лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

«Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Ответы священника на волнующие вопросы

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

Почему православные во время службы обязательно должны стоять?

«Давно интересует вопрос, почему в Православной Церкви во время службы нужно обязательно стоять? Ведь для удобства прихожан храмов и церквей можно было бы установить там скамеечки, как это сделано у католиков. Думаю, не только я один так считаю. Сидя намного легче перенести службу, особенно людям пожилого возраста. В большие праздники и долгие службы выстоять всю ночь трудно даже молодому здоровому человеку. Присесть на скамейку в храме лично мне даже как-то стыдно. Меня всегда учили, что нужно стоять и терпеть. Хотелось бы прояснить для себя этот момент и услышать из первых уст, будет ли это правильным — провести службу на скамеечке, если плохо себя чувствуешь?».

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногахСергей М., житель г. Солигорска

Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:

— В православии нет никакого «регламента», который бы обозначал: стоять всю службу обязательно от начала до конца, а сидеть — это грех. Иногда за богослужением мы слышим такие возгласы священнослужителей, как «Восстаните!», «Премудрость, прости» и другие. Именно они говорят о том, что в древности за богослужениями все присутствующие сидели и поднимались, когда слышали эти слова. До сегодняшнего дня практика сидения за богослужением сохранилась в некоторых Поместных Православных Церквях (например, в Константинопольской, Кипрской, Болгарской и др.). На Святой Горе Афон, где службы иногда могут длиться до 20 часов без перерыва, выстоять на ногах просто физически невозможно.

Традиция же стоять во время богослужения сложилась в Русской Православной Церкви. Это «стояние» является своеобразным подвигом, когда человек имеет возможность в чем-то действительно физически пересилить себя ради Бога и ради Таинств, которые происходят в храме. Вместе с тем, этот маленький подвиг помогает нам не путать богослужение с приятным времяпрепровождением.

Потерять нательный крестик — плохой знак?

«Меня очень мучает один вопрос, который, как мне кажется, хотели бы прояснить для себя многие православные верующие. Не так давно я потеряла нательный крестик. Думаю, что это — плохой знак. Цепочка осталась, а сам крестик просто исчез. Я очень расстроилась и сильно себя «накрутила» по этому поводу. Однако многие мои знакомые утверждают, что это, наоборот, хорошо, мол, так высшие силы отвели от меня какую-то беду, крестик взял на себя какие-то мои проблемы. Хотелось бы узнать, что это может означать на самом деле?».

Юлия Х., жительница г. Солигорска

Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:

— Неправильно думать, что нательный крестик является каким-то магическим амулетом и оберегом. Увы, но православным только по крещению, а не по жизни, свойственно сгущать краски и видеть «плохие знаки» там, где нет никакой реальной опасности.

Потеря нательного крестика ничего не значит, кроме того, что я невнимателен и небрежен по отношению к нему. Сходите на исповедь, попросите у Бога прощения за свою невнимательность, купите себе новый нательный крестик и живите в радости, ведь миром правит Бог, а не наши все­знающие «православные» знакомые.

Источник

Почему не принято сидеть при богослужениях?

Редко, или почти нико­гда, восточ­ные хри­сти­ане не сидят во время бого­слу­же­ний, согла­су­ясь с мне­нием Тер­тул­ли­ана, кото­рый в Книге о молитве гово­рит: «Непри­стойно вообще сидеть в при­сут­ствии и пред лицом того, кого боишься и почи­та­ешь, а тем более нече­стиво сидеть пред лицом Бога живого, кото­рому пред­стоят и Ангелы со стра­хом и тре­пе­том».

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

«Обя­за­тельно ли во время бого­слу­же­ния стоять? Почему нельзя сидеть?»

отве­чает архи­епи­скоп Викен­тий:

— В нашей Пра­во­слав­ной Церкви при­нято стоять на бого­слу­же­нии. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть тра­ди­ция ува­жать и почи­тать стар­ших. Поэтому мы при виде чело­века, кото­рый старше нас, с почте­нием к нему отно­симся и встаем. Об этом напи­сано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почи­тать Бога, так как Он явля­ется нашим Твор­цом, Про­мыс­ли­те­лем и Попе­чи­те­лем. Мы пришли в цер­ковь бесе­до­вать с Богом, попро­сить про­ще­ния в своих грехах. В знак того, что мы осо­знаем свою гре­хов­ность, мы при­но­сим этот малень­кий подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Гос­подь про­стил нам наши пре­гре­ше­ния. Для того, чтобы Гос­подь увидел нашу жертву, услы­шал наши молитвы и даро­вал нам Свою милость. Вот почему в нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

Я не хожу в храм, т.к. в огром­ном скоп­ле­нии народа мне очень тяжело сосре­до­то­чится на молитве…

отве­чает свя­щен­ник Михаил Немно­нов:

— Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч чело­век, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы нахо­димся в более ком­форт­ных усло­виях. А Вам легко сосре­до­то­читься на молитве там, где нет боль­шого скоп­ле­ния народа? Напри­мер дома, утром и вече­ром?… Духов­ная жизнь – это труд, а не отдых… А уте­ше­ние в ней полу­чают те, кто не уте­ше­ния ищет.

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здо­ро­вому в общем-то чело­веку, неловко. Когда же реша­ешься сесть, обычно ока­зы­ва­ется, что лавочки уже заняты. Иногда греш­ным делом зави­дую като­ли­кам с их ска­ме­еч­ками. А они, гово­рят, ценят то, что мы в храме не при­вя­заны к одному месту, можем пере­дви­гаться, не мешая осталь­ным (если, конечно, храм не забит до отказа). Гово­рят, что когда-то и в пра­во­слав­ных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

отве­чает иерей Олег Давы­ден­ков, доктор бого­сло­вия:

Дей­стви­тельно, веру­ю­щие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было спе­ци­аль­ных сиде­ний, сади­лись прямо на пол. Но, как известно, чело­веку свой­ственно устра­и­ваться с мак­си­маль­ным ком­фор­том. Даже суще­ствует такая исто­рия про одного епи­скопа, насто­я­теля мона­стыря. Вла­дыка во время службы нико­гда не при­са­жи­вался хоть на минутку. Когда его спро­сили – почему, он отве­тил: «Если я сяду, осталь­ные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удоб­нее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Пра­во­слав­ная Цер­ковь отка­за­лась от ска­меек не в одно­ча­сье. Она пришла к этому, осно­вы­ва­ясь на прак­ти­че­ском опыте. Когда ты молишься стоя, ты не рас­слаб­ля­ешься, а стоит сесть, уже и в сон потя­нуло. Как пока­зы­вает прак­тика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о боль­ных людях, как сказал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже боль­ным, если они в силах, во время чтения Еван­ге­лия лучше стоять.

— Каса­тельно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень – это не при­чина того, чтобы не понуж­дать себя к молитве стоя.

про­то­и­е­рей Сергий Бара­нов:

Почему мы стоим на бого­слу­же­нии? Мы делаем жертву Богу. Понуж­да­емся. И этим дока­зы­ваем, что наша любовь дея­тель­ная. Вся аскеза пра­во­слав­ная на этом смысле стоит: мы все время жерт­вуем ради люби­мого, понуж­даем себя. Совре­мен­ные либе­ралы гово­рят: «Богу не нужны наши поклоны земные и прочее. Надо просто всех любить и всё». Да не смо­жешь ты всех любить, не пройдя аскезу по вытес­не­нию своего эго. Вот это эго не даст тебе любить дру­гого. Оно всегда будет доми­ни­ро­вать. Насто­я­щая любовь начи­на­ется только там, где пре­одо­лен эгоизм. А пре­одо­ле­ние эго­изма под­ра­зу­ме­вает аске­тику. Долго, всю жизнь. Бес­по­щад­ную, стро­гую к самому себе. Это сло­во­блу­дие – гово­рить о любви без аскезы.

Как побо­роть уста­лость

Попро­сите своими сло­вами у Гос­пода укре­пить вашу немощь и вы убе­ди­тесь в Его мило­сти.

А еще самый про­стой способ есть — посмот­реть на Рас­пя­тие, вися­щего на Кресте Христа. И усты­диться своей сла­бо­сти.

Если Вы впер­вые на бого­слу­же­нии и регу­лярно не участ­ву­ете в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­стия, то силь­ная уста­лость, недо­ста­ток воз­духа и тяжело пере­но­си­мый запах фимиама при каж­де­нии отно­сятся больше к духов­ной, чем физи­че­ской сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искрен­ней испо­веди и При­ча­стия, как пра­вило, гне­ту­щие чув­ства исче­зают.

Суще­ствует и чисто пси­хо­ло­ги­че­ская сто­рона утом­ля­е­мо­сти у ново­на­чаль­ных: не зная состава и дли­тель­но­сти службы, не имея навыка в пони­ма­нии цер­ков­но­сла­вян­ского языка молиться зна­чи­тельно слож­нее. Вообще, утом­ле­ние обратно про­пор­ци­о­нально актив­но­сти Вашей бого­слу­жеб­ной жизни. Чем чаще Вы моли­тесь в храме, тем есте­ствен­нее будет про­те­кать служба.

И помните: чело­век растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Источник

Почему в церкви нельзя сидеть?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Многих интересует вопрос, почему в церкви нельзя сидеть. На самом деле то, что в наших храмах молятся стоя, — благочестивая традиция, а не правило или догмат.

Ответ:

В первые века христианства верующие на богослужении молились сидя. Если не было скамей, они садились прямо на пол. Некоторых это так расслабляло, что они засыпали! Сохранилась история о настоятеле монастыря, который проводил всю службу, стоя на ногах. Когда его спросили, почему он не садится, священник ответил: «Если я сяду, остальные — лягут». И сегодня многие отмечают, что когда молишься стоя, проще сконцентрироваться и сохранять бодрость на протяжении нескольких часов.

Мы стоим на молитве в знак глубокого почитания нашего Создателя. Раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан в книге «О Молитве» говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

Традиция стоять на богослужении также связана с представлением о том, что молитва — труд не только души, но и тела, а отстоять службу — значит принести своего рода «жертву» Богу.

Некоторые историки Церкви считают, что традиция сидеть на богослужении в русских храмах не прижилась потому, что их в первые века после Крещения Руси строили небольшими, и прихожане могли поместиться внутри только стоя.

Несмотря на то, что здоровые люди в Русской Православной Церкви на богослужении стоят, для больных, пожилых и беременных в храмах устанавливают скамейки, на которые можно присесть, ведь Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы».

Встречаются в храмах, особенно монастырских, и стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем, которые позволяют сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники, во время особенно продолжительных служб. В Греции стасидии особенно распространены и могут занимать большую часть храмового пространства.

Во время особенно продолжительных богослужений есть моменты, когда верующим даже благословляется сесть, чтобы передохнуть — например, когда на всенощных бдениях читают кафизмы из Псалтири или паремии — отрывки из Библии. Также есть особенно важные моменты Литургии, когда принято стоять всем, кто на это способен: чтение Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон.

И, конечно, актуальными остаются слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Источник

Выдержки из книги «В православном храме» часть3

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купала церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божим.

Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщин пропускают вперед мужчин во время Елеопоомазания, Причастия, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту.

По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы нахоодимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, котторые окружают нас в храме Божием.

По возможности, воздеритесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства и кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздрожительности и высокомерного наставления в голосе.

Не допустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтоы они отвлекали молящися, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священослужителем и становиться спиной к алтарю.

Во время открытия Царских врат надо поклониться.

Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

МОЖНО ЛИ УХОДИТ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба это не повинность а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдутт до окончания праздника?

Завершением утреннего богослужения является выход священника крестом. Такой момент называется отпуском. Во время отпуска верующие подходят к Кресту, целуют его руку священника, держащую крест. Отойдя нужно поклониться священнику.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь зповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благоговением Господу, сподовившему нас присутствовать в храме, с молитвойй, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.

Источник

Оптина Пустынь

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

Толкования
Священного
Писания

лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногахлучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Смотреть картинку лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Картинка про лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах. Фото лучше сидя думать о боге чем стоя о ногах

Бо­лее все­го сми­ряй­те се­бя в мыс­ли пред Бо­гом и людь­ми, чрез что и Царствие Бо­жие уз­ри­те внутрь се­бя, и в то вре­мя бу­дет ли­цо ва­ше си­ять бла­го­го­вей­ным спо­кой­стви­ем и при­ят­ною улыб­кою.

Ког­да при­хо­дит хо­лод­ность и рас­се­ян­ность, сму­щать­ся этим не долж­но, а долж­но в это вре­мя бо­лее уко­рять се­бя пред Гос­по­дом и сми­рять­ся, счи­тая се­бя греш­ней­шею па­че всех че­ло­век.

Что­бы вой­ти в Царство, преж­де все­го на­до быть сми­рен­ны­ми. Как же по­лу­чить сми­ре­ние? Как на­­учить­ся это­му ве­ли­ко­му ис­ку­с­ству? На­до мо­лить Гос­по­да о нис­пос­ла­нии нам это­го да­ра. В од­ной из ве­чер­них мо­литв мы чи­та­ем: „Гос­по­ди, даждь ми сми­ре­ние, це­ло­муд­рие и пос­лу­ша­ние».

Оптинские
праздники

декабрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь на земле, но главным обра­зом в будущей жизни. На небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая низшие выс­шим. Самые высшие духи — это Серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение с огромной быстротой идет их совершен­ствование, и они подражают Богу насколько им возможно. А Серафимам подражают Херувимы и т. д. Наконец, че­ловек подражает Ангелам. И так друг другу подражая, все стремятся к совершенству, поэтому, познавая Бога, но ни­когда ни познать, ни увидеть Его не будут в состоянии, ибо Господь Бог есть Существо беспредельное, а все остальные существа, как сотворенные Богом, ограничены. Была одна попытка не только сравниться с Богом, но даже встать выше Него и окончилась тем, что сей серафим стал ниже всех и приобрел сразу все отрицательные свойства за свою гор­дость и дерзость (преп. Варсонофий).

Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать им нужное и довольное (преп. Лев).

Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Мило­стивый имел огромное богатство, но этим богатством приоб­рел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Авраам также был очень богат: его богатства по тогдашнему времени заключались в обширных стадах, но это не помеша­ло ему спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад, так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям (преп. Варсонофий).

Вот ты до какой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Гос­подь сказал: «Неудобно богатые внидут в Царство Не­бесное» (Ср.: Мф.19, 23). Благодари Бога, что не богата (преп. Анатолий).

..Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколь­ко ни давай, не удовлетворишь его (преп. Амвросий).

Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты. Постарайся лучше смириться и тогда обрящеши покой, как Сам Господь обещал чрез евангельское слово. Если кто присылает тебе что-либо, принимай это, как от руки Божией, и бедностью не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожить на земле. Помни это и не стыдись. Успокойся и Божию помощь призывай (преп. Амвросий).

Как важно во всем полагаться на волю Божию, крепко верить в Его Божественный Промысл, устрояющий все во благо. Эту Пасху я был утешен приездом двух иноков, которые раньше жили у нас, а потом были переведены в Петербург. Скучают они по Оптиной обители. Дорога дорога при их скудных средствах, часто не приедешь. Они сетуют: «Вот денег нет, а было бы много, часто бы навещали святую обитель Оптину». Я же ответил им на это, что было бы у вас много денег, верьте, совсем бы не приехали к нам. Люди богатые часто забывают «едино на потребу» и все время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои прихоти (преп. Варсонофий).

Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только чело­век не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие. (преп. Амвросий).

. Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся (преп. Амвросий).

Положение Иова — закон для каждого человека. По­ка богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Ког­да человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слу­шает и взывает: «Господи, помилуй!» (преп. Нектарий).

Если мы будем стараться очищать сердце свое от стра­стей (а не действовать оные), то, по мере очищения, благо­дать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5, 8), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства. (преп. Макарий).

. В Евангелии говорится, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Ср.: Мф.11, 27). Это значит — никто не может сам по себе познать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, иметь правильные понятия о вере в Бога, если не откроет ему этого Сам Бог. Никто сам по себе не может познавать волю Божию, путь Госпо­день, иметь правильные понятия о духовной жизни и хрис­тианской нравственности, если не научит этому Сам Гос­подь. А научает Он того, кто искренно желает этого и просит об этом Господа, кто оказывается способным и до­стойным этого научения, кто хранит свою совесть, кто стремится к Свету, кто понуждает себя на всякое добро (преп. Никон).

Господь «научит кроткия путем Своим» (Пс.24,9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим, но только при условии, что человек кроток, смирен. Только таких научает Бог (преп. Никон).

Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. «Гордый испытует тайны, но таинства открываются смиренным». Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страст­ным нам в море богословия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама со­бою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных (преп. Макарий).

Спасибо тебе. что ты сама решила свой вопрос о изведении Господом из ада прежде воплощения умерших людей — душ. Не наше дело богословствовать; и святой Лествичник, и святой Исаак, и святой Варсонуфий не дозво­ляют нам о сем любопытствовать и испытывать, а оплаки­вать свои грехи и очищать страсти. А я скажу о сем мое мнение, что я не знаю, и, верно, не ошибочно сие. Богу это известно: в Его власти состоит наказать и миловать, и суд весь дан Сыну (преп. Макарий).

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства. Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное девять чинов ангельских, от Него созданных, и, наконец, совсем иное — государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, кольми паче для человеков. От­части же ведом по откровению, сперва чрез пророков, ве­щавших Духом Святым, а потом чрез Единородного Сына Божия вочеловечшегося, как говорит святой Евангелист Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающий­ся от него свет, и иное — исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно, и с тем вместе тройст­венно. Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рожда­ющееся, которое передается другому и в то же время оста­ется внутрь нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1Кор. 2, 11). Все это составляет одно разумное существо челове­ка и вместе с тем есть тройственно. О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимого. Все вещественное от Невещественного. Все имеющее на­чало от Безначального. Все имеющее конец от Бесконечного. Все временное от Вечного. Все имеющее предел от Беспредельного. Все измеримое от Неизмеримого. Все постижимое от Непостижимого. Некоторые из святых отцев любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских, в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составля­ет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом и искупленная дражайшею Его Божественною Кровию, как о сем говорит Апостол: «Един Бог, едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, осно­ваны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных (преп. Амвросий).

. Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Тайн Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино «Госпо­ди помилуй», превосходит все келейные духовные упраж­нения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим! (преп. Антоний).

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хоро­ши они или нет: когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предме­ты начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил: верный признак омертвения души есть укло­нение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для ино­ков и обязательно посещение службы. Правда, по неот­ложным делам иногда разрешается не ходить ко всем служ­бам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в скиту даже обходят кельи по празд­никам, чтобы никто не уклонился от церковной службы (преп. Варсонофий).

Как хорошо бывать в храме, слышать священные мо­литвы, песнопения и псалмы! Какая глубина сокрыта в псаломских и других священных изречениях! Любил я мона­стырские утрени! Конечно, за чтецом нельзя все сообразить, но даже если одна мысль западет, и то хорошо. (преп. Никон).

В церковь ходите обязательно, и всегда до начала, пер­вым старайтесь прийти. Утреня — одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу. Утреня, по словам древних отцов, важнее обедни. За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение (преп. Вар­сонофий).

. Нужно к службам входить до звона, чтобы звон за­ставал вас уже в храме. Почему так? Потому, что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. А потом читал про киевского о. Паисия. Это был подвижник — монах юродствовавший. Однажды он при­шел к вечерне; отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, справив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит высокого роста Величественную Жену в сопровож­дении святого апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «К вечеру отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к о. Паисию, благослови­ла его, осенив широко крестным знамением, и пошла из храма, подымаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма. Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз о. Паисия. (преп. Варсонофий).

Утреня в скиту у нас имеет громадную важность. На ней держится вся скитская жизнь, но она также пред­ставляет немалую трудность. А для вас, привыкших в миру поздно вставать, — это одно из самых трудных положений скитской жизни. Поэтому не надо давать сей поблажки сначала, надо положить твердо встать во что бы то ни ста­ло. «Смотрите, не просыпайте утреню, — говорил мне отец Анатолий, — это очень опасно. Бывали случаи, что многие от этого уходили и пропадали. Сразу надо браться за это дело, с самого начала. Вот и мне за молитвы старцев это далось ничего. » (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Трудно мне к утрени вставать; как быть?» Ответ: «Тягость бывает от недостатка ревности и стра­ха Божия. — Если не будешь ходить, то тебе будет стыдно и грешно. Если же когда по болезни не будешь у церковных служб, то об этом должен мне сказывать» (преп. Амвросий).

Из. книги «Учительное известие» я узнал, что при совершении богослужения важно не то, чтобы громко и красиво делать возгласы, а чтобы служить с благоговением (преп. Никон).

При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26). «Лучше сидя думать о Боге, чем о ногах стоя», — сказал святитель Фи­ларет Московский (преп. Никон).

В праздности грех время проводить. И службу церков­ную и правило для работы упускать грех. А то смотри, Господь как бы тебя не наказал за это (преп. Амвросий).

К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А бу­дешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. — Батюшка Макарий, случалось, заболит, а все пойдет в церковь. — Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, — там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе (преп. Амвросий).

К началу ходить к службе — трезвеннее будешь (преп. Амвросий).

К утрени надобно ходить, потому что во время Литур­гии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертву­ем для Него своим покоем (преп. Моисей).

Кафизму иногда стоять и непременно вставать на сла­вах (преп. Амвросий).

Кафизму попробуй стоять в уголке, а потом выйди на свое место (преп. Амвросий).

Четки даны для того, чтобы не забывать молитву тво­рить. Во время службы должно слушать — что читают, и перебирать (четки с молитвою): «Господи помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешную» (преп. Амвросий).

Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять (преп. Амвросий).

Оттого дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (преп. Амвросий).

«Христос воскресе» — читать, когда положено Церковию, а то не должно (преп. Амвросий).

Кто бывает в храме Божием, тот может возглашать: «во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, помолюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи». А сидящий в келье и большею частью лежащий как и что воспоет? (преп. Амвросий).

Объясняешь. что ты, побеждаясь немощью челове­ческою, в церкви разговариваешь с любимою тобою мона­хинею, которая и тебя любит. — Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: «брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден» (Притч. 18, 19) (преп. Амвросий).

Ты скорбишь о беспорядочной службе церковной. Ко­нечно, скорбно видеть это, ибо для нас первое утешение — чинное славословие Божие. Ангелы выну хвалят Господа со страхом, и вся тварь благоговеет пред Ним и хвалит Его. хвалит Его и словесная Его тварь— чело­век. А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и предоставь это воле Божией. Он Сам попечется утешить богособранное стадо Свое, только не западала бы в вашем ревновании о благочинии и благоговении искра тщеславия, иначе она и попалит все прочее. Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйтесь, ибо одно «Господи помилуй!» соборное — Богу приятнее. Ежели бы ты могла что сделать и упустила, то конечно бы подлежала ответу! (преп. Макарий).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *