люди стали бесноватыми в 2020г более чем когда либо
Беснование — это недуг или воля человека?
Интервью священника Константина Пархоменко газете «Вечерняя Москва»
Как проявляется одержимость?
Одержимые люди на самом деле существуют. Вы помните, что недавно в Россию привозили большую святыню: Пояс Божией Матери. Я присутствовал в храме в тот день, когда Пояс привезли в Петербург. Бесчисленной чередой подходили люди и прикладывались к Поясу. Вдруг храм сотряс страшный вопль. Я находился в алтаре, достаточно далеко, но даже у меня побежали мурашки по коже и я выбежал посмотреть, что же происходит. А происходило вот что. Интеллигентная по виду и стильно одетая женщина вдруг, приблизившись к Поясу, упала и закричала диким, нечеловеческим голосом. Сразу вспоминаются рассказы Евангелий о том, как Христос проходил мимо групп людей или входил в какие-то собрания и люди начинали кричать: бес, находящийся в них, себя обнаруживал!
Скажите, друзья, а разве вы никогда не видели, как у вашего товарища или коллеги, когда вы заговариваете о вере, о Церкви, вдруг меняется лицо? И с современным и толерантным человеком, с которым и поболтать, и обсудить новости можно, и он всегда оказывается терпимым и широким в своих взглядах, при упоминании о христианской вере вдруг происходит что-то странное?
Кстати, для меня типичным примером такого беснования является Невзоров.
Насколько распространено это явление?
Я бы сказал, что существуют разные формы беснования. Есть, если принять современный стиль определений, то, что я бы назвал «мягкой формой» и «серьезной формой» беснования. Мягкой формой беснования одержимы все люди, в которых есть непобежденные страсти. Поясню, что такое страсть. Это уродливо искаженное чувство, чувство, которое из-за наших грехов исказилось, стало ненормальным.
Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот когда мужчина будет стремиться к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин удовлетворять свое желание, – это страсть.
Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания – это страсть.
Страстью может быть не только блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д.
Страсть – это уродство чувства. Это мука, преодолеть которую очень трудно. Так вот, святые отцы открыли потрясающую тайну наших страстей и нездоровых желаний. Оказывается, кроме наших собственных слабостей и потакательств, тут не обошлось и без влияния темных бесовских сил, подталкивающих нас вновь и вновь совершать грех. Бесы оккупируют душу грешника, потакающего страстям, и скоро такой человек становится игрушкой в их лапах.
Грустно, когда человек не желает изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, одержимый страстью к вину, если его лишить «дозы», превращается в демона, который готов растоптать самое дорогое в его жизни.
И с этим ничего не поделать?
Конечно, поделать! Опыт священнического служения показывает: если человек, даже не имеющий сил сопротивляться какой-то страсти, ведет церковную жизнь, то искушения постепенно отступают. Многие люди говорят, что сами, без исповеди и Причастия, они не справились бы со своей страстью. Благодать Божия – изгоняет бесов.
Чем отличаются проявления одержимости от симптомов психической болезни?
Отличий таких немного, поэтому порой бесноватого можно принять за сумасшедшего, и наоборот. Но такие отличия есть. Бесноватый – это практически всегда человек недобрый, испытывающий отвращение к благочестию и святыне. В подавляющем большинстве случаев бесы вселяются в человека, который своими грехами приготовил для них жилище: собственную душу. Убийцы, насильники, блудники, кощунники, циники, оккультисты, сатанисты… это начало длинного списка людей, являющихся бесноватыми, в какой бы, как мы выражаемся, «форме» это ни протекало.
Но надо сказать, что многие люди, считающие себя бесноватыми, на самом деле не бесноватые, а просто находятся в состоянии какого-то психического расстройства.
Как этот «недуг» попадает в человека? В какой момент?
Это не недуг. Недуг – это то, что, попадает в нас помимо нашей воли. Здесь же человек приготовил душу своими сознательными действиями, если так можно выразиться, он шел к тому, чтобы стать бесноватым.
Бесы проникают в нас из-за наших грехов. Старайся жить христианской жизнью, исповедуйся и причащайся – и эта беда тебя не постигнет.
С кем это может случиться?
Я уже говорил, что беснование – это беда, которой подвергаются люди, не защищенные благодатью Божией, не ведущие христианской жизни. Хочешь быть свободен от этого? Веди церковную жизнь, старайся исполнять заповеди Божии – и ничего не бойся.
Зачем «зло» вселяется в человека?
Это не безличное зло. Существует некий вдохновитель и инициатор зла – сатана, диавол… Имен у этой сущности много, но по сути имя его одно: враг рода человеческого.
Когда-то это существо взбунтовалось против Бога. К сатане примкнули некоторые ангелы, так что получилось противобожественное царство: мир бесовский.
Эти сущности думают (а, может, уже и не думают, а просто злятся и подличают), что они смогут в вечности получить какую-то свою часть и какую-то свою, изолированную от Бога, жизнь. Конечно, это миф. Никакой жизни вне Бога в том мире, который наступит после преображения Вселенной, не будет.
Так вот: диавол, сам идущий к погибели, мечтает, чтобы и любимое создание Божие – человек, который призван к вечной жизни, – также погиб. Вы спросите: но если бесы знают о том, что их конец неминуем и он будет печальным, то почему же они все еще сопротивляются и так подличают? Я думаю, тут подойдет аналогия с врагом, который окружен и понимает, что он все равно проиграет, но продолжает агрессивно защищаться, чтобы хоть кого-то с собой на тот свет утащить.
Расскажите, пожалуйста, о примерах из Вашей практики.
Однажды в храм пришел один человек. Это был молодой парень, молдаванин, из молдавской деревни. Он по-русски не говорил, с ним был двоюродный брат, который переводил.
Этот молодой человек был в отчаянии. С его женой, молдаванкой из его же села, уже несколько дней творилось что-то невообразимое. Она на всех кидалась, порвала и спустила в унитаз иконки, изрыгала проклятия, была совершенно невменяемой. Потом эти приступы проходили, и она снова становилась обычной женщиной: доброй, спокойной.
Молодой человек рассказал, что жена его занималась колдовством, как и ее бабка. Сама женщина в детстве была крещена, но в храм не ходила, не молилась, воспитывалась без веры. И вот теперь такое…
Я попросил завтра привести эту женщину.
Они привели ее вечером, у меня как раз заканчивалось занятие взрослой воскресной школы, которое проводится в боковом приделе храма. Миловидная молодая женщина с интересом крутила головой, все рассматривала. Мы с учащимися прочитали после занятия молитву, и я к ней направился. Вдруг лицо этой женщины изменилось, она попятилась. Ее крепко держали. Я подошел совсем близко. Женщина съежилась, а когда я осенил ее крестом, дико завыла и бросилась на меня. Она ухватилась за мою рясу, выла и что-то кричала по-молдавски. Я положил ей руки на голову и молился. Постепенно, в течение полуминуты, женщина затихла и сползла вниз. Ее отцепили от меня – ряса была порвана. Женщина пришла в себя, встала, ничего не помня, и со страхом глядела на меня.
Я попросил привести ее завтра к Причастию. Ее привели в храм.
Причащаться подвели последней. Женщина упала и привычно завыла, не желая причащаться, но мы над ней помолились, и она немного успокоилась. После Причастия совсем успокоилась и просветлела лицом. Долго сидела в храме на скамейке, не желая уходить.
На следующий день эти люди уезжали домой, в Молдавию. Я наказал им ходить в храм и, конечно, всякое колдовство навсегда бросить. Рассказал, как сделать первые шаги по пути воцерковления. Это пример вот такого, особого, случая. Бес проявился в самой дикой, примитивной форме. Но и женщина была из глухой молдавской деревушки.
Но ежедневно я встречаюсь с людьми, которые одержимы бесами из-за своей греховной жизни. Но бесы эти так себя не проявляют. При общении это могут быть весьма симпатичные люди. Но коснись некоторых тем, разговоров о исправлении, исцелении жизни – и тут бесы себя проявляют, человека аж крутить начинает.
Как выгоняется этот недуг из человека?
Рецепт изгнания дал Христос. Он сказал, что
«род сей изгоняется только постом и молитвой»
Нормальная церковная жизнь, исправление своей души, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, молитва и посильные аскетические упражнения (например, пост) – и душа исцеляется.
Не нужно куда-то ездить, искать старцев… В каждом храме (а их в Русской Православной Церкви сейчас около 30 тысяч) совершается Божественная служба. И мы можем там исцелить душу и прогнать всех бесов.
Как можно вылечить человека, одержимого этим недугом? Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не попасть в «зону риска»?
«Зона риска» – это все люди, ведущие греховную жизнь. Помните, что человек, живущий в мире, либо находится с Богом, либо, если он не с Богом, становится лакомым кусочком для бесов. И они, будьте уверены, найдут ключ к этому человеку, подберутся к нему.
Поэтому самое правильное: не отлучать себя от Бога и от Церкви.
Когда корабль долго плывет, на его днище налипают ракушки, водоросли… На Церковь, плывущую курсом Спасения, тоже что-то налипает. Недостойные священнослужители, злобные верующие, сплетни о том, что кто-то что-то сказал или сделал… Друзья! Не обращайте на это внимания! Не дайте лукавому увлечь вас этими сплетнями и отлучить от Спасения и Жизни Вечной. Помните, что, по мысли святых отцов,
«самая хитрая уловка диавола – всех убедить, что его нет».
Но есть Бог, есть Спасение и будущая вечная Жизнь! И есть тот, кто не хочет нас туда допустить… Имя ему: враг рода человеческого.
Одержимость бесами сегодня.
Одержимость бесами сегодня.
Ответы журналисту газеты «Вечерняя Москва»
Дорогие! Предлагаю небольшое интервью, которое я дал на днях газете «Вечерняя Москва». В одном из ближайших номеров оно будет опубликовано.
Как проявляется одержимость?
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Привет вам из Петербурга и самые добрые пожелания. А теперь, к делу:
Одержимые люди на самом деле существуют. Вы помните, что несколько месяцев назад в Россию привозили большую святыню: Пояс Божией Матери. Я присутствовал в храме в тот день, когда Пояс привезли в Петербург. Бесчисленной чередой подходили люди и прикладывались к Поясу. Вдруг храм сотряс страшный вопль. Я находился в алтаре, достаточно далеко, но даже у меня побежали мурашки по коже и я выбежал посмотреть, что же происходит. А происходило вот что. Интеллигентная по виду и стильно одетая женщина вдруг, приблизившись к Поясу, упала и закричала диким, нечеловеческим голосом. Сразу вспоминаются рассказы Евангелий о том, как Христос проходил мимо групп людей или входил в какие-то собрания и люди начинали кричать: бес, находящийся в них, себя обнаруживал!
Скажите, друзья, а разве вы никогда не видели, как у вашего товарища или коллеги, когда вы заговариваете о вере, о Церкви, вдруг меняется лицо? И с современным и толерантным человеком, с которым и поболтать, и обсудить новости можно, и он всегда оказывается терпимым и широким в своих взглядах, при упоминании о христианской вере вдруг происходит что-то странное?
Кстати, для меня типичным примером такого беснования является Невзоров.
Насколько распространено это явление?
Я бы сказал, что существуют разные формы беснования. Есть, если принять современный стиль определений, то, что я бы назвал «мягкой формой» и «серьезной формой» беснования. Мягкой формой беснования одержимы все люди, в которых есть непобежденные страсти. Поясню, что такое страсть. Это уродливо искаженное чувство, чувство, которое из-за наших грехов исказилось, стало ненормальным.
Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот когда мужчина будет стремиться к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин удовлетворять свое желание, – это страсть.
Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания – это страсть.
Страстью может быть не только блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д.
Страсть – это уродство чувства. Это мука, преодолеть которую очень трудно. Так вот, святые отцы открыли потрясающую тайну наших страстей и нездоровых желаний. Оказывается, кроме наших собственных слабостей и потакательств, тут не обошлось и без влияния темных бесовских сил, подталкивающих нас вновь и вновь совершать грех. Бесы оккупируют душу грешника, потакающего страстям, и скоро такой человек становится игрушкой в их лапах.
Грустно, когда человек не желает изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, одержимый страстью к вину, если его лишить «дозы», превращается в демона, который готов растоптать самое дорогое в его жизни.
И с этим ничего не поделать?
Конечно, поделать! Опыт священнического служения показывает: если человек, даже не имеющий сил сопротивляться какой-то страсти, ведет церковную жизнь, то искушения постепенно отступают. Многие люди говорят, что сами, без исповеди и Причастия, они не справились бы со своей страстью. Благодать Божия – изгоняет бесов.
Чем отличаются проявления одержимости от симптомов психической болезни?
Отличий таких немного, поэтому порой бесноватого можно принять за сумасшедшего, и наоборот. Но такие отличия есть. Бесноватый – это практически всегда человек недобрый, испытывающий отвращение к благочестию и святыне. В подавляющем большинстве случаев бесы вселяются в человека, который своими грехами приготовил для них жилище: собственную душу. Убийцы, насильники, блудники, кощунники, циники, оккультисты, сатанисты… это начало длинного списка людей, являющихся бесноватыми, в какой бы, как мы выражаемся, «форме» это ни протекало.
Но надо сказать, что многие люди, считающие себя бесноватыми, на самом деле не бесноватые, а просто находятся в состоянии какого-то психического расстройства.
Как этот «недуг» попадает в человека? В какой момент?
Это не недуг. Недуг – это то, что, попадает в нас помимо нашей воли. Здесь же человек приготовил душу своими сознательными действиями, если так можно выразиться, он шел к тому, чтобы стать бесноватым.
Бесы проникают в нас из-за наших грехов. Старайся жить христианской жизнью, исповедуйся и причащайся – и эта беда тебя не постигнет.
С кем это может случиться?
Я уже говорил, что беснование – это беда, которой подвергаются люди, не защищенные благодатью Божией, не ведущие христианской жизни. Хочешь быть свободен от этого? Веди церковную жизнь, старайся исполнять заповеди Божии – и ничего не бойся.
Зачем «зло» вселяется в человека?
Это не безличное зло. Существует некий вдохновитель и инициатор зла – сатана, диавол… Имен у этой сущности много, но по сути имя его одно: враг рода человеческого.
Когда-то это существо взбунтовалось против Бога. К сатане примкнули некоторые ангелы, так что получилось противобожественное царство: мир бесовский.
Эти сущности думают (а, может, уже и не думают, а просто злятся и подличают), что они смогут в вечности получить какую-то свою часть и какую-то свою, изолированную от Бога, жизнь. Конечно, это миф. Никакой жизни вне Бога в том мире, который наступит после преображения Вселенной, не будет.
Так вот: диавол, сам идущий к погибели, мечтает, чтобы и любимое создание Божие – человек, который призван к вечной жизни, – также погиб. Вы спросите: но если бесы знают о том, что их конец неминуем и он будет печальным, то почему же они все еще сопротивляются и так подличают? Я думаю, тут подойдет аналогия с врагом, который окружен и понимает, что он все равно проиграет, но продолжает агрессивно защищаться, чтобы хоть кого-то с собой на тот свет утащить.
Расскажите, пожалуйста, о примерах из Вашей практики.
Однажды в храм пришел один человек. Это был молодой парень, молдаванин, из молдавской деревни. Он по-русски не говорил, с ним был двоюродный брат, который переводил.
Этот молодой человек был в отчаянии. С его женой, молдаванкой из его же села, уже несколько дней творилось что-то невообразимое. Она на всех кидалась, порвала и спустила в унитаз иконки, изрыгала проклятия, была совершенно невменяемой. Потом эти приступы проходили, и она снова становилась обычной женщиной: доброй, спокойной.
Молодой человек рассказал, что жена его занималась колдовством, как и ее бабка. Сама женщина в детстве была крещена, но в храм не ходила, не молилась, воспитывалась без веры. И вот теперь такое…
Я попросил завтра привести эту женщину.
Они привели ее вечером, у меня как раз заканчивалось занятие взрослой воскресной школы, которое проводится в боковом приделе храма. Миловидная молодая женщина с интересом крутила головой, все рассматривала. Мы с учащимися прочитали после занятия молитву, и я к ней направился. Вдруг лицо этой женщины изменилось, она попятилась. Ее крепко держали. Я подошел совсем близко. Женщина съежилась, а когда я осенил ее крестом, дико завыла и бросилась на меня. Она ухватилась за мою рясу, выла и что-то кричала по-молдавски. Я положил ей руки на голову и молился. Постепенно, в течение полуминуты, женщина затихла и сползла вниз. Ее отцепили от меня – ряса была порвана. Женщина пришла в себя, встала, ничего не помня, и со страхом глядела на меня.
Я попросил привести ее завтра к Причастию. Ее привели в храм.
Причащаться подвели последней. Женщина упала и привычно завыла, не желая причащаться, но мы над ней помолились, и она немного успокоилась. После Причастия совсем успокоилась и просветлела лицом. Долго сидела в храме на скамейке, не желая уходить.
На следующий день эти люди уезжали домой, в Молдавию. Я наказал им ходить в храм и, конечно, всякое колдовство навсегда бросить. Рассказал, как сделать первые шаги по пути воцерковления. Это пример вот такого, особого, случая. Бес проявился в самой дикой, примитивной форме. Но и женщина была из глухой молдавской деревушки.
Но ежедневно я встречаюсь с людьми, которые одержимы бесами из-за своей греховной жизни. Но бесы эти так себя не проявляют. При общении это могут быть весьма симпатичные люди. Но коснись некоторых тем, разговоров о исправлении, исцелении жизни – и тут бесы себя проявляют, человека аж крутить начинает.
Как выгоняется этот недуг из человека?
Рецепт изгнания дал Христос. Он сказал, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Нормальная церковная жизнь, исправление своей души, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, молитва и посильные аскетические упражнения (например, пост) – и душа исцеляется.
Не нужно куда-то ездить, искать старцев… В каждом храме (а их в Русской Православной Церкви сейчас около 30 тысяч) совершается Божественная служба. И мы можем там исцелить душу и прогнать всех бесов.
Как можно вылечить человека, одержимого этим недугом? Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не попасть в «зону риска»?
«Зона риска» – это все люди, ведущие греховную жизнь. Помните, что человек, живущий в мире, либо находится с Богом, либо, если он не с Богом, становится лакомым кусочком для бесов. И они, будьте уверены, найдут ключ к этому человеку, подберутся к нему.
Поэтому самое правильное: не отлучать себя от Бога и от Церкви.
Когда корабль долго плывет, на его днище налипают ракушки, водоросли… На Церковь, плывущую курсом Спасения, тоже что-то налипает. Недостойные священнослужители, злобные верующие, сплетни о том, что кто-то что-то сказал или сделал… Друзья! Не обращайте на это внимания! Не дайте лукавому увлечь вас этими сплетнями и отлучить от Спасения и Жизни Вечной. Помните, что, по мысли святых отцов, «самая хитрая уловка диавола – всех убедить, что его нет».
Но есть Бог, есть Спасение и будущая вечная Жизнь! И есть тот, кто не хочет нас туда допустить… Имя ему: враг рода человеческого.
Православная Жизнь
Проповедь митр. Антония (Паканича) в Покровском соборе г. Борисполь.
Господь является Творцом мира видимого и невидимого. Перед созданием материального мира Господь сотворил мир духовный, ангельский, который, как мы знаем из Божественного Откровения, разделился.
Часть сил Небесных взбунтовалась под руководством ближайшего к Богу ангела – Денницы. За свою гордыню они были извержены с Небес.
И когда Господь создал видимый мир, венцом творения которого стал человек, вся злоба падших ангелов сосредоточилась как раз на человеке, поскольку, Господь создал человека по Своему образу и подобию.
Главная задача человека состояла в том, чтобы уподобиться своей святостью Создателю. А значит стать причастником блаженству, которое дает Господь.
И поэтому, та ангельская сила, которая была извержена с Небес и воля которой укоренилась в богоборчестве, сосредоточила свое внимание и усилия на каждом из людей.
Если бы Господь попустил, не защитил, то никто бы не спасся. Бесы боятся Бога. Потому что – все во власти Всевышнего. Господь поддерживает наш шаткий мир Своей любовью.
Демонические силы знают, что грядет конец мира и знают о своей участи в вечности – это геенна огненная. Участь падших ангелов говорит нам о том, что за гробом покаяние невозможно.
Мы знаем примеры того, как бесовская сила настолько извращает человеческую природу, что человек лишается естественных даров, полученных при рождении: разума, свободы и способности любить.
Такое ужасное явление, когда человек попадает под влияние демонических сил, не часто, к счастью, встречается, но бывает. Случается даже так, что в повседневной жизни человек не осознает, что является бесноватым.
Такое явление, по словам святых отцов часто случается по причине, в том числе, неискренней исповеди. Человек не исповедует какой-то грех, исходя из ложного стыда перед священником и, вследствие чего, этот грех укореняется в человеческой природе и является открытыми воротами для бесовской силы.
Приступая к Таинству исповеди, мы, безусловно, не должны заботиться о том, какое впечатление мы производим на священника. Он, вообще не для этого призван к служению, чтобы оценивать человека, который обращается к нему.
Священник является проводником для благодати Божией, Которая попаляет грех и изгоняет бесовские силы.
И, когда мы приходим на исповедь, мы должны чистосердечно, искренне проговаривать все, что нас беспокоит, все, что камнем и грузом лежит на сердце, выносить все на свет Божий.
Тогда силой церковной молитвы, благодати Божией, Господь и прощает, и дает силы побороть исповеданный грех.
Нечистая сила обретает власть над человеком, в том числе, когда человек сам сознательно обращается к ней за помощью, например, к колдунам, ведуньям, астрологам. Когда планирует свою жизнь исходя из гороскопов.
Доверяя подобным явлениям, человек открывает сердце бесовским силам.
Не будем забывать, что Церковь имеет все средства борьбы со грехом и дает четкие ориентиры для спасения. Мы не должны обольщаться предсказаниями о нашем будущем, важно понимать, что Господь дал бы нам такие возможности, если бы это было спасительно для нас.
В истории Церкви некоторым святым Господь даровал дар прозорливости и предвидения, но исключительно для того, чтобы это способствовало делу спасения души.