лучше исполнять свои обязанности несовершенно чем чужие
Бхагават Гита
Бхагавад Гита, Глава 3, Стих 35. Все переводы на русский язык
35. Лучше плохо свершать свою дхарму,
чем в чужой преуспеть, Арджуна
путь другого, Партха, опасен,
смерть принять на своем пути — благо
— эти строки из стихотворного перевода «Бхагавад Гиты» В. С. Семенцова [1].
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе С. М. Неаполитанского [2]:
35. Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе Парамахансы Йогананды и с англ. на руский А. Л. Кудлая [4]:
Исполнение своего собственного долга (свадхарма), пусть даже и посредственное, предпочтительнее чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в свадхарме; парадхарма полна страха и опасности.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита Д. Бурбы [6]:
Лучше своя дхарма, [даже] несовершенная, чем хорошо исполненная чужая. Лучше гибель в своей дхарме — чужая дхарма опасна.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита Бхактиведанты Нараяны Махараджа [9]:
Гораздо лучше следовать своей сва-дхарме, пусть даже несовершенным образом, чем в совершенстве исполнять чужие обязанности. Лучше умереть, исполняя свой собственный долг (предписанный системой варнашрамы), чем браться за исполнение чужого, ибо идти чужим путём опасно.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с английского и санскрита А. Каменской и И. Манциарли [10]:
35. Собственный долг, даже самый скромный, лучше хорошо исполненного чужого долга. Лучше умереть, исполняя свою собственную дхарму, чужая дхарма полна опасности.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в стихотворном переводе В. И. Тихвинского и Ю. М. Густякова [11]:
35. Не будет в деянье ни смысла, ни толка,
Когда своего ты не выполнишь долга.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе О. Н. Ерченкова [12]:
Лучше свою дхарму несовершенно исполнять, чем чужую в совершенстве. Приверженность своей дхарме лучше, чужая дхарма опасна.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в ритмический переводе С. Липкина с подстрочника под ред. В. Тихвинского [13]:
35. Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично,
Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.
Погибнуть, свой долг исполняя, – прекрасно,
А долгу чужому служенье – опасно!”
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе Владимира Антонова [14]:
3:35. Исполнение собственных обязанностей, пусть даже самых скромных, — лучше исполнения чужих, пусть даже самых высоких. Лучше закончить воплощение, исполняя свою собственную дхарму: чужая дхарма полна опасности!
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе на русский Александра Очаповского [16]:
35. Лучше выполнять свою собственную дхарму (призвание), пусть не столь совершенным образом, чем в совершенстве выполнять дхарму кого-то другого. Лучше даже умереть в своей дхарме, нежели в чужой, которая вызывает сильный страх».
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе А. П. Казначеевой [17]:
Арджуна.
35. Но что, о Кришна, смертныхъ побуждаетъ
Къ дѣламъ грѣховнымъ, злу и преступленьямъ.
Какъ будто бы таинственная сила
Туда влечетъ ихъ противъ ихъ желанья?
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита А. А. Петрова [18]:
35. Собственная религія человѣка, хотя бы и противная, лучше чужой вѣры (вѣры другова), какъ бы хорошо оной ни слѣдовать. Благо умереть въ собственной своей вѣрѣ; ибо чужая вѣра раждаетъ страхъ.
Существуют также очень интересные и полезные предисловия и комментарии авторов этих переводов Бхагавад-гиты, с которыми можно познакомиться, обратившись к источникам, указанным ниже. Их приобретение окажется бесценным вкладом в домашнюю библиотеку каждого, кто интересуется восточной философией и идёт по пути саморазвития.
Список использованной литературы:
Бхагавад-Гита. Глава 3
3.1. Арджуна сказал: Кришна, Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность
лучше внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне?
3.2. Разве Ты не противоречишь себе? С одной стороны,, с другой Ты призываешь
3.3. Всевышний ответил: Я объяснил тебе двва способа освобождения от рабства
внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут
3.4. Не совершая предписанной деятельности, нельзя обрести знания, ведущего к
свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не
3.5. Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо
действовать. находясь под влиянием трёх состояний иллюзии. Поэтому для
замутнённого сознания предписаны очистительные действия.
3.6.Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, а сам
размышляет об объектах чувств.
3.7. Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда,
гораздо выше лицемера, отказавшегося от деятельности. С помощью предписанной
деятельности можно освободиться из рабства иллюзии: этот путь называется
3.8. Выполняй предписанный долг. Бездействуя, невозможно поддерживать себя,
поэтому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выпонять их вовсе.
Если человек будет верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце
постепенно от корысти, и он порвёт связи с материальным миром. А когда он
превзойдёт состояние непривязанности и свободы, Всевышний призовёт его в мир
3.9. Деятельность, совершаемая не ради себя, а ради Всевышнего, называется
жертвоприношением. Любая другая деятельность, с какой бы целью она ни
совершалась, привязывает к миру рождения и смерти. Не вожделей к плодам труда.
а исполняй долг как жертвоприношение. Бескорыстная деятельность ведёт к
преданности. Когда Всевышний откроется тебе, ты обретёшь чистую, ни с чем не
смешанную преданность Ему.
3.10. На заре творения Брахма создал обитателей вселенной и велел им
совершать жертвоприношения:»Пусть священные жертвоприношения будут для вас
убежищем. Совершая их, вы будете богатеть и процветать. Жертвуя, вы исполните
3.11. Жертвоприношениями добивайтесь благосклонности богов, и он и,
довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях. Взаимное расположение
поможет вам пользоваться благами мира».
твои потребности, если будут довольны жертвоприношениями. С Моего ведома они
пошлют тебе дождь, солнце и всё, что необходимо для обильного производства
пищи. Кто наслаждается дарами природы, не предлагая их богам,, совершает
3.13. Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам,
праведная душа искупает пять грехов насилия по отношению к другим живым
существам. Скупцы, вкушающие дары природы только для своего удовлетворения,
приобщаются к греху.
3.14. Живые существа растут от пищи, пища растёт от дождя. Дождь происходит
от жертвоприношения. а жервоприношения происходит от действия.
3.15. Действие рождается из Вед, а Веды происходят из Акшары, Безупречного
и Непогрешимого. Вездесущий стоит за всеми жертвоприношениями.
3.16. Если живое существо, на какой бы ступени знания или деятельности оно
не находилось, нарушает этот порядок, установленный Самим Всевышним, оно,
несомненно,,ведёт греховную жизнь.
3.17. Но тот, кто черпает счастье и радость внутри себя и полностью
удовлетворен, освобождается от обязанностей, определенных священными писаниями. Он трудится, чтобы обеспечить тело самым необходимым.
3.18. Кто мыслит себя частью мира сознания и живет внутри мира сознания,
тот во внешнем мире не обретает благочестия, исполняя долг, и не навлекает
на себя грех, пренебрегая долгом. В удовлетворении личных потребностей он не
зависит ни от кого: ни от небожителей, ни от примитивных существ.
3.19. Итак, не привязывайся в мыслях к плодам труда, а исполняй предписанный
тебе долг как данность. Действуя непрерывно, без вожделения к плодам, ты
приобретёшь свободу. Но истинно свободен лишь тот, кто безусловно предан
Абсолютной Истине, Всевышнему и трудится бескорыстно ради Него.
3.20. Царь Джанака и многие мудрые люди исполнением долга достигли
совершенной свободы. Поэтому исполняй свой долг. хотя бы в назидание остальным.
3.21. Обычные люди склонны подражать великим. Любое мнение великого он и
принимают как истину.
3.22. Мне не к чему стремиться, ибо всё принадлежит Мне. Я, Владыка всего
сущего, не связан долгом, но даже Я действую.
3.23. Если Я перестану действовать. люди, последовав за Мной, откажутся
исполнять свой долг.
3.24. Если Я пренебрегу долгом, то, следуя Моему примеру. люди откажутся от
своих обязанностей и погубят себя.Из-за Меня в обществе воцарится смута, на
свет появятся нечестивцы. Я буду повинен в том, что испортил целые поколения.
3.25. О Арджуна! Мудрый, чей разум обращен внутрь. должен действовать
хотя бы для того,чтобы научить других действовать бескорыстно.
3.26. Приверженцы пути самопознания (гьяна-йоги) не должны смущать умы
невежественных, привязанных к мирским удовольствиям людей назиданиями вроде:
» Оставьте свой долг! Будьте свободны!» Напротив. мудрый действует во исполнение
долга
, но не привязывается к плодам труда. Так он вовлекает в благую деятельность
3.27. На самом деле вся деятельность осуществляется ( органами чувств,
приводимыми в движение) материей в её трёх состояниях. Но тот. кто не отличает
себя от материи ( себя настоящего от себя кажущегося), наивно думает:» Я совершил этот поступок».
3.28. О сильнорукий Арджуна, кто знает, что материя существует в трёх
состояниях: умиротворения, возбуждения и помрачения, что у каждого состояния
есть своя движущая сила, а органы чувств и объекты чувств относятся к разным
состояниям материи, тот не считает себя действующим. Он понимает, что любой орган
чувств ( ухо, кожа, глаз, язык и нос) управляется высшей силой и просто занят
поиском своего объекта ( звука, поверхности,образа, вкуса и запаха).
3.29. Сознание, попавшее под влияние иллюзии напоминает одержимого. Оно
теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не
должен смущать невежественных людей философскими истинами об отречении и
свободе. Пусть они занимаются деятельностью, на не привязываются к её плодам,
поскольку деятельность без привязанности делает человека свободным.
3.30. Посвяти всю деятельность Мне сознавая, что всеми поступками управляет
извечный Господь. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и
3.31. В ком живёт вера в Мои слова, кто не завидует Мне и действует бескорыстно ради Меня (карма-йога), тот не связан ответственностью за свои
действия, хотя и продолжает действовать.
3.32. Но кто завидует Мне и не прислушивается к Моим словам, тот безумен.
Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено на гибель.
3.33. Даже мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом
дурных наклонностей. Он не боится ни законов религии, ни законов общества.
3.34. О Арджуна, хотя органы чувств тянутся к своим объектам и увлекают тебя,
3.35. Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай,
Чистая преданность АДХОКШАДЖЕ ( Господу, нелоступному для чувственного
кажется неблаговидным, он лучне любого «доброго» или нравственного с
материальной точки зрения поступка, поскольку любая материальная деятельность
совершается под влиянием помрачения, возбуждения или просветления. Чистую
преданность можно обрести только в обществе истинных святых. Чистая преданность-
высшее достояние живого существа. Чистую преданность не в силах забрать даже
смерть. Поскольку мирские » добрые» поступки делаются ради кого угодно, кроме
Всевышнего, они ведут лишь к страху смерти.
природой. А кто противится собственной природе, тот оказывается в иллюзии. В иллюзии сознание мнит себя частью материи и отождествляет себя с внешней
оболочкой.. Находясь в мире внешних объектов, оно испытывает страх за своё
тело, семью, друзей, имущество и т.п. Поэтому разумный, осознав бренность
окружающего мира, предается Вечному Господу и служит гуру, возлюбленному слуге
Всевышнего, понимая, что слуга Всевышнего не отличен от своего Господина.»
(Шримад- Бхагаватам 11.2.37.)
3.36. Арджуна спросил: О Кришна, что заставляет живое существо совершать грех
даже против собственной воли?
3.37. Всевышний ответил: Совершать грех заставляет похоть. Она вызывает
желание наслаждать чувства. Если это не получается, она превращается в гнев.
Похоть ненасытна и губительна. В этом мире нет ничего опасней похрти.
3.38. Как огонь слегка скрыт дымом. как зеркало покрыто полупрозрачным
слоем пыли, как плод полностью сокрыт в утробе матери, так сознание живого
существа бывает покрыто похотью разной плотности в зависимости от трёх
врага по имени похоть. Лишив живое существо разума, похоть поражает его ум и
чувства, а затем низвергает в трясину грубой материи.
3.41. Поэтому. о благородный Бхарата, сначала обуздай чувства. тогда сможешь
3.42. Мудрые говорят: над неодушевленными предметами ( объектами чувств) стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом стоит разум ( способность
рассуждать(. Над разумом стоит сознание, твое вечное и подлинное » я».
3.43. Поэтому, доблестный воин, чтобы одолеть похоть, ты должен начать
с себя. Найли в себе разум, с помощью его умиротвори ум, с помощбю ума
обуздай чувства, и тогда объекты чувств не будут представлять для тебя опасности.
valentincehov
Кришнаитом я б пошел
шрейан сва-дхарма вигунах, пара-дхармат св-ануштхитат |
сва-дхарме нидханам шйрейах, пара-дхармо бхайавахах ||
Сарартха-варшини-тика (Комментарий Шри Вишванатха Чакравартина):
Кришна видит, что Арджуна не может выполнять свой долг надлежащим образом, сражаясь без привязанности и неприязни, и вместо этого хочет принять чуждый ему путь ненасилия, считая его более легким и в то же время не видя разницы между одним долгом и другим. В данном стихе Кришна отговаривает его: Свой долг, даже сопряженный с какими-то недостатками, даже который невозможно должным образом исполнить, лучше чужого, полного всех достоинств, который возможно исполнить идеально.
Причина этого в следующем: лучше умереть, исполняя свой собственный долг. В «Бхагавата-пуране» говорится: «У древа адхармы пять ветвей: видхарма (деятельность вопреки дхарме); пара-дхарма (выполнение чужой дхармы); абхаса (притворное исполнение дхармы); упама (или упадхарма, то есть следование заповедям, которые напоминают заповеди дхармы, но ими не являются) и чхала-дхарма (следование ложной дхарме). Человек, познавший дхарму, отвергает их как адхарму. (Бхаг., 7.15.12)
Сарартха-варшини-пракашика-вритти (Комментарий Бхактиведанта Нараяна Махараджа):
Ненасилие предписано брахманам, находящимся в саттва-гуне. Кшатрии же должны сражаться, ибо находятся в раджа-гуне. Для воина нет ничего лучше, чем участвовать в битве, даже если это стоит ему жизни, ибо так он попадет в рай.
Шри Бхактивинода в комментарии «Расика-ранджана» пишет: «Возможно, человек, исполняя свой долг (дхарму), умрет прежде, чем обретет качества, необходимые для исполнения дхармы более высокого порядка. Но это лучше, чем выполнять чужие обязанности, что рискованно при любых обстоятельствах. Однако данное утверждение не относится к ниргуна-бхакти, когда человек без колебаний может оставить свои обязанности, поскольку в нем во всей полноте проявилась его изначальная природа (нитья-дхарма). На этом уровне исполнение обязанностей, связанных с материальными телом и умом, становится занятием, чуждым осознавшей себя души».
«Тот, кто еще привязан к плодам своей деятельности и не имеет полной веры в путь бхакти и процесс слушания о Моих деяниях, непременно должен продолжать исполнять предписаниые ведами обязанности. Истинным же бхактам Господа нет необходимости заниматься такой деятельностью» (Бхаг., 11.20.9)
Бхагавад-гита в традиции бенгальского вайшнавизма. В трех томах. Том 1. (главы 1-6). Перевод Радхи Блиндерман
Комментарий Шридхары Свами (Рудра Сампрадайя):
Каждый должен заниматься своими обязанностями, преодолевая свои обычные склонности, которые даже видны в природе животных. Кто-то, возможно, хотел бы поменять свои обязанности на другие, но очень рискованно, чтобы обязанности, которым он никогда не обучался, будут столь же успешными, как и обязанности, в которых он хорошо разбирается. Занимаясь своим собственным долгом, человек обладает правильной внутренней ментальностью, чтобы выполнить его; но для выполнения чужого долга правильная внутренняя ментальность не присутствовала бы, даже если бы внешнее действие было выполнено идеально. Может возникнуть беспокойство или нерешительность, а также вопросы, касающиеся некоторых аспектов чужого долга, и нерешенность этих вопросов приведет к внутреннему конфликту, который очень вреден для осознания и реализации атма-таттвы или реализация души. Таково значение слов Господа Кришны.
Мадхвачарья Комментарий Мадхвачарьи Брахма-вайшнав Сампрадайя:
В этом стихе Господь Кришна подчеркивает тот факт, что человек должен выполнять обязанности, которые он уполномочен выполнять в соответствии со своим рангом и положением в обществе. Арджуна был царственным принцем, воспитанным и обученным силой своей мощи поддерживать и защищать дхарму или праведность, и хотя война влечет за собой ужасные страдания, Арджуне было необходимо и уместно участвовать в ней.
***
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Бхакти-шастры. Лекции по 3 главе «Бхагавад-гиты»:
шрейан сва-дхармо вигунахпара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармо бхайавахах
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие.
Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.
В конечном счете, о чем тут говорится, руководствуясь своей прихотью при этом, я хочу исполнять чужой долг, чужие обязанности или принимаем чей-то более высокий авторитет. Если мы руководствуемся прихотью это плохо для нас как для личности. И, в конце концов, мы будем руководствоваться этим во всех остальных ситуациях, это будет не очень благотворно сказываться для нас. В, конце концов, это приведет к хаосу, это прямая дорога в ад. Мы привыкнем действовать по своей прихоти: «мне просто так хочется». Тогда как принцип следования авторитету благотворен для нас, как для формирования личности. Если мы формируемся как личность и следуем при этом авторитетным указаниям, то это благотворно для человека. В нем воспитываются очень хорошие качества: качества смирения, качества разума, в конечном счете. Вторая причина? Социальная причина.
Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти.
Есть определенное социальное устройство, социальная структура. Поэтому, находясь в пределах этой социальной структуры, будем исполнять свой долг, то мы помешаем всем остальным. Это вторая причина. И, наконец, третья причина, то, что в конечном счете, делать это очень трудно. И почему это трудно делать? Мы определенным образом обусловлены. Суть-то в том, что человек, который не исполняет свой долг, не свое дело, не может быть полностью удовлетворен.
Его ум не занят этим полностью. Когда человек занимается своим делом, что происходит? Его ум полностью в это поглощается. Так как ум становится удовлетворенным, спокойным, то в результате этого он становится счастливым сам. Суть в том, когда человек занимается своим делом, его ум может целиком уйти в это дело. Тогда как не занятый ум… Если, например, я интеллектуальный человек, меня поставили на какую-то физическую работу, я могу это хорошо делать. Любой человек, более высокий по уровню, может заниматься деятельностью низкого порядка. Но его ум не будет целиком занят. Так как ум не будет целиком занят, в конце концов, он будет несчастлив. Это вызовет всевозможные болезни и все остальное.
Как у украинского философа Григория Сковороды есть очень хороший афоризм. Он говорит: «Спасибо Тебе Господи за то, что Ты сделал все нужно для меня легким, а все ненужное тяжелым». Все чем я должен заниматься, мне делать легко, это естественная вещь. И этим я и должен заниматься. Все что мне не нужно, мне трудно этим заниматься, и собственно, мне и не нужно этим заниматься.
Долг подобен лекарству, которое предписывает врач и оно действует благотворно только на того, кому оно предписано. Долг очень индивидуально предписан. Одно лекарство хорошо одному, другое лекарство хорошо другому.
Как узнать? Та деятельность, которой мы можем заниматься практически бесконечно и не уставать от нее. Если мы каждый день можем заниматься этим. Если человек получает удовлетворение от этого, это наша деятельность. Если какой-то деятельностью мы занимаемся, хорошо ее делаем, но все время думаем: «Когда же это кончится, когда бы мне перейти на другой этап». Это не наше дело. Ум наш полностью удовлетворен, он занимается этим. И он получает полное удовлетворение от этого.
Можно спросить совета у более опытного человека. Есть определенные тесты, которые могут помочь. Но людей, как магнитом притягивает к этой деятельности. Не нужно все перепробовать, он сам знает что делать. Если духовный учитель хорошо понимает его природу, и он сам понимает свою природу, то никаких противоречий не будет. Если есть противоречия, либо он не понимает свою природу, либо еще что-то.
До этого Кришна говорил вот в этих стихах, Он подчеркивал, что ты должен исполнять свои обязанности. Ты должен исполнять, это единственный путь. Не нужно расстраиваться, если ты не можешь это сделать совершенно. Пусть ты делаешь это несовершенно, главное следуй своему долгу. И Кришна очень сильно объяснял это Арджуне. И мы можем знать, мы слышим что-то, кто-то нам проповедует: «Делай, делай как нужно». И мы можем загореться, у нас может возникнуть вдохновение. Да, я буду это делать. Но, когда доходит дело до дела, так или иначе, человек срывается.
ПАМЯТКА для родителей, которые по уважительным причинам временно не могут исполнять свои родительские обязанности
Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
В соответствии со ст. 68 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном действующим законодательством.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав и интересов ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
В силу ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению родителей
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов ребенка на время отсутствия родителей назначением им опекунов или попечителей по заявлению их родителей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:
Различие между опекой и попечительством: опекуны назначаются малолетним (не достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним) гражданам и признанным судом недееспособными гражданам. Попечители назначаются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, ограниченным судом в дееспособности.
Согласно ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
На основании ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Основанием для установления добровольной опеки по заявлению родителей является наличие уважительных причин, по которым родители (единственный родитель в неполной семье) не смогут исполнять свои родительские обязанности.
Необходимость установления опеки по заявлению родителей признается обоснованной в случаях временного отдаленного проживания родителей, связанного с поиском работы, обучением, длительной командировкой, работой вахтовым методом, длительной поездкой родителей за рубеж и других ситуациях.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» родителям необходимо подать в орган опеки совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
В случае назначения опеки или попечительства по заявлению родителя не производятся выплаты на содержание ребенка, так как все расходы по содержанию ребенка должны нести родители (как его законные представители).
Опекуны и попечители обязаны:
— проживать совместно со своими подопечными; раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
— заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы;
— воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
Опекун или попечитель имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
Действия опекуна (попечителя) не могут осуществляться в противоречии с интересами подопечного ребенка.
Опекун (попечитель) не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию и др.
По достижении малолетним подопечным 14 лет, опека над ним прекращается, а опекун становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительных решений об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ст. 27 ГК РФ (эмансипация).
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей*, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
*Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случаях: смерти родителей; лишения их родительских прав; ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций; при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; а также в других случаях отсутствия родительского попечения.