лиса лычки драла что такое
Лиса лычки драла что такое
Развитие ребенка от рождения до школы запись закреплена
СКОРОГОВОРКИ НА ЗВУК «Л»
Скороговорки специально отобраны для развития речи детей дошкольного возраста. Во всех скороговорках со звуком Л отсутствует трудный для произношения детей звук Р, что позволяет акцентировать внимание ребенка именно на звуках Л и ЛЬ и их правильной артикуляции в ходе выполнения заданий и языковых игр.
Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!
Мели, Емеля! Твоя неделя.
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
Вале велики бальные туфли.
Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила!
И вторую половину
Мила вымыла без мыла! (Автор — М. Майданник)
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Что за колокольня без колоколов?
У елки иголки колки.
Далеко до калитке маленькой улитке.
Коля любит мультики, а Любаша — лютики.
Около кола — колокола.
Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ходят волки возле ёлки.
Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
В Луку Клим луком кинул.
На мели мы налима ловили.
Полный перечень скороговорок на нашем сайте https://vk.cc/6PtLCC
Коля под тополем пил топленое молоко.
У Вали — лейка, у Коли — линейка.
Галдела галка на елке.
Волк-то на воле. да и воет доволе.
Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!
Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.
Вкусна халва, халве хвала!
Над лугом летели белые лебеди.
У клуба на клумбе клубок.
Всякое дело делай умело.
Наш Полкан попал в капкан.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!
В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.
Юленька, Юленька, Юла!
Юля юркая была.
Усидеть на месте Юля
Ни минуты не могла.
Юля маленькой была, и вертелась как юла.
От топота копыт пыль по полю летит.
Остальные скороговорки,
Рекомендации Аси Валасиной о том, как правильно применять скороговорки,
Варианты игр и заданий со скороговорками читайте в статье на нашем сайте
https://vk.cc/6PtLCC
А если есть вопросы, задавайте в комментариях
Русские народные считалочки
Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.
Считалка как жанр игрового детского фольклора
Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:
Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня
Отличительными признаками считалок являются:
С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»
Примеры русских народных считалок:
Свиристель — это певчая птица, родственная воробью
Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце
Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных
Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации
Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке
Драть лыки — это значит снимать кору с дерева
Заяц — частый персонаж считалочек
Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша
Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить
Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма
Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая
Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина
Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!
Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора
Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности
Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками
Лиса лычки драла что такое
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Мыши водят хоровод
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
на базар ходили мы
много груш там и хурмы
есть лимоны,апельсины
вишни,сливы,мандарины
но купили мы арбуз-
самый сочный в мире груз
На дубочке, на дубочке
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку.
Методическая разработка «Кто такие гуленьки»
Евгения Кукленко
Методическая разработка «Кто такие гуленьки»
Кто такие «гуленьки»?
Дошкольники очень восприимчивы к слову,
Все быстро запоминают и воспроизводят:
У них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они, запоминают все буквально,
Даже не желая того.
Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста –
Явление крайне редкое.
А между тем овладение речью в возрасте 3- 4лет имеет
Ключевое значение: именно этот период
Наиболее сенситивен к ее усвоению
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника
Вот наиболее типичные.
1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо)
2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературных слов и выражений.
4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу (как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников)
7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников.Особое место в этом процессе отводиться использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок.
Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.
Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька, позволяют запомнить слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
Пример работы с художественными текстами колыбельных песен и потешек.
1. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки (взмахнуть руками и показать, как прилетели гуленьки)
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки (показать руками)
Стали люленьку качать (показать руками, как покачивали люленьку)
Стали малышку усыплять.
Прилетели галоньки (взмахнуть руками и показать, как прилетели галки)
Сели у качалоньки (показать руками, как галки покачивали люльку)
При повторном чтении колыбельной попросите детей повторять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут, ответит на следующие вопросы.
• Кто такие гуленьки?
• Что они делают возле люленьки малыша?
• Кто такие галоньки?
• Что они делают возле люльки малыша?
2. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.
Люли, люли, моя крошка,
Люли, люли, тонконожка,
Ты б скорее засыпал,
Подрастал сильный, сильный (показ руками)
Как березка, стройный, стройный (показ руками)
Как дубочек, крепкий, крепкий (показ руками)
Словно лебедь, белый, белый,
Зайки серого резвее (показ руками)
После знакомства с текстом воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Как ты понимаешь слово «тонконожка»?
Какое дерево напоминает стройный человек?
Какое дерево напоминает крепкий человек?
Какую птицу напоминает белая кожа человека?
Какой зверек в лесу самый резвый?
Кто из обитателей леса самый веселый?
3. Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зеленому бреду».
Я по лесу зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики соберу,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.
Залог успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.
По какому лесу бредет герой произведения?
• Куда он собирает грибочки?
• Где собирает герой произведения березовики?
• Где растут опеночки?
Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
4. Выразительно прочитайте потешку
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.
Кому она продает орешки?
Как в народе называют мишку? Почему?
Как в народе называют зайку? Почему?
Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом,предложите им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, мишку, зайку. Картинки для работы воспитатель подбирает сам.Они должны отвечать следующим требованиям:
Быть яркими, красочными
Максимально реалистично изображать персонажей потешки
Быть подлинно художественными.
Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о нем. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задайте детям наводящие вопросы,: «какого цвета? С какой птицей, другим зверем можно сравнить?
Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становятся участниками процесса формирования связной речи, используя образных средств и выражений.
Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, прогладывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить,что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Рассмотрим варианты работы данного типа.
1. Произнесите скороговорки, отчетливо выделяя повторяющийся звук
Шила в мешке не утаишь.
Шуршат камыши, в камышах – малыши.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Где щи – тут и нас ищи.
2. Произнесите понравившуюся скороговорку, а затем нарисуйте то, о чем в ней говорится.
После того как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Чтобы вовлечь младших дошкольников в речевую ситуацию,предложите им наводящие вопросы:
«Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?»
Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи
Считалочка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем (С. Михалков «Котята»; Э. Успенский «Тигр вышел погулять»)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи. Воспитатель знакомит младших дошкольников с разными считалочками, показывает, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Приведем конкретные варианты работы с текстом фольклорных и литературных считалок.
1. Познакомьте детей с текстом считалочки (прочитайте ее наизусть)
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Кто лапти найдет, тот водить пойдет.
После того как дети запомнят считалку, предложите им ответить на вопросы.
• Каким голосом она вопила?
Такие вопросы к хорошо знакомому тексту позволяют детям иначе взглянуть на художественное произведение, задуматься над особенностями рассуждения в нем, объяснить свое понимание того или иного предмета, явления, что способствует развитию не только речи, но и мышления.
Предложите детям нарисовать героев считалочек.
Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может, предложит им заготовленные заранее шаблоны, которые они сначала обводят, а потом раскрашивают.
Использование загадок в развитии речи младших дошкольников
Игра «Отгадай загадку»
Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы.
Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?»обычно отвечают: «Потому что красная». «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?»— воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке.
Так ребенок будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.
Занятия по развитию речи с использованием текстов художественной литературы должны проходить несколько раз в неделю. Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагог должен объяснить его значение.
Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие, очень важен телесный контакт (необходимо брать малыша на руки, за ручки, гладить по головке). Уже с первых недель жизни, общаясь с малышом, нужно разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают пальчиковые игры. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М. М.Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией».
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.
Методическая разработка «Такие забавные ежики». Поделки из разных материалов 25 мая. День ежиков на МААМВ детских сказках и мультфильмах ёжик изображается всегда как добрый, честный, любознательный зверек. Он всегда.
Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.
Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.