м86 ителма чем прошить
Еще о прошивке M86. Переходим на VAG-KKL + схема прошивальщика.
Мучался я мучался… А не. Не с того начал.
В 2014 году, когда у меня появилась 2115 с е-газ, я, как любой технарь, захотел знать о машине чуть больше, чем показывает приборная панель. И задался целью подцепиться к мозгам. Но из-за малого количества денег, являющихся «свободными», я на свои хотелки не мог потратить так много, как мне бы того хотелось. Поэтому на местном форуме был приобретен самопаяный K-Line адаптер за 450р.
И всем он был хорош, спокойно подключался к любой машине с K-Line, а в последствии даже и шил m74 на 2115 и Калине и не мог я на него нарадоваться. Но потом я взялся шить свою Весту, но не мог понять, почему все спокойно шьют, а у меня процесс заливки бинарника вставал с ошибкой по несколько раз. И только раза с 3-4 мне удавалось зашить мозги. А это растягивало всю возню на 1-1.5 часа, поскольку делается в три этапа (затирание, программирование, проверка). Падало с ошибкой случайным образом, с любыми драйверами, на любом компе, в любом порту. А поскольку мы с Сергеем msa96 плотно взялись за мозги моей машины, то за неделю я мог прошиться 1-2 раза (Спойлер: мы победили, но об этом позже), а на улице нифига не май и надо было снимать мозги на горячей машине, а еще лучше и ставить тоже в горячую. Поэтому мозги у меня держатся на двух гайках и теперь, чтобы их снять, не нужно снимать короб воздушного фильтра.
Мучался я мучался, помним, да?
И решил, что мне необходим новый K-Line, желательно более-менее заводской пайки. И нашел VAG-KKL адаптер с подвозом в течении пары часов. Уточнил, на FTDI ли он чипе и получив утвердительное «Да» заказал его за 890р.
Привезли, распаковал и тут же вскрыл. Да, FTDI. Комп его нормально видит. Будем соединять с моим жгутом для прошивки. Я отрезал старый K-Line и пряпаялся к трем контактам VAG-KKL. Вы не поверите, но все стало прошиваться с первого раза. УРА!
Прошивка M86
Это уже традиция все свои жигули я всегда прошивал, и результатом был доволен. Вот и веста не стала исключением.
1. Подготовка
В зависимости от оригинальной прошивки блока управления, ЭБУ M86 делятся на 2 подвида: открытый (прошивка ВАЗ) и закрытый (прошивка Итэлма). В открытом ЭБУ процессор не заблокирован и работа с ним может вестись напрямую через bootstrap. Для работы с закрытым блоком требуется его вывод на диагностику, а затем работа через встроенный загрузчик блока управления.
Мой блок имеет следующие ПО — I765BH03 8450030592 Веста, 1.6 16V, МКПП, ПО ВАЗ
Значит мой ЭБУ открытый так как прошивка Вазовская, а не от Итэлмы.
Вот ссылка на список серийных прошивок M86
Тюнинг прошивку буду использовать от Палиуса так как на ней уже фиксирована контрольная сумма и это позволит не слететь с гарантии.
2. Подключение
Адаптер использую Scan Master CAN
Если смотреть на М86 со стороны разъемов
(1) — Левый разъем, (2) Правый разъем
(1) L4 Масса
(1) L3 Неотключаемое питание (К30)
(1) A5 Oтключаемое питание (K15)
(1) G5 разрешение программирования (12В)
(2) C4 K-Line
Так подключал я и все заработало хотя в справке к программе загрузчика указано по другому (видно на фото с разъемом)
3. Прошивка
Программа загрузчик примитивная и имеет 4 кнопки.
1. нажимаем Подключить (после установления связи с ЭБУ)
2. нажимаем Чтение (выбираем какую область сохранить FLASH или FLASH EEPROM и нажимаем сохранить, процесс идет не быстро минут 7)
3. нажимаем Запись (выбираем тюнинг прошивку по хранящемуся адрессу и опять ждем минут 7)
4. нажимаем Отключить
Прошивка M86, K-Line protocol failed и прочее
В прошлую субботу решил самостоятельно прошить ЭБУ на Vesta SW 1.6: с завода стояла I765BI54, менял на I765BL57.
Решил прошивать из-за:
1. странной реакции педали газа. Давишь — вроде начинает ехать, но далее мощность падает, будто её душат, черед пару-тройку секунд начинает крутить нормально;
2. раскачивания (вперёд-назад) на первой и второй скоростях. Особенно заметно, если недопрогрета;
3. пару раз за три года вылезала ошибка датчика детонации.
Почитал Demacr, посмотрел три видео с канала PRO Всё, заказал из Китая всякие проводки, клемы, K-Line адаптер с чипом «от FTDI».
Серийную прошивку взял с chiptuner. Перегнал её из bin в hex. В статье по ссылке выше для этого используется srec_cat.exe, но я накидал скрипт, который можно запустить в Linux.
Вышел к авто за ЭБУ.
Блок закреплен на двух шпильках. Гайки на 10 сдвинул мелкой трещёткой, дальше открутил рукой (тесновато, конечно, но второй рукой подстраховался от потери гайки и удалось).
Принёс домой, где ЭБУ ждал предварительно собранный осьминог.
Если соберётесь делать подобную штуку, то в адаптер и в боковые пины на ЭБУ можно брать клемы рпи-м 2.8мм (6 штук), плюс 2 коннектора типа dupont под тонкие пины (я взял с кулера).
При конфигурировании Memtool обратите внимание на выбор типа микроконтроллера. Например, я с ходу воткнул XC2787X-136F вместо XC2768X-136F.
Взял хиленький адаптер, подал питание, попробовал подключиться к ЭБУ из Memtool.
При попытках подключения получал постоянную Can’t connect target и через раз K-Line protocol failed. Сообщение выглядело примерно так.
На этом месте я уже собирался взгрустнуть, но вспомнил, что имеется неиспользуемый блок питания от ПК. Подключил к осьминогу, к сети, имитировал включение ПК (замкнул зелёный и чёрный). Ток пошёл, Memtool увидел ЭБУ.
На скорости 38400 на резервную копию данных из диапазона 0x00c00000:0x00d0ffff потребовалось 17 минут. 25 минут занял процесс прошивки (включает сверку). При прошивке не забыть проставить программную защиту от перетирания данных в диапазоне 0х00С40000:0х00С4F000 (индексы 64-79). Итого около 45 минут. Побаивался, что могут отключить свет во время записи микропрограммы, но утешал себя мыслью, что такие железки, кажется, редко можно навернуть программно.
Всё прошло успешно. Неделю я отъездил и доложу вам, что педаль газа стала приятнее, предсказуемей. Раскачивание ушло, скорость набирается уверенней. Кажется, что для 2ой и 3ей понизился минимум скорости, при которой можно комфортно двигаться без подёргиваний. И опять же, кажется, расход понизился на 150мл.
Если кому-то интересно, то в диагностике через OBD виден не только новый номер микропрограммы, но и «дата программирования или производства ЭБУ» сменилась с августа 2017го на реальную дату прошивки.
В целом, жить стало лучше. Жить стало веселей.
Дмитрий DarkByte Москин
Прошивка ЭБУ Lada XRAY (М86 Итэлма) или чип-тюнинг на коленке
Впрочем и я уже с проблемой смирился. Но на днях участник форума xrayclub под ником Electromaster выложил ссылку на свой пост на drive2, после прочтения которого появилась новая надежда. Сразу же обратился за помощью к пользователю msa96.
Сходу он никого не смог порекомендовать в нашем городе, но предложил произвести прошивку самостоятельно, порекомендовав товарища, который и помог работаться с процессом прошивки. Собственно это была небольшая предыстория, а ниже будет описан сам процесс прошивки ЭБУ на примере М86 Итэлма.
Первым делом нужно посмотреть, сколько стоит новый блок управления двигателем и сравнить его цену со стоимостью прошивки в сервисе. Мне не известно, насколько хорошо блок защищён от дурака, и возможно, что достаточно будет перепутать плюс с минусом и блок можно будет отправлять в ремонт.
Кроме того, если при прошивке что-то пойдёт не так, то опять же можно потерять блок или возможность его прошивать данным методом. Но в целом процесс довольно простой, не требует особых знаний, а из железа потребуется только USB-K-Line адаптер, 12В блок питания и несколько проводов, чтобы соединить всё это вместе.
Главное, чтобы адаптер определился в системе как COM-порт. В случае проблем с установкой драйверов, можно попробовать установить их вручную (например для CH340).
Собственное потребление контроллера М86 (без подключенных к нему устройств) составляет примерно 1Вт, поэтому подойдёт любой блок питания на 12В. Данное питание так же потребуется подключить и к K-Line адаптеру, так как при штатном использовании он предполагает получение питания от бортовой сети автомобиля через OBD2 разъём.
Чтобы немного упростить задачу и избавиться от необходимости использовать внешний блок питания, я решил встроить в адаптер повышающий dc-dc преобразователь на базе MT3608. Мощности данного преобразователя достаточно как для питания адаптера, так и для питания ЭБУ. А размеры позволяют разместить его внутри корпуса адаптера.
К блоку управления потребуется подцепить 5 проводов, я использовал китайские монтажные провода (dupont wire).
Плюс 12В на L3 (питание ЭБУ), на A5 (зажигание), и на G5 (переключение контроллера в режим программирования). Так же +12В подключается к адаптеру на пин 16.
Заполняем Taget description: «XC2768X-136F», выбираем в Family: SAB C166S-V2 Family (XC16x, XC2000, XE166). Далее
В type выбираем XC2768X-136F. Далее
Выбираем Minimonitor Interface. Нажимаем Setup
На вкладке General в Access Device выбираем COM порт нашего адаптера. На вкладке Monitor меняем Baudrate на 38400. И ставим галочку Use K-Line protocol. ОК. Далее. Далее
В появившемя окне пишем имя для нашего профиля, например «XC2768X-136F» и нажимаем Сохранить. ОК.
В итоге видим основное окно программы, начальная настройка завершена, можно подавать питание на ЭБУ и нажимать кнопку Connect.
Дожидаемся окончания считывания прошивки и нажимаем Save As. Выбираем надёжное место для хранения оригинальной прошивки
После выполнения которой, получившийся файл можно загружать в Infineon MemTool, нажав в левой части окна кнопку Open File. Затем Select All и Add Sel
И если уверены, что всё сделали правильно, то можно нажимать кнопку Program. Сначала будет удалена текущая прошивка, затем записана новая, и в конце пройдёт проверка записанных данных
М86 ителма чем прошить
Окно программы содержит следующие вкладки:
Вкладка FLASH
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
чтение прошивки из контроллера во внутренний буфер программы
запись прошивки из внутреннего буфера программы в контроллер
Наличие галочки в поле «Общее действ.» позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка EEPROM
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера, выбора типа ЭБУ и кнопок управления:
чтение содержимого EEPROM из контроллера во внутренний буфер программы
запись содержимого EEPROM из внутреннего буфера программы в контроллер
Наличие галочки в поле «Общее действ.» позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка Дополнительно
На этой вкладке можно выбрать параметры соединения (скорость обмена с ЭБУ по линии К).
Идентификация ЭБУ
При работе с ЭБУ на автомобиле выберите вкладку FLASH и снимите галку «Общее действ.». При нажатии на кнопку «Запись» будет выдан вопрос:
Нажмите «Да» для записи ПО в диагностическом режиме.
После записи выключите зажигание, дождитесь отключения Гл.Реле, включите зажигание и подождите 10 секунд перед запуском.
Если в записываемой прошивку бутлоадер отличается от содержащегося в ЭБУ, может возникнуть «Ошибка ПЗУ». В таком случае рекомендуется записывать ПО без использования диагностического метода записи.
Подключение контроллера, снятого с автомобиля, необходимо произвести универсальным кабелем Загрузчика.
Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения с в соответствии с типом ЭБУ.
Подключение контроллера, снятого с автомобиля, необходимо произвести универсальным кабелем Загрузчика.
Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения с в соответствии с типом ЭБУ.
Подключение ЭБУ на столе.
( 1 ) – Левый разъем, ( 2 ) Правый разъем
( 1 ) L 4 Масса (черный провод универсального кабеля)
( 1 ) L 3 Неотключаемое питание (К 30 ) (красный провод универсального кабеля)
( 1 ) A 5 Oтключаемое питание (K 15 ) (желтый провод универсального кабеля)
( 1 ) G 5 разрешение программирования ( 12 В) (зеленый провод универсального кабеля)
( 2 ) C 4 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
( 2 ) D 5 CAN‑L (J 2534 )
( 2 ) D 4 CAN‑H (J 2534 )
Схема кабеля для самостоятельного изготовления: