лувр что там находится
Музей Лувр в Париже
История Лувра в Париже
Есть несколько версий происхождения названия. Крепость строили на местности Люпара. Возможно, это слово имеет латинский корень lupus, что означает «волк». По другой версии название произошло от старофранцузского слова lauer (lower) — «сторожевая башня». Известна еще и третья версия, согласно которой название имеет нелатинские корни и переводится как «крепость, форт».
В 1528 г. большая башня была разрушена по приказу короля Франциска I, а еще через 18 лет здание начали перестраивать во дворец.
Смена приоритетов от унылой серости к пышному убранству
В период царствования Франциска I Лувр официально получил статус королевской резиденции. С тех пор его облик и внутреннее убранство становились более роскошными. Архитектор Пьер Леско работал над перестройкой здания Лувра, планировал построить изящные павильоны с колоннами и статуями вместо тяжелых каменных башен. Он сделал внутренний дворик в форме квадрата. С трех сторон дворик окружали бы дворцовые стены, а четвертая оставалась бы открытой. Одним из вариантов было строительство небольшой аркады на четвертой стороне дворика.
Далеко не все планы и проекты Пьеру Леско удалось воплотить в жизнь. Он работал над зданием в течение 32 лет до своей смерти в 1578 г., но успел построить только западное крыло дворца и часть южного. В честь архитектора западное крыло Лувра получило название «крыло Леско».
Вместе с Пьером Леско над строительством и украшением дворца работал скульптор Жан Гужон. Он создал скульптуры, украшающие фасад, и женские фигуры для кафедры в Зале кариатид. Облик, который придали дворцу Леско и Гужон, сохранился до наших дней.
Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
С 1589 г., когда на престол взошел Генрих IV, Лувр начал превращаться в роскошный дворец французских королей. Квадратный внутренний дворик расширился. В 1594 г. здание Лувра соединили с дворцом Тюильри. Большая галерея длиной 210 м соединила два дворца. Над ней работали архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ. На нижнем этаже располагались мастерские и торговые лавки, а при кардинале Ришелье — монетный двор и типография. В XVII в. это место стало пристанищем вольных ремесленников.
Украшение Лувра активно продолжалось в эпоху правления Людовика XIII. Над Большой галереей работал художник Никола Пуссен. Архитектор Жак Лемерсье построил в Лувре павильон с часами и молельню. Он предложил расширить территорию дворца, но воплотить эту идею удалось лишь спустя много лет при Людовике XIV.
Король-Солнце поручил работу над дворцом архитектору Луи Лево. За годы своего труда (1655-1670) мастер увеличил королевский дворец в 4 раза. Живописец Романелли расписал фресками Зал Сезонов и кабинет Анны Австрийской. Художник Шарль Лебрен собственноручно расписывал и украшал залы Аполлоновой галереи. Архитектор Клод Перро построил восточный фасад дворца и колоннаду Лувра. Первый этаж колоннады с аркой посередине держит на себе высокий второй этаж, украшенный парными колоннами в античном коринфском стиле.
Перерождение дворца в музей
Работы по перестройке и украшению Лувра почти прекратились после 1682 г., когда Людовик XIV выбрал в качестве своей резиденции Версаль. Просветители все чаще предлагали превратить Лувр в музей, но случилось это только во время революции. 10 августа 1793 г. двери Лувра впервые были открыты для посетителей.
Дальнейшее строительство возобновилось при Наполеоне Бонапарте. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен построили северное крыло дворца — Павильон Маршан. Окончательные работы над этим зданием завершились в 1852 г. при Наполеоне III. Больше строительством Лувра никто не занимался. Современный вид здание приобрело после пожара, разрушившего дворец Тюильри в 1871 г. В течение многих лет все помещения Лувра были отреставрированы, бывший дворец стал музеем.
Пирамида Лувра
Новый этап реконструкции начался по инициативе президента Ф. Миттерана. Архитектор Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду в Наполеоновском дворике в 1989 г. Это сооружение является точной копией пирамиды Хеопса. Стекло для конструкции было изготовлено по специальному рецепту, благодаря чему пирамида излучает свет. Композиция состоит из большой центральной и трех маленьких пирамид. Между постройками находятся бассейн и фонтан.
Сегодня стеклянная пирамида Лувра играет роль входа в музей. В ней располагаются билетная касса, доски объявлений, службы музея и гардероб.
Наращивание коллекций
Самые первые коллекции были собраны королями. Франциск I приобретал полотна итальянских художников. Еще 200 полотен разных художников Людовик XIV выкупил у известного банкира. Когда музей открыл свои двери для посетителей, его коллекция насчитывала 2500 картин.
В течение долгих лет музейные коллекции постоянно пополнялись шедеврами. Сюда передавались собрания других музеев. Многие знаменитые художники дарили или завещали свои картины Лувру. Некоторые произведения были конфискованы во время революции, добыты в военных походах или найдены в ходе археологических раскопок XIX века.
Сейчас в коллекции Лувра насчитывается около 300 тыс. экспонатов. Среди них в залах выставляются только 35 тыс., потому что многие произведения должны содержаться в особых условиях.
Постоянно открыты 9 выставок:
Сотрудники музея постоянно работают над сохранением шедевров искусства, например, ведется работа по оцифровке картин.
Самые известные картины Лувра
Картина Мона Лиза
Один из самых знаменитых шедевров мировой живописи — картина Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза». Это произведение окутано атмосферой тайны. Загадочная улыбка девушки завораживает и очаровывает зрителя.
Точное время создания картины доподлинно неизвестно: Леонардо работал над ней в период между 1503 и 1519 гг. Выразительное лицо девушки гармонично сочетается с туманным пейзажем фона. На полотне изображена Лиза Герардини, жена богатого флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.
Портрету отвели отдельное помещение. Он хранится в 6-м зале галереи Денон на первом этаже здания.
Коронация Наполеона
Картина Жака Луи Давида «Коронация Наполеона» была создана по заказу Бонапарта в 1805-1808 гг. На полотне изображена торжественная коронация императора Наполеона и его супруги Жозефины по благословению папы римского Пия VII. Художник изобразил всех самых влиятельных особ. В их числе оказалась и мать Наполеона, которой там не было. Картина выполнена в темных бордовых и пурпурных тонах, традиционно символизирующих королевскую власть. Увидеть это полотно можно в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон.
Людовик XIV
Портрет короля Людовика XIV создал французский художник Гиацинт Риго в 1701 г. Яркие и сочные краски, роскошные детали одежды и интерьера указывают на могущество и власть монарха. Работа кисти Г. Риго признана официальным портретом Короля-Солнца. Сейчас эта картина находится в комнате 34 на 2-м этаже крыла Салли.
Картина «Свобода, ведущая народ».
Свобода, ведущая народ
Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» создана в 1830 г. На замысел живописца повлияли события Июльской революции. В центре изображена женщина с флагом — это Марианна, символизирующая Французскую республику. На ее голове фригийский колпак — символ революции 1793 г. Женщина изображается босой и с обнаженной грудью, что символизирует самоотверженность людей. Рядом изображены подросток, рабочий и буржуа: разные люди сплотились в борьбе за свободу. Картина выставлена в комнате 77 на 1-м этаже крыла Денон.
Похищение сабинянок
Знаменитый живописец Никола Пуссен создал картину «Похищение сабинянок» в 1637-1638 гг. Сюжет основан на историческом событии времен основания Рима. Соседние племена не хотели отдавать своих дочерей замуж за римлян. Царь Ромул пригласил сабинян на праздник. Когда гости приехали, их дочери были похищены. Это привело к длительной войне. Прекратить вражду помогли похищенные сабинянки, которые полюбили своих римских мужей и родили детей. Динамичная картина передает острое напряжение и ожесточенность битвы. Полотно можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже в галерее Ришелье.
Брак в Кане Галилейской
Итальянский художник Паоло Веронезе создал картину «Брак в Кане Галилейской» в 1562-1563 гг. В основе лежит евангельский сюжет — Иисус Христос превращает воду в вино во время брачного пира в Кане, неподалеку от Назарета. Картина написана по заказу монахов-бенедиктинцев. На ней художник изобразил многих правителей. Среди музыкантов можно увидеть венецианских художников — Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано и самого Веронезе в белом. Картина располагается напротив Джоконды в 6-м зале на 1-м этаже в галерее Денон.
Портрет художника с чертополохом
Альбрехт Дюрер создал свой автопортрет с чертополохом в 1493 г. На картине двадцатидвухлетний живописец держит в правой руке ветку чертополоха (синеголовика), что символизирует Страсти Христовы, верность и готовность служить Богу. Картину можно увидеть в комнате 11 на 2-м этаже галереи Ришелье.
Женщина перед зеркалом
Картина венецианского живописца Тициана «Женщина перед зеркалом» создана в 1515 г. На ней художник изобразил красивую девушку, расчесывающую длинные золотистые волосы и смотрящую на себя в маленькое зеркало, которое слуга держит перед ней. За спиной девушки есть еще одно большое зеркало. Полотно находится в 7-м зале галереи Денон на 1-м этаже.
Большая одалиска
Произведение создал французский художник Жан Энгр. На картине «Большая одалиска» зритель видит изображение наложницы из восточного гарема. Создавая портрет, художник допустил несколько анатомических неточностей: левая нога девушки неестественно изогнута, правая рука длиннее левой, в спине три лишних позвонка. Смотреть на эту картину можно в комнате 75 на 1-м этаже галереи Денон.
Плот «Медузы»
Картина французского художника Теодора Жерико «Плот «Медузы» написана в 1819 г. На полотне изображено кораблекрушение фрегата «Медуза», случившееся в 1816 г. Пассажиры и моряки эвакуировались на плоту, но выжили среди них немногие. Художник запечатлел самый драматичный момент трагедии — утро последнего дня скитаний плота по морю. Увидеть полотно можно в зале 77 на 1-м этаже в крыле Денон.
Шулер с бубновым тузом
Картина французского художника Жоржа де Латура «Шулер с бубновым тузом» написана в период между 1633 и 1639 гг. Изображение в темных тонах создает ощущение тревоги и напряжения. Герои картины предаются опасным порокам. Шулер и женщины, играющие в карты, стремятся обмануть юношу в дорогих одеждах. По мнению ученых, здесь изображена карточная игра, в которой туз был особенно важной картой. Эту картину можно посмотреть в зале 28 на 2-м этаже галереи Салли.
Знаменитые экспонаты Лувра
Венера Милосская
Древнегреческая мраморная статуя богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры) создана примерно в 130-100 гг. до н.э. В эллинистический период искусства Древней Греции скульптурам придавались реалистичных черты живых людей.
Венера Милосская была найдена археологами в Турции в 1820 г. на острове Милос, после чего французский посол выкупил ее для музея у турецких властей. Статую можно увидеть в отдельной галерее №16 на 1-м этаже в крыле Салли.
Саркофаг муз
Мраморная скульптурная композиция «Саркофаг муз» относится ко II в. до н.э. и создана в Риме. Она предназначена для украшения гробницы. Умерший изображен в окружении муз, которые помогут ему войти в лучшую жизнь. Саркофаг муз хранится в комнате 26 на 1-м этаже галереи Денон.
Ника Самофракийская
Скульптура греческой богини победы Ники создана из мрамора во II в. до н.э. (около 190 г.). Ее изваял скульптор Пифокрит из Линдоса с острова Родос. Нику Самофракийскую обнаружила экспедиция Шарля Шампуазо в 1863 г. на острове Самотраки. Скульптура была расколота на части, поэтому ее пришлось восстанавливать. Ника Самофракийская стоит на лестнице Дарю на 2-м этаже в галерее Денон.
«Рабы» Микеланджело
Две статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» изображают связанных пленников. Первый изо всех сил пытается вырваться из пут, а второй смирился со своей участью. Микеланджело работал над «Рабами» в 1513-1519 гг. Он собирался изваять 6 скульптур, но успел сделать только две. Работа предназначалась для надгробного памятника папе римского Юлия II. Статуи находятся в комнате 4 в галерее Денон.
Лошадь Марли
Динамичную мраморную композицию «Лошадь Марли» изваял скульптор Гильом ле Кусто в 1739-1745 гг. по приказу Людовика XV. Она находится в отдельном мезонине, расположенном в зоне Ришелье.
Крылатые ассирийские быки
Фигуры доброжелательных быков с человеческими головами были созданы в период между 721-705 гг. до н.э. Они стояли у входа во дворец ассирийского царя Саргона II Дур-Шаррукин. Скульптор создал иллюзию движения, добавив каждому быку по одной дополнительной ноге. При виде спереди быки кажутся неподвижными (видны 2 ноги). Сбоку фигура выглядит так, будто бык шагнул вперед (видны 4 ноги). Скульптуры расположены в комнате 4 на 1-м этаже в зоне Ришелье.
Что еще посмотреть в Лувре
Кратер из Антей
Шедевр греческой краснофигурной керамики был создан гончаром Евфронием в 515-510 гг. до н.э. На вазе изображен мифологический сюжет — борьба Геракла с Антеем. На стенках сохранилась подпись создателя. Кратер находится в комнате 43 на 1-м этаже в крыле Салли.
Алмаз Регента
Крупный бриллиант массой 140, 64 карата был найден в Индии в 1698 г. Британский купец продал его регенту Людовика XV герцогу Филиппу II Орлеанскому. Так возникло название алмаза. Сначала он весил 426 карат, но его много раз распиливали и продавали. Сейчас бриллиант можно увидеть в комнате 66 на 1-м этаже в галерее Денон.
Кодекс Хаммурапи
В Лувре можно увидеть базальтовую стелу, созданную в 1792-1750 гг. до н.э. На ней запечатлены законы Вавилона, принятые царем Хаммурапи. Эта стела является одновременно памятником скульптуры, юриспруденции и письменности, поскольку свод законов запечатлен в виде клинописи. Она находится в комнате 3 на 1-м этаже галереи Ришелье.
Апартаменты Наполеона III
Роскошные комнаты Наполеона III, украшены багровым шелком, позолотой и хрусталем. Апартаменты служили ему приемной, а не жилыми помещениями. Увидеть их можно на 2-м этаже в крыле Ришелье.
Бельфегор — призрак Лувра
Со старинным дворцом связано множество легенд. Считается, что ночью по залам и коридорам бродит демон по имени Бельфегор, внушающий людям ужас и отчаяние. Этот призрак вышел из мумии, которую привезли в Лувр в начале XX в. Душа умершего не находит покой, если мумию извлекли из гробницы, поэтому призрак скитается по музею. Эта легенда легла в основу романа Артура Бернеда «Бельфегор», по мотивам которого был снят фильм.
Время работы
Лувр открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00, по средам и пятницам — до 21:45. Но важно помнить, что залы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня. Выходной день — вторник. Музей закрыт в праздничные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Билеты в музей
Билет можно купить в кассе, расположенной у входа в музей. Он стоит 15 евро. Можно заказать билет онлайн за 17 евро. Продажей билетов занимается не сам музей, а компании-посредники. Можно попасть в Лувр без очереди, купив билет заранее или онлайн.
Бесплатно посетить музей могут дети до 18 лет, малоимущие, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также художники, скульпторы и граждане Евросоюза 18-26 лет. С октября до марта каждое первое воскресенье месяца всем посетителям открыт свободный вход в Лувр.
За 5 евро можно приобрести аудиогид, который подробно расскажет о каждом экспонате. Виртуальная экскурсия по Лувру через сайт музея поможет увидеть мировые шедевры всем, кто не смог приехать в Париж.
На посещение всех залов и выставок столь большого музея понадобится около трех дней. За 2 часа можно увидеть только самые знаменитые шедевры. Идти в музей желательно утром. Вечерние часы подходят для тех, кто не любит стоять в очереди.
Где находится и как добраться
Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.
До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:
Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:
В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.
Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.
ТОП 22 шедевра в Лувре, которые стоит увидеть + фото
Лучшие экспонаты Лувра, которые вам обязательно нужно увидеть!
Главные шедевры Лувра, обязательные к просмотру
У каждого о французской столице свое впечатление, основанное на выборе достопримечательностей, ресторанах и месте временного жилища. Но какой бы она не показалась вам, сложно поспорить с фактом, что ее архитектура, искусство и история оставляют неизгладимое впечатление. И даже если вы не фанат походов по вернисажам, музей Лувр в Париже должен быть в плане каждого туриста.
Можно не подниматься на Эйфелеву башню, не гулять кладбищами, не побывать в Диснейленде, но если не увидеть шедевры Лувра, значит лишить себя значительной доли впечатлений.
Находится бывший королевский дворец в 1-м округе на правобережье Сены на улице Риволи. Чтобы попасть туда бесплатно, приходите в первое воскресение каждого месяца или в ежегодную «ночь музеев». Свободный вход также для молодежи до 18-и лет. В остальное время покупайте билет за 15 евро или запишитесь на экскурсию.
Что посмотреть в Лувре?
Чтобы вдумчиво изучить все экспонаты, потребуются месяцы ежедневных посещений. Поскольку это проблематично, разумно уделить внимание наиболее знаменитым произведениям искусства.
Сам музей выделяет 34 особенно выдающихся экспонатов, но мы остановимся на некоторых из них.
Известные картины Лувра
Картина Мона Лиза
Лик жены продавца тканей Франческо дель Джокондо – Лизы Герардини был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 г.г., хотя о личности загадочной девушки есть и другие версии. Ныне это одно из ценнейших достояний музея.
Портрет занимает отдельный зал. После нескольких покушений на целостность холста его закрыли бронированным стеклом, а ограждение удерживает посетителей на расстоянии. Подойти рассмотреть изображение вблизи не получится, но это не уменьшает интригу картины да Винчи в Лувре, и пока зал открыт, аншлаг не утихает.
Ее популярность усилила неожиданная реклама в 1911 г., когда полотно выкрал один из сотрудников музея. Искали Лизу 2 года, и за это время изображение публиковалось в каждом журнале и газете мира. Когда Джоконду нашли, она успела стать культом, и теперь взирает с постеров, одежды, посуды, канцелярских товаров и даже художники используют ее образ в собственных картинах.
Прийти в Лувр стоит хотя бы ради этой таинственной девы, ведь она навечно поселилась во дворце – дирекция решила не выставлять ее больше нигде, отчасти из боязни потерять снова, отчасти из-за не очень хорошего состояния.
Ее местонахождение: 1-й этаж, 6-й зал галереи Денон.
Брак в Кане Галилейской
Полотно итальянца Паоло Веронезе (1562 – 1563г.г.), созданное для трапезной венецианских братьев бенедиктинцев. В галереи Лувра оно попало в 1798 г., вывезенное в качестве трофея наполеоновским войском.
Пока посетители с восторгом рассматривают его, отыскивая среди 130-и персон Карла V, Сулеймана Великолепного, Франциска I, Марию I, а среди музыкантов – живописцев Тициана, Бассано, Тинторетто и автопортрет Веронезе в белых одеяниях на переднем плане, аббатство пытается вернуть обратно свое достояние. Чтобы как-то скрасить их надежды, в 2007 г. им отослали цифровую копию в натуральную величину, и теперь она украшает трапезную ордена.
Пока оригинал остается во владении Лувра, лицезреть его можно в галерее Денон напротив Джоконды – 1-й этаж, 6-й зал.
Женщина перед зеркалом
Написана Тицианом примерно в 1515 г. Считается, что позировала автору его любовница Виоланта. По другой версии, это куртизанка Лаура Дианти.
Молодая пышнотелая девица любуется собой сразу в двух отражениях – спереди и сзади, глядя в зеркала, что удерживает для нее воздыхатель.
Местонахождение: 7-й зал на 1-м этаже галереи Денон.
Большая одалиска
Холст 91 × 162 см, на котором в томной позе отдыхает обнаженная наложница, принадлежит кисти Жана Энгра, а создано в 1814 г. для К. Мюарт – сестры Наполеона I и королевы Неаполя.
Хотя картина в целом выглядит гармонично, имеет несколько противоречивых деталей. Например, у дамы целых три лишних позвонка, одна рука невероятно длинная, в то время как вторая слишком короткая, а нога вывернута под неестественным углом.
К. Мюарт так и не забрала свой заказ, а потому Энгр продал ее графу Пурталесу за 800 франков, а в конце XIX в. одалиска дополнила собой другие картины Лувра.
Выставляется в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.
Коронация Наполеона
Жан Луи Давид создавал это сложное полотно с 1805 по 1808 год. Его нанял Бонапарт, желая увековечить церемонию своей коронации, состоявшейся 2.12.1804 г.
Законченная работа выставлялась в Парижском салоне и долго оставалась собственностью автора, пока в 1819 г. ее не передали в королевские музейные запасники. В 1837 Луи-Филипп отправил ее на экспозицию в Версаль, а в 1889 г. она оказалась в Лувре.
На холсте фигурируют ведущие лица империи (министры, короли, послы, консулы, сестры и братья Наполеона), реально присутствовавшие на обряде, в отличие от матери Бонапарта, хотя художник и поместил ее в центр композиции.
Сын Бонапарта – Шарль, так и не увидел картину законченной, поскольку умер незадолго до ее завершения.
Она тоже размещена в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 75.
Плот «Медузы»
Написанная Теодором Жерико в 1819 г., картина подняла волну негодования. Мало того, что на холсте размером 491 × 716 см изображена действительность, а не традиционная религиозная или героическая тематика, так еще и выбран столь нелицеприятный момент.
Сюжет скопирован с реальных событий 1826 г., когда с севшего на мель корабля «Медуза» вблизи африканских берегов на плоту в открытое плавание отправились 147 человек, не имея достаточно еды и воды. Уже на 4-й день в живых осталось 67 человек, мучимых голодом и жаждой, толкавших несчастных к каннибализму. А на 8-й день более сильные сбросили в море слабых, больных и мертвых.
Событие стало позором для морского флота, а потому о нем старались не говорить, так что гнев общественности можно понять.
На аукционе в 1824 г. Лувр не мог позволить себе купить ее за заявленную сумму в 6000 франков, но и упустить боялся, поскольку коллекционеры собирались разделить полотно на 4 части. Помог заключить сделку Дедрё-Дорси, выкупивший картину за 6005 франков и придержавший до поры, пока музей не смог выкупить ее у него за ту же цену.
Теперь она выставляется в крыле Денон на 1-м этаже в зале 77.
Свобода, ведущая народ
«Свобода на баррикадах» – альтернативное название картины Эжена Делакруа, написавшего ее в 1830 г. всего за три месяца.
Изображение июльской революции впервые экспонировалось в 1831 г. в Парижском салоне, где произвело фурор, и тут же было куплено государством.
В 2013 г. некая посетительница внизу произведения оставила маркером надпись, но повреждение было незначительным и за 2 часа реставраторы вернули ему первоначальный вид.
Находится в крыле Денон на 1-м этаже в комнате 77.
Шулер с бубновым тузом
Это творение Жоржа де Латура музей приобрел в 1972 г. В своих работах автор придерживался одной линии, и часто применял уже использованные образы, потому на эту же тему есть вариант картины с трефовым тузом.
На полотне сыскали отображение три главных человеческих порока: вожделение, вино и азартные игры.
Произведение представлено в галерее Салли на 2-м этаже в зале 28.
Людовик XIV
Портрет одного из выдающихся королей Франции написал Гиацинт Риго в 1701 г. Каждая деталь в нем говорит о вершине власти, которой достиг Король-солнце.
Изначально холст занимал почетное место в коллекции монарха, а в 1793 г. стал элементом экспозиции Центрального музея искусств Республики.
Сегодня любоваться им можно в крыле Салли на 2-м этаже в комнате 34.
Похищение сабинянок
Работа принадлежит кисти Николе Пуссену, и была написана им примерно в 1637-1638 г.г.
Художник не только мастерски владел искусством живописи, но и хорошо знал историю, в том числе и античную. Его полотно отображает исторический момент, когда создатель Рима – Ромул, наблюдает, как его подданные похищают из соседнего племени молодых девушек, чтобы те родили им детей.
Заказ на картину сделал кардинал Омодей, большой ценитель уникальных полотен. Сейчас она демонстрируется в галерее Ришелье на 2-м этаже в комнате 11.
Портрет художника с чертополохом
Альбрехт Дюрер изобразил себя держащим в правой руке растение синеголовик, что выглядит отсылкой к Страстям Христовым и демонстрацией любви к богу. В верхней части холста есть надпись, которая переводится: «Мои поступки определяются сверху».
Писался портрет в 1493 г., когда живописцу было 22 года.
Скошенный взгляд – узнаваемый почерк автора, встречающийся на всех его автопортретах.
Выставлена картина на 2-м этаже галереи Ришелье в комнате 11.
Скульптуры и архитектоника
Шедевры Лувра, это не только картины, и среди его многочисленных сокровищ одно из видных мест занимают изваяния.
Ника Самофракийская
Непревзойденный образец греческой скульптуры эры эллинизма. Кто изваял крылатая богиню, неизвестно, но относится она ко II ст. до н. э.
Древние греки верили, что победителю морских сражений является эта величественная дева. Ее образ воплотился в мраморе, и когда-то украшал храм Великих Богов Самофракии.
До наших дней Ника добралась без рук, головы и правого крыла. Если крыло реставраторам удалось заменить копией, то с руками не все так просто. Любые попытки воспроизвести их оказались неудачными, поскольку терялось ощущение легкости, полета, устремления вперед.
Мраморная богиня достигает 3,28 м в высоту и красуется на 2-м этаже у лестниц Дару и Победы Самофракиа в галерее Денон.
«Рабы» Микеланджело
Эти две скульптуры великого мастера – гордость галереи Лувра. Они задумывались как цикл из 6-и фигур, но остальные остались незавершенными и выставляются во Флоренции.
«Восставший раб» и «Умирающий раб» – так называются прекрасные пленники, один из которых пытается сбросить путы, второй смирился и повис на них.
Они должны были стать частью надгробного памятника папе Юлию II. Работа длилась 1513 – 1519 г.г., однако в готовую композицию эти невольники так и не попали.
Находятся в галерее Дедон в комнате 4.
Саркофаг муз
Прекрасный образец того, как во 2-м веке до н.э. украшали надгробья сценами из греческой мифологии, порой переплетая их изображениями эпизодов жизни умершего. В данном случае это банкет в обществе муз, которые должны помочь душе переправиться в лучший мир.
Ищите панно в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 26.
Венера Милосская
У этой мраморной древнегреческой богини любви Афродиты есть голова на плечах, в отличие от Ники, а вот с руками та же проблема – их просто нет. Правда, лишилась конечностей она уже после того, как ее нашли на острове Милос в Эгейском море в 1820 г., когда поспорили французы, желавшие вывезти ее с острова, и турки, которым принадлежал остров, и которые не желали расставаться с найденным сокровищем.
Дата рождения Венеры примерно 130 — 100 г. до н.э. В момент находки с ней была табличка, где значилось, что сделал ее Агесандр (или Александр), отпрыск Менида из Антиохии на Меандре, однако сейчас никто не знает, куда эта табличка подевалась.
Ростом богиня 2,02 м, но если пересчитать пропорции на человеческий рост, получится 164 см.
Посмотреть ее можно на 1-м этаже в крыле Салли в отдельном зале №16.
Крылатые ассирийские быки
Полулюди и полубыки – приветливые существа «ламассами» охраняли вход во дворец Дур-Шаррукин (Форт Саргона). Датируются они 721-705 периодом до н.э., а найдены были в 1843 г. Паулем-Эмилем Боттой.
Скульптор во время их создания прибег к хитрости, чтобы сотворить иллюзию движения. Если смотреть на существа спереди, видны их голова, торс и передние 2 ноги. При взгляде сбоку, кажется, будто они сделали шаг вперед. А все из-за лишней пятой ноги, которую не так просто заметить.
Стражи имеют высоту 4,40 м и выполнены из гипса.
Находятся на 1-м этаже в комнате 4 в части Ришелье.
Лошадь Марли
Родилась скульптурная композиция благодаря Людовику XV, когда ему надоели чопорно-официальные статуи, и он решил заменить их дикими лошадьми, которых укрощают храбрые мужи.
Заказ выполнял Гильом ле Кусто в 1739 – 1745 г.г. В результате скульптура заиграла мышцами дикого мустанга и голого укротителя, олицетворяя жестокую борьбу неистовой природы и человека.
В 1795 г. статуя из каррарского мрамора высотой 3,55 м заняла почетное место у входа на Елисейские поля, а в Лувр перебралась только в 1984 г., где ее установили на пьедестал в мезонине в зоне Ришелье.
Что еще посмотреть в Лувре?
Алмаз Регента
Найден в 1698 г. и Индии, и изначально весил 426 карат. Оттуда его вывез британский купец Томас Питт, чтобы продать Филиппу II Орлеанскому, состоявшему регентом при малолетнем Людовике XV, что объясняет название камня.
С 1704 по 1706 года его распиливали, и несколько мелких камней купил царь Пьер Ле Гранд. Главный же бриллиант размером 140,64 карата до сих пор является мировым эталоном чистоты и красоты.
Сейчас это крупнейший алмаз в Лувре и одно из его наиболее ценных сокровищ, выставленный в галере Денон на 1-м этаже в комнате 66.
Кратер из Антей
Данная ваза – идеальный образец краснофигурной керамики 515 – 510 г. до н.э., подписанная древнегреческим гончаром Евфронием.
Экспонируется в крыле Салли на 1-м этаже в комнате 43.
Кодекс Хаммурапи
Это эмблема месопотамской цивилизации в виде базальтовой стелы, установленной при короле Вавилона и датируемой 1792 – 1750 г.г. до н.э.
Галерея Ришелье, 1-й этаж, комната 3.
Старый Лувр
От старого дворца остались лишь обломки, но и на них интересно взглянуть. Для этого следует пройти на нижний этаж через вход галереи Сюлли.
Апартаменты Наполеона III
Разве не интересно увидеть быт последнего французского императора? Несколько комнат находится на втором этаже крыла Ришелье.
Послесловие
Музей Лувр в Париже, это огромная сокровищница, потому список шедевров можно продолжать и дальше. Хотя в перечне упомянуты лишь некоторые из бесценных артефактов, рядом с каждым экспонируются и другие великолепные творения лучших мастеров своего времени, так что просто оглянитесь.