лингам шивы что это
Что такое Шивалингам и лингам?
Сегодня мы решили рассказать что такое шивалингам. В процессе изучения народов Индии и их духовных практик, много исследователей делали одни и те же ошибки, когда сталкивались с темой шивалингама. Также разберемся что такое лингам.
Одной из первых догадок было значение шавалингама как мужского органа Шивы. И, как позже выяснилось, что это мнение было ошибочным несколько последних столетий. Всему виной было недостаточное изучение грамматики санскрита.
Вместо того, чтобы подробнее изучить все источники, которые были хоть как-то связаны с данной темой, они просто воспользовались словарем. Их неудачный опыт перевода привел к тому, что долгое время шивалингамом считали поклонение фаллосу. После этого случая, все следующие исследователи делали те же ошибки.
Шивалингам и философия шиваизма
Если заглянуть вглубь санскрита, то есть изучить саму его философию, то можно заметить очень интересную вещь. Термин «лингам» обозначает некое всепроникающее, невидимое для человеческого глаза, бесформенное, но существующее состояние.
Многим творческим личностям не составит труда описать или изобразить это состояние. Это как эмоция. По сути, она невидима, но все же имеет свою форму. Если вы испытываете на себе ту или иную эмоцию, тогда вы ее чувствуете. Если вы не испытываете эмоций, тогда вы не можете их почувствовать, в то время, когда их чувствуют другие люди. Так же можно и описывать сознание. Оно абсолютно бесформенно, но может быть максимально абстрактным для человека.
Тот человек, который решил достичь абсолютной реальности, имеет всего один путь – стать этой реальностью. Это сознание воспринимается только через его символ – лингам. Так указывается в санскрите. Это вовсе не символ, которому дали ошибочное название мужского органа. Этот символ называется шивалингам.
Шива имеет значение как абсолютное, космическое создание. Одним из символов этой тотальной сущности является шивалингам. Для индусов шивалингам имеет особое значение и носит сильный священный характер. Они ему поклоняются и проводят возле него медитации.
Но, если больше окунутся в историю цивилизации, то можно найти немало доказательств того, что шивалингаму поклонялись почти во всем мире. В философии ацтеков, в их культуре, было замечено явное поклонение Шиве. Нашлось немало доказательств поклонения у инков, краснокожих индейцев и даже на территории Мексики.
Шивалингамы во всем мире
В конце прошлого века и до сегодняшнего дня, проводятся раскопки старых разрушенных церквей на территории Англии. Археологи часто испытывают удивление, когда находят шивалингамы. Это очередное доказательство того, что поклонение шивалингаму существовало не только в религии индусов. Но на сегодняшний день, только индусы сохранили значение этого поклонения в своей религии.
Как известно, шивалингам представляет собой овальный, вытянутый вверх камень. Для представителей учения Шивы, он является символом духовной силы, которая стремится вверх к небу. Самым удивительным является то, что его овальность имеет полностью природный характер. Его никто не вырезает вручную и не подпиливает. Эти камни бывают самых разных размеров, от нескольких сантиметров до нескольких метров. Камни находят у берегов реки Нармада. Это единственное место на Земле, где их можно найти. Все найденные камни устанавливают в храмах Шивы.
Геологи и ученые, которые изучали происхождение этого камня, утверждают, что особенный состав камня образовался на дне реки Нармада. Есть предположения того, что более 10 млн. лет назад, в реку Нармада упал огромный метеорит. Этот случай послужил сплаву метеорита с разными земными минералами, в результате чего появилась новая порода кристалла. Этот кристалл обладает сильными и уникальными энергетическими свойствами, которые не имеет ни один другой камень на Земле.
Как описывалось выше, они бывают разных размеров. Сильное течение реки Нармада, способствует тому, что камни разбиваются на мелкую гальку и полируются с помощью воды, создавая идеальную овальную форму. Поиски камней доступны только в засушливое время года, когда река мелеет. Их собирают без особого труда. После этого они проходят небольшой процесс конечной полировки. В большинстве случаев этим занимаются специально обученные мастера, которые полируют камни с помощью воска и натуральных масел.
В процессе изучения шивалингама, было выяснено, что в состав камня входят следующие элементы: халцедон базальт, агат и криптокристаллический кварц.
Символы
Шивалингам символизирует древнюю модель большого события, которое помогло человеку обрести сознательное восприятие. Человек понимает то, что он есть. Он понимает, что он знает, что он есть. Животное этого не понимает. Человек может это осознавать благодаря внутренней силе, которая расположена в центре человеческого мозга. Эту силу нельзя увидеть, но она существует.
Шиваизм описывает истинный шивалингам как хрустальный. Если глянуть в санскрит, то там он носит название спхатик лингам. Наука неоднократно описывала сильное воздействие кристаллов на мозг человека и на разные вещества. Доказано то, что кристаллы могут улавливать все разновидности звуковых вибраций. Каждый, кто побывал в Индии, мог видеть огромное количество храмов, в которых стоят шивалингамы.
Назначение сакрального камня
Для последователей учения шиваизма, Шива является абсолютным и вездесущим Богом. И их символ, шивалингам, имеет значение единого и непроявленного Бога. Как утверждает шиваизм, тот, кто будет почитать шивалингам, будет освобожден от всех жизненных трудностей.
Многие представители шиваизма говорит о том, что одна мысль о шивалингаме с утра способствует успеху на весь предстоящий день. Почитание шивалингама приносит огромный поток творческой энергии, процветания души, исполнения заветных желаний, здоровье и гармония внутри человеческого тела, мистическое воссоединение с Богом, исцеление и общую гармонию человеческой души.
Тайный смысл символики Шивалингама
Шивалингам – абстрактный образ Шивы. Это форма света в виде ореола огня и сияния, он символ внутреннего центра в глубине сердца как пламя света и символ ауры человека на внешнем уровне. Как фаллическая форма в древних учениях тантр, он символ оплодотворяющей силы, приводящей к проявлению все объекты.
Шивалингам – Изначальное тело Господа Шивы, Его тонкая Сущность, не рождённая наивысшая форма. Это, лишенный атрибутов и качеств, бездеятельный и безграничный Абсолют. Это Запредельное уму непроявленное абсолютное состояние не постижимо ни человеческим разумом, ни чувствами. Оно именуется Шунья (Великая Пустота), потому что Оно вне всяких пределов постижения и вне всех обычных форм.
Это Высший трансцендентальный Образ, совершенно неописуемый и не являющийся видимой формой для обусловленного ума или органов зрения. Его невозможно представить, о Нём невозможно помыслить, Его истинную Сущность невозможно передать какими бы то ни было средствами, ни словами, ни звуками, ни жестами, ни иными способами. И хотя на Него указывают, великие мастера йоги, с помощью различных искусных приёмов, но это только попытка передать верное направление поиска для духовных искателей.
Чтобы хоть как-то продемонстрировать существование Абсолюта и передать тайное знание о путях достижения Природы Сознания (Шивы), великие святые всех времён, тем не менее, применяли для обучения своих учеников, мистические знаки, священные символы и особые действия. Иначе, даже открыв для себя эту совершенную Мудрость, они никак не смогли бы раскрыть её человечеству.
Поэтому, еще в глубокой древности, несколько тысяч лет назад, великие йоги и мудрецы, в своих медитативных видениях, открыли способ, с помощью которого Абсолютная Истина может быть представлена как понятная для человека абстрактная символическая форма. Как указывается в священных йогических текстах, этот метод передал своим преданным адептам Сам Шива и научил древних йогинов Пути познания Своей трансцендентальной Природы, с помощью медитации на Свой Образ (Шивалингам) в форме Света.
Лингам – важнейший священный символ, олицетворяющий Всевышнего Бога Шиву, знак Его мужской мощи, оплодотворяющей Природу.
Он считается главной святыней индийской тантрической традиции. Лингам – высший объект медитации и почитания.
«Постигнув того, кто властвует над каждым лоном, в котором всё это соединяется и разъединяется, этого Владыку, Подателя благ, Досточтимого Бога постигнув, человек приходит к бесконечному Покою». Шветашватара-упанишада
Люди, духи и даже сами боги всегда почитают Парамашиву (Высшего Шиву) в его Абсолютной форме – Линга-шарира (тело Линги) даже не осознавая этого. Так как Шива присутствует во всем, во всех объектах и явлениях, как Изначальный принцип Сознания.
Вне Сознания не существует ничего!
В Линга-пуране сказано:
«Он выглядел как огонь, пожирающий вселенную во время её уничтожения, Он сверкал, окружённый языками пламени, Он не имел ни начала, ни середины, ни конца». И тогда боги захотели измерить этот столб. Брахма превратился в лебедя и полетел вверх, чтобы найти Его вершину, а Вишну стал морской черепахой и отправился в глубины космического океана, чтобы найти Его основание. Однако великие боги не смогли найти ни начала, ни конца огненного столба.
Потрясённые этим открытием, осознав, что Он бесконечен, а значит есть Изначальный и Наивысший, они склонились перед Ним в благоговении и почитании. Тогда Махешвара (Величайший Владыка) появился из Огненного столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам) и предстал перед ними в Своей обычной форме. Так спор о том, кто является Абсолютным Господом был разрешён.
В Индии для религиозного поклонения используют Лингамы как созданные руками человека, так и возникшие естественным путем в скальных образованиях. Это овальные камни обычно черного цвета, которые освящают и устанавливают на алтаре. Применяют также линги из различных пород камня, металла, дерева и другие.
Черный цвет Шивалингама – символ непроявленного, непознаваемого и содержащего в себе всё. Это черный цвет бесконечности и Великого Времени. Шивалингам обычно имеет священные знаки: трипундру, бинду и омкару.
На вершине Лингама находится цветок (пушпам), как символ Сахасрара-чакры и отражение экстатического аромата Шивы, благоухания трансцендентальной мудрости, вечной юности сознания, нежности и чистоты. Лингам всегда украшен цветком или веткой священного трилисника (бильвы) либо любого трехлистного растения, иногда на его вершину кладут цельные зёрна злаков – пшеницы, риса или ячменя.
Зёрна (мудра) означают Изначальное Семя, Зародыш Жизни, сокровенный принцип чистого бытия, а также причинное состояние всех явлений во вселенной. Тело человека – это также Линга-шарира (форма Лингама), через отверстие на макушке головы, называемое «Ворота Брахмы» (Брахма-двара или Брахма-рандхра) душа покидает телесную оболочку в момент смерти или в медитации, если йог был опытным практиком. Принцип жизни освобождается через вершину Лингама при соединении мужчины и женщины, а индивидуальная душа получает Освобождение через Ворота Брахмы в макушке головы, обретая новое, духовное существование.
Почитая Лингам, всегда почитают и Шакти, совершая тантрический обряд предложения пяти элементов – Панча-таттва. Жертвуя Шиве и Шакти составляющие своего тела, практик тантры трансформирует грубые элементы: землю, воду, огонь, воздух и пространство в их духовное энергетическое состояние с помощью силы концентрации и процесса медитации.
В каждом мужчине заключен и женский принцип Шакти, а в каждой женщине – мужской принцип – Шива. Именно в момент их слияния возникает невыразимое Блаженство Трансцендентального Экстаза и растворения в Боге, в Маханирване, там, где Шива и Шакти уже неразделимы!
На изображении Ганеша (он же Ганапати – Владыка ангелов или духовных энергий, сын Шивы), обнимающий с любовью Шивалингам, который представляет его Отца и Мать – Шиву и Шакти в абстрактной причинной форме.
Поклонение Шивалингаму или Линга-Йони является высшим поклонением в Тантре. Такое почитание приводит садхака (практикующего) к развитию возвышенного абстактного мышления, раскрытию верхних чакр и пробуждению Кундалини. Лингам – последняя форма Божественного, выше и вне которой ничего нет.
Одна из основных мантр поклонения гласит:
«ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ ШАНТАЙЕ, БРАХМАНЕ ЛИНГА МУРТАЙЕ»
«ОМ, поклонение Шиве, невыразимо спокойному, Брахману в образе Лингама!»
В священном тексте «Шива Сахасранама Стотрам» (Тысяча имён Шивы) содержится несколько мантр Махалинги, вот одна из них: «ОМ МАХАЛИНГАЙЯ НАМАХА» – «ОМ, Великому Лингаму – поклонение!»
Маханирвана тантра
Диалог Шакти – Изначальной Энергии вселенной как супруги и ученицы и Шивы – Абсолютного Сознания, Высшего Учителя.
Дэви, божественная энергия вселенной, сказала: Под влиянием этой темной эпохи люди по своей природе станут злонамеренными и всегда грешащими. Кто же из тех падших людей будет практиковать йогу, мудры, петь священные гимны, рисовать магические янтры или выполнять другие подобные практики?
О, Шива, Владыка, открой мне милостиво путь достижения долголетия, здоровья и энергии, увеличения силы и мужества, путь, дарующий людям знание, разум и счастье. Путь, с помощью которого они станут великими в доблести, чистыми в помыслах, благоговеющими перед божествами и Учителями, обладающими знанием Брахмана, размышляющими о Брахмане, а также послушными родителям, преданными супругами, нежно любящими своих детей и родственников. Открой мне путь достижения сиддхи (совершенства) и ардхи (благополучия) для всех трех миров.
Выслушав эти слова, Шанкара, Благодетель миров, Великий Океан сострадания, так поведал о сути всего.
Садашива сказал: «О благом спросила Ты, всегда миру добро творящая! Никем раннее столь благоприятные вопросы не были еще заданы. О Драгоценная, все благое знаешь Ты, все, что сказано Тобой – истинно, истинно все это.
Всё знаешь Ты, Ведающая дхарму, Высшая владычица. Все сказанное Тобой так и есть, как оно постигается, без сомнения.
Люди в эту темную эпоху кали-юги подвержены злу. Без различения разумного и неразумного не будет очищения любыми обрядами. Не приносят людям желанных успехов предписания ведических самхит и шастр.
Путь Агама-тантры
Истинно, истинно, еще раз истинно сказано Мною: без пути Агама-тантр в кали юге не существует иного пути, о Возлюбленная! Кто Агамами пренебрегая в этот темный век другому пути следует, для того не будет успеха – истинно, истинно, без сомнения!
Во всех Ведах и Пуранах, Смрити, Самхитах и прочих писаниях поведано Мною: нет иного Господа миров, кроме Меня. Я – Источник очищения мира. От Моего Пути отвращаясь, миры погрязнут в ереси и грехах.
Кто же Моим Законом пренебрегая, какой-либо обряд совершает, бесплодным станет тот, о Богиня, и совершающий его попадет в ад. Тот глупец, который Мой Закон отвергая, другому учению следует, повинным во всех тяжких грехах становится несомненно!
В эту эпоху мантры тантрические действенны и приносят непосредственный плод, пригодны во всех обрядах – в джапе (рецитации), жертвоприношении и других. Теперь же бессильны древние ведические мантры, подобно змеям, лишенным яда. Раннее плодоносные, в кали-юге они подобны мертвецам. Безжизненные, как органы чувств, нарисованные на стене, все эти мантры бесполезны. Нет от этого ни результатов, ни совершенств, а лишь напрасное старание.
Тот человек, что желает достичь сиддхи (сверхспособностей) в кали-югу другими путями, подобен жаждущему глупцу, роющему колодец на берегу Ганги. Кто зная Мою дхарму, все же ищет другую, тот подобен желающему испить яда, имея при этом у себя дома нектар.
Нет иного пути достижения Освобождения и счастья в этой жизни помимо пути к Освобождению и счастью, указанного Тантрой.
Мною возглашены многочисленные тантры разнообразных видов с различными практиками для мастеров и учеников. Описаны многочисленные способы обретения совершенств, требующие постоянных усилий, но приносящие плод. В зависимости от того, какой вопрос задавался кем-либо из учеников когда-либо, таким давался Мною и ответ, о Возлюбленная, ради блага всех миров и ради блага всех живых существ, ссылаясь на учения разных эпох. Поскольку ради благополучия мира Ты спросила Меня, поведаю Тебе то, что послужит во благо вселенной.
Владыке вселенной всегда нравится творить добро вселенной, ибо Он – Душа вселенной и ее Защитник. Именно Он – Единый, Образ Истины, истинная Недвойственность, Наивысший, Самопроявляющий, всегда Полный, определяемый как Бытие – Сознание – Блаженство.
Он Неизменный, Самосущий, Неразличимый, Безмятежный, Всевидящий, Всемогущий, Свидетель всего и Душа всего, Сокрытый во всех существах, Всепроникающий, Вечносущий, Озаряющий чувства, Пребывающий вне всех чувств, Превосходящий миры и Причина их появления, Недосягаемый для ума, Знающий вселенную, Знающий все, Его же не знает никто.
Он правит вселенной и всем движущимся и неподвижным в трех мирах. На нем покоится и в нем пребывает весь этот непостижимый мир. Его Истиной озаренный, мир сияет, как Сама Истина. Именно от Его Сущности произошли мы, о Великая Богиня! Он Единый – Причина появления всех существ, Высший Господь. В сотворенных мирах он прославляется как Создатель Брахма.
Нет никого, кроме Него, Его созерцают и почитают ради счастья и Освобождения. Нет никакой необходимости ни в посте, ни в истязании тела, ни в следовании различным предписаниям, ни в сложных подношениях, нет нужды в различении времени и направления для тех, кто в Нем обретет прибежище.
Так в священной Маханирвана–тантре, наивысшей из всех тантр, сущности всех положений дхармы, в беседе Шакти и Шивы заканчивается глава, называемая «Вопросы о спасении существ».
ОМ САРВА МАНГАЛАМ – ВСЕМУ БЛАГО!
Обучение в Лесной Школе Йоги
Большой опыт личной практики и преподавания
Обширные знания различных направлений Йоги
Продвинутые эффективные методики обучения
Авторские разработки на основе первоисточников
Личные консультации по индивидуальным проблемам
Персональные рекомендации по дальнейшему развитию
© Центр Классической Йоги и Тантры «Лесная Школа Йоги» Yoga-Shambhu.ru Все права сохранены. 2006-2021 г.
Что такое шивалингам?
Шивалингам – это древний символ, олицетворяющий Шиву, одного из верховных Богов, согласно индуистской мифологии, образующих Божественную триаду вместе с Брахмой и Вишну. Он – единственный, кто имеет свою основную форму в непроявленном виде, вне форм и имен – Шивалингам.
Исторические данные
Первые упоминания о нем, приходятся на древние индийские писания Шива Махапураны, когда возник огромный столб огня перед Брахмой и Вишну которые спорили между собой, кто же из них является Создателем Вселенной.
Когда они вновь встретились, так и не обнаружив ни начала ни конца этого всеобъемлющего Лингама, то стали совершать поклонение ему, признав, что есть кто-то более могущественный чем они.
Удовлетворенный их поклонением, из огненного столба к ним явился Шива, который поведал об их истинном положении во Вселенной. С тех пор Шивалингам стал объектом для всеобщего поклонения и по сей день, а Шиваизм является одной из самых древнейших религий мира.
Шивалингам, как он есть
Шивалингам состоит непосредственного из самого лингама, овального камня, вертикально расположенного на йони – основании округлой формы с углублением, переходящим в желобок-ручей. На лингамах обычно изображают три горизонтальные линии – трипундру в сочетании с точкой посередине – бинди. Выделяют стационарный и переносной Шивалингамы.
Стационарные чаще всего встречаются из камней горных пород, также могли быть изготовлены из драгоценных камней и металлов, стекла, дерева, кристаллов и устанавливались в храмах или святых местах. Переносные, хранились в доме для ежедневного совершения пуджи (ритуал поклонения). Рекомендуем статью про храмы Таиланда.
Шивалингамы могли быть изготовлены вручную из различных материалов, таких как песок, рис, цветы, фрукты, пепел, сандаловая паста, масла, зерна рудракши и других элементов, которые после завершении обряда могли быть использованы как прасад.
Каждая такая изготовленная линга, носит свое название в соответствии с элементами из которых состоит и имеет свое значение. К примеру, Спхатика линга, создается из кристалла и исполняет все желания, Ситакханда линга, состоит из сладостей и одаривает освобождением от всех болезней и крепким здоровьем, Вамсанкура линга, производится из нежных листьев бамбука и дарит здоровое потомство.
Камень в виде лингама
Мантра пяти стихий «Ом Намах Шивайя»
Фото шивалингама в Индии
Шива + Шакти = Шивалингам (Матрица Мироздания)
В значении Шивалингама скрыта сакральная матрица мироздания, представляющая собой единение космической мужской силы – Шивы, в виде восходящей энергии в форме столба (лингама) и начала женской энергии во Вселенной – Шакти, в виде пьедестала (йони) на которой располагается лингам.
Связь энергий
Между собой эти две энергии неразрывно соединены и являются сутью одного целого – воплощением Брахмана на Земле космического, безличностного, духовного начала, лежащего в основе всего сущего. Где Шива представляет собой статический Божественный аспект, чистое сознание, а Шакти динамическая, творящая сила, Мать-Природа через которую проявляется Шива в материальном мире и таким образом происходит соединение Духа с Материей от которых исходит все живое на земле.
Без Шивы, Шакти не смогла бы появиться, но без Шакти, Шива не смог бы проявиться.
Более подробно про Бога Шиву и шивалингам вы можете узнать из статьи на сайте про Индию Indiada.
Шива являлся нашему миру в различных формах и Божествах, но в своем самом главном и основном проявлении, он выражен в бесформенной форме.
Возможно, это безликий Бог необходим нам для отождествления нами его не как осязаемой формы со всеми атрибутами, которую можно лицезреть, а как попытку познать трансцендентный дух, тотального космического сознания, пребывающего во всех нас вне времени и пространстве, являющийся чем-то невидимым, абстрактным и бесконечным… А через единение мужского и женского начал дает нам возможность прикоснуться к наичистейшему Единому.
> «> Сакральный смысл символов Шиваизма в матрице Мироздания. Часть первая. Шива Лингам
Эта работа является первой в ряду статей, которые будут посвящены исследованию сакрального смысла священных символов Шиваизма с помощью знаний о матрице Мироздания. Эта статья посвящена самому важному символу — Шива Линга-Йони. Предваряя рассказ о том, что известно о Шива-Линга из свободной энциклопедии Википедия, отметим, что материалистическая научная точка зрения, изложенная ниже, в виде тезиса: « В настоящий момент большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос…» весьма далека от Истины. Однако, несомненно, религиоведческая научная работа проделана, огромная.
Вот что известно нам из свободной энциклопедии Википедия:
Рис. 1. Ли́нгам (санскр. लिङ्गं liṅgaṃ IAST — знак, метка, признак [1]) — в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы. Является основной и самой важной формой и (или) образом Шивы. Другие варианты названия — Ли́нга, Линга-мурти, Линга-йони, Линга-йони-мурти, Линга-питха. В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко — квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь»[2]. Некоторые направления шиваизма — в основном, лингаяты — в своей практике используют лингам без йони.
Лингам — фаллос?
Научный взгляд
Факт фалличности Лингама был актуализирован в публичной сфере на Западе после того, как британским протестантским миссионером Уильямом Вардом (en: William Ward (missionary), в его книге «A View of the History, Literature, and Mythology of the Hindoos», вышедшей в 1815 году в Лондоне, был подвергнут жёсткой критике ритуал почитания Лингама — Вард назвал ритуал «…последней стадией деградации, до которой может опустится природа человеческая…» и заявил, что «…его символика слишком груба даже тогда, когда её пытаются облагородить для взгляда общественности». И хотя буквально через 10 лет, в 1825 году, Горас Вилсон в своей книге опроверг эту точку зрения, книга Варда ещё долгие годы пользовалась авторитетом в викторианской Британии. Взгляды на Индию и индуизм исследователей того периода были обусловлены колониальным сознанием.[5]
Религиозный взгляд
В Пуранах («Линга-пурана», «Шива-пурана» и др.), Тантрах, Агамах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы, — Безличностного Брахмана — пребывающим вне времени, пространства, качеств, формы и т. д. Согласно шиваитским Пуранам, именно Лингам является причиной существования материальной Вселенной. Наиболее интересным представляется миф из первой части «Линга-пураны».
И лишь в одной из редакций Деви-бхагавата-пураны есть легенда, связывающая начало почитания Линги и жертвоприношение Дакши. Согласно ей, после того как Шива в образе Вирабхадры оторвал голову Дакше и разрушил жертвоприношение, боги в ужасе начали молить Шиву об умиротворении. Однако их мольбы не помогали, и они обратились с молитвами к Деви. Богиня услышала их мольбы и посоветовала им почитать жертвенный столб — юпа-стамбха (yupa-stambha) — как самого Шиву, обещая в результате такого почитания милость Шивы, его снисхождение. Боги прислушались к совету Деви и через некоторое время Шива смилостивился и успокоился.
Рис. 2. Изображение Господа Шивы, перед которым находится Шива-Линга.
Символика Линги
Именно на этой аксиоме и строится в тантрических шиваизме и шактизме следующее восприятие Линга-йони-мурти:
Хотя справедливо утверждение, согласно которому не следует путать описываемый символ с китайским символом Инь-Ян, поскольку это два различных символа, рождённых в отличных друг от друга религиозных и философских традициях. И тем не менее можно легко определить сущностное сходство концептов Йони-лингама и Инь-Ян, как впрочем и многих других образов, рожденных религиозными традициями мира и воплощающих по сути дела те же религиозно-философские интуиции.
Этимология
Санскритский термин санскр. लिङ्गं liṅgaṃ IAST имеет множество значений, которые часто зависят от контекста самого произведения, в котором употребляется этот термин. Вот лишь некоторые из них : знак; эмблема; символ, метка; симптом; пол (мужской); фаллос; пятно; образ; доказательство; эффект, результат[8].
История
В современном индуизме, в школах шиваизма, шактизма, каумариков, ганапатьев почитание Лингама очень широко распространено. Лингам также почитают в части направлений шраута-индуизма и в некоторых вайшнавских сампрадаях.
Типы и внешний вид
Рис. 3. Разрез храмовой линги из Тамилнаду
Рис. 4. Справа — Лингамурти и слева — бык Нандин.
Рис. 5. Сваямбху-Лингам.
Кроме ликов Шивы-Панчамукхи, на Лингах часто изображают сюжет из Пуран, связанный с явлением Шивы Брахме и Вишну из огненного Лингама. Так же на подавляющем большинстве Лингамов изображается трипундра и бинду (символ шакти). Трипундра может быть изображена в виде:
а) трёх коротких горизонтальных линий;
б) растянутой по ширине восьмёркой;
в) тремя кругами, опоясывающими всё тело Лингама;
г) тремя перевёрнутыми полумесяцами.
Линга в храмах Тамилнаду и Юго-восточной Азии чаще всего представляет из себя цилиндр из тщательно отполированного камня с закругленными к верху углами, переходящего в середине в восьмигранную часть и к низу в квадратную. Верхняя, цилиндрическая представляет Шиву, восьмигранная — влагалище или Вишну и квадратная — Брахму. Линга внизу имеет проставку из цилиндрического камня, который защищает его от основания. Только цилиндрическая часть возвышается над основанием, которое имеет круговое или квадратное углубление, которое в свою очередь переходит в канавку-желобок-ручей, символизирующую женскую вагину.
Сваямбху-Лингам
В отличие от цилиндрических, которые всегда производятся вручную, овальные бывают как произведённые человеком, так и саморождённые — Сваямбху-Лингам или Бана-Лингам. Внешне простые камни, которые обтачиваются водами рек или морским прибоем. Сваямбху-Лингам достаточно редко находится и считается большой удачей. В Индии Сваямбху-Лингамы находят в основном в реке Нармада. Однако в настоящий момент их количество, и так не очень большое, резко сократилось. Это связывают со строительством в нижнем течении реки гидроэлектростанции. Сваямбху-Лингамы обычно просто устанавливают в специально сделанную для него основу (подставку). В отличие от сделанных вручную Лингамов, на Сваямбху-Лингамы крайне редко наносят какие-либо изображения, за исключением трипундры и бинду — их наносят или краской или гравируют на самом камне.
«Сиддханта Секхара» (Siddhanta-Sekhara) Шрипати (Sripati)[10] утверждает, что Сваямбху-Лингамам, которые были взяты из реки Нармада, уже поклонялись те или иные боги (в основном, Локапалы), и эти Линги содержит отпечаток этого поклонения. Существуют различные виды Сваямбху-Лингамов с различными знаками, характерными для этих богов[11]:
Материалы
Основными материалами для изготовления Лингама всегда были:
Кроме того, в текстах Пуран, Тантр и в других различных религиозных текстах шиваизма существует довольно значительный список веществ, из которых может быть сделан Лингам. Такие Линги обычно именуются либо по названию материала (или материалов), из которых они изготовлены, либо по особенностям или дарам, которые получает почитающий. Многие из них делаются только на один раз (например, Пхала-линга — делается из фруктов) и по окончании ритуала либо съедаются как прасад либо уничтожаются определённым ритуальным способом[12]
Ритуал
Рис. 6. Традиционное предложение цветов лингаму в Варанаси.
Ритуал Линга-пуджи — Линга-абхишека — имеется во всех шиваитских сампрадаях — они могут отличаться конкретными текстами, читаемыми во время самой пуджи, но все они сводятся к одному — Лингам есть Шива. Так же обязательным действием во всех сампрадаях во время пуджи является двукратное омовение Лингама водой (в начале и в конце пуджи), предложением ему огня (светильник с топлёным маслом — гхи), воды, цветов (хотя бы одного цветка или нескольких цветочных лепестков), благовоний, найведьи (фрукты). Также могут быть предложены молочные продукты, свежевыжатые соки, камфора (зажжённый светильник с камфорным маслом или зажжённые кристаллы) и многое другое — полный суммарный список наименований может включать в себя более 60-ти пунктов[13]. Во время подношения элементов пуджи читаются или специализированные мантры (часто — свои для каждого отдельного элемента) или определённые ритуальные тексты — так, допускается читать Шива-сахасранаму (если проводящий пуджу не владеет правильным чтением санскрита, разрешается читать на родном языке). Перед проведением ритуала и по его завершению желательно прочитать один круг (108 раз) Панчакшара-мантры или Махамритьюмджая-мантры.
Хотя считается, что Линга-пуджу может проводить любой человек, если у него есть желание, было бы желательно предварительно получить посвящение (упа-пуджа-дикша) или хотя бы благословение на ритуал от члена сампрадайи.
Шива-пурана (Видьешвара самхита, глава 21) напрямую указывает на необходимость почитания Линга-мурти в Кали-югу
Линга и Алтарь
Одной из причин такого расположения Лингама указывают крайнюю древность ритуала почитания — что во времена Риг-веды почитание Рудры-Шивы всегда проводилось отдельно от остальных богов и в северной стороне.
Трилинга
Трилинга (त्रिलिङ्गं triliṅga) или Трайолинга — Три линги. Согласно тантрическим трактатам шиваизма и шактизма (Шат-чакра-нирупана, Шива Самхита и другие), в теле человека находятся три линги (снизу вверх)[16]:
Линга-мудра
Линга-мудра — одна из мудр йогической и ритуальной практик (в ритуале часто применяется во время выполнения Шива-манаса-пуджи). Существует две формы этой мудры:
Так же есть Линга-йони-мудра. Существует несколько её форм, которые зависят от той или иной тантрической школы».
Йони
Рис. 7. Каменная йони, найденная в Лам Донге, Вьетнам.
Йо́ни (санскр. योनि) — санскритский термин, часто используемый для обозначения влагалища (как, например, в «Кама-сутре»), вульвы, матки. В буквальном переводе означает «чрево», «место рождения».
Слово имеет большое количество различных значений — как в мирском контексте, так и в религиозном: «источник, происхождение, место отдыха, сиденье, вместилище, хранилище, жилище, дом, гнездо».[1]
Джозеф Кэмпбелл ассоциирует йони с «Кали, чёрной богиней-кровопийцей, супругой Шивы».[2]
Самые древние археологические находки, которые принято считать йони и лингамом, были обнаружены при раскопках в Хараппе и Мохенджо-Даро и относятся к периоду Цивилизации долины реки Инд.
Рис. 8. Линга-йони из храма Cat Tien, Лам Донг провинция Вьетнама. (Linga-Yoni at the Cat Tien sanctuary, Lam Dong province, Vietnam)».
Перейдем к нашим комментариям.
КОММЕНТАРИЙ:
Рис. 10. Шива — Линга Йони в храме.
В статье на нашем сайте — Тайна «Имени» богини древнего Ирана Ардвисуры Анахиты в матрице Мироздания мы приводили пример записи на санскрите статусов «Имени» — Шивы – Сада Шива Линга и «Двойственного Имени» Шивы Ардханаришвара, олицетворяющего мужскую и женскую (Шакти) ипостась Господа Шивы в матрицу Мироздания.
Рис. 11. На рисунке показаны отдельно записи на санскрите двух слов – Арханаришвара и Сада Шивалинга.
Рис. 12. На рисунке показаны две записи на санскрите в Верхний мир матрицы Мироздания – 1. Ардханаришвара – в переводе Господь Шива в виде «двух половин» – Шива и его «супруга» Дурга (Мать мира). 2. Сада (всегда благой) Шивалинга (свет оплодотворяющий). Слева дуговыми скобками показано положение «сотворца мира» – Господа Брахмы и положение Джив (душ) в пространстве Верхнего мира матрицы Мироздания.
На рисунке 13 показана запись на санскрите в матрицу Мироздания слова – Лингам.
Рис. 13. Санскритский термин санскр. लिङ्गं liṅgaṃ IAST имеет множество значений, которые часто зависят от контекста самого произведения, в котором употребляется этот термин. Вот лишь некоторые из них : знак; эмблема; символ, метка; симптом; пол (мужской); фаллос; пятно; образ; доказательство; эффект, результат[8].
В заключение отметим, что сакральный символ Шивалинга или Линга-Йони, который нам стал понятен в результате наших исследований, фактически весьма далек от представлений, что — «В настоящий момент большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос…». Слово — Лингам на санскрите действительно обозначает также и пенис. Однако символ Шива – Линга или Линга – Йони «описывает» величайшую вселенскую силу или процесс «оплодотворения» Пракрити для творения Ею, в частности, «Видимого» или Материального мира Вселенной.
©Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.
Приложение:
Что делает пуджари во время пуджи?
ШЛОКА 109
«Священники-адишайвы [2] — это потомственные пуджари, которые присматривают за храмом и совершают разнообразные ритуалы и обряды как смиренные слуги Бога. Их обучают сложному искусству почитания обычно с молодого возраста. Аум.
Рис. 15. Фотография современного пуджари. Индия.
БХАШЬЯ
ШЛОКА 110
Во время пуджи посредством мантр, мудр и мистического ритуала священнослужитель призывает Божество. Все его действия детально описаны в Агамах; каждое действие, каждый произносимый слог полны эзотерического значения. Аум Намах Шивайя.
Рис. 16. Обряд омовения божества – Абхишека.
БХАШЬЯ
ШАИВА ШРАДДХА – ДХАРАНА
Шиваитский символ веры
Рис. 17 «Сомна́тх [3] (англ. Somnath Temple, гудж. સોમનાથ મંદિર) — храм Шивы, святое место паломничества индуизма в Прабхас-кшетре около селения Веравал в регионе Саураштра на западном побережье индийского штата Гуджарат. Здесь находится наиболее священный из 12 джьотирлингамов Шивы. В переводе, Сомнатх означает «защитник бога Солнца». Храм Сомнатха называют «вечным святилищем» — он подвергался полному разрушению шесть раз, но каждый раз отстраивался заново.[1][2] Существующий в настоящее время храм был построен в 1947 году по инициативе известного индийского политического деятеля и борца за независимость Индии Сардара Пателя.[3][4]
Рис. 18. Шива Линга в храме Сомнатх».
Ниже расскажем и разместим фильм об удивительном чуде – Как ведические божества пили молокою [4] :
Это чудо произошло в 1995 году. А началось все так: ночью раздался звонок в один из индийских храмов от незнакомого человека. Мужской голос сказал, что Ганеша хочет молока. Ганеша – это божество храма. И пуджари, человек, который служил Ганеше в этом храме, предложил божеству молоко. Он поднес ложечку с молоком к устам божества и с удивлением начал наблюдать, как ложка понемногу пустеет!
На утро о чуде с молоком знало все Дели. Сотни и тысячи людей с молоком в руках приходили в различные храмы чтобы напоить божества. Они предлагали его божествам – и молоко исчезало на глазах!
Через несколько часов эта новость облетела всю Индию. И вскоре во всех индуистских храмах по всему миру происходило одно и тоже – люди предлагали молоко божествам, и оно таинственным образом исчезало из посуды.
Только в одном храме Бирлы в Дели за один день божество выпило 125 литров молока, и побывало не меньше 50 тыс. человек. Люди были в восторге – все побросали рабочие места, офисы, школы и кинулись в храмы поить божества. Все верующие хотели увидеть это чудо своими глазами.
Рис. 19. Мурти Господа Шивы «пьет» молоко. Молоко просто исчезает на глазах при поднесении ложки с молоком к устам Шивы.
Но вместе с тем, как только эта новость дошла до индийских ученых-атеистов, они сразу же ринулись разоблачать это чудо и кричать во весь голос: «Этого не может быть! Эти фанатичные брахманы, служащие в храме, специально сговорились и все подстроили! Это гипноз!». Они стали объяснять это чудо так называемым «капиллярным эффектом», который исходит от каменной статуи, и поэтому она в свои поры впитывает жидкость. Даже если так, почему же это раньше не происходило, и как в один день «камень» смог всосать в себя 125 литров молока? И что тогда происходит с другими божествами из бронзы, которые также пьют молоко? Вряд ли у них присутствует этот капиллярный эффект. Но самое интересное заключалось в том, что даже божества, изображенные на календарях пили молоко! И это чудо было снято на видео и фотоаппараты, которые не поддаются гипнозу и самовнушению. Тем не менее, атеисты не хотели в это верить и даже создали комитет по разоблачению чуда с молоком.
Если человек отказывается во что-то верить, то даже если Господь предстанет перед ним, он скажет: «Не может быть!»
Рис. 20. Мурти Господа Ганеши, которое тоже «пило» молоко.
Господь имеет право на то, чтобы не открывать себя мошенникам и глубоким атеистам. Но Он открывается своим преданным, верующим людям, которые искренне стремятся служить Богу и познать Его.
Этот удивительный день останется в памяти у многих людей, которые смогли посетить храмы и увидеть это чудо.
Молоко мог предложить каждый паломник, это мог сделать даже мусульманин, зашедший в храм по любопытности.
Этот день без сомнения изменил сознания не только верующих людей, и придал большой стимул к духовному развитию».
[2] Садгуру Шивайя Субрмуниясвами, Танец с Шивой, Современный Катехизис Индуизма, «СОФИЯ», Киев, 1997 г., с. 319 – 321.