лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах
«Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Ответы священника на волнующие вопросы
Почему православные во время службы обязательно должны стоять?
«Давно интересует вопрос, почему в Православной Церкви во время службы нужно обязательно стоять? Ведь для удобства прихожан храмов и церквей можно было бы установить там скамеечки, как это сделано у католиков. Думаю, не только я один так считаю. Сидя намного легче перенести службу, особенно людям пожилого возраста. В большие праздники и долгие службы выстоять всю ночь трудно даже молодому здоровому человеку. Присесть на скамейку в храме лично мне даже как-то стыдно. Меня всегда учили, что нужно стоять и терпеть. Хотелось бы прояснить для себя этот момент и услышать из первых уст, будет ли это правильным — провести службу на скамеечке, если плохо себя чувствуешь?».
Сергей М., житель г. Солигорска
Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:
— В православии нет никакого «регламента», который бы обозначал: стоять всю службу обязательно от начала до конца, а сидеть — это грех. Иногда за богослужением мы слышим такие возгласы священнослужителей, как «Восстаните!», «Премудрость, прости» и другие. Именно они говорят о том, что в древности за богослужениями все присутствующие сидели и поднимались, когда слышали эти слова. До сегодняшнего дня практика сидения за богослужением сохранилась в некоторых Поместных Православных Церквях (например, в Константинопольской, Кипрской, Болгарской и др.). На Святой Горе Афон, где службы иногда могут длиться до 20 часов без перерыва, выстоять на ногах просто физически невозможно.
Традиция же стоять во время богослужения сложилась в Русской Православной Церкви. Это «стояние» является своеобразным подвигом, когда человек имеет возможность в чем-то действительно физически пересилить себя ради Бога и ради Таинств, которые происходят в храме. Вместе с тем, этот маленький подвиг помогает нам не путать богослужение с приятным времяпрепровождением.
Потерять нательный крестик — плохой знак?
«Меня очень мучает один вопрос, который, как мне кажется, хотели бы прояснить для себя многие православные верующие. Не так давно я потеряла нательный крестик. Думаю, что это — плохой знак. Цепочка осталась, а сам крестик просто исчез. Я очень расстроилась и сильно себя «накрутила» по этому поводу. Однако многие мои знакомые утверждают, что это, наоборот, хорошо, мол, так высшие силы отвели от меня какую-то беду, крестик взял на себя какие-то мои проблемы. Хотелось бы узнать, что это может означать на самом деле?».
Юлия Х., жительница г. Солигорска
Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:
— Неправильно думать, что нательный крестик является каким-то магическим амулетом и оберегом. Увы, но православным только по крещению, а не по жизни, свойственно сгущать краски и видеть «плохие знаки» там, где нет никакой реальной опасности.
Потеря нательного крестика ничего не значит, кроме того, что я невнимателен и небрежен по отношению к нему. Сходите на исповедь, попросите у Бога прощения за свою невнимательность, купите себе новый нательный крестик и живите в радости, ведь миром правит Бог, а не наши всезнающие «православные» знакомые.
Почему не принято сидеть при богослужениях?
Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»
отвечает архиепископ Викентий:
— В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.
Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве…
отвечает священник Михаил Немнонов:
— Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях. А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером?… Духовная жизнь – это труд, а не отдых… А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.
В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?
отвечает иерей Олег Давыденков, доктор богословия:
– Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.
Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.
— Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень – это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.
протоиерей Сергий Баранов:
Почему мы стоим на богослужении? Мы делаем жертву Богу. Понуждаемся. И этим доказываем, что наша любовь деятельная. Вся аскеза православная на этом смысле стоит: мы все время жертвуем ради любимого, понуждаем себя. Современные либералы говорят: «Богу не нужны наши поклоны земные и прочее. Надо просто всех любить и всё». Да не сможешь ты всех любить, не пройдя аскезу по вытеснению своего эго. Вот это эго не даст тебе любить другого. Оно всегда будет доминировать. Настоящая любовь начинается только там, где преодолен эгоизм. А преодоление эгоизма подразумевает аскетику. Долго, всю жизнь. Беспощадную, строгую к самому себе. Это словоблудие – говорить о любви без аскезы.
Как побороть усталость
Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.
А еще самый простой способ есть — посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.
Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.
Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковнославянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет протекать служба.
И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.
Почему в церкви нельзя сидеть?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Многих интересует вопрос, почему в церкви нельзя сидеть. На самом деле то, что в наших храмах молятся стоя, — благочестивая традиция, а не правило или догмат.
Ответ:
В первые века христианства верующие на богослужении молились сидя. Если не было скамей, они садились прямо на пол. Некоторых это так расслабляло, что они засыпали! Сохранилась история о настоятеле монастыря, который проводил всю службу, стоя на ногах. Когда его спросили, почему он не садится, священник ответил: «Если я сяду, остальные — лягут». И сегодня многие отмечают, что когда молишься стоя, проще сконцентрироваться и сохранять бодрость на протяжении нескольких часов.
Мы стоим на молитве в знак глубокого почитания нашего Создателя. Раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан в книге «О Молитве» говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
Традиция стоять на богослужении также связана с представлением о том, что молитва — труд не только души, но и тела, а отстоять службу — значит принести своего рода «жертву» Богу.
Некоторые историки Церкви считают, что традиция сидеть на богослужении в русских храмах не прижилась потому, что их в первые века после Крещения Руси строили небольшими, и прихожане могли поместиться внутри только стоя.
Несмотря на то, что здоровые люди в Русской Православной Церкви на богослужении стоят, для больных, пожилых и беременных в храмах устанавливают скамейки, на которые можно присесть, ведь Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы».
Встречаются в храмах, особенно монастырских, и стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем, которые позволяют сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники, во время особенно продолжительных служб. В Греции стасидии особенно распространены и могут занимать большую часть храмового пространства.
Во время особенно продолжительных богослужений есть моменты, когда верующим даже благословляется сесть, чтобы передохнуть — например, когда на всенощных бдениях читают кафизмы из Псалтири или паремии — отрывки из Библии. Также есть особенно важные моменты Литургии, когда принято стоять всем, кто на это способен: чтение Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон.
И, конечно, актуальными остаются слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Выдержки из книги «В православном храме» часть3
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купала церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:
После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божим.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщин пропускают вперед мужчин во время Елеопоомазания, Причастия, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту.
По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы нахоодимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, котторые окружают нас в храме Божием.
По возможности, воздеритесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства и кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздрожительности и высокомерного наставления в голосе.
Не допустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтоы они отвлекали молящися, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Нельзя входить в храм с животными и птицами.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священослужителем и становиться спиной к алтарю.
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
МОЖНО ЛИ УХОДИТ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба это не повинность а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдутт до окончания праздника?
Завершением утреннего богослужения является выход священника крестом. Такой момент называется отпуском. Во время отпуска верующие подходят к Кресту, целуют его руку священника, держащую крест. Отойдя нужно поклониться священнику.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь зповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благоговением Господу, сподовившему нас присутствовать в храме, с молитвойй, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутрь себя, и в то время будет лицо ваше сиять благоговейным спокойствием и приятною улыбкою.
Когда приходит холодность и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя пред Господом и смиряться, считая себя грешнейшею паче всех человек.
Чтобы войти в Царство, прежде всего надо быть смиренными. Как же получить смирение? Как научиться этому великому искусству? Надо молить Господа о ниспослании нам этого дара. В одной из вечерних молитв мы читаем: „Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание».
Оптинские
праздники
декабрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь на земле, но главным образом в будущей жизни. На небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая низшие высшим. Самые высшие духи — это Серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение с огромной быстротой идет их совершенствование, и они подражают Богу насколько им возможно. А Серафимам подражают Херувимы и т. д. Наконец, человек подражает Ангелам. И так друг другу подражая, все стремятся к совершенству, поэтому, познавая Бога, но никогда ни познать, ни увидеть Его не будут в состоянии, ибо Господь Бог есть Существо беспредельное, а все остальные существа, как сотворенные Богом, ограничены. Была одна попытка не только сравниться с Богом, но даже встать выше Него и окончилась тем, что сей серафим стал ниже всех и приобрел сразу все отрицательные свойства за свою гордость и дерзость (преп. Варсонофий).
Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать им нужное и довольное (преп. Лев).
Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Милостивый имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Авраам также был очень богат: его богатства по тогдашнему времени заключались в обширных стадах, но это не помешало ему спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад, так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям (преп. Варсонофий).
Вот ты до какой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатые внидут в Царство Небесное» (Ср.: Мф.19, 23). Благодари Бога, что не богата (преп. Анатолий).
..Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его (преп. Амвросий).
Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты. Постарайся лучше смириться и тогда обрящеши покой, как Сам Господь обещал чрез евангельское слово. Если кто присылает тебе что-либо, принимай это, как от руки Божией, и бедностью не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожить на земле. Помни это и не стыдись. Успокойся и Божию помощь призывай (преп. Амвросий).
Как важно во всем полагаться на волю Божию, крепко верить в Его Божественный Промысл, устрояющий все во благо. Эту Пасху я был утешен приездом двух иноков, которые раньше жили у нас, а потом были переведены в Петербург. Скучают они по Оптиной обители. Дорога дорога при их скудных средствах, часто не приедешь. Они сетуют: «Вот денег нет, а было бы много, часто бы навещали святую обитель Оптину». Я же ответил им на это, что было бы у вас много денег, верьте, совсем бы не приехали к нам. Люди богатые часто забывают «едино на потребу» и все время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои прихоти (преп. Варсонофий).
Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие. (преп. Амвросий).
. Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся (преп. Амвросий).
Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!» (преп. Нектарий).
Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей (а не действовать оные), то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5, 8), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства. (преп. Макарий).
. В Евангелии говорится, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Ср.: Мф.11, 27). Это значит — никто не может сам по себе познать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, иметь правильные понятия о вере в Бога, если не откроет ему этого Сам Бог. Никто сам по себе не может познавать волю Божию, путь Господень, иметь правильные понятия о духовной жизни и христианской нравственности, если не научит этому Сам Господь. А научает Он того, кто искренно желает этого и просит об этом Господа, кто оказывается способным и достойным этого научения, кто хранит свою совесть, кто стремится к Свету, кто понуждает себя на всякое добро (преп. Никон).
Господь «научит кроткия путем Своим» (Пс.24,9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим, но только при условии, что человек кроток, смирен. Только таких научает Бог (преп. Никон).
Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. «Гордый испытует тайны, но таинства открываются смиренным». Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страстным нам в море богословия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных (преп. Макарий).
Спасибо тебе. что ты сама решила свой вопрос о изведении Господом из ада прежде воплощения умерших людей — душ. Не наше дело богословствовать; и святой Лествичник, и святой Исаак, и святой Варсонуфий не дозволяют нам о сем любопытствовать и испытывать, а оплакивать свои грехи и очищать страсти. А я скажу о сем мое мнение, что я не знаю, и, верно, не ошибочно сие. Богу это известно: в Его власти состоит наказать и миловать, и суд весь дан Сыну (преп. Макарий).
Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства. Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное девять чинов ангельских, от Него созданных, и, наконец, совсем иное — государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, кольми паче для человеков. Отчасти же ведом по откровению, сперва чрез пророков, вещавших Духом Святым, а потом чрез Единородного Сына Божия вочеловечшегося, как говорит святой Евангелист Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающийся от него свет, и иное — исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно, и с тем вместе тройственно. Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому и в то же время остается внутрь нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1Кор. 2, 11). Все это составляет одно разумное существо человека и вместе с тем есть тройственно. О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимого. Все вещественное от Невещественного. Все имеющее начало от Безначального. Все имеющее конец от Бесконечного. Все временное от Вечного. Все имеющее предел от Беспредельного. Все измеримое от Неизмеримого. Все постижимое от Непостижимого. Некоторые из святых отцев любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских, в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом и искупленная дражайшею Его Божественною Кровию, как о сем говорит Апостол: «Един Бог, едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных (преп. Амвросий).
. Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Тайн Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи помилуй», превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим! (преп. Антоний).
У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хороши они или нет: когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил: верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в скиту даже обходят кельи по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы (преп. Варсонофий).
Как хорошо бывать в храме, слышать священные молитвы, песнопения и псалмы! Какая глубина сокрыта в псаломских и других священных изречениях! Любил я монастырские утрени! Конечно, за чтецом нельзя все сообразить, но даже если одна мысль западет, и то хорошо. (преп. Никон).
В церковь ходите обязательно, и всегда до начала, первым старайтесь прийти. Утреня — одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу. Утреня, по словам древних отцов, важнее обедни. За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение (преп. Варсонофий).
. Нужно к службам входить до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому, что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. А потом читал про киевского о. Паисия. Это был подвижник — монах юродствовавший. Однажды он пришел к вечерне; отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, справив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит высокого роста Величественную Жену в сопровождении святого апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «К вечеру отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к о. Паисию, благословила его, осенив широко крестным знамением, и пошла из храма, подымаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма. Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз о. Паисия. (преп. Варсонофий).
Утреня в скиту у нас имеет громадную важность. На ней держится вся скитская жизнь, но она также представляет немалую трудность. А для вас, привыкших в миру поздно вставать, — это одно из самых трудных положений скитской жизни. Поэтому не надо давать сей поблажки сначала, надо положить твердо встать во что бы то ни стало. «Смотрите, не просыпайте утреню, — говорил мне отец Анатолий, — это очень опасно. Бывали случаи, что многие от этого уходили и пропадали. Сразу надо браться за это дело, с самого начала. Вот и мне за молитвы старцев это далось ничего. » (преп. Варсонофий).
Вопрос: «Трудно мне к утрени вставать; как быть?» Ответ: «Тягость бывает от недостатка ревности и страха Божия. — Если не будешь ходить, то тебе будет стыдно и грешно. Если же когда по болезни не будешь у церковных служб, то об этом должен мне сказывать» (преп. Амвросий).
Из. книги «Учительное известие» я узнал, что при совершении богослужения важно не то, чтобы громко и красиво делать возгласы, а чтобы служить с благоговением (преп. Никон).
При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26). «Лучше сидя думать о Боге, чем о ногах стоя», — сказал святитель Филарет Московский (преп. Никон).
В праздности грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать грех. А то смотри, Господь как бы тебя не наказал за это (преп. Амвросий).
К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. — Батюшка Макарий, случалось, заболит, а все пойдет в церковь. — Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, — там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе (преп. Амвросий).
К началу ходить к службе — трезвеннее будешь (преп. Амвросий).
К утрени надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем (преп. Моисей).
Кафизму иногда стоять и непременно вставать на славах (преп. Амвросий).
Кафизму попробуй стоять в уголке, а потом выйди на свое место (преп. Амвросий).
Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должно слушать — что читают, и перебирать (четки с молитвою): «Господи помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (преп. Амвросий).
Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять (преп. Амвросий).
Оттого дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (преп. Амвросий).
«Христос воскресе» — читать, когда положено Церковию, а то не должно (преп. Амвросий).
Кто бывает в храме Божием, тот может возглашать: «во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, помолюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи». А сидящий в келье и большею частью лежащий как и что воспоет? (преп. Амвросий).
Объясняешь. что ты, побеждаясь немощью человеческою, в церкви разговариваешь с любимою тобою монахинею, которая и тебя любит. — Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: «брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден» (Притч. 18, 19) (преп. Амвросий).
Ты скорбишь о беспорядочной службе церковной. Конечно, скорбно видеть это, ибо для нас первое утешение — чинное славословие Божие. Ангелы выну хвалят Господа со страхом, и вся тварь благоговеет пред Ним и хвалит Его. хвалит Его и словесная Его тварь— человек. А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и предоставь это воле Божией. Он Сам попечется утешить богособранное стадо Свое, только не западала бы в вашем ревновании о благочинии и благоговении искра тщеславия, иначе она и попалит все прочее. Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйтесь, ибо одно «Господи помилуй!» соборное — Богу приятнее. Ежели бы ты могла что сделать и упустила, то конечно бы подлежала ответу! (преп. Макарий).