лучше быть умным чем сильным

8 проблем, с которыми обычно сталкиваются только умные люди

лучше быть умным чем сильным. Смотреть фото лучше быть умным чем сильным. Смотреть картинку лучше быть умным чем сильным. Картинка про лучше быть умным чем сильным. Фото лучше быть умным чем сильным

Есть такая известная фраза: меньше знаешь, крепче спишь. И несмотря на то, что мы часто пишем о саморазвитии, о том, как стать умнее и лучше запоминать информацию, быть слишком умным — это не так радужно, как описывают многие коучи. Вот несколько веских причин, почему быть гением не всегда хорошо.

1. Они чаще одиноки

Несколько лет назад Брукингский институт, специализирующийся на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике, провёл исследование, которое показало, что люди с высоким IQ более чем в два раза чаще отбиваются от общества из-за неудовлетворённости жизнью, нежели их менее интеллектуально развитые товарищи.

Люди, имеющие высокий интеллект и умение его использовать, реже тратят время на общение, так как обычно заняты, на их взгляд, более важными вещами. Однако и в этом есть свои плюсы. Психологи предполагают, что, так как умные люди чаще всего менее зависимы от социума, отсутствие контакта с людьми в меньшей мере влияет на их счастье.

2. Они знают, что многого не знают

Есть такой эффект Даннинга — Крюгера — это когда некомпетентные люди делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и неспособны осознавать свои ошибки из-за низкой квалификации, но имеют завышенные представления о своих способностях, то есть считают себя самыми сведущими.

Если проще, то глупый человек слишком глуп, для того чтобы понять, насколько он имеет неправильное представление о мире. Умный же, наоборот, понимает, что может в чём-то ошибаться, чего-то не знать, и часто его собственные представления о своем интеллекте гораздо ниже, чем есть на самом деле. Может дойти даже до синдрома самозванца, когда человек неспособен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям — в общем, думает, что не заслуживает поощрения и что его успехи лишь удачное стечение обстоятельств.

3. Их легче отвлечь

Согласно исследованию, проведённому компанией Steelcase, более интеллектуально развитых людей легче отвлечь от работы, так как им сложнее игнорировать отвлекающие факторы. Это же подтвердило и другое исследование, которое показало, что творческие люди менее успешно могут игнорировать отвлечение. То есть им будет сложнее влиться в шумную офисную среду, а если и получится, то эффективность их работы будет ниже, чем в отдельном кабинете или в домашней обстановке.

4. Они обременены ожиданиями

Часто родители требуют от своих умных детей буквально невозможного. Одно исследование, проводимое на 399 вундеркиндах с IQ выше 140 в течение десятилетий, показало, что многие из них намного чаще боролись за то, чтобы оправдать свои и чужие надежды на их жизнь.

Когда испытуемым было уже за 80, исследователи попросили их оценить свою жизнь. Многие из них рассказали, что, вместо того чтобы наслаждаться своими достижениями, они думали о том, что каким-то образом не оправдали своих ожиданий в молодости.

5. Они боятся выглядеть глупо

Из-за того, что на умных детей навешивают множество ярлыков и ждут от них чего-то «умного», любой их простой вопрос может вызывать негодование на уровне «Ты же такой гений — как ты можешь этого не знать?»

Как итог — появляющийся в школе страх показаться глупым закрепляется, и люди с высоким интеллектом уже во взрослом возрасте просто боятся задавать вопросы или узнавать что-то новое. В общем, совершать любые действия, которые могут показать их «невежество».

6. Они перфекционисты

Умные люди чаще склонны к перфекционизму и стараются довести любое дело до идеала. Это может проявляться в любых вещах — от максимально качественно выполненной работы до идеальной чистоты в доме. При этом умные люди понимают, что идеала не бывает, но любыми способами, осознанно или подсознательно, стремятся к нему.

Нередко перфекционизм приводит к постоянной незавершённости дел, так как их просто невозможно довести до конца ввиду описанной выше причины. Как итог — у человека накапливается багаж неоконченных задач, который с каждой новой недостигнутой целью бьёт по психике и самооценке и вгоняет в стресс и даже в депрессию.

7. Им не о чем говорить с обычными людьми

Умным людям банально скучно вести беседу о простых, повседневных вещах. Вместо этого им хочется говорить на темы, которые дают некую пищу для размышления как им самим, так и окружающим. И если круг общения таких людей интеллектуально им не соответствует, то велик риск того, что умного человека посчитают заносчивым снобом, который хочет блеснуть своими знаниями и почувствовать свое превосходство.

Но на самом деле такие разговоры для интеллектуала — норма. Для них размышления о теории струн или творческом гении Селина могут быть темой для small talk.

8. Они испытывают дискомфорт от вышестоящих

Так повелось, что чаще руководят не умные, а хитрые и пробивные люди, которые умеют взбираться вверх по карьерной лестнице, не боясь идти по головам коллег. Умные же люди, как правило, более скромные и не хотят портить отношения с другими. Как итог — они оказываются в подчинении у менее интеллектуально развитых личностей, и порой настолько, что это можно сравнить с присягой на верность шимпанзе.

В результате у умных людей нередко отсутствует подчинение авторитету, субординация и другие свойственные более податливым и менее интеллектуально развитым. Проще говоря, люди с высоким интеллектом постоянно испытывают неприязнь к глупым приказам свыше и понимают, что могли бы сделать лучше, но в силу своих качеств не могут повлиять на ситуацию. Но конечно, это вовсе не означает, что они не могут занимать руководящие должности.

Источник

Почему плохо быть слишком умным

лучше быть умным чем сильным. Смотреть фото лучше быть умным чем сильным. Смотреть картинку лучше быть умным чем сильным. Картинка про лучше быть умным чем сильным. Фото лучше быть умным чем сильным

Если невежество – это благословление, значит ли это, что высокий IQ приравнивается к страданию? В массовом представлении это так и есть – гениев обычно представляют, как людей, страдающих от страхов, неудовлетворённости и одиночества. Вспомните Вирджинию Вулф, Алана Тьюринга и Лизу Симпсон – одинокие звёзды, изолированные в своей яркости. По словам Хемингуэя: «Счастье у умных людей – самое редкое явление из всех, что я знаю».

Вопрос вроде бы затрагивает не так много людей – но если разобраться в нём, то оказывается, что он влечёт сложные последствия для многих людей. Система образования направлена в основном на улучшение академических знаний. Хотя ограничения системы IQ известны, это всё ещё основной способ измерения когнитивных способностей, и мы тратим кучу денег на тренировки мозга, стараясь улучшить эти показатели. Но что, если поиск гения – это бесполезное дело?

Первые шаги в поисках ответа на этот вопрос сделали ещё 100 лет назад, в эпоху джаза. В то время инновационный тест на IQ набирал популярность, после того, как оправдал себя в вербовочных центрах Первой Мировой. В 1926 году психолог Льюис Терман решил использовать его для проверки группы одарённых детей. Собрав сливки учащихся с калифорнийских школ, он отобрал 1500 учеников с IQ не менее 140. 80 из них имели IQ более 170. Их назвали «Термитами», и истории их жизней изучают по сей день.

Конечно, многие Термиты достигли богатства и успеха. Например, Джесс Оппенгеймер, написавший классический ситком 50-х «I Love Lucy». В те времена, когда его крутили на CBS, средняя зарплата у Термитов вдвое превышала среднюю зарплату тогдашних «белых воротничков». Но не все люди из этой группы оправдали ожидания – многие занялись более скромным делом, стали полицейскими, моряками и машинистками. Поэтому Терман заключил, что «интеллект и достижения очень слабо коррелируют». Их выдающийся ум не гарантировал им личного счастья. Количество разводов, алкоголизма и самоубийств в их среде совпадало со средними уровнями.

Старея, Термиты снова доказывали, что интеллект не тождественен лучшим условиям жизни. В лучшем случае интеллектуальное превосходство не оказывает влияние на вашу удовлетворённость жизнью. В худшем вы будете менее удовлетворены.

Это не значит, что каждый человек с высоким IQ – измученный гений. Но, тем не менее, это загадка. Почему же преимущества высокого интеллекта не оправдывают себя в долгосрочной перспективе?

лучше быть умным чем сильным. Смотреть фото лучше быть умным чем сильным. Смотреть картинку лучше быть умным чем сильным. Картинка про лучше быть умным чем сильным. Фото лучше быть умным чем сильным

Тяжёлое бремя

Одна из возможностей состоит в том, что знание о своих талантах становится для человека обузой. В 90-х ещё живущих Термитов опрашивали об их предыдущей жизни. Вместо того чтобы наслаждаться успехами, они рассказали, что всё время чувствовали, будто не оправдали своих юношеских ожиданий.

Это чувство бремени, смешанное с ожиданиями других, часто гнетёт одарённых детей. Особое место занимает история математического гения Суфии Юсуф. Она поступила в Оксфорд в 12 лет, но бросила учёбу незадолго до экзаменов и устроилась работать официанткой. Затем она работала девушкой по вызову, развлекая клиентов своей способностью цитировать уравнения во время секса.

лучше быть умным чем сильным. Смотреть фото лучше быть умным чем сильным. Смотреть картинку лучше быть умным чем сильным. Картинка про лучше быть умным чем сильным. Фото лучше быть умным чем сильным
Суфия Юсуф

Другая частая жалоба состоит в том, что умные люди лучше видят недостатки окружающего мира. Пока обычные люди спят и уходят от своих экзистенциальных страхов, умные лежат без сна, страдая по поводу недостатков человечества или людской дурости.

Постоянное волнение – один из признаков интеллекта, но оно проявляется не совсем так, как это представляли себе философы. Канадские исследователи, бравшие интервью у студентов в институтском кампусе, обнаружили, что обладатели высоких IQ в течение дня испытывают больше тревоги и беспокойства. Хотя в основном причины их беспокойств были банальные, рутинные. Студенты с высоким IQ чаще переживали из-за неудачного разговора, чем из-за глобальных проблем. «Не то, чтобы их волнения были более глубокими,- говорит Александр Пенни, один из исследователей. – Просто они волновались чаще других и по большему количеству поводов. Они больше думали о каких-то неприятностях».

Разбираясь дальше, Пенни обнаружил, что это состояние коррелировало со словесным интеллектом – тем, что тестируется задачками на слова в IQ-тестах. И наоборот, пространственные тесты уменьшали риски тревожных состояний. Он считает, что чем красноречивее человек, тем вероятнее он будет озвучивать свои страхи и мучиться из-за них. Но это не обязательно недостаток. «Может быть, они решали больше проблем, чем остальные люди,- говорит он. – Поэтому это могло помочь им научиться на собственных ошибках».

Слепые пятна сознания

Горькая правда состоит в том, что повышенный интеллект не приравнивается к более мудрым решениям – в некоторых случаях всё происходит наоборот. Кейт Станович из Торонтского университета уже 10 лет создаёт тесты для проверки рациональности. Он обнаружил, что процесс принятия решений сильно зависит от IQ. Взять хотя бы когнитивное искажение, когда человек склонен фильтровать информацию, собирая только те факты, которые усиливают его точку зрения. Умнее было бы оставить предположения и беспристрастно собирать информацию – но Станович обнаружил, что более умные люди делают это не чаще, чем люди со средним уровнем IQ.

И это ещё не всё. Те, кто хорошо проходит когнитивные тесты, быстрее других подвергаются воздействию наличия у них «слепого пятна» в принятии решений. Они меньше видят собственные недостатки, хотя хорошо могут критиковать чужие. И они чаще могут попасться на «ошибку игрока» – идею, что если монета 10 раз выпала орлом, то на 11-й раз вероятность выпадения решки увеличивается. На эту удочку попадались и игроки в рулетку, и биржевые игроки, продающие акции до того, как они проходят пик стоимости.

Тенденция полагаться на интуицию вместо рационального мышления объясняет, почему среди членов интеллектуального клуба Менса так много людей верит в паранормальные явления, или почему человек с IQ 140 с большей вероятностью потратит все деньги на кредитке.

Станович обнаруживает эти искажения во всех общественных слоях. «Люди с интеллектом выше среднего совершают очень много иррациональных вещей,- говорит он. – Те, кто пропагандирует против вакцинации и распространяет дезинформацию по сайтам, обычно демонстрируют более высокий уровень интеллекта». Получается, что более умные люди чаще подвержены заблуждениям.

Но если интеллект не ведёт к рациональному мышлению и улучшению жизни, то что же тогда? Игорь Гросман из канадского Университета Ватерлоо, считает, что нужно обратиться к концепции «мудрости». При этом его подход достаточно научный. «Концепция мудрости – понятие размытое,- признаёт он. – Но если посмотреть на определение мудрости, то многие согласятся с тем, что это то, что позволяет принимать хорошие и взвешенные решения».

В эксперименте Гросман предложил добровольцам социальные дилеммы, от решений по поводу военных конфликтов, до душераздирающих жизненных ситуаций, описанных в колонке женских советов » Dear Abby » в газете Washington Post. Комиссия психологов оценивала рассуждения добровольцев и их подверженность к когнитивным искажениям: насколько обоснованы были их аргументы, признавали ли испытуемые ограничения своих знаний (интеллектуальная скромность), и игнорировали ли они важные детали, не вписывающиеся в их теорию.

Оказалось, что высокие оценки предсказывали лучшую удовлетворённость жизнью, качество отношений, и уменьшали волнение и навязчивые переживания — в общем, всё то, что отсутствует у классических умных людей. Мудрые решения часто приводили к увеличению продолжительности жизни. При этом Гросман обнаружил, что IQ не коррелировал с его измерениями, и не означал большей мудрости. «Более умные люди могут очень быстро находить аргументы к своим суждениям, но при этом могут быть сильно подвержены когнитивному искажению».

Приобретённая мудрость

В будущем работодатели могут внедрить тестирование подобных показателей вместо IQ. Google уже объявил о планирующемся отборе кандидатов по таким качествам, как интеллектуальная скромность, вместо простых интеллектуальных умений.

К счастью, мудрость можно развивать, независимо от вашего IQ. «Я верю, что мудрость можно тренировать»,- говорит Гросман. Он поясняет, что человеку проще избавиться от когнитивных искажений, оценивая других людей, а не себя самого. В связи с этим он обнаружил, что простой рассказ о своих проблемах в третьем лице («он» или «она» вместо «я»), помогает эмоционально дистанцироваться, уменьшить предвзятость и найти более мудрые аргументы.

Трудность в том, чтобы заставить людей признать свои слабости. Если вы всю жизнь почивали на лаврах своего интеллекта, довольно трудно признать, что он может искажать ваши суждения. Как говорил Сократ: мудрейший из всех людей тот, кто может признать, что он ничего не знает.

Источник

«Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое»

Первая строка басни «Лев и Человек» (1808) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 — 1844). Человек попал в лапы ко льву. Лев обрадовался, что наконец то сможет рассчитаться со своим врагом. Но человек обхитрил льва – он предложил льву состязание, в котором смог поймать льва в сеть.

Басня Лев и человек

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Кто веры этому неймет,
Тот ясной здесь пример найдет,
Что сила без ума сокровище плохое.

Раскинувши тенета межь дерев
Ловец добычи дожидался;
Но как-то оплошав сам в лапы льву попался —
Умри презренна тварь!
Взревел свирепый лев,
Разинув на нево свой зев.
Посмотрим, где твои права, где сила, твердость,
По коим ты в тщеславии своем
Всей твари, даже льва быть хвалишся царем?
И у меня в когтях мы разберем,
Сразмерналь с крепостью твоей такая гордость?

Не сила разум нам над вами верх дает,
Был человека льву ответ.
И я хвалиться смею,
Что я с уменьем то препятство одолею,
От коего и с силой, может быть,
Ты должен будешь отступить. —
О вашем хвастовстве устал я сказки слушать —
Не в сказках доказать, я делом то могу;
А впрочем ежели солгу,
То ты еще меня и после можешь скушать.
Вот посмотри — между деревьев сих,
Трудов моих
Раскинуту ты видишь паутину —
Кто лучше сквозь нее из нас туда пройдет? —
Коль хочешь, я пролезу наперед;
А там посмотрим, как и с силой в свой черед,
Проскочишь ты ко мне на половину.
Ты видишь эта сеть не каменна стена;
Малейшим ветерком колеблется она;
Однако с силою одною,
Ты прямо сквозь нее едваль пройдешь за мною.

Источник

Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

Марк всегда был одним из лучших учеников в классе. Его карьеру можно назвать неплохой, но когда он заглядывает в Facebook, то видит, что одноклассники, которые учились хуже, чем он, достигли большего. То же самое происходит и сейчас: некоторые коллеги опередили его в продвижении по карьерной лестнице. Иногда он задается вопросом: «Что же я делаю не так?».

Знакомый сюжет? Возможно, вы сами находитесь в подобной ситуации или у вас есть сотрудник или близкий человек с похожей проблемой. Интеллект в чистом виде – несомненно, огромное преимущество, но его не достаточно. И порой причина, по которой интеллектуально одаренные люди не достигают всего, чего хотят, заключается в том, что они мешают сами себе. Если вы в такой ситуации – есть хорошая новость: когда вы поймете свои недостатки, то сможете устранить их. Вот пять проблем, с которыми чаще всего сталкиваются умные люди.

1. Умные люди иногда недооценивают такой навык, как умение выстраивать отношения, и уделяют излишнее внимание интеллекту

Очень умные люди иногда считают успех неизбежным благодаря своему интеллекту и не понимают важности других навыков. Например, человек, которому трудно дается дипломатия на рабочем месте, может считать ее ненужным, недостойным навыком, который только раздражает. Также люди с высоким уровнем интеллекта могут считать коммуникабельность обязательной для секретаря, но не для руководителя. По этой причине они не тратят время и силы на развитие подобных навыков.

Как безобидные недостатки губят карьеру

Такие взгляды возникают не на пустом месте. У большинства людей имеется естественное желание добиться успеха благодаря своим сильным сторонам и избегать размышлений на темы, в которых они от природы не сильны. Смышленые дети обычно еще в раннем возрасте убеждаются, что их интеллект ценится. Они растут и слышат, какие они умные. Во время учебы в школе такие дети добиваются успеха легче, чем их одноклассники. Не удивительно, что во взрослом возрасте они продолжают уделять основное внимание интеллекту.

Но в большинстве случаев, чтобы подниматься по служебной лестнице, вам понадобится не только интеллект. И если вы сосредоточены на своих самых сильных сторонах и не пытаетесь усилить слабые, вы сами себе вредите.

Решение. Используйте свои сильные стороны, чтобы преодолеть слабые. Если вы умеете хорошо учиться, то легко освоите навыки, которых не имеете от природы. Не нужно менять себя. Вам просто нужен план действий и по-настоящему конструктивный подход. Например, выберите три конкретные модели дипломатичного поведения на работе, которые помогут вам добиться успеха в отношениях с коллегами и начальством.

2. Очень умных людей может раздражать командная работа

Если человек схватывает на лету и предъявляет высокие требования к собственной работе, ему бывает трудно работать с людьми, которым требуется больше времени на обработку информации и усвоение идей. Если человек в школе чувствовал, что не может развиваться в полной мере из-за менее умных одноклассников, раздражение от командной работы может возникнуть довольно рано. Помните, как вы выполняли большую часть работы в групповых проектах или как вас ругали за то, что вы отвлекаетесь на уроке, который для вас тянулся слишком медленно? Похожие ситуации могут снова возникнуть позднее. Если человек был эмоционально уязвим в детстве, во взрослом возрасте он тоже может неадекватно реагировать, когда ему наступают на больную мозоль.

Кроме того, умным людям, особенно склонным к перфекционизму, бывает трудно делегировать задачи, потому что они считают, что могут выполнить их лучше (независимо от того, так ли это на самом деле).

Решение. Будьте снисходительны к своим внутренним реакциям и постарайтесь понять их причины. Учитесь искренне ценить многообразие мышления других участников команды.

3. Самоуважение умных людей связано в основном с интеллектом

Это может уменьшать их жизнестойкость и заставляет избегать определенных ситуаций. Если значительная часть вашего самоуважения зависит от интеллекта, нелегко оказаться в ситуациях, когда в вашей броне обнаруживаются прорехи. Такие ситуации возникают при работе с людьми, еще более квалифицированными или умными, чем вы. Или при получении критической обратной связи. Или когда вы берете на себя риск и терпите неудачу. Любая ситуация, в которой вы чувствуете себя недостаточно умным, кажется вам угрожающей. Умный человек может даже стремиться избегать подобных ситуаций, что в конце концов сдерживает его развитие.

Решение. Объективно посмотрите на преимущества работы с людьми, которые в некотором отношении умнее вас. Если вы окружаете себя умными людьми, то поступаете правильно. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Развивайте отношения с людьми, которые могут дать вам полезную и конструктивную обратную связь. Если вы научитесь получать критическую обратную связь от людей, которые верят в ваши таланты и способности, развиваться вам будет намного легче.

4. Умным людям быстро становится скучно

Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

Быть умным и быть любознательным – не одно и то же. Но если вы сочетаете в себе оба эти качества, то можете обнаружить, что вам быстро становится скучно снова и снова выполнять одни и те же действия. Иногда причина успеха в карьере кроется в творческом подходе, но во многих случаях – в том, чтобы стать узким специалистом и постоянно выполнять набор определенных действий. Если вы умны, любознательны и любите учиться, то можете обнаружить, что быстро теряете интерес к тому, в чем разобрались. Вам скучно выполнять монотонную работу, и вы предпочли бы постоянно учиться новому. Такой подход может оказаться менее выгодным, но повторять одно и то же для вас слишком скучно или просто.

Решение. Постарайтесь взглянуть на ситуацию со стороны и понять, когда стоит перетерпеть скуку ради легкой победы и успеха в целом. Вместо того чтобы вносить принципиальные изменения в вашу рабочую жизнь, определите, какие короткие периоды скуки (несколько минут или часов) могут значительно способствовать вашему успеху. Например, можно посвятить пять часов в неделю монотонной, но прибыльной деятельности. У вас будет достаточно возможностей компенсировать усилия в борьбе со скукой – ведь можно получать новые знания в самых разных областях жизни (работе, хобби, фитнесе, самопознании и т. д.).

5. Умные люди иногда считают глубокие размышления решением всех проблем

Способные люди привыкли добиваться успеха с помощью мыслительных навыков, но иногда могут упускать из виду ситуации, когда другой подход будет более выгодным. Например, умный человек может каждую ситуацию обдумывать слишком глубоко (проводить лишние исследования по каждому решению и все время мысленно возвращаться к каждой ошибке), но иное, менее придирчивое, отношение к тем же ошибкам принесло бы больше пользы.

Решение. Обращайте внимание на то, не стали ли ваши размышления на ту или иную тему нездоровыми и навязчивыми. Подумайте, не приведут ли вас к успеху другие стратегии. Экспериментируйте. Делайте перерывы, чтобы сдвинуться с места. Позвольте себе учиться, действуя, а не проводя изнурительные исследования. Расширяйте набор навыков за счет новых идей. Не становитесь человеком, которому все проблемы кажутся гвоздями, потому что единственный инструмент, который у него есть, – это молоток. И, наконец, если вы замечаете за собой, что все время мысленно возвращаетесь к неприятной ситуации, прерывайте себя, на несколько минут погружаясь в увлекательное для вас занятие (например, соберите пазл, решите головоломку). Эта стратегия может на удивление эффективно обрывать негативные мысли.

Какая из этих пяти ситуаций кажется вам наиболее знакомой? Попробуйте расставить их в порядке важности. Может быть, у вас есть коллеги или знакомые, попадающие в похожие ловушки? Постарайтесь избавиться от ощущений стыда, сожаления или осуждения – они не нужны и вредны для преодоления этих привычек. Даже от глубоко укоренившихся моделей поведения можно избавиться, если применить один из перечисленных выше способов.

Об авторе: Элис Бойес – клинический психолог, автор книг The Healthy Mind Toolkit и The Anxiety Toolkit

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *