лукавство что это в православии
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что означает лукавство?
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Лукавство в православии имеет давнее значение. Слово «лукавый» произошло от славянского «лука» (изгиб), что есть одним из наименований диавола. Оно не раз упомянуто в Новом Завете, в частности в самой известной молитве «Отче наш».Само по себе оно указывает на нравственную искривлённость, лживость, и неискренность. А «диавол» переводится как клеветник.О том,что значит лукавство и какие признаки лукавства существуют, далее в статье.
Лукавый человек
Человек лукав.И таким его сделала греховность. Лукавство впиталось во всё его существо: проникло в разум, слова, чувства, дела. Он врёт постоянно:
Затем оправдывает себя за всё сказанное и сделанное, пытаясь найти «наигранную» правильность своим решениям. Человек просто болен неправдой и лукавством, и эту тайну невозможно исследовать до конца.
Святые о лукавстве
О лукавстве, хитрости и коварстве в Библии сказано много. Практически все святые высказывали своё мнение об этом самом неприятном качестве человеческой души. Ибо именно оно разрушает её изнутри и несёт негативное влияние в мир окружающий.
Часто в своих сказаниях преподобные используют прилагательное от этого слова, которое также имеет соответствующее значение в каждом библейском высказывании.
Апостол Павел
Святой апостол Павел применял его для характеристики эпохи, говоря о том, что Иисус «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века». Лукавый век есть временем, когда живёт падший человек, время всепоглощающего эгоизма и непримиримых страстей.
Макарий Великий
Таким словом часто пользовались святые отцы, в частности преподобный Макарий Великий, нарекая на то «лукавый князь есть царство тьмы», которая пленила человека, облекла властью его душу, дабы сделать царём во всех деяниях и словах. Тем самым душа человеческая и доселе во грехе, а всё его существо осквернено и не имеет свободы ни в помыслах, ни в уме, ни в теле.
Святой Василий
Святитель Василий рассматривал лукавство как изобретательность на злые умыслы. Это происходит, когда человек, прикрываясь добрыми мыслями и делами,предлагает это же другому, как приманку. Выгода, корысть, себялюбие – и только хитростью, без малейшего намёка на искренние намерения со своей стороны.
Симеон Богослов
Преподобный Симеон Богослов не раз писал о том, что нельзя предаваться беспечности и бездействию, ибо они и порождают лукавство, а от него рождается всякое зло.
В Библии огромное количество размышлений об этом качестве духа людского. Ясно одно, лукавство – грех. И спорить с этим нет причин, ведь всё, что порождено от лукавого, несёт только плохое. А человек в праве сам выбрать путь, по которому идти. И каждый такой выбор есть выбором всей жизни – правда, искренность и преданность Богу или себялюбие, враньё и эгоизм. От греха не рождается вера, а она есть смысл всего бытия.
С лукавым по лукавству его (Библия)
В благодарность за избавление от врагов царь Давид прославил Господа песней, в которой, в частности, было сказано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (2 Царств 22:26,27; ср. Псалтирь 18:26 [17:27]).
Притча об истине лжи и лукавстве:
С незапамятных времён у дороги, что ведёт из порта Трёх Земель к старому городу Алый – столице волшебной страны Сказка, жила лужа по имени Дёма. Её отец майский дождь и мать утренняя роса с самого рождения не помнили свою дочь, ребёнка случайной, мимолётной любви, а Дёма не помнила их.
Проходили дни, года, Дёма росла, набираясь сил и мудрости, из дня в день слушая торговцев, что везли свои товары или путников, путешествующих налегке. Обрывки слов, смех, плач, даже кровь,– её жизнь состояла из этого.Дёма встречала и провожала каждого, от каждого получала крупицы нового. Но вместе с тем не замечала: как из-под колёс телег, ног людей поднималась пыль и грязь, находились такие, что даже кидали в неё мусор. Поверхность Дёмы стала давно уже не прозрачна, а чистый воздух вокруг сменился ужасным запахом гнили.
А через дорогу напротив пророс молодой Лютик, шутник, ветер принёс его семечко с дальнего поля и бросил, посмеявшись, на обочину. Лютик не был красив, и никто не обращал на него внимания, но однажды утром Дёма, очнувшись от сна, вместо лютика увидела Розу. Белый, прекрасный цветок.
Проходивший мимо ранний путник остановился, поражённый и удивлённый его красотой, ласкал нежные листья и улыбался своим мыслям. На прощание он, совсем близко приблизившись к цветку, вдохнул его аромат:
— Так прекрасен его запах!
Жаль,что его портит вонь от лужи напротив – с сожалением пробормотав, ушёл, улыбаясь и что-то напевая сам себе.
— «Вонь от лужи»!? Я? … я не могу, нет! – Дёма плакала и провела этот день в горьких мыслях, каждый, кто прошёл мимо, сказал, как она безобразна и противна.
— А я? Я грязная и смердящая лужа – и вновь тихо заплакала.
— Но если он, то и я тоже могу обернуться кристальной! Радовать и давать живительную влагу утомлённым дорогой путникам! Но это значит лгать? Жизнь в обмане каждый день! Как это низко и подло! Нет, никогда – решила она и облегчённо заснула.
Так минули дни, люди по-прежнему улыбались цветку и бранились на Дёму, только один путник задумчиво посмотрел на неё, не обронив ни слова ушёл. До заката он вернулся, держа за узды запряжённую в телегу лошадь. В телеге через края ссыпался речной песок, человек сноровисто принялся за работу и до темноты от лужи не осталось и следа.
Настала ночь, Лютик грустил, он не мог понять, как можно ставить выше всего свои «никчёмные» принципы и не приносить радости и пользы другим.
Подумаем, как часто мы пытаемся показаться людям лучше, чем мы есть на самом деле. Но задумаемся, насколько то, что мы делаем нужно Богу, как мы при этом выглядим в Его глазах…
Лукавство что это в православии
Батюшка, что означают понятие лукавство, лукавый человек? Спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:12-13); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр.satan; впервые: Иов.1:6) означает противник. Диавол (греч.- diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона.
Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и страстей.
Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2.1).
В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10).
О простоте Писания и лукавстве человеческом
Таким сделало его грехопадение. Как газообразные вещества занимают все предоставленное им пространство, так и лукавство впиталось во всего человека, проникло в его ум, чувства, слова, дела. Человек врет по поводу и без повода, хитрит по мелочам и по-крупному, недосказывает и перевирает, преувеличивает и умаляет. Успокаивает себя, когда надо бить тревогу, и делает много шума, когда надо быть спокойным. Спрашивает совета, но в итоге поступает, как сам хочет. Прощает себе и не прощает другим. Видит муху и не замечает слона. Короче, поврежден человек, болен неправдой и лукавством, и тайну его повреждения до конца нельзя исследовать. Как и говорит псалмопевец: «Беззакония кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13).
Интересно наблюдать, как наше лукавство проявляет себя при чтении Священного Писания. Дело в том, что во время чтения Библии мы включаем некие умственные фильтры, отсеивающие важнейшие вещи, а второстепенные поставляющие на первое место. Происходит какая-то полусознательная перестановка явных логических акцентов написанного. Да, Библию нужно изучать с церковными толкованиями, но порой мы почему-то не в состоянии прямо воспринять ясные, простые места, особого толкования не требующие. В некоторых случаях мы даже попросту не замечаем многих предложений или словосочетаний. Наш лукавый ум способен проделать над Библией такую правку, после которой не нужно бояться никаких ересей, потому что текст в нашем восприятии уже безнадежно искажен. Приведем несколько примеров.
В Евангелии от Луки есть яркий образец апокалиптического жанра – 21-я глава (ей родственна 24-я глава Евангелия от Матфея). Данные страницы представляют собой пророчество Христа о последних днях земли. Разворачивается страшная картина мировых бедствий, шокирующая воображение: там и масштабные гонения на христиан, и войны, и землетрясения, и знамения в солнце, луне, звездах, и многие другие бедствия. Сколько всего уже написано и сказано на эту тему за две тысячи лет! О том, как и когда это будет, что значит та или иная деталь из пророчества. Но ведь в данном тексте Христова мысль имеет важное логическое завершение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (см. Лк. 24:31–36).
Также приходится слышать: «Почему в православии так грустно? Ведь апостол пишет: “Всегда радуйтесьˮ! (1 Фес. 5:16). А у вас все покаяние да покаяние…»
Отвечать на этот вопрос можно объемно. Например, говорить о том, что грешнику вообще более свойственно плакать, нежели радоваться. Настоящая радость рождается из глубины очищенного Христом сердца. «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 32:1). Однако, не на это хочется обратить внимание, а на игнорирование следующего стиха в том же Послании к Фессалоникийцам святого ап. Павла. После «всегда радуйтесь» следует: «непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Две мысли неразрывно связаны. Научись, христианин, молиться непрестанно – и будешь непрестанно радоваться. А непрестанная молитва – наука из наук. Достигнуть ее можно лишь трудом всей жизни.
Не правда ли, интересно, почему люди запоминают слова о радости, но не хотят видеть стих об обязанности ежедневного молитвенного труда?
Еще пример «не видения» очевидных евангельских слов. В полемике о частом или нечастом причащении за грудами разных аргументов так редко вспоминается, что Христос ведь вполне определенно высказался по данному поводу. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54, 56, 57). «Ядущий» и «Пиющий» – причастия настоящего времени. Эти слова, очевидно, указывают на постоянное пребывание в состоянии общения с Христом. «Ядущий» и «Пиющий» – значит регулярно это делающий. «Примите, ядите» – также говорит Христос в другом месте (см. Мф. 26:26). «Ядите» – это императив настоящего времени, обозначающий продолжительное или повторяющееся действие. Не «съеште» (единократно), а «ядите» (постоянно). «Пейте из нее все» – также повелевает Господь о Евхаристической Чаше (Мф. 26:27).
Да, конечно, необходим разговор о подготовке к Таинству, о благоговейном отношении к нему. Апостол Павел предупреждает о возможности причастия в осуждение. Но слова ап. Павла вовсе не отменяют повеление Христово, а лишь призывают христиан быть серьезными и ответственными по отношению к святыне. В любом случае к Чаше мы обязаны стремиться, ибо на этот счет есть прямая и недвусмысленная заповедь Божья! Удивительно даже, о чем можно спорить здесь.
Вот еще пример «оцеживания комара и поглощения верблюда». Это касается книги «Откровение» Иоанна Богослова. Пресловутые шестерки из 13-й главы известны всем. Остальное же содержание Откровения мало кому интересно. А ведь смысл данной книги вовсе не в шестерках. Эта книга о жгучей Божественной любви и ревности, о торжестве Агнца и о новом Иерусалиме, об исполнении ветхозаветных пророчеств, о силе и красоте Христа в Его Втором Пришествии. «Ей, гряди, Господи Иисусе» – об этом книга. Не об антихристе, но о Христе! Но Христа там как раз и не замечают, а занимаются антихристом.
А вот пример того, что один современный богослов назвал «конфессиональной слепотой». Есть определенные места Писания, которые иногда обходят вниманием не только отдельные люди, но и целые христианские конфессии. Нам, православным, очень свойственно не замечать слова Христовы из притчи о званых на ужин: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14:23). Смысл слов Спасителя здесь слишком очевиден, чтобы усложнять их толкованием. Это ясный призыв к проповеди Царствия Божия для всех рабов Христовых.
Ты называешь себя рабом Божиим? Пойди и убеди! Поспособствуй наполнению дома Божия хоть одним человеком. Да, для этого нужно хорошо знать свою веру – но сегодня это не проблема. Работают катехизаторские курсы, церковные магазины наполнены хорошими книгами. Иди и учись, бери литературу и читай. Но вместо этого у нас развилось странное «богословие». Говорят, что православие проповедуют уже не люди, а храмы – тем, что они просто стоят. Проповедают колокола – тем, что звонят. Мощи – тем, что лежат. А где же люди? Где живые свидетели веры? Где «лежат» они?
Или говорят, что у протестантов – «привожане», а у нас – «прихожане» (дескать, к нам люди сами приходят). Что ж, если мы на этом остановимся, то слова Христа «убеди придти», так же, как и «идите и научите», необходимо вычеркнуть из Евангелия. И тогда уже спокойно продолжать свою ленивую и бесплодную жизнь, хладнокровно наблюдая за духовным умиранием наших родных и друзей, пребывающих вдали от Бога.
Основным лечением для наших внутренних недугов, которое предлагает Церковь во время Великого поста, является слово Божие. Оно проникает глубоко внутрь души и «судит помышления и намерения сердечные». Но это лекарство будет действовать в нас только при внимательном погружении в смысл написанного и предельной нравственной искренности с самими собой. Вспомним, что слово Божие будет судить нас. «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день», – говорит Христос (Ин.12:48). Как читали? Как понимали? Как исполняли? На эти вопросы всем нам нужно будет дать ответ.
Великопостные дни – это время внутренней борьбы с главными врагами христианства – лукавством, фарисейством и лицемерием. В самом начале подготовки к посту Церковь поставила перед нашими глазами образ фарисея как указание на главную опасность духовной жизни. Об этом же предупреждает и богослужебная книга Великого поста – Триодь постная, начинающаяся со слов: «Не помолимся фарисейски, братия». Чтение Писания тоже может быть фарисейским. Фарисей – знаток Писания, но не духа, а буквы. И мы знаем уже, что подобное отношение к Библии может привести к распятию Христа.
Хорошо бы научиться нам не лукавить, устремляя свой взгляд на священные строки. Попробуем в течение Великого поста прочесть все Четвероевангелие (как и заповедует древняя благочестивая традиция), но прочесть честно. Не как сборник ни к чему не обязывающих духовных истин, но как инструкцию по выживанию. Просто прочитать евангельское слово так, как оно написано. Конечно, такое прочтение не обязательно родит тотчас и исполнение, но может подарить покаяние – а ведь именно его мы ищем, соблюдая Великий пост. Имея покаянный настрой, нам будет уже удобнее приступать к тому, чтобы узнать Евангелие самой жизнью.
Апрельский блог
Лукавство, двоедушие, лицемерие, человекоугодие
Запись опубликована · 17 декабря, 2012
ЛУКАВСТВО
Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел .
У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский ).
Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает. вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит .
Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу .
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека. а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки .
Лукавые помыслы отлучают человека от Господа .
Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных .
Лукавство происходит от возношения и от гнева .
Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? .
ДВОЕДУШИЕ
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит.
ЛИЦЕМЕРИЕ
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ. .
Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного.
Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце.
Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы .
Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него .
Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах .
Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера .
Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями. прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана .
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели .
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ
Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению .
Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий.
Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего .
Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости .
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу .
Ложь, лукавство и полуправда (полуложь)
Их сходство и различие. Могут ли они быть во благо
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
«Ложь заключает двери к молитве … Лукавство заключает двери к молитве» (1:451,452 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 3, с. 104).
Глава 1. ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДА (ПОЛУЛОЖЬ).
Ложь, лукавство и однокоренные с ними слова встречаются в Библии 339 раз [4]. Рассмотрим значение этих важных терминов. В начале, для примера, представим сведения о них из различных словарей.
Толковый словарь русского языка: «Ложь. Неправда, намеренное искажение истины» (2:86. См. «Ложь»).
Церковно-славянский словарь: «Ложъ = ложный, ненадежный. Ложъ конь во спасенiе…» (Пс. 32:17) — не надеженъ конь для спасенiя…» (3:287. См. «Лóжъ»).
Философский словарь: «Ложь — искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты…» (И.Е. Задорожнюк) (4:295. См. «Ложь»).
Религиозно-философский словарь: «Ложь — намеренно недобросовестное искажение истины, далекое от честного выражения сомнения; “в отличие от заблуждения и ошибки — обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине” (Вл. Соловьев). В логике ложный вывод … В этике есть проблема “лжи необходимой”, нравственной позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, “человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли”. Но по большому счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна … “…Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и другим о других в их божественном измерении” (И. Ильин)» (5:105,106. См. «Ложь»).
Юридический словарь: «Ложь — намеренное искажение действительности» (6).
Библейская энциклопедия: «Ложь — сознательное искажение истины, призванное ввести кого-либо в заблуждение. Мотивы лжи могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Ложь может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидетельство, клевета» (7. См. «Ложь»).
«Лукавство — хитрость, коварство» (2:96. См. «Лукавство»).
«Лукавый — злой, коварный; название диавола» (3:288. См. «Лукавый»).
«Лукавство — вид лжи и выражение неверия, противление добру и истине, выражающееся в том, что хорошему приписывается худое, добру предъявляется обвинение во зле…» (5:106. См. «Лукавство»).
С учётом приведённых значений терминов «ложь» и «лукавство», с целью уточнения их содержания (объёма содержания и его сути), представим следующие предварительные определения.
Ложь — это прямое искажение правды (истины), т.е. когда придумывают то, чего не было.
Лукавство — это косвенное искажение правды о чём-либо, путём частичного или полного сокрытия (утаивания) информации об этом.
Таким образом, общим во лжи и лукавстве является предоставление кому-либо искажённой информации (т.е. информации, не соответствующей действительности). Различие заключается в том, что в случае лжи — искажение информации происходит путём придумывания того, чего не было, а в случае лукавства, наоборот, — путём частичного или полного сокрытия информации о том, что было. При этом сознательное (намеренное) предоставление искажённой информации (сознательная ложь) является одним из типов (вариантов) лжи, и влечёт за собой виновность за это в юридическом, морально-нравственном и духовном аспектах. Несознательное — является другим типом лжи — заблуждением или непреднамеренной ложью, «невинной ложью».
§2. Для пояснения содержания термина «лукавство», приведём конкретные примеры его использования в различных ситуациях.
● Из Ветхозаветной части Библии известно, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12:17), которая была взята в дом фараона за ее красоту (Быт. 12:14,15). При этом фараон не знал, что Сара имеет мужа (Быт. 12:18,19) [5], так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности (Быт. 12:11-13) [6]. Аналогичный случай произошёл и с Авимелехом, который, как и фараон, не знал, что Сарра — жена Авраама [7] (Быт. 20:2), поскольку также был введен в заблуждение Авраамом, сокрывшим своё семейное положение (Быт. 20:9-13) [8].
Здесь, с одной стороны, Аврам (Авраам), говоря, что Сара (Сарра) являлась его сестрой — говорил правду (поскольку она являлась его сводной сестрой). Однако, с другой стороны, он при этом сознательно скрыл — для собственной защиты и безопасности, — часть важной информации — что она являлась и его женой (Быт. 11:29; 20:11-13).
● В известном литературном произведении Аркадия Гайдара: «Чук и Гек» рассказывается о приключениях двух братьев — Чука и Гека, — произошедших по причине потери ими, в результате баловства, телеграммы от своего отца. Братья «знали, что попадет им от матери обоим. Но так как Чук был на целый год старше Гека, то, опасаясь, как бы ему не попало больше, он предложил ничего не говорить матери. — Врать нельзя, — вздохнул Гек. — Мама за вранье всегда еще хуже сердится. — А мы не будем врать! — радостно воскликнул Чук. — Если она спросит, где телеграмма, — мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперед выскакивать? Мы не выскочки. — Ладно, — согласился Гек. — Если врать не надо, то так и сделаем. Это ты хорошо, Чук, придумал … А про телеграмму мать ничего не знала, поэтому, конечно, ничего не спросила».
Здесь, братья, с одной стороны, не лгали своей матери, — поскольку она не спрашивала их о телеграмме. Однако, с другой стороны, — они сознательно утаили от неё информацию о получении этой телеграммы.
● Муж поздно пришёл домой. Жена спрашивает его: — Где ты был? — У друга дома — отвечает муж. И, действительно, — муж был у друга дома. Но только самого друга при этом не было. А муж был там со своей любовницей.
Здесь, с одной стороны, муж не лгал своей жене, поскольку она спросила: — Где ты был, а не с кем ты был? Однако, с другой стороны, муж сознательно скрыл от жены, с кем он был у своего друга [9].
Таким образом, ложь и лукавство являются различными видами искажения информации, и имеют свои выраженные особенности и отличия. В связи с этим, данные понятия целесообразно различать и не смешивать между собой.
§3. Ложь и лукавство, в свою очередь, следует отличать от полуправды (полулжи), — представляющей собой ещё один вид искажения информации, при котором о чём-либо говорится одновременно и часть правды, и часть лжи. Таким образом, здесь одновременно присутствуют и ложь, и лукавство (как сокрытие части правды). Примером этого может служить соблазнение дьяволом Евы (Быт. 3:1-6). Здесь правда заключалась в том, что прародители, в соответствии с Быт. 3:22, стали знать добро и зло [10]. Ложь же заключалась в словах, что они при этом не умрут (Быт. 3:4).
Лживость данных слов дьявола следует из того, что, нарушив заповедь в раю (Быт. 2:17) [11], прародители подверглись соответствующему наказанию. В частности, их тела стали смертными, а души лишились благодати Божьей, то есть подверглись смерти духовной. В Новом Завете о связи греха со смертью сказано: «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15); «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12); «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).
В Пространном Христианском катехизисе сказано: «Вопрос. Какая смерть произошла от греха Адамова? Ответ. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнью» (13:34).
Иначе говоря, дьявол, прикинувшись доброжелателем и используя свое хитрое и коварное изобретение, подтолкнул прародителей на путь греха и смерти. В данном случае, — как отмечает протоиерей Николай Иванов, — «человекоубийца притворяется человеколюбцем» (14:228).
ГЛАВА 2. МОГУТ ЛИ ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДА БЫТЬ ВО БЛАГО.
Рассмотрим теперь вопрос: может ли ложь, лукавство и полуправда быть во благо (во спасение), или можно ли с их помощью совершать праведные поступки.
§1. В начале отметим, что ложь, лукавство и полуправда по библейскому и святоотеческому учению связаны с дьяволом. Иисус Христос учит, что дьявол «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (8:44). Святые апостолы наставляют: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8). По словам пророка Соломона «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). Святитель Тихон Задонский утверждает, что «лукавство и ложь от диавола» (1:453 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 2, с. 185). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «диавол так делает, что, будучи врагом, принимает вид друга и, будучи тьмою, представляется светом» (8. См. п. 3).
Выше, из Библии был приведён пример использования полуправды при соблазнении дьяволом Евы (Быт. 3:1-6), последствием чего стало широкое распространение греха и зла в мире. По словам святого апостола Иоанна: «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19).
Таким образом, ложь, лукавство и полуправда, — представляющие собой различные виды искажения информации (неправды), — являются порождением дьявола. И те, кто использует их — совершает грех и действует по его наущению. Ибо «всякая неправда есть грех» (1Ин. 5:17) и «не может быть у Бога неправда» (Иов. 34:10). И вообще, «неправда причиняет смерть» (Прем.1:15). О беззаконном человеке говорится: «слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» (Пс. 35:4). Одним из примеров греха, содержащего в себе, в общем случае, и ложь, и лукавство, и полуправду, является лесть [12].
С этой точки зрения, ложь, лукавство и полуправда не могут быть во благо (во спасение), поскольку грех не спасает, а, наоборот, уводит от спасения. Ведь нельзя же войти на Небо по лестнице, сложенной из грехов и их последствий!
Протоиерей Георгий Блатинский, в своём комментарии «Ложная правда», говорит: «Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.
Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль … Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай» (20).
Приведём и другие аналогичные мнения [жирным шрифтом в начале приводится автор, затем — название (основная мысль) его комментария (мнения), далее — текст комментария].
● Протоиерей Игорь Пчелинцев: «Истлевшие лохмотья глянцевой лжи. Я понимаю, что люди, употребляющие выражение “ложь во спасение”, чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение “отцу лжи и главному лжецу”.
Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально … И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.
При этом “ложь во избавление” — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех…» (21).
● Священник Евгений Лихота: «Нельзя врать Богу. Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.
Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения» … Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи» (22).
● Иеромонах Никон (Бачманов): «Ложь — то, чего нет. Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь — это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т.к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь — это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1Ин 5:17) … Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, — нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный — нет! “Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь”» (святитель Феофан Затворник) (25).
§2. Вместе с этим, рассмотрим и другие точки зрения на «ложь во благо» или «ложь во спасение» [жирным шрифтом в начале приводится автор, затем — название (основная мысль) его комментария (мнения), далее — текст комментария].
● Протоиерей Максим Кравченко: «Возможна ли ложь во благо. Ложь во благо для нас с вами допустима тогда, когда она ведет к спасению, а не к погибели; когда она не ведет ко греху; когда мы, утаивая некую информацию, передавая беседу умышленно неправильно (то есть как бы внешне мы при этом лжем), тем самым достигаем добрых целей» (15). При этом, с ссылкой на Патерик, приводится «замечательный пример на эту тему: как один молодой ученик примирил двух старцев-отшельников, которые сильно поругались и были настолько озлоблены, что не хотели ни слышать, ни молиться друг о друге, ни общаться друг с другом» (15).
Суть метода этого примирения заключалась в том, что ученик — послушник одного из старцев, — приходя то к одному, то к другому отшельнику, рассказывал ему, будто бы другой отшельник очень хорошо отзывался о нём, хвалил его и просил передать поклон, хотя этого не было. При этом «спустя какое-то время эта ложь во спасение привела к спасению. Встретившись, эти старцы облобызали друг друга … И потом оба старца, естественно, уже примирившись … похвалили своего благоразумного ученика» (15).
● Протоиерей Георгий Горбачук: «Всегда ли спасительна правда? Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь — это грех, следовательно, она не может быть спасительна. Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?
А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду. Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.
В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для “проработки” (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.
Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке…
Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима» (16).
● Протоиерей Александр Сорокин: «Определить “наименьшее зло”. Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом “лгать или не лгать» и при этом в пользу “лгать” нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора “наименьшего зла”. Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов (“не лгать”) оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации “наименьшее зло” …
Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь “в свою пользу” запретна, и прежде всего потому, что чаще всего “применяется”, чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если “ложь во спасение” и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, “замыливающим” глаз между любовью к ближним и неким “благом” по собственному разумению» (17).
Таким образом, здесь «ложь во благо», — представляя собой грех, — целесообразна, когда является меньшим злом из возможных вариантов.
По вопросу выбора из двух зол приведём совет Иоанна Лествичника: «При сравнении зол, должно избирать легчайшее. Например, часто случается, что когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия; мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа, и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая…» (18:192. Слово 26, глл. 69,70).
● Священник Александр Рябков: «С какой целью произнесена неправда? Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь … Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?
Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.
Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать…» (23).
● Архимандрит Алексий (Шинкевич): «Промолчать ради любви. К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была … Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).
Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр. 17:9)» (24).
● Протоиерей Максим Кравченко: «Возможна ли ложь во благо. Вопрос: А если ты исповедался, то ты должен объяснять тем, кому привирал до этого, что говорил неправду? Как выходить людям из этого положения?
Ответ: Иногда не надо этого делать, лучше промолчать, чтобы не испортить отношений, — это как раз будет образцом такого поведения, как ложь во спасение. Потому что бывает, что люди живут счастливо, а потом в порыве покаяния супруга признается мужу, что когда-то она ему изменила. Она уже давно омыла свой грех слезами, но в какой-то момент ей в голову стукнуло это сказать, и супруг потерял покой, и семья развалилась. Хотя, казалось бы, не только дети, но и внуки взрослые, но человека это так задело, так обидело! Поэтому в таких случаях лучше умолчать. Это, мне кажется, будет ложью ради сохранения спокойствия другого человека и даже, может быть, ради спасения семьи. Это был твой грех, ты в нем покаялся, молчи дальше. Это тоже может быть примером» (15).
Таким образом, протоиерей Максим Кравченко также придерживается мнения, который образно можно выразить в следующем виде: во имя любви, не нужно духовный камень, отягощающий твою душу, переносить от себя на другого человека. И как тут не вспомнить известную фразу, произносимую на свадебных церемониях за рубежом, и нередко приводимую в различных фильмах и прочих СМИ: «Если кто-то из собравшихся здесь знает причину, по которой этот мужчина и эта женщина не могут сочетаться законным браком, пусть скажет сейчас или не говорит никогда».
Аналогичных примеров (реальных и вымышленных), когда придумывается то, чего не было, и утаивается то, что произошло, или, когда искажение кем-либо правды, — путём лжи, лукавства и полуправды, — делается бескорыстно и для блага других (а не себе на пользу), можно привести множество. В качестве ещё одного примера приведём слова святителя Иоанна Златоуста: «Видя убегающего от разбойников человека и спрятав его или указав ему путь, разве ты скажешь правду, где этот человек, когда к тебе подбегут разбойники? Чтобы спасти душу и тело этого несчастного, разве ты не укажешь разбойникам другой путь или скажешь, что не видел здесь никакого человека?» (цит. по 15).
§3. Таким образом, получается, как бы противоречие: с одной стороны, ложь, лукавство и полуправда, — как порождение дьявола, — не могут быть во благо (во спасение). С другой стороны, — они могут использоваться для добрых дел, и являться благом.
Однако здесь нет противоречия по сути вопроса. Несоответствие, в данном случае, обусловлено терминологическими аспектами. Для устранения этого необходимо изменить определения рассматриваемых терминов. Более конкретно — сократить объём понятий, фиксируемых данными терминами [13] путём введения дополнительных ограничений.
Действительно, ведь, например, в случае лжи, отец которой — дьявол, всегда имеют место корысть (злой умысел) — в отношении субъекта лжи (т.е. от кого исходит ложь), и отрицательные последствия (ущерб) — в отношении объекта лжи (т.е. для кого она предназначена). Аналогичное происходит и в случае лукавства и полуправды. Поэтому, ложь, лукавство и полуправда, — как виды искажения правды, сделанного со злым умыслом, — являются порождением дьявола, несущим зло. Справедливо и обратное: ложь, лукавство и полуправда, — как порождение дьявола, — обязательно несут зло.
С учётом сказанного, представим теперь определения терминов ложь, лукавство, полуправда в следующем виде.
Ложь — это сознательное и корыстное искажение правды путём придумывания чего не было (т.е. придумывание не соответствующих действительности аспектов: предметов, свойств, событий и пр.), с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта лжи (отдельного человека или группы людей, для которых эта ложь предназначена), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).
Например, ложью будут являться действия продавца, который сознательно выдаёт плохой товар за хороший, придумывая ему несуществующие свойства, с целью наживы за счёт покупателя, переплачивающего за этот товар.
Лукавство — это сознательное и корыстное искажение правды, путём частичного или полного сокрытия (утаивания) информации о чём-либо, с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта лукавства (отдельного человека или группы людей, для которых это лукавство предназначено), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).
Например, лукавством будут являться действия продавца, который сознательно скрывает плохие качества товара, с целью наживы за счёт покупателя, переплачивающего за этот товар.
Полуправда — это сознательное и корыстное искажение правды, при котором о чём-либо говорится одновременно и часть правды, и часть лжи, с целью извлечения (получения) личной выгоды (материальной и/или моральной) от объекта полуправды (отдельного человека или группы людей, для которых эта полуправда предназначена), за счёт нанесения ему ущерба (материального и/или морального).
Например, полуправдой будут являться действия продавца, который, с одной стороны, описывает имеющиеся у товара хорошие качества (правда), а с другой — добавляет этому товару и несвойственные ему качества (ложь). При этом обычно имеет место и сокрытие (преуменьшение) недостатков товара (лукавство).
С данной точки зрения, виды искажения правды, не имеющие корыстного (злого) умысла, а, наоборот, направленные на благо кому-либо, не будут являться порождением дьявола — ложью, лукавством, полуправдой. Это, в свою очередь, примиряет представленные выше тематические цитаты.
Таким образом, можно выделить следующие виды сознательного искажения правды:
● когда искажение делается корыстно (со злым умыслом) — во вред (ложь, лукавство, полуправда);
● когда искажение делается с добрыми намерениями (путём придумывания чего не было и/или путём частичного или полного сокрытия информации о чём-либо) — во благо.
1. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит-издат, 2003.
2. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 2. — М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1938.
3. Полный церковно-славянский словарь. Сост. Дьяченко Г., прот. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
4. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. Перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
5. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. — М., Истина и жизнь. 1998. — 254 с.
6. Юридический словарь. // Сайт «Словари и энциклопедии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.endic.ru/legal/Lozh-9524.html, свободный. — Загл. с экрана.
7. Библейская энциклопедия Брокгауза. // Сайт «Азбука.Ру». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2409, свободный. — Загл. с экрана.
8. Симеон Новый Богослов, преп. Слово тринадцатое. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/13, свободный.
9. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).
10. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.
11. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.
12. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.
13. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.
14. Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). — 2-е изд. — Клин: Христианская Жизнь, 1999.
15. Актуальный комментарий. Возможна ли ложь во благо. Комментирует протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. 25.01.2018. // Православный телеканал «Союз». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tv-soyuz.ru/peredachi/aktualnyy-kommentariy-25-01-2018, свободный.
16. Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот. Всегда ли спасительна правда? 01.01.2008. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
17. Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург. Определить «наименьшее зло». 01.01.2008. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
18. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — 1998. Печатается по 7-му изд. 1908 г. Козельской Введенской Оптиной Пустыни с переводом текста в современную орфографию.
19. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2002. Репринтное издание.
20. Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат. Ложная правда. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
21. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород. Истлевшие лохмотья глянцевой лжи. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
22. Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест. Нельзя врать Богу. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
23. Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург. С какой целью произнесена неправда? // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
24. Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск. Промолчать ради любви. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
25. Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь. Ложь — то, чего нет. // Бывает ли ложь во спасение? Православный журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html, свободный.
[1] 1:453 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 2, с. 185.
[2] 1:452 со ссылкой на: Творения святителя Тихона 6-го издания, 1899, т. 5, с
[3] Текст приведён в современной орфографии.
[4] В канонических книгах Библии слово ложь и однокоренные с ней слова используются 212 раз, слово лукавство и однокоренные с ним слова — 68 раз; в неканонических, соответственно, — 36 раз и — 23 раза.
[5] «И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди» (Быт. 12:18,19).
[6] «Когда же он (Аврам — П.Д.) приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11-13).
[7] «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру (Быт. 20:2).
[8] «И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой» (Быт. 20:9-13).
[9] Насколько известно автору (П.Д.), в юриспруденции, по крайней мере одной из стран, в определение лжи включено и сокрытие информации от тех, кто по своему статусу имеет право на знание этой информации. С этой точке зрения, данный случай будет являться ложью.
[10] «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт 3:22).
[11] «…а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).
[12] «Лесть — угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-нибудь или чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями» (2:50. См. «Лесть»). Ярким примером лести и её сути может являться известная басня И. А. Крылова «Ворона и лисица», в которой, в частности, сказано: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
[13] «Термин — однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.п…» (4:565. См. «Термин»).