логика слов чем осветить жилище
Логика слов чем осветить жилище
Ответы на игру Логика слов Замок №11
Логика слов поможет вам развить не только логику, но и эрудицию. Замок 11 достаточно сложный и не всегда удается найти ответ. Чтобы не застрять на уровне и играть дальше, можно воспользоваться ответами, расположенными на данной странице.
Обыгрываем известные идиомы:
2. Городской гербарий
Узнаваемые гербы российских городов:
Цвета, свойственные нашим братьям меньшим:
4. Исследуем космос
Хронология некоторых серьезных и не очень событий, связанных с покорением космических далей:
Особые орудия или целые аппараты, служащие для уборки:
7. Одёжка с историей
8. Со сцены, улицы, балкона
Различные музыкальные произведения, исполняемые со сцены:
— концерт
— оперетта (ее у нас представляет «Летучая мышь» Штрауса) и мюзикл («Призрак Оперы» Уэббера) близки по духу, но первая более классическое музыкально-театральное произведение
и не только со сцены:
Знаменитые автопортреты знаменитых художников
— великий мастер светотени, голландец Рембрандт (1606-1669)
— автор «Сикстинской Мадонны», итальянец Рафаэль Санти (1483-1520)
— русско-французский авангардист Марк Шагал (1887-1985)
— эпатажный испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989)
— основоположник супрематизма, россиянин Казимир Малевич (1878-1935)
— автор техники сфумато, итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519)
— получивший признание только после смерти голландец Винсент Ван Гог (1853-1890)
10. Сказочный материал
Вполне обычные материалы иногда становятся важными атрибутами персонажей:
Слово «сеть» на сегодня стало весьма популярным в самых различных областях:
Два слова, неразрывно слившиеся в одно:
Различные исторические и не очень виды судов:
Персонажи известных блокбастеров разных лет и исполнители их ролей:
Ищем взаимосвязь между изображениями на картинках:
16. Необычные глаголы
Эти глаголы мы часто употребляем в переносном смысле, поэтому стало интересно представить, как это могло бы выглядеть по-настоящему. Просим прощения, некоторые из них употребляются как жаргонные понятия, не судите авторов строго)):
Угадываем автора бессмертных строк по одной-двум иллюстрациям к его шедеврам:
— М.Ю. Лермонтов «Утес» и «Парус»
— А.С. Пушкин «Узник» и «Медный всадник»
— Н.В.Гоголь «Нос» и «Вий»
— И.А. Крылов «Квартет» и «Ворона и лисица»
— К.И. Чуковский «Мойдодыр»
— С.А. Есенин «Береза» и «Собаке Качалова»
— А.Н. Островский «Гроза»
Знаки пунктуации, значение некоторых из них стало гораздо шире:
Снова возвращаемся к применению химических элементов:
Различные термины, так или иначе связанные с воинской службой:
Термины, связанные с добычей полезных ископаемых:
Что и кто бывает белым?
23. Анатомия в примерах
Некоторые понятия тесно связаны с частями тела:
24. ОНИ советского кино
Здесь загаданы названия или части названий знаменитых советских кинофильмов:
Известные выражения, загаданные через вопрос:
Символов этой древней страны так много, но мы выбрали несколько:
Старинные танцы соседствуют у нас с самыми современными:
29. География с буквами
Добавляем буковку и получаем искомый топоним:
30. Каждому по шлему
Узнаем спортсмена по головному убору:
— хоккеист
— американский футболист
— бейсболист
— лыжник
— боксер
— велосипедист
— кэндоист (представитель современного боевого искусства японского фехтования на бамбуковых мечах)
— фехтовальщик
Знаменитые многосерийные фильмы и фото актеров:
32. Античные селебрити
Знаменитости античного мира:
33. Сольно или в группе
Известные на российской эстраде исполнители и группы:
— Монеточка (Елизавета Гырдымова)
— Ёлка (Елизавета Иванцив)
— Руки вверх, мегапопулярные в конце 90-х и сейчас
— Серебро (3-е место на Евровидении 2007); «столовым серебром» называют все металлические приборы
— группа Градусы
— культовая ненормативная группа Ленинград
— окутанная мистикой группа Пикник под руководством Эдмунда Шклярского
— АукцЫон во главе с неподражаемым фронтменом Олегом Гаркушей
Что мы видим на картинке? Ага! Запишем все наоборот!
Что же может «закипеть»?
— чайник, ну, тут вроде все ясно
— иногда терпение на исходе, вскипает злость, и интеллигентный доктор Брюс Беннер превращается в зеленого монстра Халка
— «закипел», перегревшись, двигатель? Срочно на обочину!
— «кипит» жизнь большого мегаполиса
— «кипят» страсти в большой семье
— мозг тоже может «закипеть» от непосильных задач
— «кипит» и битва, «когда смешались кони, люди. «
Ошиблись буквой? И вот:
37. Медицинские открытия
Открытия, внесшие большой вклад в развитие здравоохранения:
— 1665: открытие клеточного строения растений (Р. Гук)
— 1683: описание бактерий (А. ван Левенгук)
— 1774: открытие кислорода (Дж. Пристли, К. Шееле)
— 1842: первое применение эфирного наркоза (К. Лонг)
— 1863: опыты с рефлексами (И. Сеченов)
— 1881: появление современной вакцины (Л. Пастер)
— 1906: фактическое обнаружение витаминов (Ф. Хопкинс)
38. Едовые ограничения
Иногда мы ограничиваем себя в употреблении пищи по этическим, религиозным, медицинским или политическим мотивам:
Про каждого из них можно сказать, что он слабый:
40. Оружейная мастерская
41. Избушка ледяная
Жилища и технологии, используемые при их постройке:
Что мы надеваем в разных ситуациях?
— сапоги на ноги, если на улице грязь
— перчатки на руки в мороз
— беруши в уши, если предстоят шумные работы
— очки, если зрение подводит
— шляпу (панаму, кепку), если припекает
— нижнее белье, чтобы не шокировать окружающих
— кольцо на палец при обручении
44. Прогулки по Бразилии
Этой стране есть, чем удивить:
45. Ламповое настроение
Лампы на разный случай:
— обычная лампа дает освещение в помещении
— ультрафиолетовая обеспечивает загар в солярии
— инфракрасное излучение используется в обогревателях
— при красном свете проявляют фотопленку
— Лампа Чижевского и ее аналоги выделяют в воздух отрицательные ионы
— радиолампы использовались для усиления в аппаратуре до появления транзисторов
— Джинн из лампы Аладдина исполнит любое ваше желание
46. «Говорящая» обувь
Обувь с «говорящим» названием:
Мы специально подобрали гербы с подсказками, чтобы вам не пришлось гадать:
48. От малого к большому
Убираем уменьшительно-ласкательный суффикс и получаем совсем другое слово:
49. Знаменитые собаки
50. Художник по натуре
Опознаем мастера по возможным натуре и реквизиту его шедевра:
Замок №11
Что-то в чём-то
Б ЕЛ КА
Д ЕЛ О
РЫ ЛЬ ЦЕ
С ЫР #
К О Т
Б УР Я
Т У З
Городской гербарий
ТУ ЛА #
ЯРО СЛА ВЛЬ
СО ЧИ #
ХАБ АРО ВСК
Ч ЕХ ОВ
МУР МА НСК
ОР ЁЛ #
Фауна в цвете
С ИН ИЙ
Б ЕЛ АЯ
С ЕР ЫЙ
ЖЕ ЛТ ЫЙ
С ИЗ ЫЙ
Б УР ЫЙ
КР АСН АЯ
Исследуем космос
ПЛ УТ ОН
ВЫ САД КА
ТЕ ЛЕС КОП
ВОС ТОЧ НЫЙ
БА ЙКО НУР
ТЕ С ЛА
СП УТН ИК
СТЫ КОВ КА
Сорок
СЕ М Ь- #
Ш КУ Р #
Д Н Е Й
КУ СТ ОВ #
Ч ЕЛ ОВ ЕК
РА ЗБО ЙНИ КОВ
-О Н ОЖ КА
Л Е Т #
Орудие уборки
ТРА ЛЬ ЩИК
КО МБ АЙН
СГ ОН #
СА ЛФЕ ТКА
Щ ЁТ КА
ЛА СТ ИК
ЛО ПА ТА
Ш ВА БРА
Одёжка с историей
ВЕТ РО ВКА
ТЕН НИ СКА
ФУ ТБО ЛКА
ТОЛ СТО ВКА
БОК СЁ РЫ
ВОД ОЛА ЗКА
БО МБ ЕР
Со сцены, улицы, балкона
Г ИМ Н
ОПЕ РЕТ ТА
М ЮЗ ИКЛ
КОН ЦЕ РТ
М АР Ш
ПО БУД КА
СЕР ЕН АДА
Сам себя
Ш АГ АЛ
ДА ВИН ЧИ
ДА ЛИ #
РА ФА ЭЛЬ
ВА Н ГОГ
РЕМ БРА НДТ
МА ЛЕВ ИЧ
Сказочный материал
ПР ЯН ИК
ХР УСТ АЛЬ
ЛУ Б #
КО СТ Ь
ЗО ЛО ТО
БРИ ЛЛИ АНТ
С МО ЛА
Сети
П АУ Ч ЬЯ
НЕ ЙР ОНН АЯ
РЫ БА Ч ЬЯ
СОЦ ИА ЛЬН АЯ
ТО РГ ОВ АЯ
ДО РО ЖН АЯ
С ОТ ОВ АЯ
Через дефис
КО ЛОК ОЛ
Д’И ВУ АР
НИ НД ЗЯ
ФРА НЦИ СКО
ЦА РЕВ ИЧ
ГО РБУ НОК
СА МОЛ ЁТ
Флотилия
Б АН АН
ДЖ ОН КА
ГО НДО ЛА
П ЛО Т
ГА ЛЕ РА
ПИ РО ГА
ДР АК КАР
Герои с экрана
ФА НТО МАС
ДУ ШЕЧ КА
Р ЭМ БО
ЛИ ЛУ #
ХЭ ЛЛ БОЙ
ДЖ ОК ЕР
КЕ В ИН
Что общего
Ш КА Ф
ПО Л ЮС
ПО ДУШ КА
КО ЛЕ СО
ТЕ ЛЕФ ОН
АЛЕ КСА НДР
СКО РОС ТЬ
ПР ИБ ОР
Необычные глаголы
З АБ ИТЬ
ТО Ч ИТЬ
РАЗ ВЕС ИТЬ
СЧ ИТ АТЬ
СО РВ АТЬ
Х ОД ИТЬ
СК ЛЕ ИТЬ
Автор строк
ГО ГО ЛЬ
ЛЕР МОН ТОВ
ЕС ЕН ИН
Ч УК ОВС КИЙ
КР ЫЛ ОВ
ПУ ШК ИН
ОС ТР ОВС КИЙ
Хитрые знаки
СК ОБ КИ
СО БА КА
ЗАП ЯТ АЯ
СЛ ЭШ #
АПО СТ РОФ
Х ЭШ ТЕГ
ДЕ Ф ИС
Что за элемент?
МЫ ШЬ ЯК
МА ГН ИЙ
КС ЕН ОН
ФО СФ ОР
Х РО М
УГ ЛЕР ОД
СЕ РЕБ РО
Армейское
ВЕ ТЕР АН
ШЕ ВР ОН
МА НЁ ВР
КО КАР ДА
Ч ЕС ТЬ
БА ТАР ЕЯ
ПР ИС ЯГА
Добываем
НА М ЫВ
Ш ЕЛ ЬФ
ПР ИИ СК
Ш АХ ТА
КА РЬ ЕР
СКВ АЖ ИНА
САМ ОРО ДОК
Белые
ЗАР ПЛ АТА
АН ДР ЕЙ
ГВ АРД ИЯ
Ш У М
Г РИ Б
Х ОД ОК
ДО М #
Анатомия в примерах
МЕ С ТО
Ф Е Я
ТО РМ ОЗ
У ЖА С
РА НА #
ДО БЫ ЧА
КО СТ Ь
ПЛ АТ ОК
ОНИ советского кино
ЖУ РАВ ЛИ
ПРИ КЛЮ ЧЕН ИЯ
ОФ ИЦЕ РЫ
СТА РИ КИ
ДЖ ЕНТ ЛЬМ ЕНЫ
МСТ ИТ ЕЛИ
ДЕ ВЧА ТА
Сложный вопрос
ПРО ГРА ММЫ
ДЬ ЯВ ОЛА
СЕ ВЕР НАЯ
ПОС ЛЕД НЯЯ
БА Б ЬЕ
В ПО ПЕ
НА М АКУ ШКЕ
Индия
ТР УЩ ОБЫ
АГ РА #
САН СК РИТ
ЙО ГА #
РИ К ША
МАХ АРА ДЖА
ВИ Ш НУ
Танцуют все!
Пистолетики
БЕ РЕТ ТА
Г Л ОК
КО Л ЬТ
МАК АР ОВ
НА Г АН
У ЗИ #
МА УЗ ЕР
География с буквами
ОР ЛЕ АН
ИУ ДЕ Я
ГА А ГА
ИР АК #
РО СТ ОВ
СА ХА РА
КУ БА #
Каждому по шлему
Х ОК КЕ ИСТ
ФЕХ ТОВ АЛЬ ЩИК
ФУ ТБ ОЛ ИСТ
Л Ы Ж НИК
ВЕЛ ОСИ ПЕД ИСТ
БЕ ЙС БОЛ ИСТ
КЭ Н ДО ИСТ
БО КС ЁР #
В серию!
Античные селебрити
ПИ ФА ГОР
ГИП ПОК РАТ
СП АРТ АК
ДИ ОГ ЕН
АР ХИМ ЕД
Г ОМ ЕР
Б РУ Т
Сольно или в группе
ЛЕН ИНГ РАД
ГРА ДУ СЫ
ПИ КН ИК
РУК И ВВ ЕРХ
МОН ЕТО ЧКА
Ё Л КА
АУК ЦЫ ОН
СЕ РЕБ РО
Обратный смысл
Закипели…
СТ РАС ТИ
МО З Г
Б ИТ ВА
Ч АЙ НИК
ДВИ ГАТ ЕЛЬ
Ж ИЗ НЬ
З ЛО СТЬ
Заменим букву
СТ У ЖА
КО Ш КА
КО Т ЁЛ
Б ЕР ЕГ
М АС КА
Ч УД АК
НА РТ Ы
Медицинские открытия
ВА КЦ ИНА
КИ СЛО РОД
АНЕ СТЕ ЗИЯ
РЕ ФЛ ЕКС
КЛ ЕТ КА
БА КТЕ РИЯ
ВИ ТАМ ИН
Едовые ограничения
ВЕГ АНС ТВО
ПО СТ #
ХА ЛЯ ЛЬ
Д ИЕ ТА
СЫ РО ЕД
ГОЛ ОДО ВКА
КА ШР УТ
Слабые
РА СТВ ОР
ИММ УНИ ТЕТ
ЗА РЯ Д
НА ПО Р
ПО Л #
ПУ Л ЬС
МО РО З
Оружейная мастерская
ЯТ АГ АН
ТОМ АГ АВК
МУ ШК ЕТ
БУМ ЕР АНГ
П РА ЩА
КА ТА НА
СЮ РИК ЭН
Избушка ледяная
ИГ Л У
МА ЗАН КА
СР У Б
ТИ ПИ #
Ю Р ТА
ФА ХВ ЕРК
Ш АЛА Ш
Что бы надеть?
ОЧ КИ #
БЕ РУ ШИ
ТР УС Ы
СА ПО ГИ
ПЕР ЧА ТКИ
КО ЛЬ ЦО
Ш ЛЯ ПА
Видели ночь
ХРУ СТА ЛЬН АЯ
ДВЕ НАД ЦАТ АЯ
В М УЗ ЕЕ
Б ЕЛ АЯ #
ЛУ НН АЯ #
ТЁ МН АЯ #
ПО ЛЯ РН АЯ
БЕС СО НН АЯ
Прогулки по Бразилии
МА РА КА НА
АМ АЗ ОН КА
ИС КУ ПИТ ЕЛЬ
ПИ РА НЬ Я
КА РН АВ АЛ
ФА ВЕ ЛА #
ФА З ЕН ДА
Ламповое настроение
З АГ АР
ПР ОЯВ КА
ОБ ОГ РЕВ
ОСВ ЕЩЕ НИЕ
ИОН ИЗА ЦИЯ
ЖЕ ЛА НИЕ
УС ИЛЕ НИЕ
«Говорящая» обувь
СН ИКЕ РЫ
БАЛ ЕТ КИ
ЛУ НОХ ОДЫ
ЛО ДО ЧКИ
КА ЗА КИ
СЛ АН ЦЫ
ЛА БУТ ЕНЫ
Что за страна?
АВС ТРА ЛИЯ
НЕ П АЛ
Ш ВЕ ЦИЯ
ИЗ РА ИЛЬ
ИР ЛАН ДИЯ
ХОР ВА ТИЯ
ИН ДИЯ #
От малого к большому
СК РЕ ПЫ
НО ГО ТЬ
К ОТ #
М АЯ К
КР У Г
РУ КА #
КОЛ ОК ОЛ
Знаменитые собаки
МА Й ЛО
СТ РЕЛ КА
ЖУ Ч КА
СН УП И
БЕТ ХОВ ЕН
МУ ХТ АР
АР ТЕМ ОН
ИДЕ ФИ КС
Художник по натуре
САВ РАС ОВ
ШИ ШК ИН
КУ ИН ДЖИ
С ЕР ОВ
РЕ П ИН
ВАС НЕЦ ОВ
БР ЮЛЛ ОВ
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.
Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.
Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.
Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.
Оглавление:
Что такое логическое мышление?
Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.
Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
Применение логики
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.
Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:
Составляющие логического мышления
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Как этому научиться?
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.
Уроки логики
Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.
Урок 1. Логический анализ языка
Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Урок 2. Понятие в логике
Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.
Урок 3. Определение в логике
В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.
Урок 4. Логическое суждение
Урок 5. Законы логики
Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.
Урок 6. Умозаключение
Урок 7. Силлогизмы
Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.
Урок 8. Типы рассуждений
В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.
Как проходить занятия?
Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.
Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.
Дополнительные материалы
Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:
А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.
Книги и учебники по логике
На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
Статьи о логическом мышлении
Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:
Тренинги
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
Цитаты известных людей о логике
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).
Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.
Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.
Анри Пуанкаре
Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.
Джон Стюарт Милль
Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!