией связана следующая история. В 1906 году самарские революционеры облюбовали для собраний, митингов и маёвок правый берег Волги. Здесь начиналась территория Симбирской губернии. Каждый выходной борцы за народное счастье садились на лодки и плыли на противоположную сторону. Достигнув середины реки, революционеры поднимали красные флаги и запевали свои любимые песни. На берегу все высаживались, и начинался митинг. Наговорившись, участники возвращались в Самару. Гордые своей смекалкой революционеры были довольны, что их ни разу не разогнали. Довольны были и самарские жандармы. Тайные агенты подробно фиксировали всех ораторов и присутствовавших для будущих арестов уже на территории родной губернии.
После революции 1917 года Первомай стали праздновать открыто, с помпой и размахом. День стал официально выходным, потянув за собой и несколько последующих майских дней. 1 мая проводились демонстрации и прочий официоз, а 2 и 3 отдавались на откуп заслуженному отдыху.
День солидарности трудящихся (г. Куйбышев, любительские киносъёмки 80-х годов)Первые советские первомайские демонстрации в Самаре проводились на Театральной площади (ныне пл. Чапаева). С 1939 года они стали проходить на площади Куйбышева.
1 мая 1990 года состоялась последняя официальная первомайская демонстрация. Спустя год вся страна отмечала уже Праздник весны и труда, что продолжает делать каждое 1 мая и по сей день.
Маевка что это в истории
Что такое маёвка? Возникновение слова
Старое русское слово маевка упоминается в Словаре В. И. Даля, составленном еще в середине XIX века, в значении «весенняя увеселительная прогулка за город». «Это значение—старое. Другое значение. впрочем, о другом значении слова маевка следует рассказать подробнее. Страница календаря напомнила нам о том, что 1 Мая 1986 года исполнилось 100 лет со дня начала массовых стачек и демонстраций в США с требованием восьмичасового рабочего дня. Этот день стал Международным днем солидарности трудящихся.
В дореволюционной России 1 мая устраивались нелегальные революционные собрания рабочих. Проходили они обычно за городом. Такие собрания стали называть уже имевшимся в языке словом маевка. Это обычное для языка явление, когда старое слово начинает использоваться в новом значении, его прежнее значение постепенно забывается, уходит из живого употребления.
Маевки наряду с первомайскими демонстрациями рабочих, сыграли большую роль в русском революционном движении. Они нашли отражение и на страницах художественных произведений. Вспомним роман А. М. Горького «Мать» и приведем несколько отрывков из него:
«Листки, призывавшие рабочих праздновать Первое Мая, почти каждую ночь наклеивали на заборах, они являлись даже на дверях полицейского правления, их каждый день находили на фабрике.
Всюду собирались кучки людей, горячо обсуждая волнующий призыв. Жизнь вскипала, она в эту весну для всех была интереснее, всем несла что-то новое.
Павел и Андрей почти не спали по ночам, являлись домой уже перед гудком, оба усталые, охрипшие, бледные.
Мать знала, что они устраивают собрания в лесу, на болоте, ей было известно, что вокруг слободы по ночам рыскают разъезды конной полиции, ползают сыщики, хватая и обыскивая отдельных рабочих, разгоняя группы и порой арестуй того или другого.
. II вот пришел этот день — Первое Мая.
Когда мать вышла на улицу, она услыхала в воздухе гул людских голосов, тревожный, ожидающий. Заревел гудок, поглотив своим черным звуком людской говор. Толпа дрогнула, на минуту все замерло, насторожилось, и много лиц побледнело.
— Товарищи! — раздался голос Павла, звучный и крепкий.— Мы решили открыто заявить, кто мы, мы поднимаем сегодня наше знамя, знамя разума, правды, свободы!
Древко, белое и длинное, мелькнуло в воздухе, наклонилось, разрезало толпу, скрылось в ней, и через минуту над поднятыми кверху лицами людей взметнулось красной птицей широкое полотно знамени.
— Да здравствует рабочий народ! — крикнул Павел. Сотни голосов отозвались ему гулким криком.
— Да здравствует социал-демократическая рабочая партия, наша партия, товарищи, наша духовная родина.
Толпа кипела, сквозь нее пробивались к знамени те, кто понял его значение.
— Да здравствуют рабочие люди всех стран! — крикнул Павел. И все увеличиваясь в силе и в радости, ему ответило тысячеустое эхо потрясающим душу звуком».
Маевки проходили в ту пору не только в городах, но проникали и в деревню. В басне Д. Бедного «Май» (1914 г.) нарисована яркая сцена, отразившая расстановку классовых сил в крестьянской среде.
Слово маевка теперь не часто услышишь, но, встретив его в художественной литературе, в общественно-политической публицистике, в книгах по истории нашей страны, воспринимаешь его как живое, как волнующий знак знаменательных событий прошлого.
В октябре 1917 года родилась новая Россия. Началось небывалое по темпам формирование новых государственных и социальных установлений, новых отношений в новом обществе. Все дышало новизной, все было проникнуто ею. Это бурное развитие всех сторон жизни повлекло за собой стремительное обогащение лексики русского языка, возникновение огромного числа новых слов.
Н. М. Шанский, давая общую характеристику лексических новшеств советского времени, пишет: «По своей родословной слова советской эпохи делятся на две большие, хотя и неодинаковые по размеру, группы. Одну, меньшую группу образуют лексические заимствования советской эпохи из других языков.
Особый пласт лексики, пришедший в русский язык после Октября, составляют слова, усвоенные им в результате братского взаимодействия — из языков различных народов Советского Союза.
Другую (несравненно большую) группу образуют неологизмы советской эпохи, созданные с помощью того или иного способа словопроизводства говорящими на русском языке. По сравнению с ними новые заимствования (при всей их многочисленности), что капля в море. Советские неологизмы русского языка составляют подавляющее большинство лексических новшеств. Именно они в первую очередь придают современной русской лексике особый колорит свежести и новизны, отличающий ее от старого—дореволюционного —- словаря».
R этим справедливым суждениям известного ученого добавим, что очень большую роль в обогащении словарного состава русского языка советской эпохи играет изменение значений старых слов, употребление слов, уже имевшихся в языке,— с новыми оттенками значений, с новой стилистической окраской, в новых переносных значениях. В свою очередь, от этих слов образуется ряд производных, которых ранее не было в нашем языке.
Перечислить все новые слова, появившиеся в языке советской эпохи, невозможно, их десятки тысяч. Для обозначения таких слов существует термин неологизм от греч. neos — «новый» и logos — «слово».
«Термином «неологизм»,— пишет И. Ф. Протченко,— обозначают, однако, не всякое новое слово (или словосочетание), а очень новое, вот-вот появившееся, новизна которого явственно осознается говорящими. Это уточнение важно потому, что пополнение словарного состава наблюдается в языке постоянно. Новые слова, которые уже основательно закрепились в языке, стали общим достоянием, перестают быть неологизмами».
Прежде чем попасть в активный словарь языка, неологизмы как бы фильтруются всесильным временем, они придирчиво отбираются самим народом. «Народное чутье, народный вкус,— писал К. И. Чуковский,— суровые регуляторы речи, и если бы не суровость, язык в каких-нибудь пятьдесят лет весь зарос бы крапивой». Мы быстро привыкаем к новым словам. В начале 30-х годов А. М. Горький заметил: «Слово универмаг стало обычным. Если бы вы сказали его пятнадцать лет назад, на вас бы вытаращили глаза». Изменение словарного состава — это закономерное постоянное движение в любом языке.
Но в истории человечества еще не было такого бурного вторжения новых слов и словосочетаний, как в эпоху научно-технической революции: ведь жизнь слова связана с жизнью человека, народа, общества, с развитием науки, техники, ростом культуры.
И не удивительно, что основной базой пополнения словарного состава языка наших дней становится терминология и специальная лексика. «Однако,— отмечает А. А. Брагина,— влияние науки и техники на язык — это не простой выход в широкий речевой обиход тех или иных терминов, а их осмысление, подчас весьма своеобразное».