любимый цвет горчичный что означает
Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека
Психология цвета: Freepick
Приходилось ли замечать, что в одних местах расслабляетесь, а в других беспричинно раздражаетесь? Задумывались ли над тем, почему в разные дни выбираете разную одежду? В каждом из случаев важную роль играет цвет и его воздействие, о чем рассказывают опытные психологи.
Что такое психология цвета и как она используется
Психология цвета исследует ментальные и эмоциональные эффекты, которые оказывают на людей цвета. Она описывает индивидуальные особенности, а также общие для всех воздействия.
Дипломированный психолог-практик, создатель центра популяризации практической психологии Вадим Куркин рассказывает, например, о таких эффектах:
Знания психологии цвета применяются в разных аспектах.
Цвет в дизайне помещений и выборе одежды
Психология цвета актуальна для дизайнеров, которые планируют ремонт и выбирают гамму для оформления тех или иных помещений. Спокойные холодные тона рекомендуют для спален, а в ярких оттенках декорируют гостиные и кухни. Немаловажна цветовая гамма при оформлении офисов и рабочих помещений.
Помогает знание психологии цвета в составлении гардероба, выборе одежды для разных мероприятий. Чем ярче цвет и контрастнее тона, тем быстрее окажетесь в центре внимания, холодные тона сделают вас неприметным.
Диагностика психологического состояния
Магия цвета: Freepick
Для оценки психоэмоционального состояния человека применяется цветовой тест Люшера. Он хорошо известен психиатрам и психологам, консультантам по вопросам брака, криминалистам, врачам и кадровым агентам:
Психология цвета в рекламе и маркетинге
Различные цвета способны вызывать у человека ощущение голода, стимулировать позитивные или негативные эмоции, вселять доверие, ощущение спокойствия или стимулировать активность. Оттенок упаковки и самого продукта имеет огромное значение для покупателя, даже если он не задумывается об этом.
Даже цвет таблеток влияет на их эффективность. Поэтому современные маркетологи учитывают особенности цветовой гаммы продуктов.
Влияние цвета на человека
Влияние цвета на человека: Freepick
Психологические эффекты цвета сейчас активно изучаются и используются. Кандидат психологических наук Борис Базыма рассказывает об основных характеристиках цветов и их воздействия на человека с точки зрения психологии.
Красный
Красный — это сильный цвет, это кровь, огонь и страсть. Оттенок на человека воздействует как агрессивный и возбуждающий стимул:
Следует помнить, что переизбыток красного приводит к вспыльчивости, излишней эмоциональности и несдержанности. Поэтому, если собираетесь выбрать тон для интерьера, не окрашивайте стены в красный, сделайте несколько ярких акцентов. Хорошо, если поставите какой-либо предмет в этом цвете в ванной, то сможете быстрее проснуться, он поднимет настроение.
Красный цвет идеален для одежды, если собрались на свидание.
Желтый
Желтый — цвет солнца и одуванчиков:
Желтый цвет в интерьере положительно влияет на мозговую деятельность и развитие творческих способностей. Однако этот тон необходимо разбавлять другими, чтобы не потерять контроль над собой.
Оранжевый
Оранжевый относится к теплым и положительным оттенкам:
Однако оранжевый вызывает и негативные чувства: при избытке тона возникает раздражительность и усталость.
Если хотите использовать оранжевый в интерьере, разбавьте его желтым, белым или зеленым, иначе быстро устанете. Это цвет энергичный, поэтому лучше сделать несколько акцентов в рабочем кабинете или гостиной.
Зеленый
Зеленый — многогранный цвет. Он вписывается в любой образ, какую бы одежду такого цвета ни выбрали. Его теплые оттенки действуют успокаивающе, а холодные — приводят в тонус. Кроме того, зеленый улучшает аппетит, дарит ощущение безопасности и уюта, избавляет от плохих эмоций и поднимает настроение.
Зеленый — отличный основной цвет для большинства интерьеров. Хорошо подходит для оформления гостиной, кухни и ванной комнаты.
Голубой
Голубой цвет в психологии: Depositphotos
Голубой цвет ассоциируется с небом и морем, спокойствием и умиротворением, ожиданием радости:
Голубой подходит для спальни: он вызывает сонливость и расслабляет после трудового дня. Его часто применяют для оформления детских комнат.
Синий
Яркий синий цвет связан с чрезмерной активностью и деятельностью. Он возбуждает головной мозг и повышает импульсивность. По этой причине эмоциональному человеку лучше относиться к его ярким оттенкам с осторожностью.
Глубокий оттенок синего способен подарить спокойствие и умиротворение. Люди, которые часто носят одежду таких тонов, уверены в себе. В интерьере синий подходит для оформления кабинетов, так как он помогает сосредоточиваться и настраиваться на рабочий лад.
Фиолетовый
Фиолетовый — один из самых загадочных и противоречивых цветов:
В интерьере все оттенки фиолетового смотрятся шикарно и богато, однако лучше разбавить их серым, белым или желтым цветом. Если выбираете одежду фиолетового цвета, то помните: он подходит харизматичным людям.
Белый
Белый — цвет чистоты и невинности. Однако у некоторых он вызывает отвращение, ассоциируясь с больницами.
Белый цвет предпочитают люди, которые точно знают, чего хотят добиться в жизни. Он побуждает к деятельности, дарит силы на новые свершения и заставляет отбросить все сомнения и страхи. Белый нравится тем, кто ценит свободу и независимость.
Переизбыток белого вызывает раздражительность и утомляемость, поэтому в интерьере он подходит как дополнительный цвет.
Черный
Черный часто ассоциируется с трауром, депрессией, смертью, негативом, но вместе с тем он самый стильный оттенок в интерьере и одежде. Черный отображает протест против мира, а также побуждает к глубоким размышлениям и открытиям.
Люди, которые предпочитают этот оттенок, склонны к депрессиям. Однако цвет провоцирует человека на неожиданные поступки.
В интерьере черный используют редко, чтобы не оказать негативное влияние на психику, но несколько деталей в гостиной не повредят.
Зная секреты психологии цвета, сможете создать максимально комфортное пространство. Обращайте внимание на то, как влияют на вас те или иные оттенки, и применяйте эти сведения. Пусть жизнь будет яркой и насыщенной!
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Психология цвета: как оттенки влияют на восприятие продукта
Фотограф Сергей Сморовоз опубликовал на своем сайте перевод заметки предпринимателя Ника Коленды о психологии цвета и о том, как применять цвета в маркетинге в зависимости от характера бренда, типа продукта и поставленной цели. Редакция vc.ru частично публикует материал с разрешения автора.
Вашему вниманию предлагается всеобъемлющий материал, посвящённый цветовой психологии.
Многие люди до сих пор несправедливо считают большую часть доступной нам информации о цвете ненаучной. Чтобы развеять это заблуждение, я изучил 50 академических исследований, посвящённых цвету, и нашел в них довольно любопытные и заслуживающие доверия выводы.
Мой материал представляет собой компиляцию этих выводов. Я подвёл итоги своего исследования в представленной ниже таблице. В следующий раз, когда вам нужно будет выбрать цвет, вы сможете воспользоваться этой схемой.
Эта обобщающая таблица даёт лишь поверхностные данные. Остальную информацию можно разделить на три части.
Цвет повсюду. Оглядитесь вокруг: у всего есть цвет. Синий, красный, желтый, зелёный — этот список бесконечен. Мы окружены цветами. По такой всеобъемлющей теме должно быть огромное количество исследований, верно? Не совсем.
Я искал «цветовая психология» в Google Scholar, и система выдала 2480 исследований. Чтобы продемонстрировать вам вес этого показателя, я вбил в поиске другие запросы:
Как вы можете видеть, «психология цвета» находится на одном уровне с «мужским бельём».
Пролистав несколько доступных исследований, я сформировал модель, отражающую психологические эффекты, возникающие в связи с влиянием цвета на человека. Я назвал её «Цветовая модель Коленды» (к сожалению, здесь я поступил как нарцисс).
Эта модель описывает то, как мы оцениваем цвет. Вы можете пока не понимать её компонентов. Но в своем материале я постепенно рассмотрю все части этой модели.
Чтобы понимать базу представленной модели, нужно знать суть компонентов, составляющих визуальный характер цвета.
Например, тут все цвета синие:
Но все они выглядят по-разному. Почему так?
Согласно системе Манселла (Munsell, 1912), цвета включают в себя три составляющих:
Цветовой тон (оттенок) — это общее название цвета.
Большинство маркетологов полностью сфокусированы на цветовых тонах, и в этом их ошибка. Исследования показывают, что и другие составляющие цвета (яркость и хрома) играют большую роль в эмоциональном воздействии (Suk & Irtel, 2009).
Яркость — это то, насколько светлым или тёмным является цвет.
Хрома — это уровень насыщенности, то, насколько цвет яркий.
Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона, что полезно для маркетинга.
Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлоту и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда.
Labrecque, 2010, стр. 81
Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:
Любимый цвет большинства людей по всему миру — голубой. Но почему это так? И почему необычно предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего следуют такие вкусы?
Исследователи выдвигают три основных теории:
Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.
Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-жёлтый — с солнцем и активностью.
Grossman & Wisenblit, 1999
Но почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый? Исследователи утверждают, что это различие следует из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling, 2007).
В те времена женщинам, чтобы найти еду, нужно было уметь видеть красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al., 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин.
Способность к цветовому восприятию и в особенности возможность различать длину волны красного цвета могли иметь большее адаптивное значение для собирателей (то есть для женщин), чем для защитников запасов (то есть для мужчин), что привело к формированию современных визуальных пристрастий и предпочтений.
Alexander, 2003, стр. 11
Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.
Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо повлияла на то, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, большее доверие внушают две следующие теории.
Половая принадлежность также влияет на цветовые предпочтения.
Как только наши дети осознают свою половую принадлежность, они начинают активно искать в окружающем мире информацию, связанную со своим полом, и объединяют всё найденное в собственную развивающуюся концепцию пола.
LoBue & Deloache, 2011, стр. 658
Когда дети ещё маленькие, мы подкрепляем их гендерные стереотипы: одеваем мальчиков в голубую одежду, а девочек — в розовую. Дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина». Так как дети испытывают потребность соответствовать собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, а девочки — к розовому.
В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от семи месяцев до пяти лет), чтобы изучить, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.
Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё сильнее отстранялись от розового (LoBue & Deloache, 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они узнавали больше про свой пол.
Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения, но эти объяснения ограничены.
Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?
Дать ответ способна теория экологической валентности (Palmer & Schloss, 2010). Согласно этой теории, восприятие определённого цвета развивается на основе приобретаемого с течением времени эмоционального опыта, связанного с ним.
Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше он ему будет нравиться.
Palmer & Schloss, 2010, стр. 8878
Эта идея подкрепляется теорией условного рефлекса. В одной работе исследователь попарно расставил ручки разного цвета с приятной и неприятной музыкой. К концу эксперимента большинство испытуемых забирало с собой ручки того цвета, которые стояли в паре с приятной музыкой (Gorn, 1982).
Теория экологической валентности может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вспомните, как выглядят игрушки: мальчикам мы даём голубые, а девочкам — розовые.
С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.
Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как они приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой, а чёрный — с трауром? Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower, 1981).
В ней утверждается, что в нашем мозге существует ассоциативная сеть — сеть взаимосвязанных знаний.
Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того, что это:
Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.
К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими. Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги), а некоторые — слабее (поезда, радио, металл).
С течением вашей жизни ассоциативная сеть будет разрастаться. С каждым новоприобретённым опытом вы будете создавать новые узлы и новые связи или укреплять существующие.
— Всё это замечательно, Ник. Но какое это имеет отношение к цвету?
— Спасибо, что спросили.
В вашем мозгу имеются узлы для каждого цвета. Сталкиваясь с каким-то из них, вы каждый раз изменяете узел этого цвета в соответствии с новым опытом.
Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синим цветом.
Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету.
Эта ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении.
Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают каждому цвету определённое значение. Например:
Эти ассоциации верны, и мы вернёмся к ним ниже, но цветовая психология не так проста.
У цветов нет одного значения, которое бы описывало их полностью. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Вот что они включают в себя:
У разных людей с цветами связан разный опыт. И он зависит от того, какое значение конкретный человек вкладывает в цвет.
Думаю, вы поняли суть. Несмотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.
Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию, прежде чем выбрать цветовую схему: есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт с конкретным цветом? Если да, нужно решить, полезна вам эта ассоциация или вредна.
Значения цветов могут различаться в зависимости от той или иной культуры. Например, на Западе любимый цвет большинства — голубой (Valdez & Mehrabian, 1994). Но это неприменимо к жителям Восточной Азии, там ситуация прямо противоположная.
Главный и основной американский цвет, голубой, считается в Восточной Азии холодным и ассоциируется со злом, а также с дурным поведением.
Schmitt, 1995, стр. 33
В этой заметке не будут учтены все культурные различия — я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире.
Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем продавать продукт или начинать маркетинговые кампании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение в тех или иных культурах.
Цвета могут иметь разные значения в зависимости от контекста.
Контекст помогает определить, какие из связанных узлов в сети активны. Чёрные кухонные приборы, скорее всего, не запустят цепь ассоциаций, связанных с трауром, потому как посудомойки не имеют прямой связи с похоронными ритуалами.
Labrecque, 2010, стр. 20
В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений красный способен вызвать страсть. Именно поэтому на сайтах знакомств мужчины, одетые на фото в красное, кажутся женщинам более привлекательными (Elliot et al., 2010).
Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем — частично из-за того, что многие учителя используют ручки этого цвета для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия этого цвета (Elliot et al., 2007).
Прошлый опыт, культура и контекст — часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на это, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.
Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Они были составлены на основе нескольких научных исследований.
В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал испытуемым логотип, выполненный в разных цветах, и попросил их дать ему оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.
Все приведённые далее характеристики были выявлены похожими методиками. Поэтому я надеюсь, что эти значения цветов будут более точными, чем где-либо ещё.
Ради ясности я вырезал цитаты, но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, то вы можете обратиться к таблице 3.2 в работе Labrecque (2010).
Эти ассоциации акцентируются на тонах, но все-таки они принижают значение светлоты и хромы, которые порой обладают большим эффектом, чем тон.
Светлота и насыщенность производили более значительный эффект на эмоции, чем тон. к текстам, описывающим ранние эксперименты, которые изучали и определяли только особенности тонов, стоит относиться скептически.
Так что не стоит полностью полагаться на информацию из таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях материала.
Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но как и почему они влияют на наше восприятие и поведение?
Как пишет Crowley (1993), цвет способен вызывать две реакции: возбуждение и оценку.
Возбуждение — это психологическое состояние, для которого характерно повышение адреналина, кровяного давления и скорости сердцебиения. Человек чувствует себя более активным.
Множество исследований показало, что тёплые цвета повышают возбуждение. Например, Crowley (1993) обнаружил существование U-образного отношения между возбуждением и длиной цветовой волны:
Когда вам встречаются тёплые цвета (красный, оранжевый), вы испытываете немедленную биологическую реакцию. У вас повышается уровень адреналина, давление тоже повышается. Вы испытываете сильную стимуляцию.
В зависимости от цели рекламной кампании повышенное возбуждение способно как помочь, так и навредить.
Далее к возбуждению добавляется оценочная реакция: нравятся ли потребителям выбранные вами цвета?
Crowley (1993) обнаружил, что людям чаще нравятся цвета с более короткой длиной волны. Давайте объединим эту информацию с полученной ранее:
Но вот вопрос: почему цвет вызывает оценочную реакцию? Ответ связан с ассоциативной сетью. Как только вы сталкиваетесь с цветом, ситуация активирует ваш узел именно этого цвета.
Активность узла распространяется на все те, которые с ним связанны.
Как только окружающие узлы активизируются, содержащаяся в них информация временно включается в вашу систему мировосприятия.
Итак, применим эти знания к цвету. Ранее я сказал, что женщины находят мужчин, одетых в красное, более привлекательными. В этой ситуации работают два механизма.
Во-первых, когда женщина сидит на сайтах знакомств, её узел страсти и романтики активен. Поэтому все связанные узлы также включаются в работу, в том числе и узел для «красного».
Это крайне упрощённая диаграмма. На самом деле узлы будут взаимосвязаны между собой. Часть из них также связана с красным (к примеру, розы, сердца, День святого Валентина). Поэтому они будут дополнительно влиять на активацию красного.
Эта повышенная скорость обработки создаёт приятное ощущение в мозге. От того, что женщине приятно оценивать фотографию мужчины, она начинает считать его более привлекательным (смотрите Alter & Oppenheimer, 2009).
Механизм работает и в обратную сторону: если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы, включая те, что относятся к страсти и романтике. Женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе.
Для тех, кому интересно более подробное объяснение этого механизма, я записал короткое видео:
Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может вызвать тот же эффект, что и его визуальное восприятие.
В одном исследовании у испытуемых при размышлениях о жёлтом цвете происходили те же неврологические изменения (активация левой веретенообразной извилины), что и при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al., 2007).
То есть люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «жёлтый»), могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al., 2009).
Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета и его субъективное восприятие основываются на эмоциональном и семантическом значении, которое ассоциируется с этим цветом.
Нам всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился: какие факторы влияют на нашу оценку цвета.
Люди рассматривают три основных фактора при оценке цвета:
Маркетологи зачастую выбирают цвета, основываясь на предпочтениях людей. Зачастую это неправильный подход. Вам необходимо понять уместность цвета.
Например, большинство людей предпочитают голубой цвет коричневому. Но, предположим, что вы покупаете стол. Большинство людей выберут коричневый, так как он выглядит уместным.
Люди зачастую выбирают цвет для стен в своём доме, основываясь на том, какие эмоции они хотят испытывать в каждой отдельной комнате (Schloss, Strauss, 2012).
Говоря о семантическом значении, стоит обратиться к исследованию Kauppinen-Raisanen and Luomala (2010). Они попросили людей оценить лекарства от боли в красной упаковке. Комментарии продемонстрировали концентрацию людей на семантическом значении:
Этот материал сфокусирован на ассоциациях и значениях цвета, но нельзя игнорировать эстетику. Никогда не выбирайте цвет, основываясь исключительно на его эмоциональном и семантическом значении. В конце концов, ваш продукт или дизайн должен быть привлекательным.
Эстетически привлекательный дизайн может:
Вот почему цветовая психология никогда не будет шаблонной наукой, и это правильно.
Третий фактор — это значение. И он включает в себя две составляющих: социальную и функциональную.
Если речь идёт о социальном значении, нужно задать вопрос: удобен ли ваш цвет с точки зрения общества? Например, определённые стили одежды могут быть в моде — из-за этого они имеют большую социальную значимость.
Функциональное значение отвечает на вопрос, удобен ли ваш цвет с практической точки зрения. Например, на серебряных машинах не видно пыли и царапин, в то время как на чёрных машинах пыль и царапины виднее, и этот цвет имеет меньшее функциональное значение.
Теперь, когда вы познакомились с теорией и научными знаниями о восприятии цвета, цветовая модель Коленды должна стать яснее.
Вы можете обращаться к ней, когда нужно будет вспомнить, как именно потенциальные клиенты воспринимают ваш выбор цветов. И всё же эта модель не говорит, какие именно цвета вам помогут. Об этом речь пойдёт во второй части.
В этой части я собираюсь объяснить содержание таблицы, представленной в начале материала. Я разберу все её элементы, чтобы вы понимали, как выбирать лучшие цвета для разных маркетинговых целей.
Ранее я писал, что холодные цвета снижают уровень возбуждения, а тёплые — повышают. Но когда нужно его повышать, а когда — снижать?
Когда вы расслаблены, время идёт быстрее.
Всё, что повышает ощущение расслабленности в процессе ожидания, увеличивает скорость течения времени. Иначе говоря, ощущение тревоги или напряженности ведёт к замедлению восприятия скорости времени.
Gorn et al., 2004, стр. 215
К примеру, люди, которые боялись пауков, сообщили, что в присутствии этого насекомого время шло медленнее (Watts & Sharrock, 1984). В другом исследовании люди сказали, что продолжительность времени была больше, когда они смотрели в глаза сердитому человеку (Thayer & Schiff, 1975).
Эта разница в восприятии времени происходит из-за наличия у людей внутренних часов.
Стресс или тревога могут ускорить внутренние часы человека (по этим часам пройдёт больше времени, чем на самом деле), поэтому ему будет казаться, будто время идёт медленно.
Valdez & Mehrabian, 1994, стр. 216
Из-за этого эффекта холодные цвета уменьшают время загрузки сайта в нашем восприятии (Gorn et al., 2004).
Этот эффект можно также применить к поведению во время шопинга. Холодные цвета действуют расслабляюще, поэтому людям хочется потратить на совершение покупки больше времени. Ещё они уменьшают время ожидания на этапе оплаты.
Униформа кассиров может влиять на ощущение того, насколько просто и быстро проходит процесс покупки… таким магазинам, как Target с их насыщенной красной атмосферой в зоне касс, возможно, стоит изменить выбор цветов в оформлении интерьера.
Labrecque, 2010, стр. 30
Слабое возбуждение может ускорить течение времени. Но сильное возбуждение может стимулировать к действию, например, к импульсивным покупкам.
Активный клиент охотнее совершит импульсивную покупку. Для этой ситуации больше подходят активизирующие нас цвета, такие как красный и синий, в то время как умеренных цветовых волн, например, зелёной, стоит избегать.
Crowley, 1993, стр. 67
Возбуждение усиливает импульсивность, так как оно подавляет кортикальную деятельность (Walley & Weiden, 1973). Люди тратят меньше времени на обдумывание и обсуждение, следовательно, повышается вероятность того, что они будут действовать сейчас (например, совершать спонтанные покупки).
Итак, если вы хотите, чтобы кто-то принял немедленное решение, повысьте его возбуждение с помощью тёплых цветов.
Так как возбуждение подавляет рациональное мышление, вы можете использовать это знание в маркетинге и в других случаях.
В основном мы обрабатываем информацию двумя способами:
Если ваши аргументы слабы, то вам нужно, чтобы люди пользовались эвристической обработкой. В таком случае используйте теплые цвета, чтобы повысить возбуждение и снизить влияние кортикальной деятельности.
Если вы убедительны, то вам нужно, чтобы люди использовали систематическую обработку — используйте холодные цвета, чтобы снизить их возбуждение.
Цвета играют роль в двух разных способах продаж: в аукционе и в случае, когда стороны торгуются.
В одной работе исследователи проанализировали фоновые цвета аукционов eBay. Они обнаружили, что красный фон генерировал больший доход (Bagchi & Cheema, 2013), причем это связано с возбуждением, потому что оно провоцирует агрессию. Она влияет на людей, и они стараются перебить ставки конкурентов.
В ситуациях, когда клиенты соперничают друг с другом, чтобы купить редкий товар или продукт лимитированной серии, фирмы могут повысить желание платить, воздействуя на клиентов с помощью контраста красных и синих фонов.
Bagchi & Cheema, 2013, стр. 956
Если вы реализуете продукцию, торгуясь, то вам будут нужны противоположные цвета. Понизить агрессивность клиентов помогут холодные цвета.
На ситуацию могут повлиять даже такие мелочи, как одежда. Исследователи проанализировали данные по пенальти в НФЛ и НХЛ и обнаружили, что команды в чёрной форме получали больше пенальти (Frank & Gilovich, 1988). Может быть, получив эту информацию, вы захотите надеть что-то голубое на ваше следующее собеседование.
Узнать больше о тактиках продаж можно в моем материале.
Большинство маркетологов используют цвета для выражения характера их бренда.
Данная таблица основана на исследовании от Aaker (1997), который выделил пять основных характеристик, передающих имидж марки:
Но что, если вам нужно передать более специфические черты?
Я составил ещё одну таблицу, выделяющую более узкие аспекты, основываясь на их практичности.
В зависимости от ситуации, вы часто будете стремиться к определённому результату. Цвет может помочь добиться трёх разных целей: получения внимания, какого-то действия или «лайка».
Временами вам необходимо заполучить внимание людей.
Ученые из Kawasaki and Yamaguchi (2011) показывали людям разные цвета и изучали их мозг с помощью электроэнцефалограммы. Когда любимый цвет испытуемого был фоновым, его мозг становился активен раньше, чем он осознанно замечал этот цвет. Цвет подсознательно привлекает наше внимание. Но как вам его заполучить?
В некоторых исследованиях предлагают использовать тёплые цвета (например, Garber, 2000). Тем не менее, чаще всего лучшим решением будет контраст.
Ваше внимание естественным образом направлено в сторону визуально заметных объектов (Parkhust, Law & Niebur, 2002). Если вам нужно направить его в сторону CTA, выбирайте цвет, который контрастирует с тем, что окружает кнопку.
Этот принцип относится и к упаковке. Чтобы выделяться на полке с розничным товаром, она должна быть оригинальной.
Исследователи рассмотрели, как упаковка может сделать продукт визуально заметнее среди конкурентов. Оригинальные покупки привлекают внимание покупателей и повышают шанс непроизвольного отклика.
Labresque, 2010, стр. 31
Временами вам хотелось бы, чтобы цвет побуждал человека к действию — к покупке вашего продукта, репосту вашего контента или подписке на ваш блог.
Чтобы достичь этой цели, используйте цвета, которые повышают возбуждение, например, сильно насыщенные, но с низкой яркостью. Они влияют на импульсивность и склонны повышать вероятность проявления поведенческих реакций. Поэтому я использую желтый для моих CTA-блоков.
В одной работе исследователи из Bakhshi and Gilbert (2015) проанализировали данные репостов миллиона изображений с Pinterest и пришли к выводу, что люди чаще делились изображениями, на которых присутствовали тёплые цвета (такие как красный и розовый), и реже — если на них были холодные цвета (к примеру, голубой и зелёный). Повышенная активность, вероятно, провоцирует большее желание поделиться информацией.
Временами вам хочется, чтобы цвета помогали формировать благоприятное впечатление о вашем продукте или бренде. Чтобы достичь этой цели, используйте цвета с более короткой длиной волны.
Для получения большего числа позитивных откликов в такой сфере, как отношение публики к рекламе, цвета с более короткой длиной волны (такие как голубой), вероятно, будут наиболее эффективны.
Crowley, 1993, стр. 67
Также стоит использовать более светлые цвета — такие как оттенки белого и светло-серого (Valdez & Mehrabian, 1994).