лучше мучительный конец чем мучения без конца
Для некоторых вещей в жизни бывает слишком поздно…
Недавно я встречалась с мужчиной, которого очень любила… Нет, никаких разочарований “стал лыс, пузат” и прочее не случилось. Он не изменился, ни в какую сторону не изменился, только постарел немного.
Изменилась интонация при обращении ко мне, улыбка перестала быть отражением ехидства и пренебрежения, стал нежным взгляд… Появились маленькие знаки внимания… То так, то этак, едва заметно… Проявления заботы… Естественно и нормально для тех, кто в отношениях…. Но странно и непривычно для меня после холода и отчуждения, которыми мы закончили нашу историю.
… Я пропустила момент, когда утратила свою ценность для него. Я слишком любила. Я боялась потерять, я долго была в этих отношениях и очень ими дорожила. Держалась за них, и поэтому позволяла то, что позволять нельзя…
Не знаю, когда конкретно, но однажды я перестала иметь для него значение. Со всей своей сложностью и многогранностью я стала неинтересна ему. Он изо всех сил хотел на свободу. Он выстроил между нами стену, сквозь которую я не могла пробиться никак. Он стал безразличен к моей ласке и к моим слезам. “Фу, опять”, – кривился он, когда я расстраивалась.
Страдая и болея, я поняла, что мне не остается больше ничего, кроме как все это закончить. “Лучше мучительный конец, чем мучения без конца”.
И вот снова Новый год… Тепло в его глазах…
В тот памятный Новый год я, как раненый зверь, металась по дому, погружаясь то в истерику, то во внезапный нервный сон. Плакал малыш, резались зубки… Он ушел на корпоратив впервые после того, как мы расстались. Я рисовала страшные для себя картины, как раскованно и непринужденно он отмечает праздник…. Душа рвалась на части. Наверное, она даже в каком-то смысле порвалась…
Утро принесло покой: “Не думать”. Я запретила себе думать о нем, сознательно переключала внимание, если закрадывалась какая-то предательская мысль… “Не мое дело. Это больше не мое дело”…
У меня была работа, дети и ответственность, это спасало. Я ходила к специалистам, плакала в кабинетах. Но я так и не прожила эту боль до конца, не побыла в своем несчастье, я не позволила себе это сделать. Я отвечала не только за себя.
… Год я не чувствовала мужские запахи. Я просто их не различала…
Красивый, молодой, статусный, амбициозный мужчина спустя полгода пригласил меня на свидание. Мы сидели в ресторане. Мы даже могли стать очень близкими: мы говорили на одни темы, мы похоже относились к жизни, он был эрудирован, и мне это нравилось. Он выглядел, как мечта. После ресторана, по дороге к машине, под дождем на набережной (Бог мой, что могло быть романтичней?) он поцеловал меня… Я не почувствовала ничего. Вообще ничего. Больше мы не виделись.
… Глядя в глаза того, кого я любила, сейчас я тоже не чувствую ничего. В голове пульсирует только одна мысль… Поздно, слишком поздно… Я понимаю, что мой рейтинг после его путешествия по миру женщин вырос, но мне это больше не нужно. И даже секса не может быть. Когда-то он был окрашен моими чувствами, и это было прекрасно. Сегодня мне нечем его наполнить, поэтому лучше оставить прошлое в прошлом.
Оставляя кого-то, ты надеешься через какое-то время найти его в той же точке. Но это невозможно. Ничто в жизни не застывает и не замирает. Все меняется. Мы меняемся. Жизнь идет своим чередом. В нее приходят другие люди, новые отношения и события, насыщенные самыми разными эмоциями, поэтому то, что было прежде, уже никогда не повторится. Будет иначе. Или не будет совсем. Но так же точно не будет. Слишком поздно…
Иногда воспоминания и дети – лучшее, что могло получиться от отношений. Это очень ценно. Но сейчас я хочу другого…
P.S. Теперь я сама занимаюсь вопросами эмоциональной зависимости. Так что все в жизни имеет смысл.
Новое видео:
II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ВСЕОБЩЕГО СУДА
§ 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния
§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?
Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает:
§ 270. б) Степени адских мучений
Впрочем, хотя все грешники подвергнутся адским мучениям, но не все в одинаковой степени: одни будут наказаны больше, другие менее, каждый соразмерно грехам своим. Эту истину –
1. Ясно возвещает св. Писание. Христос Спаситель сказал, что раб, ведевый волю Господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много, – не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало ( Лук. 12, 47. 48 ); что фарисеи, иже снедают домы вдовиц, и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение ( Лук. 20, 47 ); что отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей о день судный, неже граду тому, в котором не примут Апостолов ( Матф. 10, 15 ), а Тиру и Сидону отраднее, нежели Хоразину и Вифсаиде (11, 21. 22). Св. Апостол учил, что праведный Судия на всеобщем суде воздаст комуждо по делом его ( Рим. 2, 6 ).
2. Столько же ясно проповедывали св. Отцы и учители Церкви. Например:
§ 271. в) Вечность адских мучений
Но различаясь между собою по степени, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы.
I. Св. Писание, действительно, изображает эти мучения грешников –
1) Вечными. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от мене проклятии во огнь вечный…, – и идут сии в муку вечную ( Матф. 25, 41. 46 ). В послании апостола Иуды читаем: Содома и Гоморра, и окрестные их грады, подобным им образом преблудившя, и ходившя в след плоти иныя, предлежат в показание огня вечнаго, суд подъемше (- 7). Апостол Павел выражается, что грешники муку приимут погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости его: егда приидет прославитися во святых своих, и дивен быти во всех веровавших ( 2Сол. 1, 9. 10 ). В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь (14, 11), и что диавол и клевреты его, вместе с которым отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков (20, 10).
2) Нескончаемыми. Эту нескончаемость мучений грешников: а) предсказал еще пророк Исаия: червь их не скончается и огнь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ); б) потом – св. Иоанн Предтеча, свидетельствуя о Христе Спасителе: емуже лопата в руце его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Матф. 3, 12 ); в) наконец, сам Спаситель в следующей сильной речи: аще соблазняет тя рука твоя, отсецы ю: добрее ти есть беднику (без руки) в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. И аще нога твоя соблажняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь неугасает. И аще око твое соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает ( Марк. 9, 43–48 ; снес. Матф. 18, 8 ).
II. Православная Церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до опре-деленного времени, и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние 2077 ; б) так же в символе Афанасиевом, где читаем: «благая содеявшии пойдут в жизнь вечную; злая же в огнь вечный». В частности, это верование Церкви ясно исповедывали и проповедывали еe учители и прежде пятого вселенского Собора. Таковы:
III. Несправедливо называют учение о вечности мучений адских противоречащим здравому разуму.
1) Всякий здравомыслящий согласится, что до тех пор, пока грешник пребудет грешником и не очистится от своих грехов, он – а) необходимо останется пред лицом святейшего и правосуднейшего Существа чадом гнева ( Еф. 2, 3 ); б) необходимо останется неспособным к наслаждению небесным блаженством, как слепый неспособен наслаждаться красотами природы, человек душевный – принимать то, яже Духа Божия ( 1Кор. 2, 14 ), и в) никак не может освободиться от естественных, неизбежных следствий греха, – укоров совести и других мучений. Кто же в состоянии доказать, что падшие духи и люди, которые осуждены будут праведным судом Божиим во огнь вечный, когда-либо очистятся от своих грехов? Напротив, о падших духах известно, что хотя протекли уже целые тысящелетия, как они пали, хотя они испытывают уже заслуженное наказание и вполне знают ожидающую их участь, однакож не только не исправились и не исправляются, а еще более преуспевают во зле и противлении воле Божией, так что обращение к добру для них сделалось нравственно невозможным (§§ 68. 154). Равным образом, мы знаем по опыту, что иногда и люди, при всей непродолжительности земной жизни, до того навыкают известным порокам, что, несмотря на все побуждения, на все даже усилия исправиться, не могут исправиться и умирают во грехах своих. Представим же, что эти люди, как при жизни не воспользовались пособиями благодати Божией, так и по смерти неспособны и недостойны будут воспользоваться спасительными действиями молитв церковных, и до самого второго пришествия Господа и всеобщего суда, может быть, в продолжение целых столетий и тысящелетий, будут только более и более застаревать во зле: не естественно ли думать, что и для этих несчастных соделается навсегда нравственно-невозможным исправление и очищение от грехов? А если и падшие духи, и люди грешники могут навсегда, или во веки, остаться грешниками: то нельзя отвергать и вечности их мучений.
3) «Бог высочайше правосуден: сообразно ли с Его правдою за временные преступления наказывать вечными мучениями?» Но важность греха нельзя соразмерять одною продолжительностию его совершения: и величайшие беззакония (отцеубийство и под.) могут совершаться мгновенно, а незначительные – очень медленно. Важность греха определяется по величию того лица, против которого совершен он; по состоянию лица согрешившего; по ясности закона, который нарушен; по силам и средствам к исполнению закона, какие имел согрешивший; по качеству и количеству побуждений, которые могли удержать его от греха; по раскаянности или нераскаянности грешника и под. Представим же теперь, что грешники, которых осудит небесный Судия на страшном судилище, согрешали во время своей, хоть и не продолжительной, жизни против самого Существа высочайшего, и, может быть, попрали самого Сына Божия, скверну возмнив кровь заветную, еюже освятились, и укорили Духа благодати ( Евр. 10, 29 ); представим, что эти люди согрешали большею частию не по слабости или увлечению а при ясном сознании своего проступка, намеренно, по злой воле; что они нарушали самые ясные законы Божии, данные в откровении, естественном и сверх естественном; имели все благодатные силы и все возможные побуждения к исполнению закона; причинили, может быть, величайший вред ближним своими грехами, и, наконец, умерли не только не исправившись, но и не принесши покаяния. Не по всей ли справедливости такие грешники должны подвергнуться наказаниям вечным? И нарушится ли сколько-нибудь правда Божия, когда она будет казнить собственно грех, который, как неочищенный никаким покаянием, останется в них и с ними навсегда?
4) «Бог бесконечно премудр: как же оправдается Его премудрость, если грешники будут страдать вечно, когда Он создал нравственные существа для блаженства»? Бог, действительно, создал нравственные существа, между прочим, и для блаженства (§ 59); но под тем непреложным условием, чтобы они сами, как свободные, стремились к этой цели по указанному им пути, чтобы они сами соделали себя и способными к блаженству и достойными его. А единственный путь к блаженству, единственное средство для нравственных существ соделаться способными к нему и достойными его есть благочестивая жизнь. След., если грешники не удостоятся предназначенного для нравственных существ блаженства, напротив заслужат себе вечную казнь, – причиною тому они сами, и премудрость Божия, призвавшая их к достижению блаженства только под условием, останется во всей своей силе. Надобно притом помнить, что и блаженства вечного достигнут многие и весьма многие нравственные существа, тьмы тем добрых Ангелов и бесчисленные сонмы праведников, и что, следовательно, и эта цель мироздания, избранная премудростию Божиею, будет достигнута.
§ 272. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство?
I. Сколько, с одной стороны, мрачными чертами изображает Слово Божие участь грешников после всеобщего суда: столько же, с другой, светлыми и радостными участь праведников.
1) Они наследуют уготованное им царство от сложения мира ( Матф. 26, 34 ), – царство, которое называется также царством небесным ( Матф. 5, 3. 10; 19, 23. 24 ), царством Божиим ( Марк 9, 47; 10, 23 ; 1Кор. 15, 50 ), царством Отца ( Матф. 13, 43 ; снес. 26, 29), царством Господа Иисуса Христа ( 2Петр. 1, 11 ; 2Тим. 4, 18 ; Апок. 1, 9 ); называется еще градом Бога живаго. ( Евр. 12, 22 ), домом Отца ( Иоан. 14, 2 ).
2) В этом царстве, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. Да не смущается сердце ваше, говорил Спаситель ученикам своим пред своим отшествием из мира, веруйте в Бога, и в мя веруйте. В дому Отца моею обители многи суть; аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да идеже есмь аз, и вы будете ( Иоан. 14, 1–3 ). И потом – в молитве ко Отцу: Отче, ихже дал еси мне, хощу, да идеже есмь аз, и тии будут со мною: да видят славу мою, юже дал еси мне, яко возлюбил мя еси прежде сложения мира (17, 24). Наконец в Апокалипсисе засвидетельствовал:побеждающему дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его (- 3, 21; снес. Матф. 19, 27–29 ). Св. Апостол Павел писал Христианам: верно слово: аще бо с ним умрохом, то с ним и оживем: аще терпим, с ним и воцаримся ( 2Тим. 2, 11. 12 ), и тако всегда с Господем будем ( 1Сол. 4, 17 ). Тогда праведники явятся действительно наследницы убо Богу, снаследницы же Христу ( Рим. 8, 17 ).
3) Пребывая постоянно с Господом в царствии небесном, праведники удостоятся зреть Триипостасного лицем к лицу:
блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Матф. 5, 8 ). И в этом лицезрении Всесовершенного будут непрестанно обретать:
а) Полное удовлетворение для своего ума, жаждущего истины: видим ныне (Бога), говорит св. Апостол, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу. ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых ( 1Кор. 13, 12 ). Тогда, еже от части, упразднится (- 10), вера упразднится, и настанет одно непосредственное видение ( 2Кор. 5, 7 ).
б) Полное удовлетворение для своей воли, жаждущей добра: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Матф. 5,6 ). По мере того, как праведники более и более будут созерцать и постигать умом своим совершенства Всесовершенного, они более и более будут воспламеняться к Нему любовию, которая, по слову Апостола, николиже отпадает ( 1Кор. 13, 8 ), более и более усовершаться в безусловном повиновении Его святейшей воле и нравственном уподоблении Ему: возлюбленнии, говорил св. Иоанн Богослов, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни ему будем: ибо узрим его, якоже есть ( 1Иоан. 3, 2. 3 ).
в) Полное удовлетворение для своего сердца, жаждущего блаженства. Ибо чрез самую любовь свою удостоятся ближайшего общения и единения с Богом, источником блаженства: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Иоан. 4, 16 ). Тогда-то исполнятся на них, во всей силе, слова Спасителя: да вси едино будут: якоже ты, Отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут… Аз в них, и ты во мне, да будут совершени во едино ( Иоан. 17, 21. 23 ).
4) Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царствии небесном состояние их по телу. Кроме того, что их тела, как мы уже видели, восстанут для будущей жизни нетленными, славными или светоносными, сильными, духовными (§ 264), они будут изъяты от всех нужд жизни настоящей. Не взалчут ктому, говорит тайнозритель о Святых на небеси, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной ( Апок. 7, 16 ). И отъимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (- 21, 4).
5) Ко всему этому присовокупится ближайшее, блаженнейшее соотношение праведников между собою и с Ангелами. Ибо все не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных ( Евр. 12, 22. 23 ); все возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем ( Матф. 8, 11 ); все едино будут ( Иоан. 17, 21 ), будучи связаны между собою узами чистейшей взаимной любви, как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех ( 1Кор. 16, 26 ).
6) Вообще же блаженное состояние праведников на небеси будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его ( 1Кор. 2, 9 ; снес. 1Иоан. 3, 2 ).
II. Согласно со св. Писанием, изображали будущее блаженство праведников св. Отцы и учители Церкви. Например:
§ 273. б) Степени блаженства праведников
Блаженство праведников на небеси, общее для всех их, будет, однакож, иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого. Эта истина, вытекающая из самого понятия о бесконечном правосудии Божием, о различии заслуг праведников и о неодинаково раскрывшейся в них способности к наслаждению блаженством, –
1) Ясно засвидетельствована в св. Писании. Ее выразил Господь Иисус, когда сказал: в дому Отца моего обители многи суть ( Иоан. 14, 2 ), и еще: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Матф. 16, 27 ); приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет; и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (10, 41. 42); также, когда предложил притчу о талантах, за различное употребление которых верные рабы получили от своего владыки различные награды ( Лук. 19, 17–20 ). Столько же определенны слова св. апостола Павла: кийждо Свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ); сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ).
§ 274·в) Вечность блаженства праведников
Если мучения грешников во аде представляются страшными особенно потому, что никогда не будут иметь конца: то, с другой стороны, и блаженство праведников на небеси становится еще вожделеннее оттого, что точно также будет нескончаемо во веки.
I. В св. Писании это блаженство –
1) Прямо называется вечным. И именно: а) вечным животом: и аз живот вечный дам им и не погибнут во веки, и не восхитит ux никтоже от руки моея ( Иоан. 10, 28 ; снес. 3, 16); аз есмь воскрешение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет; и всяк живый и веруяй в мя, не умрет во веки (11, 25. 26; снес. 8, 51; 1Кор. 15, 26 ); и сие есть обетование, еже сам обеща нам, живот вечный ( 1Иоан. 2, 25 ; снес. Тит. 1, 2 ); и идут… праведницы в живот вечный ( Матф. 25, 46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа ( 2Петр. 1, 11 ); в) вечным спасением: аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию: и совершився бысть всем послушающим его виновен спасения вечнаго ( Евр. 5, 8. 9 ); г) вечным наследием: сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии (9, 15); д) вечною славою в противоположность временным страданиям и печалям: Бог всякия благодати, призвавый вас в вечную свою славу о Христе Иисусе, мало пострадавшия, той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует ( 1Петр. 5, 10 ); еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает вам: не смотряющим вам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна ( 2Кор. 4, 17. 18 ).
2) Представляется под такими образами, которые показывают, что оно никогда не будет иметь конца. Предетавляется – а) как сокровище неоскудевающее на небеси: сотворите себе влагалища не ветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает ( Лук. 12, 33 ; снес. Матф. 6, 20 ); б) как пребывающее, постоянное имение на небеси: узам моим спocmpaдacme и разграбление имений ваших с радocmию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее ( Евр. 10, 34 ); в) как наследие нетленное и неувядаемое: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, иже по мнозей своей милости порождей нас, во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в на-следие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради ( 1Петр. 1, 3. 4 ); г) как неувядаемый венец славы: явльшуся пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец (- 5, 4); д) как всегдашнее пребывание со Христом: и тако всегда с Господем будем ( 1Сол. 4, 17 ; снес. Иоан. 12, 26; 17, 24 ; Рим. 8, 17. 29. 30 ).
II. Вечным и нескончаемым изображали блаженство праведников на небеси и св. Отцы и учители Церкви. Например:
§ 275. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии всеобщем
Догмат о последнем суде и о последнем, вечном мздовоздаянии праведникам и грешникам, которым окончится все домостроительство нашего спасения, есть один из числа самых назидательных догматов для христианской нравственности.
1. Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней ( Деян. 17, 31 ); но когда приидет этот день, – никому из нас неизвестно: бдите, убо, заповедал нам сам Спаситель, яко не весте ни дне, ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Матф. 25, 13 ).
2. Господь приидет с небеси во всей славе со всеми Ангелами своими, и произведет суд всеобщий, открытый и торжественный, правосуднейший и страшный: о, кто постоит тогда пред грозным Судиею! Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится ( 1Петр. 4, 18 )? Что будем чувствовать мы, когда внезапно увидим себя ошуюю Его, когда все наши недостойные дела, мысли, желания обличатся пред целым миром, горним и дольним, когда услышим наконец страшный приговор: отыдите от мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Матф. 25, 41 )? Что будем чувствовать, когда в тоже время увидим праведников одесную Владыки, и слуха нашего коснется призывание, обращенное к ним: приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (- 34)?
3. Настоящий мир, к которому мы бываем так привязаны, тогда мимоидет: земля и яже на ней дела сгорят ( 2Петр. 3, 10 ). Что ж останется нам от всех этих сокровищ, о которых мы столько заботимся? К чему послужит нам вся эта мирская слава и честь, за которыми столько гоняемся, все эти мирские удовольствия, на которые истрачиваем нередко наши силы и здоровье?
4. Муки грешников во аде будут муки вечные: пройдут века за веками, тысящелетия за тысящелетиями; потеряется всякое счисление времен, – а конца мучениям адским не будет… Можно ли не содрогнуться при одной мысли об этом? Как не возненавидеть грех, со всеми его приманками и обольщениями, если бы только мы живо представляли, к чему он нас приведет? Как не возлюбить покаяния, которое одно может очистить нас от грехов и предохранить от вечных мучений?
5. Невыразимо сладостно будет блаженство праведников на небеси: они внидут в радость Господа своего, и этой радости никтоже возмет от них во веки веков. Для такого ли высочайшего и нескончаемого блаженства не отвергнуться от мира и всех дел его, не посвятить себя всецело на служение Богу, не решиться на все подвиги и труды, какие предписывает нам св. вера?
О, если бы мы чаще и внимательнее размышляли о том великом дне ( Деян. 2, 20 ), – дне гнева и откровения праведнаго суда Божия ( Рим. 2, 5 ), которым окончится некогда все домостроительство нашего спасения! Если бы живее и раздельнее представляли те бесконечные блага, которые уготованы праведникам на небеси, и те вечные мучения, которые ожидают грешников во аде! Сколько побуждений мы находили бы для себя удерживаться от грехов и подвизаться во благочестии!
Даруй же нам, Господи, всем всегда живую и неумолкающую память Твоего будущего, славного пришествия, Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного мздовоздаяния праведникам и грешникам, – да, при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2, 12 ), и таким образом достигнем, наконец, и вечно блаженной жизни на небеси, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков.
«Осуждаемым говорит: идите от мене проклятии! Не говорит: идите от Отца, – ибо не Он проклял их, но собственные их дела; идите во огнь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелом его. Когда говорил Он о царствии, то сказав: приидите благословеннии, наследуйте царство, присовокупил: yгoтoвaннoe вам прежде (от) сложения мира, а говоря об огне, сказал не так, но присовокупил: уготованное Диаволу и ангелом его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» (Иоанн. Златоуст. на Ев. Матф. бес. LXXIX, в т. III, 362–363).
На Римл. бесед. V, стр. 95, по русск. пер.
На Ев. Матф. бесед. ХХIII, в т. 1, стр. 495.
Слов. 1 к Феодору падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 370. 375.