линейный эфир что такое
Линейный эфир что такое
Ведущий программ
Это ведущие, которые ведут определенные программы, с узкоспециализированной тематикой. Это может быть ведущий, который хорошо разбирается в политике, он будет вести аналитическую программу, на которой будут обсуждать насущные вопросы и горячие политические новости, общаться с гостями. Такой ведущий должен обладать, хорошим аналитическим складом ума, уметь развивать темы, уметь разговорить гостей эфира.
А вот например ведущие утренних шоу программ, должны обладать хорошим чувством юмора и уметь разговаривать четко и «позитивно». Чтобы доносить нотки радости до своих слушателей, которые собираются или уже едут на работу. Подытожим, ведущие программ, должны хорошо разбираться в тематике своей программы и уметь подготавливать хороший информационный материал.
Новостной ведущий
Ведущий новостей, это отдельная и очень специфическая работа. Ведущий новостей как правило проводит в эфире меньше всех времени, его основная работа, это сбор горячих и полезных новостей. Новости должны быть самыми свежими и актуальными. Ведущий новостей должен обладать хорошей дикцией и уметь быстро и четко произносить слова. Этому обучают на курсах радиоведущих в «Школе Звука» с первого и до последнего занятия. Нередко ведущие новостных программ на радиостанциях имеют журналистское образование.
Музыкальный радиодиджей
Вот основные специализации ведущих в эфире, есть еще корреспонденты, которые передают информацию с места событий, но к радиоведущим его не относят.
О Проекте
О чём говорить в линейном эфире?
Важно
Если у вас наступает творческий кризис, и кажется, что просто нечего сказать слушателям, вы просто обленились и перестали наблюдать за жизнью. Есть такое важное изобретение программных, которое называется эфирный блокнот. Сознательные RDJ носят его с собой всегда и записывают абсолютно все эмоции, которые получают от жизненных ситуаций. Вы ехали в такси, в котором водитель слушает вашу радиостанцию? Почему не рассказывали об этом в эфире? Вам бывало плохо от того, что любимый человек не звонит слишком долго? Весь секрет в том, что в эфире надо быть человеком, а не звездой. Солнце светит одинаково всем, перестаньте говорить о возвышенном и далёком, говорите о том, что волнует всю страну, отдельно взятого человека, конкретно вас!
Какие темы можно затрагивать в линейном эфире?
Говорить можно всё, главное – делать это искренне. Начнём с простого, перейдём к более сложным вещам.
1.Пересменка: расскажите своему коллеге в эфире анекдот, спросите его, куда он направится после работы, сделайте ему комплимент, пошутите вместе на злободневную тему.
3. Актуально-оперативные выходы: без них никуда, особенно для эфиров мегаполисов:
4. Музыкальные новости (billboard.com, lenta.ru/music) Важно: ни в коем разе не скатывайтесь до банального озвучивания новости, это ниша новостника, вы обязаны говорить о новостях так, словно вы рассказываете их своему лучшему другу. С той же степенью задора и увлечённости. Если нет интереса у вас, откуда он возникнет у слушателя, который включает радиоприёмник?
5. Выход-наблюдение: материал для этих подводок целиком и полностью находится в вашем эфирном блокноте.
6. Анонсы: Ди-джей – личность, но не личность автономная от станции, на которой он работает, поэтому не забываем анонсировать игры, крупные акции, вечерние проекты и музыкальные треки, которые появятся в ближайшие 15 минут. Если делаете анонс песен, называйте не больше 3 композиций, причём, в обратной последовательности их появления в эфире.
8. Лайф. Я называю это шуршанием оберток конфет в микрофон («День радио»). То есть. Пьёте чай? Скажите об этом в эфире и постучите ложкой по кружке. В эфирной находится гитара? Поиграйте на ней, я помню, особенно хорошо это получилось однажды у «Бригады У». Будьте органичны, делитесь тем, что происходит с вами в данную минуту времени, реалити-шоу всегда имели высокие рейтинги!
9.Пиар станции. Сейчас большинство радиостанций имеют он-лайн трансляции на сайте, пиарьте возможность слушать ваши замечательные волны в любой точке мира. Не говорите напрямую, что вы лучшие, не добивайтесь этого от слушателей, просто давайте им изредка понять, что у тех, кто сейчас настроился на такую-то частоту, идеальный вкус 🙂
Александр Плющев. О работе радиоведущего и школьниках в эфире
– Чем занимается радиостанция «Эхо Москвы»?
– «Эхо Москвы» — крупнейшая частная общественно-политическая радиостанция в России. С 1990 года она освещает общественно-политическую ситуацию в стране и мире, рассказывает о новостях.
– Что входит в обязанности радиоведущего?
– Радиоведущий ведет линейные эфиры и передачи в различных жанрах: новостные программы, передачи развлекательного толка, беседы и интервью с гостями и т.д.
– Что такое линейный эфир?
– У нас на радиостанции существует три вида программ, линейный эфир — один из них. Его суть заключается в том, что радиоведущий несколько часов подряд в эфире обсуждает разные темы. Время от времени к нему подключаются с рубриками другие люди и говорят об автомобилях, спорте, свежей прессе и прочих вещах.
– Какие еще есть виды программ?
– Еще один вид программ — передачи. В передаче также могут быть рубрики, но все они посвящены одной теме. Сами передачи, в свою очередь, делятся по жанрам. Существуют передачи-обсуждения, когда два человека разговаривают на определенную тему, передачи-интервью с гостем или круглые столы, когда приходят несколько гостей с разными точками зрения и спорят друг с другом.
Третий вид программ — это новости. У нас бывают большие информационные программы, а также регулярные выпуски новостей. Кроме того, у нас есть маленькие образовательные передачи, которые мы вставляем между основными программами.
– Кто составляет расписание радиопередач?
– Обычно этим занимается продюсер, но у нас это делает главный редактор. Он придумывает сетку радиопередач и распределяет ведущих по неавторским программам.
– Как придумывают новые программы?
– Их придумывают и главный редактор, и продюсеры, и сами ведущие. К примеру, продюсер, работая над новой программой, использует все возможные средства, начиная от инициативы со стороны и заканчивая подсматриванием у зарубежных коллег или воплощением идей, пришедших ему во сне.
– Если радиоведущий придумал идею для передачи, как ему убедить руководство включить ее в эфирную сетку?
– Если я придумаю новую передачу, я подойду к главному редактору и скажу: «Алексей Алексеевич, я хочу создать передачу о моде среди политиков и приглашать политиков рассуждать о моде на одежду, на стиль, на образование». Главный редактор мне, скорее всего, скажет: «Давай подумаем над этим, принеси набросанный проект».
После этого я установлю хронометраж — напишу, например, что это будет передача на час, решу, кого я хочу пригласить в качестве гостей, кого — в качестве экспертов, как все будет происходить.
Если проект главному редактору понравится, я запишу пилотный выпуск — представлю новую программу вживую. Если нужна имитация прямого эфира, звонки слушателей, смс-сообщения в редакцию, попрошу помочь коллег. Приглашу гостей, которым честно скажу, что эта запись не пойдет в эфир, это пилотный выпуск. Мы создадим различные ситуации, которые помогут раскрыть суть программы, показать, что в итоге должно получиться. Затем пилотный выпуск прослушает главный редактор или целый совет, который и вынесет свой вердикт.
– Какие передачи ведете вы?
– У меня есть авторская программа «Точка» про интернет и технологии. К примеру, в последнем выпуске мы говорили о шеринговой экономике (экономике совместного потребления — прим. сайта) — аренде различных вещей, каршеринге (аренде автомобилей — прим. сайта), прокате самокатов. Сама передача по структуре очень простая: я приглашаю гостей — экспертов в той или иной теме, и мы обсуждаем некое явление. Либо мы устраиваем конференцию со слушателями, когда пользовательский опыт интереснее, чем рассказы участников рынка.
Также с понедельника по четверг я веду утренний линейный эфир и время от времени работаю ведущим выпусков новостей.
– Готовится ли радиоведущий к эфиру?
– Каждый жанр предусматривает свою подготовку. Вообще ведущий общественно-политического радио должен быть постоянно в курсе новостной повестки, помнить, кто основные эксперты в той или иной теме, уметь быстро найти любую информацию.
И, конечно, ведущий готовится непосредственно по теме эфира: читает информацию по этому поводу, говорит с коллегами, выбирает экспертов, смотрит новости.
Что касается текста, который он будет произносить в эфире, то обычно его не пишут заранее — такой текст готовят только для выпусков новостей. Как правило, ведущий составляет план эфира, записывает вопросы к интервью или тезисно отмечает темы, на которые хочет поговорить с гостями. Можно записать какие-то интересные сравнения, шутки, афоризмы, чтобы не забыть вставить их в эфир.
– Как проходит работа в эфире?
– К примеру, у меня есть утренний эфир, который я веду вместе с моей коллегой Татьяной Фельгенгауэр. Накануне мы обсуждаем примерные темы, набрасываем их в Google Docs, решаем, кто у нас будет экспертом, кому мы можем позвонить и т.д.
Эфир длится с 8 до 11 утра, поэтому в семь мы с Татьяной уже встречаемся в кафе, чтобы подготовиться и погрузиться в деловую атмосферу. Мы распределяем темы по эфирной сетке, расставляем по ней записанные материалы и живые включения. Без 15 восемь мы идем в офис, и ровно в 8:05 выходим в эфир и говорим: «Доброе утро, с вами Александр Плющев и Татьяна Фельгенгауэр».
В течение эфира мы обсуждаем различные темы, кому-то звоним, общаемся со слушателями, придумываем для них творческие задания. Периодически к нам приходят люди с различными рубриками. Так проходят мои четыре дня — с понедельника по четверг.
– Как вы стали радиоведущим?
– Случайно. В начале девяностых я учился в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева. В эту пору в России был бум журналистики, «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты» выходили многомиллионными тиражами. Я тоже мечтал стать журналистом и устроился в студенческую газету «Менделеевец». Там в редакции я познакомился с Димой Пинскером. Помимо «Менделеевца», он работал ведущим и корреспондентом на радио «Эхо Москвы» и предложил мне тоже попробовать себя в качестве ведущего новостей. Я почитал новости в эфире да так и остался.
– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать радиоведущим?
– Пополнение штата «Эха Москвы» идет в основном за счет выпускников факультетов журналистики. Однако работают и представители других специальностей. К примеру, у нас есть политолог.
– Какие личностные качества должны быть у радиоведущего?
– Самое главное — это любопытство и любознательность. Без любознательности человеку, на мой взгляд, в журналистике придется очень сложно, ведь всем надо будет заниматься через силу. Кроме того, в работе на радио не помешают навыки общения с людьми. Не обязательно зазубривать «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Просто нужно не избегать телефонных разговоров с незнакомцами, уметь поддержать разговор о погоде и не стесняться спрашивать у людей то, что действительно интересно.
– Как начинающему специалисту найти работу на радио?
– Чаще всего новые люди к нам попадают через университетскую практику. Вначале они знакомятся с работой радиостанции, потом им дают попробовать что-то сделать самим. Конечно, вначале их работы идут «в стол», затем что-то выпускается в эфир после проверки более опытными товарищами. А потом, если человек хорошо себя зарекомендовал, и у «Эха Москвы» есть такая возможность, ему предлагают постоянную работу.
А однажды мы приняли на работу школьника. Он просто бомбардировал главного редактора и генерального продюсера письмами о том, как он хочет работать на «Эхе Москвы». Чтобы как-то отвязаться от него, парня поставили на ночной эфир вместе со мной, но неожиданно он оказался очень талантливым. Сегодня этот школьник — известный ведущий на «Первом канале».
– С какими трудностями может столкнуться радиоведущий?
– Сложно все время находить что-то новое и находить силы на реализацию этого. Кроме того, радиоведущий должен заряжать людей своей бодростью, а для этого он должен найти источник этой бодрости внутри себя. Это непросто, особенно по утрам.
– Чем может заняться радиоведущий, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может уйти в журналистику другого рода, скажем, попробовать писать, SMM, PR, заняться рекламой или преподаванием.
– Будет ли радио и, соответственно, радиоведущие востребованы в ближайшем будущем?
– Сейчас все СМИ уходят в интернет и, я уверен, радио сделает то же самое. Если под «радио» воспринимать средство доставки информации, приемник, в котором крутят ручку, то наверняка оно скоро умрет. Но радио как способ подачи информации никуда не денется. На мой взгляд, это единственное СМИ, которое можно воспринимать между делом — во время готовки, глажки белья, вождения автомобиля. Поэтому и радиоведущие скорее всего будут востребованы, хотя некоторых из них, например, ведущих новостей уже сейчас номинально можно заменить роботом.
– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе радиоведущего?
– Единственная книга о журналистике, которая мне понравилась, — это «Кисло-сладкая журналистика» Матвея Ганапольского. Правда, она написана про «Эхо Москвы», и человек, придя на работу в другое СМИ, может удивиться, что там все не так. Также можно почитать книги знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга. Из фильмов я рекомендую посмотреть старый ситком «30 Rock» о работе комедийного шоу на канале NBC. Он дает хорошее представление о том, из какого сора порой рождаются те или иные вещи.
Профессия ведущего на радио: смотрим на работу изнутри
Тамара Коновалова
«Почему они такие бодрые и веселые в семь утра?» Если ты хоть раз задавался этим вопросом, по дороге в школу слушая радио, сегодня ты узнаешь ответ! О том, что из себя представляет профессия ведущего на радио, о шансах студента на хорошую зарплату и о подвешенном языке говорим с Анастасией Самсоновой, ведущей «Радио Мария».
– Профессия ведущего на радио сейчас актуальна, если все переместились в интернет?
– Конечно! Обязанности ведущего зависят от радиостанции. Например, моя должность называется «Ведущий линейного эфира». Помимо того, что я как журналист готовлю несколько программ, я делаю еще много всего. Я сижу за микшерным пультом и разбираюсь во всех его кнопочках, огонечках, вывожу в эфир людей. Слежу за техникой, за микрофонами, настраиваю качественный звук.
В перерывах между прямым эфиром мы планируем сам эфир, составляем сетку (передач. – прим.автора) и плейлисты. Также мы запускаем видеотрансляции, подключаем музыку, сохраняем передачи в архив для Роскомнадзора, если им вдруг захочется послушать.
Но когда я работала в других редакциях, за пультом работал звукорежиссер, а радиоведущий занимался только наполнением программы. Это текст, «синхроны», «лайфы» («интерактивные» вставки в программу, когда в эфире звучит запись комментария человека, который не присутствует в студии – прим. автора), немного монтажа.
– Тогда главный вопрос: нужно ли современному подростку учиться на радиожурналиста, чтобы потом работать по специальности?
– Я сама закончила факультет журналистики СПбГУ, кафедру телерадиожурналистики. Почти все одногруппники работают на радио или связаны с ним. Но это не обязательное условие.
Здорово, если человек закончил журфак и представляет себе, что такое журналистика, для чего она нужна и если он прошел огромное количество стажировок в течение учебы. Однако и без опыта можно найти подработку на радио, даже если ты биолог, геолог или математик.
Главное – хорошо подвешенный язык и дельные мысли, умение структурировать свою речь.
– Наверняка вы давно для себя выделили положительные и отрицательные стороны в работе радиоведущего. Поделитесь?
– Во-первых, это совершенно точно не скучная работа. Иногда я даже немного завидую тем, кто сидит в офисе. Им надоедает однообразие, им на отдыхе хочется каких-то ярких впечатлений. Работа радийщика настолько насыщена событиями, что, когда ты приходишь домой после тяжелого трудового дня, хочется лечь и лежать. Эта работа затягивает, забирает много сил и энергии.
Во-вторых, это творческая профессия. Как бы ни говорили, что журналист работает по лекалам, журналист – творческая личность. У нас у каждого свой подход к текстам, мы через них раскрываем людей, раскрываем себя в эфире. Да, творчество – несомненный плюс.
Если вам интересна профессия ведущего на радио, но не уверены, подходит ли вам эта профессия — можете пройти профориентационный курс MAXIMUM. Консультация бесплатно!
Минусы вытекают из плюсов: невозможно быть радийщиком с 9:00 до 18:00. Ты постоянно думаешь над новыми темами, материалами: надо сказать главреду, что нам не хватает такого-то материала, нам нужно запустить такую-то передачу. Но с другой стороны, если человек искренне это любит и включен в процесс, у него много сил, то ему не надоест и это будет даже плюсом.
К тому же, любая работа в сфере медиа нестабильна: сегодня она есть, завтра ты на фрилансе, послезавтра уходишь в сферу, вообще с медиа не связанную. Да, у нас жесткая борьба за место под солнцем. Это мотивирует, заставляет развиваться. Но если хочется немножко расслабиться, в сфере радиожурналистики это невозможно.
– Какие качества должен иметь классный ведущий на радио?
– Во-первых, приятный голос – без этого никуда. Если на ТВ могут выкрутиться люди с не самым приятным тембром, но красивые внешне, у нас это невозможно. Голос – наш основной инструмент. Не может быть маляром человек, у которого артрит рук, нельзя сыграть красивую музыку на расстроенном фортепиано. Плюс, нужно быть человеком грамотным – это, думаю, в пояснении не нуждается.
Очень важно быть «живым» человеком, энергичным. Без энергичной подачи, без постоянного заряда активности невозможно реализоваться, даже если найти узкоспециализированное СМИ и занять там свою нишу. Человеку флегматичному будет довольно-таки трудно, работа радиоведущего требует постоянной отдачи.
К тому же, мозг должен быть очень прокачанным: нужно искать, отсеивать информацию, понимать, что понравится нашей аудитории. Даже во сне ты остаешься журналистом.
– Дайте совет нашим читателям: как студенту без опыта работы пробиться на хорошее радио да еще и с зарплатой?
– Например, прийти в редакцию, долго-долго там ходить, понравиться всем и поразить своим мастерством – тогда есть шанс стать хотя бы внештатником с минимальной оплатой. Либо неоплачиваемая стажировка.
– Допустим, наш студент устроился на радио. Что его ждет в плане карьеры?
– Радиожурналист начинает с корреспондента и делает коротенькие сюжетики. Потом получает свою рубрику, потом свою передачу, а позже и несколько передач. Дальше он становится редактором и работает уже с другими журналистами. Плюс, есть не только вертикальный, но и горизонтальный рост. Можно менять тематику радиостанции – переходить с молодежных на политические, с политических на музыкальные. Карьера в этой сфере зависит только от амбиций и возможностей конкретного человека.